Структура программы на языке паскаль 9 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Гвоздева Анна Андреевна

Организация: МБОУ СОШ № 49 г.Белгорода

Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород

Автор: Спирина Галина Михайловна

Организация: МБОУ СОШ № 49

Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород

Класс: 9г

Дата: 14 января 2020 год

Цель: Расширить знания учащихся о понятиях: переменная, типы данных, оператор ввода, оператор вывода, оператор присваивания. Познакомить со структурой программы на языке программирования Паскаль. Развить навык составления и отладки программ.

Задачи:

Предметные

  • создать условия для приобретения знаний о структуре программы на языке Паскаль, а также о правилах записи основных операторов;
  • способствовать формированию самостоятельно создавать информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства языка программирования Pascal;
  • организовать деятельность учащихся по использованию приобретенных навыков в практической деятельности для представления информации в виде приложений с помощью ООП.

Метапредметные:

  • владение общепредметными понятиями: переменные, выражения, формулы и др.;
  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить.

Направленные на развитие личности:

  • создать условия для формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем в процессе образовательной деятельности;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.

Межпредметные связи: английский язык, математика.

Методы и приемы обучения:

  • Словесный: беседа, работа с интерактивной доской.
  • Практический: упражнения, практическая работа.
  • Наглядный: демонстрация.
  • Репродуктивный
  • Частично-поисковый (эвристический).

Форма организации урока: парная, индивидуальная.

Оборудование: ПК (ноутбуки), мультимедиа проектор, экран, интернет.

Время проведения: 1 урок (40 минут)

Структура урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. (Шамова Т.И., Давыденко Т.М.):

  1. Организационный этап. Мотивация
  2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
  3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности
  4. Этап первичной проверки понимания изученного
  5. Этап информации о домашнем задании
  6. Этап закрепления изученного
  7. Этап подведения итогов
  8. Этап рефлексии

1. Организационный этап. Мотивации.

Учащиеся заходят в кабинет.

-Здравствуйте, я вас приветствую, присаживайтесь пожалуйста.

Как называются социальные сети или другие мессенджеры, установленные на телефоне? – приложения (программы), а кто их создает? – программисты.

2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Давайте теперь проверим, как хорошо мы усвоили первые базовые знания о языке программирования Паскаль. 1 ученик выходит к доске, и разделяет на группы переменные и их значения. Остальные на местах проделывают тоже. Если мы все правильно выполним, то увидим разработчика языка программирования Паскаль. (Никлаус Вирт)


Предлагаю еще одно задание. Необходимо установить соответствие типов. Выполнив все правильно, мы узнаем имя первого программиста в истории.

Типы данных Pascal


Все верно! Это Ада Лавлейз.

Переменные и типы данных мы с вами вспомнили, а что еще мы с вами уже изучили? – операторы ввода/вывода.

К доске выходят 2 ученика и записывают форматы записи операторов ввода/вывода:

За ввод данных с клавиатуры отвечает оператор? – read. А чтобы после него данные выводились с новой строки? - readln.

За вывод данных на экран, отвечает оператор? – write. А чтобы после него данные выводились с новой строки? Writeln.

А как вывести текстовую информацию? Writeln(‘ ‘). Совершенно верно!

Теперь, когда мы повторили величины, типы и операторы ввода/вывода, что мы можем делать? – знакомиться с программированием дальше. Все верно!

3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Как вы думаете, что такое программа по внешнему представлению? – это набор кодов, служебных слов, решаемые какую-то задачу. А эти слова записываются как попало? – нет, они имеют структуру. Так вот, мы с вами уже знаем служебные слова, что же нам осталось сделать? – познакомиться с структурой.

Структура программы. (записывается на доске или выводится на экран)

  1. Этап первичной проверки понимания изученного

Давайте вместе составим программу вычисления площади квадрата: для этого нам необходима 1 переменная – сторона, и 1 переменная для площади. С чего начнем?

Первое служебное слово? Program z1;

Теперь опишем переменные: Var a,s: integer;

Операторная скобка? begin

Сделаем красивый ввод для а: write(‘a=’);

Вводим сторону read(a);

Записываем формулу S:=a*a;

Выводим результат Write(s);

Конец программы end.

Правильно. Теперь нам остается реализовать эту программу на ПК. Перед тем как мы пересядем за компьютеры, давайте запишем ДЗ.

  1. Этап информации о домашнем задании.

Ребята никогда не надо останавливаться на достигнутом, и на следующий урок вы можете подготовить домашнее задание, которое поможет вам раскрыть себя. Повторить понятия § 9-10. Решить задачу: найти среднее арифметическое 2 чисел, площадь и периметр трапеции.

Здоровьесбережение.

Встали, выровнялись, вытянули руки вверх. Не опуская рук, поворачиваем голову влево – пытаясь увидеть, что там сзади… Теперь поворачиваем голову вправо – осматриваем, что там сзади справа. Медленно опустили голову. Опустили руки. Проговариваем ТБ при работе за ПК.

Вам предстоит набрать программу и откомпилировать ее. Для усложнения задания: теперь попробуйте изменить программу для нахождения площади прямоугольника. 3 уровень: найдите площадь и периметр треугольника.

Program z1;

Var a,s: integer;

begin

write(‘a=’);

read(a);

S:=a*a;

Write(s);

end.

Сохраняйте свои программы у себя в папках. Те кто выполнил только 1 задание, получает отметку 3, кто выполнил 2 задания – отметка 4, и те, кто выполнил все 3 задания – получает отметку 5.

Нам остался последний этап сегодняшнего урока, это ваша оценка своего состояния на уроке. На доске выведены смайлики и ваши имена, перетяните ваше имя к тому смайлу, который характеризует ваше настроение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2.Развивающая - развитие логического и алгоритмического мышления школьников, приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся, развитие познавательных потребностей учащихся, развитие навыков работы в среде программирования высокого уровня

3.Воспитательная – воспитание информационной культуры учащихся, побудить интерес к изучению информатики, формирование творческого воображения и умения решать нестандартные задачи, научить находить нестандартные пути для решения задач

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок - путешествие

Основные термины и понятия урока: рrogram, var, begin, write, read, writeln, readln, end, структура программы на Паскале.

Технологии обучения:

Информационно-коммуникационная технология, технология развивающего обучения, технология сотрудничества, частично- поисковая, личностно-ориентированное обучение

Планируемые результаты:

формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

общие сведения о языке программирования Pascal,

предназначение формальных языков.

работать с программной средой Pascal ABC;

научиться правильно выстраивать структуру программы

Метапредметные:

изучить структуру программы на языке Pascal;

научиться запускать программу после написания программы;

применять полученные знания при написании программ.

выполнять учебные задания в соответствии с целью;

соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;

выполнять учебное действие в соответствии с планом.

формулировать высказывание, мнение;

умение обосновывать, отстаивать свое мнение;

согласовывать позиции с партнерами и находить общее решение; грамотно использовать речевые средства для представления результата.

Межпредметные связи:

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Структура урока:

Организационный момент (2 мин).

Актуализация знаний (3 мин).

Теоретическая часть (25 мин).

Закрепление новых знаний (8 мин)

Домашнее задание (2 мин).

Итог урока (5 мин).

время этапа

Деятельность учителя

Организационный момент (2 мин)

Приветствует класс, сообщает тему и цель урока.

Актуализация знаний (3 мин)

Коротко напоминает то, что было пройдено на прошлом уроке.

Теоретическая часть (25 мин)

Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля – французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины.

Паскаль – это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации.

Команду алгоритма, записанную на языке программирования, принято называть оператором.

Программа на Паскале близка по своему виду к описанию алгоритма на Алгоритмическом языке. Давайте сравним алгоритм решения одной и той же задачи на алгоритмическом языке и на языке Паскаль. Задание 1. Учитель записывает на доске текст программ.

Очень похоже на перевод с русского языка на английский.

Программа на Паскале состоит из заголовка, описаний и операторов.

Учитель включает проекционный экран, появляется слайд следующего содержания:

Формат заголовка программы:

Формат описания переменных:

Операторы ввода данных с клавиатуры:

Операторы вывода на экран:

По каждому пункту учитель дает пояснения.

Далее мы с вами рассмотрим правила записи арифметических выражений.

(записывает на доске)

В отличие от математики, знак умножения опускать нельзя.

Нужно записывать 2*b, а не 2b, не х 2 , а х*х или SQR(x).

Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам, круглые скобки также влияют на порядок действий.

4 1 3 2 (порядок действий)

Закрепление новых знаний

-Ребятки, вы знаете, что сила тяжести существует везде, в том числе и в космосе. Что удерживает Луну на её орбите вокруг Земли? Сила тяжести. Что удерживает Землю на орбите вокруг Солнца? Сила тяжести. Что не позволяет галактикам разлетаться в разные стороны? Сила тяжести.

Давайте, вспомним, по какой формуле определяется сила тяжести


Вспомнили, предлагаю написать программу, которая позволит нам

найти силу тяжести, действующую на ученика массой 45 кг?

Структура программы следующая



Давайте, теперь попробуем написать программу

Program Сlass;

Var F,m,g: real;

Сейчас запишите в тетрадях на языке Паскаль следующие выражения:

b) A 2 + B 3 – 14C;

c) 25(a 2 –b 2 ).

-Задача каждого из вас написать программу, которая будет находить плотность вещества. Один из вас напишет ее на языке Pascal, а другой на алгоритмическом языке, с помощью блок- схем.

Program Fer;

Var p,m,V: real;



Запишите домашнее задание - написать программу, которая вычисляет площадь треугольника по формуле Герона, повторить словарь языка.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №70 г. Липецка

Конспект урока по информатике и ИКТ

учитель информатики и ИКТ

Иванова Юлия Михайловна

Тема: Язык программирования Pascal . Алфавит языка. Типы данных. Переменные и константы (слайд 1)

образовательная: изучение основных понятий, таких как язык программирования, алфавит языка программирования, программа, типы данных, структура программы, операторы, переменные, константы;

развивающая: сформировать общее представление о языках программирования;

воспитательная: воспитать познавательный интерес к предмету, сформировать такие качества как усидчивость, аккуратность, внимательность.

Тип урока: изучение нового материала.

Характеристика контингента обучающихся : 9 класс.

Уровень изучения дисциплины : базовый.

Время урока: 45 минут.

Методы обучения: словесный, практический, наглядный.

Форма обучения: групповая.

ТСО: компьютер, учебники, интерактивная доска, презентация к уроку.

I . Организационное начало урока 2 минуты

III . Изучение нового материала 18 минут

IV . Закрепление изученного материала 15 минут

V . Подведение итогов 4 минуты

VI . Выставление оценок 2 минуты

VII . Домашнее задание 2 минуты

VIII . Организационное окончание урока 1 минута

I . Организационное начало урока

- Все готовы к уроку? Кто отсутствует?

III . Изучение нового материала

- Запишите у себя в тетрадях (слайд 3-4)

Языки программирования – это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи на языке программирования называются программами.

Язык программирования Паскаль считается универсальным языком программирования, так как он может применяться для записи алгоритмов решения самых разных задач (вычислительных, обработки текстов, построения графических изображений, поиска информации и т.д.) Задуманный первоначально как язык для обучения программированию, алгоритмический язык Паскаль быстро завоевал репутацию весьма простого и удобного средства для написания программ самого различного характера. Простота и ясность Паскаля в сочетании с его универсальностью привели к тому, что он стал одним из самых популярных языков программирования. Программа представляет собой последовательность операторов, задающих те или иные действия.

- Изучение этого языка мы начнём с его алфавита – набор допустимых символов, которые можно использовать для написания программ.

- Запишите у себя в тетрадях

В алфавит языка Pascal входят следующие символы: (слайд 5)

1. 26 букв латинского алфавита от А до Z;

2. Буквы кириллицы от А до Я;

3. Цифры от 0 до 9;

4. Знаки арифметических операций: + , - , * , / , ^ , \ ;

5. Знаки отношений: = , ;

В языке Паскаль используется различные типы данных . Мы будем пользоваться некоторыми из так называемых простых типов данных.


Тема урока: Знакомство со структурой программирования на языке высокого уровня Pascal.

Цель урока: научить создавать простые программы на языке Pascal, познакомить учащихся со структурой программы и с правилами программирования

1.Обучающая – познакомить учащихся со структурой программы и с правилами программирования, научить создавать простые программы на языке Pascal

2.Развивающая - развитие логического и алгоритмического мышления школьников, приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся, развитие познавательных потребностей учащихся, развитие навыков работы в среде программирования высокого уровня

3.Воспитательная – воспитание информационной культуры учащихся, побудить интерес к изучению информатики, формирование творческого воображения и умения решать нестандартные задачи, научить находить нестандартные пути для решения задач

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок - путешествие

Основные термины и понятия урока: рrogram, var, begin, write, read, writeln, readln, end, структура программы на Паскале.

Технологии обучения:

Информационно-коммуникационная технология, технология развивающего обучения, технология сотрудничества, частично- поисковая, личностно-ориентированное обучение

Планируемые результаты:

-метапредметные

формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

общие сведения о языке программирования Pascal,

предназначение формальных языков.

работать с программной средой Pascal ABC;

научиться правильно выстраивать структуру программы

Метапредметные:

изучить структуру программы на языке Pascal;

научиться запускать программу после написания программы;

применять полученные знания при написании программ.

выполнять учебные задания в соответствии с целью;

соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;

выполнять учебное действие в соответствии с планом.

формулировать высказывание, мнение;

умение обосновывать, отстаивать свое мнение;

согласовывать позиции с партнерами и находить общее решение;

Межпредметные связи:

Русский язык, физика, математика, химия, астрономия, история КЧР, психология

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование и программное обеспечение, сетевые сервисы: компьютеры, нетбуки, интерактивная доска Smart Board, проекторы,
ОС Windows 7, MS Office 2010; Pascal ABC

Использованные ресурсы:

-дидактические материалы

1.Информатика 9 класс. И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова (2012 год)

2. Информатика 9 класс. Л.Л. Босова, М.: Бином 2013

Дидактические материалы:

Задание из открытого банка заданий ОГЭ – 2017г.

Ребус по информатике

Интернет-ресурсы

1.Организационный момент 1мин

2.Актуализация знаний -2мин.

3.Мотивация учебной деятельности учащихся-1 мин.

4.Осознание нового материала-10мин.

5.Физкультминутка-40с.

6.Закрепление первичное.

7.Вторичное закрепление. Практическая работа

9.Подведение итогов урока. Домашнее задание-4 мин.

10.Рефлексия-4 мин.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Оказывается, юные путешественники, для того чтобы попасть на борт судна, необходимо пройти фэйс-контроль, а именно, каждому нужно получить пропуск (проездной билет). Для этого всем нужно быть очень активным и позитивным, любознательность так же приветствуется.

И так, начнем: у меня в руках находится волшебный, кубически оформленный, ультрасверкающий объект. Ваша задача заключается в том, чтобы, перебрасывая этот кубик, постараться ответить на вопросы.

Молодцы! Все пассажиры получают проездные билеты. Внимание! На борт нельзя брать следующие предметы: учебник, рабочую тетрадь. Вот так в сказках и сбываются мечты большинства учеников (баннер с космическим кораблем).

Юные пилоты, вы находитесь на борту космического судна, способного развивать скорость 38, 6 тысячи км./ч. Поэтому предлагаю вспомнить правила работы за любым техническим устройством:

1.Нельзя трогать провода и шнуры

2.Касаться мокрыми и грязными руками мониторов

3.Не нажимать на незнакомые кнопочки

III.Мотивация учебной деятельности

Хорошо. Как вы думаете, у нас с вами получится завести эту машину?

Не знаю, не знаю. Ни одного знакомого слова или прибора я не вижу.

Может, ребятки, люди управляют кораблем с помощью знаний языков высокого уровня? Если это так, то у вас все должно получиться.

Перечислите, пожалуйста, языки высокого уровня?

(Ответы учащихся: планкалкюль , Basic, Pascal, Алгол, Фортран, Кобол, Модула-2, Модула-3, C++, Delphi).

Учитель: Да, совершенно верно.

Ученик: Фатима Абуюсуфовна, нам кажется, что если мы сумеем написать программу на языке высокого уровня, то нам удастся приручить эту машину и взлететь?

-Вы правы для того, чтобы написать программу мы должны познакомиться со структурой (алгоритмом) построения программы.

Название сегодняшнего нашего урока – путешествия

А что мы должны сделать для того, чтобы Pascal помог нам написать программы?

Постановка целей и задач урока (ответы учащихся)

Ученик: Для начала - мы должны познакомиться со структурой программирования на языке Pascal.

Ученик: Затем, у нас получится создать простые программы

-Вы, абсолютно правы. Приступим.

IV.Осознание нового материала

-Ребятки, вы знаете, что сила тяжести существует везде, в том числе и в космосе. Что удерживает Луну на её орбите вокруг Земли? Сила тяжести. Что удерживает Землю на орбите вокруг Солнца? Сила тяжести. Что не позволяет галактикам разлетаться в разные стороны? Сила тяжести.

Давайте, вспомним, по какой формуле определяется сила тяжести


Вспомнили, предлагаю написать программу, которая позволит нам

найти силу тяжести, действующую на ученика массой 45 кг?

Структура программы следующая


Давайте, теперь попробуем написать программу

Program Сlass;

Var F,m,g: real;

V.Физкультминутка

Молодцы! С первичным инструктажем вы справились. Ой, наши суперчувствительные датчики дают нам знать, что наши глазки устали.


Предлагаю сделать музыкальный перерыв. Все готовы? Встали, повторяем за роботом действия.

VI. Закрепление первичное.

-Юные пилоты, как вы думаете, из какого металла строят космические корабли?

Ученики: из железа.

-Правильно! Предлагаю нам всем вспомнить формулу, по которой мы сможем определить плотность вещества, в данном случае плотность феррума. К доске приглашаются 2 пилота

-Задача каждого из вас написать программу, которая будет находить плотность вещества. Один из вас напишет ее на языке Pascal, а другой на алгоритмическом языке, с помощью блок- схем.

Читайте также: