Конспект почему белые медведи не живут в лесу

Обновлено: 02.07.2024

Материал: картинки разных видов медведей, картинка "Животные Севера", тазики с холодной водой, пакетики, растительное масло, вазилин.

Ход занятия:

Воспитатель :

Сегодня у нас занятие по экологии . Что такое Экология?

Э кология — это наука о природе .

На занятии мы с вами поговорим об очень огромном, сильном звере. А вот о каком вы узнаете, если отгадаете загадки :

Первую букву отгаданного слова записываем на доске.

М - В теплом тереме девица,

На верху её косица.

Дернешь за косу плутовку -

И увидишь, что? (Морковку)

Е - Зимой и летом, одним цветом? (ель)

Д - Его называют лесным санитаром

И в дерево носом стучит он недаром.

Так лечит деревья пернатый приятель

А ну, отгадайте -ка : Кто это,. (дятел)

В - Что за странный шалунишка

Пробежал по городу?

Сдернул кепочку с мальчишки,

Вздернул деду бороду.

Залетел стремглав в окошко,

Чуть не сдув с окошка кошку,

Книжку мне перелистал,

Покрутился и пропал? (ветер)

Е - Нам нужны иголки для шитья,

А ему нужны иголки для житья. (ежу)

Д - Кто всю ночь по крыше бьёт

И бормочет и поёт

Убаюкивает? (дождь)

И - Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила.

А о чем она грустит

Никому не говорит? (ива)

Воспитатель :

Какое слово у ас получилось? (МЕДВЕДИ ) . Значит, сегодня мы будем говорить о медведях.

MyCollages.jpg

На нашей планете много видов медведей : Белый , бурый, два чёрных (один живёт в горах Гималаях, другой - в Северной Америке), Южноамериканский очковый медведь и другие.

Сегодня мы с вами поближе познакомимся самы м большим, самым сильным и самым выносливым – Белым медведем .

MyCollages__1_.jpg

Рассказ о Белом медведе. (или видео) О белом медведе

Полярный медведь - северный брат нашего бурого медведя. Он гораздо больше всех других медведей: в высоту достигает 1,5 м, а в длину - до 3 м. Вес полярного медведя может достигать 700 кг. Живет белый медведь на Крайнем Севере, но предел его распространения на Севере до сих пор не изведан. Известно то, что он обитает даже там, где еще не ступала нога человека. Где бы ни проходили путешественники, везде они встречали полярного гиганта. Его можно увидеть на восточном берегу Америки, на островах не только на суше, но и на льдинах. Новая Земля - основное место его обитания, но в Лапландии и Исландии его можно встретить, плывущим на дрейфующей льдине: в более южные страны медведь попадает не по своей воле, а только если его занесет течение.

Полярный медведь отличается от других своих сородичей более удлиненным телом - неуклюжим, но довольно вытянутым; короткими, толстыми, но сильными лапами. На лапах у него широкие ступни, гораздо длиннее, чем у своих сородичей - это удобнее при ходьбе по снегу, а также при плаванье.

Воспитатель: А давайте вспомним , что едят белые медведи?

А как медведь ловит рыбу и тюленей?

Воспитатель: - Открою вам секрет, который я узнала из умной книги. Гребет медведь передними лапами, а задними рулит. Еще я узнала из этой книги, что пальцы у медведя соединены между собой плавательной перепонкой. Поэтому медведь хорошо плавает и ныряет.

Чтобы понять, как это происходит, проведем опыт.

1. Расставить пальцы, опустить руку в воду. Грести рукой. Вода проходит между пальцами.

2. Надеть на руку пакетик, расставить пальчики. Грести рукой. Вода проходит между пальцами? Удобно грести? Похоже это на ласты? В ластах вы быстрее плаваете?

Воспитатель: подводя детей к выводу, спрашивает:

- Почему же белый медведь быстро плавает? (У белого медведя на лапах перепонки. Его лапы похожи на ласты. Поэтому медведь быстро плавает).

Воспитатель: - А еще я узнала из энциклопедии, что у медведя толстый слой подкожного жира. Жир легкий. Он помогает медведю держаться на воде.

Сейчас вы сами убедитесь в этом.

1. Капнуть несколько капель растительного масла (жира) в воду.

Что происходит с жиром? Он тонет? (Жир не тонет. Он легкий).

Воспитатель: - Посмотрите, мишка вышел из воды (картина), отряхнулся. Да он почти сухой. Почему?

1. Опустите руку в воду и выньте ее. Какая она? (мокрая)

2. А теперь вытрите руку и нанесите на неё вазелин. Опустите руку в воду. Выньте руку. Что происходит с капельками? (они стекают). Стряхните руку. Она остается какой? (сухой).

Воспитатель : - Так почему же медведь выходит сухим из воды?

(- Шерсть медведя пропитана жиром. Она не промокает).

Воспитатель: - Шерсть медведя не промокает, поэтому медведю не холодно, когда он ныряет и плавает. И еще в энциклопедии написано, что его греет толстый слой подкожного жира.

MyCollages__2_.jpg

Физкультминутка

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Мы немного отдохнём

(садятся на корточки),

Снова встанем и пойдём

(встают и садятся на стульчики).

(Дети садятся на свои места, воспитатель продолжает рассказ).

Воспитатель: Времена года не вызывают никаких перемен ни в цвете, ни в густоте меха. Этот зверь способен проплывать в ледяной воде десятки километров. Часто его можно встретить в открытом море, далеко от берега и льдов. Они целыми часами двигаются по воде, проплывая 5км\час. Он отлично ныряет. При этом глаза у него открыты, а отверстия ноздрей и ушей сжаты. Белый медведь обладает превосходным слухом и зрением. Он чует добычу за несколько километров (5-7) и способен уловить еле заметный запах через толстый слой снега. Страшная сила белого медведя и ловкость движений в воде помогает им легко ловить рыбу, тюленей. Белый медведь может долгое время обходиться без пищи. Но когда есть добыча, он сразу съедает от10 до 25киллограмм и очень быстро накапливает жир. Слой жира достигает толщины в два пальца.

Сейчас наблюдается резкое сокращение численности белых медведей.

Во-первых, из-за охоты на них: многим хочется разместить у себя в комнате их белую, теплую, шелковую шкурку. Но охотятся на белого медведя также ради его мяса и сала: многие путешественники считают мясо белого медведя вкусным, хотя есть поверье, что люди, употребляющие такое мясо, быстро седеют.

Люди ловят медведей капканами, убивают огнестрельным оружием и копьями. Норвежское правительство, дабы защитить этих зверей, разрешило убивать белых медведей только в крайней необходимости, в целях самообороны. Специальные органы занимаются расследованием каждого такого случая. Выясняют, действительно ли медведь напал сам или здесь есть вина человека.

Кормежка медведя или попытка его сфотографировать является провокацией. Запрещено убивать медведя в отместку за нанесенный ущерб.

Во-вторых, полярный медведь очень чувствителен к экологическим условиям, особенно к такому виду загрязнения, как нефтяные пятна. Ежегодно из-за этой экологической катастрофы погибают сотни полярных медведей. Сейчас на планете осталось не очень много медведей . Охота поставила этого хищника на грань вымирания. В настоящее время принят закон, запрещающий охоту на него. Белые медведи занесены в Красную книгу.

На наземных животных - северных оленей, песцов белый медведь нападает только тогда, когда море не даёт им достаточно пищи. Они едят водоросли, ягоду (брусника, голубика, морошка), мох и яйца птиц на "птичьих базарах". Самцы и молодые самки совсем не впадают в спячку. Беременные же медведи цы уходят к зиме на сушу и под скалами или нависшими глыбами льда роют в снегу берлоги. Вскоре снег толстым слоем покрывает его логовище и делают его теплым. Самка залегает в берлогу сильно упитанной. В самое холодное время она рождает от 1до 3 детёнышей и лежит с ним до появления весеннего солнца. В апреле медвежата достигают роста маленькой собаки, но они уже сопровождают мать на охоту, плавают и гоняются за рыбой.

Воспитатель: Что новое и интересное вы узнали о белом медведе?

1. Белого медведя не видно на белом снегу.

2. Белая окраска помогает ему прятаться от людей, охотиться на тюленей.

3. Белый медведь охотится на тюленей и ест рыбу.

4. У белого медведя на лапах перепонки. Он быстро плавает.

5. Шерсть белого медведя не намокает. Она покрыта жиром.

6. Подкожный жир помогает медведю держаться на воде.

7. Подкожный жир греет медведя.)

Воспитатель: П очему же белые медведи не живут в лесу?

Чтобы в этом разобраться, вспомним, где они обитают и что едят.

(Чтение произведения "Почему белые медведи не живут в лесу?"

Белый медведь бродит среди полярных льдов, он охотится на тюленей. Подберется к лунке, через которую тюлень под лед нырнул, и ждет. Все вокруг белое, и медведь белый, вот его и не видно. Вылезет тюлень на лед, медведь его лапой – хлоп! А лапа тяжелая, когти длинные…

А как у нас прокормиться белому медведю?

Да никак. Ягод, орехов и кореньев он не ест, а тюлени в лесах не водятся. И белая шуба ему тут ни к чему – в лесу ее издали видно.

Ну а могли бы у нас жить слоны? Летом, наверное, хватило бы им веток и травы, но вот зимой в наших краях им есть нечего. Деревья голые, трава под снегом. Да и морозов им не выдержать – ведь шерсти у слонов нет. Они – южные животные и обитают там, где всегда тепло, где круглый год много вкусной, сочной зелени.

То же самое с обезьянами. Их еда – плоды, коренья, молодые листья, улитки, насекомые. Зимой ничего этого в наших лесах не найдешь, да и шубенка у мартышек не очень теплая. От ночной прохлады в африканском лесу она защитит, а от морозов не спасет. Недаром зимой в зоопарках всегда очень хорошо протапливают обезьянники.

Хоть и по-разному живут белые медведи, слоны и обезьяны, все они не приспособлены к жизни в наших краях.

Воспитатель: Настало время ответить на вопрос: так почему же белые медведи не живут в лесу? (Они плавают, а в лесу плавать негде; питаются рыбой, а в лесу нет рыбы; белый цвет медведя не позволит ему быть в лесу незамеченным летом, осенью, весной).

Значит, животные должны быть приспособлены к тем местам, где они обитают?

Итог: Животные живут в тех местах, где они обитают и к чему приспособлены.

MyCollages__3_.jpg
MyCollages__4_.jpg

Интеграция образовательных областей: познавательное и социально - коммуникативное развитие.

Цели: расширение представлений детей об особенностях природных условий крайнего Севера. Задачи: Познакомить детей с белым медведем. Закрепить знания о среде обитания животных. Формировать у детей представление о взаимосвязи животных со средой обитания. Развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предполагать способы их проверки. Воспитывать бережное отношение к природе.

Методы и приемы: словесные: беседа по сюжету картины, рассказ воспитателя,игровые,наглядно-демонстрационные, экспериментирование.

Ход занятия.

Воспитатель призывает детей подойти к карте. Воспитатель: - Кто из вас, ребята. может показать на карте, где расположен Северный полюс? (ребенок показывает). - Правильно. А как вы думаете, почему на Северном полюсе огромная территория помечена белым цветом? Белого цвета очень много. Что это значит? (Выслушивает ответы детей).

- Правильно, терриория Севера покрыта снегом и льдом. Но, несмотря на это,там в Арктике, где вечная мерзлота, где дует холодный ветер, воет вьюга, тоже живут животные. Сегодня мы поговорим об одном из них. Это большой, хищный зверь. На небе есть созвездие, названое его именем. Этих зверей осталось мало на Земле, поэтому они занесены в Красную книгу. Вот послушайте загадку:

Там, где холод, снег и лед Этот дикий зверь живет. Он большой, пушистый, белый, А еще рыбак умелый.

Сев на ледяную глыбу,

Ловит он на завтрак рыбу. Белоснежным он слывет И на Севере живет.

Воспитатель предлагает детям встать и немного отдохнуть.

Медвежата на Северном полюсе жили, головой своей крутили. Вот так! Вот так! Головой своей крутили. Медвежата рыб ловили, дружно в море плавали. Вот так! Вот так! Дружно в море плавали. И вразвалочку ходили, воду пили, воду пили. Вот так! Вот так! Воду пили, воду пили. А еще они плясали! Дружно лапы поднимали! Вот так! Вот так! Кверху лапы поднимали! Вот преграда на пути! Как ее нам перейти? Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок!

Дети выполняют движения, по окончании садятся на стульчики.

Воспитатель продолжает: - От холода медведя спасает жир и густая, теплая шерсть, даже подошвы лап защищены мехом. Толстый слой подкожного жира достигает нескольких сантиметров. Медведь отлично ныряет и заплывает далеко от берега и льдин. Шерсть, пропитанная жиром, не промокает в воде и не дает медведю замерзнуть. Медведю достаточно встряхнуться, вода скатывается с шерсти и он остается сухим.

Левой рукой делаем массаж правой руки, затем меняем руки.

В Арктике белой - большой палец. В белой пустыне - указательный палец. Белый медведь - средний палец. Грузно ходит по льдине - безымянный палец. Белая крачка по небу летит - мизинец.

Опыт: Дети опускают поочередно в емкость с водой руку, не намазанную кремом, потом намазанную, стряхивают воду, отмечают разницу – с намазанной кремом руки вода скатывается.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру.

Миша – северный медведь, Пришел город посмотреть: Здравствуй, мишенька, дружок! Сколько стоит пирожок? Пирожок - то стоит три, А водить - то будешь ты!

Вот медведь лежит лохматый, Черный нос, уткнувши, спрятал. Тихо, мирно, он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим, И посмотрим: что - то будет?

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: - Белые медведи никогда не впадают в спячку. Под скалой или под нависшей глыбой льда медведицы роют берлогу и залегают в нее. Снег заметает логовище и делает его теплым. Там у медведицы появляются медвежата, она их кормит своим молоком. Толстый слой жира позволяет медведице находиться с медвежатами в берлоге до весеннего солнышка. В апреле медвежата достигают роста маленькой собаки, но они кочуют с матерью, сопровождают ее на охоту и плавают, гоняясь за рыбой. Вопросы к детям: - Ребята, посмотрите на картину и ответьте на вопросы. Что у медведицы в зубах? Где она взяла рыбу? Как медведи ловят рыбу? Что им помогает в охоте? (Умение хорошо плавать и нырять). Как вы думаете, кому медведица несет рыбу? (Ответы детей). На кого еще медведи охотятся? Спят ли белые медведи зимой? Как медведица готовится к зиме? (Медведица роет снежную берлогу, где у нее рождаются медвежата). Что делает медведица с медвежатами в летнюю пору? (Кочует по льдинам океана.) Что они умеют делать подросшие медвежата? Как медведица заботится о них? Что помогает жить медведям в суровых условиях Севера?

Вы многое узнали сегодня о жизни белых медведей. Теперь вы можете ответить на главный вопрос нашего занятия: почему белые медведи не живут в лесу? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что они едят и где обитают. Могут ли белые медведи прокормиться в лесу? Воспитатель выслушивает ответы детей: - Нет, не могут. Ягод, орехов и кореньев белые медведи не едят, а тюлени в лесу не водятся. И белая шуба им не нужна – в лесу ее издали видно. Итог: животные могут жить в тех местах, где они обитают и к чему приспособлены.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

по экологии

Анохина Елена Игоревна

- Познакомить детей с белым медведем его внешним видом,

средой обитания, питанием, выращиванием потомства.

Сегодня у нас занятие по экологии. А экология это наука о природе.
Воспитатель обращает внимание детей на глобус и организует беседу.
Воспитатель:
Что это? (глобус – это макет Земли)

Давайте сейчас закроем глазки и представим, что мы оказались на Северном полюсе. Дует холодный ветер, воет вьюга, вся земля покрыта снегом. Там, где холод, снег и лед. Этот дикий зверь живет. Он большой, пушистый, белый, А еще рыбак умелый.Кто идёт к нам навстречу? (Белый медведь)

Да, сегодня мы с вами поближе познакомимся самым

большим, самым сильным и самым выносливым - Белым

медведем. Хотите узнать интересное об этих лохматых

тяжеловесах? Где обитают? Каков их внешний вид? Чем питаются? А в конце беседы должны будем ответит на вопрос:

"Почему белые медведи не живут в лесу?"

Физкультурная пауза
Дети двигаются по всей группе, высоко поднимая ноги. Мы шагаем по сугробам. По сугробам крутолобым. Поднимай повыше ногу, Проложи другим дорогу. Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали. Мы немного отдохнём (садятся на корточки), Снова встанем и пойдём (встают и садятся на стульчики)

Живет белый медведь на плавучих льдах Северного

Ледовитого океана (показать на карте или глобусе, редко выходит на сушу

и почти никогда не удаляется от воды. Он встречается во всех

полярных странах. Он равнодушен к леденящему холоду и

страшным полярным метелям. От холода его спасает толстый

слой жира и белая или чуть золотистая шкура с густой и тёплой

шерстью. Даже подошвы лап защищены мехом. Времена года не

вызывают никаких перемен ни в цвете, ни в густоте меха.

Этот зверь способен проплывать в ледяной воде десятки

километров. Часто его можно встретить в открытом море, далеко

от берега и льдов. Они целыми часами двигаются по воде,

проплывая 5км\час. Он отлично ныряет. При этом глаза у него открыты,

а отверстия ноздрей и ушей сжаты. Белый медведь обладает

превосходным слухом и зрением. Он чует добычу за несколько

километров и способен уловить еле заметный запах через

толстый слой снега. Страшная сила белого медведя и ловкость

движений в воде помогает им легко ловить рыбу, тюленей.

Белый медведь может долгое время обходиться без пищи.

Но когда есть добыча, он сразу съедает от10 до 25киллограмм

и очень быстро накапливает жир. Слой жира достигает толщины в

Сейчас на планете осталось не очень много медведей. Охота

поставила этого хищника на грань вымирания. В настоящее время

принят закон, запрещающий охоту на него.

Самцы и молодые самки совсем не впадают в спячку. Беременные

же медведи уходят к зиме на сушу и под скалами или нависшими

глыбами льда роют в снегу берлоги. Вскоре снег толстым слоем

покрывает его логовище и делают его теплым. Самка залегает в берлогу

сильно упитанной. В самое холодное время она рождает от 1до 3

детёнышей и лежит с ним до появления весеннего солнца. В апреле

медвежата достигают роста маленькой собаки, но они уже сопровождают

мать на охоту, плавают и гоняются за рыбой.

Вот сколько интересного мы узнали о жизни белых медведей.

Опыт.
В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Рука мокрая и если бы сейчас ударил мороз, то вода бы превратилась в лёд. Теперь вытрите руку и смажьте её кремом. Снова опустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили? Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли слетят и нечему будет замерзать. Точно так же поступает и медведь. Вывод: Таким образом, толстый подкожный жир не дают белому медведю замёрзнуть.
Воспитатель: Настало время ответить на вопрос: так почему же белые медведи не живут в лесу? (Они плавают, а в лесу плавать негде; питаются рыбой, а в лесу нет рыбы; белый цвет медведя не позволит ему быть в лесу незамеченным летом, осенью, весной).

Итог:Животные живут в тех местах, где они обитают и к чему приспособлены.

Цели.
1.Расширить кругозор детей в части представлений о жизни, местообитании и питании белых медведей.
2.Развивать связную речь и умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.
3.Воспитывать бережное отношение к природе, её живым объектам.

Методы: словесные (чтение художественной литературы, беседа по вопросам, по сюжету иллюстрации, рассказ воспитателя), наглядно-демонстрационные; изобразительная деятельность.

II. Повторение пройденного материала.
Воспитатель обращает внимание детей на глобус и организует беседу по вопросам:
- Что это?
- На что похож глобус?
- О чём нам рассказывает глобус?

IV. Подведение итогов занятия.
Воспитатель предлагает ребятам составить совместный рассказ о белом медведе, особенностях его жизни и местообитании. Рассказ сопровождается направляющими вопросами воспитателя.
- Мы хорошо провели время на Севере, а теперь пришло время возвращаться.
А возвращаться мы с вами будем на санях, в самолёте, в поезде и в машине.
Ребята вместе с воспитателем имитируют указанные движения. Воспитатель предлагает ребятам поиграть.

Приложение к занятию.
В. Танасийчук "Почему белые медведи не живут в лесу?"(из книги «Экология в картинках)
Чтобы в этом разобраться, вспомним, где они обитают и что едят. Белый медведь бродит среди полярных льдов, он охотится на тюленей. Подберётся к лунке, через которую тюлень по лёд нырнул, и ждёт. Всё вокруг белое, и медведь белый, вот его и не видно. Вылезет тюлень на лёд, медведь его лапой – хлоп! А лапа тяжёлая, когти длинные….
А как у нас прокормиться белому медведю? Да никак, ягод, орехов и кореньев он не ест, а тюлени в лесах не водятся. Да и белая шуба ему тут ни к чему – в лесу её издали видно.
Ну, а могли бы у нас жить слоны? Летом, наверное, хватило бы им веток и травы, но вот зимой в наших краях им есть нечего. Деревья голые, трава под снегом. Да и морозов им не выдержать – ведь шерсти у слонов нет. Они – южные животные и обитают там, где всегда тепло, где круглый год много вкусной, сочной зелени.
То же самое с обезьянами. Их еда – плоды, коренья, молодые листья, улитки, насекомые. Зимой ничего этого в наших лесах не найдёшь, да и шубёнка у мартышек не очень тёплая. От ночной прохлады в африканском лесу она защитит, а от морозов не спасёт. Недаром зимой в зоопарках всегда очень хорошо протапливают обезьянники.
О крокодилах и говорить нечего. Живут они в тёплых реках и озёрах, холодной воды терпеть не могут, льда и в глаза не видали. Не выжить крокодилу у нас.
Хоть и по-разному живут белые медведи, слоны и обезьяны, все они не приспособлены к жизни в наших краях. Значит, животные должны быть приспособлены к тем местам, где они обитают? Совершенно верно. Вот и поговорим о тех, кто привычен к нашей природе, нашему климату. Начнём с самых обыкновенных лягушек.

Список использованной литературы
1.Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. М.: Новая школа, 1995. 160 с.
2.Танасийчук В.Н. Экология в картинках // Либрусек: много книг.

Читайте также: