Конспект урока идейные течения и политические партии история 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

3. Консерватизм

4. Консерватизм

Князь Клеменс фон Ме́ттернихВиннебургБейльштейн (15 мая 1773, Кобленц
— 11 июня 1859[1], Вена) —
австрийский дипломат из рода
Меттернихов,
министр иностранных дел в 1809—
1848 годах, главный
организатор Венского
конгресса 1815 года. Руководил
политическим переустройством
Европы после Наполеоновских
войн. Известен своими
крайне консервативными взглядами.

С 1815 по 1848 годы Меттерних является опорой европейского застоя и всеми
силами старается поддержать систему абсолютизма, созданную Священным
союзом.
Относясь с полнейшей нетерпимостью ко всяким принципам,
противоречащим его собственным, граф задавался только одной мыслью:
ничего не изменять в положении дел, которые были установлены.
Достигнуть этого в старинных австрийских владениях было нетрудно, потому
что там вообще не было стремления идти вперед; но вне Австрии, на севере
и юге, были распространены идеи, которые, по мнению Меттерниха, никогда
не должны были появляться на свет, поэтому он ополчился против всех
либеральных движений. Он до глубины души ненавидел конституционные и
национальные идеи и верил, что его миссия — поддерживать власть. Все
усилия расширить основы или изменить формы правления он подводил под
одну мерку, считая их порождением революционного духа.
Орудием его политики послужил ряд конгрессов: в Ахене (1818), Карлсбаде
(1819), Троппау (1820), Лайбахе (1821), Вероне (1822).

Джон Стюарт Милль (20 мая 1806— 8 мая 1873).
С ранних лет проявил интеллектуальную
одарённость, развитию которой его отец, Джеймс
всячески способствовал. Джон начал учить
греческий язык с трёх лет, в возрасте около шести
лет уже был автором самостоятельных
исторических работ, а в двенадцать лет приступил
к изучению высшей математики, логики и
политической экономии.
В качестве политического деятеля выступает с
1865 г. как представитель Вестминстерского
округа в палате общин; раньше он не мог быть
членом парламента, так как состоял на службе в
Ост-Индской компании. В палате настаивал в
особенности на необходимости энергичных мер
помощи ирландским фермерам; выступал за
предоставление женщинам избирательных прав.
Джон Стюарт Милль

10. Социализм

Два направления:
1) Утопический
социализм
2) Марксизм.
Основные
принципы:
1. Социальная
справедливость.
2. Равенство.
3. Общественная
собственность

11. Социализм

Социализм — экономическая, социально-политическая система,
характеризующаяся тем, что процесс производства и
распределения доходов находится под контролем общества.
Развитие
капитализма
Социализм –
идеология
Формирование
пролетариата
Деятели социализма
Анри граф СенШарль Фурье
Симон
Пьер Жозеф
Прудон
Справедливое
общество,
основанное на
коллективной
собственности.
Карл Маркс
Фридрих
Энгельс

12. Социализм

13. Социализм

14. Социализм. Марксизм

Социалистическая
революция
Свержение власти
буржуазии
Ликвидация частной собственности
и эксплуатации человека человеком
Построение
социалистического
общества,
основанного на
коллективной
собственности
Упразднение деления
общества на классы
Важнейшая задача социалистической революции – установление
диктатуры пролетариата – государственной власти рабочих.
Создание коммунистической партии – организации
передового отряда рабочего класса.
Первый Интернационал
(1864 год)
Второй Интернационал
(1889 год)

15. Мечта о справедливом обществе

В XIX веке социализм стал идеологией. Это было
связано с развитием капитализма и формированием
пролетариата.Человека, не имевшего
собственности и с трудом обеспечивавшего свою
семью, напрасно было убеждать в свободе
предпринимательства.
К. Маркс и Ф. Энгельс призывали рабочих всего мира
революционным путем изменить свое положение:
свергнуть власть буржуазии и построить
социалистическое общество. Данное общество
основано на коллективной собственности, где не
будет эксплуатации. Власть будет принадлежать
пролетариату в форме диктатуры.

16. Распространение социализма в середине XX веке.

17. Анархизм

18. Национализм

Рост популярности
либерализма
Широкое распространение
идей свободы
Подъем
национального
движения в Европе
Национализм (фр. nationalisme) — идеология и направление
политики, базовым принципом которых является тезис о ценности
нации как высшей формы общественного единства и её
первичности в государствообразующем процессе. Как
политическое движение, национализм стремится к защите
интересов национальной общности в отношениях с
государственной властью.
Идея развития
собственной
нации
Пренебрежение к
интересам других
народов
Конфликты и
войны

19. Национализм

Процесс формирования национальных государств в Европе
завершился в XX веке, после Первой мировой войны.
Подчинение европейцами
территорий Азии и Африки,
превращение их в колонии
Распространение
расистских теорий
Жестокое обращение европейцев с
аборигенами, коренными
жителями колоний
Насильственное
внедрение европейских
порядков и обычаев
Расизм — совокупность учений, в основе которых лежат положения
о физической и психической неравноценности человеческих рас,
исходя из объективных антропологических различий, и о
решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.

Данный материал можно использовать на уроке в 10-м классе по истории по теме:"Идейные течения и политические партии" п. 38 по учебнику "Россия и мир" под ред. Волобуева О.В. Также в 11 классе на уроке обществознания по теме "Политическое сознание" п. 14 по учебнику "Обществознание" под ред. Боголюбова Л.Н.

Цель данной презентации:

1)Познакомить с представителями основных идейных течений, которые сформировались в XIX веке;

2)Сравнить основные идейные течения: Либеральное, консервативное и социалистическое, выделив особенности каждого общественно-политического направления;

3)Наглядно представить конкретных политических деятелей той эпохи;

4)Формировать навык практической работы, направленной на сравнение разных теорий.

Предмет: история России

Тип урока: комбинированный с использованием ЭОР

  • раскрыть проблему формирования политических партий в России в начале XX в.;
  • сравнить программы политических партий разных направлений.
  • Обеспечить понимание и усвоение теоретических знаний, основных понятий темы;
  • Подвести учащихся к пониманию причин возникновения политических партий в России в начале XX века;
  • Познакомить учащихся с программами политических партий, с их политическими требованиями и лозунгами.
  • Сформировать умение выявлять и анализировать проблему, давать объяснение и аргументацию на основе критического анализа, связывать объяснение с различными аспектами жизненных ситуаций;
  • Сформировать умение учащихся давать оценку своих действий на основе интерактивных упражнений;
  • Формировать и развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • Развивать у учащихся умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • Pаботать индивидуально и в группе;
  • Способствовать приобретению опыта применения теоретических знаний для адекватной ориентации в окружающем мире.
  • Обеспечить формирование целостного мировоззрения обучающихся, соответствующего современному уровню развития науки;
  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому своей страны.
  • личностное, жизненное самоопределение на основе уроков прошлого;
  • смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор;
  • умение соотносить события и явления прошлого с принятыми этическими принципами;
  • умение выделять нравственный аспект исторического опыта.
  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
  • Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия.
  • Оценка – осознание уровня и качества усвоения.
  • Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов;
  • управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий.
  • умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи.
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • сравнение с целью выявления черт сходства и черт различия, соответствия и несоответствия;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Предметные:

  • условия и причины появления в России политических партий и течений в начале XX века;
  • основные программные требования политических партий России в начале XX в.
  • работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;
  • оценивать различные исторические данные;
  • сравнивать программные требования партий, выявлять общее и существенное.
  • воспитать уважение к своему народу, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; сформировать российскую гражданскую идентичность, патриотизм;
  • сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
  • развить навыки сотрудничества со сверстниками в учебно-исследовательской деятельности;
  • способствовать осознанному выбору будущей профессии, сформировать отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении общественных и государственных проблем.
  • продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
  • владеть навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности;
  • владеть способами самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • владеть языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Основные понятия: политическая партия, либерализм, консерватизм, социализм, анархизм, “черносотенное движение”, “полицейский социализм”, большевики, меньшевики, эсеры, октябристы, кадеты.

Межпредметные связи: история – обществознание (понятие “политическая партия”, виды политических партий; политическая идеология, ее виды).

Используя метод инфографики, дается понятие о тенденциях развития политических течений в странах Запада в XIX веке; сравнение основных идейных течений на основе раздаточного материала и материала учебника, выделение особенностей каждого и на этой основе подведение учащихся к пониманию влияния этих идей на дальнейшее политическое развитие общества.

Оценить 95 0

Цель урока: понятие о тенденциях развития политических течений в XIX веке; сравнение основных идейных течений на основе раздаточного материала и материала учебника, выделение особенностей каждого и на этой основе подведение учащихся к пониманию влияния этих идей на дальнейшее политическое развитие общества.

Задачи: Используя метод инфографики,

обучающие:

сформировать представление об основных социальных учениях XIX века ;

охарактеризовать основные взгляды либералов, консерваторов, социалистов и националистов;

выявить особенности социально-политических течений;

обосновывать свои суждения;

работать индивидуально и в группе, способствовать умению анализировать и оценивать результаты собственной деятельности;

сформировать умение применять полученные знания при решении повседневных жизненных задач;

развивающие:

развивать способность осмысливать теоретический материал, работая с учебником и дополнительными источниками;

систематизировать теоретический материал, выделяя главное, оценивать и сравнивать взгляды представителей разных идейно-политических направлений;

формировать навыки работы с текстом, поиском источников;

развивать умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности; развивать исследовательские и проектные навыки, креативность и творческие способности;

воспитательные:

продолжить развитие познавательного интереса к предмету;

воспитывать в духе толерантности и способствовать формированию у учащихся умения взаимодействовать с одноклассниками при работе в группе.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальный опрос, самостоятельная работа (самостоятельное изучение нового материала), работа в группах, создание инфографики на уроке из предложенного текста (текст учебника, раздаточный материал учителя) и иллюстраций (преобразование информации в краткой, емкой, красочной форме).

Основные понятия: либерализм, консерватизм, социализм, национализм.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование, учебник, кейсы с раздаточным материалом.

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята, рада вас всех видеть на уроке, проверьте свою готовность к уроку.

Мотивационно-целевой этап

Если все готовы, то обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку, посмотрите на слайд:

Русский писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин

Учитель: Подумайте и ответьте, о чем говорит Салтыков-Щедрин? …. Действительно, я с вами полностью согласна, идеология становится доминирующей в обществе только тогда, когда она различными способами внедряется в умы большинства людей.

(Слайд 2) Учитель: Посмотрите на слайд, опираясь на ваши знания и на основе, представленных на слайде картинок-ассоциаций, сформулируйте тему урока. Подумайте, о чем мы будем сегодня говорить. (пишу на доске слова)

Учитель: Сегодня наша с вами цель (Слайд 4)охарактеризовать тенденции развития политических течений в XIX веке,…. ведь идейно-политические течения, которые сформировались в это время, оказали значительное влияние на политическое развитие общества и в XX веке.

Учитель: И ответить сегодня мы с вами должны на проблемный вопрос(Слайд 5): Для чего современному молодому человеку необходимо знать основные идеи консерватизма, либерализма, социализма и национализма?

Учитель: Ценности эпохи Просвещения, революции в Европе и Америке не смогли разрешить социальные противоречия в обществе. Вступив в период индустриального развития, государства столкнулись с огромным количеством социальных проблем. Представители основных общественно-политических учений XIX века – либерализма, консерватизма и социализма пытались ответить на вопросы: как развивается общество? Что предпочтительнее – революция или реформа? Какими должны быть отношения между государством и личностью, личностью и церковью, между новыми классами – буржуазией и пролетариатом? Предлагаю и нам принять в этом участие.

2. Изучение нового материала. Самостоятельная работа в группах.

Учитель: Вы разделились на 4 группы. Каждая группа получает задание подготовить проект в виде инфографики по определенной идейно-политической направленности:

1-я группа – инфографика либерального идейно-политического течения;

2-я группа – инфографика консерваторов;

3-я группа – инфографика социалистической идеологии;

4-я группа – инфографика идей национализма.

Вы уже знаете свои обязанности в группе (дизайнер, аналитик, редактор и спикер).

3. Составление инфографики.

Ребята составляют линию сравнения: определение, идеи данного учения, в каких странах данное течение получило наибольшее распространение, деятели выбранного учения.

Каждая группа анализирует свое учение (см. Приложение 1 – 4). И отвечает на вопрос: Отметьте возможные позитивные и негативные стороны каждого политического течения.

4. Закрепление материала.

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь давайте выясним, как вы поняли материал.

1.Определите, представителям каких идейных течений принадлежат следующие высказывания:

2. (Слайд 10) Какие слои населения будут поддерживать либералов (буржуазия), консерваторов (аристократия), социалистов (пролетариат)?

3. (Слайд 11) Как вы считаете, в чём заключается противоречивость такого идеологического течения, как национализм?

А теперь ответьте на проблемный вопрос:

(Слайд 12) Для чего необходимо знать современному молодому человеку основные идеи консерватизма, либерализма, социализма, национализма?

5. Подведение итогов.

Подведем итоги нашей работы. В своих ответах вы выделили позитивные и негативные стороны каждого политического течения. Скажите, могли бы вы выбрать из этих течений единственно верное направление? Какой вывод по итогу урока вы можете сформулировать?

Заполните ваши листы самооценки и сдайте мне.

6. Домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- На какие вопросы нам необходимо ответить для того добиться успеха?

- Какие материалы понадобятся нам для успешной работы?

Год основания

Политическая направленность

Методы борьбы

Будущее страны

Рабочий вопрос

Крестьянский вопрос

1. Составьте план работы на уроке

2. Определите методы работы

Алгоритм работы на уроке:

Алгоритм работы на уроке:

Политические партии: общая характеристика

Социал - демократические

Либеральные

Русское Собрание,

Монархистская партия,

Союз русского народа,

Русский народный союз имени Михаила Архангела.

Монархические

Российская социал-демократическая рабочая партия

Образование - 1898 г, г.Минск ( Iсъезд РСДРП)

1903г. - разделение на РСДРП(б), РСДРП(м) ( II съезд РСДРП)

Программа 1907 года.

Программа минимум - решение задач буржуазно-демократической революции: свержение самодержавия и установление демократической республики; всеобщее избирательное право и демократические свободы; широкое местное самоуправление; право наций на самоопределение и их равноправие; возвращение крестьянам отрезков; отмена выкупных платежей; восьмичасовой рабочий день; отмена штрафов и сверхурочных работ.

П рограмма максимум - переход от буржуазно-демократической революции к пролетарской революции, установление диктатуры пролетариата, переход к социализму, замена частной собственности общественной

Российская социал-демократическая рабочая партия

большевиков

«Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественною и введя планомерную организацию общественно- производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит все угнетенное человечество, т.к. положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою.

Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т..е. завоевание …политической власти.

Из программы РСДРП , 1903г.

Российская социал-демократическая рабочая партия

меньшевиков

Сравнение идей меньшевиков и большевиков

Развертывание революции

Свержение царизма путем вооруженного восстания

Свертывание революции

Гегемония рабочего класса

Изоляция кадетской буржуазии, союз с крестьянством

Гегемония либеральной буржуазии

Союз с кадетской буржуазией

Создание временного правительства рабочих и крестьян

Могли ли при таких острых противоречиях продолжать сотрудничать два крыла партии?

Партия социалистов - революционеров

«…Необходимой задачей социалистической партии… должно быть…низвержение самодержавия.

Из программы партии

Конституционно – демократическая партия

12-18 октября 1905г.

1-й Учредительный съезд

Основные права граждан.

  • Все российские граждане , без различия пола,

вероисповедания и национальности, равны перед законом..

  • Каждому гражданину обеспечивается свобода совести и

вероисповедания…

  • Цензура, как общая, так и специальная, упраздняется и

не может быть восстановлена

  • Всем российским гражданам предоставляется право устраивать публичные собрания…
  • …Личность и жилище неприкосновенны…

Из программы партии

Как вы думаете, каким по мнению партии должен был быть полити-ческий строй Росиии?

Есть ли какие-либо отличия во взглядах РСДРП,, ПСР и кадетов?

Партия правового порядка

«…А. Гарантии, требуемые правовым порядком для лица

Это те гарантии, который получили затем освещение в ВЫСОЧАЙШЕМ манифесте, от октября 1905 года:

Свобода слова устного, письменного и печатного. Свобода собраний и союзов. Свобода вероисповеданий. Свобода личности.

Б. Гарантии безусловно необходимые

Единство и неделимость Poccии , включая Польшу и прочие территории.

В. Устройство крестъян .

Из программы партии

Какие вопросы по мнению членов партии порядка были наиболее важны?

Почему эта партия относится политологами к центристским?

Русское собрание

РС объединяло представителей русской интеллигенции, чиновников, духовенства и помещиков столицы.

Политическая деятельность:

подача верноподданнических адресов

и челобитных

Л.В. Кривошеин

В.М.Пуришкевич

Союз русского народа

12 октября1905 г.

Основная цель: развитие национального русского самосознания и объединение всех русских людей для общей работы на благо Российской империи.

Свобода слова, печати, союзов, собраний, неприкосновенность личности

Д.И. Иловайский

Иоанн Кронштадтский

Единая и неделимая Россия

Признание главенства русского народа над прочими

Проработайте исторический источник и выполните задания к нему

Патриарх Тихон

Мережковский

Особенности развития политической ситуации Отсутствие желания брать ответственность за собственные политические решения в масштабах государства (отказ либеральных партий от предложения С.Ю.Витте войти в правительство) Противоречивость действий (либералы объединялись для создания оппозиции самодержавного режима; партии революционно-социалистической направленности в условиях подъема революции бойкотировали выборы в Государственную думу и т.д.)

Особенности развития политической ситуации

  • Отсутствие желания брать ответственность за

собственные политические решения в масштабах государства

(отказ либеральных партий от предложения С.Ю.Витте войти в правительство)

(либералы объединялись для создания оппозиции самодержавного режима; партии революционно-социалистической направленности в условиях подъема революции бойкотировали выборы в Государственную думу и т.д.)

II Государственная дума

20 февраля 1907г.

Начала работу II Государственная дума

Решаемые вопросы:

  • Полная и безвозмездная конфискация помещичьих земель
  • Перевод всей земли в состояние общенародной собственности

3 июля 1907г.

II Государственная дума была распущена

Первичное закрепление

  • Прочитайте отрывок из статьи о политической партии и укажите ее название:

Ответ: _________________

  • Прочитайте отрывок из статьи о политической партии и укажите ее название:

Ответ: _________________

Партия социалистов – революционеров (эсеры)

Союз русского народа

Самостоятельная работа I ряд – выполнить задания для самостоятельной работы № 1 ,2,3, II ряд – выполнить задания для самостоятельной работы № 1, 4,5, III ряд – выполнить задания для самостоятельной работы № 1, 6,7,

Самостоятельная работа

I ряд – выполнить задания для самостоятельной работы № 1 ,2,3,

II ряд – выполнить задания для самостоятельной работы № 1, 4,5,

III ряд – выполнить задания для самостоятельной работы № 1, 6,7,

Рефлексия

Домашнее задание:

§ 2-3 + письменно выполнить задания № 2,3 на стр. 23-24 учебника + используя компьютер, составьте две диаграммы, иллюстрирующие процессы или показатели, о которых идет речь в тексте параграфа.

§ 2-3 + конспект урока + историческая характеристика одного из лидеров политических партий

§ 2-3 + конспект урока + самостоятельно составить таблицу, характеризующую развитие политических партий России (не менее 15 партий)

Читайте также: