Конспект открытого урока по философии

Обновлено: 05.07.2024

Образовательные: сформировать знания о становлении философии из мифологии; познакомить студентов с целями, особенностями, правилами проведения дискуссии; учить культуре дискуссии.

Развивающие: способствовать развитию и активизации мыслительной деятельности студентов; формировать умение отстаивать свою точку зрения через приведение аргументов; развивать творческую активность студентов; прививать навыки самостоятельной творческой выработки решений.

Воспитательные: способствовать формированию философской мысли будущего специалиста; формировать деловые качества, ответственность и творческий подход к решению вопросов профессиональной деятельности; воспитание информационной культуры, познавательного интереса, аккуратности в работе, осознание собственной значимости в образовательном процессе; воспитывать толерантность и уважение к иной точке зрения.

Информационное обеспечение урока:

- Компьютер, проектор, экран.

- Философский словарь терминов.

1. Организационный момент.

2. Определение темы занятия (студентам демонстрируются подготовленные материалы для обсуждения).

3. Изучение нового материала:

1. Становление философии.

2. Предмет философии.

3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений.

4. Функции философии.

4.Закрепление изученного материала (фронтальный опрос) .

5.Подведение итогов, оценка работы студентов.

6.Домашнее задание.

Цитаты для обсуждения ( на экране ):

Ученик спросил своего наставника:

- Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?

- А на следующий раз?

- И сколько это может продолжаться – все падать и подниматься?

После обсуждения цитат и притч определяется тема урока.

Изучение нового материала:

1.Становление философии.

Философия - это древнейшая наука, и в то же время молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают. Устаревать могут знания, а мудрость – это умение удивляться миру, видеть его таким, каким не видит никто, понять смысл собственного существования и смысл существования человеческого общества, смысл истории. Все это и означает философствовать. Люди философствуют всегда, поскольку они живут среди других людей, поскольку нужно выбирать между добром и злом, между честью и бесчестием, поскольку принимать самые главные решения относительно собственной жизни приходится чаще всего самому. Люди не были бы людьми, если бы, не философствовали. Но чаще всего, мы философствуем стихийно, руководствуясь здравым смыслом или житейской ситуацией.

Изучение философии позволяет нам узнать мудрые советы относительно осмысленной жизни, относительно добра и зла, понять свое собственное место и предназначение в обществе и место в мироздании, выработать свое отношение к таким феноменам, как судьба, счастье, любовь, смерть. Ни физика, ни биология, ни лингвистика таких советов не дают – изучение этих дисциплин делает человека специалистом, а изучение философии может сделать человека умным. Быть умным – значит уметь правильно распоряжаться своей жизнью, уметь предусматривать последствия своих поступков, уметь быть счастливым и влюбленным в жизнь человеком.

Древний мудрец Сократ сравнивал философию с оводом, который постоянно летает над людьми, жалит их и не дает им спать, то есть жить бездумно и бессмысленно. Философия говорит человеку: думай, старайся понять, зачем ты живешь, в чем твое предназначение, в чем причина твоих бед и несчастий, кто виноват в них – общество или ты сам; ищи то дело, которое ты можешь сделать лучше всех; не поддавайся ненависти и злобе, старайся жить в любви и во что бы то ни стало делать добро; умей посмотреть на себя искренно.

Главными философскими вопросами великий немецкий философ И. Кант считал следующие:

1.Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться?

4. Что такое человек?

Философия - развивающаяся наука. Цель философии – все более глубокое проникновение в сущность законов природы, общества и человеческого мышления. Знание о будущем мира и человека лежит на путях такого поиска. Наша задача – убедить в этом.

Философия возникла одновременно в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Именно в этих странах 2,5 тысячи лет тому назад, с появлением первых наук (медицины, математики, астрономии ) появилась научная философия. Ее возникновение было связано с тремя основными предпосылками появлением мифологии, зарождением религии и накоплением научных знаний о мире и человеке. Благодаря экономическому развитию общество смогло взять на себя расходы по содержанию новой группы людей – философов. Зарождение философии происходило на фоне роста всей духовной жизни, литературы, науки, возникновения первых религий. Затем возникла необходимость философского осмысления всех накопленных знаний.

Наибольшего развития философия достигла в Древней Греции. Одной из основных причин этого феномена является отсутствие влиятельной касты жрецов, которые обычно сковывали духовную деятельность граждан. Ранняя греческая философия зародилась не в центральной ее части, а на окраинах, на островах Малой Азии и островах Средиземноморья. Именно здесь сформировались первые греческие города – государства Милет и Эфес, в которых мудрецы получили возможность соединить свои знания с богатствами восточной философии и культуры. В некоторых древнегреческих городах утвердились демократические порядки, ставшие на многие века образцом и эталоном для европейской цивилизации. Именно поэтому греческая философия явилась подлинной колыбелью всей европейской и мировой философии и культуры.

Любовь к мудрости послужила основой становления философии как отрасли духовной культуры. Материалом для построения духовного древа философии послужила предшествовавшая ей по времени отрасль духовной культуры – мифология. Корни философии – в обычных представлениях, прошедших стадию мифологизирования. Миф объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии.

Вопросы для беседы:

1.Что означает философия в переводе на русский язык?

2. На чем покоится духовная культура человека?

3. Какой древний мудрец сравнивал философию с оводом?

4. Какими главными философскими вопросами считал немецкий философ И.Кант?

5. Что, по-вашему, является самой большой тайной?

2. Предмет философии.

Выделяют три основных проблемы философии:

- проблема взаимоотношения мира и человека.

Специфика философского знания заключается в следующем:

- философия стремится к логической связи и максимальной обобщенности своих положений;

- философское знание нацелено на изучение человека;

- большинство философских вопросов являются вечными;

- философия всегда несет в себе печать личности мыслителя. При ответе на тот или иной вопрос философов человек отвечает с учетом своей личной позиции.

Предметом называют то, что изучает данная дисциплина. Предметом философии являются наиболее общие и фундаментальные вопросы происхождения и функционирования природы, общества и мышления. Это совокупность тех проблем, которые частично упоминались выше: каково происхождение и устройство мира; что такое человек; как он познает мир; что есть истина, добро и красота; в чем смысл жизни и т.д.

Философия начинается, как считал античный мыслитель Аристотель, с удивления. С удивления тем, что на свете вообще существует нечто, а не ничто? С удивления тем, что многие наши качества – совесть, ум, красота, любовь, добро, свобода – никак материально не обусловлены. Все эти качества нельзя измерить, потрогать, испытать, но если нет этих качеств, то нет и человека. Пока хоть один человек живет по законам совести, человечество будет продолжаться. В этом смысле философия и изучает человека как сверхъестественное существо, не вкладывая в это термин никакого религиозного смысла.

Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания, наука о мире и о месте человека в этом мире. Философия не просто суммирует данные всех других наук, она стремится наиболее полно обобщить закономерности, открытые другими науками.

Вопросы для беседы:

1. Как назывались первые философы?

2. Познать самого себя, это значит.

3. Назовите три человеческих качеств, делающих нас людьми?

3.Многообразие философских учений и направлений.

Философия – единство философских взглядов. Все философские взгляды можно классифицировать по следующим критериям:

А) Решение основного вопроса философии: что является первичным, дух или материя; познаваем ли мир.

Б) Методы решения философских вопросов: диалектика, метафизика, материализм, идеализм, рационализм т.д.

В зависимости от ответа на вопрос о познаваемости мира все философские течения можно разделить на два основных направления: гностицизм и агностицизм. Гностицизм – это философское учение, утверждающее, что мир познаваем исчерпывающее и безусловно. Агностицизм - это философское учение, утверждающее, что мир познаваем в ограниченных пределах. Спор между гностицизмом и агностицизмом неразрешим. Так же как материализм и идеализм, гностицизм и гностицизм являются сквозными направлениями, проходящими через всю историю развития философской мысли.

Логическое задание ( для обсуждения ):

1. Считаете ли вы, что в детстве, вы были другим человеком? Если да, то сожалеете ли вы или радуетесь, что вышли из детства и стали взрослыми?

2. Античный философ Платон считал, что большинство людей подобны узникам в пещере – они связаны, сидят спиной к входу и видят только тени того, что происходит снаружи, в подлинном мире. И эти тени люди считают за единственно возможный мир. На ваш взгляд, прав Платон или это художественное преувеличение?

3. Считаете ли вы, что уже сейчас в вашей жизни есть какой –то высший смысл, или он появится, когда вы вырастете и добьетесь чего-нибудь существенного в жизни?

4.Функции философии.

Философия выполняет множество разнообразных функций через которые реализуются ее цели, задачи , назначение:

Мировоззренческая – формирует особый взгляд на мир

Прогностическая – способность заглядывать в будущее и предлагать варианты будущего развития человечества

Идеологическая – означает участие философии в формировании в выработке взглядов, идеалов, ценностей человека

Интеллектуальная - дает прямой путь к развитию у человека теоретического мышления

Методологическая – выступает как общее учение о методах познания и освоения действительности человеком

Аксиологическая – рассматривает реальность с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических и т.д.

Формируя мировоззрение людей, философия в значительной степени предопределяет и их поведение, и их подходы в процессе выработки политических, социальных и других решений. Философия оказывает большое внимание на все сферы общественной жизни, она связана с областью науки. Независимо от того, какие конкретные проблемы решает та или иная дисциплина, необходимым условием всегда является философский взгляд на процессы и явления, им сопутствующие, т.е. на всю ситуацию в целом, включая и полученные результаты. Так, например, в свое время широкий взгляд на мир позволил А. Эйнштейну предложить принципиально новый подход к пониманию картины мира и сформулировать Общую теорию относительности. Не вызывает сомнения влияние философских взглядов на взгляды естественно-научные, как не вызывает сомнения и то, что в основе научных идей таких великих ученых как, А.Ньютон, Д.И. Менделеев, Вернадский и др. лежат их глубокие философские познания.

Закрепление изученного материала:

1. Что такое философия?

2. Из какой отрасли культуры и каким образом произошла философия?

3. Каков предмет философии?

5. Что лежит в основе философского плюрализма?

6. Каков объект материалистической философии?

7. В чем особенность идеализма?

8. Сформулируйте философские учения гностицизм и агностицизм?

9. Какие функции выполняет философия?

10. Каковы место и роль философии в обществе?

Вывод: Философия всегда считается светильником для всех наук, средством для совершения всякого дела, опорою всех установлений.

Анализ и подведение итогов урока.

Домашнее задание: написать эссе на одну из цитат великих философов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

на заседании цикловой комиссии

Методист Г АПОУ

Председатель ЦМК _____________ О.А.Мурзина

Разработчик: преподаватель Миронова Е.Г.

Тема урока: Основные идеи мировой философской мысли

2)развивающие: развивать логическое мышление, коммуникативную культуру, монологическую и диалогическую речь;

3)воспитательные: воспитывать активную жизненную позицию, человеческую порядочность, формировать у обучающихся собственные взгляды на окружающий мир и на свое место в мире

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока: Урок-состязание

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, проектор, мультимедийная презентация в программе Power Point.

Рабочие конспекты, лист ватмана с таблицей для подсчета баллов, фломастеры, конверты с заданиями, магнитная доска, цветные стикеры, бейджики членов и капитанов команд.

Основной метод: игровой, частично: репродуктивный (формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний) и частично-поисковый (постановка и решение проблем).

Междисциплинарные связи: всеобщая история, обществознание, география, русская литература, физика

Учебная группа заранее делится на команды. В каждой команде по 5 человек (по рядам), выбираются капитаны. Двое студентов назначаются помощником преподавателя для подсчета баллов, остальные присутствуют в качестве болельщиков.

Организационная часть (3 мин.)

1.1. Приветствие. Проверка готовности аудитории к уроку. Проверка отсутствующих.

1.2. Объяснение правил проведения конкурсов.

Выполнение заданий в виде разных конкурсов (35 мин)

Подведение итогов: Подсчет баллов. Анализ игры (обсуждение, оценка эмоционального состояния) (6 мин.)

Задание на дом (1 мин.)

I.Организационная часть (5 мин.)

Цель нашего урока:

Урок пройдет в форме состязания между тремя командами. Состав участников и капитаны у нас заранее определены. Кроме этого, есть болельщики и помощники (представляются).

1.2. Объяснение правил проведения конкурсов:

II. Проведение конкурсов.

Основателем классической философии является Сократ (да)

К представителям классического этапа античной философии относятся: Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Демокрит. (Нет, это представители натурфилософии.)

Майовтика – это метод познания добродетели, предложенный Сократом. (да)

Основателем идеализма является И.Кант. (Нет, основателем идеализма считается Платон.)

Дао-это естественный ход вещей, судьба всего в мире (да).

Диалектика – это учение о развитии и изменении (да).

Экзистенциализм - иррационалистическое философское течение XX века, выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия (да).

Закончите мысль известного философа. За каждый правильный ответ дается 1 балл.

Сейчас вам будет предложено краткое описание размышлений философа. Ваша задача узнать, о ком идет речь. За каждый правильный ответ 1 балл. (Если правильно назовете философа, а также его работу, то получите 2 балла.)

Студенты должны узнать и назвать философов, портреты которых демонстрируются в презентации. За каждый правильный ответ -1 балл.

(Сократ, Платон, Р.Декарт, И.Кант, Ф. Бэкон, М.Ломоносов, К. Маркс и др.).

К столу преподавателя приглашаются капитаны команд. Они вытягивают задание для своей команды. Задание на философское размышление. В них даны известные изречения великих мудрецов. Ваша задача: угадать, какую из основных философских проблем они рассматривают, а также попытаться двумя – тремя предложениями передать смысл их рассуждения. На подготовку ответа вам дается 5 минут, после этого выслушивается мнение каждой команды . Логически правильно построенный ответ засчитывается в 5 баллов.

Задание 5.1. Подумайте, какой из основных вопросов философии звучит в этом знаменитом изречении Сократа:

(Вариант правильного ответа: Что я могу познать? Чем больше мы узнаем, тем больше понимаем, что соприкасаемся со сферой незнаемого. По – другому, чем больше мы узнаем, чем больше знаем, что не знаем. Изучением этой проблемы занимается раздел философии – гносеология.)

Какой смысл звучит в этом знаменитом изречении в еликого древнекитайского мудреца Конфуция, и подумайте, какая философская проблема кроется в этих словах?

(Вариант правильного ответа: Философская мысль в том, что можно прожить жизнь, обвиняя обстоятельства и других людей в своей несостоявшейся жизни, а можно попытаться самому устроить свою жизнь, найти свое предназначение в этом мире, быть полезным. Здесь кроется философский вопрос о смысле жизни человека.)

Задание 5.3. У представителя экзистенциализма французского философа Жана-Поля Сартра есть такая известная цитата:

(Вариант правильного ответа: Здесь философ говорит о проблеме человеческого бытия. По мнению философа Сартра, каждый человек уникален, он должен прожить свою неповторимую жизнь. Его жизнь - его выбор. Подлинно существовать означает не пытаться соответствовать ожиданиям других, а жить своей жизнью.)

III. Подведение итогов. Подсчет баллов. Анализ игры и оценивание. Поздравление победителей. (5 мин.)

3.1.Все баллы подсчитываются, определяются победители. Ответы оцениваются преподавателем в соответствии полученных командами и отдельными студентам баллов.

-Что нового узнали на уроке?

-Что понравилось? Что не понравилось?

-Опишите тремя предложениями сегодняшний урок.

3.3.Преподаватель заканчивает конкурс следующими афоризмами:

Любовь — это теорема, которую необходимо каждый день доказывать. Аристотель

Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои ошибки. Антисфен

Самая великая победа — победа над своим негативным мышлением.Сократ

При философской дискуссии больше выигрывает побежденный — в том отношении, что он умножает знания. Эпикур

Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний.
Антисфен

Твоё право – ругаться, моё право – не слушать. Аристипп

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле. Аристотель

Трудности похожи на собак: они кусают лишь тех, кто к ним не привык…Антисфен

Методы обучения: индивидуальный, фронтальный, словесный (рассказ, беседа, объяснение).

Междисциплинарная связь: история, история архитектуры, обществознание.

Цели занятия:

1. Образовательные:

  • охарактеризовать значение и особенности средневековой философии;
  • познакомить с жизнью и философским мировоззрением учёных, философов средних веков;
  • закрепить философские понятия и термины;

2. Развивающие:

  • продолжить формирование навыков логического и образного мышления;
  • умения сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты и делать выводы;
  • умения чётко и грамотно излагать свои мысли;
  • развивать навыки самостоятельной работы;

3. Воспитательные:

  • содействовать формированию морально-нравственных качеств личности студентов; их мировоззренческой и социальной культуры;
  • воспитанию гражданственности, ответственности, интереса к истории философии и духовной культуре человечества;

Комплексно-методическое обеспечение занятия:

  • Информационное обеспечение: компьютер, проектор, экран.
  • Наглядные пособия: презентация
  • Раздаточный материал: бланки с тестовыми заданиями для проверки домашнего задания, философский словарь терминов.
  • Учебные места: аудитория № 410
  • Литература

Дополнительная:

  • Канке В.А. Основы философии. – М.: Логос, 2014
  • Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. пособие. – М., 2014.
  • Философский энциклопедический словарь. – М.: 2013

Интернет-ресурсы:

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Блиц-опрос по предыдущей теме
  3. Определение темы занятия.
  4. Изучение нового материала:
    1. Основные идеи и положения философии средних веков.
    2. Направления философии средних веков: патристика и схоластика
    3. Представители данных направлений: Августин Блаженный и Фома Аквинский.

    СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

    Элементы занятия, содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов

    Формы и методы обучения

    Организационный момент

    • Приветствие;
    • Проверка внешнего вида и состояния рабочих мест;
    • Организация внимания, проверка отсутствующих;
    • Активизация на эффективную, плодотворную работу;

    Актуализация опорных знаний
    Форма: блиц – опрос (преподаватель задаёт вопрос, студенты отвечают, получая за ответ звездочку).
    Пока идет блиц-опрос, студенты готовят выступления по направлениям философии Античного периода:

    • Софисты;
    • Пифагорейцы;
    • Стоики;
    • Досократовская философия;
    • Эпикуристы;
    • Кинизм.

    Представителям Древнеримского периода Античности:

    • Марк Авре́лий Антони́н;
    • Тит Лукреций Кар;
    • Сенека.

    Блиц-опрос.
    Проверка пройденного материала

    Определения темы занятия
    1) Обучающимся демонстрируется заранее подготовленная слайд презентация картин, которые отражают историческую информацию.
    Наводящие вопросы:

    • Какая эпоха отражается, по вашему мнению, судя по данным картинам? (Средневековье)
    • по каким признакам вы определили? (костюмы, музыкальные инструменты, рыцари, архитектурные стили: готика и романский стиль)
    • Основные идеи и положения философии средних веков.
    • Направления философии средних веков – патристика и схоластика
    • Представители данных направлений: Августин Блаженный и Фома Аквинский.

    Постановка проблемы занятия

    На экране отражается тема и план работы занятия

    Характерной чертой средневековой философии является ее связь с религией и мистикой. Если брать за критерий античность — то это упадок философии, но если учесть, что благодаря религии огромные массы приобщились к культуре, то это явление прогрессивное. Если бы философия не вступила в союз с религией, она была бы уничтожена нахлынувшими волнами варварства. Философия, мать всех наук, как бы осознала свою вторичность и стала обслуживать религию. В этом главная специфика философии той эпохи.

    2. Схоластика - I зрелое и систематическое учение о Боге, мире и человеке, возникла и стала приоритетом средневековой философии начиная с 10 века. Это учение, о соотношении веры и разума (знаний). Философия этого периода была объективно идеалистической, в центре мировоззрения был Бог как объективная реальность. Он существует в идеях как (нравственный) идеал. Такое мировоззрение в центре с Богом называется теоцентризмом (ТЕО - Бог).

    Показ на экране слайдов

    Запись в тетрадях

    Объяснение преподавателя,
    сопровождается презентацией

    Вся история проходит у Августина шесть стадий: 1. От Адама до потопа; 2. От потопа до патриарха Авраама; 3. От Авраама до Давида; 4. От Давида до Вавилонского пленения; 5. От Вавилонского пленения до рождения Христа; 6. От пришествия Христа до конца существования человечества.
    Заполнение таблицы, текс стр. учебника 84-86.

    Закрепление изученного материала (10 мин.):
    Фронтальный опрос:

    1. Характерные черты присуще философии Средневековья?
    2. Назовите исторический период Средневековой философии.
    3. Какие основные проблемы решает средневековая философия?
    4. Что характеризует средневековую философию?
    5. Какие направления были в философии средних веков?
    6. Фома Аквинский является представителем, какого направления?
    7. Августин Блаженный является представителем, какого направления?
    8. Назовите значение средневековой философии.

    Итог занятия:
    Подведение итога преподавателем, выставление оценок
    Выставление оценок за урок по количеству звездочек, набранных на уроке.

    Анализ работы на уроке

    В теме рассматривается взаимосвязь философии и науки, показаны междисциплинарные связи естественных наук и философии, в обобщенном виде представлена научная картина мира, основанная на знаниях различных наук, этапы ее эволюции, научные представления, лежащие в ее основе. Материал темы сложен для восприятия, т.к. требует знания основ естественных наук (физики, химии, биологии, астрономии), предполагает использование новой научной и философской терминологии, насыщен научными фактами. С целью повышения наглядности и эффективности восприятия учебного материала на уроке используются средства ИТ (компьютер, проектор, интерактивная доска, специально разработанная к уроку презентация темы).

    Последовательное изложение темы предполагает использование иллюстративного и справочного материала, побуждение студентов к познавательной активности, постепенное формирование навыков применения теоретического материала к анализу конкретных явлений и процессов. Использование рабочих планов темы, которые заполняются по ходу урока, мобилизуют внимание студентов, делают урок более динамичным, а усвоение новых знаний – более эффективным.

    Закрепление изученного материала проводится путем выполнения заданий и решения кроссворда. Домашнее задание направлено на формирование навыков использования общенаучных понятий в дисциплинах специальности.

    Методическая разработка включает в себя:

    Философия и научная картина мира

    Урок-лекция с элементами беседы, групповая

    изучить взаимосвязь философии и науки, функции, этапы эволюции и основные категории научной картины мира

    развить навыки самостоятельной работы, умения применять полученные знания и общенаучные понятия в дисциплинах специальности

    сформировать интерес к философии, целостное представление о мире, основанное на знаниях различных наук

    на уроке средств ИТ

    Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация темы

    Актуальность использования средств ИТ

    повышение эффективности восприятия учебного материала

    Дисциплины естественнонаучного цикла, обществознание

    ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

    Ознакомить студентов с планом урока, целями его проведения, порядком работы

    Форма организации деятельности студентов

    Основные виды деятельности преподавателя

    Объявление темы урока, постановка целей проведения урока, объяснение последовательности работы на уроке

    Основные виды деятельности студентов

    Знакомство с рабочим планом темы

    Актуализация полученных знаний

    Повторить материал предыдущих тем, характеризующих возникновение и развитие философии как формы знания

    Форма организации деятельности студентов

    Основные виды деятельности преподавателя

    Основные виды деятельности студентов

    Ответы на вопросы преподавателя

    Объяснение нового материала

    Изучить взаимосвязь философии и науки, функции, этапы эволюции и основные категории научной картины мира

    Средства ИТ, рабочие планы темы

    Форма организации деятельности студентов

    План объяснения нового материала

    Основные виды деятельности преподавателя

    Основные виды деятельности студентов

    Закрепление полученных знаний

    Закрепить изученный материал, выполняя предложенные задания

    Средства ИТ, задания, кроссворд

    Форма организации деятельности студентов

    Индивидуальная, в парах

    Основные виды деятельности преподавателя

    Объяснение порядка работы над заданиями и кроссвордом, проверка правильности выполнения заданий

    Основные виды деятельности студентов

    Работа с заданиями и кроссвордом

    Заключительная часть урока

    Подвести итоги урока

    Основные виды деятельности преподавателя

    Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок, домашнее задание:

    • заполнить таблицу в рабочем плане – привести примеры использования общенаучных понятий в дисциплинах специальности
    1. Горбачев В.Г. Основы философии: учебное пособие. – М., 2003.
    2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М., 2008.
    3. Основы философии в вопросах и ответах: учебное пособие. – Ростов-на Дону, 1997.

    Философия и научная картина мира (Слайд № 1)

    «Наука без теории познания

    1. Взаимосвязь философии и науки (Слайд № 2)

    В древности философия и наука не разграничивались, и не случайно многие ученые одновременно являлись и философами, и наоборот – философы занимались наукой. Среди них Пифагор, Декарт, Лейбниц, Паскаль и многие другие (Слайд № 3).

    В общем виде под наукой принято понимать деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний .

    Современное научное знание чрезвычайно многообразно и включает в себя множество дисциплин, которые условно можно разбить на 4 группы (Слайд № 4):

    1. естественные , изучающие мир природы (физика, химия, астрономия и др.);
    2. технические , изучающие мир техники (архитектура, механика, электротехника и др.);
    3. гуманитарные , изучающие мир человека (история, языкознание, психология и др.);
    4. социальные , изучающие мир общества (социология, экономика, демография и др.)

    Структура и содержание общенаучного знания

    Таким образом, философия относится к традиционному общенаучному знанию, т.е. непосредственно связана с наукой. Кроме этого, по своему происхождению философия является донаучной формой знания. Она возникла раньше науки и сделала первую попытку постичь мир как единое целое и дать рациональное его объяснение. А для этого требовалось получить необходимый материал, собрать и обобщить различные факты, наблюдения, экспериментальные данные и т.д. По этой причине дальнейшее развитие научного знания происходило тем образом, что в рамках философии стали возникать частные науки, которые со временем отделялись от неё (Слайд № 6). Каждая такая наука направляла свои усилия на изучение какой-либо конкретной части мира, собственно, поэтому они и стали называться конкретными , или частными науками. Благодаря деятельности конкретных наук создавался тот материал, который был необходим для построения научной картины мира. Но общим недостатком частных наук является то, что все вырабатываемые ими определения мира находятся в них в своей разобщённости. А философия, ее подход к миру как единому целому, позволяет объединить знания, накопленные частными науками и сформировать научную картину мира.

    Как же связаны философия и наука?

    Взаимосвязь философии и науки (Слайды № 7-8)

    1. Включает в себя только теоретический уровень знания
    2. Ставит предельно широкие, глубокие и существенные вопросы и проблемы, на которые нет однозначного ответа
    1. Включает теоретический и эмпирический уровни знания
    2. Ставит проблемы, которые можно решить сегодня или завтра, т.к. тесно связана с практикой
    • Рациональное отношение к миру и человеку
    • Формулирование специальных понятий и их определение
    • Использование специальных форм и методов познавательной деятельности
    • Системность, доказательность и критичность
    • Постановка проблем и попытка их решения

    Постановка проблем в философии подталкивает науку расширять свои горизонты (Слайд № 9).

    Общенаучное знание опирается на особые общенаучные понятия (Слайд № 10).

    Общенаучные понятия – это понятия, которые могут применяться во всех, почти во всех или во многих областях научного познания.

    Отечественными учеными было выделено около 10 общенаучных понятий, в числе которых: система, структура, элемент, функция, информация, модель, вероятность, симметрия, определенность и неопределенность, линейность и нелинейность, алгоритм, множество и др. На базе этих понятий общенаучных понятий формировались общенаучные подходы и методы познания, а на базе подходов и методов разрабатывались общенаучные концепции и даже дисциплины.

    Общенаучные понятия используются не только на уровне фундаментальной науки, но и на уровне частных наук.

    Система – (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

    Это понятие используется практически всеми научными дисциплинами:

    1. естественными (термодинамическая, молекулярная, экологическая, солнечная и др. системы);
    2. техническими (автоматизированная, операционная, энергетическая, механическая и др. системы);
    3. гуманитарными (лингвистическая, воспитания, ценностей, языковая и др. системы);
    4. социальными (социетальная, партийная, налоговая, судебная и др. системы).

    Общенаучные понятия используются и в тех дисциплинах, которые вы изучаете по специальности, важно понимать их смысл и уметь их грамотно использовать.

    1. философия относится к сфере общенаучного знания;
    2. формирует общенаучные понятия и методы, которые затем могут использоваться в частных науках;
    3. формирует базовый понятийный аппарат студента, учит его мыслить научно, что немаловажно для специалиста среднего звена.

    2. Научная картина мира, ее функции и этапы эволюции (Слайд № 12)

    Представления людей об окружающем мире строились на самых разных формах знания. В зависимости от того, какие знания ложились в основу таких представлений, выделяют мифологическую, религиозную, философскую и научную картины мира (Слайд № 13).

    Научная картина мира – это совокупность знаний о природе, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты (Слайд № 14) .

    Функции научной картины мира (Слайд № 15)

    1. интегративная , т.е. научная картина мира обеспечивает синтез знаний, полученных различными науками;
    2. нормативная , т.е. научная картина мира влияет на формирование социокультурных, методологических и логических норм научного исследования, определяя ориентиры научного поиска;
    3. психологическая , т.е. научная картина мира влияет на стиль мышления, способы общения, особенности отражения человеком окружающего мира.

    Этапы эволюции научной картины мира

    1. Классическая картина мира (Слайд № 16) основана на достижениях Галилея и Ньютона (Слайд № 29 по ссылке – справка). Ей соответствует графический образ прогрессивно направленного линейного развития с жестко однозначной детерминацией . Прошлое определяет настоящее, а настоящее определяет будущее, поэтому грядущие события могут быть просчитаны и предсказаны. Однозначная причинно-следственная зависимость являлась основой теорий, объясняющих окружающий мир, причем отдельные события не имеют значения.
    2. Неклассическая картина мира (Слайд № 17) основана на достижениях естественных наук конца 19 – начала 20 в.в. и теории относительности А. Эйнштейна (Слайд № 30 по ссылке – справка). Графическая модель неклассической картины мира опирается на образ синусоиды, омывающей магистральную направляющую развития. Возникает более гибкая система детерминации нежели в линейном процессе и учитывается роль случая. Развитие системы имеет направление, но ее состояние в каждый момент времени неопределенно. Изменения осуществляются подчиняясь закону вероятности и больших чисел. Такая форма детерминации вошла в теорию под названием статистическая закономерность .
    3. Постнеклассическая картина мира (Слайд № 18) основана на достижениях брюссельской школы И. Пригожина (Слайд № 31 по ссылке – справка). Ее образ – древовидная ветвящаяся графика. С самого начала и в любой момент времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Упорядоченность, структурность, равно как и хаос, и стохастичность признаются объективными, универсальными характеристиками действительности, поэтому будущее абсолютно непредсказуемо.

    3. Материя и ее свойства (Слайд № 20)

    Первые представления о материи возникли в древнегреческой философии в связи с попытками найти некую первооснову мира в виде конкретного вещества. Так, для Фалеса такой основой представлялась вода, для Гераклита – огонь, а для Демокрита – атомы.

    Философия Средних веков считала, что материальный мир был создан в течение весьма краткого времени актом воли Творца. Сотворив мир, Бог наметил и определенный порядок в нем.

    В Новое время материя рассматривалась как совокупность физических тел. В ней выделялись различные виды вещества. Во французском материализме 18 в. подчеркивалось, что материя не сотворена Богом и существует вечно. Природа есть колоссальная мастерская, снабженная всеми необходимыми инструментами и материалами.

    В диалектическом материализме появляется новое понимание материи (Слайд № 21).

    Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от человека и человечества.

    В современной науке выделяют два вида материи – вещество и поле, переходящие друг в друга.

    Вещество дискретно (внутренне расчленено) и структурировано, обладает массой покоя и сосредоточено в пространстве. Формы вещества разнообразны – атомы и молекулы, газы, жидкие и твердые тела, полимеры, белок, вирусы, живые организмы, макротела.

    Поле – это сложное электромагнитное образование, состоящее из квантов (Слайд № 32 по ссылке – справка). Они не имеют массы покоя и распределены в пространстве равномерно. Поле существует в различных видах – гравитационное, электромагнитное, биологическое.

    Вещество и поле взаимопроникают и дополняют друг друга. Их синтезом является, например, плазма как особое состояние материи. Из нее состоят небесные тела типа Солнца. Очень тесное взаимодействие между веществом и полем имеет место на уровне элементарных частиц в микромире.

    По сути дела, материальный мир представляет собой единство противоположного – прерывного и непрерывного, конечного и бесконечного. Наличие вещества и поля друг около друга свидетельствуют именно об этом.

    Материя обладает неотъемлемыми свойствами, без которых не может существовать. Эти свойства называют атрибутами материи (Слайд № 22). К атрибутам относят движение, пространство и время. Рассмотрим каждый из них.

    Движение – это любые изменения, способность переходить из одного состояния в другое.

    Движение является коренным способом и условием существования всех без исключения вещей материального мира. Движению присущи такие характеристики, как объективность и абсолютность, неуничтожимость и относительность, вечность и др.

    Противоположностью движения является покой как состояние временного равновесия, устойчивости и неизменности вещей. Он относителен, т.к. постоянно разрушается силой неумолимого движения. Покой всегда мимолетен, краток. Движение вечно, а покой временен – такова формула их связи.

    Формы движения материи представляют собой особые ее изменения. Назовем эти формы и кратко охарактеризуем их.

    Механическое движение – это перемещение тел в пространстве по определенной траектории (падение камня, полет спутника, колебание маятника часов и т.д.)

    Физическое движение включает в себя такие явления, как теплота, свет, электричество, магнетизм и т.д. Здесь уже отсутствует четкая траектория движения.

    Химическое движение включает в себя сложные взаимодействия атомов, что порождает в результате новые реакции, более сложные вещества.

    Биологическое движение – это существование и развитие живых организмов, включая и растения. Носителем жизни является белок.

    Социальное движение включает в себя всю совокупность явлений и процессов, протекающих в рамках общественной жизни. Их носителем является человек. Это самая сложная форма.

    Пространство – это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяженность и определенный порядок взаимосвязи.

    Элементами пространства являются точка, объем, длина, расстояние и т.д. Принято считать, что свойства пространства – это его трехмерность (длина – ширина – высота), изотропность (равенство всех трех измерений) и обратимость (возможность перемещения предмета и человека в любую точку пространства). История убеждает, что человек властен над пространством. Это очевидно на примере активного освоения земных недр, Мирового океана и космоса.

    Время – это длительность существования вещей и процессов, последовательность смены их состояний.

    Время представляет собой поток событий. Разным материальным системам присуще свое время и его характеристики – физическое и биологическое. Можно вести речь о социальном и космическом времени.

    Принято считать, что время имеет три измерения – настоящее (текущие события), прошлое (застывшие события) и будущее (грядущие события). Время необратимо, поскольку оно течет только в одном направлении – от прошлого через настоящее к будущему. Еще никому не удавалось повернуть свою жизнь назад и прожить ее по-новому.

    Таким образом, представления о материи и ее атрибутах лежат в основе современных научных представлений, формирующих научную картину мира.

    Необходимо отметить, что наука находится в постоянном движении и развитии, постоянно появляются новые знания и факты, которые каждый раз заставляют пересматривать уже сложившиеся научные представления.

    Читайте также: