Кризис общества благосостояния конспект урока 11 класс

Обновлено: 05.07.2024

План изучения темы

— непопулярные методы власти.

— неомарксизм и популярность левых радикалов в конце ХХ века;

— неоконсерватизм в Европе и США;

— трагедия 11 сентября 2001 года в США, изменившая мир.

Краткое изложение теоретических вопросов.

1) активная социальная политика (удовлетворение растущих запросов работников) привела к бюджетному дефициту;

2) истощение базовых ресурсов;.

3) увеличение продолжительности жизни;

4) упадок моральных ценностей.

Правительства стран Западной Европы и США были вынуждены прибегнуть к непопулярным методам:

— увеличение возраста выхода на пенсию;

— сокращение социальных программ;

— ограничения пользования транспортными средствами, электроэнергией, отоплением и др.

Наибольшую популярность неомарксисты получают среди молодежи:

На волне подъема рабочего движения в ряде стран к власти пришли левые правительства :

— в 1970-ые в Италии коммунисты получают 30% голосов; в 1976-1979 годы они входят в правительственное большинство;

— 1981-1982 гг. во Франции коммунисты получают 20% голосов избирателей и вместе с социалистами входят в правительство.

Радикальные взгляды стали распространяться и на профсоюзные движения.

На фоне политической нестабильности, экономика продолжала давать сбои, подрывая авторитет власти. В экономической сфере идеи Дж. Кейнса (кейнсианство) о вмешательстве


государства в экономику уступают идеям Милтона Фридмана (неоконсерватизма) – возврат духа предпринимательства.

Милтон Фридман – американский экономист смещает акценты с потребителя на производителя:


благо общества. К власти приходят неоконсерваторы :

— Маргарет Тэтчер (71 премьер-министр Великобритании с 1979 по 1990 годы);


— Рональд Рейган (40 президент США с 1981 по 1989 годы);

— Гельмут Коль (канцлер ФРГ с 1982 по 1998 годы).


Неоконсерваторы – политики сложили предпосылки для ускоренного развития передовых технологий: автоматизации и робототехники. Их меры вывода стран их кризиса, заложили основу формирования информационного общества. Но после того, как были решены задачи по модернизации экономики, неконсервативная волна в странах Западной Европы и США пошла на спад, в обществе вновь популярны идеи социалистических партий.


трагедия 11 сентября 2001 года

Задания для самостоятельного выполнения.

Свой ответ оформите в виде таблицы по приведенному образцу в тетради для самостоятельных работ:

Зеленая партия и др.

Форма контроля самостоятельной работы:

Проверка заполнения таблицы в тетради для самостоятельных работ: зачтено/не зачтено (начисление баллов за выполнение задания).

Знание материала проверяется при текущем, промежуточном и итоговом контроле качества знаний.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Кризис "общества всеобщего благосостояния""

Социальные программы финансировались из бюджета. Для его пополнения увеличивались налоги: и с доходов граждан, и с прибылей предприятий. Рост налогового бремени сокращал возможности компаний вкладывать деньги в расширение производства, модернизацию оборудования, внедрение новых технологий.

Значительно возросли расходы и на содержание госаппарата. Если государство усиливало своё вмешательство в социально-экономические отношения, значит, создавались новые органы управления – министерства, комитеты, комиссии, росла армия чиновников.


К тому же оказалось, что накормить голодных, дать крышу над головой бездомным, обеспечить стабильность – ещё не значит сделать всех счастливыми. Для молодых людей, выросших в эпоху благополучия, оно (материальное благополучие) было вещью само собой разумеющейся. Они стремились к большей свободе, отказу от условностей, обязательных норм, которые навязывало им общество и государство.


Пример СССР и стран Восточной Европы, где было создано жёстко регламентированное общество, не особенно вдохновлял. Более популярны были идеи анархизма, отрицавшего любое государство как инструмент насилия над личностью. Привлекали внимание троцкизм и маоизм с их идеей перманентной (непрерывной) революции. Вот некоторые из популярных лозунгов тех дней.

· Освобождение человечества будет всеобщим, либо его не будет.

· Мы не хотим жить в мире, где за уверенность в том, что не помрёшь с голоду, платят риском помереть со скуки.

Таким настроениям совсем не соответствовал авторитарный стиль руководства Шарля де Голля. С 1958 года он был президентом Франции. Конституция Пятой республики давала ему серьёзные полномочия: президенту подчинялась исполнительная власть.

Политика де Голля возвратила Франции статус великой державы – она стала государством с собственным ядерным оружием и космической программой. В течение десяти лет в стране происходил беспрецедентный экономический рост. Уровень жизни французов был одним из самых высоких в мире.


Но в то же время государство обладало монополией на телевидение и радио, свободными были лишь печатные СМИ. Отсутствовала автономия университетов, там действовали жёсткие внутренние уставы.

Послевоенный бум рождаемости к середине шестидесятых годов значительно увеличил число желающих поступить в вузы. Расходы государства на образование росли, но более медленными темпами. Аудитории университетов были переполнены, общежитий не хватало. Правительство решило ужесточить правила приёма в университеты. Всё это вместе взятое и вызвало взрыв недовольства студентов.

С февраля по апрель 1968 года во Франции произошло 49 крупных студенческих выступлений. Протесты перерастали в открытые столкновения с полицией. Национальный студенческий союз призвал к забастовке. 1 мая 100 тысяч человек вышли на улицы Парижа.


Кроме демократизации системы образования были выдвинуты требования возврата к сорокачасовой рабочей неделе (в это время она составляла 45 часов), расширения прав профсоюзов. Звучали также требования отменить постановление правительства о сокращении программы социального обеспечения.

6 мая на улицах Парижа начали появляться баррикады.


В ночь с 10 на 11 мая происходили уже не просто отдельные столкновения, а настоящие бои между студентами и бойцами спецподразделений. 13 мая профсоюзы призвали рабочих поддержать студентов. Франция была парализована двадцатичетырёхчасовой всеобщей забастовкой. В ней приняло участие около 10 миллионов человек.


Лишь в июне властям удалось переломить ситуацию. Но они вынуждены были выполнить большую часть требований. Была начата реформа высшего образования, увеличены пособия по безработице, выросла зарплата. Последние меры подхлестнули инфляцию и съели значительную часть золотого запаса Франции. Это стало первой ласточкой грядущего экономического кризиса. Шарль де Голль держался стойко, смог сохранить свою власть и вернуть жизнь страны в нормальное русло.


Но в апреле 1969 года он подал в отставку после того, как проиграл референдум о реформе системы местного самоуправления.


В апреле 1968 года был убит Мартин Лютер Кинг, лидер движения за права чернокожих граждан США. По всей стране прокатилась волна массовых беспорядков. Волнения затронули, в том числе, такие крупные города, как Вашингтон, Чикаго, Балтимор.

В августе начались новые акции протеста в Чикаго. Они были приурочены к предвыборному съезду Демократической партии. Одним из главных организаторов этого выступления стало леворадикальное движение йиппи.



События, о которых мы говорили, свидетельствовали, скорее о политическом и духовном кризисе западного мира. Они происходили в относительно благополучной с материальной, финансовой точки зрения, ситуации. Но не за горами было и серьёзное экономическое потрясение. Начало ему положил энергетический (или нефтяной) кризис 1973 года.

Почти половину продаваемой нефти покупали западноевропейские государства. До начала нефтедобычи на шельфе (со дна моря) собственных запасов этого важнейшего энергоресурса у них практически не было. Много нефти покупала Япония, которую природа также обделила полезными ископаемыми. Но более 10 % шло и в США, которые в общем-то могли обходиться и без импорта. Почему же не обходились?

Дело в том, что покупка нефти по сложившимся мировым ценам была гораздо выгоднее с финансовой точки зрения. В 1960-е – начале 1970-х годов цена за баррель нефти колебалась в районе трёх с половиной – четырёх долларов.


На сентябрь 2017 года цена барреля нефти на мировом рынке превышала 50 долларов США. А исторический максимум приходится на начало июля 2008 года – 143 доллара 95 центов за баррель.

Большую часть выгод от продажи нефти получал Международный нефтяной картель. В начале 1970-х он контролировал половину её добычи и 85–90 % продаж. Мощи картеля вполне хватало, чтобы поддерживать низкие закупочные цены. Но нефтедобывающие страны такое положение не устраивало.

В 1960 году была создана Организация стран-экспортёров нефти – ОПЕК.


ОПЕК стала вести активную борьбу в защиту национальных интересов своих членов. В 1971 году был подготовлен договор о том, что в течение 5 лет цены на нефть будут ежегодно расти на 4,5 %.

Но в октябре 1973 года ситуация кардинально изменилась. Началась очередная арабо-израильская война (Октябрьская война или война Судного дня). Страны Запада, прежде всего США, поддержали Израиль. И ответ арабских стран не заставил себя долго ждать. Шесть нефтедобывающих стран Персидского залива заявили о повышении цен на нефть на 70 %.


А затем было введено эмбарго на поставки нефти в США, Великобританию, Канаду, Нидерланды, Японию. В декабре 1973 года цена барреля нефти превысила 9 долларов, а в январе – феврале 1974 года достигла 23 %.

Это был сокрушительный удар по экономике западных стран. Относительно дешёвая энергия позволяла обеспечивать прирост производства в значительной степени за счёт экстенсивных факторов. (Вспомните, чем отличаются экстенсивный и интенсивный типы экономического роста). Теперь же пришлось задуматься об экономии. Во многих странах ограничивалась скорость движения на автомобилях, вводились лимиты на продажу бензина, сокращалось уличное освещение.


Но безусловно в наибольшей степени пострадало производство. Сократился выпуск продукции в автомобильной, химической, целлюлозно-бумажной промышленности. Экономический кризис 1974–1975 годов – первое серьёзное потрясение, не связанное с войной, после Великой депрессии. Промышленное производство в капиталистических странах сократилось на 15 %, в 2–3 раза вырос уровень безработицы. Более всего пострадали Япония и ФРГ: спад в промышленности составил там 20 % и 22 % соответственно.


Особенностью этого кризиса была стагфляция – сочетание стагнации (застоя в производстве) и инфляции (роста цен). Раньше для рыночной экономики это было нехарактерно. Если спрос на продукцию ниже предложения, то и цены падают. Инфляция была обусловлена внешними причинами – ростом цен на нефть.

Ситуация, разумеется, была небезвыходной. Выход был найден – технологический переворот, широкое внедрение ресурсосберегающих технологий. Но экономическая политика, основанная на идеях Джона Кейнса (об активной регулирующей роли государства) затрещала по швам. Подтвердилась старая истина: когда государства в экономике слишком много, она становится менее поворотливой – слишком медленно реагирует на меняющуюся ситуацию.

Экономические потрясения середины 1970-х годов стали главной причиной неоконсервативных революций в странах Запада.


Презентация по Новейшей истории 11 класс "Кризис общества благосостояния" вторая половина ХХв.

ВложениеРазмер
krizis_obshchestva_blagosostoyaniya.pptx 1022.08 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Кризис общества благосостояния

Причины экономических кризисов Проводилась активная социальная политика (военные расходы) бюджетный дефицит инфляция рост цен снижение покупательской способности кризис экономики Исчерпаны возможности экстенсивного развития Рост цен на нефть

Франция 1981-1982 гг. Италия 1970-е гг. Германия 1969 г. Португалия Испания Греция Кипр

Убийство А.Моро, 1978г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация "Человек, общество, природа" 6 класс

Данная презентация предназначена для урока обществознания в 6 классе ( учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А.)Цели презентации:1. подвести учащихся к пониманию взаимосвязи человека и природы.2. способст.


Презентация "Римское общество"

Презентация к уроку.

Презентация "Акционерное общество в 6 классе".

Данная презентация предназначена для творческих учителей математики, работающих в 6 классе по ФГОС ООО.


Презентация по английскому языку по теме "Государство благосостояния"

Материал презназначен для использования на уроке английског языка в 11 классе. Презентация может быть использована как в начале (1,2,3 слайды) и в конце (4 слайд), для отработки фонетических навыков, .


Презентация. Гражданское общество и правовое государство. 10 класс. Базовый уровень.

Презентация. Гражданское общество и правовое государство. 10 класс. Базовый уровень.


Презентация - Индустриальное общество. История. 8 класс.

В этой презентации говорится о западном обществе 19 века.


Презентация - Развитие общества. 8 класс - обществознание.

В этой презентации показаны этапы общественного развития, выдающиеся достижения человечества и проблемы землян.

500
500
500
500
500
500
500
500

Причины экономических кризисов Проводилась активная социальная политика (военные расходы) бюджетный дефицит инфляция рост цен снижение покупательской способности кризис экономики Исчерпаны возможности экстенсивного развития Рост цен на нефть

Франция 1981-1982 гг. Франция 1981-1982 гг. Италия 1970-е гг. Германия 1969 г. Португалия Испания Греция Кипр

Читайте также: