Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине васнецова аленушка

Обновлено: 06.07.2024

Оценить 383 1

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с использованием метода моделирования

Закрепление навыка составления описательного рассказа по картине мастера живописи.

Обогащение словарного запаса новой лексикой

Развитие внимания и наблюдательности.

Развитие логического мышления и творческого воображения.

Употребление слов, обозначающих оттенки цветов.

Употребление грамматически правильно составленных предложений.

Воспитание интереса к произведениям живописи.

1.Организационный момент.

2. Основная часть.

1) Работа с картиной.

-Какую сказку вам напоминает картина? Почему?

-Вспомните, пожалуйста, о чем рассказывает сказка? Кто ее герои? Какое зло приключилось с ними?

-Но, ребята, вспомните, в сказке по берегу пруда бегал козленок и жалобно звал сестру. Где, же Аленушка в это время? (Лежит на дне пруда с тяжелым камнем на шее. А на картине, Аленушка грустная сидит и смотрит на пруд). Правильно вы подметили. Картина не соответствует сюжету сказки. Васнецов изображает не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девушки, видимо, сироты.

-Как изображена Аленушка? Что можно сказать о выражении ее лица? О ее настроении? О ее одежде? – выставляются карточки – символы. (Аленушка изображена почти в центре картины. Ее лицо выражает тревогу, печаль. Особенно ярко выделяются глаза девушки. Аленушка смотрит на воду, но как – будто не видит ее. Чувствуется, что она чем – то озабочена, она грустит. Одета девушка очень просто, бедно. На ней старый пестрый сарафан и голубая кофта).

- Что делает девушка? – символ. (Она босиком сидит на камне. Аленушка положила голову на колени).

2) Зрительная гимнастика.

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!

(выполняются круговые движения глазами)

Слева – сосны, справа – дуб.

(выполняются движения глазами влево - вправо)

Дятел сверху, тук да тук.

(выполняются движения глазами вверх - вниз)

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

3) Динамическая пауза.

Один – два – три – четыре – пять –

В лес отправимся гулять.

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.

Может быть и под листочком

Сладку ягодку найдем.

(наклоны вперед, разведя руки)

На носочки дети встали, по дорожкам побежали.

И на каблучках пойдем.

(ходьба на носках)

Через лужи перейдем .

(ходьба на пятках)

Отдохнули, вот и славно.

Поговорим теперь о главном.

4) Продолжение работы над картиной.

- Как вы думаете, какое время изображено на картине? По каким признакам можно определить? (Художник изобразил раннюю осень. Мы видим желтые листья, слегка пожелтевшую траву. Небо хмурое, холодное, осеннее.)

- Подберите, пожалуйста, слова-признаки к словам небо (осеннее, хмурое, серое, темное, унылое); листья (опавшие, пожелтевшие, желтые); озеро (глубокое, темное, мрачное, бездонное); вода (холодная, черная); лес (мрачный, густой, темный, непроходимый, таинственный).

5) Составление описательного рассказа детьми с использованием карточек-символов.

ВложениеРазмер
zanyatie.docx 25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Рассматривание и составление рассказа

- художественно – эстетическое развитие.

1 Организационный момент:

«Не послушает сестрицу

Младший брат, захочет пить,

А напившись из копытца,

- О какой сказке эта загадка?

  • Какое зло приключилось с ними в сказке?
  • Как вы думаете, ребята, Аленушке было грустно или весело, когда Иванушка превратился в козленка?
  • А знаете, как художник нарисовал картину?

2. Работа с картиной

Где и как изображена Аленушка?

Художник изобразил Аленушку в центре картины.

Представьте, что на этом камне сидите вы? Что вы чувствуете? Какой он? (холодный, острый, твердый,)

-Посмотрите, как она держит голову? (девушка опустила голову),

  • Что делают её руки (её пальцы крепко сжимают колени),

-Как вы думаете, какое у девочки настроение (она грустная, печальная)
-А как мы догадались, что у нее грустное настроение? (ответы детей - колени обхватила руками, голову склонила, глаза печальные).
-А покажите, как сидит Аленушка, сядьте так же, как на картине. Да, так сидит. Вспомните сказку и скажите, почему же она так пригорюнилась, опечалилась.
(Показываю слайд с иллюстрациями к сказке).
Ответы детей. (потому что братец стал козленочком, потеряла Аленушка братца и т. д.)
-А как мы догадались, что она печальная? (лицо грустное, братца долго искала, он не послушался ее и выпил из козьего копытца).

  • Обратите внимание на цвет лица и рук, Какие они? (Лицо и руки загорелые от долгих странствий под солнцем),
  • Что вы можете сказать про волосы? (Волосы её спутаны и давно не чесаны),
  • А что у неё на ногах? (босые),
  • Что ощущают ее ноги ?( им холодно, возможно они поранены).

«Аленушка застыла средь травы густой.

- Унылая, с поникшей головой.

Глаза печальные глядят,

3. Что можно сказать о выражении лица, настроении бедной девушки?

(Лицо Аленушки выражает тревогу, глубокую печаль)

-А глаза, какие они? (грустные глаза) Куда смотрит девушка? Аленушка смотрит на воду. Но как будто не видит её. Чувствует, что девушка чем – то озабочена, она грустит, ничего её не радует.

-О чем она может грустить? Давайте представим, что же с ней могло случиться до того, как она села у озера?

4.Как одета девушка? Какие краски использовал художник, изображая её одежду?

Одета девушка очень бедно, просто: на ней старый темно – зеленый , почти что черный, сарафан. На нём пестреют светло – зеленые листочки и светло - розовые цветочки. Кофточка серо – голубая, выгоревшая на солнце.

5. Какое время года на картине? По каким признаком можно определить ?

Художник изобразил на картине раннюю осень. Мы видим опавшие золотые и багряные листья осинок, слегла пожелтевшую траву.

-Посмотрите, каким цветом изобразил художник осеннее небо? (Небо бледно – голубое , холодное, унылое).

Воспитатель. Прежде чем мы с вами поговорим о природе, изображенной на картине, дадим отдохнуть нашим глазам.
Проведем зрительную гимнастику.
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес!
Выполняют круговые движения глазами
Слева – сосны, справа – дуб.
Выполняют движения глазами влево-вправо .
Дятел сверху тук да тук.
Выполняют движения глазами вверх-вниз.
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!

- Что находится на переднем плане? (На переднем плане картины озеро)

- Как вы думаете глубокое или мелкое оно? (глубокое, вода в нем очень темная и кажется холодная((вдохнуть запах сырости)). На заднем плане стоит лес – какой лес?

Давайте закроем глаза и представим, что мы попали в этот лес. Прислушайтесь, что вы слышите ( звук леса).

Слышите, птички щебечут прощальную мелодию, с осинок осыпается листва.

-Послушайте музыку, она поможет понять, какими красками написан лес – темными или светлыми? ( музыка ). Почему художник использовал эти цвета?

  1. Какие чувства вызывает у вас эта картина? (грусть). Жалко бедную девушку, которая осталась одна со своей печалью в темном лесу, на берегу глубокого озера.
  2. А что бы вы хотели, чтобы произошло дальше с Алёнушкой ?

4.Составление рассказа детьми

Дети представляют свои рассказы.

- Ребята, кто расскажет нам о картине? (заслушивают 1-2 рассказа).
- Вам понравилась картина?
- Кто ее написал?
-Где хранится картина ? (Ответы детей).
Воспитатель. Ребята, вы хотели бы сами нарисовать картину? (Ответы детей). Я приготовила для вас в группе листы бумаги, восковые мелки, краски, карандаши. Давайте вернемся в группу, и вы нарисуете что захотите

Оценка рассказов: Подведение итогов занятия:

У вас всё получилось?

А что не получилось?

  1. На берегу озера сидит, задумавшись, девушка. Это Аленушка.
  2. Художник изобразил Аленушку в центе картины. Одиноко сидит она на сером камне. Девушка опустила голову, её пальцы крепко сжимают колени. Лицо и руки загорелые, ноги босые. Волосы её спутаны и давно не чесаны.
  3. Лицо Аленушки выражает тревогу, глубокую печаль. Особенно ярко выделяются на нём грустные глаза. Аленушка смотрит на воду, но как – будто не видит её. Чувствуется , что девушка чем–то озабочена, она грустит, ничего её не радует.
  4. Одета девушка очень бедно, просто: на ней старый темно – зеленый , почти что черный, сарафан. На нём пестреют светло — зеленые листочки и бледно – розовые цветочки. Кофточка серо – голубая, выгоревшая на солнце.
  5. Художник изобразил на картине раннюю осень. Мы видим опавшие золотистые и багряные листья осинок, слегка пожелтевшую траву. Небо серо - голубое , холодное, унылое.
  6. На переднем плане картины глубокое озеро. Вода в нем кажется холодной и очень темной. На заднем плане стоит, как стена, темный лес. Вся природа сочувствует Аленушке, понимает её: склоняются к ней осины, охраняют её стройные ели, ласково поют над ней птицы.
  7. Картина навевает грусть. Жалко бедную девушку, которая осталась одна со своей печалью в темном лесу, на берегу озера.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект открытого занятия охватывает такие образовательные области как - социализация, чтение художественной литературы, познание, коммуникация, художественное творчество, музыка, здо.


конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: "Составление описательного рассказа по картинкам о зиме" в подготовительной речевой группе

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по теме: "Составление описательного рассказа по нарисованным картинкам о зиме" в подготовительной речевой группе.


Конспект открытого занятия охватывает такие образовательные области как - социализация, чтение художественной литературы, познание, коммуникация, художественное творчество, музыка, здоровье.


Занятие в подготовительной группе по синтезу искусств.


Конспект занятия в подготовительной группе. Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова "Алёнушка".

Данное занятие знакомит детей с произведением художника В.М. Васнецова, с его творчеством, умение увидеть в картине печальный образ девочки у пруда. художник удачно использует сказочный сю.


Ведущая образовательная деятельность : речевое развитие.

Цели: Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе различных падежных формах; упражнять в образовании прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно - ласкательным суффиксом.

Образовательные задачи: Познакомить детей с творчеством русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Учить составлять описательные рассказы по картине. Помочь детям познать многообразный и удивительный мир живописи, дать детям первоначальные знания о художественной галерее, её экспонатах, посредством использования элементов музейной педагогики.

Развивающие задачи: Продолжать учить отвечать полными ответами. Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, память.

Воспитательные задачи: Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, речевая, игровая.

Формы организации: групповая.

Форма реализации: показ презентации, демонстрация картины"Аленушка" беседа по вопросам, обобщающая знания детей по данной теме (из личного опыта); рассказ - изложение нового материала.

Обогащение словаря: музей, галерея, простоволосая, омут, обветшалый.

Активизация словаря: описание окружающей природы: небо, лес, время года,состояние природы, описание лавной героини.

Оборудование: картина"Алёнушка", презентация к занятию, указка.

Предварительная работа: создание мини - музеев в ДОУ, экскурсии в мини галерею ДОУ, посещение экскурсии, организованных КВЦ "Радуга", рассматривание картин, составление описательных рассказов, знакомство с музеями города Тюмени, знакомство с Третьяковской галереей, занятия по художественно - эстетической деятельности (рисование пейзажа, предметного окружения).

Дети заходят в импровизированную картинную галерею, располагаются перед экраном мультимедийной установки.

Чтоб провести нам время интересно

И с пользой для себя и для друзей

Нам долго выбирать не нужно место -

Мы дружно отправляемся.

Воспитатель: Ребята, а какие музеи нашего города вы знаете?

Дети называют музеи и рассматривают слайды на мультимедийной установке

Воспитатель: В нашем городе много музеев, все они разные. Сегодня я хочу пригласить вас в Третьяковскую галерею, которая находится в столице нашей Родины, городе Москва (показываю слайд)

Посмотрите на портрет В. М. Васнецова (показываю слайд)

В Третьяковской галерее также хранятся картины этого известного художника (показываю слайд) : "Иван царевич на сером волке", "Богатыри", "Алёнушка", "Снегурочка".

Воспитатель: Здесь картин полным - полно,

приходите все в неё

И художников аллею

Воспитатель:в нашей галерее мы рассмотрим картину В. М. Васнецова, а её название вы мне скажите сейчас сами.

(Вывешиваю картину "Алёнушка")

Дети называют картину

Воспитатель: О ком нам рассказал художник?

Дети смотрят, высказывают суждения.

- Почему же мы сразу увидели Алёнушку (она сидит в центре)

Да,художник нарисовал её в центре. Девушка, сидящая на камне, на берегу заросшей речки, привлекает взгляды своей простой красотой.

- Как вы думаете, какое у девочки настроение (она грустная, печальная)

- А как мы догадались, что у нее грустное настроение? (ответы детей - она обхватила колени руками, голову склонила, лаза печальные).

- А покажите, как сидит Алёнушка, сядьте так же, как на картине. Да, так сидит. Вспомните сказку и скажите, почему же она так пригорюнилась, опечалилась (показываю слайд с иллюстрациями к сказке)

Ответы детей (потому, что братец стал козленочком, потеряла Алёнушка братца ит. д)

- А как мы догадались. что она печальная (лицо грустное, братца долго искала)

Сестрица Аленушка, уставшая от поисков потерявшегося братца Иванушка, в сиротливой позе сидит на большом камне, грустно облокотившись, наклонивши голову на колено у мрачного пруда, в дремучем хвойном лесу. -

-Давайте посмотрим на Алёнушку, как она выглядит? (платье порвано, ноги грязные, волосы растрёпаны).

- Волосы растрепаны, не собраны в прическу, она - простоволосая.

- Почему? (братца потеряла, долго искала по лесу, бегала, все платье порвала об ветки)

- А где же остановилась Алёнушка, пригорюнилась? (у озера, у речки)

- Посмотрите какая темная вода. Как называется место в реке с темной, глубокой водой? (омут)

- А есть ли кто -то рядом с ней? (нет)

- Да, тишина кругом, мы слышим эту тишину. Послушайте! Как тихо в лесу! Как будто природа тоже грустит вместе с Алёнушкой! Так нарисовал художник. А какое настроение в лесу:(как то грустно, желтые листья падают, тихо).

Воспитатель: Прежде чем мы с вами поговорим о природе, изображённой на картине, дадим отдохнуть нашим глазам.

Проведем зрительную гимнастику.

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!

(выполняют круговые движения лазами)

Слева - сосны, справа - дуб!

(выполняют движения глазами вправо, влево).

Дятел сверху тук да тук.

(выполняют движения глазами вверх - вниз)

Глазки ты закрой - открой

И скорей бегом домой! (дети садятся на стульчики).

Воспитатель: А какая природа вокруг, давайте поговорим о ней.

-Что можно сказать о солнце (солнце прячется за тучами, его почти не видно. Оно уже не греет, только светит немного за лесом)

-О небе (небо на картине серое, хмурое, пасмурное)

- Деревья какие (роняют листья. Идет листопад. облетают в воду)

- Ветер? (ветра нет, листочки не колышутся, вода не движется)

- Дождь? (дождя нет, но как будто он хочет начаться, небо в тучах)

- Трава? (желтая, сухая. Все озеро травой заросло)

- Молодцы, все рассказали! - да, так художник написал картину к сказке. Это была ео любимая картина. А в роли его героини была обычная девушка крестьянка, которую художник увидел в одной деревне, в которой отдыхал. Уж такая девушка грустная была, что захотелось её нарисовать. Так и получилась эта картина, которую мы сейчас с вами рассматривали.

-Ребята, кто расскажет нам о картине? (заслушиваем рассказы детей)

-Вам понравилась картина?

Где хранится картина (ответы детей)

Воспитатель: ребята, вы хотели бы сами нарисовать картину (ответы детей)

Я приготовила для вас листы бумаги, восковые мелки, краски, карандаши. Давайте вернемся за столы и нарисуем что вы хотели бы изобразить.

Составление творческого рассказа по картине Видео

Составление творческого рассказа по картине Видео Предлагаю Вашему вниманию интересные приемы по составлению творческого рассказа по картине. С этим материалом меня познакомила моя напарница,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с использованием метода моделирования

Закрепление навыка составления описательного рассказа по картине мастера живописи.

Обогащение словарного запаса новой лексикой

Развитие внимания и наблюдательности.

Развитие логического мышления и творческого воображения.

Употребление слов, обозначающих оттенки цветов.

Употребление грамматически правильно составленных предложений.

Воспитание интереса к произведениям живописи.

1.Организационный момент.

2. Основная часть.

1) Работа с картиной.

-Какую сказку вам напоминает картина? Почему?

-Вспомните, пожалуйста, о чем рассказывает сказка? Кто ее герои? Какое зло приключилось с ними?

-Но, ребята, вспомните, в сказке по берегу пруда бегал козленок и жалобно звал сестру. Где, же Аленушка в это время? (Лежит на дне пруда с тяжелым камнем на шее. А на картине, Аленушка грустная сидит и смотрит на пруд). Правильно вы подметили. Картина не соответствует сюжету сказки. Васнецов изображает не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девушки, видимо, сироты.

-Как изображена Аленушка? Что можно сказать о выражении ее лица? О ее настроении? О ее одежде? – выставляются карточки – символы. (Аленушка изображена почти в центре картины. Ее лицо выражает тревогу, печаль. Особенно ярко выделяются глаза девушки. Аленушка смотрит на воду, но как – будто не видит ее. Чувствуется, что она чем – то озабочена, она грустит. Одета девушка очень просто, бедно. На ней старый пестрый сарафан и голубая кофта).

- Что делает девушка? – символ. (Она босиком сидит на камне. Аленушка положила голову на колени).

2) Зрительная гимнастика.

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!

(выполняются круговые движения глазами)

Слева – сосны, справа – дуб.

(выполняются движения глазами влево - вправо)

Дятел сверху, тук да тук.

(выполняются движения глазами вверх - вниз)

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

3) Динамическая пауза.

Один – два – три – четыре – пять –

В лес отправимся гулять.

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.

Может быть и под листочком

Сладку ягодку найдем.

(наклоны вперед, разведя руки)

На носочки дети встали, по дорожкам побежали.

И на каблучках пойдем.

(ходьба на носках)

Через лужи перейдем .

(ходьба на пятках)

Отдохнули, вот и славно.

Поговорим теперь о главном.

4) Продолжение работы над картиной.

- Как вы думаете, какое время изображено на картине? По каким признакам можно определить? (Художник изобразил раннюю осень. Мы видим желтые листья, слегка пожелтевшую траву. Небо хмурое, холодное, осеннее.)

- Подберите, пожалуйста, слова-признаки к словам небо (осеннее, хмурое, серое, темное, унылое); листья (опавшие, пожелтевшие, желтые); озеро (глубокое, темное, мрачное, бездонное); вода (холодная, черная); лес (мрачный, густой, темный, непроходимый, таинственный).

5) Составление описательного рассказа детьми с использованием карточек-символов.

Цели

образования: обучение учащихся составлению текста-описания по картине

Воспитания: знакомство учащихся с жизнью и творчеством русского живописца В.М.Васнецова

Развития: развитие творческой активности и эстетического восприятия учащимися произведений живописи

Задачи:

  • развитие наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни (осмысление содержания картины);
  • развитие фантазии, способности на основе развитой наблюдательности создавать художественный образ, выражая своё отношение к реальности, строить текст в определенной композиционной форме, красиво, правильно, последовательно, излагать свои мысли (задания, способствующие вербализации зрительских впечатлений, использование в сочинении языковых выразительных средств (эпитеты, сравнение, метафора, олицетворение);
  • развитие способности выразить словом не только сюжет, но и мирское содержание, которое скрыто во всей художественной структуре.

Оборудование:

  • компьютер
  • проектор
  • экран
  • презентация
  • выставка литературы о В.М. Васнецове
  • выставка репродукций художника

Ход урока

1. Организационный момент (1 минута)

2. Вступление (1 минута)

Рассказ о жизни и творчестве русского живописца В.М. Васнецова (выступление учащегося, 3 минуты)

Мастерская огромная, потолок и окна высоченные – чтобы много света было. И картины у папеньки тоже большущие – он даже на стремянку залезает, чтобы верхнюю часть написать. А на полотнах-то кого только нет! Иван-царевич на Сером Волке скачет. В ступе Баба-Яга летит. Стра-ашная! Изо рта клык торчит, а под мышкой ребёночка держит! А вот и Кощей Бессмертный на троне сидит, меч кровавый в руке держит! Вон царевна Несмеяна тоскует, Ковёр-самолёт летит над горами, над долами…Царевна-лягушка на пиру пляшет: махнула рукавом, а из него лебеди полетели. И, конечно, три богатыря русских, гордые и бесстрашные.

Папенька говорит мало. Но иногда вечером придёшь к нему, и начинает он рассказывать о себе:

- Я в деревне вырос, недалеко от Вятки, там домов десять-то и было. Нас, братьев, шестеро, и на всех одни валенки и полушубок. Летом-то хорошо, весь день на улице да в лесу босиком бегаем, в одних портках. Ну а зимой всё больше на печи сидели да сказки слушали. День короткий, ночи долгие да тёмные, и зиме, кажется, конца не будет. Зажжём лучину – палочка такая деревянная, она горит, потрескивает, огонь маленький, колеблется из стороны в сторону, а по станам тени так и ходят. Кажется, вот-вот из тёмного угла кто-то выскочит, не то леший, не то Баба-Яга.

Вот потому-то и встают они как живые на папенькиных картинах! А дедушка мой Михаил Васильевич, был батюшкой в церкви. Сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Прабабушка Ольга Александровна в молодости увлекалась живописью. У папеньки дух захватывало от счастья, когда бабушка открывала крышку старого сундучка, где находились краски.

Папенька тоже сначала хотел священником стать, учился в семинарии, но потом поехал в Петербург, в Академию Художеств поступать. Был он так не уверен, что примут его, что, сдав экзамены, даже не явился узнать о результатах. Год учился в Рисовальной школе, когда решил попытать счастье снова в Академии, был удивлён, что зачислен в неё был ещё в прошлом году.

Ходила Алёнушка по лесу. Ходила по ельнику. Ходила по березняку. И вышла к тёмному пруду-озерцу. Озерцу тёмному и глубокому. Притомилась. Села на камушек у самой воды. А вода в озерце тёмная и тяжёлая. Словно и неживая та вода. Ни всплеснёт. Ни шелохнётся. Сидит Алёнушка на камушке. Думу думает. Не весёлую. Грустную и печальную.

Такие же чувства были в душе у Виктора Васнецова после того, как он прочитал в сборнике сказок Афанасьева сказку об Аленушке. Художник не раз слышал эту сказку и в детстве, она тронула его глубже и сильнее других, запал ему в душу и тоскливый напев, доносившийся со дна реки, и вся поэтическая ситуация сказки с ее торжеством правды. Васнецов думал об Аленушке, и замысел его новой композиции все больше прояснялся.

"Аленушка", - рассказывал впоследствии художник, - как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах. Каким-то особым русским духом веяло от нее. Критики и, наконец, я сам, поскольку имеется у меня этюд с одной девушки-сиротинушки из Ахтырки, установили, что моя "Алёнушка" натурно-жанровая вещь! Не знаю! Может быть. Но не скрою, что я очень вглядывался в черты лица, особенно в сияние глаз Веруши Мамонтовой, когда писал „Алёнушку". Вот чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь божий мир и в Абрамцеве, и в Ахтырке, и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах и навсегда живут в моей душе и греют ее!"

Игорь Грабарь со свойственной ему четкостью определяет качества картины:

3. Осмысление картины

  • Беседа с учащимися по картине (5 минут)

(Беседа – привычный для учащихся вид работы, но от этого не менее эффективный. Роль учителя – направлять беседу в нужное русло, не забывая, что тема разговора – творчество В.М. Васнецова, его тематическая и духовная связь с русским народом. В ходе беседы учащимся предлагается описать, что они видят, обращая внимание на художественные приёмы, язык живописи, его экспрессивность и выразительность. Учитель обращает особое внимание на речь учащихся, её точность и образность, отмечает эмоциональность высказываний.)

- Внимательно вглядитесь в репродукцию картины. Кого мы видим в центре? (Аленушка сразу привлекает наше внимание. Она изображена почти в центре полотна лицом к зрителю).

- Почему на картине нет, кроме неё, других персонажей? (Чтобы подчеркнуть ее одиночество, художник не поместил на картине других персонажей).

- Какую роль играет этот суффикс? (Суффикс имеет уменьшительно-ласкательное значение, что показывает, насколько дорог этот образ художнику).

- Внимательно рассмотрите центральный образ картины. Что делает Алёнушка? (Она сидит, поджав под себя ноги, обняв руками колени и склонив голову, крепко сжаты пальцы рук, обхвативших колени).

- Где она сидит? (Алёнушка сидит на камне у лесного пруда)

- Во что она одета? (На ней темно-серый обветшалый сарафан с цветами, старая вылинявшая голубая рубашка. Ноги её босые).

- Каково выражение её лица? (У неё грустный, задумчивый, неподвижный взгляд. Она опечалена, призадумалась, пригорюнилась. Глубокие карие глаза застилают слезы, каштановые волосы спутанными прядями рассыпаются по плечам. Рот слегка приоткрыт, словно героиня о чём-то говорит, обращаясь к кому-то неведомому).

  • Задания, способствующие вербализации зрительских впечатлений

- Почему художник выбрал именно осенний пейзаж? (Увядание природы, грусть, но в тоже время необыкновенная красота и обилие красок).

- Какие объекты (явления) природы необходимо рассмотреть, чтобы определить роль природы в данной картине? (Пруд, вода, лес, деревья, листва, небо, камень, птицы, трава, время суток, состояние природы)

Задание 1 (5 минут)

Целевая установка: подберите к перечисленным объектам (явлениям) опорные слова, словосочетания, которые помогут передать настроение и состояние природы

- Пруд – омут, глубокий, спокойный, задумчивый, незамутнённый, бездонный, таинственный, тихая заводь

- Вода – чёрная, тёмная, прозрачная, чистая, зеркальная

- Лес – густой ельник, настороженный, угрюмый, живой, сочувствующий, чудесный уголок русской природы, ели, как стражи

- Деревья – молодые стройные печальные берёзки, тонкие нежные осинки

- Листва, листья – золотые, опавшие, продрогшие, жёлтые, как лебеди

- Трава – острые зелёные, как стрелы, стебли осоки

- Небо – пасмурное, серое, тоскливое

- Ветер – лёгкий, игривый, ласковый

- Камень – серый, бел горюч

- Птицы – щебечущие ласточки, малые пташечки-подружки

- Время суток – сумерки, тихий вечер, заходящее солнце

- Состояние природы – тихо, печально вокруг, осенняя грусть и глубокая тишина

- Обратимся к цветовым тонам картины. Какие краски преобладают в картине? (Неяркие, глубокие холодные тона тёмно-масляных красно-коричневых, тёмно-зелёных красок. Побуревшая трава, красноватая осенняя листва, пожелтевшая зелень подчеркивают общий коричнево-зеленый тон картины. Помимо неярких тонов, мы видим в картине светлую полоску гаснущей зари, яркую изумрудную зелень осоки, розовые цветы на сарафане Аленушки и голубую кофточку. Используя яркие, контрастные тона, художник усиливает создаваемое картиной впечатление).

- Обратите внимание на композицию картины. Виктор Михайлович Васнецов использует неторопливое, подробное письмо, чётко изображая каждый элемент картины, композиция построена на строгом ритме, на плавном течении линий фигурки героини со склонённой головой и наклонов растений, что вносит певучесть в картину, показывая тесную взаимосвязь человека и природы, которая охраняет покой девушки.

- Как расположены деревья по отношению к героине? (Они полукругом сомкнулись за спиной героини, укрыв её от враждебного мира. Симметрично, справа и слева, как бы обнимая и успокаивая, остановились на одинаковом расстоянии юные стройные осинки, на одной из которых щебечут ласточки – милые пташки-подружки. Все предметы изображены на уровне глаз, таким образом, природа и Алёнушка образуют круг друзей, готовых протянуть другому руку помощи).

Задание 2 (2 минуты)

Целевая установка: вам предложено три варианта плана, определите тот, который кажется вам подходящим к вашему возможному представлению будущего сочинения, постарайтесь определить, чем выбранный вариант вам интересен. Возможно, что ни один из вариантов не окажется приемлемым, и вы попробуете составить свой. (Варианты сочинений предлагаются каждому обучающемуся на карточках)

Вариант 1

Вариант 2

  • Название картины и её автор.
  • Сведения о художнике.
  • Общее впечатление, которое производит картина:

- описание Алёнушки (место, где она сидит, поза, одежда, волосы, руки, мысли героини, настроение и т.п.);

- описание природы (пруд, лес, небо, деревья, птицы, трава, ветер, время суток, состояние природы и т.п.);

- цветовая гамма красок картины;

- композиция картины (расположение деревьев, Алёнушки, их взаимосвязь)

Вариант 3

  • Какую картину буду описывать?
  • Кто изображен на картине?
    а) внешний вид (одежда, выражение лица);
    б) поза;
    в) эмоциональное состояние.
  • Гармония чувств человека и природы.
    а) описание осеннего пейзажа (что изображено);
    б) как природа передает чувства человека (как художнику удалось передать тоску и печаль Алёнушки с помощью красок?)
  • Особенность картины (чем эта картина привлекает внимание, что делает ее особенной, что мне особенно понравилось)
  • Опишите свои чувства, которые возникают у вас, когда вы смотрите на картину. Какое у вас создается настроение?
  • Выводы (какова идея художника, какую мысль хотел автор донести до зрителя).

Задание 3 (5 минут)

Каждому пишущему человеку знакома ситуация, когда не знаешь, с чего начать. От какой мысли оттолкнуться, чтобы сочинение начало приобретать стройность и логичность.

Целевая установка: у каждого из вас есть цветные карточки, на которых указано задание, связанное с подготовкой вступления к сочинению.

(Учащимся предлагаются разноуровневые задания. Подобная форма работы даёт возможность подойти к учащимся индивидуально, с учётом их способностей, уровня развития и подготовки).

Красная карточка

Задание. Из предложенных слов составьте предложения, чтобы получился текст вступления вашего сочинения.

- В.М. Васнецов, русский, художник, известный

Жёлтая карточка

Задание. Продолжите начатый текст, написав 2-3 предложения, которые станут вступлением вашего сочинения.

Осень. Берег лесного озера…

(На белгорюч камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Сколько грусти и тоски в её глазах! Капают слёзки, и летят вниз золотые листочки-лебеди).)

Зелёная карточка

Задание. Продолжите начатый текст, написав 2-3 предложения, которые станут вступлением вашего сочинения.

- Глубокому восприятию произведений искусства, осознанию и переживанию их тематики способствуют музыка и поэзия. Внимательно следите за тем, что сейчас будет происходить на экране, вслушивайтесь в чарующие звуки музыки.

Закатилось в чаще солнышко, хмурый лес вокруг стеной,
Пригорюнилась Алёнушка, как теперь ей жить одной.
Нету с ней ни милой матушки, ни родимого отца,
Слёзы капают на камушки у лесного озерца.
Кто развеет думы горькие, кто поможет ей в беде?
Лишь камыш один с осокою отражаются в воде.
И родимая сторонушка всё печальней и грустней,
Жаль не ведает Алёнушка, что случится дальше с ней.
Повстречает счастье девица и любовь свою найдёт,
Ах, как весело надеяться, зная сказку наперёд).

(Все задания урока выполняют одну из главных задач педагога – дать понять детям, что в искусстве никогда и ничто не изображается просто так, ради изображения – иначе это не искусство. Изображение – лишь практическая цель, продукт труда, но через него художник всегда выражает своё отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.

Творческий характер имеет практическая деятельность учащихся, деятельность по восприятию искусства, когда они выступают в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Очень важный методический принцип – единства восприятия и созидания. Обучение предусматривает гармоническое равновесие теории и практики. Даже самого интересного рассказа учителя недостаточно, необходимо участие самих учащихся. Понимание подлинной ценности искусства должно от урока к уроку, посвящённых работе с полотнами художников, укрепляться в сознании детей.)

4. Итог урока

Завершая наш урок, хотелось бы узнать, насколько хорошо вы запомнили и прониклись всем, о чём говорилось сегодня. Вам предлагается разрешить несколько ситуаций.

Ситуация 1

Ваш друг написал письмо и рассказал о жизни и творчестве художника Исаака Ильича Левитана. О каком художнике после сегодняшнего урока сможете рассказать вы? (О Викторе Михайловиче Васнецове).

Ситуация 2

Ситуация 3

5. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке:

- если урок вам понравился, вы работали хорошо и уверены, что успешно справитесь с написанием сочинения дома, поднимите зелёную фишку

- если урок вам понравился, вы работали хорошо, но чувствуете, что с написанием сочинения могут возникнуть трудности, поднимите жёлтую фишку

- если урок вам не понравился, вы ничего интересного не узнали, чувствуете, что с написанием сочинения без посторонней помощи не справитесь, поднимите розовую фишку.

6. Домашнее задание.

Из сочинений обучающихся

«Сидит Алёнушка на большом камне грустна и печальна. Щёчки румяные, рот приоткрыт, а в глазах глубокая тоска. На ней сарафан и голубая кофточка, босые ножки поджаты под себя. Перед ней спокойный мрачный пруд, вода в нём холодная. Стебли осоки, как стрелы, взметнулись вверх. Опавшие листья, как лебеди, плывут по ровной глади тихой заводи. Густой, дремучий лес засыпает в наступающих сумерках. Пожелтевшие берёзы, как стража, оберегают сироту. Маленькие певчие пташечки, как подружки, сочувствуют бедной девушке.

Не судите слишком строго. Они ещё только учатся. Главное, что у них есть большое желание учиться. Значит, всё получится. Я верю в них, моих учеников.
Ефименко Наталья Викторовна

Читайте также: