Из русской литературы 18 века конспект 8 класс меркин

Обновлено: 05.07.2024

Очень краткий конспект по литературе, на тему о русской литературе 18 века.

В русской литературе начала XVIII в. набирают популярность такие жанры, как история, повесть. Героями произведений, написанных в этом жанре, становится успешный молодой человек, который всегда добивался задуманного. Ведущим публицистом того времени, сторонником и пропагандистом петровских реформ был священник Феофан Прокопович ("Слово о власти и чести царской", "Правда о воле монаршей", "История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии" и др.).
Со второй половины XVIII столетия ведущими направлениями становятся классицизм (А. Сумароков), реализм (Д. Фонвизин) и сентиментализм (Н. Карамзин). Н. Карамзин реформировал литературный язык, что способствовало расширению круга читателей. Большое влияние как на литературу, так и на общественную мысль в целом оказало произведение А. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790), изобличавшего пороки власти и ущербность крепостничества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: вместе с учащимися вспомнить из курса истории социально-политическую обстановку, которая определила судьбы писателей XVIII века и нашла отражение в их произведениях; дать понятие классицизма, отметить гражданский пафос русского классицизма.

I. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

Запись в тетради эпиграфа к уроку:

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

Как же происходило становление русской государственности в XVIII в.? Как этот процесс связан с деятельностью Петра I?

Велики были завоевания этого времени в области науки, просвещения, искусства и литературы, поставившие Россию
в конце XVIII в. вровень с европейскими государствами:

1) в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук;

2) в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев);

3) в 1757 г. основана Академия художеств и открыт русский профессиональный публичный театр сначала в Петербурге, годом позже – в Москве.

Но эпоха утверждения самодержавия таила в себе острые противоречия. В XVIII в., особенно при Екатерине II, было полностью завершено закрепощение крестьян и подтверждено право помещиков на продажу крестьян с публичного торга. Тяжелое положение крепостных неоднократно приводило к крестьянским волнениям и мятежам (восстание под предводительством Емельяна Пугачева в 1773–1775 гг.).

Дворянство же получило в XVIII в. особые права и привилегии. Получает широкое распространение французская культура – моды, манеры, язык. В Россию из Франции потянулись искатели легкого заработка. Бывшие в своем отечестве лакеями, кучерами, парикмахерами, эти необразованные люди становятся воспитателями дворянских сынков и дочек, для которых Париж был центром мира.

Запись в тетради второго эпиграфа:

Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке.

– Чем же был подготовлен, как стал возможен невиданный расцвет русской литературы XVIII и XIX вв.?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

№6. Тема урока: Литература 18 века. Особенности русского классицизма.

Цели урока: Образовательные:

а) сделать обзор эпохи (культурная, экономическая,

б) познакомить учащихся с литературным течением

“классицизм”, отметить его основные черты и

Развивающие :

а) усвоение учащимися комплекса теоретических

понятий по данной теме

Воспитательные:

а) расширить кругозор учащихся

б) развить эстетический вкус учащихся

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих.

На сегодняшнем уроке мы посмотрим, какие изменения и преобразования принес с собой 18 век, как эти преобразования отразились на литературе.

Также мы познакомимся с литературным течением “классицизм” (одно из главных течений русской литературы 18 века)

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

Лекция с элементами беседы

Литература 18 века (как и литература любого другого периода) неразрывно связана с эпохой, с культурной и общественно – политической жизнью страны.

Обзор культурно-политической ситуации России 18 века.

Россия 18 века (начальный период Петровская эпоха) переживает ряд кардинальных преобразований во всех областях государственной, культурной, политической жизни.

Укрепляется независимость России, возрастает ее военная мощь, усиливается ее влияние на европейской арене. Благодаря всем преобразованиям укрепляется также самодержавная власть. 18 век – век просвещенного абсолютизма с его идеями гражданственности, патриотизма, единства нации.

/Открывается Московский университет, создаются общеобразовательные и профессиональные училища, вводится новый календарь, основывается первая русская газета, учреждается Академия наук, Академия художеств, первый постоянный русский театр /

Для продвижения страны вперед, искоренения патриархальных устоев, суеверий, необходимо было обратить внимание на развитие следующих областей: - образование

Особое, исключительное значение в этой связи приобретает литература.

Литература 18 века приносит с собой образ человека, который ощущает себя гражданином и патриотом, который ради блага общества, государства готов пожертвовать личным благополучием, готов подчинить свои чувства общественному долгу.

Господствующим направлением в литературе 18 века являлся классицизм.

Классицизм – (от лат. classicus – образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе 18 – начала 19 века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к античным образам как идеальному эстетическому эталону.

/Понятие прекрасного в искусстве классицизма связано с симметрией и гармонией. Это отражалось и в правилах поведения людей светского общества: бурное выражение чувств почиталось в 18 веке неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания. Проявление даже самых сильных страстей должно быть подобно глубоким водам, заключенным в гранитные берега./

Черты классицизма

Утверждение идей просвещенного абсолютизма – патриотизма, гражданственности, единства нации.

Утверждение приоритета разума.

В основе эстетики классицизма – принцип рационализма: произведение искусства должно быть разумно и последовательно построено, логически выверено (из принципа “подражания природе”).

Соблюдение определенных творческих норм и правил (строгая сюжетно- композиционная организация).

Четкое разделение героев на положительных и отрицательных

“Неизменность” героя (отсутствие внутреннего развития).

Идеализация героя (оды Ломоносова)

Интерес к народному языку, использование в произведениях народной речи.

Особенности классицизма

Деление жанров на “высокие” и “низкие”.

Высокие: (трагедия, эпопея, ода; их сфера – государственная жизнь, исторические события, мифология; их герои – монархи, полководцы)

Низкие: (комедия, сатира, басня) изображают частную, повседневную жизнь людей средних сословий.

Каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки, не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.

Ведущим жанром классицизма была трагедия, обращенная к важнейшим общественным и нравственным проблемам века. Общественные конфликты предстают в ней отраженными в душах героев, поставленных перед необходимостью выбора между нравственным долгом и личными страстями.

Закон “трех единств” (единство времени, места и действия)

единство времени – действие происходит в течение одних суток

единство места – действие происходит в одном месте

единство действия – односюжетная линия, большое количество героев (связаны с сюжетом)

Русский классицизм зародился во 2-й четверти 18 века в творчестве зачинателей новой русской литературы А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова.

Особенности русского классицизма.

связь с современной действительностью

обращение к конкретным явлениям русской жизни

преобладание национально – исторической тематики

высокий уровень развития жанра оды

3. Итоги урока

В эпоху классицизма русская литература освоила сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в общеевропейское литературное развитие, сохранив при этом свою национальную самобытность.

Урок 9 литература XVIII века (общий обзор)

Цел и: вместе с учащимися вспомнить из курса истории социально-политическую обстановку, которая определила судьбы писателей XVIII века и нашла отражение в их произведениях; дать понятие классицизма, отметить гражданский пафос русского классицизма.

I. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

Запись в тетради эпиграфа к уроку:

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

Как же происходило становление русской государственности в XVIII в.? Как этот процесс связан с деятельностью Петра I?

Велики были завоевания этого времени в области науки, просвещения, искусства и литературы, поставившие Россию
в конце XVIII в. вровень с европейскими государствами:

1) в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук;

2) в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев);

3) в 1757 г. основана Академия художеств и открыт русский профессиональный публичный театр сначала в Петербурге, годом позже – в Москве.

Но эпоха утверждения самодержавия таила в себе острые противоречия. В XVIII в., особенно при Екатерине II, было полностью завершено закрепощение крестьян и подтверждено право помещиков на продажу крестьян с публичного торга. Тяжелое положение крепостных неоднократно приводило к крестьянским волнениям и мятежам (восстание под предводительством Емельяна Пугачева в 1773–1775 гг.).

Дворянство же получило в XVIII в. особые права и привилегии. Получает широкое распространение французская культура – моды, манеры, язык. В Россию из Франции потянулись искатели легкого заработка. Бывшие в своем отечестве лакеями, кучерами, парикмахерами, эти необразованные люди становятся воспитателями дворянских сынков и дочек, для которых Париж был центром мира.

Запись в тетради второго эпиграфа:

Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке.

– Чем же был подготовлен, как стал возможен невиданный расцвет русской литературы XVIII и XIX вв.?

Русская литература 18 века отражала те процессы, которые происходили в обществе. Главенствующим литературным течением был классицизм. Он провозглашал античное искусство эталонным. Самые знаменитые представители классицизма: Д. И. Фонвизин, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин и другие.

Классические произведения создавались в определенных рамках. Так, нужно было соблюсти единство времени, места и действия. Не допускалось смешение стилей (высокого, среднего или низкого). То есть, если произведение по своему жанру было драмой, то в нем не допускались никакие черты комедии.

Произведения классиков часто носили явный поучительный характер. Главный герой был носителем всех добродетелей и примером для подражания.

Во второй половине 18 века классицизм со своими строгими догмами утратил лидирующие позиции. Ему на смену пришло новое направление – сентиментализм.

Сентименталисты не считали разум основной ценностью. Они больше воспевали чувства, концентрируясь на эмоциональную сторону жизни.

Часто в произведениях сентименталистов рассматривались глубокие социальные конфликты. В частности, неравенство между бедными и богатыми, крестьянами и дворянами.

Читайте также: