Дисперсные системы 11 класс химия конспект урока и презентация

Обновлено: 05.07.2024

1 Урок химии, 11 класс, УМК О.С.Габриеляна Дисперсные системы

2 Смеси веществ истинные растворы дисперсные системы

3 Растворы- это гомогенные (однофазные) системы, состоящие из двух и более компонентов (составных частей) и продуктов их взаимодействия. Например: раствор серной кислоты состоит из растворителя – воды, растворённого вещества – кислоты и продуктов их взаимодействия – гидратированных ионов: H +, HSO 4 -, SO 4 2-.

4 Растворы твердые дуралюмин газообразные воздух жидкие раствор поваренной соли в воде

5 Растворы Молекулярные Молекулярно- ионные Ионные

6 Раствор медного купороса

7 Дисперсные системы – гетерогенные (неоднородные) системы, в которых одно вещество в виде очень мелких частиц равномерно распределено в объёме другого.

9 Дисперсные системы состоят как минимум из двух компонентов: 1. которая играет роль растворителя и, следовательно, является непрерывной фазой; 1. дисперсионной среды, которая играет роль растворителя и, следовательно, является непрерывной фазой; 2. дисперсной фазы, играющей роль растворённого вещества.

10 -. - Дисперсная фаза - вещество, которое присутствует в дисперсной системе в меньшем количестве. Дисперсионная среда - вещество, которое в дисперсной системе находится в большем количестве. Дисперсионная среда Дисперсная фаза

11 Дисперсная система Агрегатное состояние дисперсионной среды дисперсной фазы Чугунтв Плазма кровижж Известковый раствор тв Облакагж Освежитель воздуха, выпущенный из баллончика гж Классификация дисперсных систем по агрегатному состоянию образующих их веществ

12 Дисперсная система Агрегатное состояние дисперсионной среды дисперсной фазы Молокожж Кирпичтвг Эмалевая краскажж Нефтьжг Дымгтв Классификация дисперсных систем по агрегатному состоянию образующих их веществ

13 Дисперсные системы грубодисперсные- р.ч. >100 нмэмульсиисуспензииаэрозоли тонкодисперсные (коллоидные)- р.ч нм гели золи Классификация дисперсных систем по величине частиц, составляющих дисперсную фазу

14 Эмульсия – это дисперсная система с жидкой дисперсионной средой и жидкой дисперсной фазой (прямая, обратная). Суспензия – это дисперсная система с жидкой дисперсионной средой и твердой дисперсной фазой (паста, взвесь). Аэрозоли – это дисперсная система, в которой дисперсионной средой является газ, а дисперсной фазой – жидкость.

15 Эмульсии: водоэмульсионные краски

19 Суспензии: планктон в морской воде

20 Суспензии: ил в морской или речной воде

23 Аэрозоль: пыль в воздухе

24 Аэрозоли для борьбы с насекомыми

25 Применение аэрозолей Наполнители Катализаторы Пигменты Компоненты высокоэнергетических топлив Медицина (лечение дыхательных путей) Ветеринария Сельское хозяйство В повседневной жизни

26 Гель – это студенистый, не текучий раствор. Золь – это подвижный текучий коллоидный раствор. К золям относят кровь, лимфу, цитоплазму.

27 пищевые косметические биологические минеральные медицинские Классификация гелей

29 Природные гели: тело медузы

30 Природные гели: сухожилия

31 Коллоидные растворы: кровь и лимфа

34 Эффект Тиндаля - рассеяние света при прохождении светового пучка через оптически неоднородную среду. Обычно наблюдается в виде светящегося конуса (конус Тиндаля), видимого на тёмном фоне. Назван по имени открывшего его Дж. Тиндаля.. Слева – раствор крахмала, справа - вода

35 Роль дисперсных систем Для химии наибольшее значение имеют дисперсные системы, в которых средой является вода и жидкие растворы. Природная вода всегда содержит растворённые вещества. Природные водные растворы участвуют в процессах почвообразования и снабжают растения питательными веществами. Сложные процессы жизнедеятельности, происходящие в организмах человека и животных, также протекают в растворах. Многие технологические процессы в химической и других отраслях промышленности, например получение кислот, металлов, бумаги, соды, удобрений протекают в растворах.

Звучит припев из песни Вячеслава Добрынина “Синий туман”.

Учитель: какое отношение к изучаемому материалу может иметь эта песня?

На прошлом уроке мы рассматривали взаимодействие между отдельными атомами, приводящее к их соединению в молекулы, образованные относительно небольшим числом атомов.

Состояние материи – химическое вещество – появляется, когда соединяется много частиц: атомов, молекул, ионов. Характер связи между ними имеет свои специфические черты.

Мы живем в мире дисперсных систем. Посмотрите внимательно вокруг себя. Туман, пыль, снег – все это не только случайные маленькие неприятности, но и примеры дисперсных систем.

Большинство веществ окружающего нас мира, составляющих ткани живых организмов, гидросферу, земную кору и недра, космическое пространство часто представляют собой вещества в раздробленном, или, как говорят, дисперсном, состоянии. Диспергирование означает раздробление. Поэтому цель нашего сегодняшнего урока – составить представление о дисперсных системах, их месте в природе и жизни человека, научиться характеризовать их свойства, объяснять причины большей или меньшей устойчивости.

Итак, что же такое ДС? (Презентация. Слайд 3)

Диспе́рсная систе́ма – это смесь, состоящая как минимум из двух веществ, которые совершенно или практически не смешиваются друг с другом и не реагируют друг с другом химически.

ДС включает в себя два обязательных компонента – это дисперсионная среда, в объеме которой распределены частицы (дисперсная фаза), которые могут быть твердыми, капельками жидкости или пузырьками газа.

Наибольшее значение в практике имеют ДС, в которых средой являются вода или другие жидкости, о них мы и поговорим подробнее.

Первое из веществ (дисперсная фаза) мелко распределено во втором (дисперсионная среда). (Запись в тетради)

Посмотрите на табл. 1 стр. 37. Составьте схему, отражающую виды ДС на основе таблицы, укажите размер частиц в каждой ДС. Давайте сравним ваши записи, сравним полученные результаты. (Слайд 4)

Истинные растворы, в которых в-во раздроблено до мельчайших частиц (молекул или ионов) размерами менее 1 нм, мы изучали ранее, поэтому сегодня сосредоточим внимание на других ДС.

Тонкодисперсные системы с размером частиц 1–100 нм. также называют коллоидными системами (растворами) или золями (Слайд4). В зависимости от природы дисперсионной среды, золи подразделяют на твердые золи, аэрозоли (золи с газообразной дисперсионной средой) и лиозоли (золи с жидкой дисперсионной средой).

Используя таблицу учебника, выделите отличительные черты коллоидных растоворв.

Предполагаемый ответ: Коллоидные частицы настолько малы, что не задерживаются обычными фильтрами, не оседают под действием силы тяжести.

Учитель: Коллоидные системы (коллоиды, др.-греч. ) – дисперсные системы, промежуточные между истинными растворами и грубодисперсными системами – взвесями и эмульсиями. Коллоидные частицы (мицеллы) не видны в обычный микроскоп, содержат 103–109 атомов, они крупнее молекул, но простым глазом их увидеть все же нельзя, т.е. по виду растворы не различимы (Слайд 5). Но такая необходимость возникает в практической деятельности. Как же отличить коллоидный раствор от истинного?

Коллоидные растворы можно распознать, если осветить их фонарем сбоку: они кажутся мутными (Слайд 6). Мелкие частицы, входящие в состав коллоидного раствора, становятся видимыми, так как рассеивают свет ("эффект Тиндаля"). Размеры и форму каждой частички определить нельзя, но все они в целом дадут возможность проследить путь света. Причем, в зависимости от величины коллоидных частиц, луч света может быть параллельным, а может иметь форму конуса (т.н. “конус Тиндаля”).

Учащиеся уточняют и дополняют схему, составленную по табл. 1стр. 37 учебника.

Учитель: Из физики вы знаете, что частицы в растворе находятся в непрерывном движении. Почему при взаимных столкновениях коллоидные частицы не слипаются? Найдите ответ на вопрос на стр. 40 учебника.

Предполагаемый ответ: Коллоидные частицы (мицеллы) не слипаются, т.к. адсорбируют на своей поверхности заряженные частицы. Частицы с одноименными зарядами взаимно отталкиваются и поэтому не слипаются.

  • Положительный заряд имеют гранулы гидроксидов Fe(OH)3, Al(OH)3, Cr(OH)3, Ti(OH)3 и др.
  • Отрицательный заряд имеют гранулы некоторых гидроксидов, оксидов MnO2, SnO2, SiO2, золи кремниевой кислоты, сульфидов As2S3, PbS и других, коллоиды серы S и высокодисперсных металлов Au, Ag, Pt, а также глинистые коллоиды и гуминовые кислоты почвы.

Можно ли искусственно вызвать слипание частиц коллоидного раствора? Как и для чего это можно сделать?

Предполагаемый ответ: При кипячении происходит десорбция ионов, частицы укрупняются и осаждаются – идет коагуляция коллоида. К таким же последствиям приводит и приливание электролита.

Учитель: Объясните, почему?

Предполагаемый ответ: Коллоидные частицы теряют заряд, начинают укрупняться и оседают. Пример – створаживание молока.

Если учащиеся затрудняются с ответом, учитель рекомендует обратиться к разделу “Знаете ли вы, что…” на стр. 40.

Учитель: Некоторые золи при осаждении увлекают за собой жидкую фазу (иногда даже полностью), образуя с водой общую массу. Подобные осадки называются гелями, или студнями. Чтобы было легче представить себе, что такое гель, приведем примеры бытовых гелей – желе, мармелад, яичный белок, студень.

Гелями могут быть дисперсные системы с жидкой и газообразной дисперсионной средой. Гели обладают одновременно свойствами жидкости и твердого тела. Как жидкости, гели текучи и пластичны, хотя они могут сохранять форму, как твердые тела, и могут быть сравнительно прочны и упруги. Эти свойства гелей обусловлены существованием в них пространственной сетки, образованной частицами дисперсной фазы, связанными между собой силами различной природы. Состояние жидкости в гелях непрочное. Они сравнительно легко изменяют свой объем при поглощении или отдаче дисперсионной среды. С течением времени из геля самопроизвольно выделяется жидкая фаза и объем геля уменьшается. Это явление называется синерезисом, или старением геля. (Запись в тетради).

Стекловидное тело, заполняющее всю внутренность глаза, хрусталик и роговая оболочка – это гели (полимерный компонент – белки). (Слайд 7). При старении геля хрусталика происходит его помутнение, выделение частиц золя, человек видит предметы размытыми (катаракта).

Рубиновые стекла, аморфные минералы, образовавшиеся в водных растворах и содержащие переменное количество воды, относятся к твердым гелям.

Драгоценный камень агат SiО2•nН2О – типичный твердый минеральный гель, встречающийся в отложениях теплых источников, образуется так же в результате синерезиса (Слайд 8).

Мы достаточно подробно рассмотрели коллоидные р-ры, теперь давайте поговорим о грубодисперсных системах (слайд 9).

Какие виды ДС относятся к грубодисперсным? (Слайд 9)

Вспомните определение ДС.

На схеме мы видим два сосуда с ДС, дисперсионная среда в них – жидкость, дисперсная фаза в первом случае – жидкая, во втором – твердое в-во. В случае двух несмешивающихся жидкостей мы имеем эмульсию, в случае жидкости и нерастворимого в ней твердого в-ва – суспензию. Перед вами – примеры грубодисперсных систем (слайд 10).

Каков размер частиц в грубодисперсных системах и как это отражается на их свойствах, например, устойчивости?

Предполагаемый ответ: размер частиц более 100 нм это обеспечивает возможность расслаиваться. Например, оседание взвеси ила в речной воде, отстаивание сливок на молоке.

Посмотрите на составленные вами схемы. Закрыв тетрадь, воспроизведите информацию.

Выполните задания: (Слайд 11)

  1. Превратите крупную австралийскую птицу – страуса, в жидкость со взвешенными в ней частицами другой жидкости. (Эму – эмульсия.)
  2. Как превратить атолл Роз в газ со взвешенным в нем мельчайшими частицами?(Роз – аэрозоль.)
  3. Название какого раствора начинается с самой низшей школьной оценки?(Коллоидный – кол.)
  4. Из названий степного грызуна и города – областного центра черноземной зоны России составьте название жидкости со взвешенными в ней твердыми частицами.(Суслик, Пенза – суспензия)

Вы усвоили, что такое дисперсные системы, какие они бывают.

Чего не хватает в ваших ответах? Правильно, ваши ответы необходимо дополнить примерами дисперсных систем. Это мы сейчас и будем делать. Вам предстоит просмотреть слайды с изображениями, выполнить предложенное задание и оформить результаты наблюдений в наиболее удобной для этого форме. (Слайды 13–20) Наиболее удобная для сравнения форма – таблица. Предложите, как она должна выглядеть (слайд 12).

Назовите ДС, представленные на слайде. Что в них общее? (по каждому слайду)

Ведется демонстрация слайдов. При ответах учитель обращает внимание на необходимость использования в речи терминов “ дисперсионная среда, дисперсная фаза”, на количество различных сочетаний среда – фаза по агрегатным состояниям, предлагает подумать, как это можно оформить графически.

Пример оформления таблицы:

фаза среда Газ (пузырьки) Жидкость (капли) Твердые частицы
Газообразная _________ Туман, облака, аэрозоли. Пыль, дым.
Жидкая Пены, лимонад. Лимфа, молоко, эмульсия жира. Желе, взвесь глины, лекарства.
Твердая Кирпич, снег, пористый шоколад. Грязи, мази, губная помада. Горные породы, чугун, цветные стекла.

Сравним результаты (Слайд 21).

Учитель: Чем же обусловлено многообразие дисперсных систем?

Предполагаемый ответ: Многообразие дисперсных систем обусловлено тем, что образующие их среды и фазы могут находиться в любом из трех агрегатных состояний.

Познакомившись с многообразием ДС, вспомним явления, которые происходят с ними, т.к. они нередко встречаются в окружающей нас действительности и их необходимо учитывать при использовании ДС.

Учащиеся должны назвать: эффект Тиндаля, синерезис, коагуляцию коллоидов, расслаивание эмульсий и суспензий.

Учитель: еще одно важное св-во ДС – вещество в дисперсном состоянии стремится поглотить другие вещества. Подумайте и приведите пример всем известного вещества из домашней или нашей школьной аптечки, которое в мелкодисперсном состоянии (суспензия) применяется при отравлениях. (активированный уголь)

Для проверки усвоения материала проводится тест “Дисперсные системы”

Учитель: Охарактеризуйте место ДС в природе и жизни человека.

Предполагаемый ответ: ДС занимают огромное место в жизни природы в целом и человека в частности. Образно говоря, мы живем в мире ДС и состоим из них. (Запись в тетради как итог урока.)

Домашнее задание (Слайд 30).

Рефлексия: выходя из кабинета, поместите смайлик в один из секторов, расчерченных на доске.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Химия, 11 класс

Урок № 6. Дисперсные системы

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: у рок посвящён изучению истинных растворов и дисперсных систем: способам выражения концентрации растворов, видам дисперсных систем, их свойствам, способам коагуляции золей, строению гелей.

Аэрозоль – грубодисперсная система, в которой твёрдые или жидкие частицы размером более 10 -3 см равномерно распределены в газообразной среде.

Гель – полутвёрдая трёхмерная ячеистая структура, каркас которой образован коллоидными частицами, а в прослойках между частицами удерживается дисперсионная среда.

Грубодисперсная система – дисперсная система, в которой размер частиц дисперсной фазы более 10 -3 см.

Дисперсионная среда – сплошная фаза, составная часть дисперсной системы, в которой равномерно распределены частицы дисперсной фазы.

Дисперсная система – гетерогенная система, состоящая, как минимум, из двух фаз, одна из которых мелко раздроблена и равномерно распределена в другой, сплошной фазе.

Дисперсная фаза – мелко раздробленные частицы, равномерно распределённые в дисперсионной среде.

Гетерогенная система – неоднородная система, в которой компоненты находятся в разных фазах и между ними существует видимая граница раздела фаз.

Гомогенная система – однородная система, все компоненты которой находятся в одной фазе, граница раздела фаз между компонентами отсутствует.

Золь (коллоидный раствор) – тонкодисперсная система, в которой твёрдые частицы дисперсной фазы размером 10 -7 – 10 -5 см равномерно распределены в жидкой среде.

Истинный раствор – гомогенная система, состоящая из двух или более компонентов, состав которой в определённых пределах можно изменять без нарушения однородности.

Коагуляция – процесс слипания коллоидных частиц в более крупные агрегаты.

Опалесценция – изменение окраски бесцветного коллоидного раствора с желтоватой в проходящем свете на голубую в отраженном свете.

Седиментация – процесс оседания крупных частиц дисперсной фазы.

Суспензия – грубодисперсная система, в которой твёрдые частицы размером более 10 -3 см равномерно распределены в жидкой дисперсионной среде.

Фаза – часть системы, однородная по составу и свойствам, отделённая от окружающей среды видимой границей раздела.

Электрофорез – движение коллоидных частиц золя в постоянном электрическом поле к одному из электродов.

Эмульсия – грубодисперсная система, в которой одна жидкая фаза в виде отдельных мелких капель равномерно распределена в другой жидкости, при этом жидкости взаимно нерастворимы.

Эффект Тиндаля – образование светлого конуса в отраженном свете при прохождении через дисперсную систему луча света.

Основная литература: Рудзитис, Г. Е., Фельдман, Ф. Г. Химия. 10 класс. Базовый уровень; учебник/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г, Фельдман – М.: Просвещение, 2018. – 224 с.

Дополнительная литература:

2. Рудзитис, Г.Е. Химия. 10 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций. Углублённый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М. : Просвещение. – 2018. – 352 с.

Открытые электронные ресурсы:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Истинные растворы

Истинным раствором называется гомогенная система, состоящая из нескольких компонентов, состав которой в определённых пределах можно менять без нарушения однородности.

Растворимостью называется такое количество вещества, которое можно при данной температуре растворить в 100 г растворителя. Абсолютно нерастворимых веществ в природе не существует.

Молярная концентрация показывает количество растворённого вещества в 1 литре раствора. Сокращенно молярная концентрация, или молярность, обозначается буквой М, например, 1 М – один моль на литр. моль/л.

Для того, чтобы найти молярную концентрацию по величине известной массовой доли, необходимо знать плотность раствора. При этом массовая доля должна быть выражена не в процентах, а в долях, а плотность – в г/л.

, моль/л.

С истинными растворами мы постоянно встречаемся в жизни. Пьём чай с сахаром, консервируем овощи. В сельском хозяйстве используют растворы минеральных удобрений и средств для борьбы с вредителями и болезнями растений. Растворы используют в промышленности, в медицине, в учебных и научно-исследовательских химических лабораториях.

Дисперсные системы

Дисперсной называется гетерогенная система, состоящая, как минимум, из двух фаз, одна из которых мелко раздроблена и равномерно распределена во второй, сплошной фазе. В отличие от истинных растворов, дисперсная система неоднородна, а между составляющими её фазами всегда существует граница раздела. Мелкораздробленная фаза называется дисперсной фазой, а сплошная фаза – дисперсионной средой. В зависимости от размера частиц дисперсной фазы различают грубодисперсные (размер частиц больше 100 нм) и тонкодисперсные (от 1 до 100 нм), или коллоидные системы. Если размер частиц дисперсной фазы становится меньше 1 нм, система перестает быть гетерогенной, образуется истинный раствор. В истинном растворе вещество раздроблено до отдельных молекул или ионов. В зависимости от агрегатного состояния дисперсной фазы и дисперсионной среды дисперсные системы разделяют на суспензии, эмульсии, пены и аэрозоли. В суспензии твёрдые частицы распределены в жидкости. Эмульсия состоит из мелких капель жидкости, равномерно распределённых в другой жидкости, причем эти жидкости взаимно нерастворимы. Пена – это мелкие пузырьки газа в жидкости. Аэрозоль представляет собой газообразную среду, в которой распылены мелкие твёрдые или жидкие частицы.

Получение и свойства коллоидных растворов

Образование заряда на поверхности коллоидных частиц

Коллоидные частицы перемещаются в постоянном электрическом поле, так как они заряжены. Заряд на поверхности коллоидных частиц образуется по двум причинам. Одна из причин – адсорбция заряженных ионов на поверхности частиц дисперсной фазы. Огромное количество мелких частиц дисперсной фазы имеют большую суммарную поверхностную энергию. За счет этой энергии ионы из раствора, одноименные с частицами дисперсной фазы, притягиваются к поверхности, в результате коллоидные частица приобретают заряд. Например, коллоидная частица хлорида серебра, полученная в избытке ионов Cl - , имеет строение (mAgCl)·nCl - .

Другая причина образования заряда на поверхности коллоидных частиц – ионизация нерастворимых молекул. По такому механизму образуется заряд на поверхности коллоидных частиц золя кремниевой кислоты. Полярные молекулы воды отрывают от поверхностных молекул кремниевой кислоты ионы водорода, в результате на поверхности коллоидной частицы остаются заряженные гидросиликат ионы, которые придают заряд коллоидной частице. Коллоидные частицы золя кремниевой кислоты имеют строение (mH2SiO3)·nHSiO3 - .

Для золей, как и для истинных растворов, характерно броуновское движение, а тяжёлые и крупные частицы грубодисперсных систем в броуновском движении не участвуют. Одноимённые заряды коллоидных частиц препятствуют их слипанию, поэтому золи длительное время остаются устойчивыми. Размеры частиц дисперсной фазы в грубодисперсных системах слишком большие, со временем они оседают – происходит седиментация.

Коагуляция коллоидных растворов

Если к золю добавить раствор электролита, произойдет нейтрализация заряда коллоидных частиц. Золь потеряет устойчивость, частицы начнут слипаться. Слипание коллоидных частиц называется коагуляцией. Коагуляцию можно вызвать длительным нагреванием золя, а также сливанием золей с противоположно заряженными частицами. Если коллоидные частицы слабо взаимодействуют с дисперсионной средой, то в результате коагуляции образуется осадок. Если коллоидные частицы хорошо взаимодействуют с растворителем, то они захватывают часть жидкости, в результате образуется гель. Гель – трёхмерная ячеистая структура, каркас которой образован коллоидными частицами, а в ячейках удерживается жидкость.

Дисперсные системы в природе и на службе у человека

Коллоидные растворы широко распространены в природе. Плазма крови, яичный белок, сырая нефть, речная и озёрная вода, почвенный раствор являются золями. Дисперсными системами являются облака, туман, дым, морская пена, молоко, газированная вода. В промышленности и быту человек использует эмульсионные краски, клеи, лаки, косметические и лечебные гели и шампуни. В пищевой промышленности дисперсными системами являются тесто, желе, студни, соусы, бульоны, мармелад, суфле. Без преувеличения можно сказать, что коллоидная химия – это химия реальных систем.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЙ ЗАДАЧ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Приготовление насыщенного раствора

Условие задачи : Для приготовления насыщенного раствора поваренной соли надо в 100 г воды растворить 36 г хлорида натрия. Какое количество (моль) поваренной соли будет растворено в 360 г насыщенного раствора? Ответ запишите с точностью до десятых долей.

Шаг первый : найдём массу насыщенного раствора соли, в котором растворено 36 г хлорида натрия. Для этого сложим массу растворителя и растворённого вещества:

Шаг второй : найдём массу хлорида натрия, которая содержится в 360 г насыщенного раствора. Для этого составим пропорцию:

В 136 г насыщенного раствора содержится 36 г хлорида натрия;

в 360 г такого же раствора содержится т г хлорида натрия.

т = (360·36) : 136 = 95,3 (г).

Шаг третий : вычислим молярную массу хлорида натрия:

М = 23 + 35 = 58 (г/моль).

Шаг четвертый : найдём, сколько моль хлорида натрия содержится в 95,3 г.

Для этого массу хлорида натрия разделим на его молярную массу:

95,3 : 58 = 1,6 (моль).

2. Расчёт объёма раствора, который можно приготовить из раствора известной концентрации

Условие задачи : Какой объём 0,25 М раствора NaOH можно приготовить из 200 мл раствора гидроксида натрия с массовой долей 12% и плотностью 1,13 г/см 3 ? Ответ запишите в мл в виде целого числа.

Шаг первый : найдём массу 200 мл 12%-ного раствора.

Для этого умножим объём раствора на его плотность:

Шаг второй : найдём массу гидроксида натрия, которая содержится в 226 г 12%-ного раствора.

Для этого составим пропорцию:

В 100 г раствора содержится 12 г гидроксида натрия;

в 226 г раствора содержится т г гидроксида натрия.

т = (226·12) : 100 = 27,12 (г)

Шаг третий : найдём количество моль гидроксида натрия, которое содержится в 27,12 г.

Для этого вычислим молярную массу гидроксида натрия:

М = 23 + 16 + 1 = 40 (г/моль).

Теперь разделим массу гидроксида натрия на его молярную массу:

27,12 : 40 = 0,68 (моль).

Шаг четвёртый : Найдём объём раствора, в котором это количество гидроксида натрия составит концентрацию 0,5 М.

4. Дисперсные системы состоят как минимум из двух компонентов:

дисперсионной среды, которая играет роль
растворителя и, следовательно, является
непрерывной фазой;
дисперсной фазы, играющей роль
растворённого вещества.

5. Состав дисперсной системы

6. Газ – газ

7. Газ – жидкость

8. Газ – твердое вещество

9. Жидкость – газ

10. Жидкость – жидкость

11. Жидкость – твердое вещество

12. Твердое вещество – газ

13. Твердое вещество – жидкость

14. Твердое вещество – твердое вещество

Дисперсные системы
с жидкой средой
Взвеси
Коллоидные
системы
Истинные
растворы
Суспензии
Золи
Молекулярные
Эмульсии
Гели
Ионные

16. Взвеси

Это дисперсные системы, в которых размер
частиц фазы >100 нм.
Это мутные системы, отдельные частицы
которых можно заметить невооруженным
глазом. Фаза и среда легко разделяются
отстаиванием.
Эмульсии
Среда и фаза – жидкости
Среда – жидкость,
фаза – твердое вещество

17. Эмульсии

18. Эмульсии в химической технологии

19. Суспензии

20. Коллоидные системы

Это такие дисперсные системы, в которых
размер частиц фазы от 100 до 1 нм.
Эти частицы не видны невооруженным
глазом, и фаза и среда отстаиванием
разделяются с трудом.
Коллоидные
растворы (золи)
Гели или студни

21. Коллоидные растворы или золи

22. Эффект Тиндаля

рассеяние света при прохождении светового
пучка через оптически неоднородную среду
Обычно наблюдается в виде светящегося
конуса (конус Тиндаля), видимого на тёмном
фоне

24. Коагуляция

Слипание коллоидных частиц и выпадение
их в осадок
Коагуляция играет важную роль во многих
технологических, биологических,
атмосферных и геологических процессах

25. Гели в пищевой промышленности

26. Гели в природе

27. Синерезис

Самопроизвольное уменьшение объема
геля, сопровождающееся отделением
жидкости
Биологический синерезис сопровождается
свертываемостью крови
Синерезис определяет
сроки годности пищевых,
медицинских и
косметических гелей

28. Истинные растворы

Это такие дисперсные системы, в которых
размер частиц дисперсной фазы не
превышает 1 нм.
Молекулярные
растворы
Это водные растворы
органических
соединений и слабых
электролитов
Ионные
растворы
Это растворы
сильных
электролитов

Читайте также: