Тютчев листья конспект урока 3 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.

Звукопись – приём усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.

Ключевые слова

Стихотворение; литературный прием; звукопись; олицетворение; сравнение.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем о правилах чтения стихотворения;

Научимся работать со стихотворным текстом;

Сможем познакомиться с литературными приёмами.

Основное содержание урока

1.Знакомство с правилами чтения и заучивания стихотворений происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Ани и Володи.

В: Привет! Что случилось? На кого сердишься?

А: Не получается выучить стихотворение. А ты выучил?

В: А как ты учишь?

А: Повторяю каждую строчку по двадцать раз. И всё равно ничего не помню.

В: А ты внимательно прочитала советы актёра Якова Михайловича Смоленского в учебнике?

А: Нет, я сразу стихи учить начала.

В: Яков Смоленский написал статью, как научиться читать стихи. Мне она помогла быстро выучить стихотворение и читать его выразительно.

А: Наверное ты прав. Я сейчас прочитаю эту статью, а потом мы вместе составим правила, которые мне помогут.

А: Первый совет – нужно читать стихотворение медленно и стараться представить картину, которую нарисовал поэт с помощью слов.

В: Верно. Лучше запоминать художественные образы, которые создал поэт, тогда и слова лучше запомнятся.

А: Но иногда бывает трудно представить картину, если в тексте есть непонятные слова.

В: Правильно. Поэтому второй совет – нужно объяснить для себя значения непонятных слов с помощью словаря или узнать у кого-то.

А: Я думаю, что следующий совет – определить главную мысль произведения, ведь при чтении стихотворения очень важно обратить на неё внимание.

В: При чтении стихотворения очень важно обращать внимание и на чувства, настроение, которые автор хотел передать читателю.

А: Это важный совет!

В: Для того чтобы прочитать стихотворение выразительно нужно определить паузы, логические ударения, темп чтения и тон, которым ты будешь его произносить вслух.

А: Только теперь нужно начинать повторять текст несколько раз, стараясь выучить его наизусть.

В: Ещё важный совет. Нужно читать стихотворение вслух, прислушиваясь к себе. Можно даже на диктофон записать и послушать, что получилось.

А: Или попросить послушать кого-нибудь и дать совет, что можно улучшить в чтении.

В: Видишь, у нас с тобой целая памятка получилась. Теперь спокойно начинай учить. Я уверен, у тебя всё получится.

А: Я думаю эта памятка всем ребятам пригодится.

Интересно, о чем оно?

В: Судя по названию – о грозе. О весенней грозе. Может быть, о самой первой.

А: На иллюстрации в учебнике – дети бегут от грозы.

В: Или бегают под дождем. Давай прочитаем и узнаем.

А: Я не все слова понимаю, это мешает представить картину, описанную в стихотворении.

В: Давай воспользуемся словарём.

Резвяся — резвый - подвижный, веселый.

Перлы — жемчужины, что-нибудь чистое и блестящее, как жемчуг.

Проворный — быстрый, торопливый.

Гам — нестройный гул голосов.

Нагорный - находящийся, расположенный на горе, на горах.

В: Давай теперь попробуем описать картины, которые возникают при чтении стихотворения.

А: Первая картина: голубое небо, еще светит солнце, а где-то вдалеке, как будто понарошку, играя, гремит гром.

В: Вторая картина: гремит гром, и вдруг неожиданно брызнул дождик. Ветер поднимает пыль на дороге.

А: На деревьях и траве повисли жемчужные капли, они блестят на солнце.

В: А потом я представляю себе гору, а с неё бежит вода, спускается с грохотом, шумят птицы, и гром ещё гремит.

А: Ты знаешь, я не только вижу картины в этом стихотворении, но как будто слышу шум весенней грозы. Почему так происходит?

В: Фёдор Иванович Тютчев использовал специальный приём, который называется звукопись. Звукопись - это повторяемость похожих звуков в стихе. Давай попробуем найти слова, которые помогают услышать грохот грома.

В: А ты заметила, что поэт говорит о громе, как будто он живой?

А: Да, он резвится и играет, как будто ребенок!

В: Это тоже литературный приём – олицетворение, когда неживому предмету придаются черты живого существа.

А: Интересно! Я теперь буду искать эти литературные приёмы и в других стихотворениях.

А: Володя, как ты думаешь, это стихотворение весёлое или грустное? Что хотел сказать автор своим читателям?

В: Мне кажется, это стихотворение радостное. Первая весенняя гроза показывает, что весна наступила. А весна – это молодость природы. Поэтому гроза у Тютчева не страшная, а добрая. Гром резвится, играет. Раскаты – молодые. Дождик – светлый, солнечный.

Главная мысль – единство человека и природы, счастье быть молодым и радоваться красоте мира.

А: И читать его надо радостно, стараясь передать восторженные чувства поэта.

В: Судя по иллюстрациям – это стихотворение об осени, об осенних листьях. Давай почитаем.

А: Это стихотворение совсем другое. Оно передаёт мечты листьев улететь вслед за ветром, а не сидеть неподвижно на ветках, как иглы у сосен и елей. Главная мысль – мечта о яркой, интересной жизни.

В: Ты прямо с главной мысли начала. Давай поговорим о содержании.

А: Автор рисует очень яркие картины, только одно слово мне непонятно. Но оно есть в словарике в конце учебника.

В: Картины стихотворения – о разных временах года. Спящие под снегом колючие сосны и ели.

А: Летний день, яркие зелёные листья на деревьях.

В: Хмурый осенний пейзаж, листья пожелтели, мокнут под дождем.

А: В последней части листья разговаривают с ветром и летят по воздуху вдаль.

А: О соснах и елях тоже говорится, как о живых – они спят, закутавшись в снега и в метели.

В: В этом стихотворении есть ещё один интересный приём – сравнение. Иглы сосен и ёлок поэт сравнивает с иглами ежа, который зимой тоже спит.

А: Мне эти листья напоминают путешественников, которые не хотят сидеть на месте, как сонные деревья, а мечтают о жизни, о движении, о вечной молодости.

Наверное, молодой Тютчев так же мечтал и писал в этом стихотворении о своих мечтах.

А: Пожалуй, я возьму в библиотеке сборник произведений Фёдора Ивановича Тютчева и почитаю и другие его стихотворения.

В: А я найду книги о Тютчеве, хочу больше узнать о нём. Пойдем в библиотеку!

2. Выявить известные особенности поэзии Ф. И. Тютчева на примере этого произведения.

3. Помочь детям увидеть многоплановость стихотворения.

4. Способствовать формированию интереса к творчеству Ф. И. Тютчева, пониманию учащимися неповторимости его поэзии.

5. Формировать у учеников поэтический слух.

6. Развивать у детей воссоздающее воображение, мышление.

7. Учить третьеклассников отвечать на вопросы.

8. Воспитывать у детей любовь к природе.

9. Учить детей выразительному чтению.

ВложениеРазмер
urok_tyutchev_listya.doc 70.5 КБ

Предварительный просмотр:

(конспект урока по литературному чтению в 3 классе)

Титова Екатерина Борисовна

учитель начальных классов

МБОУ г. Владимира

Оборудование: 2 букета листьев – лиственных деревьев, хвойных деревьев; текст стихотворения; записи на доске.

I Организационный момент.

II Подготовка к первичному восприятию.

У учителя на столе – 2 букета листьев: I – лиственных деревьев, II – хвойных деревьев.

- Из чего составлены букеты?

- А для чего я принесла их в класс, как вы думаете?

- Какой букет, на ваш взгляд, более яркий, выразительный?

- А что хорошего в другом букете?

Запись на доске: Федор Иванович Тютчев

- Вам знакомо имя этого великого и гениального русского поэта? Что вы о нем знаете?

- Федор Иванович Тютчев вошел в сознание читателей, прежде всего, как вдохновенный певец природы, то есть он писал стихи о природе, воспевал, восхвалял ее. В его стихотворениях природа – живое существо, живой организм, способный дышать, думать, разговаривать, двигаться, спать, страдать и радоваться. Знакомясь со стихотворением Федора Ивановича, мы с вами это увидим. Еще мы попытаемся на его основе выявить, выделить особенности его поэзии.

III Первичное чтение.

Читает учитель наизусть. Книги у детей закрыты.

Федор Иванович Тютчев

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Их тощая зелень,

Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,

Цветем и блестим

И краткое время

На сучьях гостим.

Все красное лето

Мы были в красе,

Играли с лучами,

Купались в росе.

Но птички отпели,

Так что же нам даром

Висеть и желтеть?

Не лучше ль за ними

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Мы ждать не хотим.

Мы с вами летим.

IV Проверка первичного восприятия.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Что особенно запомнилось?

- Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?

- Какое настроение, какие чувства поэт вложил в это стихотворение?

V Вторичное чтение.

- Есть ли здесь прием сопоставления?

- Что с чем сопоставляет автор?

- Есть разные деревья: лиственные и хвойные. В чем их особенности?

- Зачитайте, что автор говорит о зелени хвойных деревьев.

- Расскажите о жизни листьев, которые растут на лиственных, а не на хвойных деревьях.

- То есть, каждый год у лиственных деревьев появляется новая жизнь?

Запись на доске: олицетворение

- Расскажите о жизни леса зимой, опишите, как выглядят лиственные и хвойные деревья.

- Перечитайте вторую строфу стихотворения.

Запись на доске: перифраз

- Вы видите, что стихотворение написано от имени листьев, автор перешел от отстраненного повествования. А зачем, как вы считаете?

- Это одна из особенностей его поэзии.

Запись на доске: 1. Изображение внутреннего состояния природы.

- Здесь мы видим еще одну особенность стихотворений Федора Ивановича Тютчева.

Запись на доске: 2. Использование слов со значением блеска, мерцания.

- Где можно увидеть красный цвет летом?

- А какие цвета можно увидеть в царских хоромах? (красный, золотой)

Эти цвета – признаки богатства, величия, знатности. Листья летом как будто жили в царских палатах.

- Вновь автор пользуется приемом олицетворения.

- Прочитайте, что у нас получилось.

- Лучше оставить, как это сделал поэт, или лучше продолжить, как это получилось у нас?

- Итак, сопоставлены ли первая и вторая строфы?

- Перечитайте третью строфу.

- С какого слова она начинается?

- А куда они хотят улететь?

- В стихотворении представлены два мира. Какой первый мир?

- А в какой мир хотят улететь листья?

- Вот это еще одна особенность лирических стихотворений Федора Ивановича Тютчева.

Запись на доске: 3. Двоемирие.

- Перечитайте последнюю строфу.

Запись на доске: эпитет

- К кому обращаются листья?

- А как в русском языке называется такой прием, когда называют того, к кому обращаются с речью?

Запись на доске: 4. Наличие обращений.

- О чем листья просят? Зачитайте эти глаголы.

- Эти глаголы стоят в особой форме – в форме повелительного наклонения.

Запись на доске: 5. Использование глаголов в форме повелительного наклонения.

- Листья хотят познать абсолютно другой мир – мир жизни, блеска, радости. В первых двух строфах автор сопоставляет лиственные и хвойные деревья, в третьей – противопоставляет их друг другу, а в четвертой – говорит о другом мире.

- Перед нами еще одна особенность стихотворений Федора Ивановича Тютчева.

Запись на доске: 6. Большое количество повторов.

- Обратите внимание на восклицательные знаки в четвертой строфе. Почему их так много?

- С помощью какой части речи листья выражают свои желания, действия?

- А где они преимущественно находятся в этом произведении: в начале или в конце строк?

- Как вы думаете, почему?

- Скажите, чем стихотворная речь отличается от прозаической?

- Что вы можете сказать о рифме?

- Рифма – созвучие концов стихотворных строк. Давайте с вами порисуем – выделим пары слов, близких по звучанию, в этом стихотворении. Некоторые из вас, с кем мы уже делали подобное, будут мне помогать.

Запись на доске: I, II, III строфы IV строфа

- Остаются незарифмованными две строчки. Прочтите только их.

- А почему автор их не зарифмовал?

- Рифма подтверждает наши догадки?

- Скажите, а листья тихие, они молчат?

- Произнесите звуки листьев.

- Давайте посмотрим, есть ли звуки листьев в этом стихотворении?

Учитель читает первую строфу с выделением звуков [з], [ж], [ш], вторую строфу с выделением звуков [л], [м], [с].

- Звуки подтверждают наши догадки?

- В литературе есть связь между звуком и цветом. Некоторым из вас я это говорила, и мы это проверяли. Перечитайте вторую строфу.

- Какого гласного звука здесь очень много? (звука [а])

- Звук [а] выражает красный цвет. Наши предположения подтвердились?

- Пробуйте выделить звуки третьей строфы дома самостоятельно. Подумайте, что они выражают и обозначают.

Учитель читает четвертую строфу.

- Почему ее хочется пропеть? (В ней преобладают гласные звуки [о], [у], [ы], [и].)

- Почему в этой строфе так много гласных звуков? С чем это связано?

- И звуки подтвердили наши догадки.

- Давайте обратим внимание на восклицательные знаки. В первых трех строфах всего лишь один восклицательный знак, а в четвертой – четыре. Почему, как вы считаете?

- Уже и знаки препинания подтвердили наши предположения.

- Куда же хотят улететь листья?

- Такое лирическое стихотворение мог написать романтичный человек, каким и является Федор Иванович Тютчев. Его называют поэтом-романтиком.

VII Обобщение и подготовка к выразительному чтению.

- С каким чувством будем читать первую строфу?

- Попробуйте так прочесть.

- Что нам необходимо подчеркнуть во второй строфе, какие передать чувства?

- Перечитайте ее, выразив эти чувства.

- С каким чувством надо читать третью строфу? Почему?

- Четвертая строфа – накал эмоций. Что подчеркнем интонацией при чтении?

- Давайте хором прочитаем эту строфу.

- Прочитайте стихотворение от имени осенних листьев, стараясь показать и передать все, что мы сейчас увидели и выделили.

VIII Домашнее задание.

- Попробуйте выделить звуки третьей строфы, нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению, подготовьте его выразительное чтение.

Интегрированный урок литературного чтения, музыки, ИЗО и его презентационное сопровождение направлены на знакомство учащихся со стихотворением Ф.Тютчева “Листья”. На развитие образного мышления, развитие речи; на совершенствования навыков выразительного чтения; развитие коммуникативных качеств: на формирование навыков работы в группе; на воспитание любви к родному языку, родной природе, на эстетическое воздействие на детей через слово, живопись и музыку.

Образовательный процесс ориентирован на расширение кругозора учащихся, межпредметные связи. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать, находить ошибки и исправлять их.

В течение урока предусмотрена фронтальная работа, также ученикам представилась возможность поработать индивидуально и в группах.

Взаимодействие учащихся при работе в группе (с разноуровневым подбором детей) способствовало созданию обстановки доверия и ситуации успеха для каждого ребенка и класса в целом.

На всех этапах урока предусматривается обратная связь: учитель-ученик. Ученик не пассивный наблюдатель, а активный участник сюжетной линии урока. Приемы обратной связи разнообразны и динамичны.

Говоря о здоровьесберегающих условиях образовательной деятельности, отметим предусмотренную смену видов и форм деятельности, создание положительного эмоционального настроя (организационный момент, актуализация знаний и т.д.). Используемая визуализация помогает снимать зрительное утомление у учащихся. Наличие обратной связи учителя с учащимися при самопроверке и проверке выполняемых заданий позволяет контролировать образовательный процесс, снимая ситуацию стресса и способствуя сохранению их психического здоровья.

Использование презентационного сопровождения, игровые моменты, создание ситуации успеха для каждого ребёнка – всё это мотивирует обучающихся к изучению литературы, прививает любовь к предмету.

Считаем возможным использование данного ЦМР в целом либо его элементов и при работе по другим УМК.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение. 3 класс. Урок №

Формирование УУД:

- Личностные: формировать познавательный интерес, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

- Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать сти­хотворения, передавая с помощью интонации настроение поэ­та; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением удар­ных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмую­щиеся слова.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

1. Организационный момент

2. Речевая разминка

3.Проверка дом.задания.

4. Мотивация учебной деятельности. Определение цели и задач урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с его стихотворением, но вначале выясним, как оно называется.

Падают с ветки
Золотые монетки.

С ветки в речку упадут
И не тонут, а плывут.

Стихотворение "Листья” было написанного в 1830 году.
– По названию можно сказать, о чем будет идти речь в стихотворении? (О листьях).

-Сформулируйте тему урока.

5. Работа по теме урока.

1). Работа над текстом. Первичное восприятие ( можно аудиозапись)

— Понравилось вам стихотворение?

— Какие чувства вы испытывали при чтении?

— От чьего имени написано стихотворение? (От имени листьев.)

— Как поэт рассказывает о листьях? (Он говорит о них как о живых существах.)

2). Работа со стихотворением.

Чтение первой строфы:

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

К кому обращают слова листьев? ( к соснам и елям)

Что они о них говорят?

Как надо читать эти строки?
(гордясь собой, зазнаваясь).

Чтение второй строфы:

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами.
Купались в росе.


Чтение третей строфы.

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

– Как изменяется картина, время года в третьей строфе? (На смену лету приходит осень).
— Какое настроение она создает? (Нетерпеливое, листья поскорее хотят сорваться и улететь.)

— Кого они просят о помощи? (Ветры.)

— Как надо читать эти строчки? (Сначала с сожаленьем Их надо читать громко, умо­ляя сделать это.)

– Меняется ли настроение листьев? (Листья сожалеют о том, что лето прошло).
Чтение четвёртой строфы.

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим.

– Последняя четвертая строфа начинается с обращения.

Кого зовут листья и зачем? (Они призывают ветер и это просто ветер, а буйный, сносящий все на своем пути, листья требуют перемен).
– Как будем читать ? ( громко, призывно)

— С каким настроением надо читать строки, в которых листья вспоминают о том, что было летом? (Они гордятся, любуют­ся собой. Вспоминают о лете с радостью и сожалеют о том, что все прошло.)

— Подумайте, только ли о листьях говорится в стихотворе­нии. (Нет, в начале стихотворения еще говорится о соснах, о елях, об их иголках, которые, хоть и всегда зеленые, но уже несвежие.)

— Каким тоном надо читать эти строки? Как листья говорят о них? (Они говорят заносчиво, гордясь собой.)

3). Самостоятельное чтение стихотворения

— Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

4). Выразительное чтение стихотворения

— Чье чтение вам больше всего понравилось? (Высказывания детей.)

6. Физкультминутка

7. Продолжение работы по теме урока.

— Назовите автора этого стихотворения. (Федор Иванович Тютчев.)

— Вам захотелось узнать об этом поэте? (Конечно.) (Учитель или хорошо подготовленные ученики рассказывают о Ф.И. Тютчеве. Фоном звучит классическая музыка.)

Осенний листок

За окошком лист осенний пожелтел,

Оторвался, закружился, полетел.

Желтый листик подружился с ветерком,

Все кружатся и играют под окном.

А когда веселый ветер улетал,

Желтый листик на асфальте заскучал.

Я пошла во двор и листик подняла,

Принесла домой и маме отдала.

Оставлять его на улице нельзя,

Пусть живет всю зиму у меня.

О. Чусовитина

— Что удивительного заметила автор? Дома вы попробуете придумать свой маленький рассказ об осенних листьях. За­пишите его в рабочую тетрадь.

8. Рефлексия.

– Оцените своё настроение, работу на уроке. Жёлтый листик – если всё получилось, всё понравилось и настроение хорошее, оранжевый – если что-то пока не удалось.

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Ф. Тютчева; развивать интерес к чтению лирических произведений; учить анализировать лирический текст, определять настроение, главные (ключевые) слова, средства художественной выразительности, сравнивать поэтические и прозаические произведения, работать в паре, группе.

Планируемые результаты: предметные: осмысленно читать лирические тексты, понимать настроение стихотворения, определять собственное отношение; метапредметные: находить необходимую информацию по фотографии, понимать смыслы, соотносить литературный текст с художественным образом, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать красоту природы.

Оборудование: карточки с текстом речевой разминки и заданиями, сборники стихов Ф. Тютчева, его портрет.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

(Выразительное чтение отрывка из стихотворения Е. Благининой (показ настроения, чувств с помощью мимики и жестов). Все учащиеся читают текст и сопровождают чтение движениями.)

Улетают, улетели.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черной

В огороде по гряде.

Солнца редкие лучи.

Улетели и грачи.

— Какие приметы осени описываются в стихотворном тексте? (Листопад, птицы улетают.)

— С каким чувством улетают птицы? (С нетерпением.)

- Найдите в этом стихотворении приметы осени.

- Какие времена года вы знаете? Назовите их и месяцы каждого времени года.

- Прочитайте на с. 146 учебника название произведения для сегодняшнего урока, назовите имя автора.

— Определите тему и цели урока.

Сегодня мы познакомимся с произведением поэта Федора Ивановича Тютчева, будем учиться выразительно читать его, сравнивать прозаический и лирический тексты.

IV. Работа по теме урока

— Еще раз прочитайте название стихотворения, рассмотрите иллюстрацию к нему. О чем будет это стихотворение?

— Что вы можете сказать о листьях? Расскажите о них.

(Выразительное чтение стихотворения учителем. После чтения учитель выдерживает паузу.)

— Понравилось вам стихотворение?

— Какие чувства вы испытывали, слушая?

— О каком времени года рассказывает нам автор?

— От чьего имени написано стихотворение? (От имени листьев.)

— Как поэт рассказывает о листьях? (Он говорит о них как о живых существах.)

— Приведите примеры, доказывающие это.

— С каким настроением надо читать строки, в которых листья вспоминают о том, что было летом? (Они гордятся, любуются собой. Вспоминают о лете с радостью и сожалеют о том, что все прошло.)

— Найдите значение слова зефиры. За кем или за чем хотят улететь листья? (Зефиры — это теплые летние ветры.)

— Перечитайте еще раз третью строфу. Какое настроение она создает? (Нетерпеливое, листья поскорее хотят сорваться и улететь.)

— Кого они просят о помощи? (Они просят об этом ветры.)

— Как надо читать эти строчки? (Их надо читать громко, умоляя сделать это.)

— Подумайте, только ли о листьях говорится в стихотворении. (Нет, в начале стихотворения еще говорится о соснах, о елях, об их иголках, которые хоть и всегда зеленые, но уже несвежие.)

— Каким тоном надо читать эти строки? Как листья говорят о соснах и елях? (Они говорят заносчиво, гордясь собой.)

— Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Приготовьтесь читать так, как читали бы его для себя.

(Ученики готовят выразительное чтение. Затем читают.)

— Чье чтение вам понравилось больше всего?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Краткий обзор биографии и творчества поэта

— Назовите автора этого стихотворения. (Федор Иванович Тютчев.)

— Вам захотелось узнать об этом поэте?

(Учитель или хорошо подготовленные ученики под музыку рассказывают о Тютчеве.)

Федор Иванович Тютчев (1803—1873) родился в Орловской губернии, в семье помещика. Еще мальчиком полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать стихи.

Окончив Московский университет, он уехал на дипломатическую службу в Германию, а затем в Италию. Там, на чужбине, он прожил более двадцати лет. Память о родине, любовь к природе продиктовали ему строки, полюбившиеся впоследствии многим поколениям читателей.

После возвращения на родину Тютчев служил в Петербурге и писал стихи, не для печати, а для себя, для близких знакомых.

2. Работа с текстом

— Прочитайте текст М. Пришвина, который изучали на прошлом уроке.

— Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева.

— Найдите в этих текстах сходство и различие.

— А сейчас послушаем, какие рассказы вы составили дома. (Ученики читают получившиеся рассказы.)

Осенний листок

За окошком лист осенний пожелтел,

Оторвался, закружился, полетел.

Желтый листик подружился с ветерком,

Все кружатся и играют под окном.

А когда веселый ветер улетал,

Желтый листик на асфальте заскучал.

Я пошла во двор и листик подняла.

Принесла домой и маме отдала.

Оставлять его на улице нельзя,

Пусть живет всю зиму у меня.

— Что удивительного заметила автор? Дома попробуйте придумать свой маленький рассказ об осенних листьях.

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VIII. Подведение итогов урока

— С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто автор этого стихотворения?

— Захотелось ли вам прочитать другие стихи Ф. Тютчева?

Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению Ф. Тютчева. Приготовить выразительное чтение изученного стихотворения. Составить рассказ о листочке, о листьях.

Читайте также: