Масленица 2 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Разработанный мною классный час для 2 класса на тему "Широка масленица" поможет учителю в ярких крассках рассказать детям об этом празднике и погрузить в прошлое. Данный классный час направлен на то, чтобы познакомить учащихся с народными обрядами и обычаями; привить интерес и уважение к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям.

ВложениеРазмер
Классный час для начальной школы "Широка масленица" 33.46 КБ
Презентация к классному часу на тему "Широка масленица" 2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Потоцкая А.С.

Цель: познакомить с народными обрядами, обычаями; привить интерес и уважение к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.

  1. Привитие интереса к русским народным традициям и народному фольклору.
  2. Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей младших школьников.
  3. Познакомить с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования Масленицы.
  4. Воспитание бережного и уважительного отношения к родителям, родственникам, одноклассникам, окружающим людям.

(добавляются другие названия масленицы)

И идется нам, и ед тся… Солнце

Потому, что КОМОЕДИЦА.

Только лишь зима печалится

Долго с нами не останется!

"Масленица Зиму прощает, холодную жизнь кончает"

Картина чучела зимы

Деятельность учителя и учащихся

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна. Садитесь, пожалуйста. Читаю стих:

И идется нам, и ед тся…

Потому, что КОМОЕДИЦА.

Только лишь зима печалится

Долго с нами не останется!

Посмотрите внимательно на доску . Как вы думаете, о чем будем сегодня говорить на классном час? На какие вопросы нужно ответить?

А почему сегодня на классном часу мы будем говорить именно про масленицу? (т.к. сейчас идет масленичная неделя).

Дети сами формулируют вопросы на которые нужно ответить в конце классного часа.

Довести в сей час указ,

"Каждый год, числа сего,

Как гласит указник,

Будь то город аль село-

Выходи на праздник

А вы знаете, что за праздник такой? (Ребята отвечают)

"Масленица Зиму прощает, холодную жизнь кончает"

Самым весёлым праздником, удалым и раздольным, даже разгульным, была на Руси Масленица. Целая неделя радости и веселья! Задолго ожидали её, да и потом на протяжении года ласково и умильно вспоминали о ней. Масленица - один из русских календарных праздников. В этот день празднуются проводы Зимы и встреча Весны. Люди испокон веков воспринимали Весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь всему живому. Масленицу любили и простой народ, и цари с боярами.

Масленица - самый веселый и сытный народный праздник, длящийся целую неделю.

Пожалуй мало кто вспомнит о том, что масленица называлась комоедицей, знаменуя наступление весеннего равноденствия.

Всякий день Масляной недели памятен был своим особенным названием.

Начальный день Масленицы получил название – встреча . Иначе понедельник именовался " Встречею". В этот день начинали печь блины. В этот же день из соломы делали чучело Масленицы. Его обряжали в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках, насаживали на шест, катались с ним, а затем ставили на горку или возвышенное место. После обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни. И вот уже только недавно тихие, почти безлюдные улицы полным – полны подгулявшего, принарядившегося народа.

Куда ни глянь – везде люди поют, пританцовывают, весело смеются, бойко шутят.

Давайте и мы с вами узнаем, как Масленицу встречали.

Собирайся в хоровод.

Нынче празднует народ.

Будем песни петь, плясать.

Будем в игры играть,

А Масленицу хором зазывать.

Давайте и мы с вами немного поиграем.

А среду называли добрые люди "Лакомкой". На третий день во всех домах накрывались пышные столы. Все принимались усердно навещать друг друга и в гостях обильно угощаться блинами. Блины вообще были одним из важнейших кушаний на масляной неделе. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.

Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.

На Руси существовал обычай: первый блин всегда был за упокой, его, как правило, отдавали нищему для поминания всех усопших или клали на окно.

Интересные факты о блинах.

- Мировой рекорд на самый большой блин поставили в Рочдейле в 1994 году. Блин был 15 метров в диаметре, весил три тонны.
- Ральф Лау из Лейпцига поставил мировой рекорд по подбрасыванию блинов в воздух - за две минуты он подбросил его 416 раз. А Майк Куцакре бежал марафон, постоянно подбрасывая блин, в течение 3 часов, 2 минут и 27 секунд.

Так почему на масленицу пекли именно блины? (похож на солнце)

Давайте и мы с вами попробуем изготовить блины.

Разукрашивают заранее приготовленные листы круглой формы мыльными пузырями.

Четверг назывался "Широким" или широкий четверток, разгул, перелом . В этот день на праздник собирались все. Как раз в этот день принято было устраивать кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей, катание на горках, весёлые карнавалы. В этот день особенно деревенские жители обряжались кто во что хотел. По старинному обычаю в этот день на Руси выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек – предвестников Весны. С этого дня начиналось настоящее гуляние масленицы - вершина её разгула.

Давайте, посмотрим как это было (включаю видео)

А в четверг большой

Весились-ка всей душой.

Не жалей своих ног.

Кто из вас самый смелый и ловкий?

Пятница – тёщины вечери.

Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости должны приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами. Тёща же, приглашённая зятем, как не странно, присылала зятю всё из чего пекут и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.

Субботу вспоминали, как "Золовкины посиделки"(золовка – сестра мужа). В этот день молодые невестки приглашали родных мужа к себе в гости. Если золовка была незамужняя, тогда она созывала и своих незамужних подруг. Если же наоборот, то приглашалась лишь замужняя родня.

Веселились уже только в кругу самых близких людей.

Что-то гости заскучали.

Но не надо нам печали!

Балалайка - три струны.

Петь частушки выбегай-ка,

1 .Мы сегодня не скучаем,

Песни разные поем.

Мы сегодня не скучаем,

Говорим о том, о сем.

Не жалея, сапога,

Тётка новые сошьет

Или эти подошьет.

А я вышел за ворота

И – давай плясака!

А гармонь себе куплю –

И плясать скорей пойду.

Заранее подготовленные дети исполняют частушки.

И, наконец, " Прощённое воскресенье".

Кульминацией Масленицы считается сжигание чучела, как символа Зимы, которая заканчивалась, и наступление Весны. Костер обычно разжигали из разных ненужных вещей - это символизировало проводы старого и встречу нового, встречу весны. К костру подходили старухи и угощали блинами; через костер прыгали; вокруг водили хороводы, плясали. Разжигание костров могло объединяться с катаниями: сооружали ворота, оборачивали их соломой и зажигали, через них проезжали на лошадях. Сожжение чучела - еще и отличный способ согреться для всех замерзших во время катания с гор и снежных перестрелок.

Давайте посмотрим как это было (включаю видео).

Итак, давайте ответим на вопросы, которые задали в начале классного часа:

  1. Почему праздник называется Масленица?
  2. Как по другому называется этот праздник?
  3. Почему именно блин символ Масленицы?
  4. Как называется день, который празднуется сегодня? В чем его особенность?

Так как эта неделя масленичная, а сегодня день называется "Лакомкой" давайте покажем друг другу блины, которые у вас получились. Кто счиает, что на классном часу проявлял себя очень активно, много нового узнал, и кому все понравилось, прикрепите свой блин на доску к Весне. А у кого что-то не получилось, и он считает, что надо еще постараться – к чучело Зимы.

Посмотрите, какая красота у нас получилась. Как много блинов. Посмотрите, как вы себя оценили.

Внеклассное мероприятие "Масленица" по окружающему миру во 2 классе в рамках изучения темы "Проводы зимы. Встреча весны". Сценарий предназначен для учащихся начальной школы. Мероприятие насыщено разнообразными видами деятельности. Все задания способствуют развитию творческих способностй учащихся, развивают память, смекалку, воображение. На занятии идёт приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство и исполнение произведений русского народного творчества, традиций русского народа.

ВложениеРазмер
stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya_maslenitsa.docx 54.42 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

в рамках изучения темы

учитель начальных классов

Горбунова Людмила Николаевна

приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство и исполнение произведений русского народного творчества, традиций русского народа.

Задачи мероприятия:
образовательные:

• дать представление учащимся о народных традициях России;
• расширять представление детей об истории возникновения праздника, обрядах празднования Масленицы;

• обогащать духовный мир детей через чтение стихов о нашей Родине;
развивающие:

• развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям через знакомство с праздником Масленица;

• развивать творческие способности, навыки устной речи и выразительного чтения;
• развивать индивидуальные творческие способности каждого ученика через его собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора;
воспитательные:
• воспитывать чувства уважения и любви к Родине, родному краю через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям;

• воспитывать уважительное отношение к традициям предков;

• воспитывать толерантность, уважительное отношение к мировому культурному наследию, чувство национальной гордости за свою страну.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, ИЗО, музыка.

1. Дидактический материал: карточки, плакаты.

2. Технические средства обучения: компьютер, проектор, демонстрационный экран.

I. Самоопределение деятельности (организационный момент)

1. Вступительное слово учителя

- Ребята, мы собрались на необычное мероприятие. Здесь присутствуют гости. Давайте поприветствуем их и настроимся на хорошую работу. Для этого пожелаем друг другу удачи.

(Хлопки в ладони друг друга с соседом по парте)

2. Психологический настрой

Все расселись по местам.

Никому не тесно?

По секрету скажу вам:

II. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1. Отгадывание загадки

- Ребята, отгадайте загадку, о каком месяце я говорю?

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это? (Февраль)

Февраль пришел в конце зимы,
Холодный он, но рады мы,
Ведь очень скоро снег сойдет,
Подснежник нежный расцветет.

III. Актуализация опорных знаний

1. Беседа по вопросам

- Февраль – последний месяц зимы. Вот и наступило время перемен в природе. С этими изменениями связано много народных примет, обрядов и традиций.

- Зима богата праздниками. Какие праздники, которые мы празднуем зимой, вы знаете?

- Но вот появилось яркое солнце. Мы поняли, что наступила весна. А весну надо встречать как дорогую гостью. С давних времен люди были уверены, что весна – начало новой жизни.

- Какие приметы весны вы знаете?

2. Определение темы мероприятия

- Ребята, прослушайте стихотворение и ответьте, о каком празднике идёт речь?

Он корнями уходит в века,

Силу, удаль людей умножая,

Праздник памятный издалека,

Открывающий путь к урожаю.

Праздник мира и поля, и трав,

Праздник душ человечьих свободных,

Праздник Масленичных забав,

Всяких игр да игрищ народных.

- Угадали, о каком празднике идёт речь? (О масленице)

3. Целевая установка

- На уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях мы много говорим о Родине, традициях и обычаям нашего народа. Хотели бы вы узнать, какие существуют традиции празднования такого удивительного праздника, как Масленица?

- Сегодня мы узнаем много нового и интересного о Масленице. Будем читать стихи, петь частушки и песни, проведём интересные конкурсы и отведаем вкусные блины.

IV. Подведение итогов самостоятельной работы учащихся

1. Просмотр и анализ работ учащихся

- Ребята, к этому мероприятию мы хорошо подготовились. Рисовали рисунки, делали куклы-мартинички, организовали выставку своих работ.

(Просматриваем и анализируем работы детей, выполненные дома)

- Наши родители тоже помогли нам к проведению этого мероприятия – напекли блинов.

2. Выступление ученика. Отгадывание загадки

Ярмарки, улыбки, песни,
Отдыхает весь народ,
Нет поры вкусней, чудесней,
Весну каждый очень ждет!
Самовары и баранки,
Но главней всего блины,
Все танцуют, веселятся,
Ну, же, праздник назови! (Масленица)

V. Торжественная часть мероприятия

1. Вступительное слово учителя

Ученик 1. - Со времён старинных, давних
Праздник Солнца к нам спешит.
Он один из самых ранних
В окна вешним днём глядит.
Ученик 2. - Это Масленица мчится
Вдоль по улицам родным.
Поет, гуляет вся станица,
Ест блины куском большим:
Ученик 3. - Со сметаной и сгущенкой,
С рыбой, мясом и икрой.
Шире праздник с каждым веком,
Не назвать его игрой.

3. Рассказ учителя

Ученик 1. - Душа ль ты моя, Масленица,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь!

Приезжай к нам в гости

На широкий двор,

На горах покататься,

В блинах поваляться.

Ученик 2. - Уж ты, моя Масленица,

Красная краса, русая коса,

Тридцати братьев сестра,

Трёх матушек дочка,

Приезжай ко мне во тесовый дом

Ученик 3. - Приезжай, честная Масленица,

На семидесяти семи санях,

На широкой лодочке

В город пировать!

Ученик 4. - А мы Масленицу повстречали,

Сыром гору набивали,

Маслом гору поливали,

На широк двор зазывали,

Да блинами заседали.

Ученик 5. - Но что-то масленица задержалась

Иль в дороге где-то потерялась,

Ты приди, приди скорее к нам,

Встретим мы тебя хорошенько

Сыром, маслом и блином и румяным пирожком!

Сколько шума, сколько крика,

Сколько радостных затей!

Шуткой, смехом и весельем

Мы приветствуем гостей!

С пирогами да с блинами

Подсобрался уж народ.

Игры, пляски да гулянья –

Масленица у ворот!

6. Рассказ учителя

На первый день - блинища,
на второй - блины,
на третий день - блинцы,
на четвертый - блинчики,
на пятый день - блинки,
на шестой - блиночки,
а на седьмой день - царские блины.

К блинам подавались сливочное масло, сметана, мед, варенье, рыбья икра, яйца.

7. Исполнение частушек (поют мальчики)

1. Мы при всём честном народе
Вам частушки пропоём,
Зиму-матушку проводим
И весну встречать начнём.

2. Эй, мальчишки и девчонки,
Поднатужьте-ка силенки,
Силы нынче всем нужны,
Чтоб неделю есть блины!

3. Обмакну я блин в сметану,
С аппетитом кушать стану,
Пусть в сметане даже пятки,
Нет вкусней еды, ребятки!

5. Как-то Костя Иванов
Скушал 10 штук блинов,
А затем прибавил Костя
10 сантиметров в росте!

6. Мы в сметане – я и папа,
И кота Тимошки лапа,
Со сметаною блины
Просто суперски вкусны!

7. Бабка блинчики печет
И ведет им точный счет,
А Ванюша, бабкин внук,
Съел блинов аж 30 штук!

8. В масле руки и штаны,
Ел я с маслицем блины,
И откуда эти пятна?
Ел блины я аккуратно!

9. До чего же, до чего ж
Блин на солнышко похож.
Я блиночек проглочу,
Всем, как солнце, засвечу!

Ученик 1. - Наша Масленица дорогая

Ненадолго к нам пришла.

Мы думали - на семь недель,

Оказалось - на семь дней.

А с чем пришла ты, Масленица?

Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами шли в гости к сватам. Договаривались о времени и месте гуляний. В этот день заканчивали строить снежные города, качели, балаганы.

Ой, да Масленица

На двор въезжает!

Широкая на двор въезжает!

Ой, да Масленица,

Широкая, погости недельку,

Ой, подруженька родная,

Я с тобою, дорогая,

Не хочу расстаться!

В этот день в каждой семье накрывали столы, пекли блины, выносили их на улицу и угощали ими всех соседей и желающих. Однако, самым главным событием этого дня было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир.

Ах, блины, блины, блины!

Со сметаной, с медом!

Тут блины, и там блины!

Любимы вы народом!

Вот четверг у ворот:

Да вновь песни поет!

В этот день зятья угощали своих тещ, иногда - и всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу. Принарядившийся зять на нарядно украшенных санях подкатывал к тещиному дому и лично приглашал ее к себе на блины.

«Теща! Тещенька моя!

Так вот, тещеньку любя

Молодая невестка приглашала своих родных к себе, а своим золовкам – сестрам мужа – дарила подарки. Дети строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем дружина разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были, силой взять его.

В гости всех своих подруженек

Да для этих посиделочек

Вы простите меня, люди добрые,

За грехи за мои совершенные!

Да войдем мы во Пост да Великий

Миром всем да за всё мы прощенные.

Мы печем блины с утра,
Чтобы их была ГОРА! Хлоп!
Хватит всем друзьям, знакомым!
Первый блин, конечно, комом. Хлоп!
Будет пир у нас горой!
Подгорел слегка второй. Хлоп!
Тут за дело взялся папа –
Третий блин скатился на пол. Хлоп!
Брат решил испечь один –
Разорвал четвертый блин. Хлоп!
Бабушка взялась за пятый –
Получился он помятый! Хлоп!

А шестой пекла сестра –
Ужинать пришла пора! Хлоп!
Дедушка седьмой испёк –
Сразу блин стащил щенок! Хлоп!

10. Исполнение частушек (поют девочки)

1. Мы частушки пропоем,
Как мы Масленицу ждем,
Как тоскуем по блинам
И по теплым вешним дням.

2. В эту масленую пору
Напекла блинов я гору,
Напекла, устала,
Угощать всех стала!

3. Нам на этой на неделе
Все завидуют модели,
Ведь блины нам всем, друзья,
Можно есть, а им – нельзя!

4. От блинов меня с подружкой
Не оттащишь и за ушки.
Мы не любим кашки-манки,
Мы с подружкою – гурманки!

7. Спели про блины частушки,
До чего же хороши!
Вы похлопайте в ладошки
В благодарность от души!

VI. Развлекательная часть мероприятия

1) Этот праздник знаешь ты,
На него печем блины.
Зиму прочь им прогоняем,
Весну красную встречаем. (Масленица)

2) Он круглый и румяный,
Его любят со сметаной,
И с вареньем, и с медком
Вкус его нам всем знаком. ( Блин)

3) На шесте стою, свысока гляжу
Тело, руки, голова из соломы у меня,
Обрядили, принесли

С песнями меня сожгли. (Чучело масленицы)

4) Без него не обойтись,
Чтоб блины все удались,
Тесто, прежде чем месить,
Его нужно прикупить,
Сей продукт дает корова,
Он на солнышке блестит.
Улучшает вкус он блинный,
В холодильнике лежит. (Масло)
5) Что за место, вы скажите,
Как назвать его, друзья?
Будто в модном магазине,
Можно все купить всегда.
Есть прилавки и витрины,
Продавцы у них стоят,
Раз в году они выходят,
Сувениры продавать . (Ярмарка)

6) Кто играет на дуде целый день,
Кто и пляшет, и поёт,
Веселит вовсю народ?
Ох, мальчишечка неплох,
А зовётся – скоморох.
7) Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита и чайник -
Сам заварит, сам нальет. (Самовар)

2) Без какого блюда не обходится Масленица?
а) попкорн

в) блины.
3) Символом чего является Масленичный блин?
а) солнца,

в) мяча.
4) Кто веселит народ на Масленице?
а) леший,

5) От чего произошло название кукол – Мартинички?

а) от имени Мартын,

1) Масленица Зиму прощает, холодную жизнь … кончает .

2) Масленицу провожаем, света солнца… ожидаем .

3) Мы думали, масленица семь недель, а она только… семь денечков.

4) На Масленой повеселись, да блинком… угостись .

5) Это Масленица идет, блин да мед… несет .

6) Масленица семь дней… гуляет .

- Перед вами лежат карточки со словами. Соберите из них предложение.

(Дети собирают предложение из слов)

Масленица без блинов, а именины без пирогов не бывают.
- Что это за предложение? (Пословица)

- Соотнеси запись первого столбика с записью второго.

1. В феврале много инея на деревьях -

то август жаркий.

2. Если февраль холодный и сухой,

будет много мёда.

3. Коли в марте вода не течет,

4. Частые туманы в марте предвещают

в апреле трава не растет.

В феврале много инея на деревьях - будет много мёда.

Февраль холодный и сухой - август жаркий.

Иногда и март морозом хвалится.

Коли в марте вода не течет, в апреле трава не растет.

Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.
- Что это за предложение? (Приметы)

VII. Угощение за столом

Отдохнули мы на славу,
Победили все по праву.
Порезвились, наигрались!
Много новых сил набрались.
Нагуляли аппетит
Вот теперь и подкрепиться,
Нам совсем не повредит.

(Дети приглашают гостей сесть за стол, угощают их, затем сами садятся)

VIII. Заключительная часть мероприятия

Ученик 1. - Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью.

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

Ученик 2. - Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка - три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Ученик 3. - Ветер дует, ветер дует,

Ветерочка не унять,

Лапти новые надену,

Побегу весну встречать.

Ученик 4. - Хватит реки льдом ковать!

Лес морозить, птиц пугать!

Приходи, весна, скорей –

Зажурчит опять ручей.

Ученик 5. - Скоро-скоро снег растает,

Вся земля согреется,

Убирайтесь, вьюга злая,

Да пурга с метелицей!

Ученик 6. - Ух, ты, злющая зима,

Уходить тебе пора!

Налетим со всех сторон

И тебя прогоним вон.

Ученик 1. - У нас такой обычай есть:

Надо Масленицу сжечь,

Чтоб тепло ее костра

Всей душою ощутила,

К нам на праздник поспешила.

В свои права, весна, вступай,

Ученик 2. - Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Чтобы все метели разом улетели!

Чтобы все невзгоды: холод, непогоды.

Зимние морозы, неудачи, слезы, -

Пусть они сгорают, к солнцу улетают!

Ученик 3. - Загорись, моя лучина, улетай, зима-кручина!

Масленица, загорись, огненная, всполыхнись!

Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,

На горах катаемся, блинами объедаемся.

Ученик 4. - Масленица загорела. Всему миру надоела!

Обманула, провела, годика не прожила!

До поста довела!

Блинов напекла, сама все пожрала,

А нам редьки хвост дала на пост!

Весело гуляла, песни играла.

3. Заключительное слово учителя

- Многие традиции празднования Масленицы дошли до наших дней. Конечно, целую неделю, гуляний никто не устраивает. Но блины на Масленицу пекут ежедневно. С разными начинками и просто так. Популярностью пользуются пироги и пирожки. Сжигание чучела и основные традиции гуляний приходятся на воскресенье. На городских площадях или на улицах едят блины, водят хороводы и прощают друг друга. Провожают зиму - встречают весну!

Ученик 1. - На смену ледяной зиме

Летит весна-красавица,
Ну, а за нею по пятам

Спешит к нам в гости Масленица!
Ученик 2. - Проводим зиму честь по чести,

Пусть восвояси уж идет,
Нам не страшны уже морозы,

Весеннее тепло нас ждет!
Ученик 3. - Вас с Масленицей поздравляя,

Хочу от сердца пожелать
Жить радостно и позитивно

И никогда не унывать!

IX. Итог мероприятия

1. Беседа по вопросам

- В какое время года празднуют Масленицу? (Конец зимы и начало весны)

- Чему было посвящено празднование Масленицы? (Прощанию с зимой и встрече весны)

- Какое основное угощение предлагалось всем на Масленицу? (Блины)

- Что напоминали своим видом блины? (Солнце)

- Для чего сжигали соломенное чучело Масленицы? (Сжигали в знак того, что зима закончилась).

Масленица, Масленица!
Словно солнце катится.
Мы весну так долго ждали
И от холодов устали.
Значит, будем наедаться,
Будем силы набираться!
Словно теплые блины,
Все румяны, веселы!
В эту праздничную пору
На год запасем задору!

3. Слово учителя

- В масленичную неделю принято уделять больше времени своей семье, посещать родственников и принимать гостей у себя. В Прощеное Воскресенье все православные люди каются в собственных грехах и проявляют милосердие к другим.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.docx

Муниципальное образовательное учреждение

Деяновская основная школа

Конспект по внеклассному мероприятию

Учитель начальных классов:

Чилеева Любовь Ивановна

Цели: познакомить с народными обычаями праздника Масленицы; развивать логическое мышление; воспитывать дружелюбное отношение кдруг другу; продолжать работу в направлении сплоченности коллектива.

Создавать условия для развития умения эмоционально и осознанно относится к народной музыке и к древним обрядовым песням;

Продолжить формирование интереса учащихся к литературе, живописи, народной музыке.

Развивать художественный вкус и интерес к традициям русской народной культуры

Метапредметные:

Познавательные:

Развитие умений и навыков осуществлять деятельность в разных видах и формах;

Приобщить учащихся к миру русского быта, к миру русских православных традиций.

Стимулировать развитие логического мышления, памяти, внимания. Регулятивные: способствовать развитию волевых качеств учащихся при включение детей в игровую деятельность.

Коммуникативные:

Создание ситуаций для высказывания своей точки зрения в обсуждении вопросов в паре и коллективе;

Обеспечение условий для формирования собственного отношения к фольклорному произведению;

Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому Росии;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие высокой творческой активности при выполнении коллективных и индивидуальных заданий.

Оборудование:

- музыкальное оформление праздника: народные мелодии;

- предметы для сервировки стола: блины, варенье, мед, самовар, салфетки, чашечки для чая;

Подготовительная работа: учащиеся готовят книжки-малышки находят и красиво оформляют загадки, стихи, пословицы, поговорками, прибаутки о Масленице, блинах; выставку рисунков; готовят элементы русского народного костюма.

Ход занятия:

Организация начала урока.

hello_html_m6fe047a4.jpg

hello_html_m2d02239b.jpg

Учитель: Конец зимы

Конец зимы, весны начало,

Так лишь бывает в феврале.

Уж рано утром солнце встало

Чуть заглянув в окно ко мне.

Так просыпается природа

И, солнца лучик золотой,

Влияет молча на погоду,

Она становится иной.

Щебечут птицы утром рано,

У всех прибавится забот.

Весной так много сделать надо,

С неё начнётся новый год!

Вот старый снег тихонько тает

От тёплых солнечных лучей,

Так и душа моя растает

И сердцу станет веселей!

1 уч.: От души вас поздравляем 2 уч.: Убедитесь сами:

И сердечно приглашаем: Угостим блинами,

Все заботы бросьте, На сметане пышками,

Заходите в гости! Пирогами пышными

Прямо к нашему крыльцу Февралю- помашем,

hello_html_2c79d6d8.jpg

2. Актуализация опорных знаний.

Снег пушистый стелется.

В гости к вам пришла!

Хорошо ли вам было зимой?

Хватит реки льдом ковать!

Лес морозить птиц пугать!

Уймитесь, ветры полуночные.

С морозами, метелями и вьюгами!

Вижу,вижу, пришла пора прощаться! Пора весне дорогу уступать!

hello_html_577d7da9.jpg

3. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

Учитель: - Ребята, давайте посоревнуемся в отгадывании загадок.

4. Включение в систему знаний и повторение.

1) Учитель (загадывает загадки.)

1. Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)

2. Чист и ясен, как алмаз, а дорог не бывает. (Лёд)

3. Без рук рисует, без зубов кусается. (Мороз)

4. Что вверх корнем растёт. (Сосулька)

6. Что на сковородку наливают, да вчетверо сгибают. (Блины)

7. Рассыпала Лукерьясеребренные перья, закрутила, замела, стала улица бела. (Метель)

8. По голубому блюду золотое яблочко катится. (Солнце)

9. Не живое, а дышит. (Тесто)

10. Дам поесть – ворчит, ничего не дам – молчит. (Сковородка)

11. Белая, степенная тепла боится. Пока масленицу не сожжешь, никуда не уйдёт. (Зима)

hello_html_52b331dd.jpg

12. Идёт после Масленицы: часового и не имеет, а называет себя. Пост

Учитель: Загадки мы отгадали. Давайте, позовём Весну.

Весна: Здравствуйте, друзья мои верные! Долго я к вам добиралась!

Песня: Масленица.

Мы Весну встречаем с вами

Чучело Зимы сжигаем,

В хороводе распеваем:

- Здравствуй, милая Весна,

Мы с тобой соседствуем!

Здравствуй красная Весна,

Мы тебя приветствуем!

Здравствуй красная Весна,

Мы тебя приветствуем!

Мы Весну прославим с вами.

Всё в природе оживает.

Хитро солнышко мигает:

- Я пригрею посильней –

Побежит с горы ручей.

Поднимусь повыше я –

Здравствуй, красная Весна!

Поднимусь повыше я –

Здравствуй, красная Весна!

hello_html_m2421ac67.jpg

Зима: Дождались мы тебя сестричка! Останется с вами Весна надолго. Теплом, солнцем будет вас радовать! И про меня не забывайте, добром вспоминайте, зовите в гости, когда время придет!

hello_html_28ae828e.jpg

Весна: Ребята, какие весенние месяцы вы знаете?

Я ребята не одна пришла, со мной дорогая гостья – Масленица!

4 уч.: (Заносят масленицу) (слайд 3)

Пришла масленица дорогая!

Наша гостья годовая!

На саночках расписных,

На конниках вороных.

Живёт Масленица 7 деньков,

Оставайся снами 7 годков!

hello_html_57728120.jpg

5. Открытие нового знания.

Учитель (Масленица клянется).

Спасибо, дорогие, что встретили! С древних времен одним из самых любимых праздников в народе является Масленица. Этот праздник не имеет точной даты, но каждый год его отмечают в конце февраля-начале марта, в эти дни провожают зиму и встречают весну. Масленица – один из самых радостных праздников на Руси. Народ его отмечает шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами. Главный герой этого праздника – блин. Круглый, румяный, горячий - символ солнца. (слайд 4)

Дети: (Выходят с кругами)

Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. (слайд 5)

5 уч.: С Масленицей ласковой

Пирогам повластвовать наступает час!

Без блинов не сладятся проводы зимы!

К песне, шутке, к радости

Вторник – заигрыши (время для игр и развлечений) (слайд 6)

Среда – лакомка (едят сладости) (слайд 7)

hello_html_m4ce8e95c.jpg

Булочки хрустящие (ням-ням-ням)

Тапки завалящие (фу-фу-фу)

Пирожки слоёные (ням-ням-ням)

Валенки варёные (фу-фу-фу)

Шарики сырные (ням-ням-ням)

Салфетки жирные (фу-фу-фу)

Яблоки хрустящие (ням-ням-ням)

Селёдочка пряная (ням-ням-ням)

Шишки еловые (фу-фу-фу)

Табуретки новые (фу-фу-фу)

Рваные карманы (фу-фу-фу)

Стакана три сметаны (ням-ням-ням)

Четверг – разгул (самый веселый день) (слайд 8)

hello_html_m695658ce.jpg
hello_html_m5676c088.jpg

hello_html_689fb2cc.jpg

Пятница – тещины вечера (зятья – папы – идут в гости на блины к бабушкам – маминым мамам). (слайд 9)

hello_html_5b341254.jpg

Мы при всём честном народе

Вам частушки пропоём,

И весну встречать начнем.

Мы на масленой недели

Праздник не нарушили,

Все друзья плясали, пели,

Мы блиночки кушали!

В нашем классе кулинарки

Все в нарядах платьях ярких,

А блины горелые!

Мы мороза не боимся,

Нынче маслену сожжем.

С ярким, радужным огнём,

25 блинов здоровых

Съел я за один присест.

И теперь на брюках новых

Не найдёте чистых мест.

Понеслись стихи с горы

Мы сейчас покажем-

Налетайте на блины,

Мёдом их намажем!

Как на Масленицы нашей

Всем становится теплей

Уходи зима подальше

Нам с блинами веселей!

Чтобы печка разгорелась,

Надо жару подавать

Что бы песня лучше пела,

Надо пляской помогать.

На санях с высоких горок

Ну а мальчики обжоры

Мы маслену- хохотушку

Проводили на покой.

А теперь Весну-подружку

С солнцем встретим за рекой.

На румяные блины.

Нынче Маслина неделя-

Будьте счастливы как мы

Мы пропели вам частушки,

До чего же хороши!

Вы похлопайте в ладошки

В благодарность от души!

Суббота – посиделки – (родственники собираются на обед, ужин, долго сидят, обещаются) (слайд 10)

Книжки-малышки: К этому празднику мы изготовили Книжки- малышки, которые висят у нас на стенде.

Воскресенье называют прощенным воскресеньем. В этот день прощают все обиды, забывают ссоры, признают свои ошибки, мирятся. (слайд 11)

Песня: Ой, блины-блины

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины

Вы блиночки мои.

Моя старшая сестрица

Печь блины то- мастерица.

Ой, блины, блины, блины

Вы блиночки мои.

Напекла она поесть,

Сотни пять, наверно есть.

Ой, блины, блины, блины

Вы блиночки мои.

На поднос блины кладёт

И к столу сама несёт.

Ой, блины, блины, блины

Вы блиночки мои.

Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои – готовы.

Ой, блины, блины, блины

Вы блиночки мои.

6. Рефлексия деятельности и подведение итогов.

Учитель: Воскресенье – проводы Масленицы. В этот день принято дарить сделанные из ниток куколки-символ дружбы. (слайд 12)

hello_html_46193bb0.jpg

- Когда празднуют масленницу?

- Назовите дни масляничной недели?

- Ребята, покажите мне и нашим гостям а каком настроении вы сейчас находитесь?

Да! Чуть было не забыла…

На Руси законом было

Щедро зиму провожать.

Всех блинами угощать!

hello_html_3d3c6b79.jpg

hello_html_1c8e02f5.jpg

Выбранный для просмотра документ Презентация .ppt

Презентация разработана для учащихся 2 класса по внеклассному мероприятию Вып.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация разработана для учащихся 2 класса по внеклассному мероприятию Вып.

Презентация разработана для учащихся 2 класса по внеклассному мероприятию Выполнила: Чилеева Л. И. учитель нач. классов с. Деяново 2016 год

Весёлая Масленица!


Каждый день Масленицы имеет свое название.

Каждый день Масленицы имеет свое название.

Понедельник — Встреча.

Вторник — Заигрыши.

Среда - Лакомка

Четверг- Четверг-Разгул

Пятница-тёщины вечера

Суббота-посиделки

Воскресенье — прощеный день или Прощеное Воскресенье.

Воскресенье — прощеный день или Прощеное Воскресенье.


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 113 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.04.2016 2714
  • RAR 18.1 мбайт
  • 73 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Чилеева Любовь Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цели: познакомить с народным праздником Масленицы; развивать интерес к российской истории и народным традициям.

Оборудование: блины для угощения, маленький макет чучела Масленицы, мартенички.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

- Ребята, а вы знаете, что это за праздник такой? (Выслушиваются ответы детей.)

1-й ученик.

Душа ль ты моя, Масленица,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости

На широкий двор.

На горах покататься,

В блинах поваляться.

2-й ученик.

Уж ты, моя Масленица,

Красная краса, русая коса,

Тридцати братьев сестра.

Трех матушек дочка,

Приезжай ко мне во тесовый дом

3-й ученик.

Приезжай, честная Масленица,

На семидесяти семи санях,

На широкой лодочке

В город пировать!

4-й ученик.

Дорогая гостья Масленица,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, трехаршинная,

Лента алая, двухполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Шуба синяя, латки красные,

Лапти частые, головастые,

Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор!

- Длилось это развеселое гулянье целую неделю - с понедельника по воскресенье. А сколько дней в неделе? Назовите-ка мне их по порядку. (Ответы детей.)

Наша Масленица дорогая

Ненадолго к нам пришла.

Мы думали - на семь недель,

Оказалось - на семь дней.

А с чем пришла ты, Масленица?

Первый день, понедельник, - встреча. В домах начинают печь блины, делают тряпичную куклу с длинной косой, одевают ее в тряпичный наряд, усаживают на почетное место.

Вторник - заигрыш: катаются на санках, играют в снежки, украшают дома.

- Давайте и мы с вами поиграем. Повторяйте за мной слова и выполняйте движения.

У дядюшки Трифона было семеро детей,

Семеро, семеро, семеро сыновей.

Они не ели, они не спали

И не скучали никогда!

Среда - лакомка: угощение блинами. Весну встречают блинами. Круглый, жаркий блин - символ солнца. Трудно еще солнышку растопить снежные заносы - надо дать ему горячих помощников. Поэтому пекли именно блины, а не пряники или баранки. Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставят на снеговой воде, на дворе, когда всходит месяц, да еще и приговаривают:

Выгляни в окошко,

Растворю я квашенку на донышке,

Поставлю квашонушку на столбушке.

Будет моя квашенка полным-полна,

Полным-полна, с краями ровна!

Четверг - разгуляй, широкий четверток. Гулянье в самом разгаре: пляски, хороводы, игры, кулачные бои, петушиные бои, снежные крепости, катание с Масленицей, приезжают ряженые, угощаются блинами. Ходили на ледяные горки, где усаживались толпой на больших санях и скатывались с горы. Считалось, что чем дальше скатишься, тем длиннее уродится лен.

Пятница - зимние посиделки? или тещины вечерки: чаепития, хождение друг к другу в гости, игры.

Суббота - золовкины посиделки (золовка - сестра мужа), широкая Масленица: угощение блинами. Родственники собираются на чаепитие с блинами. Считалось, что, чем богаче Масленицу отпразднуешь, тем богаче год будет. А заодно поют песни, озорные частушки, танцуют. В Масленую неделю полагалось:

Орать - до хрипоты,

Петь - до надсаду,

Воскресенье - прощеный день. Это самый последний и самый важный день Масленицы. В этот день все просят друг у друга прощения. Ведь встретить весну надо с чистой совестью.

- Ребята, а теперь попросим у Масленицы угощенья.

Тинка, тинка, подай блинка,

Масленица, не скупися,

Масленым блином поделися.

А ну, ребята, кто блинов наелся,

Выходи, покажи, похвалися,

Силовые забавы

Конкурс 1. Достань приз

Участвуют два человека. На пол положить ковер 2x3 м. С одной стороны - участники, с противоположной - приз. По команде мальчики ползут к призу по-пластунски. Побеждает взявший приз первым.

Конкурс 2. Перетягивание каната

Команды выстраиваются друг напротив друга вдоль линии, проведенной на расстоянии 40-50 см позади каждой команды. По сигналу противники упираются друг другу ладонями в ладони. Побеждает тот, кто столкнет противника за линию.

Узнайте у Масленицы, когда хлеб сеять.

Когда убирать, когда грибы-ягоды собирать?!

Дети перечисляют народные приметы о Масленице:

Ненастье в воскресенье перед Масленой - к урожаю грибов.

Если на Масленой неделе идет снег - будет хороший урожай гречихи.

- А еще в Масленицу дарили сделанные из ниток мартенички, куколки мальчика и девочки, - символ дружбы. Ими взмахивали и приговаривали:

Нам наскучила зима!

Прощай, прощай, Масленица!

Приходи, весна, с солнышком!

Прощай, прощай, Масленица!

Приходи, весна, с радостью!

Прощай, прощай, Масленица!

Приходи с великой милостью!

Прощай, прощай, Масленица!

- Ребята, чтобы весна пришла зиме на смену, надо ее покликать! Давайте хором произнесем слова (слова можно записать на доске и прочитать хором):

Жучик, крючик, паучок,

Прилети к нам, куличок.

Биту, виту, виту-лай.

Принеси весну в наш край!

- В конце гуляний чучело Масленицы сжигали. Для этого устраивали за деревней огромный костер из сухих веток и соломы. Чучело привозили к костру на санях, а затем торжественно приносили к месту сожжения. Сжигали чучело, приговаривая:

У нас такой обычай есть:

Надо Масленицу сжечь,

Чтоб тепло ее костра

Всей душою ощутила,

К нам на праздник поспешила.

В свои права, весна, вступай,

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Чтобы все метели разом улетели!

Чтобы все невзгоды: холод, непогоды.

Зимние морозы, неудачи, слезы, -

Пусть они сгорают, к солнцу улетают!

Загорись, моя лучина, улетай, зима-кручина!

Масленица, загорись, огненная, всполыхнись!

Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,

На горах катаемся, блинами объедаемся.

Масленица загорела. Всему миру надоела!

Обманула, провела, годика не прожила!

До поста довела!

Блинов напекла, сама все пожрала,

А нам редьки хвост дала на пост!

Весело гуляла, песни играла.

Физкультминутка

Делом нужным занят грач,

Ходит полем, словно врач,

Лечит пашни и поля.

- Где болит, скажи, земля.

Дети толпой подходят к Мазаю. Идет диалог:

- Здравствуй, дедушка Мазай, на солнышко вылезай!

- Здрасьте, детки, где вы были, что вы видели?

- Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем!

Посовещавшись, ребята пантомимически изображают один из

весенних трудовых процессов. Мазай отгадывает. Игра проводится несколько раз.

Театр Валенок

- два шага влево, два - вправо (приставные);

- в конце танца ведущие поднимают руки вверх, как будто танцоры падают на спину, задрав ноги, и быстро исчезают в ширме.

Загадки

Белый Тихон с неба спихан.

Где пробегает - ковер расстилает. (Снег.)

Была белая да седая,

А пришла зеленая, молодая. (Зима и весна.)

А весной в реку убежал. (Снег.)

В новой стене, в круглом окне

Днем стекло разбито,

За ночь вставлено. (Прорубь.)

Чист и ясен, как алмаз,

Но дорог не бывает.

Он от матери рожден,

Сам ее рождает. (Лед.)

У наших у ворот

Ни лопатой не сгрести,

Ни метелкой не смести. (Звезды на небе.)

Выше леса, краше света,

Без огня горит. (Солнце.)

Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз.)

Что вверх корнем растет? (Сосулька.)

Что на сковороду наливают,

Да вчетверо сгибают? (Блин.)

Не живое, а дышит. (Тесто.)

Дам поесть - ворчит,

Ничего не дам - молчит. (Сковорода.)

Учитель.

Да! Чуть было не забыла.

На Руси законом было

Щедро зиму провожать.

Вы давно блинов не ели, вы блиночков захотели?

Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!

В кадке новой растворили, два часа блины ходили.

Моя старшая сестрица печь блины-то мастерица

Напекла она поесть сотен пять, а может, шесть.

На поднос она кладет и к столу сама несет.

Гости, будьте же здоровы - вот блины наши готовы!

Блины, блины, блины,

Только что испечены,

Подведение итогов

- Что вы запомнили о праздновании Масленицы на Руси?

Дополнительный материал для учителя

1. Весенние приметы:

- Где грачу ни летать, а к весне опять прибывать.

- Март - с водой, апрель - с травой, а май - с цветами.

- Март неверен: то плачет, то смеется.

- Апрель теплый, май холодный - год хлебородный.

- Майский мороз не выдавит слез!

- Весенний ледок, что чужой избы порог - не надежен.

2. Масленица бывает в конце февраля - начале марта. Она возвещает об окончании зимы и начале весны. Масленица - великий праздник на Руси. Народ ее отмечал шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами.

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью.

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

Балалайка - три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Ветер дует, ветер дует,

Ветерочка не унять,

Лапти новые надену,

Побегу весну встречать.

Хватит реки льдом ковать!

Лес морозить, птиц пугать!

Приходи, весна, скорей –

Зажурчит опять ручей.

Скоро-скоро снег растает,

Вся земля согреется,

Убирайтесь, вьюга злая,

Да пурга с метелицей!

Ух, ты, злющая зима,

Уходить тебе пора!

Налетим со всех сторон

И тебя прогоним вон.

Частушки

Вот и Масленка идет, весела гуляночка.

Скоро, скоро заиграет звонкая тальяночка.

Как на Масленой неделе из трубы блины летели.

Ой, блиночки мои, подрумяненные!

Девки, Масленка идет. Кто нас покатает?

У Алешки за двором Сивка пропадает.

Я на Масленку катался, трое санок изломал,

Ворона коня измучил, но девчонок покатал.

Шила платье из капусты, огурцом отделала.

Рассердилась - платье съела! Что же я наделала?!

Купи, тятя, мне коня вороные ножки,

Буду девочек катать по большой дорожке.

Ты, Алеша, ты, Алеша, у тебя гармонь хороша!

Надевай-ка сапоги, приходи на пироги.

Запрягу я вороного в расписные сани.

Кому хочется плясать, выходите сами.

Ставь, маманя, самовар, ко мне едет сыровар,

Сыровар молоденький, зовут его Володенькой.

У меня четыре шали, пятая - пуховая;

Не одна я боевая, все мы здесь бедовые.

Ходи, хата, ходи, печь, хозяину негде лечь.

- А ну-ка, угадайте, что я делаю:

На плешивого маслом капну,

По плешивому месту хлопну.

Плешь обдеру да опять наведу. (Печете блины!)

- А кто таков Иван Громоков?

Сел на конь и поехал в огонь. (Сковорода.)

Первый блин - комом,

А второй - знакомым,

Третий блин - дальней родне,

А четвертый - мне!

Небылица

Два жадных медвежонка

Один держал кастрюлю,

Другой месил муку.

Раз! Ку-ку! Два! Ку-ку!

Оба шлепнулись в муку.

Оказались не в муке,

А у бабки в твороге.

Девочка. Федул, что губы надул?

Мальчик. Да кафтан прожег.

Девочка. Так зашей!

Мальчик. Иглы нет.

Девочка. А велика ли дыра?

Мальчик. Да один ворот остался.

Поговорки на Масленицу

Не житье, а Масленица.

Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

Масленица семь дней гуляет.

Милости просим к нам об Масленице со своим добром, с честным животом.

Сваталась Маланья на Масленице, думала-гадала замуж пойти, а того Маланья не ведала, что Масленица только ставит молодых напоказ. Масленица - объедуха, деньгам - приберуха.

Читайте также: