Конспект занятия неречевые звуки старшая группа

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе

Подготовила и провела:

Учитель-логопед Кочанова В.А.

Тема: Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках.

Развивающие задачи. Развитие слухового и зрительного внимания, общей и тонкой моторики.

Воспитательные задачи . Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Оборудование: предметные картинки, музыкальные инструменты, бумага, стаканы, железные ложки, видеопроектор, ноутбук, презентация, ширма.

Предварительная работа: разучивание игры на музыкальных занятиях.

Организационный момент . Здравствуйте, дети. Сегодня у нас на занятии гости, давайте с ними поздороваемся. Дети здороваются с гостями и рассаживаются на стульчики.

Объявление темы занятия .

Сегодня мы будем слушать и узнавать разные звуки. Давайте поиграем. Закройте глаза. 1,2,3,4,5 начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. Даю вам минутку. Послушайте, а потом каждый расскажет, что он услышал. Дети по очереди говорят, что они услышали, например, вой ветра на улице, сигналы машин, скрип двери, шум шагов в коридоре и так далее.

Ребята, за ширмой находятся музыкальные инструменты. Скорее всего, вы их уже видели, а на некоторых играли, потому что эти инструменты из нашего музыкального зала. Попробуем угадать, какой инструмент звучит. Сначала я покажу вам инструменты без ширмы, и вы их послушаете. Потом они будут звучать за ширмой, вы их не будете видеть.

Дети отвечают, звук какого музыкального инструмента они слышали: ксилофон, гитара, ложки, пианино, дудочка.

Развитие слухового внимания, саморегуляции, контроля.

Инструкция: летом ручейки и речки текут быстро, потом наступает осень, а потом зима. Течение в ручьях замедляется, а потом они застывают подо льдом. Так и вы, дети, когда будет звучать быстрая музыка, свободно перемещайтесь по залу, а когда зазвучит медленная музыка, вы должны застыть неподвижно, как ручейки зимой. Когда будете перемещаться по залу, внимательно смотрите глазками друг на друга, не сталкивайтесь.

Инструкция: разные предметы могут издавать разные звуки. Сейчас мы с вами послушаем звуки, которые издают эти предметы, а потом я зайду за ширму, и вы угадаете звуки.

Шуршим бумагой, стучим карандашом, стучим железными ложками и т.д. Дети угадывают и отвечают.

- вы слушали разные звуки и по ним угадывали, какой музыкальный инструмент или предмет звучит. А чем мы слушали? (ушами). Уши – важнейший орган нашего тела. Как вы думаете, что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (нельзя кричат громко друг другу на близком расстоянии, нужно закрывать уши в холодную погоду).

5. Пальчиковая гимнастика .

Раз, два, три, четыре, пять,

Буду я друзей считать:

Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца.

Ваня, Катя, Ангелина,

Вот Максим, а вот Полина.

Разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца.

Будем пальчики сгибать,

И опять начнем считать.

Сильное сжимание и разжимание пальцев обеих рук.

Развитие общей моторики

Как играли в чехарду,

Что мы пили, что мы ели,

Что читали в детсаду.

Далее движения по тексту.

7. Развитие слухового внимания и памяти. Звуковая игра с использованием проектора и звуков. На экране появляются картинки, одновременно с ними звучат разные звуки. Дети угадывают и отвечают.

Развивать у детей общее внимание, понимание речи. Учить слушать и различать неречевые звуки (тихие – громкие).

ВложениеРазмер
zvuki_ne_rechevye.docx 14.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема Развитие общего внимания и понимания речи. Звуки неречевые.

Задачи. Развивать у детей общее внимание, понимание речи.

Учить слушать и различать неречевые звуки (тихие –

Оборудование.1.Игрушки: мягкие - мишка, мышка, кошка, белка;

пластмассовые – зайка, щенок, лошадка.

2.Предмет. картинки: яблоко, апельсин, груша, ана-

нас, шкаф, диван, кресло, кровать, рысь, медведь,

белка, лиса, сова, ворона, воробей, сорока, муха,

муравей, стрекоза, бабочка, платье, рубашка, юб-

1. Сядет на стульчик тот, у кого в одежде есть красный цвет (синий, жёлтый ит.д.).

11. 1.Логопед: Нас окружают различные предметы. Посмотрите на предметы в группе и назовите только мягкие предметы (твёрдые, стеклянные, колючие, блестящие,…)

Дети: мягкая кошка, твёрдый кубик, блестящая ваза,…

2. Логопед: Какие звуки можно услышать в лесу?

Закройте глаза и представьте, что вы в лесу. Там много-много разных жителей и все они издают свои звуки. Может быть мы кого-нибудь узнаем.

(звучит запись лесных звуков)

Что вы услышали?

Дети: Я слышал пение птиц.

Я слышала журчание ручейка. и т.д.

Логопед: Давайте послушаем звуки в нашем детском саду.

Дети: разговор взрослых, звучание пианино,…

Логопед: А какие звуки можно услышать дома?

Вам подскажут картинки: Звонит телефон. Это громкий звук. Обозначим его карточкой с колокольчиком звенящим (показ).

Льётся вода из крана. Это тихий звук. Обозначим его карточкой с разбитым колокольчиком (показ).

Цветок в горшке. Это полная тишина. Обозначим его пустой карточкой (показ). Т.д.

Какие звуки можно услышать на улице?

(дети рассматривают картинки и называют)

Назовите тихие звуки (громкие).

3. Перед детьми лист бумаги и набор цветных карандашей.

Логопед: Возьмите жёлтый карандаш и вверху в углу листа нарисуйте кружок.

Синим карандашом вверху справа нарисуйте кружок.

Чёрным карандашом – в нижнем левом углу нарисуйте квадрат.

Зелёным карандашом – в нижнем правом углу нарисуйте треугольник.

Красным карандашом – в середине (центре) листа напишите первую букву своего имени.

Жёлтый кружок превратите в солнышко.

Синий кружок – в облачко.

Чёрный квадрат – в домик.

Зелёный треугольник – в ёлочку.

Проведите дорожку от домика к ёлочке.

111. Логопед: - Рассмотрите свои картинки.

- Подойдите ко мне те, у кого на картинке игрушка (птица, насекомое, животное, мебель,…).

- Поставь картинку на мольберт и составь предложение про свой предмет.

1\/. Итог. Какие звуки бывают?

Назовите предметы, которые издают громкие звуки…, тихие звуки…, полная тишина…

Цели: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале речевых и неречевых звуков.

- формирование умения различать речевые и неречевые звуки;

- воспитывать у детей слуховое и зрительное внимание и память;

- развивать память, логическое мышление.

Коррекционно-развивающие :

- развитие слухового внимания и фонематического восприятия детей на материале неречевых и речевых звуков;

- познакомить детей с органами артикуляции;

- развивать артикуляционную моторику и общую моторики;

Коррекционно-воспитательные :

- воспитывать положительное отношение, интерес и желание к изучению нового материала;

- воспитывать умение слушать педагога и сверстников;

- формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи – работа в паре;

- воспитывать уважительное отношение друг к другу;

- воспитывать желание активно работать на занятии;

- формировать информационную культуру у детей через использование ЦОР на занятии.

Оборудование: картинки или фигурки изображений гуся, Аленушки, ежика, мышки, печки, яблони, рта, избушки, Иванушки; зеркала и карточки на каждого ребенка с заданиями.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Приветствие

Логопед: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть!

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

Логопед: Сегодня, ребята, у нас с вами необычное занятие, мы отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать. (логопед берет в руки куклу Гуся)

Кукла гусь: Сейчас я Ванечку схвачу

И награду получу

Той, что на одной ноге

Дети: Гуси - лебеди

Логопед: Правильно гуси - лебеди.

Кукла Аленушка: Ваня, братик, где ты мой

Я уже пришла домой.

Ой, беда, ой помогите

Гуси, братика верните!

Улетели гуси прочь

Кто же сможет мне помочь?

Логопед: (На доске появляется картинка Аленушки) Ребята, Аленушка просит найти и спасти своего братца Иванушку, его гуси-лебеди унесли к Бабе Яге. Поможем Аленушке?

Ребята, а как нам попасть в сказку? (ответы детей). Правильно нужны волшебные слова. Я вас поведу по сказке, давайте скажем волшебные слова, которые помогут нам с вами попасть в сказку. Послушайте их:

Ать-ать-ать – начинаем мы играть.

Ес-ес-ес –ждет нас множество чудес!

А теперь давайте повторим все вместе (дети повторяют 2 раза).

2. Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков.

Логопед: Ребята, вот и попали мы с вами в сказочный лес, а сказочный он, потому что в этом лесу живут звуки. Давайте с вами закроем глазки и послушаем лесные звуки. Расскажите, что вы слышите, какие звуки? ( дети: звуки природы, животных, птиц). Правильно ребята, это вы слышали неречевые звуки. А как вы думаете какие звуки еще бывают? ( дети: речевые). Правильно звуки, которые произносит человек называются речевые.

3. Развитие фонематического восприятия на материале речевых звуков.

- Ребята, на нашем пути стоит дерево. Что это за дерево, знаете? (на доске яблоня).

Логопед: давайте послушаем какое задание приготовила нам яблоня.

-Яблоня: Раскрасьте три яблока красным цветом и проговорите, указывая пальчиком на свои яблочки: 1 красное яблоко, 2 красных яблока и т. д., а также раскрасьте пять зеленых яблок и посчитайте их.

Ребята, смотрите мы дошли до речки, может речка знает, куда гуси-лебеди полетели?

Речка: Выполните сначала мое задание, выложите из палочек рыбку, как у меня и дальше путь вам откроется.

Логопед: А наши рыбки, которых вы выложили хотят проверить, хорошо ли вы слышите все звуки. Через речку перепрыгнет тот, кто повторит за мной цепочку слогов без ошибок.

Молодцы, ребята! Справились с заданием. Все у нас получается. Рыбок мы отпустим в речку, а сами пойдем дальше.

5. Динамическая пауза.

Логопед: Ну что, ребята, наше путешествие продолжается, идите все ко мне, вставайте в кружок, чтобы нам было веселее идти, давайте выполним следующее упражнение (логопед произносит слова, показывая движения).

В темном лесу есть избушка (шагаем)

Стоит задом наперед (поворот)

В той избушке есть старушка (наклоны)

Бабушка Яга живет (наклоны)

Нос крючком (показать нос)

Глаза большие (показать глаза)

Словно угольки горят

Ух, сердитая какая! (грозит пальцем)

Дыбом волосы стоят.

Повторяйте за мной (3 раза).

6. Знакомство с органами артикуляции, артикуляционная гимнастика

Вот дошли мы с вами до печки.

Смотрите, ребята рядом с печкой кто-то сидит, может он нам подскажет, куда гуси-лебеди полетели.

Ежик: может и подскажу, но сначала ответьте на такой вопрос: С помощью чего мы произносим звуки?

Дети: Чтобы произносить звуки, нам нужен рот

Ежик: Рот – это домик звуков (демонстрация картинки).

В домике этом – Красные двери,

Рядом с дверями – Белые звери.

Красные двери это что? А что такое белые звери?

Дети: Это губы и зубы.

Логопед: И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков. Отгадайте, о чём идёт речь.

Всегда во рту, да не проглотишь.

Если б не было его – не сказал бы ничего.

Логопед: Итак, правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык.

Ежик: И для правильного произношения звуков обязательно надо делать зарядку для язычка и губ.

(Дети подходят к зеркалу и повторяют упражнения)

Язычок наш, как лопатка:

Закруглённый, плоский, гладкий (Широкий язык высунуть, расслабить, подложить на нижнюю губу)

Щеткой кухню подмету,

Наведу там частоту.

(Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык, двигать вправо, влево, не убирая его в глубь рта)

Вот веселые качели –

Выше крыши подлетели

(Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуть языком попеременно к носу, к подбородку. Рот не закрывать)

Причешу лошадке хвостик

И на ней поеду в гости (открыть рот, щелкать языком, не закрывая рта)

Молодцы справились с заданием.

7. Развитие фонематического слуха в словах.

Логопед: Всех героев сказки мы посетили, задания выполнили правильно, не отдает нам Иванушку Баба Яга.

На опушке, на дорожке

Стоит дом на курьих ножках

Что это? (избушка)

Посмотрите, кто сидит рядом с избушкой?

(Рядом с избушкой мышка).

Логопед: Мышка Норушка помоги нам Иванушку вернуть.

Подготовила и она для нас задание. Мышка хочет, чтобы вы правильно ее называли и никогда не путали с другими словами. Я буду называть ее, но правильно назову только один раз. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите правильное название.

Логопед: шишка, пышка, крышка, мышка, мартышка

Логопед: Вот видите, один или несколько звуков изменили, и уже не то слово получается.

Молодцы ребята, и с этим заданием справились.

8. Развитие фонематического восприятия в словах.

Но посмотрите, в окошке сидит Иванушка. И решает задание в тетради, которое баба яга ему дала. Давайте поможем Ванечке, и спасем его от бабы яги.

Звенит (что, скрипит (что, стучит (что, шумит (что, гудит (что, журчит (что… (ответы детей).

Логопед: Молодцы, ребята, спасли Иванушку.

Дети, а теперь закройте глаза и послушайте звуки природы.

Логопед: Откройте глаза. Медленно встаньте. Глубоко вдохните и выдохните.

10. Подведение итогов

Логопед: Ребята, расскажите, что вам понравилось в нашем путешествие, какое испытание было самым интересным? (ответы детей)

(Логопед говорит слова, а дети выполняют действия, согласно тексту)

А теперь: Вместе хлопнули в ладоши, (хлопают)

Дружно топнули ногой. (топают)

Всё, во что мы, здесь играли (слушают)

Мы запомнили с тобой. (слушают)

И отправились домой (идут в группу)

Двустишия-загадки для развития слухового внимания ДВУСТИШИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ Двустишия отлично подходят для развития у детей слухового внимания и языкового чутья. Играя и.

Формирование слухового восприятия в совместной деятельности Формирование слухового восприятия ребенка раннего возраста в совместной деятельности. Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и.

Картотека игр для развития слухового внимания Ребёнка окружает множество звуков: шум ветра, журчание воды,щебетание птиц, музыка, шелест травы,. Но слова – речевые звуки – наиболее значимы.

Конспект занятия для развития внимания и восприятия 1. Риуал приветствие. Занимаем рабочее место. 2. Работа с фиксацией внимания на точке (предмете). Выделяем точку, предмет. Обозначаем его.

Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Лимонова Ольга Развитие слухового внимания и восприятия на материале.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: аудиозапись со звуками природы; поднос: вода, бумага, целлофановый пакет, кубики, ложка в стакане, машинка, ножницы, ключи, будильник); игрушка Петрушка, ширма, игрушки (или картинки) – кошка, собака, корова, музыкальные инструменты дудочка, бубен, колокольчик, барабан, погремушка и т.д.)

I. Организационный момент:

- Я скажу предложение. А ты должен подумать, и сказать, бывает такое или нет.

- Летом бывает очень жарко. Мясо любит собаку. Аня надел голову на шапку. Елки растут в лесу. Карандаш рисует девочкой. Оля рисует мишкой краски. Зимой бывает очень холодно. Косточка любит собаку. Бантик завязывает девочку. Мышка ловит кошку. Деревья растут в лесу. Ручка пишет мальчиком.

II. Основная часть.

Он слетает белой стаей,

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

- Почему снег тает? А как ты узнал, что снег холодный?

- Что помогает узнавать холодное или горячее? (руки, кожа)

  • А теперь закрой глаза. Ребенку близко подносят очищенный апельсин (яблоко

- Как ты понял, что это апельсин? (по запаху)

-Что помогло узнать, что это апельсин? (нос)

Посмотрите, что у меня находится на столе?

Часы, бумага, ножницы, пакет, ключи, 2 стакана, ложка, кубики, машинка.

-Откуда Ты узнал? (увидел)

- Значит, что помогло увидеть? (глаза)

- Мы слушали звуки предметов! Что нам помогало слышать? (ушки)

- Пусть твои ушки снова угадают звук. Отвернись и послушай. (Ребенок должен угадать прослушанные звуки). Это звуки предметов – неречевые звуки.

Физ. минутка.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Вместе мы подружимся

Раз, два, три, четыре, пять

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать!

Раздается лай собаки, мяуканье кошки, мычанье коровы (взрослый изображает, либо голоса животных с аудио)

- Как ты узнал, что это собака, кошка и корова?

Что помогло услышать? (уши)

Животные тоже могут издавать звуки. Предметы и животные издают неречевые звуки.

- Мы слушали звуки природы!

- Какие звуки ты учишься различать? (неречевые звуки)

- Кто это? Что принес Петрушка? (музыкальные инструменты: дудочку, бубен, колокольчик, барабан, погремушку и т.д.)

- Послушайте, как они звучат.

- Отгадайте, на каком инструменте играет петрушка?

- Какие звуки издают музыкальные инструменты? (неречевые)

6. Человек может тоже издавать неречевые звуки. Ты можешь похлопать, потопать, посвистеть, постучать (одновременно это делать).

- Звуки бывают громкие и тихие. Давай пригласим Петрушку поиграть. Будем под музыку громко хлопать в ладоши и тихо стучать пальчиками.

В чаще голову задрав,

Воет с голоду… (жираф).

Клубком свернулся - ну-ка тронь!

Со всех сторон колючий… (слон).

Под луною песню петь

Сел на веточку… (медведь).

Длиннее шеи не найдешь

Сорвёт любую ветку… (ёж).

Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый… (волк).

Быстрее всех от страха

Зимой в берлогеВидит сон

По горной круче проходил

В теплой лужице своей

Над лесной полянойНочью

Ухал, ахал,Выл по-волчьи

И пугал зверей…(комар).

На заборе по утру

Ест осокуВ речке Нил

Над лесомСолнца луч потух,

Все преграды одолев,

Бьет копытом верный…(лев).

Сено хоботом берет

Дочерей и сыновей

По сосне, как в барабан,

Застучал в лесу…(баран).

Кто любит по ветвям носится?

Хвост веером, на голове корона

Нет птицы краше, чем…(ворона).

Где-то собаки рычали: Р-р-р! Змеи в лесу шипели: Шшш!

В стойле коровы мычали: -Мммуу! А комары все пели: - Ззз!

В комнате мухи жужжали: Жжж! Непоседа мячик днем и ночью

Мимо машины бежали: Тррр! Успокоиться не хочет: Пам! Пам!

Гудели от ветра все провода: Зззнь! Куклы кашляют в постели-

Капала в кухне из крана вода: -Динь! Днем мороженое ели!

Перекликались в ночи поезда: -УУУ! УУУ! - Кхх! Кхх!

Листья на ветру шумели: -Тсс!

- Тебе понравилось играть?

- Какие помощники помогают узнавать предмет? (глаза, нос, руки, кожа, уши)


Разработка будет полезна учителям-логопедам и воспитателям, которые работают в подготовительной группе ДОУ. На занятии ребята повторяют полученные ранее знания о звуках (речевые - неречевые, гласные - согласные), учатся составлять слова из звуков, составлять звуковые схемы слов.

Содержимое разработки

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ

Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению речевых звуков.

Формировать правильное произношение речевых звуков.

Формирование у детей восприятия речи в процессе произношения слогов и слов.

Формирование слухового внимания и восприятия.

Формирование правильного речевого дыхания.

Развитие общей, артикуляционной и пальчиковой моторики (мелкой моторики пальцев рук).

Развитие фонематического восприятия в слогах и словах.

Развитие операций звукового анализа и синтеза.

Развитие модуляции голоса.

Развитие координации движений, пространственной ориентации.

Воспитывать умение делать выводы в ходе занятия.

Воспитывать умение слышать и слушать.

Воспитывать умение грамотно отвечать на вопросы

Оборудование: предметные картинки, карточки – схемы, аудиозапись звуков.

Ход занятия:

Организационный момент

Встреча с дидактической игрушкой Пишичитай.

- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Длиться оно будет целый год.

- Как называют людей, которые путешествуют?

- Путешественники - люди совершающие путешествия с научными целями, чтобы что-то узнать. Значит, кем мы с вами станем? Путешественниками.

Основная часть занятия

- Всё из чего – то состоит. Книга из бумаги. Дом из кирпичей. Салат из овощей. Мы даже знаем, из чего состоит речь. Правда, ребята? Из чего? (Из предложений.)

- А знаете, из чего состоит предложение? (Из слов.)

- А вот из чего состоят слова?

На этом занятии мы узнаем, что же является строительным материалом для слов.

3. Первичное восприятие и осознание нового материала

- Отгадайте загадку: Он слетает белой стаей, и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (снег)

- Почему снег тает? Какой он? Как мы узнаём, что он холодный? Что помогает узнавать нам холодное или горячее?

- А теперь закрой глаза и узнай, что у тебя в руках. Как ты узнал, что это? Что помогло узнать?

- Посмотрите, что находится у меня на столе? Как вы узнали? Что вам помогло?

- А теперь узнайте, что звучит? (звуки капающей воды, шелест бумаги, звук ножниц, звук поезда)

- Как всё прослушанное можно назвать одним словом (звуки)

- Такие звуки предметов или явлений называются неречевые. Как вы думаете, неречевые звуки могут издавать только предметы и явления? Могут ли животные, человек издавать неречевые звуки? (плач, топот, хлопки)

- Сейчас вы попробуете подражать звукам, которые издают звери,птицы или предметы. Послушайте стихотворение и дополните его.

Где-то собаки рычали. Р-р-ррр.

В стойле коровы мычали. –М-м-муууу.

В комнате мухи жужжали.–Ж-ж-жж.

Мимо машины бежали. –Др-др-др.

Гудели от ветра все провода. –В-в-в-в.

Капала в кухне из крана вода. –Кап-кап-кап.

Перекликались в ночи поезда. –Чух-чух-чух. Ту-ту-ту

- Мяч лови, да поскорей назови язык зверей.

Поочередно бросать мяч детям, называя животных. (Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает, ворона каркает, кошка мяукает.)

- Скажите, вы издавали неречевые звуки? Все звуки, которые мы с вами произносим – это речевые. С помощью чего мы произносим звуки? (губы, зубы, язык)

- Чтобы научиться красиво и правильно произносить звуки, надо научиться правильно дышать.

Сели бегемотики, Дети садятся на стулья.

Положили лапки на животики. Кладут руки на живот.

То животик поднимается, Делают длительный вдох носом.

То животик опускается. Делают выдох ртом.

Формирование интонационной стороны речи.

Мы подготовили наш речевой аппарат к чёткому произношению звуков. Произносить звуки мы можем не только красиво и правильно, но и с разным настроением – громче и тише, быстро и медленно, радостно и удивлённо. Потренируемся.

Мы ногами топ – топ,

Мы руками хлоп – хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два – привстали,

Руки к верху все подняли.

Сели – встали, сели – встали,

Ванькой – встанькой словно стали.

- Мы выяснили, что только человек может произносить речевые звуки. Если произносить эти звуки в определённом порядке, то можно услышать слова.

-Я называю слово по звукам, а вы произнесите его полностью. (Задание начинаем выполнять с простых 2-3 звуковых слов, постепенно усложняя до 5-звуковых)

- Условно мы будем обозначать звук квадратиком. Сколько звуков в слове сон? (воспитатель протягивает каждый звук: с-с-с-с о-о-о-о н-н-н-н) Значит, сколько на схеме будет квадратиков? (три) Мы получили звуковую модель слова сон.

- На какие группы делятся все речевые звуки? (гласные и согласные). Чем они отличаются? Каким цветом обозначаем гласные звуки? Согласные?

- Какой будет схема слова СОН?

Работа над составлением звуковых схем слов.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

У каждого на столе лежит картинка. Воспитатель просит детей показать картинки, в названии которых первый звук [м].

Что вы делали для того, чтобы определить первый звук? (произносили слово, тянули первый звук.)

Работа с картинками.

- Что нарисовано на этой картинке? (СТОЛ)

- Что нарисовано на этой картинке? (СТУЛ)

- Под ними звуковые модели. Сколько звуков в каждой модели?

-Чем похожи эти слова? Чем отличаются?

Слова по звучанию похожи. Отличаются одним только звуком, а обозначают разные предметы.

5. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Из чего же состоят слова?

- Что вы можете сказать о звуках? (Мы их слышим и произносим)

- Как мы договорились обозначать звук?

Я называю звук, а вы – слова, которые с него начинаются.

-Что нужно делать, чтобы не ошибиться? (произнести слово)

-Что нового вы узнали на занятии?


-75%

Читайте также: