Метод мозгового штурма при создании инноваций 8 класс конспект урока по технологии

Обновлено: 07.07.2024

Презентация на тему: " МОЗГОВОЙ ШТУРМ. Определение метода Мозговой штурм ( мозговая атака, брейнсторминг) групповой метод нахождения идей для решения проблемы. Изобретателем." — Транскрипт:

2 Определение метода Мозговой штурм ( мозговая атака, брейнсторминг) групповой метод нахождения идей для решения проблемы. Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн.

3 Идея метода: генераторы идей+ критики+практики Чтобы взглянуть на трудную задачу с новой, неожиданной точки зрения, нужны творческие люди, генераторы нестандартных, творческих идеи. Чтобы идеи были воплощаемы, нужны реалистично мыслящие критики. А чтобы хорошие идеи воплотить, нужны практики-организаторы.

4 Как объединить все в единое целое? Нужно собрать вместе оригинально мыслящих людей, поставить перед ними актуальную проблему и побудить к высказыванию как можно большего количества решений, Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было их оценки. Критики принимаются за дело на втором этапе. Они сортируют предложения по степени их выполнимости и ожидаемой эффективности, отбрасывают непригодные и отмечают перспективные. Затем наступает очередь реализаторов, которые намечают конкретные практические шаги для выполнения выбранного решения.

5 Подбор людей и распределение ролей Чем более свободно и оригинально умеют думать участники мозгового штурма, тем лучше. Эффективность возрастает при разнополом составе участников, когда женская интуиция дополняет мужской прагматизм. Полезно привлекать специалистов разного профиля, так как решения часто лежат на стыке смежных и даже весьма отдаленных специальностей

6 Этапы и правила мозгового штурма Правильно организованный мозговой штурм включает обязательные этапы. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения

7 1 этап: постановка проблемы Нужно понять суть проблемы. Отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников. Необходимо определить цель; время, которое необходимо и возможно затратить для принятия решения (установить регламент)

9 Правильная генерация идей) Никакой критики и оценки (даже положительной) Необходимо соблюдать правило безоценочного принятия предложений от всех участников процесса. Велик соблазн перейти к обсуждению услышанных предложений. Очень важно удержаться!

10 Правильная генерация идей) Принимаются любые идеи, даже необычные, абсурдные, кажущихся нереальными ; приветствуется использование метафор, проведения параллелей с другими сходными ситуациями; Допустимо использование любых гипотез, аналогий, сравнений, фантастических образов.

11 Правильная генерация идей) Ведущий поощряет высказывающихся, в случае необходимости прерывает излишние словоизвержения (помним о регламенте). Фонтан творческих идей не может бить долго - затянутое обсуждение рискует вылиться в переливание из пустого в порожнее. Обычно получаса вполне достаточно.

13 Фиксация идей Необходимо не только выдать идею, но и не потерять ее в ходе работы, поэтому один из членов группы беспристрастно фиксирует все, что слышит. Способы фиксации: список, схема, таблица, рисунки…

17 3 этап: группировка, отбор и оценка идей На этом этапе анализируют все предложения, рассматривают их с разных точек зрения, отмечают плюсы и минусы. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а приветствуется.

18 Завершающий этап Это этап принятия решения, выбора окончательного варианта, оптимального по всем параметрам. Проведение мозгового штурма можно считать успешным, если удалось сформулировать пять- шесть достаточно реалистичных предложений, которые впоследствии могут послужить основой для практического решения проблемы.

19 Преимущества метода Создание специальной группы людей, между которыми есть особое взаимодействие, дает возможность получить групповой эффект синергию. СИНЕРГИЯ многократно усиливает эффект работы по сравнению с индивидуальной

показать практическое применение метода мозгового штурма, стимулирующего мыслительную и творческую деятельность участников.

Оборудование: презентация, этапы работы на бумаге, листы формата А-2, А-4, ручки, цветные карандаши, маркеры, клей, ножницы, картинки для коллажа, листы с дополнительной информацией – справкой из энциклопедии.

Методы работы: беседа, мозговой штурм, ассоциации, работа в группе, синквейн.

Ход мастер - класса:

Сегодня мы вместе собрались, чтобы на деле посмотреть, как работает метод мозгового штурма в рамках решения одного конкретного вопроса.

Я - учитель начальных классов и, конечно, меня интересует вопрос:

Чтобы найти ответ на интересующий меня вопрос, ваша задача: получить как можно больше идей за отведённое команде время. Я предлагаю использовать для этого метод мозгового штурма.

Мозговой штурм можно назвать самым распространенным способом командной работы. Это такая технология коллективного сотворчества, которую используют для выработки большого количества идей с целью решения какой – либо проблемы или поиска ответа на какой-либо вопрос. А работая вместе, каждый член команды может проявить все свои, даже скрытые, способности.

Чтобы выполнить задание, нам обязательно понадобится умение работать с ассоциациями.

4. Подготовка к мозговому штурму. Образование команд.

Для выполнения поставленных перед нами задач: выдвижения, обсуждения идей, обработки информации всем участникам необходимо разделиться на четыре команды.

(Для этого участники рассчитываются на 1,2,3,4 и расходятся к своим столам)

Команды готовы. Напомню этапы работы

Этапы проведения мозгового штурма:

5. Постановка задач каждой команде.

(Команда рассаживается за свой стол с табличкой генераторы, ведущий участникам даёт листы и фломастеры)

Задачи поставлены. А теперь давайте вспомним, каких принципов нужно придерживаться в работе?

Принципы мозгового штурма:

максимум идей за короткий отрезок времени

отсутствие какой-либо критики

это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей

6. Проведение мозгового штурма

Итак, можно начинать.

2 команда - Аналитики идей – обрабатывают информацию, полученную от первой группы, выбирают лучшие на их взгляд ассоциации.

4 команда – Коллажисты – создадут коллаж, который тоже будет ответом на сегодняшний вопрос.

Справка для команды (лежит на столе)

Коллаж (от фр. collage -приклеивание)-технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами.

Для работы вам понадобятся:

цветная и оберточная бумага

однотонная бумага для фона

Ведущий : Удачи! Помните о регламенте.

Справка: Мозговой штурм – это быстро протекающий творческий процесс. Участники должны знать, сколько времени им выделено. Это заставит команды как можно быстрее активизироваться. Ведущий следит за регламентом и напоминает, сколько остаётся времени.

А знаете ли вы как родилась идея создания метода мозгового штурма?

Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн переправлял военную технику и продукты питания. Однажды судно оказалось без охраны, а была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Судно было беззащитно. Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул. Что делать? Один матрос предложил "гениальную" идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, надо всем морякам встать у борта и дружно дунуть на торпеду. К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно "отдул" сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе. Осборн задумался – смелая мысль спасла жизни, что-то здесь есть! Так родилась идея создания метода мозгового штурма, который в шестидесятые годы был очень популярен, его считали самым перспективным, преподавали в университетах и выработали много модификаций.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Метод мозгового штурма при создании инновацийУчитель: Морарь Екатерина Евгень.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Метод мозгового штурма при создании инновацийУчитель: Морарь Екатерина Евгень.

Метод мозгового штурма при создании инноваций
Учитель: Морарь Екатерина Евгеньевна

Суть метода мозговой атакиМЕСТО ДЛЯ ПОДЗАГОЛОВКА2

Суть метода мозговой атаки
МЕСТО ДЛЯ ПОДЗАГОЛОВКА
2

3Суть основана на психологическом эффекте. Если 5 - 8 человек каждому индиви.

3
Суть основана на психологическом эффекте.
Если 5 - 8 человек каждому индивидуально предложить независимо
высказать идеи решения изобретательской (рационализаторской) задачи,
то в сумме получим идей меньше, чем если предложить этой группе людей
коллективно высказать идеи.
Эта особенность явилась основой метода, названного
прямым мозговым штурмом -
brain-storming.

4

5

6Правило 1. Задачу последовательно решают 2 группы людей по 4–15 человек в ка.

6
Правило 1.
Задачу последовательно решают 2 группы людей по 4–15 человек в каждой (оптимальный состав
6–12 человек).

Регламент на каждую идею – не более двух минут. Все они высказываются без доказательств и записываются в протокол.

7Правило 3 При генерации идей запрещена всякая критика. Рекомендуется пригла.

7
Правило 3
При генерации идей запрещена всякая критика.

Рекомендуется приглашать на штурм людей разных специальностей и разного уровня образования
Правило 4
Экспертизу и отбор идей после окончания процесса генерирования следует проводить очень внимательно.

Продумывать все идеи.
Правило 5
Руководитель должен выполнять свои обязанности
без приказаний и критики.

Ему нужно следить за тем, чтобы высказывание идей не происходило только в рациональном направлении.
Правило 6
Если задача не решена в ходе штурма,
можно повторить процесс решения.

8Задание: Создать модель школьной газеты

8
Задание: Создать модель школьной газеты

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 258 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Раздел 5. Технология ведения домашнего хозяйства

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.04.2021 1661
  • PPTX 3.4 мбайт
  • 169 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Морарь Екатерина Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ключевые слова:
Дизайн, техническая эстетика, мозговой штурм.

Основные понятия:
Дизайн – это вид проектной деятельности по проектированию эстетических и функциональных свойств промышленных изделий.
Метод мозгового штурма – это метод разработки инновационных дизайнерских проектов, основанный на коллективной атаке возникшей проблемы для поиска и выбора наиболее удачной из предложенных идей.

Пояснения:
Синоним дизайна – художественное конструирование.
Основные направления дизайна: собственно дизайн и техническая эстетика.
Техническая эстетика является научной дисциплиной о дизайне.
При проектировании изделия важно учитывать его будущие качества: конструктивность и функциональность.
Выделяют различные направления дизайна: промышленный дизайн, транспортный, ландшафтный дизайн и т.д.
Эффективным методом создания инноваций является метод мозгового штурма. Его сила и слабость – в запрете на критику чужих идей.

Литература:
Технология. 8—9 классы : учеб. для общеобразоват. организаций / [В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.]; под ред. В. М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека



Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности. В ходе проведения мозгового штурма участники высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно повысить активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. В ходе работы дети получают возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки предполагает объединение усилий нескольких людей, и возможность развивать идеи друг друга.

Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся. При его применении реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

Подготовка к проведению мозгового штурма

Правила и этапы проведения мозгового штурма на уроке

При одном из вариантов организации работы на уроке, класс разделяется на 2 группы. Одни ребята выдвигают идеи и предположения — создают банк идей. Вторые занимаются анализом. Соответственно, группы работают по очереди.

Возможна и другая форма организации мозгового штурма, когда все ребята участвуют в процессе одновременно, выступая сначала в роли генераторов идей, потом — в роли критиков.

Этапы проведения мозговой атаки на уроке

  • Создание банка идей. Примерное время проведения 10 – 15 минут. На этом этапе происходит наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше. Важно, чтобы учащиеся не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными, фантастичными. Критика и комментирование не допускаются. Все предложения фиксируются учителем на доске. Дети должны знать, что каждый из них может и должен внести свой вклад в создание банка идей.
  • Анализ идей. Он занимает основное время урока. Происходит коллективное обсуждение, анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то положительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях. Возможно, для этого нужно будет ее немного подкорректировать, усовершенствовать.
  • Обработка результатов. Данный этап можно провести на отдельном уроке. Из всех предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная.

Рекомендации

Преимущества и недостатки

Использование метода мозгового штурма имеет ряд преимуществ. Он способствует развитию:

  • творческого и аналитического мышления;
  • коммуникативных навыков. Дети учатся не только высказывать свои мысли, формулируя их четко и ясно, но и слушать своих одноклассников, не перебивая их и стараясь максимально вникнуть в смысл их идеи;
  • фантазии и воображения;
  • навыки позитивной, адекватной критики — дети учатся высказывать свое мнение и принимать мнение других.

Еще одним достоинством данного метода является отсутствие необходимости предварительной подготовки от коллектива.

Область применения, темы

Метод мозгового штурма может применяться в любой области знаний. При этом возрастных ограничений не имеется. Он одинаково интересен и эффективен будет в детском саду, школе, ВУЗе.

Мозговая атака способствует вызову интереса к теме и определению целей ее изучения. Работа при этом становится более занимательной и эффективной, а ребята проявляют свои творческие способности.

Примеры применения мозгового штурма на уроках

В ходе обсуждения желательно прийти к тому, что все эти направления деятельности имеют важны для жизни государства. И то, какое из них будет предпочтительным — будет зависеть от определенных условий.

Выводы

Использование метода мозгового штурма позволяет продемонстрировать учащимся, что у одной и той же задачи может быть несколько различных решений и каждое из них является правильным. Просто все зависит от конкретных заданных условий. Умение высказывать свои мысли способствует раскрепощению сознания детей, развитию их критического мышления и творческих способностей.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: