Симфония 5 бетховен конспект урока 7 класс

Обновлено: 03.07.2024

Образы многих художественных произведений могут быть связаны как с судьбами целых поколений, так и с жизнью отдельного человека. Вспомним о трагичном переломном моменте в жизни Л. Бетховена. У 32-летнего композитора начала развиваться глухота.

Конкретный смысл основного мотива, яркая выразительная музыка Симфонии дают возможность трактовать ее как грандиозную картину борьбы человека с ударами судьбы.

Четыре части Симфонии представляются как этапы этой борьбы.

Любое выдающееся художественное произведение всегда многозначно, и каждое поколение по-своему трактует его смысл, находя в нем ответы на животрепещущие вопросы.

5. Запишите слушание: Симфония №5 Л. Бетховена (фрагмент 1 части)

1-я часть воспринимается как внутренняя борьба человека. Как глас Божий звучит мотив судьбы — тема совести, основы жизни и отношения человека к себе и другим.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по музыке в 7-м классе

hello_html_797464fa.jpg

высшей квалификационной категории

Цель: Продолжить знакомство с творческой личностью выдающегося немецкого композитора Л.В. Бетховена, с шедеврами мировой музыкальной классики.

Задачи: Закрепить понимание формы сонатного allegro на основе драматургического развития музыкальных образов и представления о жанре симфония как романе в звуке. Расширить представления об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусств. Развивать певческие умения и навыки, добиваться эмоционального и выразительного исполнения песен.

Организационный момент. Музыкальное приветствие.

- Сегодня мы продолжим наш разговор о симфонической музыке. Давайте вспомним, что такое симфония. (Ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное произведение).

- Симфония достигла совершенства в XYIII веке. - Назовите, пожалуйста, композитора, которого называют отцом симфонии. (Й. Гайдн) – А его последователями стали В. А. Моцарт и Л.В. Бетховен.

- Сколько частей в симфонии? Расскажите об их строении. (4 части: 1 ч. – быстрая, драматичная; 2 ч. – лиричная, задумчивая; 3 ч. – менуэт – игра, веселье; 4 ч. – быстрый финал – победный, жизнеутверждающий).

Слайд 1. - Сегодня мы продолжим знакомство с музыкой великого немецкого композитора л.В. Бетховена и его знаменитой 5-й симфонией. Образы многих художественных произведений могут быть связаны как с судьбами целых поколений, так и с жизнью отдельного человека.

- Любое выдающееся художественное произведение всегда многозначно, и каждое поколение по-своему трактует его смысл.

Современники композитора ( XIX в.) – герой симфонии человек, находящий в самом себе смысл и мужество для борьбы с действительностью;

В начале XX века, в эпоху социальных потрясений, октябрьского переворота в России это произведение воспринималось как симфония нависшего над человечеством рока и напряженного сопротивления ему.

1 часть симфонии – внутренняя борьба человека. Послушайте. – Тема судьбы – это вызов? Призыв? Предостережение? Как взаимодействуют между собой две темы 1-й части? Ответы уч-ся. (Высказывание из Библии).

2 часть (фрагмент). – Что вносит в развитие действия вариационное развитие двух тем этой части? Ответы уч-ся.

Финал. Слушаем. – Какой характер финала? (определения выписать на доске). – Каков итог развития музыки? Как вы понимаете идею этого сочинения? Ответы.

Итог урока. Что нового и интересного узнали на уроке? (О личности композитора, о разных трактовках смысла симфонии в зависимости от времени, о построение симфонии, ее смысле в наше время, идея сочинения и т.д.). Ответы учащихся.

Слайд 8. Домашнее задание. Творческая работа по выбору.

Найти интересные факты из биографии композитора.

Найти информацию о премьере симфонии № 5 в Вене.

Цель: познакомить учащихся с творчеством великого немецкого композитора Л.В. Бетховена.

  • Воспитывать интерес к классической музыке. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
  • Дать понятия: соната, строение сонатного цикла.
  • Формировать знания о жизни и творчестве Л. Бетховена, о его музыке.

Развивать художественный и эстетический вкус.

Эпиграф урока: В зеркале прошлых лет

- Музыка, под которую вы вошли в класс, принадлежит великому немецкому композитору Людвигу Ван Бетховену.

Более двухсот лет назад родился великий композитор. Расцвет его творчества совпал с началом XIX столетия.

(показать портрет композитора – характеристика портрета)

- Бетховен был бунтарем. Он был твердо уверен, что ум и трудолюбие выше знатность и богатства. Его внешний облик, его отношение к людям ломали все установившиеся представления и правила. Без парика, с гривой густых черных волос, с упрямо сдвинутыми бровями и плотно сжатыми губами, он к тому же слишком просто и небрежно одет, по понятиям того времени.

3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.

Первичная проверка понимания (работа в группах).

Элементы критического мышления.

Работа с текстом о Бетховене. Ставим значки в тексте: + - знаю;

Людвиг Ван Бетховен

Бетховен родился в небольшом немецком городке Бонне. Предки его по отцовской линии были музыкантами: дед скрипач и дирижер, отец – певец-тенор. Очень рано проявились музыкальные способности мальчика. И отец решил сделать из него второго Моцарта.

Возможно, что детство его сложилось бы иначе, имей он в это время такого чуткого и талантливого педагога, каким был отец Моцарта.

Отец Бетховена также обучал сына музыке. Но это был неопытный педагог, нечуткий музыкант, жестокий человек.

По 7-8 часов в день отец заставлял несчастного ребенка твердить упражнения. А иногда у него появлялось желание позаниматься с ним и ночью.

В восемь лет маленький Бетховен дал первый концерт в городе Кельне.

Развлечения отца требовали денег, рушилось материальное благополучие семьи. Заболела мать Людвига. С двенадцать лет мальчик был вынужден работать.

И только встречу Бетховена с Кристианом Нефе в 1782 году можно считать счастливым событием этих лет.

Окрепнув, как композитор и пианист, Бетховен осуществил свою давнишнюю мечту – приехал в Вену, чтобы встретиться с Моцартом, услышать его советы.

После смерти матери юноша вынужден был принять на себя все заботы о семье.

В 1792 году 22-летний композитор приехал в Вену, где жил до конца своих дней.

Имя Бетховена вскоре получило известность. Он завоевал Вену как пианист. Он начал играть на новом тогда инструменте – фортепиано.

Трагедией жизни Бетховена была его глухота. Тяжелая болезнь заставила его сторониться и друзей, сделала замкнутым. Первые признаки болезни композитор почувствовал в 26 лет. Упорное лечение не помогало, глухота становилась все сильнее. Бетховеном овладело отчаяние, он готов был расстаться с жизнью. Но любовь к музыке, мысль, что он может принести людям радость, спасли его от трагической смерти.

Болезни, нужда, одиночество не смогли сломить воли и мужества этого великого человека.

В последние годы жизни Бетховен страдал тяжелой болезнью почек. Великий композитор умер ночью. Около него не было никого из родных. Похороны превратились в грандиозную манифестацию. Гроб провожала двадцатитысячная толпа. Так еще при жизни композитора его музыка покорила сердца людей.

4. Творческое применение и добывание знаний

На доске записываем ключевые слова под значками (+, ?, V).

5. Введение изучаемого в систему ранее усвоенных знаний

Жизнь Бетховена была полна трудностей и лишений. Все это не могло не отразиться на его музыке.

6. Работа в тетради

32 сонаты для фортепиано были написаны в Вене.

- Что же такое соната?

Соната – это произведение для одного или двух инструментов, написанное в форме сонатного цикла.

Сонатный цикл – состоит из 4 частей:

1 часть – быстрая, сонатное аллегро;

2 часть – медленная;

3 часть – менуэт или скерцо;

4 часть – торжественный финал.

(записать в тетради определения – соната, сонатный цикл)

7. Организация восприятия и осмысления новой информации

- Когда Бетховену было около 30 лет, он ясно ощутил, что к нему пришла – любовь. Ее звали Джульетта Гвиччарди. Он прекрасно помнил тот день, когда она впервые пришла в его дом. Чистое, прекрасного овала лицо в рамке черных волос… Удлиненные глаза, а в них удивительная глубина. Семья его друзей, Брунсвиков, попросила композитора послушать ее игру. Она была сестрой Терезы Брунсвик. Он согласился давать ей уроки. К Джульетте композитор был строг, как ни к кому другому… Он топал ногами, бросал на пол ноты, когда она играла небрежно. Она собирала ноты, улыбаясь своими волшебными устами. Этот взгляд укрощал его, и, когда девушка уходила, он тихо предавался мечтам.

Ему было около 30 лет, судьба принесла ему славу, известность. Только любви недоставало ему. Разве не мог он мечтать о милой жене? Он, который с малых лет знал столько горя и труда! Но она, воспитанная в аристократической семье, свысока смотрела на своего учителя, знаменитого, но не знатного происхождения, страдавшего от денежной нужды.

Джульетта нанесла Бетховену двойной удар – отвергла его любовь и вышла замуж за бездарного сочинителя музыки, зато … графа.

Старый альбом хранит
Воспоминания мои
Вот у реки закат
И куст сиреневый

Веткой в окно стучит
Ночная музыка дождя
Соната лунная моя
Лунная мелодия…

Молча зажгу свечу
Гори до утренней зари
В зеркале прошлых лет
Тайны отражения…

Любви растает силуэт
Глупый, смешной сюжет
Сонатой лунного дождя
Лунная мелодия…

Лунная соната,
Соната лунная
Ночь казалась
Темною и безумною…

И плакала со мной
Любви рапсодия-
Соната лунная,
Лунная мелодия.

- Какие чувства передал композитор?

- Какие чувства у вас вызвала музыка?

- Можно ли Бетховена считать нашим современником? Почему?

- Современна ли его музыка?

9. Повторное слушание (в современной обработке)

- Изменилось звучание сонаты?

- Мелодия зазвучала по-новому, более современно.

- Какой вариант исполнения вам понравился больше? Почему?

- А сейчас давайте перенесемся из ХIX века в ХXI век. Тема любви присутствует в творчестве всех композиторов.

7 апреля 2020 г.

Содействовать развитию у школьников логического мышления, музыкальной речи; развивать умение раскрывать образный строй музыкального произведения; способствовать развитию познавательного интереса; развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов; развивать певческие умения и навыки, добиваться эмоционального и выразительного исполнения песен.

воспитывать трепетное, уважительное отношение к искусству – как части духовной культуры народа, к искусству, несущему в себе созидательный заряд, его значимости в поиске и выборе юным поколением жизненной позиции; активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.

- развивать доброжелательность, трудолюбие, уважительное отношение к мнению и ответам одноклассников;

- умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться.

(Слайд 2). Моцарт – австрийский композитор, один из представителей венской классической школы. Что такое венская классическая школа?

(Слайд 3) В творчестве венских классиков выражено динамичное понимание жизненных процессов, нашедшее наиболее полное воплощение в сонатной форме.

Обобщить ваши ответы и предположения сможет следующее определение (Слайд 3): симфония – это большое произведение для симфонического оркестра из четырех контрастных частей (Слайд 4).

- кроссенс – задание, которое позволяет с помощью картинок-символов определить главный объект (Слайд 5).

- ответ детей: У этого человека было жесткое музыкальное воспитание в детстве, он не носил парик, не слышал звуков, но писал музыку. Это - Л. Бетховен.

Людвиг Ван Бетховен – немецкий композитор, бунтарь и реформатор, творческая душа которого требовала движения вперед.

Бетховен имел необычную привычку: перед тем, как начать свое новое творение, опускать голову в таз с холодной водой. Как вы думаете, почему он это делал?

-ответы детей: таким образом, он желал взбодриться, холодная вода стимулировала прилив крови к мозгу, что способствовало активной творческой деятельности.

В этих словах мы слышим сильного человека, способного сделать вызов судьбе и преодолеть препятствия. Нет, он не поборол недуг, он поборол себя и нашел исцеление в музыке.

(Слайд 7 ) В этот период он пишет свою знаменитую симфонию № 5. Музыка симфонии выражает идею творчества Бетховена: через борьбу к победе.

Короткая тема из четырех нот, навсегда врезающаяся в память, проходит через все части (показ темы на фортепиано).

Итак, ГТ – тема судьбы. Но, если есть ГТ, значит есть и ПТ. Они между собой контрастны. В сопоставлении контрастных тем лежит принцип сонатной формы. Той самой формы, которую и предложила венская школа (Слайд 8). Из каких разделов состоит сонатная форма?

ГТ и ПТ между собой обязательно контрастны. ГТ – тема судьбы звучит напористо, напряженно, ПТ – певучая, нежная начинается опять таки мотивом судьбы. Послушайте экспозицию, подумайте, почему тема судьбы звучит часто, что мы узнаем ее даже в ПТ?

- ответы детей: композитор писал о себе, тема судьбы – это его недуг, который преодолевать Бетховену приходилось каждый день, поэтому тема звучит снова и снова.

(Слайд 9). Бетховен переборол себя, но не недуг. С ним боролся каждый день. Именно поэтому идеей симфонии стала фраза…

Читайте также: