Бахтин смысловое целое героя конспект
Обновлено: 05.07.2024
К ВОПРОСУ О КОНЦЕПЦИИ АВТОРА В РАБОТАХ М.М. БАХТИНА
(Формы раскрытия авторского сознания (на материалах зарубежной литературы). - Воронеж, 1986)
2. См. там же, с. 190-191.
3. Aвepинцeв C.C. Между "изъяснением" и "прикровением": ситуация образа в поэзии Ефрема Сирина. - В кн.: Восточная поэтика: Специфика художественного образа. М., 1983, с. 235.
4. Волошинов В. Слово в жизни и слово в поэзии. - Звезда, 1926, № 6, с. 264-265.
5. Ср.: Свительский В.А. Об изучении авторской оценки в произведениях реалистической прозы. - В кн.: Проблема автора в русской литературе XIX - XX вв., с. 11.
6. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965, с. 167-172.
Достоевский — творец полифонического романа. Только в свете формулированного нами основного художественного задания Достоевского может стать понятной глубокая органичность, последовательность и цельность его поэтики.
Мы видим не кто он есть, а как он осознает себя. Гоголевский герой становится героем Достоевского, но мир в первыx произведенияx Достоевского всё ещё остаётся гоголевским. Главный пафос всего творчества Достоевского есть борьба с овеществлением человека, человеческих отношений и всех человеческих ценностей в условиях капитализма.
3. СЛОВО ГЕРОЯ И СЛОВО РАССКАЗА В РОМАНАХ ДОСТОЕВСКОГО
Мы должны рассматривать идеи самого Достоевского-мыслителя как идеи-прототипы некоторых образов идей в его романах (образов идей Сони, Мышкина, Алёши Карамазова). Второй голос есть у каждого героя Достоевского.
Глава вторая. ГЕРОЙ И ПОЗИЦИЯ АВТОРА ПО ОТНОШЕНИЮ К ГЕРОЮ В ТВОРЧЕСТВЕ ДОСТОЕВСКОГО
В настоящее время роман Достоевского является, может быть, самым влиятельным образцом на Западе. Они стали предметом подлинно художественного изображения впервые в полифоническом романе Достоевского. Это распространяется, конечно, и на полифонический роман. На фоне творчества Достоевского многие старые монологические формы литературы стали выглядеть наивными и упрощенными.
Вот почему до сих пор еще так сильна тенденция монологизовать романы Достоевского. Задача предлагаемой работы и заключается в том, чтобы путем теоретико-литературного анализа раскрыть это принципиальное новаторство Достоевского.
4. ДИАЛОГ У ДОСТОЕВСКОГО
Часто почти вовсе забывали, что Достоевский прежде всего художник (правда, особого типа), а не философ и не публицист. Специальное изучение поэтики Достоевского остается актуальной задачей литературоведения. Для литературно-критической мысли творчество Достоевского распалось на ряд самостоятельных и противоречащих друг другу философских построений, защищаемых его героями.
Совершенно справедливо отмечал эту особенность литературы о Достоевском Б.М.Энгельгардт. Разбираясь в русской критической литературе о произведениях Достоевского, — говорит он, — легко заметить, что, за немногими исключениями, она не подымается над духовным уровнем его любимых героев. Ему принадлежит исключительная самостоятельность в структуре произведения, оно звучит как бы рядом с авторским словом и особым образом сочетается с ним и с полноценными же голосами других героев.
Таков наш тезис. Прежде чем развивать его на материале произведений Достоевского, мы проследим, как преломлялась утверждаемая нами основная особенность его творчества в критической литературе. Путь философской монологизации — основной путь критической литературы о Достоевском.
Глава пятая. СЛОВО У ДОСТОЕВСКОГО
И диалектика и антиномика действительно наличествуют в мире Достоевского. Но все логические связи остаются в пределах отдельных сознаний и не управляют событийными взаимоотношениями между ними. Мир Достоевского глубоко персоналистичен.
Преступление в романах Достоевского, — говорит он, — это жизненная постановка религиозно-этической проблемы
Л.П.Гроссмана нужно признать основоположником объективного и последовательного изучения поэтики Достоевского в нашем литературоведении
Вячеслав Иванов не показал, как этот принцип мировоззрения Достоевского становится принципом художественного видения мира и художественного построения словесного целого — романа. Первый этический тезис Достоевского, — говорит Аскольдов, — есть нечто на первый взгляд наиболее формальное и, однако, в известном смысле наиболее важное.
Поразительная внутренняя самостоятельность героев Достоевского, верно отмеченная Аскольдовым, достигнута определенными художественными средствами. И Аскольдов, таким образом, монологизует художественный мир Достоевского, переносит доминанту этого мира в монологическую проповедь и тем низводит героев до простых иллюстраций этой проповеди.
Это великолепная описательная характеристика жанровых и композиционных особенностей романов Достоевского
Однако в этой статье Аскольдов гораздо ближе подходит к конкретному материалу романов, и потому она полна ценнейших наблюдений над отдельными художественными особенностями Достоевского. С другой стороны — со стороны самого художественного построения романов Достоевского — подходит к той же основной особенности его Леонид Гроссман.
Основные тезисы, изложенные в прошлой главе: самостоятельность героя в условияx полифонического замысла, особая постановка идеи и новые принципы связи, образующие целое романа.
Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского. Настоящая работа посвящена проблемам поэтики Достоевского и рассматривает его творчество только под этим углом зрения. Всё в романах Достоевского сходится к диалогу. В этом отношении влияние полифонического романа Достоевского и на монологические формы литературы очень плодотворно.
ИвГУ: филология и филологический факультет запись закреплена
Конспектируем)
P.S. конспект по Бахтину написан не мной, он найден в интернете.
В книге "Эстетика словесного творчества" есть "Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках."
Кто-нибудь понимает, что Бахтин начеркал о слове в творчестве Достоевского? Лично у меня, когда читаю это, мозг находится в состоянии шока и отказывается понимать такое. Очень сильно напоминает дерьмовый перевод промта с индейского на русский.
Memento Mori
Антон, Николаев сегодня об этом как раз говорил мне)) Он на первом курсе тоже не смог осилить.Просто нам всем ещё нужно дорасти :)
Хорошо. Давай серьёзно. Бахтин может и пишет умные вещи и очень скурпулёзно и точно разбирает тексты Достоевского, но, увы, ясность и логичность изложения у него страдает. Он пишет свою монографию как художественное произведение. Его определения туманны и неоднозначны, а использование авторских неологизмов, которые становятся у него чуть ли не терминами, которые он объяснят с применением своих же терминов и смыслов, увы, ясности не вносит в изложение. Материал, который он пишет и анализирует, интересен и сложен, но он может оказаться вполне понятным, если ты открываешь этот материал не для того, чтобы сделать тупой конспект, а для того, чтобы самому попробовать вникнуть в то, что же там писал Бахтин о Достоевском и как видел его словотворчество.
От себя хочу сказать, что работа Бахтина, насколько важна бы не была она для литераторов, мне кажется размусоливанием мелочей, и возведение этих мелочей в статус абсолютна. Я не считаю его работу интересной или важной чисто для себя, поэтому и понимание и интерес к ней у меня снижены. Вот, собственно, и вся моя мотивация))
Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров; Текст подгот. Г.
С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; Примеч. С. С. Аверинцева и С. Г.
Бочарова. — М.: Искусство, 1979. — 424 с. — (Из истории сов. эстетики и
В сборник избранных трудов М. М. Бахтина в ошли работы, написанные
в разные годы: самая ранняя относится к 1919 го ду, самые поздние — к
началу 1970-х годов. Главные те мы работ — искусство и ответственность,
автор и ге рой в эстетической деятельности и произведении искусства,
время и пространство в литературе, проблема текста, вопросы
методологии гуманитарных наук и др. Большинство работ публикуется
Временное целое героя (проблема внутреннего ч еловека —
Из главы «Функции авантюрного сюжета в произведениях
Роман воспитания и его значение в истории реализма . 188
I. Постановка проблемы и определение речевых жанров … 237
II. Высказывание как единица речевого о бщения. Отличие этой
Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных
В работах М. Бахтина, составивших эту книгу, отражен весь путь
выдающегося уч еного: от раннего выступления в печати — краткой статьи
1919 года — до заключивших этот путь заметок «К м етодологии
жизни автора не была напечатана; некоторые из них были посмертно
опубликованы полностью или частично в журналах «Вопросы
Почти все материалы (за исключением статьи «Искусство и
На протяжении более полув ека М. Бахтин разрабатывал свой круг
научных и ф илософских проблем, внутренне между собою связанных; при
этом в разные периоды автора преимущественно интересовали те или
другие стороны этого целостного и связного комплекса тем и проблем.
Для понима ния эстетики М. Бахтина существенное значение имеет
большой труд первой половины 20-х годов, посвященный соотношению
автора и героя в эстетической деятельности, в акте художественного
творчества и произведении иск усства. Время, в к оторое создавалась эта
работа, разумеется, отражается в ней, особенно в ее терминологии. Н о,
принадлежа своему времени, это сочинение М. Бахтина, как и другие его
труды, открывало новые проблемы и новые области изучения. В работе
была предвосхищена та актуальность, которую приобрела проб лема
Научная позиция М. Бахтина в 20-е годы определялась в полемическом
отталкивании от тех направлений в искусствознании и поэтике, которым он
эта полемика относилась к формальной школе, глубокая критика которой
развернута в р яде работ М. Бахтина 20-х годов. Критика эта ведется и в
публикуемой работе об авторе и герое; здесь она ф илософски развернута
как критика сведения жизненных ценностей к материалу. Другим объектом
фундаментальной критики в этой работе является концепция
Собственную область изуч ения М. Бахтин определяет здесь как
Если в 20-е годы М. Бахтин занят прежде всего в опросами общей
эстетики, методологии, философии языка, то в 30-е годы ав тор
обращается к вопросам исторической поэтики, в особенности поэтик и
литературных жанров. В центре его интересов теперь теория романа,
разработанная очень шир око: в круг этих разр аботок вх одят такие
вопросы, как эволюция образа человека в литературе, время и
пространство как основные координаты художественной картины мира
(теория хронотопа), исторические судьбы слова в различных сферах
раз возвращался автор на протяжении м ногих лет, особенно интенсивно в
30-е годы), глубинные фольклорные основы литературного образа
(изучение карнавала и идея карнавализации литературы).
В настоящем издании впервые публикуются материалы, относящиеся к
большой работе М. Бахтина этого времени — несохранившейся книге
В поздних своих исследованиях 50-х — нач ала 70-х год ов М. Бахтин
заново обращается к ведущим, сквозным темам своей эстетики
словесного творчества (жанры речи, проблема текста, в ысказывание как
предмет особой филологической дисциплины, названной М. Бахтиным
металингвистикой и обоснованной именно в этих поздних его работах,
проблема автора, наконец, философско-методологические основы всей
обширной сферы гуманитарно-филологического м ышления). Публикуемые
материалы этой поздней поры творческой деятельности М. Бахтина имеют
свою особенность: это часто именно материалы к б ольшой работе,
изложение принимает м естами к онспективный характер, разные темы
переплетаются и словно пересекают друг друга. Нам открывается
лаборатория мысли большого ученого. И в этом — особенный интерес и
Собранные в к ниге раб оты дают картину развития мысли автора на
протяжении десятил етий и позволяют в то же время почувствовать
органическую связность и целостност ь философского и научного
Целое называется механическим, если отдельные элементы его
соединены только в пространстве и времени внешнею связью, а не
проникнуты внутренним единством смысла. Части такого целого хотя и
лежат рядом и сопр икасаются друг с другом, но в себе о ни чужды друг
Три области человеческой культуры — наука, искусство и жизнь —
обретают единство т олько в личности, которая приобщает их к своему
единству. Но связь эта может стать механической, внешней. Увы, чаще
всего это так и бывает. Художник и челове к наивно, чаще всего
механически соединены в одной личности; в творчество ч еловек уходит на
самоуверенно, слишком патетично, ве дь ему же нечего отвечать за жизнь,
которая, конечно, за таким искусством не угонится. «Да и где нам, —
Когда человек в искусстве, его нет в жизни, и обратно. Нет между ними
единства и взаимопроникновения внутреннего в един стве личности.
Что же гарантирует внутреннюю связь элементов личности? Только
единство о тветственности. За то, ч то я пережил и понял в искусстве, я
должен отвечать своей жизнью, чтобы все пережитое и понятое не
осталось бездейственным в ней. Но с ответственностью связана и вина.
Не только понести взаимную ответственность должны жизнь и иск усство,
но и вину друг за друга. Поэт до лжен помнить, ч то в пошлой прозе жизни
виновата его поэзия, а чел овек жизни пусть знает, что в бесплодности
искусства виновата его нетребовательность и несерьезность его
ответственной: все ее моменты должны не только укладываться рядом во
временном ряду ее жизни, но про никать друг друга в е динстве вины и
И нечего для оправдания безответственности ссылаться на
игнорируется жизнь ю, не вдохновенье, а одержание. Правильный, не
самозванный смысл всех старых вопросов о взаимоотношении искусства и
жизни, чистом искусстве и проч., истинный пафос их только в том, что и
искусство и жизнь взаимно хотят облегчить свою задачу, снять свою
ответственность, ибо легче творить, не отвечая за жизнь, и легче жить, не
Читайте также: