Конспект занятия по художественной литературе в средней группе на тему осень

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по развитию речи

в средней группе

Программное содержание

Цель: Закрепление умений составлять рассказ - описание по игрушке (по подражанию педагогу).

Образовательная:

- приобщать детей к восприятию поэтической речи;

-продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу);

-активизировать словарь детей словами ;

Развивающая:

-развивать слуховое внимание, наблюдательность, память, эмоциональную отзывчивость.

-вызывать в детях желание рассказывать стихи;

-активизировать употребление в речи название предметов, их частей, материалов из которых они изготовлены;

- закреплять произношение согласных звуков;

- развивать артикуляционный аппарат;

Воспитательная :

-воспитание интереса и любви к чтению, желания и умения слушать художественные произведения

- формировать уважительное отношение к сверстникам, внимательно слушать сверстников и не перебивать.

Методические приемы:

Словесные: Загадывание загадки, речевой образец, составление описательного рассказа о медвежонке, рассказывание художественного произведений, артикуляционная гимнастика, оценка детской деятельности.

Наглядные : Рассматривание игрушек,

Игровые : Дидактическая игра, игра-драматизация.

Предварительная работа

1. Познакомить детей со стихотворениями об осени, рассмотреть картин на соответствующую тему.

2. Заучивание стихотворений об осени.

3. Составление описательного рассказа вместе с воспитателем.

Ход занятия:

Воспитатель:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

- Ребята сегодня мы с вами будем говорить об удивительном времени года, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года - спросим?

-Правильно, сегодня мы поговорим об осени. Ребята ,какая бывает осень ?(осень бывает золотая, разноцветная, дождливая ,хмурая, печальная , пасмурная)

-А вы знаете, что осень бывает разная : когда на деревьях желтеют листья – это золотая осень .

А когда деревья сбросили свои листочки, трава стала желтой, меняется погода и чаще идут дожди - это поздняя осень .

-Поздняя осень задумчива и грустна, печальна и загадочна.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора.

Стоял ноябрь у двора.

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло, голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит.

Ветер в поле воет, дождик моросит…

Зашумели воды быстрого ручья.

Птички улетели в теплые края.

-Ребята, скажите, какой вы представили осень? (Осень представила хмурой дождливой, птицы улетают в теплые края, скучной, день короче.

- Ребята, кому какое стихотворение понравилось? (Ответы детей). Я вам эти стихотворение прочту еще раз на прогулке, когда будем наблюдать за осенней погодой. А теперь мы собираемся в кружок и превращаемся в осенние листочки.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим (присесть)

Дунул ветер – полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели (присесть).

Ветер снова набежал,

И листочки все поднял (легкий бег по кругу).

И на землю тихо сели (присесть дети и воспитатель возвращаются на свои места). Садимся на свои места

- Ой, ребята к нам кто- то стучится. (Стук в дверь)

В чаще он лесной живет,

Летом ест малину, мед,

Лапу зиму всю сосет.

Может громко зареветь,

А зовут его (Медведь.)

- Ребята, поможем братьям? ( Поможем.)

(Разделить медведей : одного медведя посадить к детям один остается у меня) Топтыжку я посажу к вам , я думаю, здесь ему будет очень удобно .А Мишка останется со мной.

-Для того ,чтобы рассказать о них нам надо их хорошенько рассмотреть.

-Мой Мишка большой он сшит из белого пушистого меха.

- Расскажи Вика ваш мишка Топтыжка какой он ? ( Наш мишка маленький , сшит из коричневого меха.)

-У моего мишки круглые ушки, маленькие черные глазки и коричневый нос.

-А у вашего мишки, Максим расскажи.(У Топтыжки маленькие ушки, карие глаза и черный носик.)

У моего Мишки есть красивый бантик. Наст-Мой Мишка добрый и ласковый любит собирать ягоды. Скажи Ярослав а Топтыжка какой он ?( Топтыжка добрый и ласковый и он любит собирать ягоды )

-Мой Мишка любит кушать рыку. А Топтышка ,что любит как ты думаешь Полина?

(Топтышка любит кушать мед и ягоды.)

-Мишкам очень понравилось, как вы о них рассказывали . Они узнали много интересного про себя и друг друга. Мишка и Топтыжка не прощаются , им очень понравилось у нас они остаются в группе .

А сейчас мы вспомним, чем мы сегодня занимались.

- Про какое время года мы с вами говорили?(Мы говорили про осень)

-Вспомним ,какая она бывает?( Осень бывает разноцветная, дождливая, грусная, пасмурная.)

- Кому мы сегодня помогли?( Мы помогли Мишке и Топтыжке -рассказали какие они?

1. Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений.

Способствовать формированию у детей умение работать в группе

слышать и слушать друг друга, находить общее решение для реализации

общего замысла. Закрепить знания об овощах и фруктах.

2. Помочь детям поэтически осознать красоту осеннего пейзажа.

3. Воспитывать коммуникативные качества, любовь к природе и

Раздаточный материал. Заготовка к аппликации: корзина, вырезанные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, огурец, кабачок, чеснок, патиссон, репа, редис и т. д., клей-карандаш по количеству детей, салфетки-подстилки для аппликации.

Ход занятия:

- Все вы за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь!

Солнышко не хочет

Часто дождик льется,

Когда это бывает?

- Какое сейчас время года?

- Почему вы так думаете?

- Какой сейчас месяц?

- Мы часто с вами наблюдаем за осенними изменениями, которые происходят в природе. Скажите, а что в осенней природе вам больше всего нравятся?

(Мне нравятся желтые листочки на деревьях. Осенью часто идут дожди, и мне нравится бегать по лужам. Мне нравится, когда листочки кружатся и падают и т. д.)

- Об осени нам красиво умеют рассказать художники, композиторы и поэты – красками, музыкой, словами.

(Звучит красивая спокойная классическая музыка. Воспитатель под музыку читает стихотворение)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса…

- Это стихотворение написал А. С. Пушкин. Если он пишет стихи, то кто он – (поэт)

Беседа по содержанию:

- Какое время года описывает поэт в своем стихотворении? (ответы детей)

- Как вы догадались, что это осень? (ответы детей)

- Какая осень в стихотворении поэта? (унылая, тихая, золотая, багряная)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

- Как красиво поэты и художники рассказали нам об осени.

(звучит музыка, входит Осень)

Здравствуйте, мои друзья!

К вам пришла сегодня я!

Все кругом я нарядила

Зеленый лес озолотила!

- Милости просим тебя, Осень золотая! Проходи, усаживайся и послушай наши стихи об осени.

1 ребенок Осень золотая

2 ребенок Листопад, листопад

Листья желтые летят

Под ногами шелестят

Скоро будет голый сад.

3 ребенок. Соберем из листьев веер

Яркий и красивый,

Побежит по листьям ветер

Легкий и игривый.

4 ребенок. И послушно ветру вслед

Значит, лета больше нет,

- Осень, тебе понравились наши стихи?

Осень девочка: Есть для нашей детворы

У меня еще дары

Что в корзинке? Как узнать?

Загадки надо отгадать!

Воспитатель загадывает загадки. Отгадки-овощи лежат в корзинке)

1. Сто одежек и все без застежек! (капуста)

2. Берегитесь, если вдруг

Слезы лить заставит. (лук)

3. За ботву как за веревку

Можно вытащить. (морковку)

4. Растет на грядке сочный, да гладкий

Зеленый молодец - зовется. (огурец)

5. Круглое, румяное, растет оно на ветке

Любят его взрослые и маленькие детки. (яблоко)

Воспитатель показывает фрукт или овощ, а дети говорят название сока, который можно из него приготовить.

Яблоко - яблочный сок, морковь – морковный сок, помидор – томатный сок, апельсин – апельсиновый сок, груша – грушевый сок, персик – персиковый сок.

- Зачем детям нужно пить сок? (в нем много витаминов)

- Осень принесла нам еще вот такие шапочки овощей. Давайте, их примерим и посмотрим, что получится.

- А сейчас мы для нашей милой Осени сделаем заготовку на зиму, засолим капусту.

Мы капусту рубим, рубим!

Мы капусту трем, трем!

Мы капусту солим, солим!

Мы капусту мнем, мнем!

- А для наших дорогих гостей мы соберем корзинку овощей. Они очень полезные, в них много витаминов.

- Дорогие наши гости, мы вам понравились?

- Дети, как вы думаете, чем мы понравились гостям? (красиво читали стихи, подарили корзинку нашим гостям, мне понравилась красивая музыка)

- А мне понравились ВЫ!

Подготовила: воспитатель Новокрещенова Т.И.

Цель: воспитывать у детей любовь к природе родного края, живописи, поэзии.

Задачи: обобщить знания детей об осени. Учить выразительно читать стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой, воспроизводить образный язык стихотворения. Учить отражать содержание стихотворения в инсценировке.

Методы и приемы: обобщающая беседа об осени, театрализованный этюд, использование схем – моделей, д/и с элементами ТРИЗ; использование элементов проблемно - диалогической технологии.

Словарная работа: листопад; ненастная.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Ход занятия:

Дети входят в групповую комнату и встают полукругом у доски.

Воспитатель:

«Придумано кем-то просто и мудро

Доброе утро солнцу и птицам,

Ответы детей: Листопад.

(Воспитатель предлагает детям баночки с трубочками. Дети дуют в трубочку. Листья в баночке разлетаются.)

Воспитатель: «Осенью дворники подметают опавшие листья и засыпают ими большие лужи.

(Дети берут в руки осенние листочки и выполняют движения по тексту физминутки.)

Мы листочки, мы листочки,

Мы – осенние листочки,

Мы на дереве сидели,

Ветер дунул, полетели,

И на землю тихо сели.

(Дети садятся на стульчики)

(Воспитатель включает аудиозапись)

(Воспитатель читает стихотворение наизусть)

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки

Фартук розовый – осинке,

Бусы красные – рябинке,

Зонтик желтый – тополям.

Фрукты осень дарит нам.

Воспитатель (задает вопросы по прочитанному): «Где ходит осень?

(Воспитатель снова читает стихотворение.)

(Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения) Инсценировка стихотворения.

Дети (вместе с воспитателем читают хором стихотворение, опираясь на схемы-рисунки)

(Дети передают осенний листочек и читают стихотворение построчно, опираясь на схемы.)

(Дети по желанию читают стихотворение)

(Дети выбирают нужные по цвету листочки, давая оценку работе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Ознакомление с природой родного края через поэзию и живопись.

Задачи:

  • обобщить знания детей об осени,
  • формировать умение выразительно читать стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой.
  • воспитывать у детей любовь к природе родного края, живописи, поэзии.

Подготовила Москалева Л.В.воспитатель МБДОУ д/с № 21,г.Новочеркасск,2020г.

Цель. Ознакомление с природой родного края через поэзию и живопись.

обобщить знания детей об осени,

формировать умение выразительно читать стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой.

воспитывать у детей любовь к природе родного края, живописи, поэзии.

Методы и приемы: обобщающая беседа об осени, дидактическая игра.

Словарная работа: листопад; ненастная пора.

Предварительная работа:

наблюдение за изменениями в осенней природе на прогулках,

сбор листьев для осеннего гербария,

Интеграция образовательных областей:

два осенних пейзажа,

Дети входят в групповую комнату и садятся полукругом на стульчики.

«Придумано кем-то просто и мудро

Доброе утро солнцу и птицам,

Воспитатель: Ребята, посмотрите в окошко- проснулось ли солнышко

Ответы детей: Листопад.

(Выбрать из разбросанных по полу листья своего дерева и поместить на ветки.)

Под музыку Чайковского дети играют в игру.

Воспитатель: «Молодцы! Я рада, что вы были очень внимательными и правильно справились с заданием.

Физминутка Осень пришла

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

(Воспитатель читает стихотворение наизусть)

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки

Фартук розовый – осинке,

Бусы красные – рябинке,

Зонтик желтый – тополям.

Фрукты осень дарит нам.

Воспитатель (задает вопросы по прочитанному): «Где ходит осень?

(Дети выбирают нужные по цвету листочки, давая оценку работе)

Онлайн-книги

Заучивание стихотворения с использованием мнемотехники, закрепление примет осени и обогащение словаря по данной теме.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 14100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по ознакомлению с художественной литературой

в средней группе.

Дианова Елена Владимировна

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению

с художественной литературой в средней группе.

Цель: Содействовать развитию памяти, на основе заучивания стихотворения.

Задачи: Образовательные:

1. Познакомить детей с новым стихотворением, закрепить приметы осени;

2. Способствовать развитию процесса запоминания с использованием мнемотехники;

3. Развивать слуховое внимание при восприятии стихотворения;

4.Обогащать словарь детей: дубовый, кленовый, березовый, рябиновый, резной, золотой;

5. Воспитывать любовь к художественному слову.

Материал к занятию : пазлы для создания картины по приметам осени, модели по содержанию стихотворения; шапочки с листочками деревьев для детей, венок с осенними листочками для осени, корзинка.

Предварительная работа: наблюдение за признаками осени, рассматривание иллюстраций с осенними деревьями, экскурсия к осенним деревьям.

Воспитатель : Мы сегодня собрались идти в гости к осени, тогда надо для неё приготовить подарок. Давайте мы ей подарим картину, а вы мне поможете её создать. Подумайте и скажите, как можно узнать, что наступила осень.

(Дети называют приметы осени: листья пожелтели, люди урожай овощей, грибов собирают, стали тепло одеваться, звери готовятся к зиме, птицы улетают, а воспитатель, с помощью пазл, создает картину осени.)

Ветер по лесу гулял,

Ветер листики считал.

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый – резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист осинки

Ветер бросил на тропинку.

Воспитатель: Вопросы по содержанию стихотворения:

Где гулял ветер?

Какие листики считал?

Дубовый лист, с какого дерева упал?

В стихотворении рябиновый, какой лист? (Резной)

У березки, какой? Золотой – это, какого цвета?

Какой же листик был последний?

Что с ним сделал ветер?

Воспитатель читает ещё раз, выставляя модели. Повторяет с детьми 2 раза. Затем дети берут картинку и идут в гости к осени.

На полянке воспитатель предлагает детям закрыть глаза и сказать слова: 1,2,3, осень к нам приди. В это время воспитатель надевает венок с осенними листочками и берет корзинку.

Воспитатель - осень: Здравствуйте ребята, спасибо, что вы ко мне в гости пришли, да ещё с подарками. Я слышала, вы про меня стихотворение выучили, расскажите мне.

(Одевает детям шапочки с осенними листочками. Драматизация стихотворения (2-3 раза).

Осень предлагает сесть на коврик и с ней поиграть:

Осенью цветут цветы? (нет).
Осенью растут грибы? (да).
Урожай все собирают? (да).
Птичьи стаи улетают? (да).
Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет).
Можно детям загорать? (нет).
Что же надо делать?

Куртки, шапки надевать? (да).
Сапоги всем обувать? (да).

Молодцы! Вы знаете приметы осени. Я вам всем подарю по осеннему листочку, а вы его раскрасите в группе. До свидания, друзья.

(Дети идут в группу, воспитатель снимает элементы наряда осени)

Воспитатель: Где мы были? Что вам осень подарила? Вечером можете раскрасить листочки.

Н. Нищева Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет. Детство-Пресс , 2016 г. 624 с.

Читайте также: