Знакомство с шахматной доской конспект занятия в средней группе

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия с использованием интерактивной доски

Знакомство с шахматной доской.

Цель : знакомство детей с шахматной доской , ее особенностями .

Обучающие задачи:

Закрепить умения сравнивать по форме, расположению в пространстве.

Развивающие задачи:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Оборудование: презентация к занятию , мультимедийная установка, интерактивная доска, демонстрационная шахматная доска.

Дети заходят в группу.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу рассказать вам одну удивительную историю. Устраивайтесь поудобней.

На экране доски слайд №1.

hello_html_m1f1c0b77.jpg

Воспитатель : Мы с вами узнаем про удивительные приключения шахматной доски

hello_html_m3a13208a.jpg

и

Воспитатель: Вольготно жили люди на Земле в стародавние времена. Они дышали чистым, бодрящим воздухом, пили прозрачную ключевую воду, охотились в густых величественных лесах на диких животных.
И дети их полной грудью вдыхали живительный аромат луговых трав и цветов. Вот только интересных игр у ребят не было.

hello_html_m3a9e4bd6.jpg

hello_html_m4c32db96.jpg

Воспитатель: Очень спешили ребята и не заметили, что за ними увязался старичок один. Он хищно следил за детьми и, ухмыляясь, похлопывал себя по бокам, где болтался пустой мешок и покоился в ножнах острый меч. Вошли Лена и Ален в Дремучий Лес, и закачались вековечные деревья, шелестя листьями: "Опа. Опа. Опа. ". Хотели они подсказать, что опасность подстерегает детей. Но не обратили внимания ребята на шепот деревьев.

hello_html_2273ffba.jpg

Воспитатель: Лена и Ален вышли на поляну. (на экран выставляется изображение колдуна)

hello_html_m18e7ad75.jpg

Воспитатель: и лицом к лицу столкнулись со старичков Тот злобно расхохотался:
– Ага, попались! Не знаете меня? Я колдун Звол ( выставляется изображение мешка)

hello_html_m643e7982.jpg

Воспитатель: А это мой мешок. я вас в него посажу и унесу к себе. Будете мне прислуживать.

И Звол попробовал накинуть мешок на ребят, да промахнулся. А Ален не растерялся, подставил колдуну ножку, и старичок упал.
Пустились Ален и Лена наутек.

hello_html_3c806c9d.jpg

Воспитатель: Видит колдун – не догнать беглецов вытащил меч и рубанул по высокому дереву. Как пилой его перепилил.
Направил Звол дерево на ребят, но не попал. Лишь ветки хлестнули по щекам Лены и Алена.
С досады хватил колдун по пню мечом и срезал с него кругляк, большой и гладкий.
Схватил Звол кругляк, с силой запустил его в беглецов.( на слайд изображение кругляка выставляется).

hello_html_69c4a23b.jpg

Воспитатель: Приглянулся кругляк Алену. Подобрал он его, показал колдуну язык и помчался с Леной дальше. Убежали от Звола.

hello_html_33552a40.jpg

Воспитатель: Вот и Лес позади. Перед ребятами – Бурная Река.
Давай твою деревяшку на воду опустим – плот получится предложила Лена.
Вдруг, откуда ни возьмись, появился перед ребятами колдун. Стоит, насмешливо свой меч поглаживает.
Взмахнул Звол над Аленом мечом, еле успел мальчик закрыться кругляком, как щитом.
Еще трижды поднимал и опускал меч колдун, но не смог он даже оцарапать Алена. Только щит из круглого стал квадратным.
Толкнул тогда колдун Алена, перекинул через плечо Лену и затрусил прочь.
Не растерялся Ален, ловко метнул свой щит вслед злодею. Сбил щит колдуна с ног.

hello_html_m6de379ad.jpg

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как Лена и Ален могут перебраться через бурлящую реку? (ответы детей).

- Правильно, они могут переплыть на совем щите ( демонстрирует как дети могут переплыть реку на щите).

hello_html_730996dd.jpg

hello_html_m594e7a6e.jpg

Воспитатель: На другом берегу появился Звол с луком в руках и одну за другой послал стрелы в беглецов.
Но плот снова превратился в щит и спас детей.

hello_html_6145b38d.jpg

Воспитатель: . От злости колдун разломал лук и побрел прочь. Лена и Ален вытащили стрелы из щита и заметили, что он стал расчерчен на клетки.

hello_html_56cd364.jpg

hello_html_m2bbc232f.jpg

Воспитатель: С яростью набросились языки пламени на щит, а Лена и Ален остались целыми и невредимыми. Пробрались они через бушующее пламя и подивились: Жгучий Огонь шалуном оказался – на щите почернела каждая вторая клетка. ( выставляется изображение колдуна).

hello_html_3a899157.jpg

Воспитатель: Вдруг из Огня с воем выскочил Звол с мешком на плече. Пощипал ему пятки Жгучий Огонь, да не помогло это ребятам – с победным криком нахлобучил колдун на них мешок. (изображение детей закрывается изображением мешка)

hello_html_m6f34c930.jpg

Воспитатель: Но рано он радовался. Дно мешка выгорело, и ребята из него вылезли и убежали.

hello_html_m51927a6.jpg

Воспитатель: Надоел мне этот злюка! – в сердцах вскричала Лена. – Как от него отвязаться? (изображение чародея).

hello_html_329b6d8b.jpg

Воспитатель: В небе возник лик Чародея:
– Сила колдуна в его имени. Расшифруйте его, и Звол потеряет силу. Достал Ален из кармана мел и написал в клетках щита: "ЗВОЛ". ( на доску слово Звол выставляется)

hello_html_1a6b50c4.jpg

– "3" – это, наверное, "злой"? – предположила Лена. – А что такое "ВОЛ"?
– Молчите, молчите! – испуганно залепетал злодей.
– Ура! Мы правы! – обрадовался Ален. – Он злой колдун. Но тогда его звали бы ЗКОЛ, а не ЗВОЛ?!
– Знаю, знаю! – закричала Лена. – ЗВОЛ – это Злой Волшебник! Вот его секрет!
Скрючился колдун, подряхлел и понуро побрел прочь, как побитая собака.
– Мы прошли трудный путь. Даже колдуна одолели. Где же заветная игра? – огорченно спросил Ален.
– Она в твоих руках, – улыбнулся Чародей. – Ты держишь в руках ШАХМАТНУЮ ДОСКУ. Это площадка самой увлекательной на свете игры, имя которой ШАХМАТЫ!

hello_html_m7d1d7a99.jpg

Воспитатель: А вот такие бывают шахматные доски.

Затем ставится демонстрационная шахматная доска.

Воспитатель: Это шахматная доска, на ней проходят шахматные сражения. Она вся аккуратно расчерчена на равные темные и светлые клетки-квадратики, которые по-шахматному называются полями. Светлые клетки- это белые поля. Темные клетки – это черные поля. Черные и белые поля обязательно чередуются: белое-черное-белое-черное.

Цель: формирование интереса к игре в шахматы.

• развитие внимания и логического мышления;

• обучение шахматным терминам;

• воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.

Оборудование: шахматные доски с комплектами фигур, настенная шахматная доска.

Материалы: на каждого ребенка раздаточный материал: лист с расчерченными квадратами (белый, черная краска, кисти

Ход занятия

1. Вступительная часть

- Добрый день, ребята! Мы с вами отправляемся в сказочное шахматное государство, где жил маленький Гномик.

2. Основная часть.

- Итак, в некотором царстве – шахматном государстве жил-был добрый Гномик. Однажды, в его день рождения друзья подарили ему белый коврик. Гномик грустно посмотрел на свой подарок – на нем были только квадраты, ни рисунков, ни цветов разных…И только хотел он убрать в сундук белый коврик, как подумал, что сходит лучше к Королю Шахматного Государства и спросит, может быть этот коврик умеет что-то делать….

-Ваше Величество, - обратился Гномик к Королю, - взгляните, пожалуйста, на мой подарок….Обычный белый коврик с белыми квадратиками…Зачем он нужен?

- О! Это отличный подарок! – ответил Король и улыбнулся. – Он живой!

- Как это, живой? – удивился Гномик.

- Нет, - ответил Гномик. Расскажите, пожалуйста, что это за игра….

- Конечно, расскажу! Я очень часто в нее играю! – с радостью ответил Король.

- Вы в игры играете? Я думал, что взрослы не играют в игры…- ответил, подумав, Гномик.

- В эту игру играют и взрослые, и дети. Только, вот, нам не хватает черных клеточек.

Король попросил слуг принести черную краску и кисти.

Мы поднялись, потянулись – Это раз!

Наклонились и прогнулись – Это два!

И в ладоши три хлопка – Это три!

Руки в стороны, пошире, – Вот четыре!

На носочки встать и руками помахать – Это пять!

И опять за столик сесть – Это шесть!

В. – давайте и мы с вами, ребята, возьмем кисточки, окунем их в черную краску и будем повторять за Королем. Смотрите, какие клеточки он закрашивает и делайте также.

Дети закрашивают черные клеточки.

В. – Клеточки в виде какой геометрической фигуры? (квадрат) Черные и белые клеточки одинаковые? (ответы детей) Как мы можем их сравнить? (методом наложения)

В. - давайте возьмем свой красный квадратик и наложимего сначала на белую клеточку, потом на черную.

Дети накладывают квадрат на белые и черные поля.

В. - Каких клеток больше, черных или белых? (ответы детей)

В. – И черных, и белых одинаковое количество. У нас получилась шахматная доска. Каждая клеточка называется ПОЛЕ. И как только Король закрасил черные клеточки и сказал:

-Я буду первой фигурой на этой шахматной доске! – после этих слов Король превратился в фигуру КОРОЛЬ.

В. – Ребята, это главная фигура в шахматной игре. Наш Король отправится на сражение с противником! Как вы думаете, как он будет добираться? На чем раньше сражались короли? (ответы детей)

В. – Нашему КОРОЛЮ нужен КОНЬ! Еще одна шахматная фигура

В. – Ребята, а давайте покажем, как скачет конь. Попробуем язычком издать соответствующий звук.

В. – В какойстране вы сегодня побывали? С какими фигурами познакомились? Вам понравилось? Вам захотелось играть в игру ШАХМАТЫ? (ответы детей)

В. – На следующих занятиях мы будем знакомиться с другими фигурами и узнаем как они двигаются по шахматной доске. С какими понятиями, новыми для вас, вы сегодня познакомились?

ШАХМАТЫ

ШАХМАТНАЯ ДОСКА

Расширять и актуализировать познавательные навыки детей о происхождении такой игры, как шахматы.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать первоначальное представление о шахматной доске, горизонтали, вертикали, диагонали.
  • Обучать детей шахматным терминам.

Развивающие:

  • Развивать стремление к познанию, развивать любознательность и творчество

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к игре в шахматы.
  • Воспитание чувства такта и уважения к партнеру

Интеграция образовательных областей:

  • Социально – коммуникативное развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Художественно – эстетическое развитие.
  • Физическое развитие.

Материал:

  • Королева шахмат ( кукла)
  • Шахматные доски с комплектами фигур на каждого ребенка.
  • Настенная шахматная доска.
  • ММУ.
  • Презентация к занятию.

Методические приемы:

  • Сюрпризный момент.
  • Просмотр презентации.
  • Физкультминутка.
  • Про смотр мультфильма.

Предварительная работа:

Ход занятия:

Слайд 1.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости пришла Королева шахмат.

Она нас приглашает в свое сказочное шахматное государство, где живут два котенка и девочка Полина. Отправимся?

Дети: Да.

Слайд 2.

Воспитатель: Ну, вот, мы попали в сказочное шахматное королевство. Отпускаем нашу Королеву шахмат руководить в нем. А мы с вами познакомимся с девочкой Полей и двумя котятками.

Итак, в некотором царстве – шахматном государстве у девочки Поли жили два котенка: белый и черный.

Слайд 3.

Котята очень любили бегать по шахматной доске и хвастать, что знают все шахматные премудрости.

Слайд4.

– И ничего-то вы не знаете, – усмехнулась однажды Поля.

– Так и быть поучу вас. Вот смотрите: это шахматная доска.

Слайд 5.

На шахматной доске много-много белых и чёрных клеток-полей. Вот чёрные шахматные поля.

Слайд 6.

Вот белые шахматные поля.

Слайд 7.

Тут котята фыркнули и отвернулись:

– Не будем учиться. Мы все-все знаем. Мы на этих полях в салочки играем.

– Тогда скажите: какие шахматные поля больше – белые или черные? – спросила Поля.

Слайд 8.

– Белые, – сказал белый котенок.

Слайд 9.

– Черные, – сказал черный котенок.

Слайд 10.

- А вы как думаете, ребята?

А сейчас немножко поиграем.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!

сжимаем – разжимаем кулаки

Вышли пешки погулять!

пальчики шагают по столу

Король на месте, по привычке

сжатые кулаки на столе

А куда ему спешить?

разводят руки, пожимают плечами

Прыгнет конь! Подковы звяк! Необычен каждый шаг!

указательный палец, ладони вперёд и хлопок

Ходит только прямо!

раскрытые ладошки скользят по столу вперёд

Все фигуры встали стеной,

Им начинать этот сказочный бой.

выпрямленные ладони перед собой на столе

Слайд 11.

– Эх, вы – вздохнула Поля. – Белые и черные поля равны. Можете проверить.

Воспитатель накладывает белое картонное поле на черное и наоборот.

Слайд 12.

- А что больше: шахматная доска или шахматное поле?

Слайд 13.

– Они равны, – ответил черный котенок.

– Поле больше, чем доска. Поле – оно большое-пребольшое, – сказал белый котенок.

Слайд 14.

Воспитатель:- А так ли это, ребята? (Ответы детей)

Слайд 15.

– И ничего-то вы не слушаете, – покачала головой девочка. – Шахматная доска больше любого шахматного поля. А какая форма у шахматных полей и шахматной доски?

Слайд 16.

– У полей круглая, – сказал белый котенок.

– И у доски круглая, – добавил черный котенок.

Слайд 17.

Воспитатель:- А вы что скажете? (Ответы детей)

Слайд 18.

– Головы у вас круглые, – засмеялась Поля. – А шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Слайд 19.

Котятам стало очень стыдно. Они перестали хвастаться и вскоре научились играть не только в салочки, но и в шахматы.

Слайд 20.

Воспитатель:- А вы никогда не хвастаетесь? (Ответы детей)

Слайд 21.

Воспитатель:- А сейчас мы с вами превратимся в пешек.

Физминутка:

Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом

3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём.

1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,
На места мы вновь спешим.

Садятся на стулья.

Детям раздаются шахматные поля.

- В шахматы обычно играют два партнера, или, по-другому, противника. Шахматная доска располагается между ними таким образом, чтобы крайнее правое поле каждого партнера было белым.

Слайд 22.

Горизонтальная линия, или горизонталь, – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит от каждого партнера слева направо (или справа налево).

Поля в горизонтали всегда чередуются: белое-черное-белое-черное-белое-черное-белое-черное или черное-белое-черное-белое-черное-белое-черное-белое.

- Всего на доске 8 горизонталей. Покажите горизонталь.

(Дети пальцем показывают все горизонтальные линии на своих шахматных досках)

- Ребята, посчитайте, сколько белых и сколько черных полей в каждой горизонтали? (По 4 квадрата белых и черных)

Слайд 23.

Вертикальная линия, или вертикаль, – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая идет от одного противника к другому.

Поля в вертикали всегда чередуются: белое-черное-белое-черное-белое-черное-белое-черное или черное-белое-черное-белое-черное-белое-черное-белое.

- Всего на доске 8 вертикалей. Покажите вертикаль.

(Дети пальцем показывают все вертикальные линии на своих шахматных досках)

- Ребята, посчитайте, сколько белых и сколько черных полей в каждой вертикали? (По 4 квадрата белых и черных)

- А сейчас проверим, как запомнили.

Игра "Горизонталь и вертикаль".

Вызываются дети к доске. Им дается задание.

- Возьмите по 4 фигуры. Заполните одну из горизонталей шахматными фигурами, располагая на каждом поле только по одной фигуре , то же задание по вертикали.

Слайд 24.

(Дети показывают на экране черные и белые клетки)

Рефлексия:

- Что делают партнеры, противники за шахматной доской? (Играют в шахматы.)

- Какая шахматная дорожка тянется слева направо? (Горизонталь.)

-Сколько белых полей в каждой горизонтали? (4.)

-Сколько чёрных полей в каждой горизонтали? (4.)

-Сколько полей в каждой горизонтали? (8.)

-Сколько на шахматной доске горизонталей? (8.)

-Сколько белых полей в каждой вертикали? (4.)

-Сколько чёрных полей в каждой вертикали? (4.)

-Сколько полей в каждой вертикали? (8.)

-Сколько на шахматной доске вертикалей? (8.)

Слайд 25.

И тут наша Полина вдруг уснула, и ей приснился сон. Ией приснился сон. как она стала королевой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование интереса к игре в шахматы.

План-конспект урока по шахматам

Разработала: Чаплова Г.Г

Цель: формирование интереса к игре в шахматы.

• развитие внимания и логического мышления;

• обучение шахматным терминам;

• воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.

Оборудование: шахматные доски с комплектами фигур, настенная шахматная доска.

Материалы: на каждого ребенка раздаточный материал: лист с расчерченными квадратами (белый, черная краска, кисти

1. Вступительная часть

- Добрый день, ребята! Мы с вами отправляемся в сказочное шахматное государство, где жил маленький Гномик.

2. Основная часть.

- Итак, в некотором царстве – шахматном государстве жил-был добрый Гномик. Однажды, в его день рождения друзья подарили ему белый коврик. Гномик грустно посмотрел на свой подарок – на нем были только квадраты, ни рисунков, ни цветов разных…И только хотел он убрать в сундук белый коврик, как подумал, что сходит лучше к Королю Шахматного Государства и спросит, может быть этот коврик умеет что-то делать….

-Ваше Величество, - обратился Гномик к Королю, - взгляните, пожалуйста, на мой подарок….Обычный белый коврик с белыми квадратиками…Зачем он нужен?

- О! Это отличный подарок! – ответил Король и улыбнулся. – Он живой!

- Как это, живой? – удивился Гномик.

- Нет, - ответил Гномик. Расскажите, пожалуйста, что это за игра….

- Конечно, расскажу! Я очень часто в нее играю! – с радостью ответил Король.

- Вы в игры играете? Я думал, что взрослы не играют в игры…- ответил, подумав, Гномик.

- В эту игру играют и взрослые, и дети. Только, вот, нам не хватает черных клеточек.

Король попросил слуг принести черную краску и кисти.

Мы поднялись, потянулись – Это раз!

Наклонились и прогнулись – Это два!

И в ладоши три хлопка – Это три!

Руки в стороны, пошире, – Вот четыре!

На носочки встать и руками помахать – Это пять!

И опять за столик сесть – Это шесть!

В. – давайте и мы с вами, ребята, возьмем кисточки, окунем их в черную краску и будем повторять за Королем. Смотрите, какие клеточки он закрашивает и делайте также.

Дети закрашивают черные клеточки.

В. – Клеточки в виде какой геометрической фигуры? (квадрат) Черные и белые клеточки одинаковые? (ответы детей) Как мы можем их сравнить? (методом наложения)

В. - давайте возьмем свой красный квадратик и наложимего сначала на белую клеточку, потом на черную.

Дети накладывают квадрат на белые и черные поля.

В. - Каких клеток больше, черных или белых? (ответы детей)

В. – И черных, и белых одинаковое количество. У нас получилась шахматная доска. Каждая клеточка называется ПОЛЕ. И как только Король закрасил черные клеточки и сказал:

-Я буду первой фигурой на этой шахматной доске! – после этих слов Король превратился в фигуру КОРОЛЬ.

В. – Ребята, это главная фигура в шахматной игре. Наш Король отправится на сражение с противником! Как вы думаете, как он будет добираться? На чем раньше сражались короли? (ответы детей)

В. – Нашему КОРОЛЮ нужен КОНЬ! Еще одна шахматная фигура

В. – Ребята, а давайте покажем, как скачет конь. Попробуем язычком издать соответствующий звук.

В. – В какойстране вы сегодня побывали? С какими фигурами познакомились? Вам понравилось? Вам захотелось играть в игру ШАХМАТЫ? (ответы детей)

В. – На следующих занятиях мы будем знакомиться с другими фигурами и узнаем как они двигаются по шахматной доске. С какими понятиями, новыми для вас, вы сегодня познакомились?

ШАХМАТНАЯ ДОСКА


Приложение:

Читайте также: