Используя конспект урока напишите три философских учения познаваемости мира

Обновлено: 06.07.2024

Мыслители прошлого о сущности бытия
Фалес Милетский
Анаксимен
Гераклит
Демокрит
Платон
Субстанцией (основой) мира
является вода
….воздух
… огонь
Неделимые атомы, а пустота – условие их
движения
К истинно сущему относил бестелесные, нематериальные
идеи, которые постигаются лишь разумом
• Аристотель
• Средневековые
философы
Выделял бытие как сущее и сущность отдельной вещи.
Бытие, первая из сущностей, постигается философски, а
сущность вещей изучают частные науки
Абсолютное бытие отожествляется с Богом

Мыслители прошлого о сущности
бытия
• С развитием
естествознания на
первый план
выходят проблемы
познания мира,
которые
рассматриваются в
разделе философии,
названном
гносеологией.

Познаваем ли мир
ПРОБЛЕМА
ПОЗНАВАЕМОСТИ
ПЕССИМИСТЫОТРИЦАЮТ
ПОЗНАВАЕМОСТЬ
МИРА.
ОПТИМИСТЫМИР ПОЗНАВАЕМ.
СКЕПТИКИПОЗНАНИЕ
МИРА ВОЗМОЖНО,
НО СОМНЕНИЕ
В ПОЛУЧЕННОМ
ЗНАНИИ.

Познаваемость мира как философская проблема
Для того, чтобы
сказать, каков
мир на самом
деле,
человеку надо
выйти
за пределы
своего
сознания, что
невозможно.

Познаваемость мира как
философская проблема
Агностицизм - ( от греч. непознаваемый)
- человек может постичь только
внутреннюю суть вещей, но не
внешнюю.

Познание как деятельность
Знания не возникают сами по себе. Они
результат особого процесса —
познавательной деятельности людей.
ЗНАНИЕ
Результат особого
процесса –
познавательной
деятельности
людей
Специально
организованный
процесс
(исследования)
Познание может
происходить
непроизвольно, при
разных
жизненных ситуациях

Познание как деятельность
• Познание – это отражение и
воспроизведение
действительности в мышлении
субъекта, результатом которого
является знание о мире; процесс
поиска истины.
• Знание – результат познания,
верное отражение
действительности в мышлении
человека; научные сведения.
Процесс познания
предполагает наличие двух
сторон:
Субъект познания – человек,
познающий предмет или явление.
Объект познания – предмет
или явление, которые изучаются
человеком.

Виды познавательной деятельности
Чувственное познание
осуществляется с помощью пяти
основных чувств: зрения, слуха,
осязания, обоняния и вкуса.
Элементы чувственного опыта:
Ощущения (возникают в результате
непосредственного воздействия предмета
на органы чувств);
Восприятие (целостный образ
предмета, сформированный из множества
самых разных его свойств);
Представление (чувственный образ
предмета, сохраняемый в сознании без его
непосредственного воздействия).
Пример. Человек листает книгу.
Органы чувств позволяют ему увидеть ее
цвет, ощутить шероховатость обложки.
Эти ощущения соединяются в единый
образ книги, – возникает восприятие. В
другой раз, не видя книги, человек сможет
представить ее.

16. Для эмпирического пути познания мира необходима нормальная работа органов чувств, благодаря которым человек получает

Признано , что чувственная
познавательная способность, несмотря на
её ограниченность, - единственный канал,
с помощью которого человек
непосредственно связан с окружающей
действительностью.
Рациональное познание преодолевает
недостатки чувственного и обеспечивает
поступление знаний.

Повторим:
Две стороны познания
Субъект познания
Пути приобретения знаний
Объект познания
Стихийный
Организованный
СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ
Сенсуализм
(эмпирики)
Чувственное познание
(с помощью пяти основных чувств)
Ощущения
Рационализм
(рационалисты)
Восприятие
Представление
Рациональное познание
(с помощью мышления, разума)
Понятие
Суждение
Умозаключение

ВложениеРазмер
problema_poznavaemosti_mira.docx 59.23 КБ

Предварительный просмотр:

Дубинчина Людмила Николаевна

учитель истории и обществознания

МБОУ « СОШ имени М.М. Рудченко

Вид урока: урок-проблема

Методы обучения: иллюстративно-объяснительные, частично поисковые, исследовательские методы, метод проблемного изложения.

Технологии: элементы технологии развивающего обучения, здоровьесберегающих, информационных технологий, технологии группового обучения.

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

-Какие вопросы затрагивает эта притча, какую проблему поднимает?

-Сформулируйте тему урока.

-Попытайтесь определить цель.

-Какие задачи необходимо решить для ее достижения?

- Как вы считаете, познаваем ли мир?

-Как же человек познаёт мир?

Человека всегда волновал вопрос о том, сколько он может узнать о мире и о себе. Мудрейшие из философов, подобно Сократу, Конфуцию, Лао-цзы, убежденно говорили, что человеку открыта лишь ничтожная часть мироздания, что только невежда может считать себя всезнайкой. Чем больше познает человек, чем более он приобщается к мудрости, тем больше понимает, какая бездна непознанного окружает его. Поэтому особенно интересно исследовать наиболее общие принципы человеческого познания, его соотношения с реальным миром, границы между знанием и верой, увидеть пределы познавательных возможностей человека

Познание- процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

Ребята отвечают, что притча затрагивает проблему знаний, познания.

Записывают тему урока.

Проговаривают вопросы, которые могут затрагивать процессы познания.

Делятся на 2 группы. Видят, что в принципе отбора лежит отчет на вопрос.

1 группа - Гностики

2 группа - Агностики

Запись в рабочий лист.

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные: Оценивать свои и чужие высказывания .

Обратите внимание на высказывания мудрейших мыслителей по поводу процесса познания.

Чем более читаете, не размышляя, тем более, уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете еще очень мало. Вольтер

Деятельность - единственный путь к знанию.

Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать - точным.

Тот, кто ничего не знает, всему верит.

Чем более мы размышляем, тем более убеждаемся, что ничего не знаем.

Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которое делает человека лишь педантом, а в использовании фактов, которое делает его философом.

Генри Томас Бокль

На основе этих высказываний предложите своё видение проблемы и методы нашей деятельности.

Предлагают свои версии по поводу работы в классе.

Ребята предлагают методы работы на уроке .

2.Беседовать, отвечать на вопросы

3.Не верить словам, а верить фактам

4.Использовать факты, находить доказательства

III. Первичное закрепление.

Знания - результат особого процесса – познавательной деятельности людей. Субъкт. Объект.

-Вспомните структуру деятельности и покажите ее на примере познания.

В результате познания человек получает истину, главный критерий истины- практика.

-Докажите эту мысль.

Есть разница между познанием и сознанием. Сознание не требует активности человека, вещи отображены сами по себе. Познание требует активных действий.

-Почему Ватсон не может это вспомнить, ведь видел лестницу много раз?

Вспомните сами сколько ступенек находятся в вашем доме или в школе на 1 этаж?

Ребята вспоминают структуру деятельности и соотносят ее к познанию.

Студент после окончания института должен пройти практику, т.к его знания без практики ничего не значат.

Ступеньки отражались в его сознании, но еще не становились предметом познания.

IV. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа с раздаточным материалом по группам. ( приложение 2 )

1.Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание?

2. В чём особенности рационального познания?

По выполнению работы учитель вместе с учащимися обсуждает задания.

Далее учитель подводит ребят к пониманию того, что существует неразрывная связь отдельных форм чувственного и рационального познания.

Ученики должны сами определить характерные черты чувственного и рационального познания.

Ученики закрепляют знания.

Отвечает один или несколько учеников.

V. Включение в систему знаний и повторение.

Ребятам объясняется, что познание происходит творчески. Одинаковых работ не существует. Познание зависит и от выводов , которые делают разные люди.

Учитель вводит понятие истины. И подчеркивает, что истина- одна . Правда обладает моральным аспектом.

Отвечает один или несколько учеников.

Ребята приводят примеры.

Ленин родился 22 апреля 1870.-правда(одна, можно проверить)

В.И.Ленин был хорошим человеком. Социальная оценка .

VI. Выражение решения проблемы.

2.Врет как очевидец.

3.Голодное брюхо к учению глухо.

Отвечает один или несколько учеников, подчеркивают важность проговаривания информации. Субъект - субъектные отношения.

1. Раскрыть сущность понятий субъект - субъектные отношения

2. Умение находить главное, анализировать и делать выводы

1. Правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении сотрудничества партнера и самого себя

2. Умение слышать и слушать партнера, контролировать действия партнера, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь

3. Умение точно выражать свои мысли

1. Умение работать в группе, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

2. Умение обобщать, делать выводы, давать аргументированный ответ, работать с документом

1. Осознавать мотивацию учения, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции,

2. Оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

VII. Применение нового знания.

Учитель предлагает ребятам работу с тестом.

Можно предложить другой вариант работы устно рассказать эссе .

Слайд вернуться к вопросу , заданным в начале занятия и ответить на них (на экране):

Как вы понимаете название темы урока?

Познает ли человек мир ?

Слайд Рекомендации по выработке процесса познания.

Каждая группа прикрепляет 2 листа по очереди .

Умение находить в источнике главное, анализировать и делать выводы

Коммуникативные: Правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении сотрудничества партнера и самого себя;

Регулятивные: умение работать в группе, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Личностные: получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности

А в завершении урока расскажу вам одну историю:

Однажды старец и его ученик вошли в ворота большого города, чтобы рассказать о христианской вере.
Один христианин, житель этого города, подошёл к нему и сказал:
— Отче, вряд ли нужны жителям этого города твои проповеди. Жители эти тяжелы сердцем и сопротивляются слову истины. Они совсем не хотят учиться. Не трать своё время на них.
Старец посмотрел на него и сказал:
— Ты прав.
Несколько минут спустя подошёл к старцу другой христианин и сказал:
— Отче, не сомневайся: ты будешь радушно принят в этом прекрасном городе. Люди ждут тебя и надеются услышать драгоценные слова Евангельского учения, исходящие из твоих уст. Они истосковались по знанию и готовы к служению. Их сердца и умы открыты для тебя.
Старец посмотрел на него и сказал:
— Ты прав.
Ученик не выдержал и спросил старца:
— Отче, объясни мне, как ты и одному, и другому сказал одни и те же слова, хотя говорили они тебе совершенно противоположные вещи.
Старец сказал ученику:
— Ты прав. Но ты наверняка заметил, что оба человека изрекали истину, соответствующую их пониманию мира. Первый во всём видит только плохое, второй ищет хорошее. Оба воспринимают мир таким, каким они ожидают его увидеть. Каждый из них исходит из своего опыта понимания этого мира. Ни один из них не солгал. Они оба сказали правду. Только не всю.
Какую же правду сегодня открыли Вы?

К познанию ведет близкая дорога?

Отвечают на вопросы учителя.

В приложении 1 находят высказывание.

Коммуникативные: правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении сотрудничества партнера и самого себя;

Личностные: получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности

IX. Домашнее задание.

Задание: сформулируйте проблемы , скрытые в темах эссе.

Материал для группы 1

Чувственное познание - процесс получения знаний о действительности посредством органов чувств. В результате в сознании человека формируются образы отдельных, конкретных объектов. Чувственному познанию присущи следующие формы:

  • ощущение
  • восприятие
  • представление

Ощущения - это данные органов чувств об отдельных свойствах отдельных предметов. Так, зрение дает человеку ощущения цвета и формы предмета, обоняние - ощущение того или иного запаха, осязание - ощущения твердости, холода и т. п.

Представление - это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним. На основании чувственного опыта человек может формировать представления не только о предметах, которые были даны ему в ощущениях и восприятиях, но и о предметах, с которыми он не имел непосредственного контакта.

Особенности чувственного познания

Чувственное познание, реализуемое в форме ощущений, восприятий и представлений, обладает рядом специфических характеристик.

Вопросы к группе 1

Материал для группы 2

Рациональное познание - процесс получения знаний о действительности посредством осуществления различных мыслительных процедур.

Рациональному познанию, так же как и чувственному, свойственны определенные формы, к числу которых относят:

Подпонятием подразумевают мысль, выделяющую из действительности некий класс предметов посредством указания на их общие признаки. Таким образом, понятие дает нам возможность зафиксировать знание об общих признаках какого-либо класса предметов.

  • анализ;
  • синтез;
  • индукция;
  • дедукция, обобщение;
  • абстрагирование;

определение и др.

Особенности рационального познания

Рациональное познание обладает рядом характеристик, принципиально отличающих его от чувственного познания.

  • Рациональное познание имеет обобщенный характер. Это проявляется в способности человека выявлять общее у различных предметов, тогда как на уровне чувственного познания отображаются признаки, специфичные для конкретного индивида.
  • Рациональное познание носит абстрактный характер (от лат. abstractio - отвлекаться от чего-либо), то есть обладает способностью отвлекаться от частных, несущественных признаков предметов. Абстрактный характер рационального познания проявляется в способности человека мысленно создавать абстрактные объекты.
  • Рациональное познание, в отличие от чувственного, активно и целенаправленно. В своих мыслях мы можем произвести любые преобразования предмета, поставить любой мысленный эксперимент, выявить свойства предметов и отношения между ними, которые непознаваемы непосредственно, с помощью органов чувств.
  • Рациональное познание непосредственно связано с языком. Все мыслительные процессы осуществляются с помощью языка. Язык в этом смысле оказывается не только средством коммуникации между людьми, но и средством закрепления, передачи, объективирования знания.

Рациональное и чувственное познание самым тесным образом связаны между собой. Ощущения, восприятия и представления являются исходным материалом для мышления. Практически в любом рассуждении человек опирается на данные органов чувств. Вместе с тем, познавая мир, человек не просто фиксирует реакции своего организма на внешние воздействия. Его сознание активно вмешивается в процесс чувственного познания.

Вопросы к группе 2

1.Верны ли следующие суждения о познании?

А.В структуру познания входят цель, средства, результат.

Б.Познание требует наличия объекта и субъекта познания.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4.оба суждения неверны

2.Рациональное познание, в отличие от чувственного

1) обновляет знания об окружающем мире

2) формирует наглядный образ предмета

3) осуществляется в форме ощущений, восприятия и представлений

4) использует логические умозаключения

3.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

2) рациональное познание

8) чувственное познание

Притча о знаниях .Плата за знаемое

«Один молодой и милостивый правитель пригласил мудреца стать его советником.

Юноша слушался советов мудреца, учился у него,- и подвластные ему земли достигли процветания.

А мудрец впервые в жизни стал получать большое жалование.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "В мире животных"

Урок с применением ИКТ и перекрестного чтения.

Методическая разработка по Лого Мирам

Презентация к уроку "Знакомство с Лого Мирами".


Тест на проверку знаний обучающихся по разделу "Население мира", 10 класс.


Методическая разработка "Рождество в мире"

Методическая разработка "Рождество в мире".

Методическая разработка праздник "В мире птиц" Автор: - Бурденков Александр Михайлович МБОУ Арзинская СШ Починковский район Нижегородская область

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: выяснить сущность процесса познания, особенности чувственного и рационального познания; способствовать пониманию учащимися видов и ступеней познания; закрепить навыки работы с учебным текстом; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала

I. Организационный момент.

План изучения темы.

1.Познаваемость мира как философская проблема. 2. Познание как деятельность

3.Познание чувственное и рациональное. 4. Эмпирики и рационалисты. II. Изучение нового материала

1. Познаваем ли мир.

Что такое познание.

Познание – процесс отображения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого являются новые знания об окружающем мире. Человеку для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, удовлетворять свои разнообразные потребности и достигать поставленных целей, нужны знания.

2. Познание как деятельность. Задание 1. Охарактеризовать познание, использовав структурные элементы любой деятельности: мотив, цель, средства, действия, результат

Задание 2.Сопоставьте познавательную и трудовую деятельность, используя следующие линии сравнения: цели деятельности, объекты деятельности, субъекты деятельности, специфические средства, непосредственный результат деятельности.

Задание 3. Рассмотрите три позиции, отражающие роль субъекта в познании, ,попытайтесь проиллюстрировать каждую отдельным примером:

.-- сторонний наблюдатель, не влияющий на процессы и явления внешнего мира; ----преобразователь ,сознательно воздействующий на предмет изучения; невольный ---возмутитель, влияющий на внешнюю ситуацию самим фактом своего направленного внимания.

весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют люди и общество в целом;

Познание – активная деятельность человека в приобретении, присвоении знаний, в которой его взаимодействие с внешней средой, восприятие являются только одной из сторон, а другой стороной выступает осмысление и сознательное отношение к получаемой информации.

Знания не возникают сами по себе. Они результат познава­тельной деятельности человека.

Познавательная деятельность

Знания - результат специально-организованной деятельности

Знания о формировании знаний

Знания приобретаются в результате опыта

Познание может происходить непроизвольно, при разных жизненных ситуациях

Специально организованный процесс (исследования)

Результат особого процесса - познавательной деятельности людей

3. Познание чувственное и рациональное.

Принято различать чувственное познание и рациональное познание (мышление).

Поделившись на две творческие группы, познакомьтесь с харак­теристиками этих видов познания, ответьте на вопросы к текстам и наглядно представьте результаты своей работы.

Материал для группы 1

Чувственное познание

Чувственное познание - процесс получения знаний о действительности посредством органов чувств.

В результате в сознании человека формируются образы отдель­ных, конкретных объектов. Чувственному познанию присущи следующие формы:

Ощущения - это данные органов чувств об отдельных свойствах от­дельных предметов. Так, зрение дает человеку ощущения цвета и формы предмета, обоняние - ощущение того или иного запаха, осязание - ощуще­ния твердости, холода и т. п.

Представление - это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним. На основании чувственного опыта человек может формировать пред­ставления не только о предметах, которые были даны ему в ощущениях и восприятиях, но и о предметах, с которыми он не имел непосредствен­ного контакта.

Особенности чувственного познания Чувственное познание, реализуемое в форме ощущений, восприятий и представлений, обладает рядом специфических характеристик.

На уровне чувственного познания человек способен зафиксировать лишь данное в органах чувств, но не способен постичь сущность предметов и их свойств, усмотреть действующие в мире законы и закономерности. Вместе с тем задача познания состоит не толь­ко в чувственном отражении действительности, но и в осознании сущности происходящего, в прогнозировании. Поэтому одного чув­ственного познания недостаточно для формирования целостной картины мира.

Вопросы к группе 1

Опишите и объясните механизм протекания чувственного познания. .

Какие особенности оно имеет?

- Проанализируйте его сильные и слабые стороны.











Чувственно-нагляд­ный образ предметов и явлений, воздействияЧувственное

Чувственный образ без непосредственно­го воздействия

Сложный процесс приема и преобразо­вания информации, обеспечивающий от­ражение объективной реальности, ориенти­ровку в окружающей среде, понимание и усвоение

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Проблема познаваемости мира .ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выбранный для просмотра документ коспект урока .docx

Тема урока: Проблема познаваемости мира

Цели урока: Создать условия для формирования представлений о многообразии человеческих знаний; особенностях познания мира

Научатся: определять проблемы познаваемости мира; характеризовать основные особенности чувственного познания; определять, что представляет собой знание и процесс познания; объяснять сущность чувственного и рационального познания; анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира; объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения.

Получат возможность научиться: анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Умеют: определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности; вступать в речевое общение; работать с книгой; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм

Тип урока: урок-проблема.

Организационный момент

Можно ли полагаться на достоверность информации, полученной с помощью органов чувств?

Наступит ли конец научным открытиям?

Где же границы нашего познания? Насколько мы, люди, можем познать окружающий нас мир? Можем ли мы познать самих себя?

Поразмышляем над этими вопросами.

Мы рассмотрим следующие вопросы: Слайд 3

Бытие и познание.

Познание как деятельность.

Чувственное познание: его возможности и границы.

Сущность и формы рационального познания.

Новый материал

Человека всегда волновал вопрос о том, сколько он может узнать о мире и о себе. Мудрейшие из философов, убежденно говорили, что человеку открыта лишь ничтожная часть мироздания, что только невежда может считать себя всезнайкой. Чем больше познает человек, чем более он приобщается к мудрости, тем больше понимает, какая бездна непознанного окружает его. Поэтому особенно интересно исследовать наиболее общие принципы человеческого познания, его соотношения с реальным миром, границы между знанием и верой, увидеть пределы познавательных возможностей человека.

Бытие и познание

Прежде чем мы с вами начнем изучать тему давайте разберемся с терминами которые нам будут встречаться

Бытие́ — в самом широком значении — существование.

Онтология -учение о бытии

Гносеология - это теория познания, т.е. та часть философии, которая изучает, что такое познание, каковы его законы

Работая с п. 1 § 21, познакомьтесь с представлением мыслителей прошлого о сущности бытия человека и заполните таблицу:

Мыслители прошлого о сущности бытия работа со слайдами

Субстанцией (основой) мира является вода

Субстанцией (основой) мира является воздух

Субстанцией (основой) мира является огонь

Усматривал основу бытия в реально существующих неделимых атомах, а пустоту считал условием их движения

К истинно сущему относил бестелесные, нематериальные идеи, которые постигаются лишь разумом. Предметный мир, окружающий человека, изменчив и не обладает истинным бытием

Выделял бытие как таковое (сущее) и сущность отдельной вещи. Бытие, первая из сущностей, постигается философски, а сущность вещей изучают частные науки

Абсолютное бытие отождествлялось с Богом. Некоторые мыслители рассматривали Бога как дарителя (источник) бытия, возвышающегося над миром сущностей

Отстаивали идею реальности, объективности окружающего мира, его независимости от познающего объекта

- Как вы считаете, познаваем ли мир?

Работа с текстом 1

У вас на столе есть фрагмент текст с притчей прочитайте его пожалуйста

- В чем смысл притчи?

- Какой философский смысл вложен в слова старика?

- Согласны ли вы с суждениями старика?

Если среди вас есть те кто согласен с утверждением старика то вас можно назвать агностиками Слайд 6

запись термина агостицизм

Познание как деятельность

Знания не возникают сами по себе. Они результат познавательной деятельности человека. Попробуем представить познание как деятельность в виде схемы:

Познавательная деятельность

Виды познавательной деятельности

- Принято различать чувственное познание и рациональное познание (мышление).

Работа с тексом учебника ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ: ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ на странице …. У вас приведен текст просьба ознакомится с ним

Опишите и объясните механизм протекания чувственного познания.

Какие особенности оно имеет?

Проанализируйте его сильные и слабые стороны.

Работа с презентацией заполнение схемы

Работа с тексом учебника СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

на странице …. У вас приведен текст просьба ознакомится с ним

Опишите и объясните механизм рационального познания.

Какие особенности оно.имеет?

Его сильные и слабые стороны?

Абстракция отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта (предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков; абстрагирование — теоретическое обобщение как результат такого отвлечения.

Кроме упомянутых выше 4 основных мыслительных процессов принято выделять еще

Анализ – метод научного исследования путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-н.

Синтез – м етод исследования какого-н. явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведе́ние в единое целое данных, добытых анализом.

В заключение еще раз подчеркнем неразрывную связь отдельных форм чувственного и рационального познания, а также этих двух видов познания между собой

III Итоги урока

Что и как изучает гносеология?

Домашнее задание

§ 21 прочитать, вопрос 2,3 письменно

Выбранный для просмотра документ Текст 1 притча.docx

Притча о познании истины

Один старик жил некогда в селеньи.
Был у него скакун – вождя желанье.
Не захотел расстаться с ним за деньги,
и конь исчез как будто в наказанье.

Выбранный для просмотра документ доп текст .docx

Чувственное познание

Чувственное познание - процесс получения знаний о действительности посредством органов чувств.

В результате в сознании человека формируются образы отдельных, конкретных объектов. Чувственному познанию присущи следующие формы:

Ощущения - это данные органов чувств об отдельных свойствах отдельных предметов. Так, зрение дает человеку ощущения цвета и формы предмета, обоняние - ощущение того или иного запаха, осязание - ощущения твердости, холода и т. п.

Представление - это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним. На основании чувственного опыта человек может формировать представления не только о предметах, которые были даны ему в ощущениях и восприятиях, но и о предметах, с которыми он не имел непосредственного контакта.

Особенности чувственного познания

Чувственное познание, реализуемое в форме ощущений, восприятий и представлений, обладает рядом специфических характеристик.

На уровне чувственного познания человек способен зафиксировать лишь данное в органах чувств, но не способен постичь сущность предметов и их свойств, усмотреть действующие в мире законы и закономерности. Вместе с тем задача познания состоит не только в чувственном отражении действительности, но и в осознании сущности происходящего, в прогнозировании. Поэтому одного чувственного познания недостаточно для формирования целостной картины мира.

Рациональное познание

Рациональное познание - процесс получения знаний о действительно¬сти посредством осуществления различных мыслительных процедур.

Рациональному познанию, так же как и чувственному, свойственны определенные формы, к числу которых относят:

Под понятием подразумевают мысль, выделяющую из действительности некий класс предметов посредством указания на их общие признаки. Таким образом, понятие дает нам возможность зафиксировать знание об общих признаках какого-либо класса предметов.

Теория представляет собой систему взаимосвязанных понятий и сужде¬ний, раскрывающую совокупность законов и закономерностей в какой-либо предметной области. В ходе рационального познания используются различ¬ные методы, то есть способы познания. К числу наиболее значимых методов рационального познания относятся:

• определение и др.

Особенности рационального познания

Рациональное познание обладает рядом характеристик, принципиально отличающих его от чувственного познания.

• Рациональное познание имеет обобщенный характер. Это проявляет¬ся в способности человека выявлять общее у различных предметов, тогда как на уровне чувственного познания отображаются признаки, специфичные для конкретного индивида.

• Рациональное познание носит абстрактный характер (от лат. abstractio - отвлекаться от чего-либо), то есть обладает способно¬стью отвлекаться от частных, несущественных признаков предметов. Абстрактный характер рационального познания проявляется в спо¬собности человека мысленно создавать абстрактные объекты.

• Рациональное познание, в отличие от чувственного, активно и це-ленаправленно. В своих мыслях мы можем произвести любые пре-образования предмета, поставить любой мысленный эксперимент, выявить свойства предметов и отношения между ними, которые не-познаваемы непосредственно, с помощью органов чувств.

• Рациональное познание непосредственно связано с языком. Все мыс-лительные процессы осуществляются с помощью языка. Язык в этом смысле оказывается не только средством коммуникации между людьми, но и средством закрепления, передачи, объективирования знания.

Рациональное и чувственное познание самым тесным образом связаны между собой. Ощущения, восприятия и представления являются исходным материалом для мышления. Практически в любом рассуждении человек опирается на данные органов чувств. Вместе с тем, познавая мир, человек не просто фиксирует реакции своего организма на внешние воздействия. Его сознание активно вмешивается в процесс чувственного познания.

Читайте также: