Бахтин смысловое целое героя конспект

Обновлено: 05.07.2024

К ВОПРОСУ О КОНЦЕПЦИИ АВТОРА В РАБОТАХ М.М. БАХТИНА

(Формы раскрытия авторского сознания (на материалах зарубежной литературы). - Воронеж, 1986)

2. См. там же, с. 190-191.

3. Aвepинцeв C.C. Между "изъяснением" и "прикровением": ситуация образа в поэзии Ефрема Сирина. - В кн.: Восточная поэтика: Специфика художественного образа. М., 1983, с. 235.

4. Волошинов В. Слово в жизни и слово в поэзии. - Звезда, 1926, № 6, с. 264-265.

5. Ср.: Свительский В.А. Об изучении авторской оценки в произведениях реалистической прозы. - В кн.: Проблема автора в русской литературе XIX - XX вв., с. 11.

6. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965, с. 167-172.

Достоевский — творец полифонического романа. Только в свете формулированного нами основного художественного задания Достоевского может стать понятной глубокая органичность, последовательность и цельность его поэтики.

Мы видим не кто он есть, а как он осознает себя. Гоголевский герой становится героем Достоевского, но мир в первыx произведенияx Достоевского всё ещё остаётся гоголевским. Главный пафос всего творчества Достоевского есть борьба с овеществлением человека, человеческих отношений и всех человеческих ценностей в условиях капитализма.

3. СЛОВО ГЕРОЯ И СЛОВО РАССКАЗА В РОМАНАХ ДОСТОЕВСКОГО

Мы должны рассматривать идеи самого Достоевского-мыслителя как идеи-прототипы некоторых образов идей в его романах (образов идей Сони, Мышкина, Алёши Карамазова). Второй голос есть у каждого героя Достоевского.

Глава вторая. ГЕРОЙ И ПОЗИЦИЯ АВТОРА ПО ОТНОШЕНИЮ К ГЕРОЮ В ТВОРЧЕСТВЕ ДОСТОЕВСКОГО

В настоящее время роман Достоевского является, может быть, самым влиятельным образцом на Западе. Они стали предметом подлинно художественного изображения впервые в полифоническом романе Достоевского. Это распространяется, конечно, и на полифонический роман. На фоне творчества Достоевского многие старые монологические формы литературы стали выглядеть наивными и упрощенными.

Вот почему до сих пор еще так сильна тенденция монологизовать романы Достоевского. Задача предлагаемой работы и заключается в том, чтобы путем теоретико-литературного анализа раскрыть это принципиальное новаторство Достоевского.

4. ДИАЛОГ У ДОСТОЕВСКОГО

Часто почти вовсе забывали, что Достоевский прежде всего художник (правда, особого типа), а не философ и не публицист. Специальное изучение поэтики Достоевского остается актуальной задачей литературоведения. Для литературно-критической мысли творчество Достоевского распалось на ряд самостоятельных и противоречащих друг другу философских построений, защищаемых его героями.

Совершенно справедливо отмечал эту особенность литературы о Достоевском Б.М.Энгельгардт. Разбираясь в русской критической литературе о произведениях Достоевского, — говорит он, — легко заметить, что, за немногими исключениями, она не подымается над духовным уровнем его любимых героев. Ему принадлежит исключительная самостоятельность в структуре произведения, оно звучит как бы рядом с авторским словом и особым образом сочетается с ним и с полноценными же голосами других героев.

Таков наш тезис. Прежде чем развивать его на материале произведений Достоевского, мы проследим, как преломлялась утверждаемая нами основная особенность его творчества в критической литературе. Путь философской монологизации — основной путь критической литературы о Достоевском.

Глава пятая. СЛОВО У ДОСТОЕВСКОГО

И диалектика и антиномика действительно наличествуют в мире Достоевского. Но все логические связи остаются в пределах отдельных сознаний и не управляют событийными взаимоотношениями между ними. Мир Достоевского глубоко персоналистичен.

Преступление в романах Достоевского, — говорит он, — это жизненная постановка религиозно-этической проблемы

Л.П.Гроссмана нужно признать основоположником объективного и последовательного изучения поэтики Достоевского в нашем литературоведении

Вячеслав Иванов не показал, как этот принцип мировоззрения Достоевского становится принципом художественного видения мира и художественного построения словесного целого — романа. Первый этический тезис Достоевского, — говорит Аскольдов, — есть нечто на первый взгляд наиболее формальное и, однако, в известном смысле наиболее важное.

Поразительная внутренняя самостоятельность героев Достоевского, верно отмеченная Аскольдовым, достигнута определенными художественными средствами. И Аскольдов, таким образом, монологизует художественный мир Достоевского, переносит доминанту этого мира в монологическую проповедь и тем низводит героев до простых иллюстраций этой проповеди.

Это великолепная описательная характеристика жанровых и композиционных особенностей романов Достоевского

Однако в этой статье Аскольдов гораздо ближе подходит к конкретному материалу романов, и потому она полна ценнейших наблюдений над отдельными художественными особенностями Достоевского. С другой стороны — со стороны самого художественного построения романов Достоевского — подходит к той же основной особенности его Леонид Гроссман.

Основные тезисы, изложенные в прошлой главе: самостоятельность героя в условияx полифонического замысла, особая постановка идеи и новые принципы связи, образующие целое романа.

Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского. Настоящая работа посвящена проблемам поэтики Достоевского и рассматривает его творчество только под этим углом зрения. Всё в романах Достоевского сходится к диалогу. В этом отношении влияние полифонического романа Достоевского и на монологические формы литературы очень плодотворно.

ИвГУ: филология и филологический факультет

ИвГУ: филология и филологический факультет

ИвГУ: филология и филологический факультет запись закреплена

Конспектируем)
P.S. конспект по Бахтину написан не мной, он найден в интернете.
В книге "Эстетика словесного творчества" есть "Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках."

ИвГУ: филология и филологический факультет

DELETED

DELETED

Кто-нибудь понимает, что Бахтин начеркал о слове в творчестве Достоевского? Лично у меня, когда читаю это, мозг находится в состоянии шока и отказывается понимать такое. Очень сильно напоминает дерьмовый перевод промта с индейского на русский.

Memento Mori


Memento Mori

Надежда Николаева

Антон, Николаев сегодня об этом как раз говорил мне)) Он на первом курсе тоже не смог осилить.Просто нам всем ещё нужно дорасти :)

DELETED

Надежда Николаева

DELETED

Хорошо. Давай серьёзно. Бахтин может и пишет умные вещи и очень скурпулёзно и точно разбирает тексты Достоевского, но, увы, ясность и логичность изложения у него страдает. Он пишет свою монографию как художественное произведение. Его определения туманны и неоднозначны, а использование авторских неологизмов, которые становятся у него чуть ли не терминами, которые он объяснят с применением своих же терминов и смыслов, увы, ясности не вносит в изложение. Материал, который он пишет и анализирует, интересен и сложен, но он может оказаться вполне понятным, если ты открываешь этот материал не для того, чтобы сделать тупой конспект, а для того, чтобы самому попробовать вникнуть в то, что же там писал Бахтин о Достоевском и как видел его словотворчество.

От себя хочу сказать, что работа Бахтина, насколько важна бы не была она для литераторов, мне кажется размусоливанием мелочей, и возведение этих мелочей в статус абсолютна. Я не считаю его работу интересной или важной чисто для себя, поэтому и понимание и интерес к ней у меня снижены. Вот, собственно, и вся моя мотивация))

Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров; Текст подгот. Г.

С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; Примеч. С. С. Аверинцева и С. Г.

Бочарова. — М.: Искусство, 1979. — 424 с. — (Из истории сов. эстетики и

В сборник избранных трудов М. М. Бахтина в ошли работы, написанные

в разные годы: самая ранняя относится к 1919 го ду, самые поздние — к

началу 1970-х годов. Главные те мы работ — искусство и ответственность,

автор и ге рой в эстетической деятельности и произведении искусства,

время и пространство в литературе, проблема текста, вопросы

методологии гуманитарных наук и др. Большинство работ публикуется

Временное целое героя (проблема внутреннего ч еловека —

Из главы «Функции авантюрного сюжета в произведениях

Роман воспитания и его значение в истории реализма . 188

I. Постановка проблемы и определение речевых жанров … 237

II. Высказывание как единица речевого о бщения. Отличие этой

Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных

В работах М. Бахтина, составивших эту книгу, отражен весь путь

выдающегося уч еного: от раннего выступления в печати — краткой статьи

1919 года — до заключивших этот путь заметок «К м етодологии

жизни автора не была напечатана; некоторые из них были посмертно

опубликованы полностью или частично в журналах «Вопросы

Почти все материалы (за исключением статьи «Искусство и

На протяжении более полув ека М. Бахтин разрабатывал свой круг

научных и ф илософских проблем, внутренне между собою связанных; при

этом в разные периоды автора преимущественно интересовали те или

другие стороны этого целостного и связного комплекса тем и проблем.

Для понима ния эстетики М. Бахтина существенное значение имеет

большой труд первой половины 20-х годов, посвященный соотношению

автора и героя в эстетической деятельности, в акте художественного

творчества и произведении иск усства. Время, в к оторое создавалась эта

работа, разумеется, отражается в ней, особенно в ее терминологии. Н о,

принадлежа своему времени, это сочинение М. Бахтина, как и другие его

труды, открывало новые проблемы и новые области изучения. В работе

была предвосхищена та актуальность, которую приобрела проб лема

Научная позиция М. Бахтина в 20-е годы определялась в полемическом

отталкивании от тех направлений в искусствознании и поэтике, которым он

эта полемика относилась к формальной школе, глубокая критика которой

развернута в р яде работ М. Бахтина 20-х годов. Критика эта ведется и в

публикуемой работе об авторе и герое; здесь она ф илософски развернута

как критика сведения жизненных ценностей к материалу. Другим объектом

фундаментальной критики в этой работе является концепция

Собственную область изуч ения М. Бахтин определяет здесь как

Если в 20-е годы М. Бахтин занят прежде всего в опросами общей

эстетики, методологии, философии языка, то в 30-е годы ав тор

обращается к вопросам исторической поэтики, в особенности поэтик и

литературных жанров. В центре его интересов теперь теория романа,

разработанная очень шир око: в круг этих разр аботок вх одят такие

вопросы, как эволюция образа человека в литературе, время и

пространство как основные координаты художественной картины мира

(теория хронотопа), исторические судьбы слова в различных сферах

раз возвращался автор на протяжении м ногих лет, особенно интенсивно в

30-е годы), глубинные фольклорные основы литературного образа

(изучение карнавала и идея карнавализации литературы).

В настоящем издании впервые публикуются материалы, относящиеся к

большой работе М. Бахтина этого времени — несохранившейся книге

В поздних своих исследованиях 50-х — нач ала 70-х год ов М. Бахтин

заново обращается к ведущим, сквозным темам своей эстетики

словесного творчества (жанры речи, проблема текста, в ысказывание как

предмет особой филологической дисциплины, названной М. Бахтиным

металингвистикой и обоснованной именно в этих поздних его работах,

проблема автора, наконец, философско-методологические основы всей

обширной сферы гуманитарно-филологического м ышления). Публикуемые

материалы этой поздней поры творческой деятельности М. Бахтина имеют

свою особенность: это часто именно материалы к б ольшой работе,

изложение принимает м естами к онспективный характер, разные темы

переплетаются и словно пересекают друг друга. Нам открывается

лаборатория мысли большого ученого. И в этом — особенный интерес и

Собранные в к ниге раб оты дают картину развития мысли автора на

протяжении десятил етий и позволяют в то же время почувствовать

органическую связность и целостност ь философского и научного

Целое называется механическим, если отдельные элементы его

соединены только в пространстве и времени внешнею связью, а не

проникнуты внутренним единством смысла. Части такого целого хотя и

лежат рядом и сопр икасаются друг с другом, но в себе о ни чужды друг

Три области человеческой культуры — наука, искусство и жизнь —

обретают единство т олько в личности, которая приобщает их к своему

единству. Но связь эта может стать механической, внешней. Увы, чаще

всего это так и бывает. Художник и челове к наивно, чаще всего

механически соединены в одной личности; в творчество ч еловек уходит на

самоуверенно, слишком патетично, ве дь ему же нечего отвечать за жизнь,

которая, конечно, за таким искусством не угонится. «Да и где нам, —

Когда человек в искусстве, его нет в жизни, и обратно. Нет между ними

единства и взаимопроникновения внутреннего в един стве личности.

Что же гарантирует внутреннюю связь элементов личности? Только

единство о тветственности. За то, ч то я пережил и понял в искусстве, я

должен отвечать своей жизнью, чтобы все пережитое и понятое не

осталось бездейственным в ней. Но с ответственностью связана и вина.

Не только понести взаимную ответственность должны жизнь и иск усство,

но и вину друг за друга. Поэт до лжен помнить, ч то в пошлой прозе жизни

виновата его поэзия, а чел овек жизни пусть знает, что в бесплодности

искусства виновата его нетребовательность и несерьезность его

ответственной: все ее моменты должны не только укладываться рядом во

временном ряду ее жизни, но про никать друг друга в е динстве вины и

И нечего для оправдания безответственности ссылаться на

игнорируется жизнь ю, не вдохновенье, а одержание. Правильный, не

самозванный смысл всех старых вопросов о взаимоотношении искусства и

жизни, чистом искусстве и проч., истинный пафос их только в том, что и

искусство и жизнь взаимно хотят облегчить свою задачу, снять свою

ответственность, ибо легче творить, не отвечая за жизнь, и легче жить, не

Читайте также: