Рукоделие художественные ремесла 5 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Тема урока: Вышивка. Применение вышивки в народном и современном костюме.

Тема урока: Знакомство с видами вышивки.

Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы.

Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус.

Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки.

Профориентационная – знакомство с профессией художник - модельер.

Тип урока: комбинированный урок.

Межпредметные связи: биология, ИЗО, литература, история.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.

Наглядные пособия: иллюстрации, слайды, готовые изделия.

Оборудование, материалы, инструменты: учебник, набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, нитки для вышивания, канва.

Организация урока:

Проверка готовности учащихся к уроку;

Актуализация ранее полученных знаний:

Что такое вышивание?

Как можно украсить одежду?

Какие материалы можно использовать для отделки швейных изделий?

Изучение нового материала Сегодняшний урок будет посвящён одному из самых распространённых видов декоративно-прикладного творчества, но какому, вы должны догадаться сами по небольшому рассказу – подсказке. (Определение темы занятия).О чем мы будем сегодня с вами разговаривать? Как можно сформулировать тему нашего урока?






Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства. (ребята открывают тетради, подписывают число и тему урока)

Исходя из нашей темы, какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшний урок?

- ознакомиться с историей вышивки;

- рассмотреть её применение в народном и современном костюме.

Испокон веков славилась наша земля этим искусством. Как вы думаете, что такое вышивка? Вышивка – это искусство создания на тканях узоров (с помощью чего?) с помощью иглы и нитей. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси (9 век) говорят находки археологов.

Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями.(рис1)


Как вы думаете, для чего украшали изделия вышивкой?

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Древним воинам на Руси дарили перед походом белые рубашки с красной вышивкой.

А где могла располагаться вышивка?

Вышивали на груди, рукавах и по подолу специальные узоры, которые, по поверьям, оберегала человека в бою .В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками.

А сейчас мы рассмотрим символы, которые использовались для узоров.

Солнце- источник жизни, обладающий живительной силой

Конь – оберег домашнего очага, символ доброты

Птица – спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.

Древо – символ жизни, единства рода.

Огонь – очистительная сила.

Спираль – символ пожелания блага

Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент.

Орнамент – это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Различают несколько видов орнаментов: растительный, зооморфный и геометрический, человекообразный. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены.


Составление простого орнамента.

Виды декоративных стежков ручной вышивки.

2. Стебельчатый шов– сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. (Для выполнения стебля растений ,для выполнения монограммы - вязь из начальных букв имени, фамилии)

3. Тамбурный шов - непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой (для вышивания лепестков цветов, листьев и т.д.)

4. Петельный шов - это ряд петельных стежков, расположенных по краю изделия- этим швом можно закрепить аппликацию, обработать край изделия.

5. Вышивка крестом.

Физкультминутка




Материалы и оборудование для вышивки .

Для выполнения вышивки крестом необходимы: канва, нитки, иглы, ножницы и пяльцы. (Показ материалов.)

(в дневник: принести к след.уроку)

4. Подведение итогов урока.

- Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?

- Что относится в вышивании к материалам?

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились на данном занятии?

- Достигли ли мы тех задач, которые поставили в начале занятия?

Научиться вышивать нетрудно, нужно проявить терпение и усидчивость.

Тема урока: Организация рабочего места для ручного шитья. Т.Б.

Тема урока: Технология выполнения простейших ручных вышивальных швов.

Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы.

Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус.

Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки.

Профориентационная – знакомство с профессией художник - модельер.

Тип урока: комбинированный урок.

Межпредметные связи: биология, ИЗО, литература, история.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.

Наглядные пособия: иллюстрации, слайды, готовые изделия.

Оборудование, материалы, инструменты: учебник, набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, нитки для вышивания, канва.

1.Организация урока:

Проверка готовности учащихся к уроку;

2.Актуализация ранее полученных знаний:

Что такое вышивание?

Как можно украсить одежду?

Какие материалы можно использовать для отделки швейных изделий?

3.Изучение нового материала

Повторение правил техники безопасности:

- хранить ножницы в футляре;

- на столе ножницы должны лежать лезвиями от себя;

- во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.

- передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.

при работе с иглами, булавками:

- хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.);

- не оставлять их на рабочем месте;

- ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот;

- не вкалывать их в одежду;

- перед работой и по ее завершении пересчитать иголки и булавки;

- не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой;

- куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.

Задание: выполнить простейшие швы, опираясь на образцы и технологическую карту. Составить таблицу в тетради, в третью колонку поместить образцы.

(См. предыдущий урок.)

Материалы и оборудование для вышивки .

Для выполнения вышивки крестом необходимы: канва, нитки, иглы, ножницы и пяльцы.

Канва – бывает простая и двойная.

Простая канва – это сетка. Для вышивания по такой канве необходимо её наложить на ткань, а затем канву приметать по всей поверхности ткани. Когда вышивка будет готова, канву осторожно, по одной ниточке, удаляют.

Двойная канва имеет расположенные парами нити основы и утка. Это самая популярная канва, т. к. вышивание по ней не представляет никакой сложности.

Для вышивки крестом подходят все ткани полотняного переплетения: это льняные и полульняные ткани, бязь, рогожка, штапельное полотно.

Нитки для вышивания могут быть любые: х/б, льняные, шерстяные, полушерстяные, шёлковые с добавлением золотых и серебряные нитей, ирис, мулине. Но наиболее распространена вышивка нитками мулине, т. к. они имеют прочную окраску, блеск и необходимую прочность. Их подбирают в соответствии с цветовой гаммой рисунка.

Иглы ( специальные для вышивания ) – длина и толщина иглы соответствует толщине ниток и плотности ткани. Игла должна быть немного толще нитки, чтобы нитка легко проходила сквозь ткань. Для работы по плотным тканям используют иглу с острым концом, а для работы на редких тканях и канве – иглу с тупым концом.

Напёрсток ( надевают на средний палец правой руки ). Он предохраняет палец от уколов при проталкивании иглы через ткань. Напёрсток подбирают точно по размеру пальца – он не должен ни сжимать и ни спадать с него.

Ножницы должны быть двух видов:

Маленькие с загнутыми вверх острыми концами – для подрезания нитей.

Большие – для раскроя.

Пяльцы равномерно натягивают ткань с целью нанесения на неё ровных стежков. Они могут быть круглые, овальные, квадратные с закруглёнными углами и прямоугольные. Удобнее для работы пользоваться пяльцами с регулировочным винтовым зажимом.

Внимание! Ткань обрезают на 2,5 – 3 см больше, чем необходимо по длине и ширине узора.

4. Подведение итогов урока.

- виды швов для вышивки?

- технология их выполнения?

-Т.Б.при работе по вышивке?

В дненвник ( лист в клетку ,фломастеры, канва ,нитки, иголка, ножницы, пяльца)

Тема урока: Практическая работа №9.Выполнение эскиза для вышивки.

Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы.

Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус.

Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки.

Профориентационная – знакомство с профессией художник - модельер.

Тип урока: комбинированный урок.

Межпредметные связи: биология, ИЗО, литература, история.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.

Наглядные пособия: иллюстрации, слайды, готовые изделия.

Оборудование, материалы, инструменты: учебник, набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, нитки для вышивания, канва.

1.Организация урока:

Проверка готовности учащихся к уроку;

2.Актуализация ранее полученных знаний:

Что такое вышивание?

Как можно украсить одежду?

Какие материалы можно использовать для отделки швейных изделий?

3.Практическая часть: Учащиеся разрабатывают эскиз для выполнения вышивки, используя лист в клетку и технику рисования по клеточкам.




4.Подведение итогов: Результатом практической деятельности учащихся, должен быть эскиз для вышивки.

Тема урока: Практическая работа №10. Выполнение вышивки.

Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы.

Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус.

Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки.

Профориентационная – знакомство с профессией художник - модельер.

Тип урока: комбинированный урок.

Межпредметные связи: биология, ИЗО, литература, история.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.

Наглядные пособия: иллюстрации, слайды, готовые изделия.

Оборудование, материалы, инструменты: учебник, набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, нитки для вышивания, канва.

1.Организация урока:

Проверка готовности учащихся к уроку;

2.Актуализация ранее полученных знаний:

Что такое вышивание?

Как можно украсить одежду?

Какие материалы можно использовать для отделки швейных изделий?

3.Практическая работа: Изготовление вышивки по разработанному эскизу. Оформление готовой вышивки.

Ознакомится с традиционными и современными видами декоративно-прикладного искусства.

Ученица получит возможность: понимать предметную задачу урока и стремиться её выполнить; применять полученные знания и умения в практической деятельности

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; У меть выполнять действия по образцу. Проявлять познавательную инициативу

Познавательные УУД: проявлять познавательную инициативу. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации, сравнивать информацию, полученную из разных источников

Коммуникативные УУД: , умение вести сотрудничество с учителем и коллективом, слушать собеседника, излагать свое мнение, умение договариваться и работать в коллективе .

уметь в сотрудничестве с учителем;

использовать фантазии, воображения при выполнении учебных действий; формирование желания выполнять учебные действия.

воспитать эстетический вкус..

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Методическое описание использования ЦОР на уроке

Обучающие, демонстрационные, контролирующие

Организационный этап (Самоопределение к деятельности ).

Цель: Включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность;

Формируемые способы деятельности:

-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д.

Формируемые способы деятельности:

-формулирование собственных ожиданий

Цель : устранить в ходе проверки имеют ли представления ученики о теме урока

Учитель проводит вводную беседу по актуализации жизненного опыта, позволяющую ознакомиться с видами ДПИ и иметь представление о народном творчестве.

- проявление интереса к теме урока

Формируемые способы деятельности :

-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

  • контроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

Формируемые способы деятельности :

- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

-взаимодействуют с учителем и одноклассницами во время опроса

Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Цель : развивать у учащихся творческое воображение видов ДПИ, увлечь, заинтересовать народным творчеством.

Знакомство с понятием ДПИ, ремесло, ремесленники. Записать в теради определения.

Слайд № 4- 16. Виды ДПИ

Ознакомиться с основными видами ДПИ , как современными, так и традиционными. Разобрать, установит особенности каждого вида искусства. Записать в рабочей тетради основные виды ДПИ .

  • осознание целей и задач обучения
  • восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом
  • формирование умения слушать и понимать других

формирование умения формулировать свои мысли в устной форме.

Формируемые способы деятельности :

-формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Этап проверки понимания урока.

Цель : организовать усвоение учащимися нового материала

Предложить вниманию учащимся несколько предметов народного промысла, рассмотрев которые они должны будут отнести их изученным ими видами ДПИ. Объяснить свои выбор.

  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
  • применение на практике и последующее повторение нового материала

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции

-формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Этап творческой работы

Цель : Проявить творческие навыки.

Зарисовка учениками наиболее интересных образцов рукоделия, и подписать к какому виду ДПИ относится.

  • проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности
  • восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

Формируемые способы деятельности:

- применение на практике полученных знаний и последующее повторение.

Формируемые способы деятельности:

-планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Формируемые способы деятельности:

  • умение структурировать знания
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач

Подведение итогов урока

Использую, знания полученные на уроке рассказать о том, что они понимают под понятием декоративно – прикладном искусстве.

-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Формируемые способы деятельности:

Цель : Учащиеся оценивают собственную деятельность на уроке,

зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности, поделиться своими впечатлениями от урока.

Все ли успели сделать?

С чем возникли затруднения?

Понравился ли урок?

Поблагодарить учеников за работу на уроке.

  • оценка и самооценка учебной деятельности
  • учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умений полно и точно выражать свои мысли

Цель : закрепить пройденный материал включить новый способ действий в систему знаний учащихся

Повторение пройденного материала. С помощью интернета подробно описать в тетради одни из видов ДПИ.

Формируемые способы деятельности:

- применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств

Технологическая карта конструирования урока

Технология , 5 класс

Основы композиции и цветоведения

Комбинированный урок с применением УЭМ

Актуальность использования средств ИКТ

Визуализация изучаемых объектов.

- ознакомление с основными правилами, приёмами и средствами композиции и законами восприятия цвета на примере предметов декоративного искусства.

Ожидаемые результаты урока

Ознакомиться с о сновами композиции и законами

восприятия цвета при создании предметов

Ученица получит возможность: понимать предметную задачу урока и стремиться её выполнить; применять полученные знания и умения в практической деятельности

Регулятивные УУД: определять с помощью учителя тему урока и собственную цель; выявлять собственные затруднения; находить способы выхода из затруднений; организовывать свою деятельность; контролировать и анализировать собственную деятельность.

Познавательные УУД: искать подходящую информацию для достижения поставленной учебной проблемы; конструировать новое знание; применять знание на практике; излагать свое мнение; способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.

Коммуникативные УУД: умение вести познавательный диалог по теме урока, анализировать; организовать работу в группах.

уметь в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу с соблюдением норм безопасности

Вид используемых на уроке средств ИКТ

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технология ведения дома Класс-5

Теоретические сведения:

-Композиция: правила,приемы, средства,

-Законы цветоведения.Возможности графического редактора ПК в создании композиционном и цветовом решении.

-Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Практические работы.:

-Выполнение эскизов орнамента для салфеток, платка .одежды , декоративного панно.

-Создание графической композиции на листе бумаги или на ПК с помощью графического редактора.

Начальные условия:

-Учащиес используют понятия- цветовой круг,симметрия.

-Объясняют и перечисляют народные промыслы.

Цели урока:

1.Объяснять основные понятия:

-ритм, орнамент, фактура, композиция.

2.Создать эскиз будущего изделия

Подбирать слова ,соподчинительные ключевому слову, определяющее его признаки и свойства.

Ставить цель деятельности совместно с учителем ,согласно данной программы и существующих возможностей.

Определять свои действия и действия своих партнеров ,которые способствовали или препятствовали продуктивной работе.

Развитие творческих способностей и возможностей для повышения качества

Тип урока :

Используемые образовательные технологии:

Формы организации:

Средства организации:

( индивидуальные задания,цветовой круг,лист №4,простой карандаш и цветные.)

-Образцы ткани размером 15*15 и цветной бумаги 10*10

Деятельность учителя и учащихся на уроке:

1.Презентация (слайд 1-2)

Показ предметов народного художественного творчества-жестковские подносы.хохлома и городецкая роспись)

-Встречались вам такие предметы?

-Где они нашли свое применение в быту?

2.Презентация (слайд 3-6)

-фото готового изделия хохломской росписи(Ложки или др.) и недоработанного

?Как получить такой красоты предмет( раз-рисовать)

?Кто занимается росписью необработанных

?В чем сходство этих предметов

?Чем они отличаются

Презентация (слайд 7,9)

Какие основные цвета использует художник при хохломской росписи (черный,красный,золотой)

Где располагаются эти цвета в цветовом круге ?

(Сочетаемые и контрастные цвета)

3.Презентация (слайд 8 ).

Цветовые руги с цветами:

? Сочетаются эти цвета между собой или нет

(Подводим к выводу ,что изменяя цвет рисунка мы нарушаем гармонию и композицию рисунка. Созданную художником.

Ответы на вопросы

Заполняют таблицу №1

Работа с цветовым кругом

Работа с цветной бумагой

Отвечают на вопросы и определяют цель урока.

Что же такое композиция?

3.Презентация ( слайд 10-12).

-Ритмичное повторение орнамента

-Как и где мы будем использовать знания о композиции ?

-В создании каких изделий мы используем эти знания ?

4.Презентация( слайд 13-14).

Фото прихваток ,рукавичек , седушек и сумок.

Если мы этого не знаем , то нам необходим эскиз.

Эскиз- что это слово обозначает? Обратимся к словарю.

Так-как мы будем шить прихватку, то нам просто необходимо создать эскиз будущего изделия

Презентация ( слайд 15-16 ).

Посмотрите на эскизы сделанные в группах и выберите лучший по разработанным критериям.

5.Тесты на соответствие

Оценивание результатов проделанной работы над эскизом по критериям.

Работа со словарем.

Запись ответа в таблицу- карточки.

Предлагаю создать композицию и предложенных тканей.

!подвести детей к ? Какого размера брать лоскутки и какой формы.

Работа со словарем. Заполняем табл.№3

Работают над эскизом

Выбирают эскиз ( они демонстрируются на доске с помощью магнитов )

Работа в группах

7.Презентация ( слайд 17).

Рисунок—термин определение ( на соответствие)

С чем вы сегодня познакомились и знания каких школьных предметов вам сегодня пригодились на уроке ?

Д/З Принести ткань, нитки, фурнитура. Разработать эскиз своего изделия

Работа в тетради

-Сегодня я узнала…

-на уроке я узнала..

-Сегодня я поняла…

-На уроке мне понравилось..

Приложение

6.Сканированные страницы словаря. Толкование слов- РИТМ,ОРНАМЕНТ ,КОМПОЗИЦИЯ

7.Тесты на соответствие-

8. Цветная бумага 10*10

9. Ткань 15*15 4 вида цветной ткани , (конрастные по цветовой гамме ).

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 666 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Урок №28. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.11.2017 1191
  • DOCX 31.2 кбайт
  • 13 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Казанцева Вера Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Количество часов: 4 часа.

Цель урока: формирование у учащихся представлений о техниках росписи ткани, истории и особенностях этого древнего искусства в ходе проведения урока технологии с использованием ИКТ путем построения интегративных связей.

Задачи урока:

  1. учащиеся научатся владеть инструментами, приспособлениями и материалами, использующимися при росписи ткани;
  2. учащиеся овладеют методами, принципами и техническими приемами работы в технике “холодный батик”;
  3. учащиеся углубят эстетические познания в декоративно-прикладном искусстве.
  • учащиеся будут развивать учебно-познавательную компетенцию в графических умениях декоративной трактовки цветового мотива, творческое мышление, мелкую ручную моторику;
  • учащимся будет прививаться интерес к изучению декоративно-прикладного искусства;
  • учащиеся будут развивать компетенцию личностного самосовершенствования в области эстетического восприятия, чувства ритма, цвета, творческие способности через обогащение визуального опыта в результате знакомства с произведениями декоративно-прикладного искусства.
  • у учащихся будет воспитываться любовь к декоративно-прикладному искусству;
  • у учащихся будет воспитываться аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, информационно-развивающий, практический, эмоционального стимулирования (поощрение).

  • Личностные: уважение к своему народу, гордость за свой край, за его прошлое, толерантность, принятие особенностей культур других народов; способность к самостоятельной, творческой деятельности; навыки сотрудничества со сверстниками; основы экологического мышления.
  • Метапредметные: действия по планированию времени и последовательности выполнения отдельных операций и работы в целом; осуществлению самоконтроля и оценки качества готового изделия, анализу ошибок.
  • Предметные: действия по нахождению и представлению информации о росписи ткани в России (современной и в исторической перспективе); изготовлению аппликации “Медвежонок” в технике “холодного” батика с использованием навыков простегивания изделия.

Словарь терминов: шелк, батик, резервирующий состав, “холодный” батик, солевая техника.

Дидактический материал: образцы аппликации “Медвежонок” и вариаций на эту тему, презентация к уроку, оценочный лист на каждую ученицу, технологическая карта на изготовление аппликации, музыкальное сопровождение.

Оборудование: рабочие тетради, жетоны для игры, шаблоны рисунка (Приложение 5), копировальная бумага, шелковая белая ткань 30*60 см, клей ПВА (или резервирующий состав), краски для ткани, кисти, пяльцы, крупные кристаллы соли, фен, синтепон 30*30 см, белые нитки, ручная игла, наперсток, ножницы, мультимедийная установка.

Тип занятия: методологической направленности.

Профориентационные связи: швея, историк, художник-оформитель, искусствовед.

Межпредметные связи: ИЗО, музыка, история, МХК, биология, география, психология.

1.1. Контроль готовности учащихся к уроку.

1.2. Психологическая подготовка. Модификация цветового теста Люшера. Сегодня у нас урок не совсем обычный и начнем мы его тоже не так, как всегда. Ваш рабочий день в школе подходит к концу, у каждого из вас сегодня были и плохие, и хорошие моменты. Сейчас я вам предлагаю измерить ваше настроение на начало урока с помощью цветового теста (дети выбирают цвет своего настроения и фиксируют его у себя в рабочих тетрадях) (слайд 2).

II. Этап проверки домашнего задания.

Учитель выясняет уровень усвоения учащимися раннее изученных тем, на материал которых будет опираться при изучении новой темы.

Вопросы для повторения (слайд 3):

Расскажите о разнообразии видов декоративно-прикладного искусства нашей страны (роспись по дереву, вязание, вышивка, изготовление народных кукол, кружевоплетение и т.д.).

Вспомните законы сочетания цвета (вспомнить цветовой круг, о сочетании родственных цветов и правиле “треугольника”).

О каких народных традиционных куклах вам удалось узнать?

Обучающиеся отвечают на вопросы.

III. Этап актуализации новых знаний.

В 53 г. до н. э. под Карфагеном около реки Евфрат происходило сражение между легионами римского полководца Марка Лициния Красса и парфянами (слайд 4). Отступавшие парфяне вдруг остановились и обстреляли своих преследователей градом стрел. Отважные легионеры, возможно, скоро оправились бы от неожиданности, но произошло следующее: под ужасающие крики парфяне развернули огромные шелковые полотнища и стали размахивать переливающимися яркими красками под ослепительным солнцем знаменами (слайд 5). Это зрелище испугало римлян настолько, что они в беспорядочном бегстве поспешили покинуть это “ужасное место”.

Учитель: Девочки, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Обучающиеся формулируют тему и цель урока, учитель корректирует (слайд 6).

Учитель: Обратите внимание на словарь терминов (слайд 7), в течение урока вам необходимо сформулировать и записать определения к этим понятиям.

III. Этап формирования новых знаний.

Итак, легионеры Красса были первыми римлянами, которым столь ужасным способом довелось познакомиться с шелком, который называют “жемчужиной” среди тканей за ее неподражаемый блеск и уникальные свойства. Правда, представления о производстве этой драгоценной ткани в те далекие времена были абсолютно неверными. Тайна изготовления шелка – на радость китайцам (слайд 8) и торговцам шелкового пути, еще долго оставалась неразгаданной.

Одни считали, что шелковые нити вычесывались с особых пород деревьев, другие считали, что его получают из какого-то пустынного цветка. Шелк, эта струящаяся, нежная на ощупь ткань, ценилась на вес золота и была символом могущества и власти.

Более 3 тысячелетий Китаю удавалось сохранять тайну разведения тутового шелкопряда, маленькой гусеницы, из кокона которой получают шелковую нить (демонстрация куколки шелкопряда, слайд 9). Но все тайны когда-нибудь раскрываются. Так произошло и с производством шелка. Сначала некая самоотверженная китайская принцесса в IV в. н.э., выйдя замуж за короля малой Бухары, принесла ему в дар яйца шелковичного червя, спрятав их в своей прическе. Спустя примерно 200 лет, в 552 г., к императору Византии Юстиниану (слайд 10) явились два монаха, которые предложили за хорошее вознаграждение доставить из далекого Китая яйца шелкопряда. Юстиниан согласился. Монахи отправились в опасное путешествие и в том же году вернулись, принеся яйца шелкопряда в своих полых посохах. Так началось “победоносное шествие” шелка по миру.

Считается вполне вероятным, что история росписи по шелку началась на ранних этапах его изготовления (слайд 11). Самой древней из известных науке росписей более 2000 лет. Это двухметровое полотнище нашли в месте захоронения одной знатной дамы. На хорошо сохранившейся росписи видны темные фигуры, выполненные минеральной краской.

Иначе искусство росписи ткани называется батик.

Задание на дом. Выясните, используя ресурсы Интернет, страну происхождения этого слова и его дословный перевод с языка этой страны.

Демонстрация работ, выполненных учителем и детьми на уроках. Комментарии к работам (слайд 12-15).

Роспись по ткани – одно из самых увлекательных творческих занятий. Успех зависит от правильности подбора необходимых материалов (слайд с загадками).

Это изделие получают на ткацком станке путем переплетения продольных и поперечных нитей (ткань, слайд 16). Лучше всего учиться рисовать на шелковой ткани, она гладкая, струящаяся. Но сегодня, на первом в вашей жизни уроке росписи по ткани, мы попробуем работать на хлопчатобумажной ткани.

Руки красные и рот,
Разноцветный я, как в сказке.
Не лентяй, не обормот, —
Просто постарались. (краски, слайд 17)

Выбор красок для росписи ткани достаточно велик. Отличаются они лишь способом закрепления на ткани: одни нужно закреплять горячим утюгом, другие – влагой или паром. После закрепления красок, изделие можно стирать в теплой воде с моющими средствами.

Чинишь рваную тетрадь?
Им листы намажь скорей.
Нужно крепко их прижать,
Чтоб быстрее высох. (клей, слайд 18)

Для чего же нам будет нужен клей? По ткани краски растекаются лучше, чем по бумаге, поэтому для получения четких границ рисунка их обводят особым составом, который называется контурный состав или резерв. В качестве резерва мы будем использовать клей ПВА.

Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль, слайд 19).

Солью посыпают расписанные, еще влажные участки, соль притягивает мельчайшие частички краски, не дает ей растекаться. В результате получаются оригинальные, причудливые узоры.

Копировальная бумага нужна для перевода рисунка на ткань (слайд 20).

Ткань держать устали пальцы,
Мне пришли на помощь. (пяльцы, слайд 21)

Рама или пяльцы – один из самых необходимых предметов для росписи ткани, т.к. ткань не должна касаться стола и должна быть туго натянута.

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (кисточка, слайд 22)

Кисти – самый важный рабочий инструмент для росписи. От них зависит качество работы. Научные исследования показывают, что уже в 3000 г. до н.э. в Китае существовал инструмент, который обладал всеми качествами современной кисти. Нам понадобится по крайней мере 2 размера кисти: тонкая и широкая.

Угадай, кто ветром дует
И над головой колдует?
Смыв с волос густую пену,
Сушат их все люди … (феном, слайд 23)

Фен ускоряет процесс высыхания краски.

То взад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь - горе,
Продырявит море. (утюг, слайд 24)

Утюг нужен для закрепления красок на ткани.

IV. Этап закрепления новых знаний.

В ходе игры некоторые из вас получили жетоны за правильные ответы на загадки. А теперь те, у кого есть жетоны, имеют право задать вопрос команде-сопернице по теме нашего урока и оценить правильность ответа, записав отвечающему баллы в оценочный лист.

  1. Как давно появилась роспись по ткани как декоративно-прикладное творчество? (более 2000 лет назад)
  2. Какую ткань люди стали расписывать первой? Почему? (шелк, т.к. это скользкая, струящаяся, эффектная ткань)
  3. Какая страна является родиной шелка? (Китай)
  4. Как иначе называется искусство росписи ткани? (батик)
  5. Назовите необходимые для росписи ткани материалы (ткань, краски, резерв, копировальная бумага, соль).
  6. Назовите необходимые для росписи ткани инструменты (пяльцы, кисти, фен, утюг).
  7. Что такое резервирующий состав и зачем он нужен? (чтобы краски не растекались за нужные границы, контуры рисунка обводят составом, который называется резервирующим).

V. Этап формирования умений и навыков.

Техники росписи по ткани.

Роспись по ткани – одна из самых эффектных техник в декоративном искусстве (слайд 25), потому что художественные приемы очень разнообразны, и можно подобрать технику себе по душе.

Сегодня мы будем знакомиться с техникой “холодного” батика с включением элементов солевой техники.

Практическая работа “Роспись в технике “холодного” батика.

Вводный инструктаж. Правила техники безопасности (слайд27).

Помните, что все химические вещества и красители ядовиты, поэтому в работе с ними нужно быть очень осторожными, не допускать их попадания в глаза, рот, нос.

Рабочий стол должен быть укрыт клеенкой.

На рабочем месте соблюдайте порядок, там должны быть только нужные для работы материалы и инструменты.

Текущий инструктаж. Работа по технологическим картам (Приложение 2).

Холодный батик характеризуется четким графическим рисунком, поэтому на туго натянутую в пяльцы ткань мягким карандашом нужно нанести рисунок (слайд28). Сделать это можно двумя способами: или через копировальную бумагу, или, если рисунок просвечивает сквозь ткань, просто обводя контуры.

Теперь основной этап работы. По карандашному рисунку очень аккуратно наносим резерв (слайд29). Следим за тем, чтобы все контуры были замкнутыми. Просушиваем резерв.

Начиная роспись красками, нужно помнить, что на хлопчатобумажной ткани краски хорошо растекаются и впитываются. Подбираем нужные оттенки красок. Начинаем роспись от левого верхнего угла, т.е. от ушек и лобика мишки (слайд 30). Большие участки нужно заполнять быстро, чтобы не допустить появления неравномерных покрытий и ореолов. Кроме того, роспись больших участков лучше осуществлять росписью “по сырому”.

Элементы солевой росписи (слайд 31): влажные еще участки на лобике и брюшке мишки присыпаем крупными кристаллами соли. Сушим изделие.

После полного высыхания фиксируем краски с помощью утюга (слайд 32) в течение 3-5 минут с изнаночной стороны.

На изнаночную сторону аппликации накладываем кусок синтепона и хлопчатобумажной ткани по размеру рисунка. Фиксируем все три слоя в пяльцы. Затем швом “вперед иголка” с размером стежка 3-4 мм аккуратно простегиваем изделие по всем контурам (техника безопасности на слайде, слайд 33). Далее украшаем изделие (пришиваем бусины или стразы на месте носика и глаз (слайд 34)) и вырезаем по контуру, сделав припуск 1-2 мм (слайд 35). Наше изделие готово (слайд 36). Аппликацию можно пришить на одежду, сумку, украсить им шкатулку.

VI. Этап подведения итогов урока.

Закрепление пройденного материала.

  1. О каком новом виде декоративно-прикладного творчества вы узнали на уроке?
  2. Насколько и чем заинтересовал вас этот вид рукоделия?
  3. Объясните, каковы отличительные особенности техники, освоенной вами на уроке.

Анализ выполнения практической работы.

Оценка выполненной работы по критериям (Приложение 3). Выставление оценки в оценочный лист себе и соседке по парте. Выведение итоговой оценки за урок.

Разбор типичных ошибок учениц.

VII. Рефлексия (слайд 37).

- Что вам понравилась сегодня на уроке?

- Что вы запомнили важного и главного для себя?

- Что вам могло бы пригодиться в жизни?

  • Мне понравилось…
  • Я научилась……
  • Мне запомнилось….
  • Мне пригодится……

Вторичная психологическая диагностика. Модификация цветового теста Люшера. В начале урока мы измеряли наше настроение. Давайте повторим то, что уже делали и сравним полученные результаты (диагностика, сравнение результатов: что произошло, улучшилось или нет настроение, каким оно стало (активнее, спокойнее и т.д.)) Интерпретация результатов теста – Приложение 4.

Заканчивается урок, давайте подведем итог нашего занятия.

Учитель, анализируя оценочные листы, выставляет отметки за урок, сравнивая баллы самооценки, взаимооценки, свои собственные наблюдения и комментируя их, в спорных ситуациях оценка выставляется в пользу ученицы. Учитель выделяет наиболее активных обучающихся. Осуществляется уборка рабочих мест.

Учитель: Мы с вами очень хорошо поработали. А теперь перейдем к домашнему заданию.

VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

На следующем уроке мы продолжим знакомство с видами декоративно-прикладного творчества, с нетрадиционным применением остатков пряжи для украшения предметов одежды и изготовления игрушек.

Ознакомить с понятием декоративно-прикладное искусство.

Дать краткий обзор видов ДПИ народов нашей страны и Ярославского края

Представить для ознакомления образцы изделий ДПИ

Развить творческое мышление, эмоциональное восприятие, эстетический вкус, любовь и бережное отношение к произведениям ДПИ

Оборудование:

Демонстрационный материал – изделия ДПИ.

Рабочие листы для организации учебной деятельности.

Краски (акварель, гуашь), кисти, бумага

Пластилин, картон, пластиковая бутылка, стеки

1. Самоопределение к деятельности

- У вас на столах лежат различные предметы быта (полотенца вышитые и обычные, чашка, деревянная ложка, поднос жостовский и пластиковый и т.п.), посмотрите на них внимательно и выполните первое задание: разделите эти вещи на две группы.

- Почему вы разделили эти вещи именно так?

-По каким признакам, критериям вы их объединили?

-Что в них необычного?

-Чем они отличаются друг от друга? - Украшением, росписью, материалами.

- Как можно назвать другим словом эти украшения вещей? – Декор

-Каким образом изготовлены все эти предметы быта, вещи? – Руками человека

- То есть люди прикладывали к производству изделия свои руки, вещи получались не похожими одна на другую, настоящие произведения искусства, также как живопись, скульптура …

На доске фиксируются слова Декор, Прикладывали руки, Искусство.

-Перед вами ключевые слова, сформулируйте тему урока, объединив эти слова в одно понятие, – Декоративно-прикладное искусство

-Какую цель, вы поставили бы перед собой, изучая данную тему? -

Выяснить, что такое ДПИ

Познакомиться с видами ДПИ

2. Учебно-познавательная деятельность

-Девочки, запишите в рабочий лист урока (Приложение 1) определение (вставить пропущенные слова в определение)

-Подробнее об особенностях ДПИ вы узнаете из учебника, страница 150.

Ознакомившись с текстом, ответьте на вопросы – задание 2 в рабочем листе:

1 группа – От чего зависел выбор вида художественных ремесел?

2 группа – В чем особенность языка ДПИ?

3 группа – Как были связаны между собой народные традиции и изделия ДПИ?

При ответе групп учащиеся фиксируют ответ в рабочем листе урока.

- Молодцы, хорошо поработали с текстом. Давайте немного отдохнем.

Физкульминутка.

Ну-ка дружно по порядку

Выходите на зарядку!

Руки мы в локтях согнули

Вверх подняли, замахали,

Спрятали за спину их

Ах, давайте оглянемся

Через правое плечо

Через левое еще!

Тихо все сейчас присели,

А теперь друзья встаем

И за парты все идем.

-Продолжим нашу работу. Внимательно рассмотрите изделия, лежащие перед вами. Чем они похожи? Чем отличаются?

Обратите внимание на материал, из которого они изготовлены, на украшение изделия.

Таблица (см Приложение)

(Среди картинок - промыслы Ярославского края береста, ростовская финифть, изразцы, которых нет в учебнике.).

Самостоятельная работа в группах. Отчет групп. Анализ:

- Оцените свою работу в группах по алгоритму самооценки.

-Эти виды ДПИ распространены в Ярославском крае. Подробнее о них мы узнаем, посмотрев презентацию.

-Теперь вы можете заполнить таблицу полностью.

- Декоративно – прикладное искусство - одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий, его еще называют народными промыслами.

- Какой мы можем сделать вывод

На доске: ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации

3. Повторение и закрепление теоретических сведений

-Вы многое узнали о видах ДПИ, проверим ваши знания.

Каждому выдается листок с заданием, выполняют индивидуально, проверка попарно. Самооценка.

- Мы познакомились с различными видами ДПИ. В какой среде (городской или крестьянской они могли появиться? Почему?)

-Давайте посмотрим, что говорил историк Забелин по вопросу возникновения художественных промыслов

Народные промыслы возникли давно, а востребованы ли сейчас вещи, созданные народными умельцами? Для чего они используются? – да, для украшения интерьера.

3. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Существует удивительная профессия – дизайнер, это художник-конструктор. Он конструирует, создает орнаменты из различных фигур. Работают дизайнеры с разными материалами, в различных видах техники.

Сейчас вы будете дизайнерами, т.е. художниками-конструкторами - оформителями, и выполните мини – проекты - изготовите изделие в технике одного из промыслов.

Сейчас каждая группа превратиться в народных мастеров одного из промыслов.

Группы выбирают себе задание.

1 группа - береста (на листках картона, или на пластиковой бутылке нанести небольшой слой пластилина, украсить мотивами тиснения и резьбы по бересте с помощью стеки) - образец солярные знаки

2 – роспись по дереву – договоритесь между собой, какой промысел выберете Городец или Хохлому (нарисовать и вырезать из бумаги форму предмета, продумать эскиз его оформления, украсить форму элементами росписи)

3 – роспись по металлу – Жостово – работа на ПК

Первым делом вам необходимо будет всем вместе составить технологическую карту изготовления изделия в традициях одного из промыслов. У вас на столах лежат технологические карты, найдите их (Приложение). Выполните задание. Посоветуйтесь, придите к общему решению.

Проверка выполнения задания.

- Каждая группа составила свою технологическую карту правильно, а теперь выберите материалы с которыми вы будете работать, выбор материалов, подготовленных на столе.

Для качественного выполнения работы пользуемся образцами ДПИ, печатными информационными листами. Фантазируйте, творите, пробуйте самостоятельно! Желаю вам успехов!

Не забывайте о ТБ при работе с ножницами, стеками.

4. Рефлексивная деятельность

Презентация и защита выполненных мини – проектов.

Защищают свою работу по плану:

Какое изделие создали?

К какому виду ДПИ оно относится?

Все ли задуманное получилось? Какие возникли трудности?

Самоконтроль и самооценка учащихся

А сейчас подведем итог. Оцените свою деятельность на уроке по алгоритму:

Какова была цель задания? (что нужно было получить в результате?)

Выполнено ли задание ? (получен ли результат?)

Выполнено верно или с ошибкой?

Выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью?

Определи свою оценку.

Если вас заинтересовала художественная роспись и вы захотите овладеть этим видом искусства - в нашем городе это можно сделать в промышленно - экономическом колледже.

Вот и закончилось, а может только и началось знакомство с удивительным миром ДПИ.

10. Домашнее задание: Найти информацию о современных видах ДПИ.

Задание 1: Вставить пропущенные слова в определение:

Декоративно – прикладное искусство – (от латинского dekoro –________________) создание ___________________ изделий, имеющих утилитарное (__________________, _________________) назначение.

Задание 2: Ответьте на вопросы, используя текст учебника с. 150:

От чего зависел выбор вида художественных ремесел? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чем особенность языка ДПИ?

Как были связаны между собой народные традиции и изделия ДПИ?

Читайте также: