Конспект развитие речи средняя группа ноябрь

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Смоленцева Марина Александровна

Организация: МКДОУ д/с №8

Населенный пункт: Челябинская область, г. Коркино

Описание материала: данный конспект рассчитан на детей 4 — 5 лет (средняя группа). Может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром. Развивает у детей любознательность, наблюдательность, эстетическое восприятие природных явлений.

Цель: формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона.

  1. Развивать любознательность, творческое воображение, координацию движений с речью, слуховое и зрительное восприятие, умение различать листья разных деревьев, ловкость.
  2. Учить понимать содержание поэтических текстов, упражнять в образовании разных форм глаголов, совершенствование грамматического строя речь (образование множественного числа существительных), активизация обогащения словарного запаса по теме осень.
  3. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру.

Словарная работа: осень, воет, гудит, стонет, ревет, льёт, идёт, моросит.

Предварительная работа: рассматривание на прогулке листьев деревьев, наблюдение за осенним небом, деревьями, за явлениями неживой природы.

Если на деревьях, листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется,

Это время года (и теперь все вместе)осенью зовется.

Чем хороша осень, что она дарит нам? (овощи, фрукты, грибы, ягоды) Что происходит осенью с природой? (солнце не такое яркое, часто идет дождь, опадают листья, дует ветер, птицы улетают в теплые края)

Осень словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы.

Дети, как вы думаете, какого цвета осень? (жёлтая, красная, оранжевая).

А можно сказать, что осень разноцветная? (да). Расскажите, еще какая погода осенью?

Если идет дождь –.. (дождливая), если сильный ветер –..(ветреная), если очень холодно-..(холодная), а сыро-то..(сырая), небо все заволокло тучами-..(пасмурная)..Но вот показалось солнышко и стало тепло-..(солнечная, теплая), на небе ясно, ни тучки- ..(ясная), осень на дворе, погода -..(осенняя). Что происходит с листьями. (опадают, цвет меняют)

Посмотрите какое чудо этот осенний букет из листьев (на столе осенний букет из листьев). Лист клена называется- ..(кленовый), лист березы –(березовый), рябины(рябиновый), осины(осиновый), дуба-(дубовый).

Ой, ребята, вы чувствуете, подул ветерок? Какой ветер дует осенью? (холодный, пронизывающий, злой). А что делает ветер? (воет, гудит, стонет, ревёт). И вдруг подул осенний ветерок. Листочки разлетелись. Я вам, ребята, предлагаю поиграть с листочками.

Листья осенние тихо кружатся (кружатся на месте, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо — влево)

Будто опять закружиться хотят (кружатся на месте, на носочках). (Присаживайтесь, ребята на стульчики)

Осенью цветут цветы? (нет).

Осенью растут грибы? (да).

Тучки солнце закрывают? (да).

Часто — часто льют дожди? (да).

Туманы осенью плывут? (да).

Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).

Звери норки закрывают? (да).

Урожай все собирают? (да).

Птичьи стаи улетают? (да).

Солнце светит очень жарко? (нет).

Все купаются в реке? (нет).

Можно детям загорать? (нет).

Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).

Сапоги всем обувать? (да).

Молодцы! Вы знаете приметы осени, справились с заданием.

Загадаю вам загадку, слушайте внимательно. Загадка:

«Появилась в небе клякса

Если клякса заревёт,

Осенью часто идут дожди. А что делает дождь? (моросит, идёт, шумит, льёт). Посмотрите, стало пасмурно, кажется, дождик начинается (воспитатель раскрывает зонтик).

Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе)

Капля два, (прыжок на носочках, руки на поясе)

Очень медленно сперва (четыре прыжка на носочках, руки на поясе)

А потом, потом, потом (восемь прыжков на носочках, руки на поясе)

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны)

От дождя себя укрыли. (сомкнуть руки над головой полукругом).

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, вы видите как много к нам пришло гостей, давайте поздороваемся.

Введение в игровую ситуацию

Воспитатель: А теперь….

Ну ка быстренько, дружок,

Становись ко мне в кружок.

Ушки ты свои найди

И скорее покажи.

Ушко, кажется, замерзло,

Отогреть его так можно.

Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра.

А раз кончилась игра,

Воспитатель: Ребята, а почему наши ушки могли замерзнуть?

Дети: Потому что холодно (если затруднение, воспитатель помогает)

Воспитатель: А в какое время года становится холодно на улице?

Дети: Осенью (если затруднение, воспитатель помогает)

Воспитатель: А у нас за окном какое время года?

Дети: Осень (если затруднение, воспитатель помогает)

Воспитатель: Как вы думаете, сейчас осень ранняя или поздняя?

Дети: Поздняя (если затруднение, воспитатель помогает)

Воспитатель: Я предлагаю вам подойти к окну и рассказать по каким признакам мы можем это определить?

Дети: небо серое, деревья голые, дует холодный ветер, идет дождь и снег (если затруднение, воспитатель помогает)

Воспитатель: Правильно. А кто мне скажет, какой сейчас идет месяц?

Дети: Ноябрь (если затруднение, воспитатель помогает)

Воспитатель: Тогда садитесь на стулья и внимательно слушайте.

Воспитатель читает рассказ

Затруднение в игровой ситуации

Воспитатель: Вам понравился рассказ?

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какие звери упоминаются в рассказе?

Ребенок дает ответ полным предложением

-Почему заяц хочет снега?

-Кто еще просит снега?

-Почему куропатка не хочет снега?

-Кто еще не хочет снега?

-Как ведет себя туча?

-Сыплет она снег?

-Почему ноябрь называют пегим?

Самостоятельное применение нового материала

Воспитатель: Молодцы. А теперь я предлагаю вам поиграть, хотите?

Воспитатель: Давайте подойдем к столам и посмотрим, что там лежит.

На столе лежит иллюстрация ноябрьского леса и конверт с геометрическими фигурами

Дети: называют фигуры

Воспитатель: Итак, на картине изображен ноябрьский лес, а как вы думаете, что или кого должны изобразить эти фигуры?

Воспитатель: Правильно, это животные. Так вот, наша игра заключается в том, что мы должны угадать, с каким животным ассоциируется та или иная фигура. Кстати, а почему среди кружочков есть один треугольник?

Дети: Потому что все животные, а куропатка птица.

Воспитатель: Правильно. Ну, что, начнем? Кто первый попросил тучу … ?

Воспитатель: Кружочек какого цвета мы возьмем?

Дети выкладывают на картину все кружочки-животные ассоциируя их с животными по цвету и величине.

Воспитатель: Вот и нарисовали мы с вами иллюстрацию к рассказу Н. Сладкова…

Вдруг закрыли небо тучи, (Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки)

Начал капать дождь колючий

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть (Приседают, держат руки на поясе)

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени)

Воспитатель: Ну что, ребята, с каким новым рассказом мы сегодня познакомились?

- А кто написал его?

-Узнали вы почему ноябрь пегий?

А вот для того, чтобы вам и впредь узнавать много интересного о природе и о том, что нас окружает, я хочу подарить вам книгу рассказов Н Сладкова. И по вечерам мы с вами продолжим чтение этих замечательных рассказов.

Конспект итогового занятия по речевому развитию детей в средней группе Конспект итогового занятия по речевому развитию детей в средней группе Автор: Никулина Любовь Викторовна, воспитатель, Муниципальное бюджетное.

Перспективное планирование по речевому развитию (вторая младшая группа) на сентябрь, октябрь, ноябрь Речевое развитие / Чтение художественной литературы Неделя / месяц Тема, литерату-ра Программное содер-жание Материал и оборудование Методы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект НОД по Развитию речи в средней группе

Цель: учить описывать природу в ноябре, строить сложноподчиненные предложения со словом потому что ; развивать внимание и мышление.

Материалы и оборудования:

Картины ранней и поздней осени,

Лист наблюдения за погодой или календарь природы,

картинки с изображением силуэта дерева и дома.

Ход занятия

1. Сюрпризный момент.

- Р., к нам в гости снова пришел Незнайка. И снова за помощью, но для начала он приготовил вам стихотворение:

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом,

И птицы улетают,

И детям в школу надо.

2. Описание природы в ноябре.

- О чем стихотворение? (Стихотворение об осени)

- Какое сейчас время года? (Сейчас осень)

- Перечислите осенние месяца. (Осенние месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь).

- Первый осенний месяц – сентябрь. Как называется осень в сентябре? (Осень в сентябре называется ранней).

- Правильно! В первый осенний месяц – сентябрь, осень считается ранней.

- Сейчас второй осенний месяц – октябрь, но он уже подходит к концу. Завтра начнется последний осенний месяц – ноябрь. Осень в ноябре называют – поздней.

- На улице теперь тепло или холодно? (На улице холодно).

- Солнце часто светит? (Солнце светит редко – мало).

- Дожди часто идут? (Дожди идут часто).

- Что происходит с листьями на деревьях? (Листья с деревьев опали).

3. Сравнение:

- В сентябре было тепло, а сейчас - . (холодно)

- В сентябре листья начинают падать, а сейчас - . (опали) .

- В сентябре птицы собирались в стаи, а в октябре - . (улетели) .

- В октябре солнце немного грело, а сейчас - . (не греет) .

- В сентябре дожди шли редко, а в октябре - . (часто) .

- В октябре снега нет, а в ноябре - (выпадает) .

Сравните осень с летом. Скажите наоборот:

- Летом солнце яркое, а осенью.

- Летом небо светлое, а .

- Летом день длинный, а .

- Летом деревья зеленные, а .

-Летом люди одеваются легко, а .

- Летом растят урожай, а .

Физминутка:

На дереве сидели,

Вдруг ветерок подул

И все листочки сдул.

И на землю сели.

Поднять руки вверх

Движение кистями рук влево вправо.

Плавные движения руками вперед назад над головой, дуют.

Опустить руки вниз через стороны.

Кружатся на месте.

- Послушайте рассказ Незнайки о ноябре: "Ноябрь - последний месяц осени. Это теплый месяц. Солнце сильно греет и тепло. Иногда идет дождь, но он теплый. Цветы засохли, но трава зеленая. Листья тоже зеленые на деревьях. Птицы улетели на юг, но много насекомых".

Дети исправляют ошибки в рассказе Незнайки .

4. Игра "Что выше?" .

Обведи домик и дерево так, чтобы домик стал ниже дерева. Покажи направление дождя.

В ноябре холодная погода, потому что.

В ноябре мало птиц, потому что.

В ноябре люди надели теплую одежду, потому что.

В ноябре деревья стоят голые, потому что.

5.Итог занятия.

Комплексные занятия в средней группе по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Герюовой, Т.С.Комаровой, стр.86

Краткое описание документа:

Конспект НОД по Развитию речи в средней группе

Цель: учить описывать природу в ноябре, строить сложноподчиненные предложения со словом потому что; развивать внимание и мышление.

Материалы и оборудования:

  • Картины ранней и поздней осени,
  • Лист наблюдения за погодой или календарь природы,
  • незнайка,
  • картинки с изображением силуэта дерева и дома.
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2934 человека из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 658 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.01.2020 1573
  • DOCX 18.9 кбайт
  • 15 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кочеткова Татьяна Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель: способствовать речевому развитию детей среднего дошкольного возраста.

Закреплять грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за; учить подбирать слова, подходящие по смыслу; закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным.
Развивающие задачи:

Развивать связную речь детей; развивать фонематический слух детей.
Воспитательные задачи:

Воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать навыки сотрудничества в игре; воспитывать навыки самостоятельности.

Оборудование:

Демонстрационный материал: письмо, мяч, карточки с загадками, кубик, с разноцветными сторонами, бабочка и цветок, картинки с обобщающими понятиями,.

Предварительная работа: словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок.

Словарная работа: активизация словаря.

Индивидуальная работа: обратить внимание на произношение звуков Даша И, Маша Т., помощь детям, затрудняющихся в ответе.

Вводная часть

Организационный этап. Эмоционально-игровой настрой на совместную деятельность. (1 минута)

Педагог приглашает детей в хоровод:

«Ты – мой друг и я – твой друг,

Вместе мы – друзья.

Мы друг другу улыбнёмся,

Мотивация к деятельности. (2 минуты)

Воспитатель: Молодцы! Вы получили первые листочки. Пойдемте дальше.

Воспитатель: Ну вот мы дошли до следующего задания. Я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика(з-з-з), песенку жука(ж-ж-ж), песенку ветра(ш-ш-ш), песенка насоса (с-с-с).

- Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

Песенку комарика: (З)-зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;

Песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;

Песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;

Песенку насоса (С) - стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.

(Одежда -Деревья -Грибы-Мебель-Транспорт-Игрушки-Овощи-Фрукты-Цветы.).
Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием, получите листочки. Идем дальше.

- Я буду бросать вам мяч и называть цвет, размер, а вы возвращая его говорите что таким бывает. Будьте внимательны.

Зелёным – огурец, листья, краска…

Широким – река, дорога, лента…

Вкусным – варенье, торт, сок…

Маленьким – котёнок, мышка, мальчик…

Высоким – дом, башня, температура…

Круглым – солнце, апельсин, мяч…

Пластмассовым – кубик, ведро, совок…

Заяц –Спасибо ребята вот вам лучики для солнца

Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием, получите листочки. Идем дальше.

Ребята, что вам больше всего запомнилось в сегодняшнем путешествии? Какие задания для вас показались трудными? Какие задания вам понравилось выполнять?

Читайте также: