1 склонение имен существительных конспект
Обновлено: 07.07.2024
1, 2, 3 склонение имён существительных различают по родовой принадлежности слова и окончанию в форме именительного падежа единственного числа. Рассмотрим, как определить 1-е, 2-е, 3-е склонение существительных.
Склонение является постоянным грамматическим признаком имени существительного. Большинство слов этой самостоятельной части речи имеют грамматическую категорию 1, 2 или 3 склонения.
Чтобы понять, какое склонение имеет слово, обозначающее предмет, определим его родовую принадлежность. В русском языке все существительные, употребляющиеся в форме единственного числа, имеют один из трех родов:
- мужской род (он, мой) папа, лагерь;
- женский род (она, моя) девочка, песня;
- средний род (оно, моё) крыльцо, пение.
Начальной формой имени существительного является именительный падеж единственного числа. В соответствии с родовой принадлежностью и окончанием начальной формы слова́ этой самостоятельной части речи относят к 1, 2 или к 3 склонению.
1 склонение существительных
Первое склонение объединяет имена существительные мужского и женского рода с твердой или мягкой основой, которые имеют окончание -а/-я в начальной форме.
Посмотрим, как изменяются по падежам и числам существительные 1 склонения.
В русском языке слов мужского рода первого склонения немного:
и все короткие мужские имена такие, как Коля, Толя, Ваня, Саня, Федя, Яша, Витя и пр.
Большую часть 1 склонения составляют одушевленные и неодушевленные существительные женского рода:
В русском языке имеются существительные с окончанием -а/-я, которые обозначают носителей каких-либо качеств:
В одной и той же грамматической форме они могут обозначать как лиц мужского, так и женского пола:
Это существительные общего рода, которые в соответствии с их грамматической формой отнесём к первому склонению.
Особенности склонения существительных на -ия
Отметим особенности склонения существительных женского рода с конечным буквосочетанием -ия:
У таких слов в форме дательного и предложного падежа окончание -и, а не -е, как у большинства существительных первого склонения.
Сравним:
- и. п. (что?) серия, трава
- р. п. нет (чего?) серии, травы
- д. п. добавим (к чему?) к се́ри и , траве́
- в. п. посмотрю (что?) серию, траву
- т. п. интересуюсь (чем?) серией, травой
- п. п. сообщу (о чём?) о се́ри и , о траве́
2 склонение существительных
- замок , крот , мороз , балкон , подъезд , пароль ;
- шил о , крыл о , гор е , имени е , ружь ё .
Некоторые существительные мужского рода второго склонения имеют мягкую основу, которая оканчивается буквосочетаниями -ий, -ей, -ой, -ай:
- жребий , гербарий , калий , дельфинарий ;
- воробей , хоккей , суховей , лицей ;
- рой , строй , конвой , слой , отбой ;
- май , край , попугай , каравай , обычай .
Посмотрим, как изменяются по падежам и числам существительные второго склонения.
Обратим внимание на особенности склонения существительных, заканчивающихся сочетанием -ий, -ие.
Особенности склонения существительных на -ие, -ий
Ко второму склонению принадлежит большая группа существительных среднего рода с конечным буквосочетанием -ие:
- и. п. (что?) созна́ние, соля́рий, крыльцо́
- р. п. нет (чего?) созна́ния, соля́рия, крыльца́
- д. п. дам (чему?) созна́нию, соля́рию, крыльцу́
- в. п. видим (что?) созна́ние, соля́рий, крыльцо́
- т. п. горжусь (чем?) созна́нием, соля́рием, крыльцо́м
- п. п. сообщаю (о чём?) о созна́ни и , о соля́ри и , о крыльце́
- Мар и я — к Мар ии , о Мар ии ;
- гербар и й — в гербар ии ;
- сиян и е — о сиян ии .
3 склонение существительных
3 склонение объединяет существительные женского рода, которые заканчиваются мягким согласным или шипящим, с нулевым окончанием в начальной форме:
- гавань , фасоль , запись , болезнь , площадь , пригарь ;
- гуашь , пустошь , горечь , помощь , упряжь , молодежь .
После шипящих согласных пишется мягкий знак, который указывает на женский род слова и его принадлежность к третьему склонению в отличие от слов мужского рода второго склонения (багаж, борщ, обруч).
В формах трех падежей единственного числа, родительном, дательном и предложном, существительные третьего склонения имеют одинаковое окончание -и (у пристани, к пристани, о пристани).
Склонение | Род | Окончание | Примеры |
---|---|---|---|
Первое | мужской | -а, -я | юнош а дяд я |
женский | птиц а земл я | ||
Второе | мужской | нулевое | отец день |
средний | -о, -е | зерн о счасть е | |
Третье | женский | нулевое | дочь рожь |
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
Предметные умения:
научатся определять склонение имён существительных.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир
Формы работы
Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах
экран, компьютер, мультимедийный проектор; задания для групповой работы; наглядный материал
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок русского языка в 4 классе по теме
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: познакомить со склонением имён существительных;
познакомить с признаками имён существительных 1-го склонения;
научить распознавать имена существительные 1-го склонения;
Планируемые результаты
Предметные: находить в тексте имена существительные 1-го склонения;
изменять форму имён существительных 1-го склонения в предложении.
Метапредметные : распознавание темы урока;
отбирать информацию и делать вывод.
Личностные: проявлять интерес к предмету.
Организационный момент.
Чистописание
- Напишите буквы а и я.
Придумайте и запишите слова, в которых эти буквы находятся на конце (мама, папа, земля, звезда и т. д.)
Что общего у этих слов кроме окончания? ( Они относятся к мужскому или женскому роду )
-Прочитайте слова и постарайтесь их запомнить.
слайд 3-5
Беседа, тарелка, газета, кастрюля, победа, оборона.
-Напишите слова по памяти и выделите окончания.
-Что между ними общего?
( Это имена существительные с окончанием -а или -я.)
4. Самоопределение к деятельности
Посуда стояла на лавк… и на печ…. .
слайд 6
- Разберём это предложение по членам предложения. Выпишем словосочетания. Мы видим, что на лавке и на печи однородные члены предложения?
- Какие окончания в словах на лавке и на печи? Почему они разные? От чего зависят окончаниях существительных?
(От рода, от числа, от падежа).
- Почему у этих слов, стоящих в ж.р., в ед. ч., в П. п., разное окончание?
(Ответы детей)
Просто есть ещё одна грамматическая категория, о которой мы не говорили, но от которой зависит окончания существительных. Эта грамматическая категория называется склонением.
Актуализация знаний
- Давайте проведём исследование и просклоняем имена существительные по рядам.
Первый ряд - первую группу слов,
второй - вторую,
а третий - третью.
- Сделаем вывод:
у каждой группы слов свои окончания. Все слова русского языка можно разделить на три группы по типу склонения.
- Сегодня мы поговорим об именах существительных первого склонения .
Выполняется детьми самостоятельно.
Что общего между этими именами существительными?
(Они относятся к женскому или мужскому роду и имеют окончания -а или -я.)
Это и есть имена существительные первого склонения – Давайте, ребята, прочитаем Правило Тетушки Совы - на стр. 90.
-Выпишите только имена существительные 1-го склонения. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.
пч.ла стол т.традь
л.са ябл.ня комар
стрекоза мышь мышка
р.чник цвет цв.ток
Коля Николай олень
месяц вокзал Иван
б.гаж с.бака п.льто
зм.я тополь черемуха
Ваня Маша фонарь
Взаимопроверка
(Ребята работают в парах и ставят своему напарнику +(правильно) или - (неправильно).
Затем подводится итог и выставляется на полях количество правильно записанных слов.
-Подберите к именам существительным синонимы 1-го склонения
(Могут быть и другие варианты.)
Выполняется самостоятельно .
Взаимопроверка
(Ребята работают в парах и ставят своему напарнику +(правильно) или - (неправильно).
Затем подводится итог и выставляется на полях количество правильно записанных слов.
Домашнее задание: с.90, выучить правило, упр156. с лайд 11
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ КАРТОЧКИ.
7. Рефлексия слайд 12
Продолжите любую фразу:
Сегодня на уроке я понял.
Мне понравился урок, потому что.
Теперь я знаю, что.
-Спасибо за урок.
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam
- Курс добавлен 31.01.2022
- Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 608 320 материалов в базе
Материал подходит для УМК
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 22.11.2017 6207
- DOCX 43 кбайт
- 164 скачивания
- Рейтинг: 2 из 5
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Коловская Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы
Время чтения: 0 минут
Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование
Время чтения: 1 минута
В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ц е л ь: развивать умения различать существительные первого склонения, сравнивать ударные и безударные окончания существительных первого склонения.
Х о д у р о к а
I. Словарная работа.
1. Знакомство с новыми словарными словами.
1)
? Лексическое значение записано на доске: – разговор, обмен мнениями.
Отгадайте з а г а д к у и запишите отгадку:
Мирный, тихий разговор
Я веду с соседом.
Нет волненья, ясен спор –
Теплится… (беседа).
? Этимология. Учитель объясняет происхождение слова.
– Запишите поговорку, вставьте пропущенные буквы. Объясните ее смысл.
Б..седа д..рогу к..р..тает, а песня – р..боту.
2)
? Лексическое значение слова объясняет ученик.
– листок, который дает право пользоваться чем-либо, входить куда-нибудь.
? Этимология. Происхождение слова объясняет учитель.
3) .
? Лексическое значение слова объясняет ученик.
– здание для обслуживания пассажиров.
Ребус разгадывают учащиеся и записывают ответ в тетрадях.
4)
? Лексическое значение слова записано на доске.
– собрание однородных предметов.
5) .
? Лексическое значение слова объясняет ученик.
– 1) успех в бою; 2) успех в соревнованиях.
– Подберите к данному слову синонимы и антонимы.
(Синонимы: победить – одолеть, взять верх.
Антонимы : победа – поражение, проигрыш.)
6)
? Лексическое значение слова записано на доске.
– сельскохозяйственная машина, которая отделяет зерно от шелухи.
2. С л о в а р н ы й д и к т а н т.
Учащиеся записывают слова под диктовку и обозначают род имен существительных.
Завод, металл, библиотека, электричество, железо, хозяйство, адрес, инженер, иней, автомобиль, костер.
II. Формирование новых знаний. Ознакомление с существительными 1-го склонения.
Выполнение упражнения 41.
– Что общего у этих существительных? (Единственное число, именительный падеж.)
– Какие окончания у этих существительных?
– Прочитайте сведения о языке на с. 85. К какому склонению относятся эти существительные?
Н а д о с к е записаны словосочетания.
Пробежал через рощу, висит на стене, пригнул к земле, подошел к папе.
– Подчеркните существительные. Обозначьте их падеж. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы узнать, относятся ли они к 1-му склонению?
– Прочитайте правило в рамке на с. 86. Верно ли вы рассуждали?
III. Первичное закрепление.
В ы п о л н е н и е упражнения 42 самостоятельно с последующей проверкой.
IV. Сравнение ударных и безударных окончаний имен существительных 1-го склонения.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 43.
– Рассмотрите таблицу. Что содержится в таблице?
– Какое склонение у данных существительных? Почему вы так думаете?
– На какую часть слова падает ударение?
– В данной таблице просклоняли существительные 1-го склонения с ударными окончаниями.
– Прочитайте задание под таблицей.
2. Упражнение 45 учащиеся выполняют по заданию учебника.
– Что общего у данных существительных? (1-е склонение, женский род.)
– Чем они отличаются? (Типом основы. Луна, Земля – ударные окончания, Венера, певунья – безударные.)
– Сравните написание ударных и безударных окончаний имен существительных. Какой вывод можно сделать?
– Прочитайте правило в рамке на с. 89. Верно ли вы предполагали?
V. Закрепление.
1. Учащиеся выполняют письмо по памяти по тексту упражнения 44.
Предварительная подготовка учащихся включает:
1) Прочтение стихотворения.
2) Нахождение существительных 1-го склонения в Д. и П. падежах.
3) Запоминание одного отрывка для записи.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие существительные относятся к 1-му склонению?
– Как проверить правописание безударных окончаний существительных 1-го склонения?
Читайте также: