Синтаксис пунктуация 5 класс конспект урока ладыженская

Обновлено: 03.07.2024

Цели: дать понятие о синтаксисе; показать связь синтаксиса и пунктуации; повторить знаки препинания; развивать пунктуационные навыки, мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять роль знаков препинания; понимать связь синтаксиса и пунктуации; объяснять языковые явления.

I. Организационный момент

II. Чтение и анализ сочинений

III. Самоопределение к деятельности

Мы закончили повторение изученного в начальных классах и начинаем изучение большой новой темы — “Синтаксис”. Это слово древнегреческое по происхождению, означает “составление”, “построение”, “порядок”. Вы уже знакомы с синтаксическим разбором предложения, т. е. умеете устанавливать связь слов в предложении. Теперь наша задача — глубже разобраться в том, как, по каким правилам, законам строятся словосочетание и предложение.

Вы, наверное, заметили, изучая иностранный язык, что знание слов еще не означает умения говорить и правильно строить фразы. Если мы попытаемся объясниться с англичанином или французом с помощью словаря, он вряд ли нас поймет. Слова должны стоять в определенной последовательности, соединяться по определенным законам языка. Чтобы постичь законы синтаксиса иностранного языка, надо уметь прежде всего разбираться в родном языке.

IV. Работа по теме “Синтаксис”

1. Самостоятельные наблюдения (§ 24, с. 56).

2. Упр. 119 — комментированное письмо.

3. Упр. 120 — самостоятельная подготовка, выразительное чтение.

Учтите, что тире в первой строке стихотворения — синтаксический знак, а не пропуск слова: Поет зима - аукает.

Обратите внимание на ударение в слове (шёлковым) шелко́вым, подсказанное ритмом стихотворения. Напомним, что такое произношение характерно для произведений устного народного творчества (сказки, лирические песни и т. д.).

Запишем только первое и третье предложения стихотворения, так как в них пропущены запятые.

4. Упр. 121 — выполнение задания, обсуждение (на доске и в тетрадях).

V. Работа по теме “Пунктуация”

Пунктуация изучает правила употребления знаков препинания. Эти знаки разнообразны. С их помощью выделяются, разделяются синтаксические единицы: словосочетания, предложения. Пунктуация проясняет смысл, помогает правильно понять предложение.

В упр. 120 вы расставили пропущенные запятые, применив при этом правила пунктуации, соблюдя законы синтаксиса. Вряд ли вы сомневались в необходимости постановки запятой в этих предложениях. Но бывают случаи и посложнее. Случаи, когда от знака препинания зависит жизнь человека. Речь идет об известной фразе “Казнить нельзя помиловать”.

Попробуйте поставить запятую сначала после первого слова - и казнь окажется неизбежной. Гуманно поставить запятую после второго слова — и осужденный будет помилован.

В Древней Руси, например, при письме не пользовались знаками препинания, их попросту не было. Да еще не было принято оставлять пробелы между словами. Поэтому смысл древних грамот разобрать нелегко, а иногда можно понять его двояко.

2. Работа по учебнику.

— Проведите самостоятельные наблюдения над материалом учебника (§ 25, с. 57—58).

— Какие знаки препинания употреблены в тексте в начале параграфа?

— Прочитайте диалог на с. 58 и сделайте вывод о связи синтаксиса и пунктуации.

Синтаксис — это то, как построены предложения, как связаны между собой слова в словосочетаниях и предложениях. Пунктуация — это знаки, которые наглядно показывают, отражают синтаксические связи между словами и предложениями.

Представим себе текст как дорогу. На любой дороге встречаются дорожные знаки. Что они показывают? Назовите известные вам дорожные знаки.

Дорожные знаки показывают, например, что на одном участке скорость движения должна быть ограниченна, что перед знаком “Дети” надо притормозить, потому что рядом школа или детский сад, что на третьем движение только одностороннее. Знаки предупреждают, что в таком-то месте дорога пересекается с трамвайными путями, что в другом месте пешеходный переход, а значит, надо снизить скорость, предупреждают о крутых спусках и подъемах дороги, о том, что ведутся дорожные работы и т. д. и т. п. Дорожные знаки только обозначают то, что есть, реальную ситуацию на дороге.

Так и знаки пунктуации обозначают реальную ситуацию предложения, текста, который всегда строится по законам синтаксиса.

3. Значение знаков препинания.

Прочитать шуточное стихотворение Б.В. Заходера (упр. 122) сначала так, чтобы ясна была путаница, нелепость смысла: Речка за окном горит / Чей-то дом хвостом виляет и т. д. Учащиеся сами должны догадаться, в чем тут дело (нарушена смысловая связь). Достаточно правильно поставить запятые, чтобы в стихотворении появился смысл.

Можно привести другой подобный пример — стихотворение об удивительном городе:

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. – М.: Просвещение, 2016. – C. 56 – 57, 57 – 60.

Дополнительная литература:

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Чтобы лучше понимать речь окружающих, чтобы правильно говорить и писать, необходимо знать правила построения словосочетаний, предложений и текста. В этом нам помогает синтаксис.

Но синтаксис тесно связан с пунктуацией. Вспомните стихотворение Бориса Заходера.

Очень-очень странный вид:

Речка за окном горит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Пёсик из ружья стреляет.

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

Смысловая нелепость стихотворения возникает от того, что автор преднамеренно поставил запятые не на своем месте. Правила постановки запятых и других знаков препинания собраны в пунктуации.

Она неразрывно связана с синтаксисом. Овладеть нормами пунктуации можно только в том случае, если хорошо понимаешь особенности синтаксической структуры предложения, его интонации.

Основными пунктуационными знаками (знаками препинания) являются следующие: точка, запятая, двоеточие, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки (парный знак), кавычки (парный знак), абзац (красная строка).

Функции знаков в препинания


Точка, восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие ставятся в конце предложения, т. е. завершают его, поэтому они выполняют функцию завершения.

Запятая, точка с запятой, тире, двоеточие разделяют части сложного предложения, выполняя функцию разделения.

Запятая, тире, скобки, кавычки выделяют различные смысловые отрезки в составе предложения, выполняя функцию выделения. Запятая и тире в этом случае употребляются парой.

Например, запятая может выделять обращение, обособленные члены предложения, вводные слова, сравнительные обороты. Об этих смысловых отрезках мы будем говорить на следующих уроках. Тире выделяет вставные конструкции.

Мы уже знаем, что предложения и способы сочетания слов внутри предложения изучает специальный раздел грамматики – синтаксис. Именно этот раздел науки объясняет, как из набора слов получается связный текст.

Основные единицы синтаксиса – словосочетание, предложение, текст.

Только поняв логику текста, можно правильно расставить знаки препинания. Пунктуация – это раздел грамматики, изучающий правила постановки знаков препинания. Знаки препинания делят текст на предложения. Они помогают понять, как связаны между собой слова в предложении.

Знаки препинания помогают человеку, который написал текст, лучше донести его смысл и свои чувства до того, кто этот текст прочтёт.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

1. Единичный / множественный выбор

Ответьте на вопрос. Какую роль выполняет точка?

Разбор задания: вспоминаем, что точка ставится в конце предложения, т. е. она завершает мысль. Следовательно, она играет роль завершения. Ответ: завершение.

2. Выбор элемента из выпадающего списка

Ответьте на вопрос. Сколько знаков препинания в русском языке?

Варианты ответа: 5, 10, 7, 11

Разбор задания: вспоминаем, что мы изучаем следующие знаки препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки. Всего 10 знаков. Следовательно, ответ: 10

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока

Предмет: русский язык

Название раздела, темы: Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Образовательные:

закрепление умения правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения, при обобщающих словах, в сложных предложениях, при прямой речи и объяснять их постановку;

закрепление умения отличать простые, сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения.

Развивающие:

развитие способности применять теоретические знания на практике;

развитие умения использовать изученные синтаксические конструкции в связной речи;

развитие аналитических и творческих способностей детей.

Воспитательные:

воспитание любви к родному языку;

воспитание уважительного отношения ко времени, акцентирование внимания на взаимоотношениях человека и времени.

Планируемые результаты:

Предметные: закрепление знаний о понятии синтаксис и пунктуация, воспитание интереса к изучению предмета;

Личностные УУД: воспринимают важность учебы как интеллектуального труда и познания нового.

Регулятивные УУД: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной деятельности

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, анализ, умение доказывать;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник.

1.Мотивация к обучению

Учитель: - Ребята, откройте тетради и запишите дату.

Ученики: Записывают дату.

Учитель: - Перед нами слова темный, хвойный, лес, утро, вечер, хлопотать, проворные, белки. Каждое слово в отдельности понятно, но неясно, какая мысль сообщается с помощью этих слов. Чтобы выразить мысль, нужно соединить эти слова по законам языка, связать их по смыслу.

- Составьте предложение из слов (если нужно, измените эти слова и используйте служебные части речи). Темный, хвойный, лес, в, утро, вечер, хлопотать, проворные, и, белки.

Ученики: Утром и вечером в темном хвойном лесу хлопочут проворные белки.

Учитель: Выделите грамматическую основу.

Ученики: Белки хлопочут.

Учитель: Выпишите из этого предложения словосочетания:

Ученики: В темном лесу, проворные белки, хлопочут в лесу, вечером в лесу, утром в лесу, в хвойном лесу, хлопочут утром.

Учитель: - Ребята, сегодня на уроке мы начинаем изучать синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения, правила их построения. В предложениях слова объединяются в словосочетания. Предложения образуются из слов и словосочетаний.

Запишите тему урока в тетрадь.

2. Актуализация знаний

Учитель:- Что изучается в синтаксисе?

Ученики: - Словосочетания и предложения.

Учитель:- Для чего нужно знать правила построения словосочетаний и предложений?

Ученик:- Чтобы правильно говорить и писать, выразительно читать, лучше понимать чужую речь.

3. Изучение нового материала

Учитель: А сейчас, ребята, прочитайте определение синтаксиса в учебнике (п.24)
Это слово заимствовано в XVIII веке из греческого языка. Буквально значит: “ построение”, “сочетание”, “порядок”.
Раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста.

Учитель: Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

Ученик: Знаки завершения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак.

Учитель: Какие знаки препинания, которые ставятся внутри предложения?

Ученик: Знаки разделения: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

Учитель: А какие знаки препинания могут стоять в любом месте предложения?

Ученик: Знаки выделения: кавычки, скобки, многоточие.

Учитель: Что же такое пунктуация?

4. Первичное закрепление знаний

Практическая работа- выполнение упражнения 119 на стр.56.

Учитель: Спишите, расставляя знаки препинания.

Учитель: Проверим, как вы соблюдали принятые в русском языке законы связи слов, выполняя это упражнение, и расстановку недостающих знаков препинания.

Учитель: С синтаксисом тесно связана пунктуация. Что же такое пунктуация? Как передать словами разные чувства? Словами не обойтись. На помощь приходят знаки препинания.

Учитель: Ребята, какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

Ученики: Знаки завершения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак.

Учитель: Какие знаки препинания, которые ставятся внутри предложения? Ученики: Знаки разделения: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

Учитель: А какие знаки препинания могут стоять в любом месте предложения?

Ученики: Знаки выделения: кавычки, скобки, многоточие.

Учитель: Что же такое пунктуация? Давайте, ребята, прочитаем определение в п. 24 на стр.59.

5. Физкультминутка

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места:

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали.

Ванькой-встанькой словно стали.

Вышли дети как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре –

Дети дернули за гири.

Тут раздался страшный звон.

Побежали дети вон.

6.Закрепление изученного. Работа с текстом.
Учитель: Ребята, а сейчас поработаем с текстом.

- Прочитайте текст, озаглавьте его. Учитель: - Почему я назвала прочитанное текстом?

Ученик: - несколько предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью, называется текстом. Предложения в тексте связаны по смыслу

Учитель: - Сколько частей в тексте.

Ученик: - Три части.

Учитель: - Найдите в тексте вопросительные предложения.

Учитель: Приведите примеры повествовательных предложений.

Учитель: Запишите предложение, в котором выражена основная мысль текста.

А знаете ли вы, что масленица - праздник древний? В старину этот праздник отмечался очень широко. Заранее готовились снежные горки и качели, устанавливались балаганы для скоморохов, выставлялись столы с самоварами и горячими блинами, сладостями.

И праздновали масленицу на Руси целую неделю с плясками, играми, угощениями.

В последний день масленицы все просили друг у друга прощение, в знак примирения целовались, а потом при всем народе сжигали чучело масленицы и пели:

Ты прощай, прощай, наша Масленица!

Ты прощай, прощай, наша широкая!

Учитель: Как вы озаглавили текст?

Работа по учебнику

Учитель: Выполните упражнение125 на с.60.

-Составьте и запишите по два предложения из каждой цепочки слов.

Ученики: выполняют задания в тетрадях.

- Фронтальная проверка выполненного упражнения.

7. Итог урока. Рефлексия.

Ученики: Знания, которые мы получили на уроке.

Учитель: Правильно, знания и умения, а ещё дружба, взаимопомощь.

Учитель комментирует оценки.

-Спасибо за работу.

8. Домашнее задание .

Учитель: Дома выучите правило на странице 56 и 59, выполните упр. 120(вставьте глаголы с учетом их смысла и связи с другими словами в предложении), 123(озаглавьте текст, спишите, ставя в конце каждого предложения нужный знак препинания).

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте даны теоретические знания о синтаксисе и пунктуации.Учебник Т.А.Ладыженской " Русский язык". 5 класс.В 2ч.-М.: Просвещение, 2013.

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Что такое синтаксис и пунктуация.

Цели: дать понятие о синтаксисе как разделе грамматики и пунктуации, как системе правил правописания предложений, учить видеть границы предложения, находить грамматические основы, правильно строить словосочетания и предложения.

Ход урока. РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕНИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ(запись на доске Встречайте завтра выезжаю поездом мама).

(2 смысла в предложении. Почему?)

Слово учителя: кто из вас затрудняется в постановке запятых? Значит, вам надо учиться этому. Какова же будет цель нашего урока? ( Ответы учащихся). Сегодня на уроке вы узнаете, что такое знаки препинания, какие знаки есть в русском языке, убедитесь, как важно научиться правильно их ставить, познакомитесь с очень важными разделами науки о языке .

Запись даты, темы урока.

1). Проведем деловую игру: на доске записаны слова (прочитать). Как-то не по порядку, без толку, без смысла. Что нужно сделать, чтобы эти слова выразили какую-то мысль? (составить предложение, связав слова между собой) (слова см. стр.56,теория).

Запишите предложение, объясните правописание окончаний существительных и прилагательных (на доске). А теперь посмотрим, какие предложения составил поэт Сергей Есенин из данных слов ( стр. 56)

Работа с учебником. Выразительное чтение четверостишия.

Сейчас у нас поработал синтаксис. А что это такое, узнаем, прочитав определение (стр. 56) Итак, поработал синтаксис. А как он поработал? Что вы сделали? (поставили слова по порядку).

2). Проведем еще одну деловую игру: предложения строятся из слов-кирпичиков, как из кирпичей строится дом ( под, бабушка, рядом, а,на,траве,лежит,внучка,березой). Составьте из указанных слов предложение и запишите его. Объясните правописание безударных гласных в корне слова.

На траве под березами лежит бабушка, а рядом сидит внучка (на доске) ( репродукция А Пластова.Летом.).

Сейчас у нас поработали синтаксис и пунктуация. Что же такое пунктуация? Прочитайте определение на стр. 59. Как поработала пунктуация? (поставили запятую и точку).

4). Какие из знаков ставятся в конце предложения? Это знаки завершения, ведь они завершают предложение. Какие из знаков ставятся внутри, в середине предложения? Это знаки разделения или выделения.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Расставьте правильно знаки препинания.


6) А теперь поработаем с учебником. Стр. 57, материал для наблюдения. Записать текст, поставить запятые.

7). Рефлексия. Давайте подведем итоги: нужны ли знаки препинания? Что сегодня узнали?

8). Домашнее задание: прочитать теорию в параграфах 24. 25. выполнить упр. 123.

Читайте также: