Еж с ежатами конспект

Обновлено: 03.07.2024

Создание образа ежика в сотворчестве с педагогом (ежик с иголками на теле, желтой травкой под ножками), технике рисования вертикальных мазков (рисовать короткие прямые линии сверху вниз, безотрывно); воспитывать любознательность, интерес к рисованию, коллективной работе; развивать мелкую моторику, чувство ритма.

Предварительная работа . Рассматривание изображений ежей в детских книгах; беседа о внешнем виде и образе жизни.

Материал . Иллюстрации с изображением ежей в детских книгах; силуэты двух ежей без иголок, изображенные педагогом на листе бумаги желтого цвета форматом 40-120 см, над ежами на расстоянии колючек нарисованы грибы; гуашь коричневого и желтого цвета; кисти, баночки с водой, салфетки.

Ход.

Дети сидят на ковре полукругом. Педагог демонстрирует иллюстрации из детских книг и читает стихотворение.

Кто бежит там по дорожке?

Топ, топ, топ – топочут ножки.

А на нас и не глядит…

Это ежик весь в колючках,

Но совсем, совсем не злючка!

Не нужна ему корзинка

Или сумка на ремне,

Угощенье для ежонка

Ежик носит на спине

- Все звери готовятся к зиме. А что запасает на зиму еж? Какие угощенья несет ежик для ежонка? Как он переносит в норку яблоки, грибы?

- Ребята, мне захотелось для вас нарисовать семью ежей, но не успела закончить рисунок. Вы мне поможете? Что я не дорисовала?

- Давайте нарисуем иголки. Я вам покажу, как это нужно сделать. Смотрите, кисточку опускаю в коричневую краску и рисую сначала одну иголку, потом другу – вот так.

Педагог проводит линии 4-5 см, фиксирует движение, чтобы дети заметили отрыв кисти от бумаги и перенос ее на другое место. Далее детям предлагается приступить к работе. Педагог проверяет, как они держат кисть, (помогает взять правильно), как набирают краску. Педагог подсказывает, где на спине еще недостаточно иголок.

- Ребята, мама ежиха со своими ежатами идут по лесной тропинке. Нам нужно нарисовать травку. Сейчас осень, какой краской будем рисовать травку? Правильно, желтой. Кто хочет показать и напомнить всем нам, как ее нужно рисовать?

.Развитие умения детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях,накладывать штрихи в одном направлении , без просветов.

2. Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу.

ВложениеРазмер
zanyatie_yozhiha_s_ezhatami_pod_yolochkoy.odt 17.75 КБ
zanyatie_yozhiha_s_ezhatami_pod_yolochkoy.odt 17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 21 "Теремок" г.Павлово.

"Ёжиха с ежатами под ёлочкой".

Старшая групп а.

Разработала: Кострюкова Н.В.

Ёжиха с ежатами под ёлочкой.

  • 1.Развитие умения детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях,накладывать штрихи в одном направлении , без просветов.
  • 2. Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу.
  • 3.Показать выразительные возможности простого карандаша.
  • 4.Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов — "колючесть",
  • передавать штрихами фактуру веток ели.
  • репродукция с изображением ежа , незаконченные изображения ёлочки и ежа (без хвои и иголок). Листы бумаги с неоконченными изображениями елочки и ежа (без хвои и иголок).
  • альбомный лист.
  • простой карандаш ТМ.

Вы послушайте, ребятки, загадаю вам загадку:

Добродушен, деловит, Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек.

Это наш приятель. (Ёжик).

Ребята, давайте вспомним, как выглядит ёжик. Ведь вы наверняка видели этого зверька на рисунках, в мультфильмах. (Воспитатель показывает картинку с изображением ежа). Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками. Чёрные, как бусинки, глаза кажутся внимательными и умными, но видит ёжик плохо, а вот нюх у него прекрасный! Лапы у него короткие с маленькими коготками. Что-то мы ещё забыли?

Воспитатель: Ну, конечно, колючки! На спине носит ёж колючие иголки. А как же ежу без иголок? Они спасают его от врагов.

Воспитатель (от имени ёжика):

Я, как ёлка, Весь в иголках,

Ловлю смело я мышей.

И хотя я очень колкий,

Обижать меня не смей.

Но в дома я тоже вхож.

Это я - забавный ёж.

Воспитатель: А вот теперь мы познакомились. Ребята поняли, что ёжик лесной житель. Правда, ребята?

- Про кого эта картина? Что можно узнать, рассматривая её?

Дети рассказывают о том, что делают ежи.

Воспитатель : Посмотрите на ежиху и ежат и расскажите, какие они, чем взрослое животное отличается от детёныша.

- Правильно, отличаются не только величиной, но и пропорциями тела. У ежихи тело более длинное, овальное, а у её детёнышей тело почти круглое, похожее на колючий шарик.

- Я предлагаю вам изобразить какой – нибудь эпизод из жизни ежихи с ежатами. Придумайте сами, что может случиться, когда ежиха выведет своих ежат весной погулять среди молодых ёлочек и деревьев. С кем они могут встретиться и что увидеть.

Воспитатель спрашивает нескольких детей об их замыслах.

- Ребята, при рисовании молодых елочек и ежей можно использовать разные штрихи, так как елочки и ежи колючие, а колючки лучше всего изобразить штрихами. Обращает внимание детей на разное направление штрихов на частях тела зверюшек, на разную длину штрихов, на то, что одни штрихи расположены густо, а другие редко.

Помещает перед детьми таблицу с разным расположением штрихов и показывает приемы их изображения, давая названия каждому виду штрихов: короткие равномерно расположенные штрихи (вертикальные и горизонтальные) отрывные и безотрывные, дуги и др.

Эти штрихи используют при рисовании ежей и елочки.

«По сухой лесной дорожке –

Топ-топ-топ – топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

Если подкрадется волк –

Превратится еж в клубок.

Ощетинит еж иголки

Не достанется он волку.

Еж не тронет никого

(Дети выполняют движения в соответствии со словами).

Воспитатель помещает перед детьми листы бумаги с неоконченными изображениями ёлки и ежа.

Воспитатель : Ребята, с чего начнете рисовать? Что нужно изобразить сначала?

- Правильно, нужно отделить линией горизонта широкое пространство земли от неба, и сначала изобразить ёлочек, т.к. они более крупные.

В процессе рисования напоминаю, что простым карандашом можно сделать вспомогательный рисунок – изобразить линию горизонта, наметить, где будут расти ёлочки, нанести контуры ежихи и ежат. Уделяю внимание технике штрихового рисунка. При нанесении коротких штрихов при изображении хвои не нужно торопиться, чтобы не исказить их направление по отношению к веткам, а колючки ежей рисовать в более быстром темпе. Направление штрихов к концу тела меняется, они становятся наклонными.

1. Нарисовать продолговатый горизонтальный овал с заостренным, поднятым кверху кончиком с одной стороны. Это будущая мордочка животного.

2 Обозначить кончик носа черным кружком, но не закрашивать его полностью. Маленький белый отблиск добавит рисунку реалистичности. Так же, с отблеском, нарисовать ежику глаз, затем — улыбку, дорисуй ухо и четыре лапки.

3 Теперь нарисовать один равномерный ряд иголочек вокруг туловища ежа.

Все ежики имеют хвосты, хотя на рисунках их не изображают. Длина хвоста — всего 3 см и под иглами он совсем не заметен.

4 Добавить еще несколько рядов иголок, чтобы полностью покрыть ими тело ежика. Чем больше будет колючих иголок, тем объемнее получится ежик. Иглы могут быть темными, а можно добавить в них несколько светлых штрихов.

5 Раскрасить лесного жителя. Туловище и мордочка будут коричневыми, лапы — серыми, а нос останется черным. Ежик готов!

Учить передавать в рисунке связное содержание эпизода из жизни ежей, при изображении ежихи и ежат соблюдать пропорции между предметами; развивать умение рисовать штрихами хвою молодой ёлочки – короткими отрывистыми штрихами, иголки ежа – неотрывными штрихами в несколько рядов.

В конце занятия рассмотреть рисунки детей. Предложить нескольким детям объяснить содержание какого – либо рисунка, а автора спросить, согласен ли он с таким объяснением. Рассмотреть еще несколько рисунков с другими сюжетами. Спросить у детей, есть ли рисунки, на которых штрихами изображены не только хвоя, иголки ежей, но и другие предметы (трава, цветы, оперение птиц и т.д.).

Цель: • 1.Развитие умения детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях,накладывать штрихи в одном направлении , без просветов. • 2. Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу. • 3.Показать выразительные возможности простого карандаша. • 4.Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов — "колючесть", • передавать штрихами фактуру веток ели.

Содержимое публикации

1.Развитие умения детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях,накладывать штрихи в одном направлении , без просветов.

2. Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу.

3.Показать выразительные возможности простого карандаша.

4.Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов — "колючесть",

передавать штрихами фактуру веток ели.

репродукция с изображением ежа ,незаконченные изображения ёлочки и ежа (без хвои и иголок). Листы бумаги с неоконченными изображениями елочки и ежа (без хвои и иголок).

простой карандаш ТМ.

Ход занятия

1.Организационная часть.

Вы послушайте, ребятки, загадаю вам загадку:

Добродушен, деловит, Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек.

Это наш приятель. (Ёжик

Ребята, давайте вспомним, как выглядит ёжик. Ведь вы наверняка видели этого зверька на рисунках, в мультфильмах. (Воспитатель показывает картинку с изображением ежа). Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками. Чёрные, как бусинки, глаза кажутся внимательными и умными, но видит ёжик плохо, а вот нюх у него прекрасный! Лапы у него короткие с маленькими коготками. Что-то мы ещё забыли?

Дети: Колючки.

Воспитатель: Ну, конечно, колючки! На спине носит ёж колючие иголки. А как же ежу без иголок? Они спасают его от врагов.

П (от имени ёжика):

Я, как ёлка, Весь в иголках,

Ловлю смело я мышей.

И хотя я очень колкий,

Обижать меня не смей.

Но в дома я тоже вхож.

Это я - забавный ёж.

П: А вот теперь мы познакомились. Ребята поняли, что ёжик лесной житель. Правда, ребята?

- Про кого эта картина? Что можно узнать, рассматривая её?

Дети рассказывают о том, что делают ежи.

П : Посмотрите на ежиху и ежат и расскажите, какие они, чем взрослое животное отличается от детёныша.

- Правильно, отличаются не только величиной, но и пропорциями тела. У ежихи тело более длинное, овальное, а у её детёнышей тело почти круглое, похожее на колючий шарик.

Ребята, при рисовании молодых елочек и ежей можно использовать разные штрихи, так как елочки и ежи колючие, а колючки лучше всего изобразить штрихами. Обращает внимание детей на разное направление штрихов на частях тела зверюшек, на разную длину штрихов, на то, что одни штрихи расположены густо, а другие редко.

«По сухой лесной дорожке –

Топ-топ-топ – топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

Если подкрадется волк –

Превратится еж в клубок.

Ощетинит еж иголки

Не достанется он волку.

Еж не тронет никого

(Дети выполняют движения в соответствии со словами).

П помещает перед детьми листы бумаги с неоконченными изображениями ёлки и ежа.

П : Ребята, с чего начнете рисовать? Что нужно изобразить сначала?

- Правильно, нужно отделить линией горизонта широкое пространство земли от неба, и сначала изобразить ёлочек, т.к. они более крупные.

В процессе рисования напоминаю, что простым карандашом можно сделать вспомогательный рисунок – изобразить линию горизонта, наметить, где будут расти ёлочки, нанести контуры ежихи и ежат. Уделяю внимание технике штрихового рисунка. При нанесении коротких штрихов при изображении хвои не нужно торопиться, чтобы не исказить их направление по отношению к веткам, а колючки ежей рисовать в более быстром темпе. Направление штрихов к концу тела меняется, они становятся наклонными.

Практическая часть.

1. Нарисовать продолговатый горизонтальный овал с заостренным, поднятым кверху кончиком с одной стороны. Это будущая мордочка животного.

2 Обозначить кончик носа черным кружком, но не закрашивать его полностью. Маленький белый отблиск добавит рисунку реалистичности. Так же, с отблеском, нарисовать ежику глаз, затем — улыбку, дорисуй ухо и четыре лапки.

3 Теперь нарисовать один равномерный ряд иголочек вокруг туловища ежа.

Все ежики имеют хвосты, хотя на рисунках их не изображают. Длина хвоста — всего 3 см и под иглами он совсем не заметен.

4 Добавить еще несколько рядов иголок, чтобы полностью покрыть ими тело ежика. Чем больше будет колючих иголок, тем объемнее получится ежик. Иглы могут быть темными, а можно добавить в них несколько светлых штрихов.

5 Раскрасить лесного жителя.

Учить передавать в рисунке связное содержание эпизода из жизни ежей, при изображении ежихи и ежат соблюдать пропорции между предметами; развивать умение рисовать штрихами хвою молодой ёлочки – короткими отрывистыми штрихами, иголки ежа – неотрывными штрихами в несколько рядов.

Итог занятия .

В конце занятия рассмотреть рисунки детей. Предложить нескольким детям объяснить содержание какого – либо рисунка, а автора спросить, согласен ли он с таким объяснением. Рассмотреть еще несколько рисунков с другими сюжетами. Спросить у детей, есть ли рисунки, на которых штрихами изображены не только хвоя, иголки ежей, но и другие предметы (трава, цветы, оперение птиц и т.д.).

Активизация словаря: ежата, ежонок, ежиная, любящая, заботливая.

Ход:

Построение в круг, минутка вхождения в день:

Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад! (поворачиваются лицом в круг и хлопают в ладоши)

Воспитатель: Ребята, попробуйте отгадать загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь сегодня на занятии.

Он со всех сторон колючий,

На нём иголки просто кучей.
Он похож на маленькую горку.
Ищет он грибы и тащит в норку.
Носик у него курносый, чёрный,

А характер тихий, но упорный.
По траве он бродит без дорожек.
Ты его не бойся, это… ёжик

Воспитатель: Посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости.

Расскажите, какой ёжик? (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный). Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать) Назовите семью ежей. (папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата)

Воспитатель: Давайте поиграем с нашим ёжиком. Наш ёжик любит прятаться, давайте попробуем его отыскать. Где ёжик? (Ёжик спрятался под лист. Ёжик сел около стула. Ёжик спрятался за Диму. Ёжик взобрался на стол…)

Рассказ воспитателя о еже: Ежи обитают в лесу, живут они семьями, в норе. Спина животного покрыта иглами. Окраска игл: белые у основания и на кончике, а в середине чёрные. Мех серого цвета. Мордочка вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза чёрные и круглые. Маленькие ушки и хвостик. Задние ноги немного длиннее передних. Зубы острые. Общение ежей происходит с помощью свиста. Ворчат они, когда разозлятся. У ежей очень хороший слух и нюх. Ест насекомых, улиток, червяков, ягоды, желуди, грибы. Любит молоко. Ежи зимой спят, а весной начинает бодрствовать и активно поедать всё, что только можно, они очень прожорливы. Весной у ежихи появляются ежата. Новорожденные ежи голые, слепые и беззащитные. Враги у ежей: филины, лисы и другие хищники. Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита от хищников. Однако она не всегда помогает –лиса откатывает ежика в воду, чтобы он развернулся. Никогда не берите ежиков домой! В неволе они практически не живут. Каждому животному лучше всего там, где оно родилось, где оно живет. Кроме того, ежи – разносчики опаснейших для человека клещей.

Открывайте глаза, наш ёжик в лесу. Посмотрите, оказывается это не ёж, а ежиха, а с ней маленькие ежата. Как можно назвать эту картину? (заботливая ежиха, ежиная семья) Какое время года изображено на картине? (лето) Почему вы так решили? (зелёная трава кругом, ягоды, насекомые…) Какая ежиха мама? (большая, крупная, колючая, заботливая, осторожная.) Что она делает? (учит ежат добывать в лесу корм.) Какие ежата? (маленькие, забавные, хорошие.) Что они делают? (один ежонок свернулся в клубок, наверное, чего-то испугался, другие стоят около мамы.) Какие насекомые изображены на картине?

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (пальцы в замок)

На спине иголки очень – очень колкие. (поднимать и опускать пальцы)

Хоть и ростом ёжик мал, нам колючки показал, (повертеть вправо, влево)

А колючки тоже на ежа похожи. (поднимать и опускать пальчики)

На ежа мы поглядим, молочка ему дадим, (сделать блюдечко ладошками)

Но не тронем колкие на спине иголки мы. (погрозить пальчиком)

– Понравился мой рассказ? Чтобы было легче рассказывать, давайте составим план рассказа:

Сначала нужно описать лесную полянку, на которую мама ежиха привела ежат, рассказать о маме ежихе, а затем про каждого ежонка, что они делают на полянке. Как можно закончить рассказ?

Заслушивается первый ребенок и проводится физкультминутка:

Ходит ёжик по полянке, ищет он грибы – опята.

(ходьба на месте, повороты головы вправо и влево)

Глазки щурил, открывал, но грибов не увидал.

(прищуриться и открыть глаза, развести руки в стороны)

Вверх смотрел он, вниз глядел,

(посмотреть вверх- вниз)

Сам тихонечко пыхтел.

Смотрел влево, смотрел вправо,

(голова неподвижна, посмотреть влево – вправо)

Вдруг увидел гриб на славу!

(закрыть и широко открыть глаза)

Оглянулся он ещё через левое плечо,

(руки спрятать за спину, повернуть голову влево, посмотреть назад)

Через правое ещё.

(повернуть голову вправо, посмотреть назад)

Ёж затопал по тропинке и грибок унёс на спинке.

(ходьба на месте, высоко поднимая ноги)

Рассказывают еще 3-4 ребенка

Медведь большой, а еж-маленький,

Заяц пушистый, а еж – колючий,

Волк злой, а еж – добрый,

Еж спит днем, а охотится – ночью,

Белка живет в дупле, а еж – в норе,

У лисы-лисята, а у ежихи-ежата,

Один – ежонок, а много – ежата.

Итог.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? О ком мы сегодня говорили, что новое и интересное узнали о ежах? Чей рассказ вам больше всего понравился? Что вам показалось трудным?

Читайте также: