Тютчев листья конспект урока 3 класс школа россии
Обновлено: 05.07.2024
Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.
Звукопись – приём усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению.
Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.
Ключевые слова
Стихотворение; литературный прием; звукопись; олицетворение; сравнение.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
На уроке мы узнаем о правилах чтения стихотворения;
Научимся работать со стихотворным текстом;
Сможем познакомиться с литературными приёмами.
Основное содержание урока
1.Знакомство с правилами чтения и заучивания стихотворений происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Ани и Володи.
В: Привет! Что случилось? На кого сердишься?
А: Не получается выучить стихотворение. А ты выучил?
В: А как ты учишь?
А: Повторяю каждую строчку по двадцать раз. И всё равно ничего не помню.
В: А ты внимательно прочитала советы актёра Якова Михайловича Смоленского в учебнике?
А: Нет, я сразу стихи учить начала.
В: Яков Смоленский написал статью, как научиться читать стихи. Мне она помогла быстро выучить стихотворение и читать его выразительно.
А: Наверное ты прав. Я сейчас прочитаю эту статью, а потом мы вместе составим правила, которые мне помогут.
А: Первый совет – нужно читать стихотворение медленно и стараться представить картину, которую нарисовал поэт с помощью слов.
В: Верно. Лучше запоминать художественные образы, которые создал поэт, тогда и слова лучше запомнятся.
А: Но иногда бывает трудно представить картину, если в тексте есть непонятные слова.
В: Правильно. Поэтому второй совет – нужно объяснить для себя значения непонятных слов с помощью словаря или узнать у кого-то.
А: Я думаю, что следующий совет – определить главную мысль произведения, ведь при чтении стихотворения очень важно обратить на неё внимание.
В: При чтении стихотворения очень важно обращать внимание и на чувства, настроение, которые автор хотел передать читателю.
А: Это важный совет!
В: Для того чтобы прочитать стихотворение выразительно нужно определить паузы, логические ударения, темп чтения и тон, которым ты будешь его произносить вслух.
А: Только теперь нужно начинать повторять текст несколько раз, стараясь выучить его наизусть.
В: Ещё важный совет. Нужно читать стихотворение вслух, прислушиваясь к себе. Можно даже на диктофон записать и послушать, что получилось.
А: Или попросить послушать кого-нибудь и дать совет, что можно улучшить в чтении.
В: Видишь, у нас с тобой целая памятка получилась. Теперь спокойно начинай учить. Я уверен, у тебя всё получится.
А: Я думаю эта памятка всем ребятам пригодится.
Интересно, о чем оно?
В: Судя по названию – о грозе. О весенней грозе. Может быть, о самой первой.
А: На иллюстрации в учебнике – дети бегут от грозы.
В: Или бегают под дождем. Давай прочитаем и узнаем.
А: Я не все слова понимаю, это мешает представить картину, описанную в стихотворении.
В: Давай воспользуемся словарём.
Резвяся — резвый - подвижный, веселый.
Перлы — жемчужины, что-нибудь чистое и блестящее, как жемчуг.
Проворный — быстрый, торопливый.
Гам — нестройный гул голосов.
Нагорный - находящийся, расположенный на горе, на горах.
В: Давай теперь попробуем описать картины, которые возникают при чтении стихотворения.
А: Первая картина: голубое небо, еще светит солнце, а где-то вдалеке, как будто понарошку, играя, гремит гром.
В: Вторая картина: гремит гром, и вдруг неожиданно брызнул дождик. Ветер поднимает пыль на дороге.
А: На деревьях и траве повисли жемчужные капли, они блестят на солнце.
В: А потом я представляю себе гору, а с неё бежит вода, спускается с грохотом, шумят птицы, и гром ещё гремит.
А: Ты знаешь, я не только вижу картины в этом стихотворении, но как будто слышу шум весенней грозы. Почему так происходит?
В: Фёдор Иванович Тютчев использовал специальный приём, который называется звукопись. Звукопись - это повторяемость похожих звуков в стихе. Давай попробуем найти слова, которые помогают услышать грохот грома.
В: А ты заметила, что поэт говорит о громе, как будто он живой?
А: Да, он резвится и играет, как будто ребенок!
В: Это тоже литературный приём – олицетворение, когда неживому предмету придаются черты живого существа.
А: Интересно! Я теперь буду искать эти литературные приёмы и в других стихотворениях.
А: Володя, как ты думаешь, это стихотворение весёлое или грустное? Что хотел сказать автор своим читателям?
В: Мне кажется, это стихотворение радостное. Первая весенняя гроза показывает, что весна наступила. А весна – это молодость природы. Поэтому гроза у Тютчева не страшная, а добрая. Гром резвится, играет. Раскаты – молодые. Дождик – светлый, солнечный.
Главная мысль – единство человека и природы, счастье быть молодым и радоваться красоте мира.
А: И читать его надо радостно, стараясь передать восторженные чувства поэта.
В: Судя по иллюстрациям – это стихотворение об осени, об осенних листьях. Давай почитаем.
А: Это стихотворение совсем другое. Оно передаёт мечты листьев улететь вслед за ветром, а не сидеть неподвижно на ветках, как иглы у сосен и елей. Главная мысль – мечта о яркой, интересной жизни.
В: Ты прямо с главной мысли начала. Давай поговорим о содержании.
А: Автор рисует очень яркие картины, только одно слово мне непонятно. Но оно есть в словарике в конце учебника.
В: Картины стихотворения – о разных временах года. Спящие под снегом колючие сосны и ели.
А: Летний день, яркие зелёные листья на деревьях.
В: Хмурый осенний пейзаж, листья пожелтели, мокнут под дождем.
А: В последней части листья разговаривают с ветром и летят по воздуху вдаль.
А: О соснах и елях тоже говорится, как о живых – они спят, закутавшись в снега и в метели.
В: В этом стихотворении есть ещё один интересный приём – сравнение. Иглы сосен и ёлок поэт сравнивает с иглами ежа, который зимой тоже спит.
А: Мне эти листья напоминают путешественников, которые не хотят сидеть на месте, как сонные деревья, а мечтают о жизни, о движении, о вечной молодости.
Наверное, молодой Тютчев так же мечтал и писал в этом стихотворении о своих мечтах.
А: Пожалуй, я возьму в библиотеке сборник произведений Фёдора Ивановича Тютчева и почитаю и другие его стихотворения.
В: А я найду книги о Тютчеве, хочу больше узнать о нём. Пойдем в библиотеку!
2. Выявить известные особенности поэзии Ф. И. Тютчева на примере этого произведения.
3. Помочь детям увидеть многоплановость стихотворения.
4. Способствовать формированию интереса к творчеству Ф. И. Тютчева, пониманию учащимися неповторимости его поэзии.
5. Формировать у учеников поэтический слух.
6. Развивать у детей воссоздающее воображение, мышление.
7. Учить третьеклассников отвечать на вопросы.
8. Воспитывать у детей любовь к природе.
9. Учить детей выразительному чтению.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tyutchev_listya.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
(конспект урока по литературному чтению в 3 классе)
Титова Екатерина Борисовна
учитель начальных классов
МБОУ г. Владимира
Оборудование: 2 букета листьев – лиственных деревьев, хвойных деревьев; текст стихотворения; записи на доске.
I Организационный момент.
II Подготовка к первичному восприятию.
У учителя на столе – 2 букета листьев: I – лиственных деревьев, II – хвойных деревьев.
- Из чего составлены букеты?
- А для чего я принесла их в класс, как вы думаете?
- Какой букет, на ваш взгляд, более яркий, выразительный?
- А что хорошего в другом букете?
Запись на доске: Федор Иванович Тютчев
- Вам знакомо имя этого великого и гениального русского поэта? Что вы о нем знаете?
- Федор Иванович Тютчев вошел в сознание читателей, прежде всего, как вдохновенный певец природы, то есть он писал стихи о природе, воспевал, восхвалял ее. В его стихотворениях природа – живое существо, живой организм, способный дышать, думать, разговаривать, двигаться, спать, страдать и радоваться. Знакомясь со стихотворением Федора Ивановича, мы с вами это увидим. Еще мы попытаемся на его основе выявить, выделить особенности его поэзии.
III Первичное чтение.
Читает учитель наизусть. Книги у детей закрыты.
Федор Иванович Тютчев
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Их тощая зелень,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе.
Но птички отпели,
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Мы ждать не хотим.
Мы с вами летим.
IV Проверка первичного восприятия.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Что особенно запомнилось?
- Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?
- Какое настроение, какие чувства поэт вложил в это стихотворение?
V Вторичное чтение.
- Есть ли здесь прием сопоставления?
- Что с чем сопоставляет автор?
- Есть разные деревья: лиственные и хвойные. В чем их особенности?
- Зачитайте, что автор говорит о зелени хвойных деревьев.
- Расскажите о жизни листьев, которые растут на лиственных, а не на хвойных деревьях.
- То есть, каждый год у лиственных деревьев появляется новая жизнь?
Запись на доске: олицетворение
- Расскажите о жизни леса зимой, опишите, как выглядят лиственные и хвойные деревья.
- Перечитайте вторую строфу стихотворения.
Запись на доске: перифраз
- Вы видите, что стихотворение написано от имени листьев, автор перешел от отстраненного повествования. А зачем, как вы считаете?
- Это одна из особенностей его поэзии.
Запись на доске: 1. Изображение внутреннего состояния природы.
- Здесь мы видим еще одну особенность стихотворений Федора Ивановича Тютчева.
Запись на доске: 2. Использование слов со значением блеска, мерцания.
- Где можно увидеть красный цвет летом?
- А какие цвета можно увидеть в царских хоромах? (красный, золотой)
Эти цвета – признаки богатства, величия, знатности. Листья летом как будто жили в царских палатах.
- Вновь автор пользуется приемом олицетворения.
- Прочитайте, что у нас получилось.
- Лучше оставить, как это сделал поэт, или лучше продолжить, как это получилось у нас?
- Итак, сопоставлены ли первая и вторая строфы?
- Перечитайте третью строфу.
- С какого слова она начинается?
- А куда они хотят улететь?
- В стихотворении представлены два мира. Какой первый мир?
- А в какой мир хотят улететь листья?
- Вот это еще одна особенность лирических стихотворений Федора Ивановича Тютчева.
Запись на доске: 3. Двоемирие.
- Перечитайте последнюю строфу.
Запись на доске: эпитет
- К кому обращаются листья?
- А как в русском языке называется такой прием, когда называют того, к кому обращаются с речью?
Запись на доске: 4. Наличие обращений.
- О чем листья просят? Зачитайте эти глаголы.
- Эти глаголы стоят в особой форме – в форме повелительного наклонения.
Запись на доске: 5. Использование глаголов в форме повелительного наклонения.
- Листья хотят познать абсолютно другой мир – мир жизни, блеска, радости. В первых двух строфах автор сопоставляет лиственные и хвойные деревья, в третьей – противопоставляет их друг другу, а в четвертой – говорит о другом мире.
- Перед нами еще одна особенность стихотворений Федора Ивановича Тютчева.
Запись на доске: 6. Большое количество повторов.
- Обратите внимание на восклицательные знаки в четвертой строфе. Почему их так много?
- С помощью какой части речи листья выражают свои желания, действия?
- А где они преимущественно находятся в этом произведении: в начале или в конце строк?
- Как вы думаете, почему?
- Скажите, чем стихотворная речь отличается от прозаической?
- Что вы можете сказать о рифме?
- Рифма – созвучие концов стихотворных строк. Давайте с вами порисуем – выделим пары слов, близких по звучанию, в этом стихотворении. Некоторые из вас, с кем мы уже делали подобное, будут мне помогать.
Запись на доске: I, II, III строфы IV строфа
- Остаются незарифмованными две строчки. Прочтите только их.
- А почему автор их не зарифмовал?
- Рифма подтверждает наши догадки?
- Скажите, а листья тихие, они молчат?
- Произнесите звуки листьев.
- Давайте посмотрим, есть ли звуки листьев в этом стихотворении?
Учитель читает первую строфу с выделением звуков [з], [ж], [ш], вторую строфу с выделением звуков [л], [м], [с].
- Звуки подтверждают наши догадки?
- В литературе есть связь между звуком и цветом. Некоторым из вас я это говорила, и мы это проверяли. Перечитайте вторую строфу.
- Какого гласного звука здесь очень много? (звука [а])
- Звук [а] выражает красный цвет. Наши предположения подтвердились?
- Пробуйте выделить звуки третьей строфы дома самостоятельно. Подумайте, что они выражают и обозначают.
Учитель читает четвертую строфу.
- Почему ее хочется пропеть? (В ней преобладают гласные звуки [о], [у], [ы], [и].)
- Почему в этой строфе так много гласных звуков? С чем это связано?
- И звуки подтвердили наши догадки.
- Давайте обратим внимание на восклицательные знаки. В первых трех строфах всего лишь один восклицательный знак, а в четвертой – четыре. Почему, как вы считаете?
- Уже и знаки препинания подтвердили наши предположения.
- Куда же хотят улететь листья?
- Такое лирическое стихотворение мог написать романтичный человек, каким и является Федор Иванович Тютчев. Его называют поэтом-романтиком.
VII Обобщение и подготовка к выразительному чтению.
- С каким чувством будем читать первую строфу?
- Попробуйте так прочесть.
- Что нам необходимо подчеркнуть во второй строфе, какие передать чувства?
- Перечитайте ее, выразив эти чувства.
- С каким чувством надо читать третью строфу? Почему?
- Четвертая строфа – накал эмоций. Что подчеркнем интонацией при чтении?
- Давайте хором прочитаем эту строфу.
- Прочитайте стихотворение от имени осенних листьев, стараясь показать и передать все, что мы сейчас увидели и выделили.
VIII Домашнее задание.
- Попробуйте выделить звуки третьей строфы, нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению, подготовьте его выразительное чтение.
Интегрированный урок литературного чтения, музыки, ИЗО и его презентационное сопровождение направлены на знакомство учащихся со стихотворением Ф.Тютчева “Листья”. На развитие образного мышления, развитие речи; на совершенствования навыков выразительного чтения; развитие коммуникативных качеств: на формирование навыков работы в группе; на воспитание любви к родному языку, родной природе, на эстетическое воздействие на детей через слово, живопись и музыку.
Образовательный процесс ориентирован на расширение кругозора учащихся, межпредметные связи. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать, находить ошибки и исправлять их.
В течение урока предусмотрена фронтальная работа, также ученикам представилась возможность поработать индивидуально и в группах.
Взаимодействие учащихся при работе в группе (с разноуровневым подбором детей) способствовало созданию обстановки доверия и ситуации успеха для каждого ребенка и класса в целом.
На всех этапах урока предусматривается обратная связь: учитель-ученик. Ученик не пассивный наблюдатель, а активный участник сюжетной линии урока. Приемы обратной связи разнообразны и динамичны.
Говоря о здоровьесберегающих условиях образовательной деятельности, отметим предусмотренную смену видов и форм деятельности, создание положительного эмоционального настроя (организационный момент, актуализация знаний и т.д.). Используемая визуализация помогает снимать зрительное утомление у учащихся. Наличие обратной связи учителя с учащимися при самопроверке и проверке выполняемых заданий позволяет контролировать образовательный процесс, снимая ситуацию стресса и способствуя сохранению их психического здоровья.
Использование презентационного сопровождения, игровые моменты, создание ситуации успеха для каждого ребёнка – всё это мотивирует обучающихся к изучению литературы, прививает любовь к предмету.
Считаем возможным использование данного ЦМР в целом либо его элементов и при работе по другим УМК.
Литературное чтение. 3 класс. Урок №
Формирование УУД:
- Личностные: формировать познавательный интерес, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Тип урока : урок усвоения новых знаний.
1. Организационный момент
2. Речевая разминка
3.Проверка дом.задания.
4. Мотивация учебной деятельности. Определение цели и задач урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с его стихотворением, но вначале выясним, как оно называется.
Падают с ветки
Золотые монетки.
С ветки в речку упадут
И не тонут, а плывут.
Стихотворение "Листья” было написанного в 1830 году.
– По названию можно сказать, о чем будет идти речь в стихотворении? (О листьях).
-Сформулируйте тему урока.
5. Работа по теме урока.
1). Работа над текстом. Первичное восприятие ( можно аудиозапись)
— Понравилось вам стихотворение?
— Какие чувства вы испытывали при чтении?
— От чьего имени написано стихотворение? (От имени листьев.)
— Как поэт рассказывает о листьях? (Он говорит о них как о живых существах.)
2). Работа со стихотворением.
Чтение первой строфы:
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
К кому обращают слова листьев? ( к соснам и елям)
Что они о них говорят?
Как надо читать эти строки?
(гордясь собой, зазнаваясь).
Чтение второй строфы:
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами.
Купались в росе.
Чтение третей строфы.
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
– Как изменяется картина, время года в третьей строфе? (На смену лету приходит осень).
— Какое настроение она создает? (Нетерпеливое, листья поскорее хотят сорваться и улететь.)
— Кого они просят о помощи? (Ветры.)
— Как надо читать эти строчки? (Сначала с сожаленьем Их надо читать громко, умоляя сделать это.)
– Меняется ли настроение листьев? (Листья сожалеют о том, что лето прошло).
Чтение четвёртой строфы.
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим.
– Последняя четвертая строфа начинается с обращения.
Кого зовут листья и зачем? (Они призывают ветер и это просто ветер, а буйный, сносящий все на своем пути, листья требуют перемен).
– Как будем читать ? ( громко, призывно)
— С каким настроением надо читать строки, в которых листья вспоминают о том, что было летом? (Они гордятся, любуются собой. Вспоминают о лете с радостью и сожалеют о том, что все прошло.)
— Подумайте, только ли о листьях говорится в стихотворении. (Нет, в начале стихотворения еще говорится о соснах, о елях, об их иголках, которые, хоть и всегда зеленые, но уже несвежие.)
— Каким тоном надо читать эти строки? Как листья говорят о них? (Они говорят заносчиво, гордясь собой.)
3). Самостоятельное чтение стихотворения
— Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
4). Выразительное чтение стихотворения
— Чье чтение вам больше всего понравилось? (Высказывания детей.)
6. Физкультминутка
7. Продолжение работы по теме урока.
— Назовите автора этого стихотворения. (Федор Иванович Тютчев.)
— Вам захотелось узнать об этом поэте? (Конечно.) (Учитель или хорошо подготовленные ученики рассказывают о Ф.И. Тютчеве. Фоном звучит классическая музыка.)
Осенний листок
За окошком лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился, полетел.
Желтый листик подружился с ветерком,
Все кружатся и играют под окном.
А когда веселый ветер улетал,
Желтый листик на асфальте заскучал.
Я пошла во двор и листик подняла,
Принесла домой и маме отдала.
Оставлять его на улице нельзя,
Пусть живет всю зиму у меня.
О. Чусовитина
— Что удивительного заметила автор? Дома вы попробуете придумать свой маленький рассказ об осенних листьях. Запишите его в рабочую тетрадь.
8. Рефлексия.
– Оцените своё настроение, работу на уроке. Жёлтый листик – если всё получилось, всё понравилось и настроение хорошее, оранжевый – если что-то пока не удалось.
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Ф. Тютчева; развивать интерес к чтению лирических произведений; учить анализировать лирический текст, определять настроение, главные (ключевые) слова, средства художественной выразительности, сравнивать поэтические и прозаические произведения, работать в паре, группе.
Планируемые результаты: предметные: осмысленно читать лирические тексты, понимать настроение стихотворения, определять собственное отношение; метапредметные: находить необходимую информацию по фотографии, понимать смыслы, соотносить литературный текст с художественным образом, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать красоту природы.
Оборудование: карточки с текстом речевой разминки и заданиями, сборники стихов Ф. Тютчева, его портрет.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
(Выразительное чтение отрывка из стихотворения Е. Благининой (показ настроения, чувств с помощью мимики и жестов). Все учащиеся читают текст и сопровождают чтение движениями.)
Улетают, улетели.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде по гряде.
Солнца редкие лучи.
Улетели и грачи.
— Какие приметы осени описываются в стихотворном тексте? (Листопад, птицы улетают.)
— С каким чувством улетают птицы? (С нетерпением.)
- Найдите в этом стихотворении приметы осени.
- Какие времена года вы знаете? Назовите их и месяцы каждого времени года.
- Прочитайте на с. 146 учебника название произведения для сегодняшнего урока, назовите имя автора.
— Определите тему и цели урока.
Сегодня мы познакомимся с произведением поэта Федора Ивановича Тютчева, будем учиться выразительно читать его, сравнивать прозаический и лирический тексты.
IV. Работа по теме урока
— Еще раз прочитайте название стихотворения, рассмотрите иллюстрацию к нему. О чем будет это стихотворение?
— Что вы можете сказать о листьях? Расскажите о них.
(Выразительное чтение стихотворения учителем. После чтения учитель выдерживает паузу.)
— Понравилось вам стихотворение?
— Какие чувства вы испытывали, слушая?
— О каком времени года рассказывает нам автор?
— От чьего имени написано стихотворение? (От имени листьев.)
— Как поэт рассказывает о листьях? (Он говорит о них как о живых существах.)
— Приведите примеры, доказывающие это.
— С каким настроением надо читать строки, в которых листья вспоминают о том, что было летом? (Они гордятся, любуются собой. Вспоминают о лете с радостью и сожалеют о том, что все прошло.)
— Найдите значение слова зефиры. За кем или за чем хотят улететь листья? (Зефиры — это теплые летние ветры.)
— Перечитайте еще раз третью строфу. Какое настроение она создает? (Нетерпеливое, листья поскорее хотят сорваться и улететь.)
— Кого они просят о помощи? (Они просят об этом ветры.)
— Как надо читать эти строчки? (Их надо читать громко, умоляя сделать это.)
— Подумайте, только ли о листьях говорится в стихотворении. (Нет, в начале стихотворения еще говорится о соснах, о елях, об их иголках, которые хоть и всегда зеленые, но уже несвежие.)
— Каким тоном надо читать эти строки? Как листья говорят о соснах и елях? (Они говорят заносчиво, гордясь собой.)
— Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Приготовьтесь читать так, как читали бы его для себя.
(Ученики готовят выразительное чтение. Затем читают.)
— Чье чтение вам понравилось больше всего?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Краткий обзор биографии и творчества поэта
— Назовите автора этого стихотворения. (Федор Иванович Тютчев.)
— Вам захотелось узнать об этом поэте?
(Учитель или хорошо подготовленные ученики под музыку рассказывают о Тютчеве.)
Федор Иванович Тютчев (1803—1873) родился в Орловской губернии, в семье помещика. Еще мальчиком полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать стихи.
Окончив Московский университет, он уехал на дипломатическую службу в Германию, а затем в Италию. Там, на чужбине, он прожил более двадцати лет. Память о родине, любовь к природе продиктовали ему строки, полюбившиеся впоследствии многим поколениям читателей.
После возвращения на родину Тютчев служил в Петербурге и писал стихи, не для печати, а для себя, для близких знакомых.
2. Работа с текстом
— Прочитайте текст М. Пришвина, который изучали на прошлом уроке.
— Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева.
— Найдите в этих текстах сходство и различие.
— А сейчас послушаем, какие рассказы вы составили дома. (Ученики читают получившиеся рассказы.)
Осенний листок
За окошком лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился, полетел.
Желтый листик подружился с ветерком,
Все кружатся и играют под окном.
А когда веселый ветер улетал,
Желтый листик на асфальте заскучал.
Я пошла во двор и листик подняла.
Принесла домой и маме отдала.
Оставлять его на улице нельзя,
Пусть живет всю зиму у меня.
— Что удивительного заметила автор? Дома попробуйте придумать свой маленький рассказ об осенних листьях.
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал.
• На этом уроке я похвалил бы себя за.
• После урока мне захотелось.
• Сегодня я сумел.
VIII. Подведение итогов урока
— С каким произведением познакомились на уроке?
- Кто автор этого стихотворения?
— Захотелось ли вам прочитать другие стихи Ф. Тютчева?
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению Ф. Тютчева. Приготовить выразительное чтение изученного стихотворения. Составить рассказ о листочке, о листьях.
Читайте также:
- О россии петь что стремиться в храм 3 класс конспект урока презентация
- Водогрейное оборудование кнэ 25 электрический термостат водонагреватель конспект
- Из русской литературы 18 века конспект 8 класс меркин
- План конспект мое поведение
- Презентация художественная культура древней передней азии конспект урока 10 класс