Сумма и разность 1 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: учебник М.И. Моро. "Математика" 1 класс (2 часть), линейка, карточки для работы в парах, сигнальный светофор, презентация, конверт с заданиями, плакат.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости.
- Настроение каково? (Во!)
- Все такого мнения? (Все без исключения!)

- Может вы уже устали? (Мы с собой таких не брали!)
- Может, ляжем, отдохнем? (Лучше мы урок начнем!)

Все за парты дружно сели,
На меня все посмотрели!

- Покажите правильной посадкой, что вы готовы к работе.
- У вас на партах лежат яблочки (карточки). Поднимите яблочко, которое характеризует ваше настроение в начале урока. (На доске)
- Я смотрю, что у вас у всех прекрасное настроение, это значит, что наш урок пройдет замечательно.

Актуализация знаний

Устный счет

- Начинаем наш урок с разминки для ума. Считаем от 1 до 10. (1 ряд)
- Обратный счет от 10 до 1. (2 ряд)
- Числа от 1 до 10 через один, начиная с единицы. (3 ряд)

- А сейчас готовим пальчики к письму.

Пальчиковая гимнастика

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут циферки писать.

Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз. Открываем тетради, записываем цифры.
- Посмотрите на свои циферки, какая из них получилась самая красивая? (ответы детей)
- Закрашьте ее красным карандашом.

Игра "Молчанка"

С помощью сигнальных карточек.
- Ребята, а сколько букв в слове "Мама"? (4)
- Покажите мне число 4.

- Какое число следует за числом 4? (5)
- Какое число предшествует числу 4? (3)
- Из числа 9 вычли число 5. Какое число получилось? (4)

- Число 10 уменьшили на 6. (4)
- Первое слагаемое - 4, второе слагаемое - 5. Найдите значение суммы. (9)
- Уменьшаемое 8, вычитаемое 4. Чему равно разность? (4)

Игра "Карусель" или " Цветок"

Учитель: Поставьте на карусели числа так, чтобы их сумма была равна числу в центре. (называет 1 слагаемое, дети с помощью карточек показывают 2 слагаемое)
- Молодцы! С заданием вы справились.

"Отдыхалочка" для глаз

Самоопределение к деятельности

Загадка:
На одной лесной опушке
Мишка спит зимой в избушке,
Летом в шахматы играет,
Рыбу ловит, не скучает.

Но его привычный быт,
Нарушает смех и визг,
Мяч в окне, компот разлит.
Кто скажите так шалит? (Маша)

Учитель: Да, это Маша! А как называется мультфильм? ("Маша и медведь")
- Маша принесла конверт. Давайте его откроем!
- Этот конверт поможет нам определить, чем мы будем заниматься на уроке. (Действия с числами от 1 до 10; равенство и неравенство; ромашка (состав чисел); краткая запись задачи - все помещает на доску)

- Как вы думаете, зачем нам надо хорошо уметь считать и решать примеры? (учащиеся подходят к тому, что без знания … (варианты)
- Задания к сегодняшнему уроку кто же нам приготовил? (Маша)
- Да, это строгая учительница Маша. Она хочет проверить, что вы узнали, чему научились?

Работа по теме урока

Учитель: Открываем учебник на стр. 39, читаем тему урока, находим задание № 1, выполняем.
- Перейдем к заданию от Маши. Вспомним "Состав чисел" "Заселяем домики". (На доске нарисованы "домики")

  • состав числа 8
  • состав числа 9;
  • состав числа 10

Домики

Домики "Состав числа"

3 ученика выполняют задание у доски: по 1 ученику с каждого ряда.
- Здорово, ребята, все жильцы нашли своих соседей!

Игра "Кто быстрее?"

Учитель: А теперь Маша хочет проверить наши вычислительные навыки. Проверка пройдет в виде эстафеты.
Каждый ряд получает карточку с примерами. Дети по цепочке решают примеры и передают карточку следующему. Ученик, решивший последний пример, передает карточку учителю. Выигрывает ряд, который быстрее и правильно решит все примеры.

- Давайте вспомним правила совместной работы, которые нужно соблюдать, чтобы работа получилась успешной.
- Работать должны вместе.
- Один говорит, другой слушает

- Уважай мнение другого.
- Умей слушать.
- Обсуждаем все варианты.

Ученик читает выражения с ответами, дети поднимают "светофор" или учитель сама делает итог.
- Каким действием решили примеры? (Сложением и вычитанием)
- Молодцы, все команды справились с заданием!

Упражнение в решении задач

Учитель: Сейчас, находим задание № 6 (стр. 39), порешаем задачу.
- Ребята, скажите, а что такое задача? (это рассказ)
Учитель предлагает учащимся прочитать задачу. Вспомним, из скольких частей состоит задача? (4 части - 4 шага)

  • Условие - что нам известно?
  • Вопрос - что надо узнать?
  • Решение. (Каким действием следует решать задачу? вычитанием)
  • Ответ.

- Ребята, кто желает нарисовать задачу написать решение. (1 ученик у доски)
– Запишите решение задачи самостоятельно.
7 – 5 = 2 (щ.)

Физкультминутка

- Давайте немножко отдохнем. Маша принесла нам веселую гимнастику. (Мишкина гимнастика - музыкальная)

Продолжение темы урока

Сравнение чисел и выражения

Учитель: Перейдем к следующему заданию на стр. 39 № 4.
- Ребята, вспомните правило сравнения числа и выражения, поставьте вместо кружочков нужные знаки сравнения: = (работаем самостоятельно)
- Отложите тетради, я их проверю позже и оценю вашу работу. (или взаимопроверка)

Соедини точки "Звездочка"

- На доске и вашем рабочем столе есть карточки с заданием, возьмите их.
- Какое задание вы могли бы предложить, глядя на это изображение? (Соединить точки в нужном порядке)
- Выполняйте. (дети выполняют задание)

- Что у вас получилось? (звезда)
- С помощью чего вы соединяли точки? (отрезков)
- Что такое отрезок? (часть прямой линии, заключенная между двумя точками)

- Как еще можно назвать эту фигуру? (ломаная линия)
- Какая ломаная? (замкнутая)
- Из чего состоит ломаная линия? (из звеньев и вершин)

- Сколько звеньев у этой ломаной? (10)
- Сколько всего вершин у этой ломаной? (10)
- Как обозначены вершины этой ломаной? (обозначены числами)

- Сколько кончиков у звезды? (5)
- Покажите, что у вас получилось. Молодцы! Сегодня за урок всем я ставлю именно эту оценку - 5.

Рефлексия. Подведение итога урока

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок.
- Ребята, мы сегодня вспомнили все, что изучали на предыдущих уроках. Спасибо Маше за интересные задания.
- У Маши в лесу живет друг - ежик. (плакат на доску)

- Ежик собирает плоды урожая на зиму. А наши плоды - это наши знания!
- Давайте угостим ежика яблочками.
- Кто доволен своей работой – подарите ежику спелое яблочко - красное.

- Кто чувствовал себя неуверенно - желтое.
- Кто не все задания смог выполнить - зеленое. (дети по рядам выходят к доске и прикрепляют яблочки)

- Молодцы, ребята, ежик очень доволен, что у него все красные яблочки!
- Всем огромное спасибо!

В данном документе отображен конспект урока с презентацией для 1 класса по программе Школа 21 век. Урок соответствует требованиям ФГОС.

ВложениеРазмер
matematika_otkrytyy_urok_1_klass.rar 2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: решение учебной задачи.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!

- А теперь начнем.

- Ребята давайте немного посчитаем. К доске идут 3 ребенка и их задача? (вставить нужный знак и цифру)

Устный счет (индивидуальная работа)

- Пока дети работают, мы с вами тоже будем трудиться. Внимательно слушайте вопросы и отвечайте быстро.

1. Сосчитать до 10 через 1 начиная с 1. (1,3,5,7,9)

2. Начать с другого числа (2,4,6,8,10)

3. спуститься вниз через 1 (10,8,6,4,2,0)

4. с 9 ступеньки спуститься через 1. (9,7,5,3,1)

- Совсем скоро мы с вами начнем работать с числами от 1 до 20. Может быть кто – то из вас умеет считать?

- Кто может посчитать от 20 до 1.

- Теперь работаем с веерами.

5. Покажите число, которое стоит перед числом 5.

6. Покажите число, которое стоит слева от 7.

7. Покажите число, которое стоит между 3 и 5.

8. Покажите соседей числа 1.

- Давайте проверим работу наших ребят, которые работали у доски. ( дети отвечают и доказывают) Молодцы.

3. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

- откроем учебники на стр 31 задание 1. ( учащиеся выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение)

- Какое число будет завтра и какое было вчера, если сегодня 8 марта? (вчера 7 марта, завтра – 9 марта)

- если сегодня – 6 мая? ( вчера - 5 мая, завтра – 7 мая)

- Если сегодня – 15 июня? (вчера – 14 июня, завтра 15 июня).

Стр 31 Задание 2.

- Назовите числа, следующие при счете за данными числами. (называют числа)

- Следующее задание 3.

- Назовите числа, предыдущие при счете данным числам. (называют числа).

- Молодцы. Следующее задание 4.

- Как можно прибавлять и вычитать число 1. Сделайте вывод. ( Чтобы к числу прибавить 1, можно назвать следующее за ним при счете число. Чтобы из числа вычесть 1, можно назвать предыдущее при счете ему число.)

Руки? НА МЕСТЕ
Ноги? НА МЕСТЕ
Локти? У КРАЯ
Спина? ПРЯМАЯ.

Следующее задание 5. Выполните сложение и вычитание. Назовите результат. (выполняют вычисления).

Работа в тетради стр 23 № 1,2,3 (слайд)

- Задание 7, 8 . Назовите Сумму чисел. Назовите разность чисел. ( дети отвечают)

Работа в тетради стр 24 №4

5. Включение нового в активное использование в сочетании с раннее изученным, освоенным.

- задание 11. Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? (10+4=14)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Прибавление и вычитание числа 1.Сумма. Разность.

Урок введения нового знания

- создать условия для осознания закономерности сложения чисел с единицей: результат сложения с единицей всегда число, следующее за данным;

- способствовать развитию математической речи, умения анализировать и обобщать;

- воспитывать культуру учебного труда.

1. С опорой на внутриклассную диагностику закрепить умение называть предыдущее и следующее число.

3. Формировать общеучебную деятельность: умение ставить и решать учебную задачу, умение выполнять действия в определенной последовательности, умение осуществлять контроль и самоконтроль.

4. Формировать личность учащихся через учебное сотрудничество и содружество.

Личностные УУД.

- Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД.

- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве .

Познавательные УУД.

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД.

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Планируемый результат

Ученики должны узнать, что результат сложения с единицей всегда число, следующее за данным, а вычитания – предыдущее.

Уметь вести счет предметов.

Основные понятия

Число. Цифра. Сумма. Разность.

Межпредметные связи

Литературное чтение, изобразительное искусство, окружающий мир

Долгожданный наш звонок

2.Постановка темы и цели урока.

-Угадайте загадку и скажите, кто же будет гостьей нашего урока?

С хитрым носиком сестрица

Счёт откроет …. (единица)

Помещаю на доску единицу.

-Что нам гостья принесла?

(переворачиваю листы с примерами)

-Сколько столбиков? (2)

-Чем они похожи? Чем отличаются?

-Кто догадался какова будет тема нашего урока?

Чему мы будем учиться на уроке?

-Представляете , ребята, единица хочет ,чтобы мы запомнили все эти примеры. Так много?! Можем ли мы их сразу запомнить? Все?!

-А помогут нам в этом наши друзья. Отгадайте что это.

Проживают в умной книжке

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете. (числа)

-А какие именно вы узнаете, если будите внимательно слушать и правильно считать.

Сколько хвостов у двух ослов? (2)

- У кого на парте лежит лист с этим числом, выйдите.

В класс вошла Маринка,

А за ней - Аринка,

А потом пришел Игнат.

Сколько стало всех ребят? (3)

Сколько сапожек

Чтоб кошка лапок

Не промочила? (4)

На березе 3 синички

Прилетело еще 5.

Сколько будут продавать?8

Стала курица считать Маленьких цыпляток:

Желтых 5 и черных 5.

Три голубя белых

На крыше сидели.

Два голубя снялись

Сидеть голубей? (3-2=1)

Ветер дунул, лист сорвал.

И ещё один упал.

А потом упало 5.

Кто их сможет сосчитать? 1+1=5=7

3 ромашки – желтоглазки,

2 весёлых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете? 3+2=5

Рыбак Корней поймал 3-х окуней,

Рыбак Евсей – 4-х карасей,

А рыбак Михаил 2-х сомов изловил.

Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? 3+4+2=9

Петя- петушок, золотой гребешок

Зёрна отыскал, курочек позвал:

2 из переулочка, 3 из-за поворота,

Одна из огорода.

А сейчас проверь,

Сколько курочек теперь? 2+3+1=6

3. Открытые новых знаний

- Правильно ли построились ребята?

Встань в одну линию по порядку от 1 до 10.

-Итак, ребята, сейчас мы с вами откроем секрет, как же быстро и правильно научиться прибавлять и вычитать 1.

- Первый… четвёртый- шаг вперёд. Сколько здесь ребят? (4)

-Прибавьте к 4 один. Какой ученик сделает шаг вперёд? (5)

Аналогично случаи 5+1, 6+1, 7+1, 8+1,9+1

-Какой вывод можем сделать? Какое число получаем, если прибавляем к числу 1? (если прибавляем к числу один получаем следующее число)-

-А сейчас я прошу десятого ученика положить карточку на стол и сесть на место.

-Сколько было учеников? (10)

-Сколько учеников сели на своё место? (1)

-Сколько осталось? (9)

-Как получили такой результат? (10-1=9)

-Какое число получаем если вычитаем один?

(Мы получаем предыдущее число, которое встречается сразу перед ним) на доску вывешиваю правило со словом следующее и предыдущее-

-Давайте ещё раз повторим правило .

-Приведите свои примеры и докажите с помощью числового луча.

Н-р: 6+1=6 –К шести прибавить один получаем следующее число семь.

4. Работа по учебнику стр.31 №5 (проговаривают правило)

- А сейчас я предлагаю выполнить задание в рабочей тетради на стр. 23 №1

- Будем работать в парах. Можно советоваться, помогать друг другу, сравнивать ответы. Какая пара быстрее выполнит задание поднимет руки домиком.

-Какое правило использовали?

5.Физминутка

-Вернёмся к учебнику стр 31 №6

-Кто может прочитать по другому?

-Я могу предложить ещё один способ чтения .

-Число , которое получается при сложении называется суммой. Сумма восьми и одного равна девяти.

- Число, которое получается при вычитании называется разностью.

-Попробуйте прочитать запись с помощью слова разность. Разность семи и одного равна шести.

(вывешиваю на доску памятку)

-Перелистните страницу учебника №9. Составьте устно задачу и решите .

Прочитайте запись с помощью слов сумма и разность.

Учебники закрыли. Я предлагаю выполнить в тетради задание №2 самостоятельно. Сверьте свои ответы с соседом по парте.

Повторите какое правило использовали?

- Сейчас предлагаю работу в группе. Решите примеры. Каждому числу соответствует буква. В результате получите слово.

6.Итог урока

-Итак, ребята , какова была тема урока?

-Чему мы должны были научиться?

-Что ещё нового вы узнали?

-Какое число называем суммой? Разностью?

- Как легко вычесть и прибавить 1 ,не заучивая все те примеры, которые принесла единица? (дети повторяют правило)

Домашнее задание: рассказать дома родителям, какую хитрость мы

придумали, чтобы быстро и легко прибавить и вычесть 1.

-Откройте дневники и оцените свою работу на уроке, продолжите предложение.

Я доволен своей работой…

На уроке было легко….

Я не доволен своей работой…

На уроке было трудно…

- Я хочу отметить самых активных на уроке.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 071 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 24.01.2016 1265
  • DOCX 24.2 кбайт
  • 11 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ходаковская Мария Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить учащихся с компонентами вычитания, читать выражения используя эти термины.

Задачи урока

развивающие: способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

воспитывающие: воспитывать умение общаться со сверстниками при парной, коллективной работе, прививать интерес к урокам математики.

Планируемые результаты

Предметные:

Учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитание;

выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах 7).

Личностные:

Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителю плану.

Средства формирования этих действий: технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средства формирования этих действий: технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Средства формирования этих действий: учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Слушать и слышать речь учителя; слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их;

Средство формирования этих действий: технология проблемного диалога.

Совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Давайте решим задачу. В гараже стояли 5 машин. 2 машины уехали. Сколько машин осталось в гараже?



Для решения задачи выберем действие вычитание. Так как машины уехали, их стало меньше.

Ответ: 3 машины в гараже.

Как называются числа при вычитании?


Первое число 8 – число, из которого вычитают. Это уменьшаемое.

Второе число 5 – число, которое вычитают. Это вычитаемое.

Третье число 3 – результат вычитания. Это разность.

Выражение 8 – 5 тоже называется разность.


Равенство 8 – 5 = 3 можно прочитать так. Уменьшаемое – 8, вычитаемое – 5. Разность – 3. Или, разность восьми и пяти равна трем.


Назовем числа при вычитании.

6 – уменьшаемое, 2 – вычитаемое, 4 – разность. Выражение 6 – 2 тоже разность.

Соединим предложение с математической записью.

Уменьшаемое – 9, вычитаемое – 6. 8 – 3

Вычитаемое – 3, уменьшаемое – 8. 7 – 2

Разность чисел 7 и 2. 9 – 6

В коробке было 10 карандашей. Взяли 4 карандаша. Сколько карандашей осталось в коробке.

Для решения задачи выберем действие вычитание. Запишем разность чисел.

Ответ: 6 карандашей.

Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

Числа при вычитании называются уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Уменьшаемое – число, из которого вычитают. Вычитаемое – число, которое вычитают. Разность – результат вычитания.

Выражение на вычитание можно читать по-разному. Например, 8 – 1 = 7

Уменьшаемое – 8, вычитаемое – 1, разность – 7. Или, разность чисел 8 и 1 равна 7.

Читайте также: