Конспект занятия звуки и буквы подготовка к школе

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Хурматуллина Анфиса Рафитовна

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Агидель

Организованная образовательная деятельность проводилась с детьми с целью обобщения их знаний об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, и, ы).

В процессе проведения организованной образовательной деятельности формировали умение различать гласные звуки, подбирать слова на заданный звук, развивали фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, а также воспитывали интерес к играм, умение слушать друг друга. Для поддержания интереса детей во время организованной образовательной деятельности использовались камешки Марблс.

В процессе игры с камешками Марблс у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам. Работа с камешками не бывает механической, так как цвета поддерживают интерес и улучшают продуктивность. Это всё ускоряет развитие речи. Игры с камешками развивают тактильные ощущения, пространственные представления, развивают лексико-грамматические категории, фонематическое восприятие, психические процессы, фантазию. Их используют для профилактики дисграфии. Воздействие на биологически активные точки кистей рук, стимулируют речевые зоны коры головного мозга, снимается напряжение, улучшается кровообращение, повышается умственная и физическая работоспособность.

Тема: Гласные звуки и буквы.

Цель: создание условий для закрепления понятия о гласных звуках.

Образовательные задачи: Формировать умение детей различать гласные звуки; подбирать слова на заданный звук; совершенствовать навыки звукового анализа путем выделения звука из слов; закреплять навыки фонематического синтеза; деления слов на слоги;

Развивающие задачи: Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза; мелкую моторику, координацию движений;

развивать слуховое и зрительное внимание, память, тактильные ощущения, пространственные представления, лексико-грамматические категории, фонематическое восприятие, фантазию.

Воспитательные: Воспитывать умение внимательно слушать педагога, доброжелательное отношение друг к другу, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания со сверстниками.

Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа; дифференцированный подход. Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, физкультурная минутка, зарядка для глаз.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: шкатулка, картинки, корзинка.

Раздаточный материал: камешки Марблс, массажные мячи, картинки, названия которых начинаются на гласный звук, картинки с заданиями, флажки синего и зелёного цвета, массажные мячи.

Ход ООД:

I. Вводная часть:

Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно! Как прекрасен этот мир! Птицы и растения, животные, горы и реки – все радует нас. Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга такими словами:

Спасибо скажем мы не раз

Всему живому вокруг нас:

Как хорошо на свете жить,

Как хорошо уметь дружить!

- У меня в руках шкатулка с камнями. Они называются камешки Марблс. Посмотрите на коробочки у вас на столах, в них тоже лежат камешки Марблс

-Возьмите камешки в руки. Покатайте их, обратите внимание на цвет, форму, почувствуйте их. Расскажите какие они? (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т.д.)

- Посмотрите на цвет камешков и назовите одним словом, какие они?

-Давайте потренируем пальчики. Возьмите камешек большим и первым пальцем обеих рук.

-А теперь возьмите камешек большим и третьим пальцами, большим и пятым и т.д.)

-Сейчас мы отправимся в волшебный мир Марблс, где нас ждут интересные задания.

II. Основная часть:

-Ребята отгадайте загадку это, и будет ваше первое задание:

-Рот открыт, и звук поется, нет преграды на пути

Скажет, кто как он зовётся? (Гласный звук).

-Верно, гласный. Молодцы!

-Нас ждет следующее задание. А для начала, чтобы было легче выполнить задание, я хочу вам раздать волшебные мячи.

-Этот шарик не простой

Весь колючий вот такой.

Меж ладошками кладём

Им ладошки разотрём.

Вверх и вниз его катаем.

Свои ручки развиваем.

Можно шар катать по кругу.

Перекидывать друг другу.

1, 2, 3, 4, 5 нам пора и отдыхать!

-Отдохнули, а теперь переходим ко второму заданию.

-Расскажите, что вы знаете о гласных звуках? (Гласные звуки тянуться и поются)

-Какие вы знаете гласные звуки? (Дети называют гласные звуки).

- Как вы думаете, почему их называют гласными? ( При произнесении гласных звуков во рту нет преград).

-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Фишками красного цвета).

-Посмотрите на рисунок самолета (рисунок 1). Какие буквы там изображены? (Гласные)

-Найдите 3 разные буквы и закройте их камешками.

-Молодцы и с этим заданием вы справились!


Рисунок 1. Самолет

– А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

-Вот и третье задание:

-Закройте на картинке с изображением яблока гласные буквы камешками Марблс (рисунок 2).


Рисунок 2. Яблоко

-Какого цвета камешки вы использовали? (Камешки красного цвета).

- Подсчитайте сколько гласных звуков (Гласных звуков три).

-Придумайте слова с этими звуками (Дети придумывают самостоятельно слова с этими звуками).

- Давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

1. Ладони на столе (1 – 2 пальцы вместе, врозь).

2. Ладошка – кулачок – ребро.

3. Пальчики здороваются (большой с большим и т. д.).

4. Человечек (указательный и средний пальцы бегут по столу, сначала правая рука, затем левая).

5. Дети бегут наперегонки (работают обе руки)

- Вот вам следующее задание: вам необходимо будет узнать первый звук в словах, поднять флажок с символом этого звука.

- Внимательно слушайте слова, которые я буду называть, и поднимайте флажки нужного цвета: (Игла, шарик, рука, аист, улица, мука, ваза, эхо). Молодцы, с заданием вы справились!

-А теперь нам необходимо отдохнуть, я предлагаю сделать физминутку,

Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте)

Сами вывески читаем. (Наклоны головы влево - вправо)

Вот четыре буквы:

Мы читаем все подряд. (Хлопок руками спереди - сзади)

Вот блестит, белее снега, (Наклоны туловища влево - вправо)

Слово горькое: аптека. (Повороты туловища влево - вправо)

Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте)

Фрукты. Пряники. Халва. (Шагаем на месте).

-А теперь переходим заданию:

-Перед вами картинки с гласными буквами,

возьмите одну и выложите на ней по контуру камешки Марблс.

Гимнастика для глаз

Снег – снежок, снег – снежок

По дорожке стелется.

Снег – снежок, снег – снежок,

Снег – снежок, снег – снежок,

Снег – снежок, снег – снежок,

Тает на ладошке.

Частое моргание глазами.

Движения глазами влево – вправо.

Частое моргание глазами.

Круговые движения глазами.

Частое моргание глазами.

Частое моргание глазами.
Посмотреть на ладошку.

- А теперь разделите слова на слоги и сосчитайте их. (Каждый из детей называет количество слогов).

-Хорошо вы справляетесь со всеми заданиями. Молодцы!

-Переходим к следующему заданию:

-Составьте предложение с любой картинкой (Дети составляют предложения с заданными словами).

-Какие вы всё молодцы! Со всеми заданиями вы уже справились, вот и подошло к концу наше путешествие. Пора нам возвращаться в детский сад. Чтобы вернуться, надо выполнить последнее задание, выложить дорожку до детского сада камешками Марблс (рисунок 3).


Рисунок 3. Выолжи дорожку до детского сада

III. Заключительная часть:

- Дети, где мы с вами были?
- Что делали?
- Что вам больше всего понравилось?

-Ребята посмотрите у меня поднос со смайликами красного и зелёного цвета, если задания для вас были сложными и трудными возьмите красный смайлик, а если лёгкими возьмите смайлик зелёного цвета.

Список используемой литературы:

2. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие.-М.: Мозаика-Синтез,-112 с.

3.Земцова О.Н. Грамотейка.- М.:Махаон,2016,-128с.

4.Курицына Э. М., Тараева Л. А. Игры на развитие речи. - М.: РОСМЭН, 2007.

6.Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя,

старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2010.

7.Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Планы занятий. – Волгоград.: УЧИТЕЛЬ, 2006 .

8.Перова О. Обучение грамоте. -М.:РОСМЭН,2008

9.Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.- М.: ЭКСМО, 2007.

10.Сертакова Н.М.Программа подготовки к обучению грамоте и конспекты НОД с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет. ФГОС. Детство-Пресс , 2020,192 с.
11.Хамидулина Р.М. Обучение грамоте. Подготовка к школе. Сценарии занятий. - М.:ЭКЗАМЕН, 2009, 205 с.

Цель занятия: Познакомить детей с понятиями “звуки речи”, “буква”, дифференцировать понятия – “звук” и “буква”.

  • Познакомить с понятиями и показать отличие – “звук”, “буква”
  • Расширить словарный запас
  • Способствовать развитию внимания, воображения, творческих способностей, мелкой моторики
  • Развивать умения говорить и слушать
  • Пробудить интерес к самому процессу обучения, используя игру как основную форму
  • Кабинет со столами, аудиомагнитофон, кассета с записью звуков природы, доска магнитная, карандаши цветные.
  • Космическое приключение.

1. ОРГМОМЕНТ

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Т.И. А вас?

Вы знаете, зачем вы сюда пришли? Чем мы будем заниматься?

2. ХОД ЗАНЯТИЯ:

Но кто это нам мешает? Это мои игрушки: лисенок, ежонок. А у них есть знакомая мудрая сова, которая всегда сообщает им много интересного. Но что случилось?

Ежик и лисенок решили рассказать вам сказку о планете звуков и букв. А вы знаете, что такое звуки речи и буквы?

Послушаем их сказку? Узнаем, какие бывают звуки и буквы. Придется совершить космическое путешествие.

Нам понадобиться транспорт, – какой?

3. ЗВУКИ.

МОЖЕМ ОТПРАВЛЯТЬСЯ, ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА – (появляется космическое пространство с планетами.)

Планета звуков невидимая и очень большая. Она окружает нас повсюду, потому что звуки есть везде, но их нельзя увидеть. Их можно услышать и произнести.

Закройте глаза – что вы слышите? Аудио запись.

Как работает наша ракета? Вы правы, мы слышим это. А это значит, что мы уже приближаемся к планете звуков.

Мы пролетаем созвездие Льва – как он с нами здоровается?

Большая и малая медведицы?

Это звуки, которые издают животные, а люди произносят звуки речи. Из звуков речи состоят слова. И мы прекрасно понимаем друг друга.

4. ФИЗМИНУТКА

Космонавт не ленись,
Вправо, влево повернись,
Руки вверх, руки вниз
Наклонись, назад прогнись,
На одной ноге постой,
На другой ноге постой -
Это сделать нелегко.
Теперь прыгай высоко.

5. ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ

Какие же они звуки речи?

Однажды солнышко придумало им имена. А случилось это так. На одной стороне планеты жили звуки, их пригревает солнышко и они пели, гласили – А О У Э Ы И. Да, эти звуки мы произносим с помощью только голоса. И называли их - гласными звуками.

6. ЗВУКИ СОГЛАСНЫЕ

На обратной стороне звуки - не умели петь, живли не весело, солнышко их не грело. Звуки страдают и при этом одни кряхтели – КККККК, гневались – ГГГГГ, рычали – РРРРР, шипели – ШШШШ, пыхтели – ППППП. Да, здесь уже одного голоса не достаточно, а есть звуки, которые произносятся без голоса. Что же помогает нам с вами произносить эти звуки речи. Отгадайте загадки: когда мы едим – они работают,

Когда не едим – они отдыхают,
Не будем их чистить - они заболят. (Зубы)

Посильней ты их раздуй.
На горячее подуй. (Щеки)

Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает, когда мы спим. (Язык)

Да, эти звуки мы произносим с помощью губ, зубов и языка. Солнышко сказало им: “Негоже вам так жить. Гласные дружные и веселые. Вам надо с ними подружиться и стать опять счастливыми.

- Согласны? – улыбнулось солнышко. – Согласны. Согласны! – хором ответили звуки, которые так и назвали со-гласные. Теперь гласные и согласные станут опять жить в мире, дружбе и со-гла-сии.

7. БУКВЫ

Затем звуки – невидимки – мы же их только произносим и слышим, захотели показать себя. Тогда они стали надевать красивые костюмчики и так появились буквы, которые мы пишем, видим и читаем.

Звуки мы произносим и видим, а буквы пишем и читаем.

Обведите буквы, которые вы знаете. (Обводим буквы.)

  • Какие звуки речи мы знаем?
  • Как произносятся гласные звуки?
  • С помощью чего произносятся согласные?
  • Чем звуки отличаются от букв?

У вас получилась очень красивая планета. И мне хочется поблагодарить вас помощь и внимание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия, закрепить с детьми знание знакомых букв и звуков, учить подбирать слова на заданный гласный (согласный) звук в начале слова, учить детей делить слова на слоги.

Конспект логопедического занятия

• Закрепить с детьми знание знакомых букв и звуков;

• Учить подбирать слова на заданный гласный (согласный) звук в начале слова;

• Учить детей делить слова на слоги;

• Учить составлять предложения, выделять предлоги НА, ПОД;

• Определять количество и порядок слов в предложении.

Сядет тот, кто правильно ответит на вопросы:

• Какое сейчас время года? (осень)

• Назовите первый месяц осени? (сентябрь)

• Что вы знаете о первом дне сентября? (это праздник – День Знаний, дети идут в школу, студенты в техникумы, институты).

• Какой это день? (радостный, веселый, волнующий)

• Почему? (радость встречи после каникул, новизна, красота встречи, желание новых познаний, открытий, а волнение – за будущие успехи)

• Вы ходили в этот день в школу? Что вы новое узнали во время экскурсии в школе?

- 1 сентября отмечается в нашей стране как День Знаний. В этот день в школе настоящий праздник: все дети, учителя, родители пришли к школе нарядные, красивые, радостные, с букетами цветов. Школа для ребят – второй дом. Здесь они становятся умнее и лучше. Каждый класс – большая дружная семья. И руководит этой семьёй – учитель, самый строгий и добрый друг. Учитель помогает детям узнать много нового, всему научиться.

-Давайте, вспомним, что помогает нам говорить.

Кажется, что говорить очень легко: звуки, слова, целые фразы так и выпрыгивают сами изо рта. В действительности все не так просто.

Гласные можно как угодно громко и долго петь:

Они называются гласными от слова голос, т. е. они голосные. Какие гласные вы знаете?

Согласные звуки немного похожи друг на друга.

Чтобы их произнести нужно рот закрыть (хоть чуточку).

При их произношении воздуху приходится прорываться через преграды, которые устраивают губы, зубы, а иногда и нос. Какие согласные мы выучили?

Вывод: Если соединить звуки получатся слова. Слова состоят из звуков.

Выполнение движений с речевым сопровождением.

В школе нашей все ребятки

Могут ловко встать на пятки,

Пошагать и покружиться,

Вправо, влево наклониться.

Снова встать и потянуться.

И друг другу улыбнуться.

Слова: Утка, Азбука, Малина, Тень, Калина, Икра, Окунь, Ира, Эхо, Пила, Кит, Ток, Хижина и др.

Изучив все гласные,

Ты можешь без труда,

Как маг или волшебник,

Бык, гласный [ы]. Логопед ставит символ звука [ы], затем заменяет его на символ звука [а],

— Во что превратился бык?

- Как мы можем разделить слова на слоги?

Слово делится на слоги,

Как на дольки апельсин.

Если слоги встанут рядом —

Ты- и -ква-, а вместе тыква,

Со- и -ва — итак, сова.

— Сколько слогов в слове, столько и хлопков. Их можно посчитать.

- Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения.

Дети определяют количество слов. Называют первое, второе слово в предложении.

— Каждое слово в предложении будем обозначать линией. Маленькая вертикальная черточка указывает, что это начало предложения, а в конце предложения ставится точка. У нас получится схема предложения.

Осень. Небо потемнело.

— Прочитайте схему предложения.

— Составьте предложение о ветре (о деревьях, начертите схему этого предложения. Прочитайте схему, называя каждое слово.

Упражнение в согласовании слов в предложении.

Скажите предложение правильно.

Спит, кот, стул, на.

Сидеть, собака, сосна, под.

Логопед делает вывод: Слова в предложении должны дружить и следовать в определенном порядке.


Понятие звуков и букв для дошкольников

Изучение звуков и букв идёт параллельно. Нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок понимал разницу между буквами и звуками. Иногда названия букв не совпадают со звуками, которые они обозначают.

Для облегчения понимания приводят примеры различных звуков: пение птиц, удары молотка, шум машин. Потом нужно подвести к тому, что наша речь – поток звуков.

Буква А обозначает звук А, но буква ЭЛ обозначает звук Л. С первого раза ребёнок может не понять. Это нормально, поскольку для дошкольников такой материал достаточно труден. При знакомстве с каждой буквой нужно пояснять разницу.

Нельзя допускать путаницы в речи взрослых, называя буквы звуками. Бывает, что родители сами допускают непроизвольные ошибки, называя букву ЭЛ буквой Л.

Дети должны понимать, что буква – это лишь обозначение конкретного звука. Букву можно увидеть и прочитать. Звук можно произнести и услышать.

Изучение звуков и букв должно идти параллельно с обучением чтению. Взрослым нужно сразу исправлять ошибки в чтении, когда дошкольник называет не звук, а букву. В этом случае чтение звучит так: ка-от (кот).

Ознакомление со звуковым строением слова дошкольников

Детей учат воспринимать слово не как отдельную единицу, а как набор определённых звуков. Важно, чтобы они умели выделять отдельные звуки в словах. Это нужно для формирования грамотной устной и письменной речи в дальнейшем.

Этапы работы со звуковым строением слова:

1. На начальном этапе звукового анализа отдельные звуки выделяют интонацией, произнося их более чётко или протяжно (ко-о-о-т, ка-а-аша, мир-р-р и т. д.). Детям в игровой форме предлагается сортировать карточки, игрушки, картинки с определённым звуком.

2. Местонахождение звука. Сначала дети учатся выделять первый звук, затем – последний. После этого можно переходить к выделению звуков в середине слова.

Детей необходимо обучать слышать звуки, из которых состоит каждое отдельное слово.

Гласные и согласные звуки

В русском языке 10 гласных букв и 21 согласная, им соответствуют 6 гласных звуков и 36 согласных. Обучение чтению начинается с гласных. Потом к ним присоединяются согласные, с которыми дети учатся составлять слоги. Разницу между ними дошкольники обычно усваивают быстро. Им объясняют, что гласные звуки можно пропеть. Рот при этом приоткрыт – и воздух свободно выходит. Согласные пропеть нельзя. Язычок спотыкается и не даёт свободно выйти воздуху.

Твёрдые и мягкие звуки

Тема твёрдости и мягкости подробно рассматривается в школе. Дошкольникам даётся общая ознакомительная информация. Если малыш хорошо усваивает, можно дать больше материала. Если обучение даётся трудновато, лучше потратить это время на обучение более необходимым навыкам.

Твёрдые и мягкие звуки можно объяснять тогда, когда ребёнок хорошо усвоил алфавит, различает гласные и согласные, умеет читать по слогам.

Чтобы объяснить дошкольнику понятие твёрдости и мягкости звуков, начать нужно со сравнения твёрдых и мягких предметов. Нужно сравнить стол и подушку, вату и камень и т. д. Потом взрослый сообщает, что согласные звуки тоже бывают твёрдыми и мягкими.

Предлагается изолированно произнести согласный К.

- А теперь произнеси звук К, прижав язычок к нёбу. Смотри, как изменился звук! Он стал мягким – КЬ.

Так нужно потренироваться произносить все согласные кроме Ж, Щ, Ц, Ч, Ш, Й.

Для закрепления можно сыграть в игру с мячиком. Взрослый кидает ребёнку мяч, называя твёрдый звук. Он должен сделать его мягким и вернуть мяч. Потом роли меняются.

На следующем занятии происходит знакомство с Ь и Ъ. Эти знаки нужны, чтобы обозначать мягкость и твёрдость согласных в словах. Ребёнок учится на занятии читать слова с мягким и твёрдым знаками.

Перед следующим занятием нужно рассказать дошкольнику, что Ж, Щ, Ц всегда твёрдые, а Ч, Ш, Й – всегда мягкие. Преподносить материал лучше в виде сказки.

Дифференциация схожих по артикуляции звуков

Многие звуки в русском языке имеют очень похожую артикуляцию. Осваивая речь, а потом чтение, дети могут путать эти звуки.

Постановка и автоматизация звуков – это работа логопеда. Однако родители также могут выполнять с детьми несложные задания на дифференциацию звуков. Перед этим следует убедиться, что у ребёнка нет логопедических проблем. В этом случае заниматься надо после консультации с логопедом.

Примеры заданий:

1. Чередующиеся повторы слогов со схожими звуками: за-за-за-за, са-са-са-са.

2. Хлопки в ладони при заданном звуке. Более сложный вариант – слоги и слова.

3. Фонетические сказки.

Начинать нужно с различения отдельных звуков, затем – слогов с ними, а после этого – слов с трудными звуками.

Звуко-буквенный анализ слов

Анализ включает в себя определение количества звуков и букв, а также характеристики каждого звука. Принято графически обозначать согласные твёрдые синим цветом, мягкие – зелёным, а гласные – красным.

Этапы работы

1. Определение количества букв.

2. Определение количества звуков. В детском саду редко рассматриваются слова с гласными Е, Ё, Ю, Я. Они обозначают два звука: йе, йо, йу, йа. Единственный случай, когда количество звуков и букв не совпадает, – мягкий и твёрдый знаки.

3. Под словом цветными карандашами ставят точки или раскрашивают клеточки соответствующим цветом.

Звуковая линейка

Это несложное приспособление нужно для звуко-буквенного анализа слов в детском саду.

Звуковую линейку можно сделать своими руками. Потребуется лист А4 и цветная бумага синего, зелёного и красного цветов. Край листа отгибают к середине и приклеивают по бокам. Должен получиться кармашек. На нём нужно нарисовать квадраты с числами (не больше 5-6). Из цветной бумаги вырезают прямоугольники, меньшая сторона которых совпадает со стороной квадрата. Цифры – это количество звуков. Прямоугольники разных цветов – условные обозначения согласных и гласных.

Подготовка детей к школе

Цель дошкольного образования – не только объём определённых знаний, но и формирование у ребёнка умения усваивать и искать информацию. Если дошкольник пропустил или не усвоил какую-либо отдельную тему, не стоит переживать. Можно позаниматься в домашних условиях, а уже в школе эти же темы будут изучаться более глубоко и подробно.

- разницу между звуками и буквами;

- понятие гласных и согласных звуков;

- понятие твёрдых и мягких согласных;

- чтение по слогам;

- выделение ударения в слове;

- определение места звука в слове;

- выделение изолированных звуков в слове;

- выполнение простого звуко-буквенного анализа.

Обучение грамоте – последовательный не быстрый процесс. Дети овладевают знаниями в своём, индивидуальном темпе.

Читайте также: