Конспект урока по экологии для 4 класса

Обновлено: 06.07.2024

Цели: дать учащимся сведения об интересных, удивительных растениях нашей планеты; показать важность и ценность каждого растения на Земле; развивать наблюдательность, внимание; открыть большие возможности для познавательной деятельности учащихся; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия

- Сегодня мы познакомимся с удивительными растениями нашей планеты.

Велик растительный мир Земли: почти полмиллиона видов растений, разнообразных по размерам, внешнему виду и образу жизни, населяют нашу планету. Одни - гиганты, другие видны только при сильном увеличении, одни отличаются сложнейшим строением, другие просты и состоят всего лишь из одной клетки. Одни имеют роскошную окраску, другие бесцветны. Одни живут на суше, другие - обитатели водных просторов.

В этом необъятном многообразии земной флоры немало удивительных растений, которые, например, могут расти без почвы, могут питаться насекомыми и даже птицами, помогают человеку своими целебными свойствами.

II. Экологическая станция.

Как поспорили растения

Автор. Был очень хороший весенний день. Солнце светило так ласково, словно улыбалось. Ветерок был легким и теплым. И никак не верилось, что весна только-только началась. В такой день растения просто не могли не заговорить. И они заговорили, завели между собой спор: какое из них, растений, самое замечательное.

Мать-и-мачеха. Самое замечательное растение - это я, - мать- и-мачеха. Потому, что я самая смелая! Я зацвела раньше всех - на первых проталинах!

Медуница. Подумаешь, я - медуница - зацвела чуть-чуть попозже, но зато как зацвела! Посмотрите: есть на мне цветки красные, есть фиолетовые, есть синие. Сначала-то все были красные, а потом взяли и переоделись! Самое замечательное растение - я, потому что самое разноцветное.

Перелеска. Нашла чем хвастаться медуница! Самая разноцветная. Вот я самая благородная. А почему? Потому что я - перелеска - не пестрая, как ты, а нежно-голубая, как весеннее небо.

Хохлатка. Может быть. Может быть, вы смелые, и благородные, но я лучше вас. Потому что я - хохлатка - самая и нежная. Хороший человек до меня даже дотронуться не решится, такая я нежная. Совсем недолго радую людей своей хрупкой красотой. А потом, ох, увядаю.

Ветреница. Ну нет, это еще доказать надо, кто самый нежный! Меня вот от каждого ветерка качает. За это и ветреницей назвали. Посмотрите, какой у меня стебелек - тонкий-тонкий.

Чистяк. Ха-ха-ха! И что же в этом хорошего? Вы на меня, на меня посмотрите. Какой я крепкий, блестящий, умытый! Какой я сочный, свежий, здоровый! Недаром меня чистяком величают. Нет-нет, не спорьте, самое замечательное растение - это я!

Автор. Но растения продолжали спорить. Медуница сказала, что она не только самая разноцветная, но и самая медоносная, недаром ее так любят шмели и пчелы. Хохлатка похвасталась хохолками, которые у нее есть на цветках.

И тут появился человек. Он услышал спор растений и улыбнулся.

Человек. Да, ты, мать-и-мачеха, самая смелая. А ты, медуница, разноцветная и медоносная. Вы, хохлатка и ветреница, самые нежные. Чистяк - умытый и свежий. Но замечательны вы все! Вы все прекрасны! И все, все без исключения дороги нам, людям.

Вывод: все растения интересны и важны.

III. Знакомство с удивительными растениями.

- Сегодня я вам расскажу о некоторых удивительных представителях растительного мира.

Жемчужина лесов - так можно назвать один из районов Южной Америки. Там встречается 600 видов древесных пород - в три раза больше, чем во всей Европе!

Здесь есть деревья, которые невозможно срубить топором: он тупится - настолько прочна древесина. Дерево тонет в воде, как камень или железо, поэтому его называют железным - бакаут.

Есть саговое, дынное, кофейное деревья и много других, из которых можно получить волокно для мешковины, масло, сахар, кофе, каучук.

Вы знаете, что у многих деревьев созревают различные плоды. Эти плоды разнообразны по форме, размеру, вкусу, составу. Некоторые плоды называют сказочными. Например, сказочным плодом считали в XVI веке чудесные зерна какао.

Древние люди приписывали какао божественное происхождение, а зерна использовали вместо денег. Приготовляли из этих зерен и популярный напиток чоколать - горькая вода.

Настоящее сокровище для жителей Океании - хлебное дерево. Его плоды весом более 20 кг заменяют местным жителям хлеб. Эти плоды едят сырыми, вареными, но чаще сбраживают, пекут и получают хлеб, который по вкусу напоминает наш.

Дерево дает плоды ежегодно в течение 70 лет.

Из луба дерева изготавливают ткани; из листьев - бумагу, шляпы; из корней - лекарства; из коры - краску.

- Интересны растения эпифиты. Что же это за растения? Может, кто-нибудь знает?

Это растения, которые растут не на почве, а где бы вы думали - на стволах и ветках деревьев. Обилие тепла и влаги, яркого солнца и постоянная температура тропиков создают исключительно благоприятные условия для растительного мира. Разрастаясь в высоту и ширину, тесно переплетаясь ветками, растения превращают лес в непроходимые джунгли, где даже в полдень царит полумрак.

Травянистым растениям в условиях сильного затенения трудно расти на земле - вот почему большинство из них селятся на деревьях. Эти растения не приносят вреда деревьям, так как питаются дождевой водой и смываемыми ею с веток и стволов органическими соединениями.

Среди эпифитов самые красивые - орхидеи.

Эти изысканные, подчас фантастических форм и окрасок цветы не имеют себе равных. Срезанные и поставленные в воду орхидеи не увядают удивительно долго. Поэтому после открытия Южной Америки на поиски этих чудо-цветов стали снаряжаться целые экспедиции, был создан специальный промысел охотников за орхидеями.

Найти и сохранить орхидеи было делом нелегким, так как живут эти цветы в самой чаще тропических лесов и на самых верхушках деревьев, где охотников подстерегают ядовитые змеи и насекомые. Вот почему за орхидеи на европейском рынке платили баснословные деньги. Интересно, что нектар у этих цветов спрятан глубоко внутри чашечки и труднодоступен насекомым, поэтому их основной опылитель крошечная птичка с длинным, узким клювом - колибри.

А в Австралии есть цветы, похожие на орхидеи, которые растут под землей. Один фермер обнаружил на глубине 30 сантиметров цветы на горизонтальном корневище - плотные белые стебли, заканчивающиеся большими бутонами, похожими на орхидеи. Они цветут и дают семена в полной темноте. Возможно, пыльцу приносят червяки.

Эти цветы способны изменять свой цвет от светло-розового до фиолетового. До 1928 года они были неизвестны науке.

- Вы знаете, существуют такие растения, которые названы хищными. Их довольно много, около 500 видов. Хищное растение наших лесов - росянка.

На почвах, бедных минеральными солями, встречаются растения, относящиеся к группе хищных. Хищными они названы потому, что эти недостающие для них в почве питательные вещества приспособились получать из насекомых, которых они ловят с помощью особых устройств. Так, у росянки, встречающейся в средней полосе Европы по берегам ручьев и на болотах, листочки усажены красноватыми волосками с прозрачными капельками липкой жидкости. Когда насекомое садится на блестящую капельку росы, волоски изгибаются к добыче, обволакивают ее пищеварительной слизью, край листочка заворачивается и поглощает жертву.

- Условно растения можно разделить на несколько групп: древнейшие, лекарственные, легендарные, растения-переселенцы, тонизирующие, пряные, фитонцидные, медоносы, суккуленты, засухоустойчивые, паразитирующие, высокогорные, ядовитые, волокнистые.

Учащиеся рассказывают о группах растений.

Древнейшие

Среди существующих на Земле растений древнейшие - сине-зеленые водоросли. Их возраст - около 3 млрд лет. Водоросли живут в воде и содержат в своих клетках хлорофилл, размеры некоторых из этих растений достигают 50 м в длину, есть и совсем крошечные — 1 мм.

Водоросли саргассумы живут в Саргассовом море и часто образуют целые подводные заросли. Жители прибрежных районов с древних времен употребляют водоросли в пищу, потому что они дают необходимый организму йод. Первые мореплаватели, пересекавшие Атлантический океан, недалеко от берегов Америки с удивлением и страхом встречали целые поля плавающих буро-желтых водорослей.

Лекарственные растения

Лечебные свойства растений известны человеку издавна. Тайной целебных трав владели в Древнем Египте, Индии, Китае, на Руси.

Известно более 12 тысяч видов лекарственных растений. Одним из наиболее ценных является женьшень, используемый в восточной медицине уже около 4 тысяч лет. Считается, что корень, имеющий форму фигурки человека, обладает наибольшей силой, продлевает жизнь.

Легендарные растения

С давних времен люди слагали легенды о чудесных растениях.

По древнегреческой легенде красавиц Нарцисс был так влюблен в самого себя, что никого и ничего вокруг не замечал. Целыми днями вглядывался он в воды ручья, любуясь отражением своего прекрасного лица. В наказание за себялюбие бог превратил юношу в цветок.

Много преданий породил и могучий дуб. Славяне верили, что это дерево священное, обладающее чудодейственной силой. Изображения бога Перуна вырубались только из дуба. Ветка дуба олицетворяла могущество, силу и долголетие.

Красильные растения

Растительные краски были одними из первых, которые начал применять человек, украшая себя, свое оружие, жилище и одежду. Сначала это были ярко окрашенные соки лепестков, листьев, плодов, затем люди научились специально приготовлять красители из растений. Так, при раскопках египетских пирамид найдены ткани, окрашенные индиго - краской синего цвета, которую получали из листьев индигоносных растений. Индиго широко применяли в Китае, Индии, Персии.

В России привозными красками пользовались редко. Крестьяне изготавливали их из растений, которые росли рядом: на огороде, в саду, в лесу. Синюю краску, например, добывали из корня горца красильного, а желтую - из корней щавеля конского. Вишневый цвет давал лишайник стенная золотянка, а с помощью сухих ягод ежевики и черники окрашивали ткани в фиолетовые тона. Со временем краскоделы научились из одного и того же растения изготавливать краски различных цветов, например из зверобоя - красную, желтую и оранжевую, а из манжетки - желтую, зеленую и черную.

Паразитирующие растения

Существуют растения, которые поселяются на других растениях и полностью питаются за их счет, например заразиха.

Наивысшего уровня достигла раффлезия Арнольди, растущая в тропических лесах. Она поселяется на лиане, не имеет ни листьев, ни стебля и состоит только из одного громадного цветка да корней, присасывающихся к корням хозяина.

Растение невозможно пройти не заметив. Оно дает знать о себе отвратительным запахом гнилого мяса. Этим запахом растение притягивает опылителей - мух и жуков, питающихся падалью.

Диаметр цветка - 1 м, он имеет 5 толстых лепестков красного цвета с пятнами более бледного оттенка. А вот семена у него очень маленькие.

Засухоустойчивые растения

Ранней весной после первых дождей пустыни умеренной зоны покрываются зеленым ковром растений. Пока почва влажная, растения успевают вырасти, зацвести и дать плоды. С наступлением летней жары большинство растений гибнет, выживают лишь засухоустойчивые. У растений пустыни для уменьшения испарений вместо листьев растут колючки, и корни не пересыхают благодаря клейким выделениям, на которые налипают песчинки.

Тонизирующие растения

Фитонцидные растения

Люди с давних пор заметили, что соседство одного растения влияет на урожай другого. Лук, посаженный рядом с картофелем, спасает его от грибковых заболеваний.

Лук, чеснок, ель, эвкалипт - фитонцидные растения. Недаром в хвойном лесу в 2 раза меньше бактерий, чем в лиственном.

Четыре растертые почки черемухи убивают наиболее стойких микробов через 15 минут. Особенно много фитонцидов выделяется молодыми листьями черемухи весной и летом.

Растения-индикаторы

С помощью растений можно определить время дня, сторону света, предсказать перемену погоды. Растения реагируют на колебания температуры и влажности в атмосфере. Некоторые, чтобы уберечь пыльцу от непогоды, закрывают перед дождем свои венчики.

Травка мокрица, например, относится к растениям-барометрам; если до 9 часов утра не откроются венчики ее цветов - значит, пойдет дождь. Заметили люди и то, что некоторые растения растут лишь на определенных почвах. что помогает находить полезные ископаемые.

На острове Мадагаскар у равеналы листья собраны на верхушке в виде гигантского веера. Этот веер служит путешественникам своеобразным компасом. Он всегда ориентирован по линии восток-запад.

Медоносные растения

Окраска цветов, их запах и нектар привлекают насекомых. Пчелы перерабатывают собранный нектар в мед. Мед был известен уже около 6 тыс. лет назад в Древнем Египте. В нашей стране известно более 1000 видов медоносных растений, но лучшим из них считается липа. Один гектар липовых деревьев выделяет почти 1500 кг нектара.

Хороший медонос - гречиха. На одном стебле у нее около 50 цветков, и пчелы летают над гречишным полем почти месяц. Гречиха, липа, кипрей, медуница, ива, вереск - все это медоносы.

Суккуленты

Суккуленты - это растения с мясистыми листьями, которые могут накапливать влагу и долгое время оставаться без воды. Живут такие растения, как правило, в пустынях Африки и Америки, а также в Мексике, Чили, Аргентине. Наиболее многочисленные из суккулентов - кактусы. Они бывают самых причудливых форм и расцветок. Одни напоминают канделябры, другие похожи на звезды, третьи - на колючих круглых ежей. Некоторые виды кактусов достигают в высоту 20 метров и накапливают в стеблях до 2000 литров воды.

Волокнистые растения

Волокнистым растениям человек обязан одним из замечательных своих открытий - изобретением ткачества. Возможно, первым таким растением был лен. Культуре льна около 9 тысяч лет. Из Индии это растение перешло в Ассирию и Вавилон, а затем и в Египет. Древние египтяне стали запеленывать мумии узкими полосками не шерстяной, а льняной ткани за 3 тысячи лет до нашей эры.

Древнейшей прядильной культурой является также хлопчатник. Его начали возделывать в Южной Азии, Африке и Центральной Америке за 3-2 тысячи лет до нашей эры. Особенно высоким искусством изготовления тканей из хлопкового волокна славились индийские мастера. Их ткани, изумительно тонкие и красивые, настолько ценились в Европе, что даже английская королева выходила на торжественные приемы в наряде из индийского ситца. Сегодня хлопчатник дает больше половины всего растительного волокна, его заслуженно называют белым золотом.

Растения-переселенцы

Пряные растения

Пряности - это листья, плоды, кора, семена или корни растений, обладающие ароматом или особым жгучим вкусом. Со времен глубокой древности известны как приправы лук, чеснок, тмин, лавровый лист и др. Особенно высоко ценились восточные пряности. Их везли через моря и океаны, путь был долгим и опасным, поэтому и стоили пряности дорого, на вес золота.

Высокогорные растения

Высоко в горах воздух сильно разрежен, атмосферное давление и температура низкие. Здесь происходит резкая смена тепла и холода, сухости и влажности. Но в процессе длительной эволюции некоторые растения приспособились жить и в этих суровых условиях. У самого края снежных вершин на почве, постоянно увлажняемой талой снеговой водой, цветут золотистые маки и ярко-синие горечавки, нежно-сиреневые сольданеллы и белоснежные эдельвейсы. Все высокогорные растения низкорослые.

Для защиты от испарения многие высокогорные растения имеют плотные кожистые или густо опушенные листья, например, эдельвейсы и маки.

Ядовитые растения

Страшна сила этого растительного яда, но человеку удалось выявить и его целебные свойства. Поэтому с давних пор некоторые ядовитые растения применялись в народной медицине.

Выбираются две команды по 8 человек. Готовятся заранее эмблемы команд, подбирается название.

Вопросы командам задаются по очереди.

1. Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. (Крапива.)

2. Путник часто ранит ноги - вот и лекарь на дороге. (Подорожник.)

3. Посадили зернышко, вырастили солнышко. (Подсолнечник.)

4. Не корень, а в земле; не хлеб, а на столе;

И к пище приправа, и на микробов - управа. (Чеснок.)

Представители команд по очереди вытаскивают из мешка бочонки лото с номерами вопросов.

1. Это растение растет у нас повсюду. Его родина - далекая Мексика, там он считался священным растением.

Испанские моряки завезли его к себе на родину. Мода на этот цветок перекинулась в другие страны. И всюду в нем видели прелестное растение, не подозревая, что от него может быть какая-то польза. И только в России в 1829 году крепостной крестьянин Даниил Бочкарев додумался смастерить небольшой пресс, на котором стал выжимать из семян этого растения масло.

2. Это растение часто называют деревом. На самом деле это злак - трава. Бамбук растет очень быстро и достигает высоты до 50 метров. Цветет он раз в несколько десятков лет. Предсказать год его цветения еще не удавалось никому. После цветения погибает.

В южных странах он за два месяца вырастает до 30—40 метров и за сутки иногда поднимается почти на целый метр. Куда бы ни пробилось корневище - под каменистое дно ручья или бетонную площадку, оно дает ростки. Это одно из самых полезных растений в мире. Молодые побеги идут в пищу, из него строят жилища, делают орудия труда, мебель, корзины, трубопроводы, бумагу, веревки, украшения и многое другое

3. Это растение - ценное дерево пустыни. Его выращивают не только для закрепления песков или ради древесины. Густые молодые всходы и мелкие ветки взрослых растений - прекрасный корм для верблюдов и овец.

Интересно наблюдать рост молодых растений. Едва укрепившись, всходы своими корнями неотступно следуют за влажным слоем песка. Корни догоняют влагу. За первый год преодолевают в грунте нередко более трех метров. Корни растут во много раз быстрее надземной части. Само деревце за 20-25 лет вырастает до 6-7 метров высотой, а корни уходят вглубь на 20-30 метров.

4. Летал-летал комарик в лесу над болотом - и устал, пить захотелось. Видит цветок: стебелек зеленый, наверху - маленькие белые колокольчики, внизу - круглые багровые листочки розеткой кругом стебля. На листочках - реснички, на ресничках блестят светлые капельки.

Комарик сел на листочек, опустил нос в капельку, а капелька-то липкая, клейкая. Влип комариный нос.

Вдруг реснички все зашевелились, потянулись, как щупальца, схватили комарика. Закрылись круглые листочки. И нет комарика.

А когда потом опять раскрылись листочки, упала на землю пустая комариная шкурка.

Как называют этот страшный цветок?

Команды задают друг другу вопросы, подготовленные заранее.

п/п

Вопросы

Ответы

1

2

3

Самый большой цветок на Земле - раффлезия Арнольди

Кактусы - самые древнейшие растения

Самые крупные деревья - это гигантские секвойи Северной Америки

Женьшень - ядовитое растение

Зверобой - ценнейшее лекарственное растение, известное еще в Древней Греции

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок окружающего мира (система Л.В.Занкова)

Учитель: Ушакова Ольга Анатольевна - учитель высшей категории МАОУ гимназии № 49 города Тюмени.

Тема урока : Экологическая безопасность.

Тип урока: открытие новых знаний

Задачи урока:

1) Способствовать достижению личностных результатов обучения:

- развивать мотивацию к учебной деятельности и формировать личностное отношение к процессу учения;

- развивать самооценку своих действий на основе успешности в учебной деятельности;

- формировать умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми моральными нормами .

2) Способствовать достижению метапредметных результатов обучения:

– Познавательные УУД;

- развивать умение осуществлять сбор, систематизацию, хранение, применение учебной информации;

- применять для решения учебных задач логические операции: анализ, сравнение, обобщение, классификацию.

– Регулятивные УУД;

- формировать умения взаимодействовать в группах;

- формировать умение планировать свою деятельность согласно с решаемыми учебно-познавательными задачами.

– Коммуникативные УУД

- формировать умения высказывать собственное мнение и уважать мнение других;

- формировать умение вступать в учебное сотрудничество, осуществлять совместную деятельность в группе

3) Способствовать достижению предметных результатов обучения:

- познакомить с основными путями загрязнения окружающей среды: воздуха, воды, продуктов питания,

- учиться выполнять правила личной экологической безопасности,

- воспитывать у обучающихся экологическую культуру взаимоотношения с природой.

интерактивная доска, презентация, конверты с заданиями.

I . Организационный момент.

Участники заходят в кабинет, по выбранным разноцветным карточкам объединяются и занимают места в 4 группах.

II. Создание проблемной ситуации

- Ребята, давайте вспомним, чему посвящается в России 2017 год?

( В России это Год экологии)

Задание: Определите тему урока.

III.Актуализация знаний.

- Природа переживает сегодня большие потрясения. Всё чаще тревожно звучат слова: плохая экология, экологический кризис, экологическая катастрофа.
И это все изучает наука – экология .

- Что такое экология?

- Как выдумаете, может ли планета заболеть?

- Оказывается, может. Планета Земля заболела по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня на уроке мы будем говорить об этом.

- Но прежде, давайте определим, что такое экология? (Ответы )

-Экология – это наука об окружающей среде, которая изучает жизнь различных организмов в окружающей среде, где всё живое и неживое вокруг нас взаимодействует.

2) Экологические проблемы и причины их возникновения.

Экологических проблем много, но на сегодняшнем уроке мы рассмотрим некоторые из них.

Работа в группе

- Вы - команда. Вас 4человека. У вас свой номер (от 1- 4). Символы команды: .

ЗАДАНИЕ : возьмите конверт (Игрок №1) Рассмотрите картинки, обсудите, что общее изображено на них?

2)Работа в группе

- Определите в команде экологическую проблему по картинкам.

- Согните лист в 4 раза, серединку отогните уголком. Разверните.

Запишите в центре название проблемы.

- загрязнение земли (почвы)

Команда №1 Загрязнение воздуха

Рассматриваются следующие причины загрязнения воздуха:

промышленные выбросы в атмосферу

Команда №2 Гибель лесов

Рассматриваются следующие причины гибели лесов:

истощение леса чрезмерными вырубками

Команда №3 Загрязнение воды

Рассматриваются следующие причины загрязнения воды:

загрязнение горючими и смазочными веществами

отходы промышленных предприятий

Команда №4 Загрязнение почвы

загрязнение горючими и смазочными веществами

отходы промышленных предприятий

Задание: Выполнить квест по проблеме, над которой работали

гибель животного мира

заражение и гибель окружающей среды радиационными веществами

увечья человеческого организма

- Мы рассмотрели некоторые экологические проблемы нашей планеты. Что же надо сделать для того, чтобы их решить?

4) Меры по охране окружающей среды . Международное сотрудничество по охране природы.

- Почему природа нуждается в помощи человека?

- Чем они занимаются?

- Кроме названных в статье международных организаций существует Всемирный фонд дикой природы, главной целью которого является сохранение биологического разнообразия Земли.

Основная цель данных организаций — добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей разных государств..

5)Что можем мы сами сделать для охраны природы

ЗАДАНИЕ : возьмите конверт . Разложите карточки 3х3 (квадрат)

Каждый участник составит по 1 предложению, взяв 3 карточки

- Как нам жить в мире экологических проблем, чтобы их не становилось больше?

ЗАДАНИЕ : Попробуйте вывести формулу безопасности. По очереди, передавая лист , запишите к каждой букве слова ЭКОЛОГИЯ , что нам делать, чтобы было меньше экологических проблем

Внеклассное мероприятие по окружающему миру

Цель: Формирование экологических знаний, активной, гуманной позиции по отношению к природе.

1. повышение экологической культуры у учащихся;

2.Развитие наблюдательности, внимания, мышления, любознательности;

3.Воспитание любви к природе, ответственности за судьбу своего общего дома - планеты Земля.

Формируемые УУД: личностные- осознают свои возможности, имеют мотивацию к работе на результат; коммуникативные – планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; регулятивные – оценивают собственную деятельность; познавательные – ориентируются в своей системе знаний;

Форма : заочное путешествие по экологическим тропинкам.

Вступительное слово учителя.

Экологией занимаются сейчас ученые во всем мире. Это слово часто звучит по радио, телевидению, появляется в газетах. Почему? (выслушать ответы учеников) Наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. Природа - первооснова красоты и величия. Мы - её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток.

Открыт для нас в жару и стынь.

Не оскверняй ее святынь.

( Во время чтения стихотворения показываются слайды с изображениями красивых уголков природы.)

Сегодня вы можете показать свои знания в области экологии. В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Действуйте дружно, весело. И вам будет сопутствовать удача.

Вывешивается карта- схема путешествия.

Начинаем путешествие. Сначала мы поплывём на корабле, но по пути нам нужно остановиться на таинственном "Острове загадок", где обитают разные животные и птицы и богатый растительный мир. А какие, вы узнаете, отгадав загадки.

1) Длинные иголки
По земле волочатся,
Приставать к нему
Никому не хочется! (Дикобраз)

2) В земле живёт,
Под землёй ползет,
За собой ходы оставляет,
Землю разрыхляет. (Земляной червь)

3) И гол, и лохмат,
Царь - да не богат. (Лев)

4) На травке - муравке
Да на резной лавке
Сидят - грустят Наташки,
Белые юбки, жёлтые рубашки.
(Ромашки)

5) Солнечная лесенка -
Да поди долезь - ка!
На лестнице - рожки,
Под лестницей - ножки. (Жираф)

6) Горел в траве росистой
Фонарик золотистый,
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчики)

7) Мишка плюшевый -
Круглые уши,
В ветвях поселился,
К стволу прилепился,
Любит этот медведь
Вниз головой висеть. (Коала)

8) Кривоногий Кирилл
Рыбку ловил,
Что ни поймает -
В мешок кладет,
На нос мешок повесил,
Доволен он и весел. (Пеликан)

Продолжим путешествие по лесным тропинкам.

Многие из нас любят ходить в лес за грибами. Около 100 тысяч грибов растёт на нашей планете. Размеры грибов также самые различные. Есть грибы - великаны. Диаметр их достигает до 1,5 м, а у грибов - малюток - всего мм. Многие грибы очень "дружат" с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.

Ребята, а как правильно надо собирать грибы?

Очень многие растения, которые нас окружают, мы называем сорными, или сорняками. А ведь многие из них являются лекарственными.

1. Название этого растения - сложное слово. На высоком стебле белые шапки соцветий с мелкими цветочками. Каждый лист рассечен на множество долек. Поэтому кажется, что листьев этих очень много. Растет эта трава везде: на лугу, у дороги, на лесной поляне. В народе ее уважают. С древних времен это растение использовали для остановки кровотечения, заживления ран, при зубной боли. Оно улучшает аппетит. Догадались, о каком растении речь? (О тысячелистнике.)

2. Это растение - великан. У него огромные добродушные листья и корзинки плодов с семенами. Плоды имеют шипы-крючочки, с помощью которых цепляются за одежду людей и шерсть животных. Так и расселяются по всей Земле. По подобию таких шипов люди придумали застежку-липучку. А корни этого растения используют в парфюмерии и в медицине. Что это за растение? (Репейник, он же - лопух.)

В результате варварских способов охоты, в связи с вырубкой лесов и загрязнением и обмелением рек многие животные сильно истреблены и находятся на грани вымирания. Они занесены в Красную книгу, и охота на них запрещена.

Карточка 1. Очень ценный пушной зверёк. Средняя длина тела 50 см, масса - 1, 1,5 кг. Основное место обитания - глухая и темная тайга с преобладанием кедра, ели и пихты. (Соболь)

Карточка 2. Владыка Арктики. Живет 40 лет. Самый крупны хищный зверь. (Белый медведь)

Карточка 3. Это большая белая птица служит символом красоты и любви чистоты и нежности. (Лебедь)

Карточка 4. В двух - трёхлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются. Они стройные, длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Гнезда они строят на земле. В нашей стране обитает семь видов этих птиц. (Журавль)

Карточка 5. Самый крупный зверь семейства диких кошек. Тело длиной до 4 м. Весит 390 кг. Питается крупно- копытными животными. Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости. (Тигр)

Карточка 6. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый цвет. (Фламинго)

Какой же привал без игр и песен.

Давайте сейчас отдохнем и споем вместе песню

1) Если б только-только только
Если б только на планете,
Если б только все земляне
Все живое берегли,
То возможно - можно-можно,
То наверно - верно-верно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели!

Припев: А- а, здравствуйте,
Горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте,
Реки вот такой ширины!
А-а, крокодилы, бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зелёный попугай!
А-а, и зелёный попугай!

2) И пускай у этой речки,
И пускай в зелёной роще,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай.
И запомни - помни-помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помогай!

От птичьих голосов.

К воде пошла, умылась,

Обсохла под лучом,

Над речкой наклонилась

С березой рядом рощица,

Семья ее подруг.

И так узнать ей хочется,

Что нового вокруг?

1) Почему березы плачут? (учащиеся дают свои предположения)

Весной березовый сок быстро течет по всему белому стволу. Через поры коры он выступает наружу. Люди считают березовый сок полезным и вкусным напитком. Они надрезают кору и собирают сок. Дерево много сока отдает людям. После этого оно болеет и часто погибает. Ведь для березы сок - все равно что для человека кровь.

Когда туристы снимаются с привала, нужно все вокруг оставить в первозданном виде, убрать мусор.

2) Куда убирают пустые банки и склянки? 3) Что может произойти , если не убирать мусор?

Из-за битого стекла, непотушенного костра может возникнуть пожар. А мусор загрязняет лес: брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка 7 лет, полиэтиленовый пакет- 100 лет.

4) А как можно использовать бросовый материал? (показ подготовленных костюмов и поделок)

1)В квартире подтекает водопроводный кран. За 6 мин набегает полный стакан воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 1 час? Если в литре 5 таких стаканов воды, сколько вытекает в сутки?

2) В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопного газа. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?

( раздаются бланки) Работа в парах.

1. Вы нашли на поляне очень красивый цветок. Как вы поступите?

а) полюбуюсь на него и пойду дальше (1 балл);

б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу (5 баллов).

2. Вы нашли гнездо с птенцом. Что вы сделаете?

а) покормлю птенца (3 балла);,

б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели (5 баллов);

в) буду наблюдать издали (1 балл).

3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдете ли вы с ними?

а) пойду, но буду собирать очень осторожно (5 баллов);

б) не пойду (1 балл).

4. После привала в походе у вас осталось много пустых банок, пакетов. Как бы вы поступили с ними, прежде чем продолжить поход?

а) взял(а) бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик (1 балл);

б) отнес(ла) бы в кусты, чтобы никто не поранился (5 баллов);

в) закопал(а) бы в землю (3 балла).

5. Как вы сами оцениваете свои знания по охране природы?

а) почти все знаю (3 балла);

б) кое-что знаю, но хотел(а) бы знать больше (1 балл);

в) охранять природу должны ученые, а не я (5 баллов).

А теперь - итоги теста. Сложите очки вместе. По сумме определите, к какой из трех групп юных друзей природы вы относитесь. Не обижайтесь, если результат не понравится. Лучше задумайтесь.

Группа № 1 - те, кто набрал от 5 до 11 баллов. Если бы все были такими, как вы, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Вы не только много знаете о природе, но и умеете ее охранять. Но главное - не останавливайтесь, стремитесь узнать побольше.

Группа №2 - те, кто набрал от 12 до 18 баллов. Вы, безусловно, кое-что знаете о природе и хотели бы ей помочь. Но ваши знания неполные, и вы, сами того не желая, можете причинить ей вред. Больше читайте, говорите со знающими людьми. И вы с вашей огромной энергией сможете принести пользу.

Группа № 3 - те, кто набрал от 19 до 25 баллов. Вы, наверное, любите природу. Это хорошо. Но вы так мало о ней знаете! Вам нужно изучать жизнь растений, повадки животных.

Все мы дети одного корабля по имени Земля. Значит, пересесть из него просто некуда. Если ты взял что-то от природы, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц. Только тогда Земля останется такой как на ваших рисунках. Давайте же стараться жить так, чтобы природа вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.

Цель: дать представление о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности человека за состояние природы.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать свое единство с окружающим миром.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для проверки домашнего задания, рисунки с изображениями пустой банки, пальмы, капли воды, вопросы на листочках для каждой группы, листы ватмана, фломастеры, гуашь, краски, карандаши, мелки, конверты с деформированными предложениями, флаг Земли в миниатюре для каждого ученика.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Тест

2. Работа по карточкам

1. С помощью учебника запиши римскими цифрами, какой век соответствует данной исторической дате.

2. Отметь налейте времени следующие даты.

74 г. до н. э.; 1380 г.; 114 г. до н. э.; 1537 г.

3. Напиши века римскими цифрами.

4. Отметь налейте времени исторические даты и реши задачи.

• Сколько лет прошло с начала восстания рабов под предводительством Спартака, если оно началось в 74 г. до н. э.?

• Сколько лет правил римский император Октавиан Август, если императором он стал в 30 г. до н. э., а умер в 14 г. н. э.?

3. Работа в парах

(Проверка задания 4 на с. 20 рабочей тетради.)

(Проверка задания 2 на с. 40 учебника. Один ученик называет даты жизни известного человека и выбирает того ученика, кто определит век. Игра проводится в темпе.)

III. Самоопределение к деятельности

Серьезные проблемы будем мы решать —

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

— Что такое экология? (Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.)

— Что изучает экология? (Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.)

— Мы уже смотрели на мир глазами географа, историка. Кто догадался, с точки зрения кого мы сегодня посмотрим на мир? (С точки зрения эколога.)

— Почему человека не может не волновать состояние окружающей среды? Обоснуйте свой ответ.

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

IV. Открытие нового знания

1. Работа по учебнику

— О ком говорится в загадке?

На земле он всех умней,

Потому и всех сильней. (Человек.)

— Как вы думаете, является человек властелином природы? Докажите свои высказывания словами из текста.

(Ученики читают текст на с. 41 учебника, отвечают на поставленный вопрос.)

2. Работа в группах

(Каждая группа получает рисунок.)

— Догадайтесь, что символизирует изображенный предмет, с чем связан, какую проблему олицетворяет.

Первая группа получает рисунок, на котором изображена капля воды (символ океана). Вторая группа — пальма (символ тропиков). Третья группа — пустая банка (символ мусора).

— Как вы думаете, нова ли проблема охраны природы? (Ответы детей.)

Как видим, вопросы охраны природы были важны во все времена. Но особенно остро стоят они в век научно-технического прогресса.

(Первичное чтение про себя предложенных текстов каждой группой по своей проблеме на с. 42 — 44 учебника. Сообща находят ответы на предложенные вопросы, которые учитель готовит заранее на карточках.)

Вопросы для первой группы по проблеме загрязнения океана

1. Что поразило путешественников?

2. Уменьшилось ли с тех пор загрязнение океана?

3. Как страдают от загрязнения живые существа, обитающие в океане?

4. Какие меры для защиты океана от загрязнения вы могли бы предложить?

Вопросы для второй группы по проблеме исчезновения тропических лесов

1. О каком чуде природы вы узнали?

2. Найдите в тексте слова об изобилии растительного и животного мира тропических лесов.

3. Как называют джунгли?

4. Ради чего люди уничтожают тропические леса?

5. Сколько деревьев гибнет ежедневно под пилой человека?

6. Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов?

Вопросы для третьей группы по проблеме мусора

1. Сколько мусора приходится на каждого жителя города в год?

2. Сколько грузовиков ежегодно требуется, чтобы вывезти весь мусор?

3. Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора?

4. Все ли они безопасны с точки зрения экологии? Какой способ лучший?

V. Первичное закрепление

(Каждая группа делится новыми знаниями, отвечает на поставленные вопросы.)

Проблема загрязнения океана. Ежегодно в океан попадают огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы — бутылки, банки, сети — тоже серьезная опасность. В 1972 г. в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала вдыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей. 80% загрязнений океана — результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря.

Проблема мусора. Загрязнение никогда не было простой проблемой. Замерить уровень загрязнения можно при помощи экотестера. Несмотря на то что Москва — один из самых дорогих городов в мире, но это также один из самых загрязненных городов на нашей планете. Много людей болеет из-за загрязнения воздуха и источников воды.

(Можно привести данные своего города.)

Решение. Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. Некоторые предметы можно использовать вторично, например стеклянные банки и бутылки. Эти предметы вновь послужат людям как вторичное сырье.

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Творческая работа

2. Работа по учебнику

- О том, что предпринимают люди всего мира, обеспокоенные состоянием природы на Земле, мы узнаем на с. 44—46 учебника.

(Чтение текста детьми вслух.)

— Сформулируйте вопросы по прочитанному тексту.

3. Работа с деформированными предложениями

— Ребята, по-вашему, лично от каждого из вас зависит спасение природы? Какой вклад в дело охраны природы можете внести вы? (Высказывания детей.)

— Как вы думаете, о чем должен помнить, знать каждый из нас, пользуясь всем, чем богата Земля? (Не навредить, не испортить природу. Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.)

4. Работа с CD

VIII. Рефлексия

— Какое открытие вы сделали для себя на уроке?

— О чем хотите рассказать родителям?

— О чем заставил вас задуматься наш урок?

— Как работала ваша группа?

22 апреля был объявлен Всемирным днем Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено по всей нашей стране. Из таких кусков, собранных по всему миру, составили флаг Земли — символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг, его площадь 660 м2.

Нам тоже небезразлична судьба планеты, поэтому я приготовила вам небольшой подарок: такой же флаг, только в миниатюре. Пусть этот флаг символизирует наше единство в заботе о будущем планеты и веру в то, что люди обязательно найдут способ помочь природе Земли.

Домашнее задание

1. Прочитать текст нас. 41 — 47 учебника, ответить на вопросы.

2. Выполнить задания 4 — 6 на с. 22 рабочей тетради.

Дополнительный материал

Тревожные факты

За последние 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем все человечество за предыдущие 2—3 млн лет.

Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле только 2%.

Мусор заполонил планету настолько, что, если его не уничтожать, то через 10—15 лет он покроет ее всю слоем толщиной 5 м.

От загрязнения воздуха, воды и почвы, из-за варварского отношения человека уменьшается численность растений и животных.

Ежедневно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных, а еженедельно — 1 вид растений.

Цели урока: ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; развивать познавательную активность детей, чувство уважения к окружающему миру.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

- Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлых уроках.

( На прошлых уроках мы говорили о природных зонах России)

-Назовите природные зоны, с которыми мы познакомились.

( Арктическая пустыня, Тундра, Лес, Степь)

- Сейчас мы проверим, как вы усвоили пройденный материал.

У вас на партах лежат листочки с заданиями, которые надо сейчас выполнить. (Задания дифференцированы)

I вариант

1. Отметь животных, обитающих в арктической пустыне: белый медведь, северный олень, песец, тюлень, морж.

Отметь животных лесной зоны: лось, полярная сова, белка – летяга, куница, суслик.

2. Узнай природную зону:

Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы. Здесь длинное, жаркое лето, короткая зима. Летом часто бывают сильные ветры – суховеи. Почвы плодородны. Их называют чернозёмами.

II вариант

1. Отметь животных, обитающих в тундре: песец, белая куропатка, лемминг, белый медведь, северный олень.

Отметь животных степи: олень, дрофа, сайгак, хомяк, белка.

2. Узнай природную зону:

Эта зона – царство снега и льда. Зимой – полярная ночь, летом – полярный день. Из – за суровых природных условий нет коренного населения.

Это самая большая природная зона России. Богат и разнообразен животный и растительный мир. Здесь живёт основная часть населения России.

1. Отрицательное влияние деятельности человека на окружающую среду.

- Изучая природные зоны, мы говорили о занятиях населения этих зон. А кто вспомнит, к какому выводу мы всегда приходили? ( Хозяйственная деятельность человека оказывает отрицательное влияние на окружающую природу)

- Сегодня на уроке мы будем говорить об экологических проблемах нашей страны. (Слайд 1)

- В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом? (О жизни первых людей рассказали археологи, они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события) (Слайд 2.)

- Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы.

- Если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни.

Но со временем человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники.

- К чему привело такое покорение? (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных).

- Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить ее).

- Кто такой человек по отношению к природе? (Он часть природы).

- Как выдумаете, может ли планета заболеть?

- Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня на уроке мы будем говорить об этом.

- Но прежде, давайте определим, что такое экология? (Ответы детей)

-Экология – это наука об окружающей среде, которая изучает жизнь различных организмов в окружающей среде, где всё живое и неживое вокруг нас взаимодействует.

3. Некоторые экологические проблемы России и причины их возникновения.

Экологических проблем много, но на сегодняшнем уроке мы рассмотрим некоторые из них.

- Сейчас я попрошу выйти к доске детей, которые помогали мне готовить презентацию. (Дети излагают материал согласно показываемым слайдам)

Загрязнение воздуха

- Если без пищи и воды человек может прожить несколько дней, то без воздуха- всего несколько минут. Не случайно американский ученый Л.Дж. Баттан - писал: “Одно из двух: или люди сделают так, что в воздухе станет меньше дыма, или дым сделает так, что на земле станет меньше людей”. (Слайд 5)

Рассматриваются следующие причины загрязнения воздуха:

  • автомобильные выхлопы ( Слайд 6)
  • промышленные выбросы в атмосферу (Слайд 7)
  • курение ( Слайд 8)
  • радиационная опасность ( Слайд 9)

Гибель лесов

Рассматриваются следующие причины гибели лесов:

  • истощение леса чрезмерными вырубками ( Слайд 11)
  • лесные пожары (Слайд 12)
  • мусорные свалки (Слайд 13)

Загрязнение воды

Жизнь начинается с воды! ( Слайд 14)

Рассматриваются следующие причины загрязнения воды:

  • загрязнение горючими и смазочными веществами (Слайд 17)
  • различный мусор (Слайд 18)
  • отходы промышленных предприятий (Слайд 19)

4. Последствия загрязнения окружающей среды (Слайд 20)

  • гибель животного мира (Слайд 21, слайд 22)
  • заражение и гибель окружающей среды радиационными веществами (Слайд 23, слайд 24)
  • увечья человеческого организма (Слайд 25)
  • нарушение экосистемы (Слайд 26, слайд 27, слайд 28)
  • Мы рассмотрели некоторые экологические проблемы нашей страны. Что же надо сделать для того, чтобы их решить? (Слайд 29)

Дети читают статью.

- Чем они занимаются?

- Кроме названных в статье международных организаций существует Всемирный фонд дикой природы, главной целью которого является сохранение биологического разнообразия Земли. (Слайд 33)

Основная цель данных организаций — добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей.

IV. Итог урока.

- Какие экологические проблемы России мы сегодня рассмотрели?

- Какова главная причина загрязнения окружающей среды?

- Закончить наш урок мне хочется стихотворением Б. Заходера "Про всех на свете":

Все-все на свете- на свете все нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны:.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд-
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки и мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем то не дружны-
Мы все таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.

Читайте также: