Конспект на тему человек и стихия по обж 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урока - деловой игры:

Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.

Контроль и обобщение знаний по темам ОБЖ, рассматривающим различные стихийные бедствия: землетрясения, сели, оползни, обвалы, ураганы, бури, смерчи, наводнения, лесные и торфяные пожары .

Закрепить знания учащихся по эвакуации и правилам оказания первой медицинской помощи при ЧС природного характера.

Учащиеся должны знать природу возникновения стихийных бедствий, их последствия; меры, принимаемые по их предупреждению и предотвращению.

Метод проведения:

Время: 1 час(40 минут)

Подготовка к мероприятию (5 минут):

1 .Формируются команды по 3-4 человека.

3 .Команды участников придумывают название команды, рисуют эмблемы.

5 .Вырабатывается критерий оценки за игру, выбирается жюри.

6. Готовятся оценочные листы для жюри.

Уход урока-деловой игры (30 минут):

Ведущий 1 (из состава жюри):

Чтоб вдруг не настигла стихия

Не накрыла внезапно беда,

Мы принять должны меры такие,

Чтоб отпор был готов её всегда!

Ведущий 2 ( из состава жюри):

Для победы решенье ищите,

Пред стихией нельзя отступать,

Солидарность с гражданской защитой,

Вам поможет с бедой совладать.

Любые стихии нам нипочем! И мы научимся с ними бороться!

Наши команды в начале игры покажут свои теоретические знания о стихийных бедствиях, затем – как они могут вести себя при стихийных бедствиях. У нас участвуют команды…

Представляем жюри. В брэйн-ринге за каждый правильный ответ -1 балл, побеждает тот, кто наберёт большее количество баллов. Кто готов отвечать, поднимает карточку. В конце игры определяется лучшая команда

Команды по очереди отвечают на вопросы.

Вопросы первой команде:

1.Что собой представляет Буря?

2. Что такое гипоцентр?

Вопросы второй команде:

1 .Как в Америке называют смерч?

2 .Как называют области, подверженные частым землетрясениям?

Вопросы третьей команде :

1 .Чем отличаются сели от оползней?

2 .Как в Европе называют смерч?

Вопросы четвёртой команде:

1 .Как называется чувствительный прибор, реагирующий на подземные толчки?

2 .Что такое эпицентр?

Вопрос пятой команде:

1 .Что собой представляет шторм?

2 .Чем отличаются низовые пожары от верховых?

Подводятся итоги.

Второй конкурс .

Необходимо быстро и правильно ответить на вопросы:

1 .Известо стихийное бедствие, которое наблюдалось 29 июня 1904 года. Оно возникло в грозовом облаке и продвинулось в сторону Москвы, разрушив по пути несколько деревень, повредив дома в Лефортово, повалив вековые деревья в Сокольниках, подняв телеги, животных, встретившихся на пути. Проходя через Москву-реку, это стихийное бедствие высосало воду и обнажило на короткое время её дно.

Вопрос : Что это за стихийное бедствие? (Ответ: смерч)

2 .Всем известно, что торнадо-это настоящий круговой шторм.

Вопрос: Торнадо вращается по часовой стрелке или против?

(Ответ: в северном полушарии - против, в южном - по часовой)

3 .На высоком правом берегу Волги стояло старое русское село Федоровка. Как-то в душную, июльскую ночь 1889 года население села было разбужено необычными явлениями: стены изб шатались ,земля содрогалась и вспучивалась. Из её недр несся глухой гул. Жители высыпали из домов на улицу. Они увидели, что деревья вместе с участком берега движутся к Волге. Перемещение длилось около 3-х дней.

Вопрос: Что это было за стихийное бедствие? (Ответ: оползень)

4 . Вопрос: Как вы думаете, что является причиной возникновения ураганов на равнинах Северной Америки ?(Ответ: связано это с отсутствием горных хребтов, что создает условия для проникновения арктических воздушных масс)

5 .Замечено, что в большинстве случаев сели происходят в определённое время.

Вопрос : Для кого времени суток характерно возникновение селей (Ответ: вечером и ночью)

Задание: Докажите их позицию.

7 .Что происходит перед приходом цунами на берег?

(Ответ: вода отступает на сотни метров, а иногда на километры)

Вопрос : Что может устоять против гор? Закончите фразу. (Ответ: горы)

Вопрос : О чем свидетельствует этот факт? (Ответ: это происходит пред сильным землетрясением)

10. Вопрос : В какую сторону вытягивают клювы пингвины перед бурей? (Ответ: в ту, откуда должна прийти буря)

11. Вопрос : Может ли произойти землетрясение рядом с озером Байкал? (Ответ: Да)

12.Вопрос: Может ли наводнение быть полезным? (Ответ: Да)

13.Вопрос : Чем заторы отличаются от зажоров? (Ответ: зажоры – скопление внутриводного льда)

Подводятся итоги

Третий конкурс-эвакуация.

Команды отвечают на вопросы по карточкам, которые выбирают.

Какой сигнал сообщит вам о стихийном бедствии?

При каком стихийном бедствии эвакуация возможна с имуществом и даже с животными?

что необходимо делать капитанам кораблей, если приближается цунами?

Если Вы входите в группу по тушению лесного пожара, что необходимо делать ?

Подводятся итоги.

Четвёртый конкурс - капитанов

Им предлагаются вопросы текстового характера:

1.Где больше всего выпадает осадков?

а) в России; б) в Индии ; в) в Бразилии.

2. Может ли землетрясение быть сильным, но небольшим по разрушениям?

а) иногда; б) нет; в) да.

3.Как называют кубинцы вытянутые в изогнутую трубку вихри?

4. Цунами – это:

5. Где зафиксировано большее количество землетрясений?

а) в Японии ; б) в Китае; в) в Америке.

6 .Назовите название снежных бурь (метель, позёмка).

Практическое задание : Кто из капитанов быстрее оденет противогаз.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




СТИХИЯ И ЧЕЛОВЕК


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Перед человеком и обществом в XXI веке все более отчетливо вырисовывается новая цель - глобальная безопасность. Поверхность Земли непрерывно изменяется под действием сил природы. Много бед человечеству приносят чрезвычайные ситуации природного характера, т.е. стихийные бедствия.

Коварство стихийных явлений знакомо человечеству тысячелетиями следами былых разрушений, об этом свидетельствуют описания в летописях и сказаниях, картины, наскальные рисунки и многое другое. Стихийные бедствия являются трагедией для любого государства и, особенно, для тех районов, где они возникают. В результате стихийных бедствий страдает экономика страны, так как при этом разрушаются производственные предприятия, уничтожаются материальные ценности, гибнут люди. Количество стихийных бедствий в мире удваивается каждые 10 лет. За последние 20 лет XX века от стихийных бедствий в мире пострадало более 800 млн. человек (свыше 40 млн. человек в год), погибло более 140 тыс. человек, а ежегодный материальный ущерб составил более 100 млрд. долларов. Специалисты в области безопасности деятельности, приводя данные о потерях при стихийных бедствиях, предполагают, что в будущем в связи с ростом и концентрацией населения число жертв от стихийных катастроф увеличится в десятки раз. Даже в отдаленной местности от основных эпицентров глобальных стихийных явлений, люди подвержены каким-либо стихийным явлениям.

Человек бессилен предотвратить сами природные процессы, но в его силах избежать жертв и ущерба. Но для этого нужны знания о стихийных природных явлениях. Необходимо знать, как они возникают, условия распространения, какие могут происходить стихийные бедствия в той местности, в которой человек проживает. Поэтому я поставила следующие цели и задачи моего исследования.

Цель: Изучить стихийные явления и способы защиты человека от стихийных бедствий.

Задачи:

Изучить виды и природу возникновения стихийных явлений;

Изучить стихийные явления, наблюдающиеся в нашем крае;

Выяснить знания населения о стихийных явлениях нашего края и способах защиты;

Объект исследования: население Ошьинского поселения

Предмет исследования: осведомлённость населения о стихийных явлениях нашего края и способах защиты.

Методы исследования: социологический опрос, анализ, сравнение.

Я думаю, что решив данные задачи, мы сможем уменьшить негативное влияние стихийных явлений на человека.

Глава 1. Виды и характеристики стихийных явлений

Стихийное бедствие – это катастрофическое природное явление значительного масштаба, в результате которого возникает угроза жизни или здоровью людей, может произойти уничтожение материальных ценностей или будет нанесен вред окружающей природной среде.

Стихийные бедствия чрезвычайно разнообразны, поэтому, прежде чем перейти к рассмотрению, их необходимо классифицировать. Стихийные бедствия по природе происхождения можно разделить на четыре группы:

• Геологические: землетрясение, извержение вулкана, оползень, сель, обвал, лавина, карстовые провалы.

• Метеорологические: ураган, шторм, шквал, буря, смерч, град, дождь, снегопад, лесные пожары.

• Гидрологические: наводнение, половодье, затор, зажор, нагон, тайфун, цунами, паводки.

• Природные пожары: лесные, торфяные, степные, верховые, низовые.

Землетрясения - подземные толчки и колебания поверхности Земли, вызванные естественными причинами (главным образом тектоническими процессами), или (иногда) искусственными процессами (взрывы, заполнение водохранилищ, обрушение подземных полостей горных выработок). Небольшие толчки могут вызываться также подъёмом лавы при вулканических извержениях. Землетрясением называются подземные толчки и волновые колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапного разрыва земной коры или верхней части мантии.

Землетрясения являются наиболее грозными стихийными бедствиями по числу жертв, размерам ущерба, по величине охваченных ими территорий и по трудности защиты от них. Несмотря на усилия сейсмологов, землетрясения часто происходят неожиданно. Половина человечества живет в сейсмически активных областях, т. е. в районах, где могут происходить разрушительные землетрясения

Наводнение - это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море в период снеготаяния, ливней, ветровых нагонов воды, при заторах, зажорах и т.п. К особому типу относятся наводнения, вызываемые ветровым нагоном воды в устья рек. Наводнения приводят к разрушениям мостов, дорог, зданий, сооружений, приносят значительный материальный ущерб, а при больших скоростях движения воды (более 4 м/с) и большой высоте подъема воды (более 2 м) вызывают гибель людей и животных. Наводнения могут возникать внезапно и продолжаться от нескольких часов до 2 – 3 недель. (3).

Оползень - скользящее смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести. Оползни возникают на каком-либо участке склона или отвеса вследствие нарушения равновесия пород, вызванного : увеличением крутизны склона в результате подмыва ;ослаблением прочности пород при выветривании или переувлажнении осадками и подземными водами; воздействием сисмических толчков; хозяйственной деятельностью, проводимой без учета геологических условий местности.

Сель – внезапно возникающий в руслах горных рек временный поток, характеризующийся резким подъемам уровня и высоким содержанием продуктов разрушения горных пород. Сели образуются в результате продолжительных ливней, бурного таяния ледников и снег обрушения в русло больших количеств рыхло – обломочного материала. В отличие от обычных потоков сели движутся, как правило, не прерывно, а отдельными валами со скоростью до 10 м/с. и более.

Лавина - снежный обвал, массы снега на горных склонах, пришедшие в движение, скользящие и низвергающие. Возникновение лавин возможно во всех горных районах, где устанавливается устойчивый снежный покров. Лавина движется со средней скоростью 20-30 м/с.

Снегопады - продолжительное интенсивное выпадение снега из облаков, приводящее к значительному ухудшению видимости и затруднению движения транспорта (количество осадков 20 мм и более за 12 часов). Сильные снегопады (снежные заносы) парализуют транспорт, вызывают повреждение деревьев, линий электропередач, зданий. За период многолетних наблюдений средние максимальные за зиму нагрузки могут превышать 250 кг/м2, нагрузки от разовых снегопадов-100 кг/м2. Снегопад – тразновидность твердых атмосферных осадков. Интенсивный снегопад может стать причиной заносов на дорогах, блокирования транспортных средств, обрушения под тяжестью снега строений, проводов и опор линий электропередач, схода снежных лавин, травм и гибели людей.(3).

Извержение вулканов - процесс выброса вулканом на земную поверхность раскалённых обломков, пепла, излияние магмы, которая, излившись на поверхность, становится лавой. Извержение вулкана может иметь временной период от нескольких часов до многих лет.

Горные обвалы - отрыв и падение масс горных пород вниз со склонов гор под действием силы тяжести. Обвалы возникают на склонах речных берегов и долин, в горах, на берегах морей.

Штормы - очень сильный ветер, а также большое волнение на море. Также в ходе многочисленных наблюдений американскими учёными было установлено, что для районов, расположенных в северных широтах, снежной бурей можно считать зимний ураган, во время которого скорость ветра достигает 56 километров в час. При этом температура воздуха опускается до −7 °C. Территория распространения снежной бури может быть сколь угодно обширной. Шторм – продолжительный сильный ветер, движущийся со скоростью 103-120км/ч., вызывающий большие волнения на море и разрушения на суше. Шторм является причиной ежегодной гибели десятков морских судов, больших разрушений на побережье.

Тайфуны - разновидность тропического циклона, которая типична для северо-западной части Тихого океана. В центральной части тайфунов наблюдается наибольшее снижение давления воздуха на поверхности моря, достигающее 650 мм. рт. ст.

Цунами - длинные волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. Причиной большинства цунами являются подводные землетрясения, во время которых происходит резкое смещение (поднятие или опускание) участка морского дна. Цунами образуются при землетрясении любой силы, но большой силы достигают те, которые возникают из-за сильных землетрясений. В результате землетрясения распространяется несколько волн.

Приливы - периодические вертикальные колебания уровня океана или моря, являющиеся результатом изменения положений Луны и Солнца относительно Земли вкупе с эффектами вращения Земли и особенностями данного рельефа и проявляющиеся в периодическом горизонтальном смещении водных масс.

Засуха — длительный (от нескольких недель до двух-трёх месяцев) период устойчивой погоды с высокими (для данной местности) температурами воздуха и малым количеством осадков (дождя), в результате чего снижаются влагозапасы почвы и возникает угнетение и гибель культурных растений

Град — вид ливневых осадков. Град является частицами льда шарообразной или неправильной формы (градин) размером от миллиметра до нескольких сантиметров. Встречаются градины размером 130 мм и массой около 1 кг. Градины состоят из ряда слоёв прозрачного льда толщиной не менее 1 мм, чередующихся с полупрозрачными слоями. Град выпадает обычно в тёплое время года из мощных кучево-дождевых облаков, сильно развитых вверх, обычно при ливнях и грозах. Град – атмосферные осадки в виде частичек льда. Градины чаще всего бывают размером от мелкой горошины до голубиного яйца, иногда достигают тридцати сантиметров в диаметре и массы до одного, двух килограмм. Град выпадает в теплое время года, его образование связано с бурными атмосферными процессами. Наибольшую опасность град представляет для растений – он может уничтожить весь урожай. Известны случаи гибели людей от града.

Глава 2. Стихийные явления в нашем крае, местности

Возникающие время от времени Стихийные природные явления (СПЯ) на территории Пермского края очень часто приводят к нарушению социально-экономической обстановки материальному ущербу, а иногда и к человеческим жертвам. К наиболее распространённым в крае следует отнести такие явления:

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

Человек и стихия

Наша Земля прекрасна и в летнее солнечное утро, и в снежный зимний день, и в весеннюю грозу, и в осенний дождь. Изумительны по-своему и тропический ливень, и северное сияние, и грохочущие лавины, извержения вулканов, огромные морские волны и барханы в пустыне.

Но многие природные явления могут приобрести такую силу, что становятся опасными для человека.

И если мы не готовы, не знаем, как защитить себя, свой дом и имущество от стихийных сил природы, может возникнуть опасная и даже чрезвычайная ситуация, угрожающая жизни многих людей, их интересам и даже безопасности страны.

За последние годы расширяется география наших поездок, мы становимся очевидцами стихийных явлений, которых не бывает там, где мы живем. Каждый из нас может оказаться в зоне стихийного бедствия, чрезвычайной ситуации природного характера. И от наших действий будет зависеть наша жизнь, жизнь близких людей. Природа Земли такова, что опасные природные явления всегда были, есть и будут, а значит, мы должны быть к ним готовы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребята познакомятся с основными стихиями природы и их ролью в жизни человека.

Как природа помогала человеку в его жизни?

Как природа помогала человеку в его жизни?

Какая сила природы помогает кузнецу плавить руду?

Какая сила природы помогает кузнецу плавить руду?

Что двигает парусник?

Что двигает парусник?

Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли — Жить нельзя нам без .

Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли — Жить нельзя нам без .

Природные стихии

Задачи

Определи какую полезную и вредную работу выполняет ветер?

Рассмотри рисунки из старинных книг. Расскажи, как человек учился обращаться с ветром, огнём, водой?

Рассмотри рисунки из старинных книг.

Расскажи, как человек учился обращаться с ветром, огнём, водой?

Рассмотри рисунки жилищ разных народов, обрати внимание на устройство очагов. Жилище эскимосов (иглу)

Рассмотри рисунки жилищ разных народов, обрати внимание на устройство очагов.

Читайте также: