Формирование орфографической зоркости младших школьников конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Орфографическая зоркость по определению П.Я. Гальперина - это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением.

Изучение состояния орфографической зоркости учащихся начальных классов показало, что процент видения орфограмм младшими школьниками низок. Причина в том, что младшие школьники имеют свои психологические особенности сохранения материала в памяти и его восприятия.

Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

  1. Увидеть орфограмму в слове.
  2. Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило.
  3. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.
  4. Определить "шаги", ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи.
  5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

Важно:

  • Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания (разграничение детьми понятий звук и буква, а также развитие у них всего комплекса фонетических умений).
  • Ввести понятие "опасные места", чтобы насторожить детей на появление возможных ошибок.
  • Орфографическую зоркость можно развить только в результате целенаправленных и систематических упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное и комбинированное восприятие и запоминание орфограмм. (должны быть задания, которые "настроят" соответствующие зоны мозга на работу, активизируют зрительное внимание и память)

Например:

1. Прочитайте пословицу: Бояться волков - быть без грибов.
Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите пословицу и выделите орфограммы.

2. Найди опасное место
Хлопай, как только услышишь звук, которому нельзя доверять

3. Сколько гласных букв нужно проверить в словах берега, холода, золотой?

4. Подбери противоположное по значению слово. Спишите и выделите орфограммы.
Лето (зима), близко (далеко), маленький (большой), сытый (голодный), начало (конец), пресный (соленый), теплый (холодный), старый (молодой), легкий (тяжелый), друзья (враги), темно (светло), утро (вечер).

5. Выберите и запишите слова с безударной гласной, проверяемые по принципу "один-много". Рядом укажите проверочное слово.
В корзине лежали (грибы). У оленя красивые (рога). По утрам я завожу (часы). Снег лежал на вершине (горы).

6. Прочитай рифмовки и найди как можно больше орфограмм.

Булочка, чашка, лимон, сахарок,
Мамочка в свечке зажгла огонек.
Чай наливает папа Илья.
Сколько здесь правил нашли вы, друзья?

7. Составьте предложения по сюжетной картинке на тему "Следы на снегу"

Чьи следы на снегу?

Чьи следы на снегу?

Например: Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы. Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверить (запомнить).

8. Зрительно-слуховые диктанты
На доске: Я иду по лесу. В лесу много тайн и чудес. Вот мелькнул пушистый хвост. Кто это был? Это прыгала белка. Прочитайте текст. Найдите орфограммы. Проверьте. (Текст закрывается учителем, дети записывают его под диктовку, выделяют орфограммы.

9. Диктант "Проверяю себя"
Выполняя этот диктант, учащиеся, если они сомневаются, в "опасных местах" могут пропускать буквы. После написания спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Первое и главное достоинство диктанта "Проверяю себя" состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться.

10. Есть другой вариант проведения диктанта (диктант с постукиванием)
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

11. Различные игры
Например: "Пишущая машинка"Какая буква сломалась в пишущей машинке? (У Т-ни были х-р-шие к-сы. Дев-чка заплела в-л-сы в к-су.

12. В упражнении даются картинки в словах на месте безударных гласных, не проверяемых ударением, образно напоминающих пропущенные гласные и выражающих в некотором смысле значение слова.

Такие упражнения помогают изжить такие типичные для начального обучения ошибки, как пропуск, замена, перестановка букв. Кроме того, на уроках не забывать про двигательные и дыхательные упражнения, которые способны снять напряжение и зарядить энергией.

В соответствии с ФГОС второго поколения, орфографической грамотности в обучении русскому языку отводится главная роль. Грамотное письмо предполагает освоение орфографии. Основной единицей орфографии является орфограмма. Известно что, основанием проверки орфограмм служит умение увидеть орфограмму, опознать ее, т.е. соотнести с правилом, с грамматической основой. Это умение замечать орфограммы мы и называем орфографической зоркостью. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая развитость являются одной из главных причин допускаемых учащимися ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: ученик просто не видит орфограмм в процессе письма.

Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости:

  • низкий уровень развития произвольности внимания;
  • несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу);
  • низкий уровень объёма и распределения внимания;
  • низкий уровень развития кратковременной памяти.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

По мнени М.С. Соловейчик, формирование орфографической зоркости младших школьников проходит в 3 этапа.

Первый этап - соотношение звучащих единиц речи и графических единиц письма, то есть соотношение звуков и букв. Данное направление реализуется в процессе обучения грамоте, когда дети выделяют из слова звук, артикулируют его, учатся произносить в различных позициях.

Особое внимание на этом этапе следует отвести работе с ударением.

Второй этап - запоминание графического состава слова, его зрительного образа. Запоминание — важнейший элемент усвоения орфографии — происходит также на основе звуко-буквенного анализа. Этот этап работы формирует у учащихся представление о том, что звуки в русском языке могут находиться в сильной и слабой позиции, учит различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой — в слабой.

Третий этап - обучение решению грамматико-орфографических задач. Этот этап предполагает обучение выполнению младшими школьниками действий на основе применения правил и способов проверки. Обоснованный выбор правильного написания есть решение грамматико-орфографической задачи.

Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

Школьников надо учить определять орфограммы при различных обстоятельствах. Однако учитель нередко пропускает целый этап в обучении школьников, именно тот, на котором они специально учились бы осознавать наличие орфограммы в слове. Теоретическую основу этого обучения составляют опознавательные признаки орфограмм:

1. Несовпадение буквы и звука.

2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие "опасные" звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:
- гласные - а, о, и, е;
- пары звонких и глухих согласных;
- сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;
- согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з,
- повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, е, ю;
- мягкие согласные (особенно "л" мягкое) также относятся к числу "опасных";
- "опасными позициями" в слове следует считать окончание, стык приставки и корня и многое другое.

3. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь). Сочетание морфем - две приставки, 2-3 суффикса. Осознав в слове разные морфемы, ученик целенаправленно ищет орфограмму, так как уже заранее знает, какие именно трудности (орфограммы) могут встретиться в приставке, корне, окончании, какие - на стыке морфем.

Ниже приведены примеры упражнений, необходимых для формирования орфографической зоркости:

  • Чтобы добиться хороших результатов в формировании навыка грамотного письма, я использую различные приемы обучения. Работу начинаю со звукового анализа слов, которую провожу в следующей последовательности:
  • Скажи слово и послушай себя.
  • Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.
  • Выдели голосом первый звук, протяни его, назови его и охарактеризуй.
  • Обозначь выделенный звук условным значком.
  • Протяни, выделив голосом второй звук, назови его, охарактеризуй, обозначь условным значком и тд.
  • Проверь, получилось ли слово, прочитай его по звуковой схеме.
  • Назови сколько в слове звуков, сколько в слове букв.
  • Использование на уроках игровых приёмов:

Педагог произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

Педагог вешает на полочку доски карточки, на которых нарисованы аист, шарф, лиса. Предлагает детям сказать, что изображено на карточках. Спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях предметов. Далее предлагает карточку со схемами расположения звука в слове. Если звук, который назовет педагог, дети услышат в начале слова, то фишку ставят в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку ставят во вторую клеточку. Если звук — в конце слова, фишку ставят в третью клеточку.

Ученики должны показать красную карточку, как только найдут ''опасное место'' в слове.

Орфографическое чтение (автор системы П.С. Тоцкий)

Обучение проводится путём чёткого проговаривания слов, предложений, текстов. В основе орфографического чтения лежит артикуляционная память – особый вид моторной памяти. Орфографическое чтение отличается от орфоэпического тем, что каждое слово при нём произносится так, как пишется, и тем самым остаётся в памяти движений речевого аппарата. Опираясь на артикуляционную память, орфографическое чтение открывает широкую дорогу обогащению словарного запаса учащихся. Дети легко усваивают орфографическое чтение и с самого начала хорошо отмечают два вида чтения: читай, как пишем, и читай, как говорим.

Зрительные диктанты (автор Л.П.Федоренко).

Зрительные диктанты - это система предложений, не связанных по смыслу, но акцентирующих внимание на количестве слов и букв, которые ребёнок должен запомнить в течение 6–10 секунд экспозиции и затем записать. Такая работа помогает развить память, тренировать внимание, усвоить элементарные правила грамматики, быстрее научиться читать.

План проведения занятий по методике состоит в следующем:

На доске или экране монитора показываем 6 предложений набора.

Набор № 1

  • Тает снег.
  • Идёт дождь.
  • Небо хмурое.
  • Коля заболел.
  • Запели птицы.
  • Поле опустело.
  • Закрываем доску или выключаем экран, а затем открываем первое предложение.
  • Даём детям 5–10 секунд на то, чтобы, читая про себя, они запомнили предложение.
  • Предлагаем ученикам закрыть глаза и представить, как записано предложение.
  • Снова закрываем слова и предлагаем ребятам записать то, что они запомнили.

Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

Комментированное письмо с указанием орфограмм.

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Давайте рассмотрим этот вариант на примере комментирования предложения с места: У тети Яны жила собака Трезор. Начало предложения пишу с заглавной буквы. У- предлог, пишу отдельно. Доказываю: у (нашей)тети. Яны- пишу с заглавной буквы- имя собственное. Жила- в корне безударная гласная и сочетание жи - ши. Собака - в корне непроверяемая безударная гласная о- это словарное слово, нужно запомнить. Трезор - пишу с заглавной буквы, так как это имя собственное. Сочетание чк пишу без ь. В конце предложения ставлю точку.

Письмо с проговариванием (в основе этого письма проговаривание по слогам) или фонемное письмо.

Прием ''Секрет письма зеленой пастой''.

С помощью этого приема дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило - начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников.

Специально организованное списывание.

Предлагаемы прием списывания разработан группой психологов под руководством В.В.Репкина и П.С.Жедек. Они предлагают алгоритм списывания:

  • Внимательно прочитай предложение.
  • Повтори его не заглядывая в текст.
  • Подчеркни в предложении все орфограммы.
  • Прочитай предложение орфографически.
  • Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
  • Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
  • Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

С помощью данного приема дети оформляют свои работы в тетрадях: как только появляется правило (жи-ши, ча – ща и тп.) – начинает работать секретный кружок.

Работа со словарными словами.

Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ обучающихся.
При ознакомлении с правописанием изучаемого слова мною соблюдается следующая последовательность:

Конспект урока по русскому языку
во 2 классе по теме:

учитель начальных классов

2 класс коррекционное обучение

Тема: Развитие орфографической зоркости.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний правописания слов с изученными орфограммами.

Задачи урока:

Совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов с изученными орфограммами, каллиграфические навыки; расширять и активизировать словарный запас детей;

Развивать наблюдательность, внимание, память.

Формировать ответственность, интерес к изучению русского языка, навыки самостоятельной работы.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор, экран, компьютер, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки.

Класс разбит на две группы

(сильные , слабые ) до урока учитель кладёт на парты детям листочки. Цвет - указывает принадлежность ученика к какой-либо группе.

I . Орг. момент.

II . Чистописание.

-На какие две группы можно разделить эти буквы? Исключите лишнюю. Почему?

-Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласного.

-Назовите согласный, который обозначает непарный, звонкий звук.

-Назовите согласный, который обозначает согласный парный, звонкий звук.

-Составьте из данных букв слоги, докажите, что это слоги. Какое слово можно составить из этих букв? (Осень)

III .Пальчиковая физминутка .

Запишите каллиграфически получившиеся слоги.

IY . Словарная работа .

Записать двухсложные слова.

Записать трёхсложные слова.

Назовите слова родственники к слову: корова, медведь.

Назовите слова, в которых звуков меньше, чем букв. Докажите.

Y .Работа над деформированным предложением .

в глухом лисица лесу живёт

Это предложение? Почему?

Что надо сделать, чтобы эти слова превратились в предложение?

Зажгите фонарики (работа над орфограммами, учащиеся называют все встретившиеся им орфограммы).

В глухом лесу живёт лисица.

Л и сица ж и вёт в глухом л е су.

Проговорим это предложение орфографически.

Закройте глаза, проговорите это предложение, представляя себе каждый фонарик

(фонарик это найденная детьми орфограмма).

Запись предложения самостоятельно. Проверка.

Работа с комментированием .

Кому было трудно, кто сомневался в написании какого-либо слова?

Подчеркнём главные члены предложения.

YI . Орфографическая минутка.

Бежит, Андрей, в лес, Юра, ёжик, гриб, белочка, собака.

Назовите слова на орфографическую карточку. (Орфографические карточки есть лишние, те которые не соответствуют правилам).

Y II . Работа по группам.

Работают по карточкам.

Списать текст, выделить орфограммы. Картинки заменить словами.

Пишут текст под диктовку.

Кто написал всё верно?

Кому было трудно?

-Можно ли назвать это текстом?

-Сколько предложений в тексте?

- В третьем предложении подчеркните главные члены предложения, разбейте слова на слоги. Какое слово нельзя разбить на слоги, почему?

-Найдите восклицательное предложение.

А какое настроение было у вас?

У вас на партах лежат листочки, возьмите их. Те, кому было интересно наше путешествие, прикрепите к дереву ваш листочек. А кому было трудно, и неинтересно возьмите тучку и закройте солнышко. Спасибо всем за урок.

(Фотография с урока)

Идея урока Богоявленская Е.Л.

План урока Богоявленская Е.Л.


Полный текст материала Конспект урока русского языка по теме: "Развитие орфографической зоркости", 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

0 Спам

0 Спам

Спасибо и Вам за отзыв. Это здорово, что его оценили не только практики, но и ребята. А диктант написали усешно?

0 Спам

Спасибо! очень понравился урок. Все очень плавно вытекает одно из другого. Взяла на заметку отдельные моменты урока. Еще раз спасибо!

0 Спам

Спасибо за отзыв. Очень рада, что разработка моего урока Вам понравилась. Работая с детьми в коррекционном классе, всегда стараюсь составлять уроки так, чтобы одно вытекало из другого. Только таккими методами можно слабеньких деток научить писать грамотно.

0 Спам

0 Спам

0 Спам

0 Спам

Спасибо за тёплые слова! Формы и методы работы, описанные в этом конспекте, на самом деле дают неплохие результаты.Буду рада, если и Ваши дети по русскому языку станут успешнее.

0 Спам

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Сабанова Елена Владимировна МОУ средняя школа № 2 г. Лысково «Формирование орфог

№ слайда 1

Орфографическая грамотность-это составная часть общей языковой культуры, залог т

№ слайда 2

Орфографическая грамотность-это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи- это одежда мысли, по которой обычно сразу определяют уровень образованности человека.

Актуальность Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что учителя, обучая д

№ слайда 3

Актуальность Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что учителя, обучая детей грамотному письму, сталкиваются с проблемой формирования орфографической зоркости, то есть умения видеть орфограмму в слове. Эту проблему можно решить, используя определенные упражнения. При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и опознание орфограммы. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что учителя, обучая детей грамотному письму, сталкиваются с проблемой формирования орфографической зоркости, то есть умения видеть орфограмму в слове.

Цель: Определение дидактических условий, способствующих формированию орфографиче

№ слайда 4

Цель: Определение дидактических условий, способствующих формированию орфографической зоркости младших школьников.

Задачи: Выявить сущность исследуемого понятия Выделить условия формирования орфо

№ слайда 5

Задачи: Выявить сущность исследуемого понятия Выделить условия формирования орфографической зоркости Проанализировать программы и учебники русского языка для начальных классов с целью выявления соответствия между содержанием учебника и целью исследования Составить подборку упражнений для развития грамотного письма. Ввести в практику наиболее эффективные способы формирования навыков грамотного письма.

Вечная проблема орфографической зоркости Замочек? Замочик?

№ слайда 6

Вечная проблема орфографической зоркости Замочек? Замочик?

Причины орфографических ошибок Неумение ученика контролировать себя во время пис

№ слайда 7

Причины орфографических ошибок Неумение ученика контролировать себя во время письма. Неумение применять приобретённые знания. Недостаточное развитие фонематического слуха. Небольшой объём словарного запаса и, как следствие, трудности в подборе проверочных слов Дефекты речи, неустойчивое внимание, недостаточное развитие оперативной памяти, быстрая утомляемость и т.д.

Сущность орфографической зоркости Главным в обучении правописанию является орфог

№ слайда 8

Сущность орфографической зоркости Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако, решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму в слове, ученик сможет решить вопрос о его конкретном написании . Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма

Почему нужна специальная работа над орфографической зоркостью? Она нужна потому,

№ слайда 9

Психические процессы, влияющие на формирование орфографической зоркости: активно

№ слайда 11

Психические процессы, влияющие на формирование орфографической зоркости: активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ; логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации; зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм; непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.

Программы начальной школы Развивающая система Л. В. Занкова Обновленная традицио

№ слайда 12

В развивающей системе Л. В. Занкова цель формирования умений и навыков грамотног

№ слайда 14

В развивающей системе Л. В. Занкова цель формирования умений и навыков грамотного и безошибочного письма реализуется через: Принцип переслаивания большой объем теоретического материала активизацию мыслительной и познавательной деятельности и создание творческих способностей большой объем словарного материала обучение правописанию на грамматической основе

В развивающей системе Л. В. Занкова- морфологический подход В обновленных традиц

№ слайда 16

Общие положительные моменты для формирования орфографической зоркости в программ

№ слайда 17

Общие положительные моменты для формирования орфографической зоркости в программах начальной школы Осознанное отношение к слову. Фонематический слух. Умение ставить ударение и обнаруживать безударные гласные. Представления об орфограмме. Упражнения для выработки орфографической зоркости. Письмо с пропусками. Специально организованное списывание. Работа над ошибками. Графические и цифровые обозначения орфограмм. Диагностика орфографической зоркости.

Когда можно начинать формирование орфографической зоркости? Только после того, к

№ слайда 18

Почему работу важно начинать в период обучения грамоте? 1. Именно в данный перио

№ слайда 19

Главным направлением орфографической работы в 1 классе стало знакомство с призна

№ слайда 20

Главным направлением орфографической работы в 1 классе стало знакомство с признаками самой распространенной группы орфограмм русского языка и начало формирования орфографической зоркости учащихся.

Составной частью орфографической работы на этапе букваря является изучение неско

№ слайда 21

Составной частью орфографической работы на этапе букваря является изучение нескольких орфографических правил: - оформление границ предложений; - раздельное написание слов; - большая буква в именах и фамилиях, в кличках животных и других собственных именах; - правописание ударных сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу; - правила переноса.

Условия формирования орфографической зоркости На самых ранних этапах обучения об

№ слайда 22

Условия формирования орфографической зоркости На самых ранних этапах обучения обеспечивать разграничение детьми понятий звук и буква, а также развитие у них всего комплекса фонетических умений. Познакомить с признаками наиболее частотных орфограмм. Систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагая для этого специальные упражнения постепенно усложняя условия, в которых решается орфографическая задача.


№ слайда 23

Формирование фонетических умений (виды упражнений) ♦ Соотнесение слова и схемы ♦

№ слайда 24

Упражнения при восприятии материала на слух 1. Определение, есть ли «опасные мес

№ слайда 25

Технология проведения диктанта. 1. Я читаю (орфоэпически) предложение, а дети сл

№ слайда 26

Технология проведения диктанта. 4. Учащиеся еще раз произносят по схеме каждое с

№ слайда 27

Технология проведения диктанта. 6. Под орфографическую самодиктовку первоклассни

№ слайда 28

Основные операции 1. Читаем слово или предложение, чтобы понять его и запомнить

№ слайда 30


№ слайда 31

Осознанные орфографические действия предполагают: а) обнаруживание орфограмм; б)

№ слайда 32

Осознанные орфографические действия предполагают: а) обнаруживание орфограмм; б) определение их разновидности и решение вопроса о том, известно ли правило, которым нужно воспользоваться; в) применение правила, если оно известно; г) самопроверку написанного.

Центральным направлением работы во 2 классе является обучение орфографии.

№ слайда 33

Центральным направлением работы во 2 классе является обучение орфографии.

Обучение орфографии во 2 классе. 1. Орфографические темы сгруппированы в два бло

№ слайда 34

4. Этап изучения правил и обучения решению главных орфографических задач сознате

№ слайда 36

5. Изучение основных орфографических правил отличается двумя особенностями 1) Пр

№ слайда 37

5. Изучение основных орфографических правил отличается двумя особенностями 1) Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных изучаются не изолированно, а вместе. . 2) С учащимися целенаправленно обсуждается вопрос: КАК искать проверочные слова

Орфографическая зоркость – это умение видеть фонему в слабой позиции. В начально

№ слайда 39

Орфографическая зоркость – это умение видеть фонему в слабой позиции. В начальной школе прослеживается позиционный принцип русской орфографии (написание большинства орфограмм зависит впрямую от морфемы, в которой они встречаются). Морфема — это самая маленькая значимая часть слова. Самая главная морфема — это корень, несущий основной смысл слова. Остальные морфемы, несущие “смыслиночки”, — приставка, суффикс, окончание — называются аффиксами.

Выбирая правильное написание, пишущий должен установить, в какой части слова нах

№ слайда 40

Выбирая правильное написание, пишущий должен установить, в какой части слова находится орфограмма. Если орфограмма в корне – ищет проверочное слово. Написания приставок и суффиксов запоминаются. Написание окончаний зависит от правила проверки данной части речи.


№ слайда 41

Виды упражнений, используемые для развития орфографической зоркости Комментирова

№ слайда 42


№ слайда 43

Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный пери

№ слайда 44

Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания. Ввести понятие “опасное место”, чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки. Развивать фонематический слух. Прививать интерес к чтению. Развивать словарный запас детей. ВЫВОД

Повышение эффективности орфографической работы за счет последовательного формиро

№ слайда 45

Повышение эффективности орфографической работы за счет последовательного формирования у учащихся орфографической зоркости и орфографического самоконтроля.

Литература Львов, М.Р. Правописание в начальных классах – М.: Просвещение, - 199

№ слайда 46

Литература Львов, М.Р. Правописание в начальных классах – М.: Просвещение, - 1990 Рамзаева Т.Г. Русский язык. 4 кл.: Кн. Для учителя – М.: Дрофа - 2001. Передовой педагогический опыт: творчество учителей начальных классов – Барнаул: АКИПКРО - 1994. Бетенькова Н.М. Стихотворные упражнения как средство развития орфографического навыка // Начальная школа №6, 1991.

Читайте также: