История древней церкви конспект

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

3. Способствовать формированию у учащихся интереса к изучению Отечественной истории, формированию личностно-ориентированного восприятия связи времен. А также развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи при самостоятельной и парной работе, толерантного общения.

Планируемые образовательные результаты:

Ученик должен научиться: определять и характеризовать особенности распространения православного христианства на Руси; составлять схему устройства Православной церкви в Древней Руси, объяснять ключевые понятия; анализировать текст исторического источника (отрывок из Киево-Печерского патерика); раскрывать роль Православной церкви в истории Древнерусского государства и оценивать значение Церкви в жизни древнерусских людей.

Ученик имеет возможность научиться :

- анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям; строить речевые высказывания в устной и письменной форме (познавательные УУД);

- определять значение распространения христианской нравственности, духовных идеалов, понимать значение религии в жизни человека, государства, общества; соблюдать дисциплину, уважительно относиться к участникам образовательного процесса (личностные УУД);

- определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность, представлять результаты своей работы (регулятивные УУД);

- уметь слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения, делать логически обоснованные рассуждения в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка (коммуникативные УУД).

Тип урока: урок освоения новых знаний и учебных действий

Формы обучения: парная, фронтальная работа.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Этапы урока:

1) Мотивационная беседа. Формулирование интегрированной цели урока.

2) Актуализация опорных знаний учащихся по изученным вопросам.

2. Изучение новой темы

3. Закрепление изученного на уроке

6. Домашнее задание

Ход урока.

1. Мотивационно-организационный этап.

1). Мотивационная беседа. Формулирование интегрированной цели урока.

Учитель истории : Здравствуй ребята. Сегодня мы продолжаем определять особенности развития Древнерусского государства (государства Русь).

Задачи : на уроке

1. Мы продолжим развивать навыки работы с учебником, понятиями, составлением схем; умения определять причины и последствия исторических событий, делать выводы.

2. Во время работы с заданиями не забывайте правильно распределять время. При ответе на вопросы старайтесь правильно, четко и полно формулировать предложения.

2). Актуализация опорных знаний учащихся по изученным вопросам.

Цель: актуализировать основные знания учащихся, подвести к определению цели изучения нового материала.

1. Чтобы определить тему нашего урока и основной проблемный вопрос, который нам предстоит разрешить, давайте проведем небольшую словарную работу. ( Перед вами рабочий лист. Укажите на нем свою фамилию, имя и выполните задание № 1). Какое ключевое слово у вас получилось?

2. Дайте объяснение слову церковь. (Ответы учащихся).

Понятие церковь имеет два значения: (слайд 2)

"ЦЕРКОВЬ" - 1) Религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности. 2) Здание, в котором происходит христианское богослужение; храм.

3. С каким событием связано появление церкви на Руси? Ребята, определите, какой будет тема нашего урока? (слайд 3).

1). Особенности распространения христианства на Руси и значение утверждения православия для общества. (слайд 5)

Задание: Скажите, принятие христианства в 988 г. сразу же привело к утверждению православия на Руси?

Какое явление возникло и в чем оно проявлялось? (Двоеверие).

Несмотря на принятие православия в течении долгого времени в сознании людей сохранялись языческие традиции. Как же церкви удалось утвердить свое влияние?

А) Найдите пары и объясните, по какому принципу они образованы? (слайд 6-7)

Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных между собой православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Своим назначением она имеет:

сохранять и распространять между людьми дарованное ей Божественное Откровение;

сохранять и употреблять к освящению своих членов установленные таинства и другие священнодействия;

сохранять Богоучрежденное в ней управление и пользоваться им для руководства верующих к животу вечному.

2. Предмет церковной истории

История Христианской Церкви имеет своим предметом изобразить судьбу и потом деятельность Церкви по отношению к главной цели ее назначения – освящению и спасению человеческого рода. Изображая судьбу Церкви как общества, история должна показать, как это общество основалось, утвердилось и с тех пор существует доныне. При изображении же деятельности Церкви относительно главной цели ее назначения, история всегда должна иметь в виду:

как Церковь в различные времена и при различных обстоятельствах сохраняла полученное ей от Иисуса Христа и Апостолов учение веры и уясняла его в сознании своих чад;

как она сохраняла и употребляла во благо людей Божественные таинства и вообще священнодействия;

как она сохраняла и пользовалась своим священноначалием для возведения своих членов к высшему нравственному совершенству.

3. Разделение церковной истории

В истории церковной различают большей частью три главных периода:

Во-первых, период основания и, по преимуществу, внешнего распространения Христовой Церкви, начиная от сошествия Святого Духа на Апостолов до победы христианства над язычеством в Римской империи при Константине Великом (34–323).

Во-вторых, период по преимуществу внутреннего устроения и утверждения Церкви Христовой и отпадение Западной Церкви от союза с Восточной (323–863).

В-третьих, период постоянного сохранения и защищения всего древнего благоустройства Церкви Вселенской Церковью Православной, Восточной и – постепенного искажения этого благоустройства Церковью Западной доныне.

Мы же для краткости разделим историю Церкви на две части, из коих в первой будет изложена общая церковная история: от сошествия Святого Духа на Апостолов до отпадения Западной Церкви от союза с Восточной; а во второй – история Русской Церкви от начала христианства между племенами славянскими до учреждения Святейшего Синода (863–1721).

Источник: Краткая история христианской церкви / Протоиерей Александр Рудаков. - М. : Изд-во Моск. Подворья Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1999. - 286 с.; ISBN 5-7789-0064-3

Румянцев Д.С. Конспект лекций по истории Древней Церкви

Конспект лекций по Истории Древней Церкви Румянцева Дмитрия Сергеевича, прочитанного во 2-м семестре 2006-2007 уч. г. и 1-м семестре 2007-2008 уч. г. на вечернем отделении миссионерского факультета.

ВложениеРазмер
Лекции по Истории Древней Церкви Румянцева Д.С.rar111.63 КБ

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Вся информация, приведенная на этом сайте, может свободно распространяться всеми студентами и преподавателями ПСТГУ без согласования с разработчиками.

ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ

Х ристианская Церковь есть основанное Господом нашим Иисусом Христом общество людей, соединенных между собой Православной верой в Него, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Как общество людей, явившееся в мире в определенное время, существовавшее в продолжение многих веков при постоянной смене своих членов, имевших разнообразное влияние на ход и развитие его жизни, наконец, существующее в настоящее время, Церковь необходимо должна иметь и имеет свою историю. Как наука, история Церкви есть изображение в систематическом порядке, связи и последовательности жизни Церкви во всех ее проявлениях.

Предмет церковной истории есть Церковь как религиозное общество, состоящее из людей. Таким образом, предметом истории служит только человеческий элемент Церкви, как подлежащий изменяемости. Все же божественное, составляющее сущность и основу Церкви, например, вероучение, таинства и проч., как вечное и неизменяемое, не принадлежит собственно истории; хотя, становясь предметом разнообразного понимания людей, и оно становится предметом исторического изучения. Стороны, с которых должна быть рассматриваема Церковь как предмет исторической науки, указываются самой ее жизнью.

Жизнь Церкви проявляется с двух сторон — внешней и внутренней. Так, мы видим, как Церковь распространяется или сокращается в своих пределах и стоит в разное время в известных отношениях к другим человеческим обществам. Это внешняя сторона. С другой стороны, мы видим, как Церковь заботится о сохранении и уяснении своего вероучения, хотя при этом встречает препятствия со стороны некоторых своих членов, отступающих от господствующего вероучения и составляющих ереси и расколы, совершает таинства и богослужение; управляется иерархиею и наконец, стремится достигнуть главной цели своего существования — нравственного усовершенствования и спасения своих членов. Все это составляет внутреннюю сторону жизни Церкви. Отсюда и наука церковной истории должна изображать историческую жизнь Церкви с внешней и внутренней сторон, а именно:
1) как распространялась или сокращалась Церковь, и в каком отношении она находилась к другим обществам;
2) как сохранялось и уяснялось в ней учение веры, какие возникали ереси и расколы;
3) в каком виде находилось совершение Таинств и богослужение;
4) как действовала церковная иерархия;
5) в какой мере достигалась членами Церкви ее главная цель — нравственное усовершенствование и спасение.

История Церкви как наука должна быть стройным, органическим развитием всех сторон своего предмета. Поэтому необходимо, чтобы каждая сторона церковной жизни изображалась в ней по порядку и в хронологической последовательности. Но так как между всеми сторонами церковной жизни существует тесная историческая связь, то нельзя каждую из них рассматривать особо на всём протяжении истории. С другой стороны, рассматривать все стороны церковной жизни вместе в каждом веке также неудобно, потому что есть такого рода события, начало которых — в одном веке, а продолжение — в другом и даже в третьем веке. Ограничивая изучение церковной истории жесткими хронологическими рамками какого-либо столетия, мы можем потерять связь в изложении. Более удобным признается в учебной церковно-исторической литературе разделение церковной истории на периоды, сообразно характерным особенностям жизни Церкви в известный промежуток времени.

История Церкви может быть разделена на четыре периода:
Первый период - по преимуществу внешнего распространения Церкви Христовой, от времени апостолов до торжества христианства над язычеством при Константине Великом (34-313 гг.) .
Второй период - по преимуществу внутреннего благоустройства Церкви, от торжества Церкви над язычеством при Константине Великом до окончательного отпадения Западной Церкви от Восточной и устройства Церкви Русской (313-1054 гг.) .
Третий период — от окончательного отпадения Западной Церкви от Восточной и устройства Церкви Русской до падения Византийской империи на Востоке (1453 г.) и начала Реформации на Западе (1517 г.) , характеризуемый со стороны Восточной Церкви неизменным соблюдением древнего вселенского учения и благоустройства, а со стороны Западной — постепенным уклонением от этого учения и благоустройства.
Четвертый период — от падения Византийской империи на Востоке и с начала Реформации на Западе — до настоящего времени.

  1. Церковь в период гонений (1-4 века).
    Дело служения апостолы Христа передали в надежные руки, оставив после себя необходимые для жизнедеятельности церкви руководства, оформленные позже в виде двадцати семи книг Нового Завета. До появления новозаветного канона в разных общинах использовались различные по своему составу списки книг Нового Завета. Эти списки составлялись спорадически в разных местах и в разное время и лишь после смерти апостолов. Нам точно не известно, но церковное предание указывает на то, что апостолы Петр и Павел мученически погибли в Риме в 66-67 гг. После падения Иерусалима в 70 г. по Р.Х. центр христианства сместился с Палестины в языческие страны. Христианство начало самостоятельную жизнь, хотя на него по прежнему влияли и иудаизм, и эллинизм.
    Первый период в истории Церкви характеризуется внешне перенесением жестоких гонений (со стороны еврейства и государственного язычества) и внутренне борьбой с различными ересями (прежде всего, с монтанистами и гностиками). В отношении к государству этот период истории христианства отмечен деятельностью т.н. апологетов – борцов за признание христианской церкви безопасным для государства институтом. В условиях защиты от критики со стороны античных философов и гностических претензий были созданы первые богословские системы христианства. К виднейшим богословам этого времени следует отнести таких церковных деятелей, как Ириней, Ориген и Августин.

Церковь и ересь монтанизма.
Основателем ереси монтанизма был новообращенный фригиец (Малая Азия) по имени Монтан. Поскольку он был малообразованным человеком, то сделал ставку лишь на мистический опыт, пренебрегающий необходимостью изучения Слова Божьего. В 156 году он заявил о своем избрании Богом к служению пророка и начал пророчествовать на иных языках. Богослужения монтанистов характеризовались массовым впадением в транс и экзальтацию. Это учение достигло пика в 3-м веке, когда к нему примкнул даже Тертуллиан. Поскольку это учение настаивало на приоритете личного откровения над Писанием, Церковь была вынуждена утвердить достаточность Священного Писания и закрытость канона Нового Завета от дальнейших пополнений со стороны подобных пророков.
С данным вопросом был тесно связан другой, связанный с интерпретацией Библии. В Ранней Церкви было две школы толкования Писания: антиохийская и александрийская. Первая богословская школа преимущественно придерживалась буквального толкования Библии, тогда как вторая – аллегорического. Методику буквального толкования Писания отстаивали такие богословы как Диодор Тарсийский, Григорий Великий, Федор Мопсуэстийский и Несторий, аллегорического – Климент Александрийский, Ориген, Афанасий Великий, Кирилл Александрийский. Позже это различие позиций сказалось на христологическом споре, поскольку антиохийцы возражали против монизма в природе Христа, а александрийцы – дуализма.

Читайте также: