Сила тяжести на других планетах 7 класс физика конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Формировать умение анализировать сведения о планетах Солнечной системы.

Планируемые результаты:

Научиться выделять особенности планет земной группы и планет-гигантов;

Применять знания к решению физических задач.

Познавательные УУД: выделять и формулировать познавательную цель; Работать с учебником и другими источниками информации;

Регулятивные УУД: выделять и осознавать, что цже усвоено и что еще подлежит усвоению; самостоятельно формулировать познавательную задачу.

Коммуникативные: слышать, слушать и понимать партнера; планировать, согласовывать и выполнять совместную деятельность.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению; развитие инициативности; Формирование жизненного и профессионального самоопределения.

Образовательные ресурсы: учебник, презентация об А. Николаеве, нашивки для членов экипажа, прямая линия на полу (нитка), маска робота (распечатка), детали космического корабля на магнитах и магнитная доска,

черная ткань, распечатанные и вырезанные планеты солнечной системы и их спутники, пояс астероидов (можно нарисовать мелом на доске),

Демонстрация слайда с требованиями к космонавтам Роскосмоса.

Для начала определим членов экипажа.

Основные специальности, необходимые на корабле: инженер и исследователь, а руководить и координировать работу экипажа должен командир. Давайте для начала определим командира. Кто ответит мне на вопрос, у какого космонавта день рождения 5 сентября?

Класс Определяет командира экипажа и распределяет нашивки членов экипажа. Демонстрируется слайд с экипажем МКС.

Мотивирование к учебной деятельности- Смотрим презентацию и видео о Николаеве

Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала.

Теперь, когда экипаж корабля готов, можем начать тренировки и подготовку к полетам.

Кто хочет проверить свою физическую готовность к космическим перегрузкам? (Показываем цнетрифугу и объясняем принцип работы).

- Раскручиваем человека пять раз, при этом он смотрит на вытянутую руку, а потом пытается пройти по прямой (красная нить, приклеенная к полу). (начинаем с командира экипажа).

Экипаж к полету готов. Можно стартовать.

Презентация результатов исследования. Вернувшись на Землю экипаж заносит результаты исследования в таблицу.

Подведение итогов урока. Подводят итоги своец работы на уроки. Проводят самооценку.


Слайд 1


Слайд 2


Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8

8 июня 1964 года родилась дочь Елена Андрияновна: первый в мире ребёнок, и отец и мать которого были космонавтами.


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12


Слайд 13


Слайд 14


Слайд 15


Слайд 16


Слайд 17


Слайд 18


Слайд 19


Слайд 20


Слайд 21


Слайд 22


Слайд 23


Слайд 24


Слайд 25


Полный текст материала Конспект и презентация к уроку физики "Сила тяжести на других планетах"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с новой физической величиной – понятием СИЛА, СО СВОЙСТВАМИ СИЛЫ, С ВИДАМИ СИЛ.

Дайте краткую характеристику этих знаний.

Ответ у доски: Сила – это физическая величина, характеризующая действие одного тела на другое.


У силы есть три характеристики:

точка приложения F;
направление;
модуль (величина) силы (см. рисунок).

Силы бывают: гравитационные, электромагнитные (упругие, трения….), ядерные…

Учитель: Сегодня мы более подробно узнаем о силе тяготения, о силе тяжести и используем эти знания в рекламных целях.

Пусть сейчас вы – туристические менеджеры туристического агентства “ Дзержинск–Вселенная–тур”. Направление вашей деятельности – реклама.

От того, как вы справитесь со своими задачами, зависит ваша оценка – ваша должность:

Старший менеджер – “3”.
Менеджер первой категории – “4”.
Менеджер высшей категории – “5” .

Какие же это задачи?

В 1961 году на орбиту вышел космический корабль с человеком на борту. Это был Ю.А. Гагарин (см. фото).

Казалось, совсем недавно сбылась мечта известного миллионера Дениса Тито (см. фото) – увидеть нашу планету Земля из космоса. Он не пожалел 20 миллионов долларов и был в восторге:

от прекрасной планеты Земля;
от наших русских парней-космонавтов, которые встречали его на борту МКС.

Сегодня на очереди более 30 миллионеров-“экстремалов”, мечтающих попасть в космос. На борту Международной космической станции уже работала и первая женщина-турист Аньюша Ансари (см. фото).

Найдите интересные места в ближайшей Вселенной для космических туристов и оцените условия для их проживания (прежде всего с точки зрения их пригодности для передвижения).

Но сначала к вам вопросы:

Как выглядит наша ближайшая Вселенная? Какая научная модель ее описывает?

Ответы обучающихся – о гелиоцентрической системе мира с использованием рисунка (см. на доске).

2. Опережающие задания для некоторых менеджеров:

1) О законе всемирного тяготения.

(Рассказывает первый менеджер)

Нашим Мегамиром – миром нашей Вселенной – управляет закон Всемирного тяготения, иначе закон гравитации.

300 лет тому назад английский ученый Исаак Ньютон открыл красивый закон, которому подчиняется поведение всех тел нашей Вселенной:

Сила, с которой притягиваются друг к другу тела , прямо пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

(Записи в тетрадях учащихся)


F = GМ x m/ r 2 F

где G = 6,7 х 10 -11 Н х м 2 /кг 2 – постоянная всемирного тяготения

Иначе закон можно представить так:

F = ( G х М/R 2 )хm , где М – масса планеты, m – притягивающееся к планете тело.

(Рассказывает второй менеджер)

Сила, с которой планета притягивает к себе другие тела, называется силой тяжести. Иначе, это F = gm, где g = G х М/R 2 , а М – масса планеты, R – радиус планеты.

Значит, для каждой планеты есть свое g – ускорение свободного падения.

Рассчитаем его для планеты Земля. Используем данные для массы и радиуса Земли из приведенной на доске таблицы.

После подробных расчетов получаем, что g = 9,8 Н/кг или g = 9,8 м/с 2 .

Значит, тело массой m = 1 кг притягивается к Земле с силой F = 9,8 Н.

3) Сведения об ученом Исааке Ньютоне.

(Рассказывает третий менеджер, используя фотографию ученого, приводится расширенный вариант биографии Ньютона, который обучающийся при рассказе должен сократить.)

Исаак Ньютон родился 4 января 1643 г. в деревне Вулсторп, в 75 км от Кембриджа. Высшее образование он получил в Кембридже, где наибольшее влияние оказал на него профессор математики Исаак Барроу (1630–1677). В конце 60-х годов Ньютон сделался его преемником по кафедре, которую он занимал свыше 30 лет. 70-е и 80-е годы были для Ньютона временем наибольшего творческого подъема, когда он сделал основные свои открытия в области математики, механики и оптики. Последние десятилетия своей жизни Ньютон прожил в Лондоне, где с 1696 г. заведовал монетным двором, а в 1703 г. был избран президентом Королевского общества. Он умер 31 марта 1727 г. и погребен в Вестминстерском аббатстве. Его классический труд “Математические начала натуральной философии” вышел первым изданием в 1687 г.

“Начала” в очень законченной, последовательной и четкой форме отразили новые, получившие уже значительное распространение черты научного творчества. В предисловии Ньютона к первому изданию “Начал” говорится о задачах естествознания. Прежде всего, заявляет Ньютон, необходимо, наблюдая конкретные явления движения, отыскать силы — причины этих движений, затем нужно, исходя из найденных сил, вывести конкретные движения. В первой книге “Начал” трактуется движение тел под влиянием центральных сил, во второй книге — движение в сопротивляющейся среде, в третьей книге (“О системе мира”) из формулированных ранее законов выводятся силы взаимного тяготения небесных тел и их движения. Законы движения, сформулированные в “Началах”, включают: 1) закон инерции (“всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не принуждается приложенной силой изменить это состояние”); 2) закон пропорциональности, согласно которому ускорение пропорционально силе, и 3) закон равенства действия и противодействия. Из этих законов Ньютон выводит стройную систему следствий. Он дополняет их не менее знаменитым законом тяготения. Ньютон доказал, что сила тяжести, наблюдающаяся на земле, – это та же сила, которая удерживает Луну на постоянной орбите при ее движении вокруг Земли, и та же сила, которая удерживает Землю на эллиптической орбите при ее вращении вокруг Солнца; что эта сила удерживает на эллиптических орбитах и все остальные небесные тела; что она пропорциональна массам тяготеющих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Многие ученые XVII в. подходили к мысли об универсальном значении силы тяжести, но только Ньютон первый четко сформулировал ее, доказал строгими вычислениями и вывел из закона тяготения уже известные, установленные Кеплером законы небесной механики.

“Начала”, особенно второе издание, появившееся в 1713 г., с резким антикартезианским предисловием Котса, вызвали ожесточенную борьбу в европейском естествознании. Картезианцы не сдавали своих позиций без боя. Но ньютоновское учение одерживало все более решительные победы. В Англии оно было признано сразу же. Ньютоновская механика, вызванная к жизни развитием прикладных механических знаний, сама стала рычагом дальнейшего технического прогресса. С другой стороны, господствующие классы Англии видели в ньютоновском учении оружие для защиты религии. В предисловии Котса ко второму изданию “Начал” говорится, что “превосходнейшее сочинение Ньютона представляет вернейшую защиту против нападок атеистов” и что “нигде не найти лучшего оружия против этой нечестивой шайки, как в этом колчане”. В “Началах” Ньютона действительно содержится немало теологических деклараций и построений, например, о “первоначальном божественном толчке”, приведшем, по его мнению, в движение Вселенную. Но вопреки теологическим тенденциям в мировоззрении самого Ньютона из его научных идей были вскоре сделаны антитеологические, материалистические выводы. В 30-е годы XVIII в. остроумная, живая и боевая популяризация ньютоновского учения в “Философских письмах” Вольтера показалась настолько опасной католической церкви, что эта книга в 1734 г. по решению парижского парламента была сожжена рукой палача.

3. Организация самостоятельной деятельности учащихся.

Куда же могут лететь наши туристы? В каких условиях им придется там находиться?

Задание: рассчитайте силу тяжести на заданных космических телах и оцените общие физические условия на этих космических телах.

Марс – Церера (из пояса астероидов)

Для этого получите сначала величину ускорения свободного падения, а затем, принимая среднюю массу космонавта 80 кг, рассчитайте силу тяжести на данном космическом теле.

Дайте рекламу ваших туристических зон космического экстремального отдыха (то есть расскажите об особенностях данной планеты или спутника планеты).

Учащиеся разбиваются на смешанные группы и по формулам для расчета g и F тяжести приступают к расчетам. Кроме конкретных расчетных данных они должны еще рассказать о физических условиях на этих космических телах, вспомнив сведения о них с уроков “Природоведения” и используя дополнительные справочные данные.

По мере готовности начинается защита групп по заданным вопросам. Защиту проводят лидеры групп. В итоге на доске и в тетрадях учащихся появляется приблизительно следующая таблица:

4. Итоги урока подводят сами учащиеся.

Они хорошо видят разницу в физических условиях на приведенных космических телах. Но, главное, понимают физический смысл и значение силы тяжести и ускорения свободного падения.

5. В заключение, наивный вопрос учителя:

– Можно ли осуществить полет космическим туристам на Меркурий, на Солнце?

(Учащиеся живо отвечают на эти вопросы)

6. Оценки за урок – это присвоение категорий менеджера учащимся класса.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Урок физики в 7 классе на тему:

hello_html_6f0e0dcf.jpg

Учитель 1 квалификационной категории

Хохлова Анастасия Викторовна

Цели урока:

Познакомить с основными характеристиками планет Солнечной системы, рассчитать силу тяжести на других планетах;

развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное;

прививать навыки умственного труда, навыки работы с информацией.

организовать применение учащимися знаний формулы для нахождения силы тяжести на других планетах;

побудить интерес к самостоятельному поиску информации.

Оборудование: компьютер, проектор.

Тип урока: Комбинированный урок

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок – к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. (Приветствие гостей)

Ребята, а какова главная мысль фильма? (Экологическая ситуация на Земле плохая, переселение на другую планету)

У: На любую ли планету можно переселиться? (нет)

А какие необходимые условия нужны для жизни на планете? (атмосфера, вода, кислород, углекислый газ, воздух , почва, освещенность, температурный режим, растения, животные)

Но у нас все-таки урок физики. Поэтому давайте выберем какие физические характеристики необходимо учитывать для комфортного проживания? Давайте выберем (сила тяжести, температура, инерция, масса тела, скорость, время, перемещение)

А какая из них наиболее важна? (Сила тяжести)

У: Одно из домашних заданий была подготовка презентации- информации о планетах солнечной системы. Давайте послушаем. А остальные в это время заполняют таблицу:

Нажмите, чтобы узнать подробности

А как вы думаете, сила тяжести везде на планетах одинаковая?

Тема урока: Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет.

Тема урока: Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет.

Допишите предложения

Заполните пропуски

Заполните таблицу, вписывая названия планет в порядке возрастания расстояния от этих планет до Солнца

Планеты земной группы

Планеты - гиганты

Используя материал учебника и интернет заполните таблицу по образцу Планета Спутники планеты Земля Луна

Используя материал учебника и интернет заполните таблицу по образцу

Спутники планеты

Перечислите характерные черты: Планет земной группы Планет - гигантов

Перечислите характерные черты:

Среди восьми больших планет Солнечной системы наименьшую массу имеет Меркурий. Используя данные, приведённые в §29, оцените, во сколько раз масса Меркурия меньше массы самой большой планеты Солнечной системы.

Самопроверка 1. Сколько планет в Солнечной системе? А)6 Б)8 В)9 С)нет точных сведений

Самопроверка

1. Сколько планет в Солнечной системе?

С)нет точных сведений

Самопроверка 2. Какие планеты отнесены к земной группе? А)Меркурий, Земля и Марс Б)Земля, Венера и Марс В)Меркурий, Венера, Земля и Марс С)Меркурий, Венера, Земля

Самопроверка

2. Какие планеты отнесены к земной группе?

А)Меркурий, Земля и Марс

Б)Земля, Венера и Марс

В)Меркурий, Венера, Земля и Марс

С)Меркурий, Венера, Земля

Самопроверка 3. Какие планеты входят в группу планет – гигантов? А) Юпитер, Сатурн и Уран Б) Нептун, Уран, Сатурн и Юпитер В) Юпитер, Сатурн и Нептун

Самопроверка

3. Какие планеты входят в группу планет – гигантов?

А) Юпитер, Сатурн и Уран

Б) Нептун, Уран, Сатурн и Юпитер

В) Юпитер, Сатурн и Нептун

Самопроверка 4. Какие силы удерживают планеты около Солнца? А) Силы тяжести Б) Силы упругости В) Силы тяготения Г) Все три силы

Самопроверка

4. Какие силы удерживают планеты около Солнца?

Б) Силы упругости

В) Силы тяготения

Самопроверка 5. Какая из планет Солнечной системы имеет наибольшую массу, какая – наименьшую? А) Юпитер; Меркурий Б) Юпитер; Марс В) Сатурн; Меркурий Г) Нептун; Меркурий

Самопроверка

5. Какая из планет Солнечной системы имеет наибольшую массу, какая – наименьшую?

А) Юпитер; Меркурий

В) Сатурн; Меркурий

Г) Нептун; Меркурий

Самопроверка 6. Больше или меньше земной сила тяжести на Меркурии? А) Больше Б) Меньше В) Такая же Г) Неизвестно

Самопроверка

6. Больше или меньше земной сила тяжести на Меркурии?

Самопроверка 7. Какая из планет расположена ближе всего к Солнцу? А) Марс Б) Венера В) Меркурий Г) Нептун

Самопроверка

7. Какая из планет расположена ближе всего к Солнцу?

Самопроверка 8. Какая планета находится от Солнца дальше всех? А) Уран Б) Юпитер В) Сатурн Г) Нептун

Самопроверка

8. Какая планета находится от Солнца дальше всех?

Самопроверка 9. У каких планет земной группы есть спутники? А) У всех планет Б) У Земли и Марса В) У Земли и Венеры Г) У Меркурия, Земли и Марса

Самопроверка

9. У каких планет земной группы есть спутники?

А) У всех планет

Б) У Земли и Марса

В) У Земли и Венеры

Г) У Меркурия, Земли и Марса

Самопроверка 10. Какие небесные тела называют астероидами? А) Любые тела, находящиеся в пределах Солнечной системы Б) Все тела, обращающиеся вокруг Солнца В) Ещё не обнаруженные в Солнечной системе планеты Г) Малые планеты – очень маленькие небесные тела, обращающиеся вокруг Солнца

Самопроверка

10. Какие небесные тела называют астероидами?

А) Любые тела, находящиеся в пределах Солнечной системы

Б) Все тела, обращающиеся вокруг Солнца

В) Ещё не обнаруженные в Солнечной системе планеты

Г) Малые планеты – очень маленькие небесные тела, обращающиеся вокруг Солнца

Самопроверка 11. Какой учёный был основоположником современной космонавтики? А) М.В. Ломоносов Б) И. Ньютон В) К.Э. Циолковский Г) Г. Галилей

Самопроверка

11. Какой учёный был основоположником современной космонавтики?

В) К.Э. Циолковский

Проверьте себя

Рефлексия Сегодня я узнал Было трудно Я выполнял задания Я понял, что Я приобрел У меня получилось

Домашнее задание

  • Учебник А.В. Пёрышкина 7 класс.
  • Рабочая тетрадь к учебнику А.В. Пёрышкина, авторы Т.А. Ханнанова, Т.К. Ханнанов.
  • Тесты по физике к учебнику А.В. Пёрышкина, автор А.В. Чеботарёва.


-80%

Читайте также: