Симфоническая сказка с прокофьев петя и волк 2 класс конспект урока и презентация
Обновлено: 04.07.2024
Данный урок представлен по технологии развития критического мышления. Критическое мышление – такое мышление, посредством которого ученик самостоятельно развивается. Эта технология позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации.
Данный урок представляет работу с грамзаписью симфонической сказки С. Прокофьева “Петя и волк”. По усмотрению педагога можно использовать любые виды записи произведения. Урок построен по базовой модели технология развития критического мышления, которая предполагает три основных составляющих.
Первая – стадия вызова – необходимо актуализировать и обобщить имеющиеся знания, вызывать интерес, мотивировать учащихся к активной учебной деятельности.
Вторая – стадия осмысления - получение новой информации, её осмысление и соотнесение с собственными знаниями.
Заключительная – стадия размышления и рефлексии – анализ процесса изучения материала, целостное осмысление, обобщение полученной информации.
Варианты предложений.
Стратегия: “чтение (слушание) с остановкой” предлагает обсуждение заглавия произведения, его содержания и проблематики.
На заключительной стадии урока – рефлексии - используется стратегия “синквейн”.
- тема, выраженная одним словом – существительным.
- описание темы в двух словах – прилагательные.
- описание действия тремя словами – глаголами.
- фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
- одно слово – синоним к первому, на эмоциональном отклике автора.
Строгие правила “синквейна” закрепляют за каждой строкой не только определенное количество слов, но и части речи, которыми пользуется автор. Можно предложить ребятам составить один “синквейн” на двоих, что облегчит задачу. Составленные “синквейны” обсуждаются всем классом.
Тема урока: Симфонический оркестр.
Знакомство с симфонической сказкой С. Прокофьева “Петя и волк”.
Цель: Повышение творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование умения мыслить мыслить.
-
Научить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание.
- Формировать навыки культуры общения, умение строить монологические высказывания, углублять эмоциональную отзывчивость на музыку.
- Воспитывать любовь к музыке.
- Создавать здоровьесберегающию среду в обучении.
- Симфонический оркестр (таблица)
- Оркестр народных инструментов (таблица)
- Иллюстрации к сказке “Петя и волк”
- Фонохрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы.
- С. Прокофьев “Петя и волк”. Симфоническая сказка для детей
- Компакт диск с записью звучания симфонического оркестра, оркестра народных инструментов, духового оркестра.
Оборудование: Мр3 проигрыватель, проигрыватель.
I. Стадия вызова.
Звучит музыка в исполнении симфонического оркестра. Можно использовать любое знакомое произведение.
Учитель: В чьем исполнении прозвучала музыка?
Дети: Эту музыку исполнил оркестр.
Учитель: Какой это был оркестр?
Дети: Это симфонический оркестр.
Учитель: А какие оркестры вы еще вы знаете?
Дети: Оркестр народных инструментов и духовой оркестр.
Учитель: Верно, посмотрим на таблицах эти оркестры и вспомним названия некоторых инструментов.
Дети называют знакомые инструменты.
Учитель: Давайте вернемся к первой таблице, посмотрим симфонический оркестр и вспомним инструменты.
Дети называют группы оркестра и названия инструментов.
Учитель: Каждый инструмент оживает в звучании, он также как и актер на сцене играет свою роль. И сегодня мы в этом убедимся, познакомившись с симфонической сказкой Сергея Сергеевича Прокофьева “Петя и волк”. Эта сказка была написана в 1936 году.
О том как рождалось это произведение вспоминала Наталия Николаевна Сац: “Мы с Сергеем Сергеевичем фантазировали возможные сюжеты: я словами, он – музыкой. Да, это будет сказка, главная цель которой познакомить младших школьников с музыкальными и инструментами; у нее должно быть увлекательное содержание, неожиданные события, чтобы ребята слушали с непрерывным интересом – а что будет дальше? Решили так: нужно, чтобы в сказке были действующие лица, которые могут ярко выразить звучание того или иного музыкального инструмента.
Мы решили, что в симфонической сказке для самых младших слушателей должны быть яркие образы с броскими характерами, непохожими один на другой”.
Стадия осмысления
Учитель: Ребята сказка называется “Петя и волк” как вы предполагаете, какие ещё герои могут присутствовать в этой сказке?
Учитель: Скажите, о чем будет, эта сказка и как будут развиваться события?
Дети высказывают самые неожиданные предположения.
Учитель: Ребята, мы внимательно прослушаем вступление и узнаем, с какими персонажами встретимся в сказке.
После прослушивания заполняется первые две колонки: герой, инструмент.
Учитель: Мы познакомились со всеми действующими лицами сказки “Петя и волк”.
Слушание начала сказки.
“Рано утром пионер Петя открыл калитку и вышел на большую зеленую лужайку…”
Здесь можно сделать первую остановку и дать ребятам возможность пофантазировать, что произойдет дальше. Ответы детей кратко записать в первую колонку.
Интерактивная презентация "Петя и волк" знакомит учащихся с симфонической сказкой С.С.Прокофьева. Ресурс можно использовать на уроках музыки и во внеклассной работе. Презентация содержит встроенную музыку - это характеристика героев.
Презентация подготовлена на основе технологического приёма "Экран".
Пояснительная записка:
- интерактивная презентация- "Петя и волк".
- предмет - музыка.
- темы уроков: "Симфоническая сказка", "Петя и волк". (на знакомство с произведением "Петя и волк" по программе Е.Д.Критской во 2 классе отводится 2 урока)
- аудитория - 2 класс, общеобразовательная программа.
- цель использования: знакомство с инструментами симфонического оркестра и жанром симфонической сказки; развитие готовности эмоционально откликаться, распознавать, и анализировать выразительные и изобразительные интонации, распознавание тембров отдельных инструментов.
- способы работы с презентацией: кликнув на титульном слайде на экран с картинкой, переходите на 2-ой слайд. Далее, кликнув на маленький экран переходим на основной слайд с изображениями героев сказки. Нажимаем на картинки по по часовой стрелке, начиная с портрета композитора, открываете большой экран, кликнув на цветной экран, снова переходим к маленьким картинкам. В конце нажимаем на темный экран на основном слайде.
Титульный лист презентации:
Для знакомства с источниками можно кликнуть по экрану с надписью источники, откроется слайд с источниками.
Для возврата нажимаем на цветной экран с надписью Слушаем музыку и возвращаемся на титульный слайд.
Опять нажимаем на цветной экран и переходим на второй слайд:
Это введение в тему урока. Нажимаем опять на цветной экран и переходим на основной слайд:
Знакомимся с информацией на большом экране - сюжетом сказки. И затем по часовой стрелке, начиная с портрета композитора, нажимаем на маленькие картинки. Открывается большой экран. Читаем информацию, слушаем музыку и опять нажимаем на цветной экран. Возвращаемся на основной слайд.
Знакомство с композитором. Здесь нет музыки.
На этом и всех последующих слайдах сразу звучит встроенная музыка. Это музыкальная характеристика героев сказки. Отрывки маленькие. На большом экране изображены герои и музыкальные инструменты, исполняющие тему. Под экраном записана краткая характеристика героя и музыки.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок музыки во 2 классе .
Ятманова Н.П., учитель начальных классов,
Тип урока : урок освоения новых знаний
Закрепить знания о музыкальных инструментах симфонического оркестра и умение различать их по тембру; по внешнему виду.
Определять героев сказки по характеру музыки.
Поощрять проявление творческой активности детей.
Развивать творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
Воспитывать культуру слушания симфонической музыки.
Планируемые результаты урока:
Метапредметные :
Познавательные : формируются умения эмоционально воспринимать музыкальные произведения, давать образную характеристику прослушанного произведения.
Регулятивные : формируются умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умение слушать музыкальное произведение; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные : умеют слушать, вести диалог, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
Личностные: научатся выражать свое отношение к искусству и музыке, формировать самосознание, позитивную самооценку.
- Повторяйте за мной хором, негромким голосом.
У меня хорошее настроение.
Я хочу заниматься музыкой.
Я готов к работе.
Музыкальная разминка
Повторяйте и запомните скороговорку, произнесите сначала медленно, а затем быстро.( и вок. исполнение фа диез)
Ро-ро-ро, ро-ро-ро
Мы поедем на метро.
Пропоём нотный ряд до-ре-ми
Проверка домашнего задания
Плечи- раз, подбородок- два, внимание-три!
В певческой позе- замри!
Постановка темы и целей урока.
- Ребята, сегодня наш урок необыкновенный, а волшебный. Мы с вами отправимся в путешествие. А вот куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, прослушав фрагмент песни.
- Кто догадался, куда мы отправляемся?(Ответы детей)
- Правильно в сказку.
- Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много. Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке. Сказку мы будем слушать. И отправляемся мы с вами в КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ .
- Какие цели поставим перед собой?Что мы должны узнать, чему должны научиться на уроке? ( ответы детей)
Освоение новых знаний.
а) Собрать музыкальное слово из данных букв: е,т,р,м,б. (тембр)
Слушание музыкальной сказки
Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку. Петя мальчик смелый, находчивый и добрый. Ходит он легко, даже вприпрыжку.
- Какая мелодия Пети? ( беззаботная, приветливая, весёлая.)
-Петю изображают струнные инструменты – мягкие, с тёплым тембром.
(демонстрация муз. инструментов)
- Птичка какая ? ( Птичка – хлопотливая, юркая, вёрткая и тема птички такая же – то быстрая, проворная, то лёгкая, порхающая, отрывистая, то более плавная, суетливая, летящая.)
- Птичку изображает флейта . Звук у флейты светлый, лёгкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи.
(демонстрация муз. инструмента)
Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитки, и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке.
- Какая мелодия утки? (Утка ходит вперевалку, неуклюже. Мелодия утки медленная, неповоротливая. )
- Музыка изображает эту походку – неторопливая, важная. Мелодию утки играет гобой . Он имеет немного гнусавый голос и изображает кряканье очень похоже.
Физкультминутка. Ритмические движения под музыку.
Продолжение изучения нового материала
Птичка слетает к утке. Утка начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ? Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет.
Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по траве крадётся кошка.
- Мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет . Этот инструмент обладает большими возможностями. Он звучит очень подвижно, с разными тембровыми окрасками. Крадущуюся кошку, готовую в любой момент броситься за своей жертвой, он изображает низкими, вкрадчивыми, осторожными звуками .
Вышел дедушка. . Он сердился, Что Петя ушёл за калитку. Места опасные. Если из лесу придёт волк, что тогда?
- Какая мелодия изображает старого дедушку? ( строгая, неторопливая, ворчливая мелодия.)
- Ходит дедушка медленно, с трудом. И музыка медленная, передаёт его тяжёлую поступь. Голос у дедушки низкий. Его мелодию играет фагот – самый низкий деревянный духовой инструмент.
Дедушка увёл Петю домой и крепко запер калитку.И действительно, не успели Петя с дедушкой уйти, как из лесу показался огромный серый волк.
- Какая тема волка?( устрашающе грозная ).
- Волка изображают три валторны . Их голоса образуют аккорды – некрасивые, резкие, скрежещущие, хриплые.
Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает.
Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.
Из леса выходят Охотники.
- Любимое дело охотников – пострелять и их изображают гром барабанов и литавры .
Они давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк.
- Произведение завершается всеобщим шествием. В котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ? Дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.
- Вот и заканчивается симфоническая сказка Прокофьева, в которой много веселой и забавной музыки, много остроумных музыкальных находок.
- Это не просто сказка, а сказка-учебник. Написал ее композитор для того, чтобы познакомить вас с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание .
- И так же, как актеры на сцене разговаривают то друг с другом, то сами с собой или с публикой, так и инструменты в оркестре ведут свои роли: то звучат в отдельности, то вместе. Так музыкальным языком рассказывает композитор симфоническую сказку.
- Итак, нам пора покинуть концертный зал, но мы сюда вернёмся на следующем уроке.
Домашнее задание
Итог урока. Рефлексия.
- А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная?
- Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами. Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою жизнь.
Целевая аудитория: для 3 класса
Качественный ресурс. Структура урока соответствует его цели и типу. Цели и задачи урока, поставленные учителем, сформулированы четко, полно, реализованы в полном объеме. Логически выстроены и взаимосвязаны этапы урока. Яркая, красочная презентация даёт подробное представление о новом материале на уроке. Форма организации познавательной деятельности обучающихся (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности, Просмотр и прослушивание симфонической сказки) способствует эмоциональному восприятию материала детьми. Спасибо.
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены
Читайте также: