Конспект занятия по художественной литературе в средней группе на тему осень
Обновлено: 06.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект занятия по развитию речи
в средней группе
Программное содержание
Цель: Закрепление умений составлять рассказ - описание по игрушке (по подражанию педагогу).
Образовательная:
- приобщать детей к восприятию поэтической речи;
-продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу);
-активизировать словарь детей словами ;
Развивающая:
-развивать слуховое внимание, наблюдательность, память, эмоциональную отзывчивость.
-вызывать в детях желание рассказывать стихи;
-активизировать употребление в речи название предметов, их частей, материалов из которых они изготовлены;
- закреплять произношение согласных звуков;
- развивать артикуляционный аппарат;
Воспитательная :
-воспитание интереса и любви к чтению, желания и умения слушать художественные произведения
- формировать уважительное отношение к сверстникам, внимательно слушать сверстников и не перебивать.
Методические приемы:
Словесные: Загадывание загадки, речевой образец, составление описательного рассказа о медвежонке, рассказывание художественного произведений, артикуляционная гимнастика, оценка детской деятельности.
Наглядные : Рассматривание игрушек,
Игровые : Дидактическая игра, игра-драматизация.
Предварительная работа
1. Познакомить детей со стихотворениями об осени, рассмотреть картин на соответствующую тему.
2. Заучивание стихотворений об осени.
3. Составление описательного рассказа вместе с воспитателем.
Ход занятия:
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
- Ребята сегодня мы с вами будем говорить об удивительном времени года, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года - спросим?
-Правильно, сегодня мы поговорим об осени. Ребята ,какая бывает осень ?(осень бывает золотая, разноцветная, дождливая ,хмурая, печальная , пасмурная)
-А вы знаете, что осень бывает разная : когда на деревьях желтеют листья – это золотая осень .
А когда деревья сбросили свои листочки, трава стала желтой, меняется погода и чаще идут дожди - это поздняя осень .
-Поздняя осень задумчива и грустна, печальна и загадочна.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора.
Стоял ноябрь у двора.
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло, голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит.
Ветер в поле воет, дождик моросит…
Зашумели воды быстрого ручья.
Птички улетели в теплые края.
-Ребята, скажите, какой вы представили осень? (Осень представила хмурой дождливой, птицы улетают в теплые края, скучной, день короче.
- Ребята, кому какое стихотворение понравилось? (Ответы детей). Я вам эти стихотворение прочту еще раз на прогулке, когда будем наблюдать за осенней погодой. А теперь мы собираемся в кружок и превращаемся в осенние листочки.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (присесть)
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели (присесть).
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял (легкий бег по кругу).
И на землю тихо сели (присесть дети и воспитатель возвращаются на свои места). Садимся на свои места
- Ой, ребята к нам кто- то стучится. (Стук в дверь)
В чаще он лесной живет,
Летом ест малину, мед,
Лапу зиму всю сосет.
Может громко зареветь,
А зовут его (Медведь.)
- Ребята, поможем братьям? ( Поможем.)
(Разделить медведей : одного медведя посадить к детям один остается у меня) Топтыжку я посажу к вам , я думаю, здесь ему будет очень удобно .А Мишка останется со мной.
-Для того ,чтобы рассказать о них нам надо их хорошенько рассмотреть.
-Мой Мишка большой он сшит из белого пушистого меха.
- Расскажи Вика ваш мишка Топтыжка какой он ? ( Наш мишка маленький , сшит из коричневого меха.)
-У моего мишки круглые ушки, маленькие черные глазки и коричневый нос.
-А у вашего мишки, Максим расскажи.(У Топтыжки маленькие ушки, карие глаза и черный носик.)
У моего Мишки есть красивый бантик. Наст-Мой Мишка добрый и ласковый любит собирать ягоды. Скажи Ярослав а Топтыжка какой он ?( Топтыжка добрый и ласковый и он любит собирать ягоды )
-Мой Мишка любит кушать рыку. А Топтышка ,что любит как ты думаешь Полина?
(Топтышка любит кушать мед и ягоды.)
-Мишкам очень понравилось, как вы о них рассказывали . Они узнали много интересного про себя и друг друга. Мишка и Топтыжка не прощаются , им очень понравилось у нас они остаются в группе .
А сейчас мы вспомним, чем мы сегодня занимались.
- Про какое время года мы с вами говорили?(Мы говорили про осень)
-Вспомним ,какая она бывает?( Осень бывает разноцветная, дождливая, грусная, пасмурная.)
- Кому мы сегодня помогли?( Мы помогли Мишке и Топтыжке -рассказали какие они?
1. Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений.
Способствовать формированию у детей умение работать в группе
слышать и слушать друг друга, находить общее решение для реализации
общего замысла. Закрепить знания об овощах и фруктах.
2. Помочь детям поэтически осознать красоту осеннего пейзажа.
3. Воспитывать коммуникативные качества, любовь к природе и
Раздаточный материал. Заготовка к аппликации: корзина, вырезанные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, огурец, кабачок, чеснок, патиссон, репа, редис и т. д., клей-карандаш по количеству детей, салфетки-подстилки для аппликации.
Ход занятия:
- Все вы за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь!
Солнышко не хочет
Часто дождик льется,
Когда это бывает?
- Какое сейчас время года?
- Почему вы так думаете?
- Какой сейчас месяц?
- Мы часто с вами наблюдаем за осенними изменениями, которые происходят в природе. Скажите, а что в осенней природе вам больше всего нравятся?
(Мне нравятся желтые листочки на деревьях. Осенью часто идут дожди, и мне нравится бегать по лужам. Мне нравится, когда листочки кружатся и падают и т. д.)
- Об осени нам красиво умеют рассказать художники, композиторы и поэты – красками, музыкой, словами.
(Звучит красивая спокойная классическая музыка. Воспитатель под музыку читает стихотворение)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса…
- Это стихотворение написал А. С. Пушкин. Если он пишет стихи, то кто он – (поэт)
Беседа по содержанию:
- Какое время года описывает поэт в своем стихотворении? (ответы детей)
- Как вы догадались, что это осень? (ответы детей)
- Какая осень в стихотворении поэта? (унылая, тихая, золотая, багряная)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
- Как красиво поэты и художники рассказали нам об осени.
(звучит музыка, входит Осень)
Здравствуйте, мои друзья!
К вам пришла сегодня я!
Все кругом я нарядила
Зеленый лес озолотила!
- Милости просим тебя, Осень золотая! Проходи, усаживайся и послушай наши стихи об осени.
1 ребенок Осень золотая
2 ребенок Листопад, листопад
Листья желтые летят
Под ногами шелестят
Скоро будет голый сад.
3 ребенок. Соберем из листьев веер
Яркий и красивый,
Побежит по листьям ветер
Легкий и игривый.
4 ребенок. И послушно ветру вслед
Значит, лета больше нет,
- Осень, тебе понравились наши стихи?
Осень девочка: Есть для нашей детворы
У меня еще дары
Что в корзинке? Как узнать?
Загадки надо отгадать!
Воспитатель загадывает загадки. Отгадки-овощи лежат в корзинке)
1. Сто одежек и все без застежек! (капуста)
2. Берегитесь, если вдруг
Слезы лить заставит. (лук)
3. За ботву как за веревку
Можно вытащить. (морковку)
4. Растет на грядке сочный, да гладкий
Зеленый молодец - зовется. (огурец)
5. Круглое, румяное, растет оно на ветке
Любят его взрослые и маленькие детки. (яблоко)
Воспитатель показывает фрукт или овощ, а дети говорят название сока, который можно из него приготовить.
Яблоко - яблочный сок, морковь – морковный сок, помидор – томатный сок, апельсин – апельсиновый сок, груша – грушевый сок, персик – персиковый сок.
- Зачем детям нужно пить сок? (в нем много витаминов)
- Осень принесла нам еще вот такие шапочки овощей. Давайте, их примерим и посмотрим, что получится.
- А сейчас мы для нашей милой Осени сделаем заготовку на зиму, засолим капусту.
Мы капусту рубим, рубим!
Мы капусту трем, трем!
Мы капусту солим, солим!
Мы капусту мнем, мнем!
- А для наших дорогих гостей мы соберем корзинку овощей. Они очень полезные, в них много витаминов.
- Дорогие наши гости, мы вам понравились?
- Дети, как вы думаете, чем мы понравились гостям? (красиво читали стихи, подарили корзинку нашим гостям, мне понравилась красивая музыка)
- А мне понравились ВЫ!
Подготовила: воспитатель Новокрещенова Т.И.
Цель: воспитывать у детей любовь к природе родного края, живописи, поэзии.
Задачи: обобщить знания детей об осени. Учить выразительно читать стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой, воспроизводить образный язык стихотворения. Учить отражать содержание стихотворения в инсценировке.
Методы и приемы: обобщающая беседа об осени, театрализованный этюд, использование схем – моделей, д/и с элементами ТРИЗ; использование элементов проблемно - диалогической технологии.
Словарная работа: листопад; ненастная.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Ход занятия:
Дети входят в групповую комнату и встают полукругом у доски.
Воспитатель:
«Придумано кем-то просто и мудро
Доброе утро солнцу и птицам,
Ответы детей: Листопад.
(Воспитатель предлагает детям баночки с трубочками. Дети дуют в трубочку. Листья в баночке разлетаются.)
Воспитатель: «Осенью дворники подметают опавшие листья и засыпают ими большие лужи.
(Дети берут в руки осенние листочки и выполняют движения по тексту физминутки.)
Мы листочки, мы листочки,
Мы – осенние листочки,
Мы на дереве сидели,
Ветер дунул, полетели,
И на землю тихо сели.
(Дети садятся на стульчики)
(Воспитатель включает аудиозапись)
(Воспитатель читает стихотворение наизусть)
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки
Фартук розовый – осинке,
Бусы красные – рябинке,
Зонтик желтый – тополям.
Фрукты осень дарит нам.
Воспитатель (задает вопросы по прочитанному): «Где ходит осень?
(Воспитатель снова читает стихотворение.)
(Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения) Инсценировка стихотворения.
Дети (вместе с воспитателем читают хором стихотворение, опираясь на схемы-рисунки)
(Дети передают осенний листочек и читают стихотворение построчно, опираясь на схемы.)
(Дети по желанию читают стихотворение)
(Дети выбирают нужные по цвету листочки, давая оценку работе)
Цель. Ознакомление с природой родного края через поэзию и живопись.
Задачи:
- обобщить знания детей об осени,
- формировать умение выразительно читать стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой.
- воспитывать у детей любовь к природе родного края, живописи, поэзии.
Подготовила Москалева Л.В.воспитатель МБДОУ д/с № 21,г.Новочеркасск,2020г.
Цель. Ознакомление с природой родного края через поэзию и живопись.
обобщить знания детей об осени,
формировать умение выразительно читать стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой.
воспитывать у детей любовь к природе родного края, живописи, поэзии.
Методы и приемы: обобщающая беседа об осени, дидактическая игра.
Словарная работа: листопад; ненастная пора.
Предварительная работа:
наблюдение за изменениями в осенней природе на прогулках,
сбор листьев для осеннего гербария,
Интеграция образовательных областей:
два осенних пейзажа,
Дети входят в групповую комнату и садятся полукругом на стульчики.
«Придумано кем-то просто и мудро
Доброе утро солнцу и птицам,
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окошко- проснулось ли солнышко
Ответы детей: Листопад.
(Выбрать из разбросанных по полу листья своего дерева и поместить на ветки.)
Под музыку Чайковского дети играют в игру.
Воспитатель: «Молодцы! Я рада, что вы были очень внимательными и правильно справились с заданием.
Физминутка Осень пришла
Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась (развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)
(Воспитатель читает стихотворение наизусть)
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки
Фартук розовый – осинке,
Бусы красные – рябинке,
Зонтик желтый – тополям.
Фрукты осень дарит нам.
Воспитатель (задает вопросы по прочитанному): «Где ходит осень?
(Дети выбирают нужные по цвету листочки, давая оценку работе)
Заучивание стихотворения с использованием мнемотехники, закрепление примет осени и обогащение словаря по данной теме.
Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам
Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 14100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по ознакомлению с художественной литературой
в средней группе.
Дианова Елена Владимировна
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению
с художественной литературой в средней группе.
Цель: Содействовать развитию памяти, на основе заучивания стихотворения.
Задачи: Образовательные:
1. Познакомить детей с новым стихотворением, закрепить приметы осени;
2. Способствовать развитию процесса запоминания с использованием мнемотехники;
3. Развивать слуховое внимание при восприятии стихотворения;
4.Обогащать словарь детей: дубовый, кленовый, березовый, рябиновый, резной, золотой;
5. Воспитывать любовь к художественному слову.
Материал к занятию : пазлы для создания картины по приметам осени, модели по содержанию стихотворения; шапочки с листочками деревьев для детей, венок с осенними листочками для осени, корзинка.
Предварительная работа: наблюдение за признаками осени, рассматривание иллюстраций с осенними деревьями, экскурсия к осенним деревьям.
Воспитатель : Мы сегодня собрались идти в гости к осени, тогда надо для неё приготовить подарок. Давайте мы ей подарим картину, а вы мне поможете её создать. Подумайте и скажите, как можно узнать, что наступила осень.
(Дети называют приметы осени: листья пожелтели, люди урожай овощей, грибов собирают, стали тепло одеваться, звери готовятся к зиме, птицы улетают, а воспитатель, с помощью пазл, создает картину осени.)
Ветер по лесу гулял,
Ветер листики считал.
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый – резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист осинки
Ветер бросил на тропинку.
Воспитатель: Вопросы по содержанию стихотворения:
Где гулял ветер?
Какие листики считал?
Дубовый лист, с какого дерева упал?
В стихотворении рябиновый, какой лист? (Резной)
У березки, какой? Золотой – это, какого цвета?
Какой же листик был последний?
Что с ним сделал ветер?
Воспитатель читает ещё раз, выставляя модели. Повторяет с детьми 2 раза. Затем дети берут картинку и идут в гости к осени.
На полянке воспитатель предлагает детям закрыть глаза и сказать слова: 1,2,3, осень к нам приди. В это время воспитатель надевает венок с осенними листочками и берет корзинку.
Воспитатель - осень: Здравствуйте ребята, спасибо, что вы ко мне в гости пришли, да ещё с подарками. Я слышала, вы про меня стихотворение выучили, расскажите мне.
(Одевает детям шапочки с осенними листочками. Драматизация стихотворения (2-3 раза).
Осень предлагает сесть на коврик и с ней поиграть:
Осенью цветут цветы? (нет).
Осенью растут грибы? (да).
Урожай все собирают? (да).
Птичьи стаи улетают? (да).
Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет).
Можно детям загорать? (нет).
Что же надо делать?
Куртки, шапки надевать? (да).
Сапоги всем обувать? (да).
Молодцы! Вы знаете приметы осени. Я вам всем подарю по осеннему листочку, а вы его раскрасите в группе. До свидания, друзья.
(Дети идут в группу, воспитатель снимает элементы наряда осени)
Воспитатель: Где мы были? Что вам осень подарила? Вечером можете раскрасить листочки.
Н. Нищева Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет. Детство-Пресс , 2016 г. 624 с.
Читайте также: