Основные пути приспособления организмов к среде конспект

Обновлено: 07.07.2024

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation

Основные пути приспособления организмов к среде

Многие организмы в течение жизни периодически испытывают влияние факторов, сильно удаляющихся от оптимума. Им приходится переносить и сильную жару, и сильные морозы, и летние засухи, и пересыхание водоемов, и нехватку пищи. Как приспосабливаются они к таким экстремальным ситуациям, когда нормальная жизнь сильно затруднена?

Длительность жизни покоящихся семян растений зависит от условий хранения. Повышение влажности и температуры увеличивает траты резервов семени на дыхание, и они в конце концов истощаются. Желуди дуба хранятся не более трех лет. Сухие семена могут долго лежать, не теряя всхожести: семена мака – до 10 лет, зерновки ржи, ячменя и пшеницы – до 32, плоды одуванчика – до 68, лотоса – до 250 лет. Известен случай, когда проросли семена лотоса, найденные в торфе болота, высохшего 2000 лет тому назад. Плоды этого растения покрыты толстой газо- и водонепроницаемой оболочкой.

В Центральной Антарктиде русские исследователи провели микробиологический анализ образцов льда из глубины ледника. Возраст слоев льда, в которых обнаружены жизнеспособные микроорганизмы, достигает 10–13 тыс. лет. Найдены в основном бактерии, а также споры грибов и дрожжей. Позднее жизнеспособные бактерии были обнаружены в образцах горных пород под антарктическим ледником. Их возраст составлял от 10 тыс. до 10 млн. лет.

При ухудшении условий среды многие виды способны приостанавливать свою жизнедеятельность и переходить в состояние скрытой жизни. Это явление было обнаружено в начале XVIII столетия Антони ван Левенгуком, который впервые наблюдал в сделанный им микроскоп мир мелких организмов. Он заметил и описал, что некоторые из них могут полностью высыхать на воздухе, а затем “оживать” в воде. В высушенном состоянии они кажутся полностью безжизненными. Позднее такое состояние мнимой смерти было названо анабиозом ( “ана” – нет, “биос” – жизнь).


Глубокий анабиоз – это практически полная остановка обмена веществ. В отличие от смерти организмы могут при этом возвращаться к активной жизни. Переход в состояние анабиоза чрезвычайно расширяет возможности выживания организмов в самых суровых условиях. В опытах высушенные семена и споры растений, некоторые мелкие животные – коловратки, нематоды выдерживают длительное время температуры жидкого воздуха (–190 °С) или жидкого водорода (–259,14 °С).

Коловратка – активно плавающая и в состоянии анабиоза

Состояние анабиоза возможно лишь при полном обезвоживании организмов. При этом важно, чтобы потеря воды клетками тела не сопровождалась нарушением внутриклеточных структур.

Большинство видов к этому не способно. Например, в клетках высших растений имеется обычно большая центральная вакуоль с запасом влаги. При высыхании она исчезает, клетка меняет форму, сжимается, и ее внутреннее строение нарушается. Поэтому глубокий анабиоз в природе встречается редко. Однако замедление обмена веществ и понижение жизнедеятельности в неблагоприятных условиях – явление широко распространенное. Клетки тела при этом частично обезвоживаются, происходит также и другая перестройка их состава. Состояние организмов, близкое к анабиозу, называют криптобиозом или скрытой жизнью ( “криптос” – скрытый). В состоянии пониженного обмена веществ организмы резко повышают свою устойчивость и очень экономно тратят энергию.


К явлениям скрытой жизни относятся оцепенение насекомых, зимний покой растений, спячка позвоночных животных, сохранение семян и спор в почве, а мелких обитателей – в пересыхающих водоемах. В неактивном состоянии часто находятся в природе многие виды бактерий, пока не возникнут благоприятные условия для их размножения.

Летучая мышь ушан и суслик в состоянии зимней спячки

У суслика в состоянии активности частота сокращений сердца около 300 ударов в минуту, а во время спячки – всего 3. Температура тела понижается до +5 °С. Несмотря на низкую интенсивность обмена веществ, животные во время спячки сильно теряют в весе и могут погибнуть от истощения, если не накопят к зиме достаточно жира.

Скрытая жизнь – очень важное экологическое приспособление. Это возможность переживать неблагоприятные изменения среды обитания. При восстановлении необходимых условий организмы вновь переходят к активной жизни.

Переходя в состояние оцепенения или покоя, растения и животные как бы подчиняются воздействиям среды, экономя при этом затраты на свое существование.

Другой, прямо противоположный путь выживания организмов связан с поддержанием постоянства внутренней среды, несмотря на колебания воздействий внешних факторов. Обитая в условиях изменчивой температуры, теплокровные животные – птицы и млекопитающие – поддерживают внутри себя постоянную температуру, оптимальную для биохимических процессов в клетках тела.

В вакуолях клеток наземных растений содержатся запасы влаги, что позволяет им жить на суше. Многие растения способны переносить сильные засухи и расти даже в жарких пустынях.

Клетка черешка листа сахарной свеклы: 1 – хлоропласты; 2 – ядро; 3 – вакуоли; 4 – цитоплазма; 5 – митохондрии; 6 – клеточная оболочка

Такое сопротивление влиянию внешней среды требует больших затрат энергии и специальных приспособлений во внешнем и внутреннем строении организмов.

В сухих среднеазиатских пустынях обитает несколько видов мокриц . Это мелкие наземные ракообразные, нуждающиеся, как и их ближайшие водные родственники, в высокой влажности окружающей среды. Живя в пустынях, они способны избегать жару и сухость. Мокрицы роют в глинистой почве вертикальные норки, в глубине которых температура резко снижена, а воздух насыщен водяными парами. Кормятся они на поверхности почвы растительными остатками, выходя из норок только в то время суток, когда увлажняется приземный слой воздуха. Самка в жаркие часы затыкает отверстие своими передними сегментами, несущими непроницаемые покровы, чтобы сохранить влажность и уберечь от высыхания свое потомство.

Каждый из двух описанных путей выживания имеет свои преимущества и недостатки. При возможности тормозить обмен веществ и переходить к скрытой жизни организмы экономят энергию и повышают устойчивость, но не способны к активности при ухудшении условий. При регуляции температуры и запасов влаги в теле представители различных видов могут поддерживать нормальную жизнедеятельность в очень широком диапазоне внешних условий, но тратят при этом много энергии, которую им необходимо постоянно восполнять. Кроме того, такие организмы очень неустойчивы к отклонениям режима их внутренней среды. Например, у человека повышение температуры тела всего на 1 °С свидетельствует о нездоровье.

Кроме подчинения и сопротивления воздействию внешней среды, возможен и третий способ выживания – избегание неблагоприятных условий и активный поиск других, более благоприятных местообитаний.

Кочёвки северных оленей: 1 – северная граница лесотундры; 2 – северная граница тайги; 3 – места зимовок

Этот путь приспособлений доступен только подвижным животным, которые могут перемещаться в пространстве.


Например, зимующие тетерева и рябчики на большую часть суток зарываются в снег, где гораздо теплее. Многие животные устраивают жилища – норы и гнезда, защищающие их от внешних воздействий. Это тоже путь избегания неблагоприятных факторов.

Гнезда и норы животных. Вверху: слева – гнездо обыкновенной белки; справа – гнездо мыши–малютки. Внизу летняя (слева) и зимняя (справа) норы полуденных песчанок

Ярким примером избегания зимней бескормицы и холодов являются дальние перелеты птиц.

Карта миграции деревенской ласточки

Все три пути выживания могут сочетаться у представителей одного и того же вида. Например, растения не могут поддерживать постоянную температуру тела, но многие из них способны регулировать водный обмен. Холоднокровные животные подчиняются неблагоприятным факторам, но могут и избегать их воздействия. В целом же мы видим, что при огромном разнообразии живой природы в ней можно выделить лишь несколько основных путей приспособительного развития видов.

Увеличение устойчивости организмов в состоянии скрытой жизни находит широкое применение в хозяйственной практике. В специальных хранилищах создаются особые режимы для длительного хранения семян растений, культур микроорганизмов, спермы ценных сельскохозяйственных животных. В медицинской практике разработаны особые условия для сохранения донорской крови, пересаживаемых органов и тканей. Есть проекты по сохранению половых клеток исчезающих видов животных и растений, с тем чтобы в дальнейшем иметь возможность восстановить их в природе.

Во всем разнообразии приспособлений живых организмов к неблагоприятным условиям среды можно выделить три основных пути.

Активный путь – это усиление сопротивляемости, развитие регуляторных процессов, позволяющих осуществить все жизненные функции организмов, несмотря на отклонения фактора от оптимума. По отношению к температуре, например, этот путь в зачаточной форме проявляется у некоторых высших растений, несколько сильнее развит у пойкилотермных животных, но особенно ярко выражен при гомойотермии. Активное противостояние иссушению особенно характерно для склерофитов среди растений, ксерофильных насекомых (например, пустынных чернотелок), крупных гомойотермных животных аридных районов.

Пассивный путь – подчинение жизненных функций организма изменению факторов среды. При недостатке тепла это приводит к угнетению жизнедеятельности и понижению уровня метаболизма, что способствует экономному использованию энергетических запасов. Компенсаторно повышается устойчивость клеток и тканей организма. Пассивный путь адаптации к влиянию неблагоприятных температур свойствен всем растениям и пойкилотермным животным. Среди млекопитающих и птиц преимущества пассивного приспособления в неблагоприятные периоды года используют гетеротермные виды, впадающие в оцепенение или спячку. Элементы пассивной адаптации присущи и типичным гомойотермным животным, обитающим в условиях крайне низких температур. Это выражается в некотором снижении уровня обмена, замедлении темпов роста и развития, что позволяет экономнее тратить ресурсы по сравнению с быстро развивающимися видами.

Пассивное подчинение водному режиму среды свойственно пойкилогидрическим растениям и животным, способным выносить высыхание: напочвенным водорослям, лишайникам, нематодам, коловраткам и т. п.

Избегание неблагоприятных воздействий – третий возможный путь приспособления к среде. Общий способ для всех групп организмов – выработка таких жизненных циклов, при которых наиболее уязвимые стадии развития завершаются в самые благоприятные по температурным и другим условиям периоды года. Для животных основным способом избегания пессимальных температур являются разнообразные формы поведения. Изменения в ростовых процессах растений – в известной мере экологический аналог поведения животных. Например, карликовость тундровых растений помогает организмам использовать тепло приземного слоя и избегать влияния низких температур воздуха. Растения-эфемероиды в жарких пустынях избегают засухи, успевая отцвести за краткий весенний период.

Избегание, уход от действия крайних температур или недостатка влаги свойствен организмам в той или иной мере и при активном, и при пассивном пути адаптации к среде. Все три пути приспособления характерны и по отношению к другим экологическим факторам среды. Чаще всего приспособление вида к среде осуществляется тем или иным сочетанием всех трех возможных путей адаптаций.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

СЛОВАРЬ НАЗВАНИЙ ЖИВЫХ И ИСКОПАЕМЫХ ОРГАНИЗМОВ

СЛОВАРЬ НАЗВАНИЙ ЖИВЫХ И ИСКОПАЕМЫХ ОРГАНИЗМОВ Значком (†) отмечены вымершие группы.АВСТРАЛИ?ЙСКИЕ СТРАУ?СЫ, казуарообр?зные (Casuariformes) — отряд нелетающих бескилевых птиц, ограниченный Австралийской зоогеографической областью. Миоцен — ныне.АВСТРАЛОПИТ?К (Australopithecus)

Место человека в системе живых организмов

Место человека в системе живых организмов Любое из живых существ, обитающих на нашей планете, может быть отнесено к тому или иному таксону. Этим термином именуют значимые для биологической систематики группы организмов. Таксоны высшего ранга, несводимые в более крупные

4.4. Основные афферентные пути и проекции вестибулярных сигналов

4.4. Основные афферентные пути и проекции вестибулярных сигналов Два основных пути поступления вестибулярных сигналов в кору мозга обезьян следующие: прямой – через вентральное постлатеральное ядро и непрямой – через вентролатеральное ядро. В коре основные афферентные

Азбука общения живых организмов

Азбука общения живых организмов Многообразен мир животных, и каждый существующий вид в своей жизни пользуется довольно сложной и своеобразной сигнализацией. Среди различных способов передачи информации в животном мире значительная роль отводится запахам. Животные и

2.1. Органические соединения в составе живых организмов

2.1. Органические соединения в составе живых организмов Органические соединения характерны только для живых организмов. Можно сказать, что жизнь на Земле построена на основе углерода, который обладает рядом уникальных свойств. Основное значение для выполнения роли

Глава 4. ОСНОВНЫЕ СРЕДЫ ЖИЗНИ И АДАПТАЦИИ К НИМ ОРГАНИЗМОВ

Глава 4. ОСНОВНЫЕ СРЕДЫ ЖИЗНИ И АДАПТАЦИИ К НИМ ОРГАНИЗМОВ На нашей планете живые организмы освоили четыре основные среды обитания, сильно различающиеся по специфике условий. Водная среда была первой, в которой возникла и распространилась жизнь. В последующем живые

4.1.2. Основные свойства водной среды

4.1.2. Основные свойства водной среды Плотность воды – это фактор, определяющий условия передвижения водных организмов и давление на разных глубинах. Для дистиллированной воды плотность равна 1 г/см3 при 4 °C. Плотность природных вод, содержащих растворенные соли, может

10. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

10. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора Вспомните!На основании собственных наблюдений приведите примеры приспособленности организмов к условиям существования.В течение многих веков в естествознании господствовало

29. Роль живых организмов в биосфере

29. Роль живых организмов в биосфере Вспомните!Какое вещество В. И. Вернадский называл живым; косным?Что называют круговоротом веществ в природе?Роль живого вещества в биосфере. Основное внимание в учении о биосфере В. И. Вернадский уделял роли живого вещества. Учёный

Материал представляет собой конспект занятия "Основные пути приспособленности к среде обитания" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы "Экология Ставропольского края". Конспект содержит задания для организации работы в группах и может быть полезен педагогм дополнительного образования и учителям биологии в качестве дополнительного материала к содержанию учебника

ВложениеРазмер
prisposoblennost_organizmov_k_srede_obitaniya.doc 64 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ

Тема занятия: «Основные пути приспособленности

(для среднего школьного возраста)

Автор: Вашкеева Н.Ю., педагог д/о

первый год обучения

Тема занятия: «Основные пути приспособленности

расширить знания учащихся о многообразии и относительной приспособленности организмов к среде и условиям обитания;

продолжить формирование умений объяснять причины возникновения различных приспособленностей организмов к окружающей среде, определять их относительность.

Развивающие: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы.

Практические: научить выявлять приспособления к среде и условиям обитания у различных биологических объектов (на конкретных примерах).

Воспитательные: продолжить формирование интереса к изученному материалу и предмету, показать необходимость бережного отношения к природе, умение видеть необычное вокруг себя.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Фронтальный опрос, работа в малых группах, метод учебной работы по применению полученных знаний на практике и выработке умений и навыков их использования; беседа, лекция - визуализация.

Время реализации занятия: 2 академических часа по 40 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят и др. ученики в ходе занятия:

Знания: актуализация знаний о формировании приспособленности, видах приспособленностей организмов, факторах эволюции; закрепление биологический терминологии (адаптация, приспособленность, среды жизни, условия обитания).

Умения: приобретение практических умений определять виды и типы приспособлений организмов к среде и условиям обитания, выявлять их относительность; сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения.

Навыки: использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения правил поведения в природе, внимательного отношения и бережного отношения к ней.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

Ход и содержание занятия.

  • Актуализация опорных знаний и действий обучающихся, необходимых для решения поставленных задач занятия (8 мин.).

Педагог выявляет уровень знаний, определяет проблемы в усвоении знаний, полученных на предыдущем занятии (фронтальный опрос).

1. Давайте вспомним, что мы узнали на предыдущем занятии. Ребята, посмотрите на экран (слайд 2), прочитайте определения, закончите его и объедините их в один термин.

Ответ: биотический, антропогенный и абиотический факторы. Все это экологические факторы.

Педагог. Правильно, молодцы.

Любые свойства и компоненты внешней среды оказывающее влияние на организмы, называют экологическими факторами. Важнейшие абиотические факторы для любого организма – свет, тепло и влага. Что еще?

- концентрация солей, давление, осадки, рельеф, движение воздушных масс, кислород – для животного мира, и углекислый газ – для растений.

3. Выполните задание: распределите факторы на 3 группы: биотические, абиотические и антропогенные (слайды 3 и 4).

4. Ответьте на следующие вопросы:

-что такое среда обитания? Приведите примеры

-что называют условиями обитания?

Как вы думаете, а можно ли по внешнему виду определить, к какой среде обитания приспособлены организмы? Представьте себе, что к вам попал дневник одного известного биолога, который был в экспедиции на неизведанном острове. Но записи о поведении и среде обитания тех животных, которых он там обнаружил, не сохранились. Давайте по фотографиям попробуем с вами определить, какие черты приспособленности есть у этих организмов (слайд 5). Обучающиеся должны прийти к выводу, что все 4 организма приспособлены к водной среде обитания, но все имеют разные приспособления. После короткой беседы педагог вместе с обучающимися приходит к перечислению основных приспособлений к водной среде обитания (слайд 6). К ним относятся: особенная форм клюва, помогающая ловить рыбу водоплавающим птицам, наличие перепонок на их лапках, обтекаемая форма тела и наличие слизи на чешуе у рыб.

Итак: различные особенности поведения, строения, помогающие им приспособиться к определенным условиям среды, и называются адаптациями.

На сегодняшнем занятии мы и рассмотрим, почему и как у живых организмов они возникают. Мы узнаем (слайд 7):

• Какие существует классификации адаптаций?

• Каков механизм возникновения адаптаций?

• В чём заключается относительность адаптаций?

• Под влиянием каких факторов эволюции происходит появление адаптаций?

Какими же бывают адаптации? (слайд 8). На слайде представлена классификация: морфологические (адаптации, которые проявляются в особенностях строения организмов), поведенческие (особенности поведения, помогающие организму выжить), физиологические (особенности функционирования организмов).

Далее педагог рассказывает о конкретных примерах всех перечисленных выше адаптаций, сопровождая рассказ иллюстрациями животных на слайдах презентации (15 минут).

Далее обучающиеся выполняют тестирование, направленное на закрепление новых знаний, полученных в ходе занятия. Педагогу оно позволяет получить промежуточные результаты усвоения новых знаний (слайды 27-34).

  • Перерыв (10 минут)
  • Групповая работа (15 минут)

Обучающиеся делятся на 3 группы (по желанию или по рекомендации педагога). Каждой группе дается одно из следующих заданий: найти примеры приспособленности животных к условиям недостатки влаги (1 группа), сравнить строение ветро- и насекомоопыляемых растений (2 группа) и примеры приспособлений растений к обитанию в условиях засухи (3 группа). По итогам работы каждой группы происходит обмен собранной информацией.

  • Выполнение упражнений на закрепление полученных знаний (15 минут)

Обучающиеся опять делятся на 3 группы, но состав групп меняется.

Упражнения для 1 группы:

  1. Известно, что температура тела песца всегда постоянна (38,6 °С). Перечислите приспособления, помогающие песцу удерживать постоянную температуру тела.

Ответ: шерсть, подкожный жир, испарение воды с поверхности языка и потовых желез, расширение и сужение просвета сосудов (физиологическая адаптация), поведенческая терморегуляция.

Ответ: семена хвойных пород-основного корма для птенцов-созревают в феврале.

  1. Как вы думаете, чем вызваны частые ныряния водоплавающих птиц в проруби пруда зоопарка в самые сильные морозы?

Ответ: они так греются: температура воды (+4 °С) выше, чем воздуха, и при нырянии на перьях оттаивают льдинки.

Упражнения для 2 группы:

  1. Можно ли бактерий, постоянно обитающих в горячих источниках гейзеров (при температуре около 70 °С), назвать гомойотермными организмами?

Ответ: нет, они не могут поддерживать эту постоянную температуру, если изменится температура воды в источнике.

  1. Назовите птиц, которые несколько десятилетий тому назад в средних и северных широтах улетали на зиму на юг, а сейчас живут круглы год в городе.

Ответ: Грачи, вороны, утки — кряквы. У них появилась возможность питаться: увеличилось число помоек и свалок, появились незамерзающие водоемы.

  1. Объясните, почему прудовая лягушка, обитающая в водоемах и вблизи них, активна днем, а травяная, обитающая на болотах и лугах, - в сумерки.

Ответ: для лягушек важно, чтобы кожа оставалась мокрой, иначе они не смогут полноценно дышать. Вблизи водоемов опасности пересыхания нет, а вот на лугах и в траве лягушка может находиться только во влажные периоды суток-вечером и утром.

Упражнения для 3 группы:

  1. Можно ли ящерицу, нагревшуюся на солнце до 39 С, назвать теплокровной?

Ответ: нет, они не могут самостоятельно поддерживать эту температуру.

  1. У некоторых млекопитающих (зайцы, киты) молоко очень жирное, а у других (обезьяны, волки) — нет. Предложите объяснение данного явления.

Ответ: жир — источник энергии, поэтому жирное молоко имеется у тех млекопитающих, детеныши которых не укрыты в специальных убежищах, кормятся не регулярно с большими перерывами (зайцы, некоторые копытные, тюлени) или обитают в холодных условиях (например, в воде).

  1. Объясните, почему в холодных частях ареала чаще можно встретить темноокрашенных рептилий, в отличие от теплых регионов. Например, обитающие за полярным кругом гадюки преимущественно черные, а на юге — светлоокрашенные.

Ответ: черный цвет лучше всего поглощает солнечный цвет, поэтому темная гадюка быстрее нагревается и становится активной, что в холодных условиях особенно важно.

Как же образуются различные адаптации у живых организмов? Возникают мутации, и если они оказываются полезными для организма, он передает их потомкам. Это происходит в результате естественного отбора.

Тестирование выполняет каждый обучающийся индивидуально.

Что на занятии показалось вам интересным? Что особенно понравилось? Узнали ли вы что-нибудь полезное для себя? Опишите свое настроение одним словом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


презентация по природоведению,5 класс"Три среды обитания"

Наглядно раскрыты понятие "среда идитания" и факторы среды.


среда обитания и внешнее строение птиц

презентация к уроку.

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как.


Презентация "Основные пути приспособления организмов к среде"

Презентация 9 класс.

Урок по теме: "Среды обитания организмов. Факторы среды"

Урок по теме "Среды обитания организмов. Факторы среды" .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе "Среды жизни".

Открытый урок: "Среда обитания компьютерных вирусов. Пути и механизмы распространения."

Урок разрабатывался по предмету Программное обеспечение для специльности Оператор ЭВМ.

Приспособленность организмов к среде обитания возникает в ходе эволюции для разрешения ими экологических проблем, имеющих место в определённой среде. Она изменяется, совершенствуется, порой исчезает. Вырабатывание адаптации позволяет достичь соответствия строения, поведения, физиологии существ условиям среды и образу их жизни. Приспособления служат основанием для исчезновения и появления органов, дивергенции и формирования новых биологических видов, усложнения конструкции.

Что такое приспособленность

В биологии под ней понимают спектр характерных черт приспособленности организмов к среде, позволяющих выживать в конкретных условиях и продолжать род.

Пингвин с пингвиненком

На адаптированность к возникающим условиям оказывает воздействие эволюция. Но она изменяется, в связи с чем любые приспособительные черты относительны.

Виды приспособленности организмов

Морфологические адаптации

Они заключаются в особенностях строения. У Дарвина излюбленным примером адаптации был дятел, который способен лазать по стволам деревьев и вылавливать насекомых в трещинках.

Дятел

Разная форма клювов (влияет метод питания).

Строение ног у различных видов крылатых (у водоплавающих они снабжены перепонками для плавания, бегающие виды птиц имеют очень сильные ноги).

Тело акулы в виде торпеды обеспечивает ей высокие гидродинамические характеристики.

Густота шерстяного покрова у животных севера, защищающая от сильного холода (як).

Плоское тело придонных рыб, которое помогает им передвигаться по дну (морские коровки).

Гибкость тела у норных, позволяющее добывать пищу в узких, малых полостях (хорёк).

В тундре и горных регионах растения часто обладают стелющимися формами либо они напоминают подушки, что обеспечивает организмам устойчивость к резким ветряным порывам. В зимний период они с лёгкостью способны укрываться снежным покровом и им не страшен сильнейший мороз.

Отдельным животным присущ яркий окрас (тигр). Подобная окраска похожа на чередование света и тени в окружающей среде и придаёт им малозаметность в зарослях. Покровительственной окраской обладает множество видов насекомых. Незаметны в снегу белые медведи, на фоне пустыни – ящерицы жёлтого окраса.

Исходя из условий освещения могут изменять окрас хамелеоны.

Предостерегающая окраска. Обычно подобный окрас свойственен жалящим насекомым.

Предупреждающая окраска как подражание неродственным видам (многие неопасные змеи сильно схожи с ядовитыми).

Маскировка – похожесть формы тела на объекты природы, дающая возможность спасаться от хищников. Например, почти нельзя различить в водорослях рыбу-иглу.

Физиологические адаптации

Они способствуют незамедлительной реакции живого организма на действие негативного фактора среды.

Медведь

Возможность поддерживать относительно постоянную температуру тела позволила теплокровным организмам занять экологические ниши, которые недоступны для обитателей тропиков, Заполярья, пустыни. Такая способность – результат теплопродукции и теплоотдачи.

Особенная белково-липидная структура существ, обитающих при очень низких либо высоких температурах, позволяет им жить в условиях с подобными температурными режимами.

Многие организмы могут выделять разные вещества, служащие для нападения и защиты. Например, основной особенностью крапивы является её жгучесть. Это механизм защиты от травоядных. Сюда же относятся пахучие жидкости клопов, яды скорпионов, пауков, змей.

Излучение является основным методом тепловой отдачи у террариумных животных (змеи). Ультрафиолетовые лучи также являются мощным дезинфицирующим фактором.

Филин ночью

Инфракрасное зрение необходимо совам и оленям для ночной охоты или поиска пищи.

Организмы, живущие в средах с крайне высоким уровнем ионизирующего излучения, приобрели радиорезистентность (экстремофилы).

В жару главным методом отведения излишней теплоэнергии служит испарение жидкости. У самцов некоторых видов добавочно предусмотрено её испарение со слизистой полового члена (верблюды, слоны, ослы). При некомфортном для организма повышении температуры окружающей среды, у животных наблюдается одышка.

При кратковременном влиянии пониженных температур на животных, для которых мороз – не типичная среда (песчанки), их дыхание учащается из-за усиленного обмена веществ и теплопродукции. Но при долгом нахождении в подобных условиях у них происходит постепенное замедление дыхания.

Относительный характер приспособленности

Признаки определяются конкретными условиями среды. Так, на суше рыба не способна к дыханию, так как не происходит поступление кислорода в жабры. Зелёный окрас насекомых служит спасением от птиц и животных лишь при их нахождении на зелёных частях растения.

Ласточка

Слаборазвитые ноги и удлинённые крылья ласточки хотя и очень помогают ей при полёте, но будут существенным недостатком при передвижении птицы по земле.

Адаптации, защищающие от одного вида, не смогут спасти от иного. К примеру, панцирь степной черепахи спасает от множества хищников, но не защитит её от некоторых хищных птиц, которые сбрасывают животное с какой-либо высоты. Колючки ежа не смогут спасти его от хищников, если те бросят его в воду. Ядовитые змеи беззащитны перед мангустами.

Белая куропатка

Белую куропатку, которую сложно заметить на белом снегу, поможет выявить тень. Организмы с новыми признаками, действующими в конкретном промежутке времени, могут легко погибнуть, выйдя за диапазон. Продолжают жить лишь особи, приспособившиеся к изменённой среде при естественном отборе.

Читайте также: