Конспект по теме джаз 7 класс

Обновлено: 06.07.2024

В первой половине 20 века появилось новое направление в музыке – джаз. В нем смешались западноафриканская и западноевропейская музыка. Непростой ритм свидетельствует о том, что родиной джаза таки является Африка. Плюс к этому ритмичное топанье и похлопывание.

Сначала в джазе преобладали только мелодии черного континента. Но прошло 2 десятилетия, и он оброс заокеанскими мотивами, в основном американскими. Немного церковных напевов, немного жалобных мелодий – так появилось новое течение – джазовые мотивы.

Главная особенность данного направления – это сочинение музыкального произведения в момент исполнения, без предварительной подготовки. Вторая особенность – одновременное сочетание двух или нескольких рисунков. Эти особенности дают музыкантам легкость и умиротворение.

История развития джаза

Впервые джазовые композиции начали исполнять в Новом Орлеане, а затем он с быстротой молнии распространился по всей планете. Второй столицей джаза считается Чикаго. Здесь большой популярностью пользуются ночные выступления. Наиболее известным исполнителем джазовой музыки является Луи Армстронг.

В 30 – 40 гг. прошлого века джазовые небольшие коллективы сменились на крупные оркестры, исполняющие разнообразные танцевальные мелодии – свинг. Такие коллективы получили название – биг-бэнды.

Следующим этапом в развитии джазовой музыки считается биобоп. Этот стиль отличается очень быстрой мелодией, долгой импровизацией и сложными ритмическими рисунками. С 1950 г джаз начинает развиваться в двух направлениях:

  • возвращение к истокам – академическая музыка;
  • развитие биобоп, джаз-рок, фри-джаз.

В настоящее время джазовая музыка активно и энергично совершенствуется. Появилось большое количество жанров и направлений. Как и прежде музыкальные композиции впитывают интонации и мотивы всех континентов.

Доклад №2

Джаз – направление в музыке, которое берет свое начало в Африке, о чем свидетельствуют сложные ритмы. Джаз возник в начале XX века, из-за смешивания направлений европейской и африканской музыки.

Для этого направления характерны четкие ритмы и африканские мотивы, которые завезли чернокожие рабы в Америку еще в начале XVII века. А прибавив ко всему этому американские блюзовые мелодии, религиозные напевы и духовые оркестры получается новое направление, которое и назвали джаз.

Джаз зарождался в портовом городе Новом Орлеане. Появились коллективы, которые спонтанно создавали мелодии. Со своей музыкой они начали выступать в ресторанах, а потом и гастролировать по стране. Особо джаз прижился в Чикаго, где коллективы выступали в ночных заведениях.

Благодаря импровизации появилось большое количество разнообразных стилей джаза: блюз, свинг, бибоп, кул-джаз, хард-боп, соул-джаз, джаз-франк, джаз-рок, джаз-поп, фри-джаз, регтайм, буги-вуги.

Блюз – это родитель джаза. Блюз исполняли не только мужчины, но и женщины, которые очаровывали публику ночных заведений. Для блюза свойственны свободные и чувственные манеры исполнения, что очень хорошо получалось у солисток блюза.

Свинг – это западные танцевальные ритмичные мелодии, исполняемые оркестрами, которые получили название биг-бенды. В этом стиле звучали саксофоны, трубы, тромбоны, контрабас.

Бибоп – в основном исполняли чернокожие рабы, которые собирались в маленькие группы. Этот стиль представлял собой очень быструю ритмичную мелодию и непременной с импровизацией.

Кул-джаз – это более спокойный и сдержанный стиль, полная противоположность бибопу. При исполнении кул-джаза использовали симфонические инструменты.

Хард-боп – это продолжение стиля бибопа с нотками кул-джаза. Для него характерны черты блюзовой музыки с четким ритмом, которая сочетается с церковными мелодиями. Хард-боп исполняют с участием фортепиано и ударных инструментов.

Соул-джаз – это только музыка рабов. Здесь звучит африканский фольклор совместно с блюзовыми мотивами.

Фри-джаз – это свободный джаз. Здесь на первом месте импровизация. Отличается оригинальностью и чувственностью, новаторством и экспериментами.

Регтайм – это танцевальная музыка с четким ритмом-маршем. Из этого стиля возник знаменитый танец под названием фокстрот.

В настоящее время джаз успешно и быстро развивается, вбирая в себя новые звуки и мелодии, тем самым насыщая джаз новыми модными течениями.

Джаз

Рыбы достаточно разнообразная, многочисленная и интересная группа в природе. Они могут обитать как в больших морях и океанах, так и в маленьких озерах и реках. Своими размерами рыбы могут сильно удивить. Кто-то из них такой маленький,

Во всём мире существует большое количество разновидностей грызунов, в том числе около 100 видов мышей. Самые распространенные из них – это полевые, лесные и домовые мыши. Все они очень похожи, но всё же имеют различия. Данный доклад

Знаменитый русский писатель первой половины XIX века появился на свет в большой семье помещика недалеко от Миргорода, на хуторе Васильевка. В детские годы Николай Васильевич слушал истории путешествующих кобзарей, которые открывали ему страну

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: дать представление об истоках джаза, особенностях джазовой музыки; жанрах джаза.

Образовательные:

- знакомство с историей возникновения джазовой музыки, ее основными характеристиками;

- эмоциональное, осознанное, целостное восприятие музыки;

- формирование навыка слушания музыкальных произведений через активную творческую деятельность учащихся;

Развивающие:

- развивать умения учащихся анализировать, сопоставлять, делать выводы;

- развивать умение выражать свое отношение к музыке в процессе слушания, исполнения;

- совершенствовать вокально-хоровые навыки.

В оспитательные:

- формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;

- воспитывать интерес к предмету, самостоятельность при изучении новых знаний, потребность к самообразованию;

- воспитывать музыкальный вкус.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, самостоятельная.

Необходимое техническое оборудование: экран, проектор, компьютер.

Продолжительность реализации разработки урока - 45 минут.

Результаты обучения:

Предметная: эмоциональное осознание себя и окружающего мира; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий; формирование духовно-нравственных оснований

Личностная: Воспитывать и прививать эстетический вкус у учащихся, любовь к джазовой музыке. Воспитание позитивно отношения к искусству.

Метапредметная: Умение вести учебное сотрудничество на уроках с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. Умение работать с текстом, выделять главное. Совершенствовать навыки устной речи, навыки анализа текста. Развитие навыков слушания и понимания музыкального произведения.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: Ставить учебную задачу. Правильно оформлять и вести записи в тетради. Планировать свою деятельность. Адекватная оценка своей деятельности.

Общеучебные: Поиск необходимой информации. Составление конспекта выступления.

Логические: Формулировать выводы. Выделять главное.

Коммуникативные: Слушать друг друга. Вести диалог. Выступать перед аудиторией. Кратко формулировать свои мысли. Задавать уточняющие вопросы.

1. Организационный этап

Приветствие класса. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем друг - друга и наших гостей и начнем урок. Надеюсь, что сегодня на уроке вам будет интересно, и вы узнаете много нового. Желаю вам хорошо потрудиться.

2. Определение темы

Сейчас прозвучала музыка, как думаете что это за жанр?

У: скажите, а как эта музыка может быть связана с темой сегодняшнего урока?

Д : (ответы детей)

Д: речь пойдет о джазовой музыке.

3. Постановка цели, мотивация учебной деятельности, проблематика

Чтобы познакомиться с человеком, лучше его узнать, какие вопросы обычно ему задаём? - Как зовут? Когда родился? Откуда родом? Кто родители? Каков Ваш характер?

Чтобы узнать о джазе, зададим ему те же вопросы?

Итак, что вы хотите узнать о джазе?

- где зародился джаз?

- что главное в джазе?

- что лежит в основе джаза?

Ребята, вам предстоит работать в группах. Прежде чем выполнить задание, предложенное вам, или ответить, обсудите ваш ответ, решите, кто будет отвечать, прошу вас проявлять активность, не отсиживаться, т.к. оценивать вы свою работу будете сами. Посмотрите на листы, что лежат у вас на столе, впишите свои фамилии, и в соответствующей графе, после выполнения задания, выставляйте себе баллы от 3 до 5.

4. Открытие новых фактов, способов музицирования

Вы заметили, ребята, как я называю джаз? Я обращаюсь к нему мистер, как думаете, откуда он родом, из какой страны? Вы правы, из Америки. Но его родители – не американцы. (на слайде темнокожий музыкант)

Они приплыли в Америку на корабле. Посмотрите, вот на таком. Вокруг – безбрежная синева Атлантического океана, на голубом небе лёгкие, воздушные облака, тёплый ветер наполняет белоснежные паруса. За штурвалом стоит высокий красивый капитан в белом мундире с золотыми пуговицами. Какая красота!

Но из трюма доносятся стоны, кто же эти люди и почему они плачут? (на слайде негры- рабы)

Как вы думаете, какую музыку могли петь эти несчастные, какой характер у нее?

Конечно печальный. А какое содержание могло быть у этих песен? О чем пели рабы? О чем мечтали? Да, о свободе, о собственных землях.

А на чем играли негры – рабы? Где они взяли музыкальные инструменты? (играю на расческе) - Я исполнила такую грустную мелодию, а вы улыбаетесь! Что вас удивило? Мой музыкальный инструмент? А ведь гребёнки, обёрнутые папиросной бумагой – типичные инструменты американских негров. Как вы думаете, почему они не играли на арфах и клавесине?

- Да, чернокожие музыканты делали себе инструменты из всего, что попадало под руки, пустой кувшин, по которому стучали палочками, чулки, наполненные горохом. В дело шли стиральные доски, жилы, натянутые на высушенную тыкву с палкой. Кстати, так и появился американский инструмент банджо.

Скажите, а как мы сейчас можем подыграть в такт музыке, не имея под рукой музыкальных инструментов? Мы можем пощелкать пальцами, прохлопать ритм.

Договоритесь пожалуйста между группами, кто будет хлопать, кто щелкать пальцами, послушайте отрывок, решите где именно нужно отбивать ритм. Где сильные доли?

А теперь под музыку, отбиваем ритм.

Что это мы сейчас делали с вами? Отбивали ритм под музыку. А кто в оркестре или в ансамбле отвечает за ритм? На каком инструменте играет этот человек? Правильно – барабанщик. Итак, является ли ритм главным в джазовой музыке?

Да, безусловно, главное в джазе - ритм . Но, это еще не все. Что же еще любит мистер джаз. Это вы мне скажете, когда посмотрите видеофрагмент одного известного фильма.

(просмотр видеофрагмента) 5 минут.

Итак, ребята, что еще главное в джазе? Импровизация . А что такое импровизация? Кто может ответить?

Спасибо за ответ.

5. Первичное закрепление знаний . Итак, ребята, что мы только что выяснили с вами? На какие из вопросов, что поставили в начале урока, мы уже можем дать ответ?

- Где зародился джаз? Кто его родители? (в негритянской среде)

- Что любит джаз? (ритм, импровизация)

На какой вопрос мы еще не ответили?

- Какой бывает джаз?

Итак, что же лежит в основе джаза? На этот вопрос вы сами найдете ответ, сейчас вы будете работать с текстом в группах.

Каждой группе я раздам тексты, в которых вам необходимо, выделить основную мысль, то о чем вы будете рассказывать. Прежде чем ответить выберите человека, который расскажет о жанре джаза всему классу. Не забывайте делать записи в тетрадях, когда работаете сами и когда выступает другая группа.

6. Работа в группах. (10 минут)

Рассказы ребят о блюзе, спиричуэлсе, регтайме. Прослушивание фрагментов джазовой музыки.

Записи жанров в тетрадь.

7. Первичная проверка понимания.

Итак, ребята, что мы выяснили на данном этапе урока, и сможем ли мы ответить на вопросы, которые поставили в начале урока?

Кто хочет ответить?

Выслушиваются ответы ребят.

Сейчас вы уже можете оценить свою работу. Поставьте себе баллы в графах.

На следующем уроке мы продолжим знакомство с мистером джазом, а пока предлагаю вам послушать песню, которую мы будем разучивать.

Слушание песни, обсуждение характера музыки.

8. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Наш урок заканчивается, и я предлагаю вам выразить свое отношение к проделанной работе. Встаньте те, кто на уроке сегодня скучал, кому было не интересно.

Что такое джаз, история джаза

Что такое джаз, история джаза.

Что такое джаз? Это волнующие ритмы, приятная живая музыка, которая непрерывно развивается и движется. С этим направлением, пожалуй, не сравнится ни одно другое, и перепутать его с каким-либо иным жанром невозможно даже новичку. Изобретательность, а также страсть, которой наполнены джазовые композиции, не имеет границ. И вот в чём парадокс - услышать и узнать эту неординарную музыку, способную выразить всю гамму человеческих чувств: от безграничной радости до неудержимого гнева, можно легко, а вот описать словами не так просто. Многоликая и многообразная, она непрерывно усовершенствуется, а потому понятия и характеристики, применяемые сегодня, через год или два уже устаревают.

Историю джаза и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Джаз – что это такое

Джаз – это направление в музыке, которое возникло в США в самом начале XX века. В нем тесно переплетаются ритмы, обрядовые песнопения и рабочие песни афроамериканцев, а также гармоническая составляющая, присущая музыке белых переселенцев. Другими словами, это импровизационный жанр, появившийся в результате смешивания западноевропейской и западноафриканской музыки.


В чем особенности джазовой музыки?

Первая и самая важная особенность – это импровизация. Музыканты должны уметь импровизировать как в оркестре, так и соло. Еще одна не менее значимая черта – полиритмия. Ритмическая свобода, пожалуй, это главнейший признак джазовой музыки. Именно такая независимость вызывает у музыкантов ощущение невесомости и непрерывного движения вперед. Вспомните любую джазовую композицию? Кажется, что исполнители непринуждённо наигрывают какую-то чудесную и приятную на слух мелодию, никаких строгих рамок, как в классической музыке, только удивительная легкость и расслабленность. Конечно, в джазовых произведениях, как и в классических, есть свои правила, однако, благодаря синкопированному мелодизму и особому ритму, который называется свинг (от англ. качание) и возникает такое необычайное ощущение свободы. Что еще важно для этого направления? Конечно же бит, то есть регулярная пульсация.

Популярные джазовые композиции

История джаза

Хорошо известно, что зарождение джаза, как музыкального течения, произошло в Соединённых Штатах в конце XIX века, однако необходимо отметить, что его истоки следует искать далеко от Америки - на африканском континенте. А началось всё с открытия Колумбом нового материка, на который в начале XVII века британцы стали завозить чернокожих невольников. Привезённые рабы, будучи выходцами из разных племенных сообществ, поначалу не понимали друг друга. Чтобы выжить в совершенно новых условиях им приходилось не только находить пути общения, но и создавать единую культуру, в том числе и музыкальную, которая основывалась на ритмах и мотивах родной Африки. Измождённые тяжкой работой и терпящие жестокое обращение белых господ, невольники в часы отдыха изначально утешали себя этническими ритуальными песнями, с характерными для них сложными ритмами. Поскольку у афроамериканцев не было музыкальных инструментов, их пение всегда сопровождалось своеобразными танцевальными прихлопываниями и притопываниями. Со временем подневольные переселенцы стали приспосабливаться к новым условиями. В их жизни появились другие напевы, которые формировались под влиянием культуры белых хозяев, например, такие, как спиричуэлс: наполненные импровизацией, весьма эмоциональные духовные песнопения или филд-холлер: песни-переклички, напеваемые рабами во время работ на плантациях.

история джаза

После гражданской войны 1861 – 1865 годов в США отменили рабство, но такие перемены не облегчили жизнь темнокожего населения страны. Афроамериканцам в поисках заработка приходилось слоняться из города в город. По дорогам страны стали колесить минстрел-шоу с чернокожими музыкантами, которые веселили случайно собравшуюся публику песнями и танцами, например, такими как кейкуок, впоследствии явившимся предшественником регтайма, одного из важнейших источников джаза. Примерно в то же время как отражение горестной жизни темнокожих граждан Америки зародился блюз – песни одиночества и отчаяния, явившиеся ещё одной первостепенной составляющей джазовой музыки. Так длительное взаимодействие африканской музыкальной культуры, которая отличалась импровизационностью, пластикой и ритмичностью, а также американской народной музыки белых переселенцев с присущей ей гармонией и мелодичностью, привело к возникновению в самом конце XIX столетия совершенно нового музыкального направления, в дальнейшем получившего название джаз.


развитие джаза





Конечно же, такой отход свинга от черт, присущих раннему джазу, от национальных мелодий, вызвал недовольство у некоторых знатоков джазовой музыки. Именно поэтому биг-бэндам и исполнителям свинга начинает противопоставляться игра небольших ансамблей, в которые входили только чернокожие музыканты. Таким образом, в 1940-е возникает новый стиль бибоп, ярко выделяющийся среди других направлений джазовой музыки. Ему были присущи невероятно быстрые мелодии, долгая импровизация, сложнейшие ритмические рисунки. Среди исполнителей этого стиля выделяются фигуры Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи.

Начиная с 1950 г. джаз начал развиваться по двум разным направлениям. С одной стороны, приверженцы классического джаза решили вернуться к традиционной музыке и, отодвинув в сторону бибоп, создали кул-джаз, который отличался эмоциональной сдержанностью. С другой стороны, вторая линия продолжила развивать бибоп. На этой основе возник хард-боп, возвращающий традиционные фольклорные интонации, четкий ритмический рисунок и импровизацию. Этот стиль развивался совместно с такими направлениями, как соул-джаз и модальный джаз. Они сильнее всего приблизили музыку к блюзу.

В 1960-е проводятся различные эксперименты и поиск новых форм. В результате появляется джаз-рок и джаз-поп, совмещающие два разных направления, а также фри-джаз, в котором исполнители вовсе отказываются от регуляции ритмического рисунка и тона. Среди музыкантов этого времени прославились Орнетт Коулман, Уэйн Шортер, Пат Метэни.

В последующие годы джаз продолжал своё интенсивное развитие. Возникли новые стили, среди которых смуз-джаз, эйсид-джаз, джаз-фанк, ню-джаз, дарк-джаз. В результате на сегодняшний день в джазе насчитывается более сорока самых разнообразных стилевых ответвлений.

Джаз в России

Леопольд Яковлевич Теплицкий

джаз-оркестр СССР

Интересные факты

Пол Уайтмен

Даже сегодня джаз непрерывно и динамично развивается, появляется множество направлений и стилей. Эта музыка продолжает вбирать в себя звуки и мелодии со всех уголков нашей планеты, насыщая ее все новыми и новыми красками, ритмами и мелодиями.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Джаз

Разработка содержит конспект урока по музыке "Джаз-искусство XX века" и презентацию. С помощью данного материала, вы сможете познакомить детей с историей возникновения джаза и с одними из выдающихся исполнителей в мире джаза: Луи Армстронгом, Эллой Фицджеральд. Данная работа предназначена на ознакомление в 5-6 классах.
Цель и задачи:
• рассказать о возникновении джаза, характерных чертах джазовой музыки
• актуализация знаний детей о джазовой музыке
• прививать любовь к музыке



Целевая аудитория: для 5 класса

1 Олег_Беникович • 22:55, 22.02.2015

Недочетов в оформлении работы нет, но зачем такой фон? Такой яркий он не просто не нужен, он будет отвлекать, текст и картинки на нем будут теряться.

avatar

2 Dusert • 13:02, 23.02.2015

Джаз-это стиль музыки несомненно яркий и насыщенный во всём понимании этого слова. Поэтому, мне показалось, что такой фон наоборот смог бы подчеркнуть этот стиль в музыке. Но, спасибо, за ваше замечание, как специалиста.

avatar

3 Dusert • 20:55, 24.02.2015

avatar

4 Dusert • 18:32, 25.02.2015

Я поняла, в чём причина того, что материал не опубликовался заново. У вас можно менять материал один раз, и я это уже делала. Если вам интересно для сайта добавить материал с музыкой всех трёх презентаций, я вам отправила его на почту.

На почту ничего отправлять не надо. Работу проверяет не один эксперт! Необходимо работу добавить на портал снова и в аннотации написать, что она добавлена на замену

avatar

6 Dusert • 20:59, 26.02.2015

Так как, по вашим условиям добавления работ на сайте, заменить работу можно только один раз после загрузки, увы, эту возможность я уже использовала. Поэтому хочу, но не могу загрузить снова.

avatar

7 Dusert • 21:08, 26.02.2015

по вашим условиям добавления работ на сайте, заменить работу можно только один раз после загрузки, увы, эту возможность я уже использовала

Повторной загрузки на сайт не было. Выход есть. Оптимизируйте ресурс и добавьте его снова. В аннотации напишите, что ресурс добавлен на замену.

avatar

9 Dusert • 21:22, 27.02.2015

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: