Конспект урока чередование гласных в корне 10 класс презентация

Обновлено: 07.07.2024

прививать любовь и уважение к русскому языку, истории его развития.

Оборудование урока: интерактивная доска;

карточки-таблицы с заданием;

орфографические и этимологические словари;

Учитель: Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания по теме

“Правописание гласных в корне слова”, расширим и углубим представление о языке, истории его развития.

— Запишите число и тему урока

— Посмотрите на доску, прочитайте задание. Задание понятно?

Класс выполняет первое задание в тетрадях.

— Как вы думаете, это задание связано с темой нашего урока?

(знание словообразования помогает в правильном написании орфограмм)

— Что такое орфограмма?

(Правописание букв в словах – это орфограмма)

— Обозначим орфограммы корня в словах второго ряда.

Итак, сегодня на уроке мы повторим правила написания гласных букв в корне слова.

Запись подтемы урока.

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

—Откройте учебники на стр.33. Прочитайте слова в 1 и 2 столбика.

Что же надо знать, чтобы не перепутать проверочные слова?

1. Главное – выяснить лексическое значение слова или корня.

2. Надо знать - это проверяемая гласная, непроверяемая или чередующаяся.

3. Выбираем способ проверки гласной буквы в корне.

— Упражнение 35, прочитайте задание. Определим способ проверки гласной в этом упражнении.

В книге, устно, по цепочке.

— А теперь обратимся к тексту упр. 42, анализ текста поможет нам понять некоторые исторические закономерности развития языка.

(работа с текстом)

— Задания к тексту на слайде.

Читаем текст, вставляем пропущенные буквы, называем правило.

тема – (о чём говорится в тексте?) о русском языке;

главная мысль – большое влияние на развитие русского языка оказали европейские языки, в том числе старославянский;

текст имеет заглавие “Русский язык”.

в тексте выделяются абзацы, которые идут в определённой последовательности; можно выделить микротемы.

Микротемы.

1. В многоголосом хоре людей выделяются родственные языки.

2. Русский язык развивался на основе общевосточнославянского языка.

3. Положительное влияние на русский язык старославянского языка.

Учитель: закономерным следствием слияния в нашем языке двух потоков – старославянского и древнерусского - является один из видов чередований гласных в корне – неполногласие с полногласием.

— Прочитайте правило №1 на стр. 34

(учащиеся на интерактивной доске заполняют слайд, подбирают пару с полногласием)

Выполняем упр. 40, стр. 34. (простым карандашом в книжке.)

укоротить – коротко, короткий;

головной – головы, головушка,

помолодевшим – молод, молоденький;

Вывод: слова с неполногласием следует проверять родственными словами с неполногласием, а слова с полногласными сочетаниями проверяем словами с полногласием.

Учитель: а сейчас на слух определите слова с этими чередованиями, запишите, приведите к ним пару.

1. Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,c С теремами да садами.

2. … Море вдруг
Всколыхнулося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые.

3.Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате.

4.Видит: белочка при всех
Золотой грызёт орех.

5. Вкруг неё стоит грозная стража
На плечах топорики держат.

6.И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных.

— Назовите автора этих с детства знакомых строк.

— Очень часто старославянизмы использовали поэты XIX века в своих произведениях. С какой целью, как вы думаете?

(Старославянизмы использовались для придания речи особой выразительности, торжественности.)

Прочитайте правило №2 стр.34.

Упр.41, простым карандашом в книге вставляем буквы и объясняем.

Слайд 6 (схема)

Учитель: следующая орфограмма – непроверяемая безударная гласная в корне.

Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

(Читаем на слайде)

Учитель: не всегда под рукой есть словарь, поэтому мы правописание некоторых слов запоминаем.

Как мы называем такие слова?

Упр. 43. Вставим непроверяемые безударные гласные, в случае затруднения обратимся к орфографическому словарю.

(Учащиеся выполняют упражнение самостоятельно, проверка по цепочке у доски)

Обратите внимание на слайд. Прочитайте слова академика Срезневского: “Орфография слова есть биография слова”.

В каких словарях мы читаем биографии слов?

Работа по этимологическому словарю. Выяснение значений слов

обаяние и обоняние. Запись на слайде и в тетрадях. Как называются такие слова? (Паронимы)

— Ребята, вы знаете, что 2007 год объявлен президентом России годом русского языка.

"2007 год мы проведем, как Год русского языка и в России, и в мире, где знают, ценят и любят русский язык", - заявил глава государства.

Слайд 9 Слайд10

Мы вспоминаем сегодня учёных, которые посвятили свои жизни изучению русского языка.

Учитель: в выполнении упражнения 44 поможет слайд. Посмотрите на доску.

Прочитайте задание к упражнению.

(На интерактивную доску вводятся термины, учащиеся перетаскивают термины соответственно понятиям)

— Сейчас внимательно послушайте разговор персонажей мультфильма.

Учитель: — Не только это слово. Есть и другие слова, которые пишутся по специальным правилам. Вы, ребята, догадались, о каком правиле идёт речь?

(правописание чередующихся гласных в корне слова)

Следующая подтема урока – (запись):

Чередующиеся гласные в корне слова

Стр. 36 - 38, чтение правила.

Учитель: итак, ребята, какие четыре фактора влияют на выбор чередующейся гласной в корне слова.

2)наличие суффикса а;

3)качество последнего согласного в корне;

— Прочитайте большое правило на страницах 36-38.

— Заполнить строки соответствующими корнями.

Выполним упр.49 самостоятельно, проверка по ключу,

назвать количество ошибок.

Учитель: ребята, урок заканчивается. Подвести итог урока, назвать все орфограммы, которые мы сегодня повторили, поможет таблица

(К доске по желанию)

На доске и каждому ученику выдаётся карточка-таблица для заполнения.

Желательно, чтобы слова не повторялись.

— Запишите домашнее задание.

Учитель: завершает наш урок компьютерный тест, решив который, вы узнаете сами свою оценку.

Написание слов с чередующимися безударными гласными в корнях слов ( е — и; а (я) — им (ин); а — о ) основано на ряде особых правил. Чередование е—и В корнях с чередующимися гласными е — и ( - бер- — -бир-, -пер- — -пир-, -мер- — -мир-, -стел- — -стил-, -дер- — -дир- и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс –а- , например: выб и р а ть — выб е рут, зап и р а ть — зап е реть, ум и р а ть — ум е реть, расст и л а ть — расст е лить, разд и р а ть — разд е рут, бл и ст а ть — бл е стеть. На этом же правиле основано правописание корней, в которых а (я) чередуется с им или ин, например: сж ат ь — сж им а ть, прим я ть — прим ин а ть, нач а ть — нач ин ать, сн я ть — сн им а ть; им или ин пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс –а- . Но: соч е тать, соч е тание.

4. В корнях –клан- — -клон- , -твар- — -твор- под ударением может быть и а, и о, без ударения только о, например: кл а няться, покл о н, накл о нение; тв а рь, тв о рчество, тв о рение. Исключение: утв а рь. 5. В корнях –гар- — -гор- в безударном положении также обычно бывает о (под ударением — а ), например: заг о реть — заг о рать, заг о релый, заг а р. Исключение: выг а рки. 6. В противоположность рассмотренным в п. 4 корням в корнях –зар- — -зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о ), например: з а ря, з а рница, оз а рённый, но: з о ри, з а рево. 7. В корнях –скак- — -скоч- в безударном положении буква а обычно пишется перед к, а буква о – перед ч, например: ск а кать — вск о чить, подск а кать — подск о чить, выск о чка. Но: ск а чок, ск а чу (1-е л. ед. ч.), ск а чи (повелительное наклонение).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗМИНКИ Упражнение 1. Перепишите. Устно укажите вид глаголов. Подчеркните чередующиеся гласные одной чёрточкой, суффикс –а- обозначьте. Уб..раю комнату — уб..ру комнату, отп..рать замок — отп..реть замок, зам..реть от восторга — зам..рать от восторга, раст..реть сахар в ступке — раст..рать сахар в ступке, уд..рает без оглядки — уд..рёт без оглядки, разж..гать костёр — разж..чь костёр, выч..тать одно число из другого — выч..сть одно число из другого, пожать руки — пож..мать руки, прокл..нать кого-нибудь — проклясть кого-нибудь, занять позицию — зан..мать позицию.

Упражнение 3. Перепишите. С выделенными словами составьте предложения или словосочетания (устно). Изл..гать, изл..жить, предпол..гать, предпол..жить, прик..саться, прик…снуться, предпол..жение, предпол..гаемый, соприк..саться, нал..гать, ул..жение, прил..гательное, разл..жение, разл..гать; пл..вцы, попл..вок, распл..влять, выпл..вка, пл..вучесть, выпл..влять; обувь пром..кает, обм..кнуть кисть в краску, хорошая пром..кашка, непром..каемое пальто, вым..кнуть под дождём.

Упражнение 4. Перепишите, объясните правописание. 1) Наши дела сл..жились блестяще. (Т. С.) 2) Эта книга дана в качестве прил..жения. (Т. С.) 3) За нарушение правил уличного движения нал..гается штраф. (Т. С.) 4) Её ул..жили, и она впала в усыпление. (П.) 5) Лошадь едва к..салась земли. (Т. С.) 6) Печка так накалена, что нельзя прик..снуться. (Т. С.) 7) Выпл..вка чугуна идёт непрерывно. (Сераф.) 8) Погиб и кормщик, и пл..вец. (П.) 9) Проливной дождь вым..чил меня до последней нитки. (П.) 10) Обломов взял перо, обм..кнул в чернильницу, но чернил не было. (Гонч.) 11) Пол выл..жен цветными плитками. (Гл.) 12) Предпол..гается закончить театральный сезон к 15 июня. (Т. С.)

Упражнение 5. Перепишите, указывая в словах с пропущенными буквами ударение. Обозначьте их корни. Скл..ниться над ручьём, скл..няться над водой, накл..нить голову, накл..няться над чертежом, прекл..няться перед кем-нибудь, прекл..нить колена, откл..нение в сторону; затв..рить калитку, затв..рять дверь, чудесное тв..рение, раств..рить окно, раств..рять ворота, нераств..римые вещества, раств..ритель металлов, домашняя утв..рь; хорошо заг..реть, заг..рать на берегу моря, медленно сг..рать, сг..реть дотла, двигатель внутреннего сг..рания, заг..релый юноша, дог..равший костёр; оз..рять пламенем, оз..рить солнцем, оз..рённый луной, яркие з..рницы, утренняя з..ря.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чередование гласных в корне слова

Тренажер предназначен как для индивидуальной, так и для коллективной работы учащихся. может быть использован при закреплении материала, при повторении, а также при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

презентация "Обобщение знаний по теме Чередование гласных в корне слова"

В данной презентации содержится материал по темам: "Чередование гласных после шипящих в корне слова", "Буквы и-ы после ц", "Чередование гласных в корнях лаг-лож, раст, рос".

чередование гласных в корне слова.

Урок-путешествие в зимнюю сказку.Использован иллюстративный материал,презентация.

Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему.


Дидактические материалы для повторительно-обобщающего урока по теме "Чередование гласных в корнях слов"

Данные материалы представляют собой разработки заданий различного типа, которые можно использовать для повторения и обобщения по указанной теме как на уроках русского языка в 6 классе (повышенный уров.


Орфографическая мастерская по составлению таблицы по теме "Чередование гласных в корне слова". 10 класс.
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Чередующиеся гласные в корне слова.docx

Тема урока: Чередующиеся гласные в корне слова (10 класс).

- актуализировать, систематизировать и углубить знания, полученные в 5-9 классах;

- подготовить к выполнению заданий тестовой части ЕГЭ № 9-10;

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. Урок с использованием элементов TED – формата.

Оборудование: проектор, презентация.

Задачи урока:

  1. Образовательная - повторить, закрепить и систематизировать основные понятия ранее пройденного материала.
  2. Воспитательная - прививать культуру умственного труда, умения работать коллективно, в группе, самостоятельно находить правильное решение поставленной цели.
  3. Развивающая - расширить представления по данной теме, разделу, подготовить к восприятию нового материала, развивать логическое мышление.

1. Оргмент.

2. Актуализация знаний.

Задание 1.

Орфоэпическая разминка ( слайд 1 ). Ударения не расставлены.

ЗапломбировАть, завИдно, включАт, феномЕн, гофрировАть, крАла, Ожил, балУясь, каталОг, некролОг, бралА, у бухгАлтеров, включЕнный, втрИдорога, дОгмат, дОнельзя, нАчатый.

Переписать слова. Расставить ударение. Обменяться с соседом по парте для взаимопроверки.

После сверяемся со словами на экране. Учитель выводит на экран ударения, учащиеся сверяют.

Задание 2: Фронтальный опрос.

- Назовите принципы русской орфографии.

- Раскройте каждый. Приведите примеры (слайд 2).

Некоторые учащиеся не смогут ответить на вопрос, так как десятиклассники в первом полугодии ещё не осознают, что скоро экзамены и периодически не учат теоретическую часть параграфов. На экране появляется Роберт Дауни (слайд 3), его лицо выражает явное недовольство. Читать нотации десятиклассникам бессмысленно, нужно искать другие подходы. И чтобы оживить урок и привлечь внимание к теме, я использую мемы, которые так любят подростки. Это элемент формата TED .

3. Проблемный вопрос. Формулирование темы урока (слайд 4).

На экране даны слова. Задача учащихся подумать, по какому принципу можно разделить эти слова на группы. Это задание позволит не только актуализировать ранее изученное, но и сформулировать тему урока:

Д..лжностной, к..ричневый, обог..щать, прик..сновение, зап..х, б..гровый, д..кумент, д..рижировать, з..ря, безотл..гательный, пл..вцы, пром..кашка, д..лина, в..новатый, заб..рать.

У ребят получается три группы: проверяемая безударная гласная в корне, непроверяемая гласная в корне слова и чередующаяся гласная в корне слова. Так как на предыдущих уроках мы повторяли проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова, то ребята легко формулируют тему урока (слайд 5 -6) . Записывают.

4. Повторение теории (слайд 7-15).

На данном этапе мы вспоминаем теорию.

После вместе выводим алгоритм работы со словом, у которого орфограмма в корне (слайд 16):

1. Вижу безударную гласную.

2. Определяю морфему. Если корень, проверяю вид безударной гласной:

- проверяемая;

- непроверяемая;

- чередующаяся.

3. Вспоминаю условие написания для данного вида.

5. Закрепление теории (слайд 17).

Задание 1: Учащимся предлагается переписать слова, и вставить орфограммы:

Сл…жение, выр…стить, подр…сли, возл…гать, выр…щенный, отр…сль, р…сток, р…стение, г…рит, соприк..саются, уб…рала, заст..лает, выб..рать, з..рница, выг..ревшей, тв..ренье, пл..вущая, пл..вать, утв…рь, ск..чок, приск…кать, вым…кнуть, обм…кнуть, р…вняйсь, ум…рает, заг…релый.

Задание 2( слайд 18). Покажи, на что ты способен!(Роберт Дауни призывает блеснуть знаниями и выполнить задания тестовой части ЕГЭ). Слайд 19 -20

6. Подведение итогов:

- От чего зависят условия выбора орфограммы в корнях с чередованием ( от ударения, от суффикса за корнем, от сочетания согласных после гласной, от значения).

- Воспроизведите алгоритм работы со словом, в котором безударная гласная в корне.

- Для чего вам нужно изучать корни с чередованием?( чтобы отличать от других видов орфограмм, не допускать ошибок при написании и выполнить хорошо задания тестовой части ЕГЭ).

7. Рефлексия. Поднимите руки те, кто справился без затруднений с заданиями тестовой части.

Не все учащиеся смогут без труда выполнить, потому что мало времени остается, чтобы подумать. Учащиеся могут быть невнимательны и путать виды орфограмм. Часто путают безударную гласную и чередующуюся.

Эти выводы делаются вместе с учащимися на этапе рефлексии. Важно, чтобы учащиеся проанализировали свои ошибки и поняли, что такие задания требуют внимательности и сосредоточенности. Нужно уметь анализировать и делать выводы.

На протяжении 10-11 класса мы будем продолжать отрабатывать навык выполнения подобных заданий.

8. Домашнее задание: п. 22. Подготовиться к орфографической работе по теме ( слайд 21 -23).

2 Написание чередующихся гласных может зависеть: 1. от суффикса, следующим за корнем; 2. от ударения; 3. от буквы, следующей за гласной; 4. от значения слова. 5. Корни с чередующимися гласными нельзя проверять родственными словами.

3 1. Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем бер – бир дер – дир пер – пир тер – тир И, еесли мер – мир за корнем стел – стил ^ а жег – жиг былест – былист чет – чит саберу – сабирать сдеру – сдирать запереть – запирать стереть – стирать умереть – умирать застелить – застилать выжегший – выжигать былестать – былистать вичет – вичитать Искл.: сочетать, сочетание, от слова чета

4 2. -ин/ -им, еесли дальше следует суффикс -а-: зан ИМАть - занять тсж ИМАть – тсжать 3. –кас-/-кос, -лаг-/лож пишется -а-, еесли еесть суффикс -а- к АсАться - к Оснуться предл АгАть – предл Ожить, предл Ог

5 2. Написание гласных, зависящее от ударения 1. под ударением пишем -а- в корне -гар-, без ударения -о- в корне -гор-: газ Ар – газ ОрЕть Исключения: приг Арь, изг Арь, выг Арки 2. в корнях -зар-/-зор- в безударном положении - а-, под ударением -а- или -о- в соответствии с произношением: зарЯ, заря Ица, но: з Ори, з Арево зависят от произношения.

6 3. -клан-/-клон-, -твар-/-твор- в безударном положении - -о-, под ударением - -а-/-о- в соответствии с произношением: покаон Иться, кл Аняться, но: пока Он твор Ить, тв Арь, но : зато Ор, против Ора, Утварь 4. -плав-/-плов- в безударном положении -о- пишется только в двух словах: пл Овец, пл Овчиха, но пл Ывун в соответствии с произношением, в остальных -а-: поплав Ок, плавн Ик

7 3. Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной 1.-раст-, -рос- пишется -а- перед СТ и Щ, в остальных случаях -о-: р Осла, р Асти, но: росток, рост, ростовщик, выростковый, Ростов, Ростислав, отрасль - слова-исключения. 2. -скак-, -скоч- пишется -а- перед К, -о- перед Ч в безударных корнях: ск АКать, все ОЧить, но: ск АЧок, ск АЧу.

9 Выполните задание! Упражнение 1. Соб_драться, был_стать, саб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, был_стоящий, заж_нательный, ст_реть, был_стать, прот_реть, выт_рать, вып_рать, заст_лить, зам_нло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забыл_стать, вист_ралли, вид_раю, заб_раю, прот_реть, саб_роющий, вич_есть, вич_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, был_стательный, был_снят, приб_рет, оп_греться.

10 Упражнение 2. сл…жжение, выр…стоить, подр…если, возле…гать, выр…щенный, отр…сль, р…сток, р…чтение, г…рит, соприк..сдаются, об…рала, заст..лает, вып..рать, з..рница, выг..левшей, тв..ренье, пл..вещая, пл..вать, утв…рь, ск..чок, приск…кать, вым…кнуть, обм…кнуть, р…вняйсь, ум…роет, газ…белый.

11 Алгоритм: 1. Вижу безударную гласную. 2. Определяю морфему. Еесли корень, проверяю вид безударной гласной: - проверяемая; - непроверяемая; - чередующаяся. 3. Вспоминаю условие написания для данного вида.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алфавит, атлас, арест, балованный, бюрократия, во-первых, гусеница, договор, досуг, изогнутый, каталог, нормировать, осведомиться, облегчить, позвонить, статуя, симметрия, творог, феномен, ходатайство, черпать

Гласные в корне слова

Проверяемая гласная

Непроверяемая гласная

Чередующаяся гласная

Проверяемые гласные в корне Сильной позицией для гласных звуков является позиция в ударном слоге. Под ударением гласные произносятся отчетливо, значит, позиция сильная, без ударения нечётко, – позиция слабая. Безударные гласные корня проверяются ударением.

Проверяемые гласные в корне

Сильной позицией для гласных звуков является позиция в ударном слоге.

Под ударением гласные произносятся отчетливо, значит, позиция сильная, без ударения нечётко, – позиция слабая.

Безударные гласные корня проверяются ударением.

Проверяемые гласные в корне Способы проверки безударных гласных в корне: 1. Подбор однокоренных слов: соли́ть – со́ль, закрепи́ть – кре́пкий 2. Изменение формы слова: окно́ – о́кна, гроза́ – гро́зы. При подборе однокоренных слов надо учитывать их лексическое значение: спешу в школу – спешка, спишу текст - пишет

Проверяемые гласные в корне

Способы проверки безударных гласных в корне: 1. Подбор однокоренных слов:

соли́ть – со́ль, закрепи́ть – кре́пкий 2. Изменение формы слова: окно́ – о́кна, гроза́ – гро́зы.

При подборе однокоренных слов надо учитывать их лексическое значение: спешу в школу – спешка,

спишу текст - пишет

Непроверяемые гласные в корне Правописание слов с непроверяемыми гласными проверяется по орфографическому словарю и запоминается. К таким словам не подбираются проверочные слова . Абонент, абонемент, партер, космонавт, пилот, бетон, комбайн.

Непроверяемые гласные в корне

Правописание слов с непроверяемыми гласными проверяется по орфографическому словарю и запоминается. К таким словам не подбираются проверочные слова .

Абонент, абонемент, партер, космонавт, пилот, бетон, комбайн.

Подберите проверочные слова Расп лить бревно, гр зовая туча, г родские пейзажи, похв лить за работу, усл жнить задание, дер венская улица, Вредные исп рения, щеб танье птиц.

Подберите проверочные слова

Расп лить бревно,

гр зовая туча,

г родские пейзажи,

похв лить за работу,

усл жнить задание,

дер венская улица,

Вредные исп рения,

щеб танье птиц.

Чередующиеся гласные в корне Ударение Суффикс А после корня гар-гор клан-клон Согласные в корне лож-лагА, кос-касА, твар-твор дер-дирА лаГ-лоЖ Лексическое значение корня равн(равный, скаК-скоЧ бер-бирА зар-зор одинаковый) - раСТ-раЩ-роС мер-мирА плав-плов жег-жигА ровн (ровный, Полог, Ростов, Ростислав, гладкий) стел-стилА Утварь, выгарки, мак(погружать ростовщик, чет-читА, жимА изгарь, пригарь, в жидкость) - на вырост, блест-блистА, чинА зоревать, пловец пловчиха, плывун мок, моч подростковый, тер-тирА, нимА пер-пирА, минА (становиться Росток, отрасль, влажным) скачок, скачу Сочетание, Ровесник, уровень, сочетать поровну, равнина, равняйсь, равнение

Чередующиеся гласные в корне

Суффикс А после корня

Согласные в корне

Лексическое значение корня

Полог, Ростов,

Утварь, выгарки,

изгарь, пригарь,

зоревать, пловец

пловчиха, плывун

подростковый,

Росток, отрасль,

скачок, скачу

Ровесник, уровень,

поровну, равнина,

равняйсь, равнение

 Перепишите, указывая в словах с пропущенными буквами ударение. Обозначьте их корни. Скл..ниться над ручьём, скл..няться над водой, накл..нить голову, накл..няться над чертеж..м, прекл..няться перед кем-нибудь, оз..рённый луной, прекл..нить колена, откл..нение в сторону; затв..рить калитку, затв..рять дверь, чудесное тв..рение, раств..рить окно, раств..рять ворота, хорошо заг..реть, заг..рать на берегу моря, медленно сг..рать, сг..реть дотла.

Перепишите, указывая в словах с пропущенными буквами ударение. Обозначьте их корни.

Скл..ниться над ручьём, скл..няться над водой, накл..нить голову, накл..няться над чертеж..м, прекл..няться перед кем-нибудь, оз..рённый луной, прекл..нить колена, откл..нение в сторону; затв..рить калитку, затв..рять дверь, чудесное тв..рение, раств..рить окно, раств..рять ворота, хорошо заг..реть, заг..рать на берегу моря, медленно сг..рать, сг..реть дотла.

Уб..раю комнату — уб..ру комнату,

отп..рать замок — отп..реть замок,

зам..реть от восторга — зам..рать от восторга,

раст..реть сахар в ступке — раст..рать сахар,

уд..рает без оглядки — уд..рёт без оглядки,

разж..гать костёр — разж..чь костёр,

выч..тать одно число из другого — выч..сть одно число из другого,

занять позицию — зан..мать позицию.

Перепишите, объясните правописание. 1) Наши дела сл..жились блестяще. (Т. С.) 2) Эта книга дана в качестве прил..жения. (Т. С.) 3) За нарушение правил уличного движения нал..гается штраф. (Т. С.) 4) Её ул..жили, и она впала в усыпление. (П.) 5) Лошадь едва к..салась земли. (Т. С.) 6) Печка так накалена, что нельзя прик..снуться. (Т. С.) 7) Выпл..вка чугуна идёт непрерывно. (Сераф.) 8) Погиб и кормщик, и пл..вец. (П.) 9) Проливной дождь вым..чил меня до последней нитки. (П.) 10) Обломов взял перо, обм..кнул в чернильницу, но чернил не было. (Гонч.)

Перепишите, объясните правописание.

1) Наши дела сл..жились блестяще. (Т. С.)

2) Эта книга дана в качестве прил..жения. (Т. С.)

3) За нарушение правил уличного движения нал..гается штраф. (Т. С.)

4) Её ул..жили, и она впала в усыпление. (П.)

5) Лошадь едва к..салась земли. (Т. С.)

6) Печка так накалена, что нельзя прик..снуться. (Т. С.)

7) Выпл..вка чугуна идёт непрерывно. (Сераф.)

8) Погиб и кормщик, и пл..вец. (П.)

9) Проливной дождь вым..чил меня до последней нитки. (П.)

10) Обломов взял перо, обм..кнул в чернильницу, но чернил не было. (Гонч.)

Читайте также: