Штриховка сечений смежных деталей конспект

Обновлено: 03.07.2024

Сборочные чертежи выполняют с упрощениями, излагаемыми ниже.

На сборочных чертежах можно не показывать:

- фаски, округления, проточки, углубления, выступы, рифления, насечки и другие мелкие элементы;

- зазоры между стержнем и отверстием;

- крышки, щиты, кожухи, перегородки и т.п., если необходимо показать закрытые ими составные части изделия, при этом над изображением делают соответствующую надпись, н а п р и м е р: "Крышка поз. 3 не показана";

- видимые составные части изделия и их элементы, расположенные за сеткой, а также частично закрытые расположенными впереди составными частями;

- таблички с надписями, фирменные планки, шкалы и другие подобные детали, изображая только их контур.

При наличии нескольких одинаковых мест соединений резьбовыми изделиями или заклепками показывают одно из них, а для остальных только обозначают их местоположение осевыми линиями.

Изделия из прозрачного материала изображают как непрозрачные. Составные части и их элементы, расположенные за прозрачными предметами, допускается изображать как видимые, например: шкалы, стрелки приборов, внутреннее устройство ламп и т. п.

Изделия, расположенные за винтовой пружиной, изображенной лишь сечениями витков, показывают до зоны, условно закрывающей эти изделия и определяемой осевыми линиями сечений витков (рис. 3.1).

Штриховку в разрезах для смежных деталей выполняют в соответствии с ГОСТ 2.306 68 * :

- штриховка одной детали на различных изображениях сборочного чертежа должна быть одинаковой;

- смежные детали в разрезах и сечениях выделяют разной по направлению и плотности штриховкой, одинаковой для каждой детали на всех изображениях, или сдвигают линии штриховки в одном сечении по отношению к другому. Другими словами, для смежных сечений двух деталей следует брать наклон линий штриховки для одного сечения вправо, для другого – влево (встречная штриховка).

Поверхности сопрягаемых деталей в местах соприкосновения выполняют одной контурной линией, без утолщения ее (рис. 3.2).

Сварное, паяное или клеевое изделие из однородного материала находящееся в сборке с другими изделиями, штрихуют в разрезах и сечениях как монолитное тело, показывая границу между деталями сплошной основной линией (поз. 1, рис. 3.3).


Рис.3.1 - Пример вычерчивания элементов изделия расположенных за пружиной


Рис.3.2 - Штриховка в смежных сечениях


Рис. 3.3 - Сборочный чертеж со сварным корпусом:

1 – корпус; 2 – вал; 3 – шпонка

Можно не показывать границы между деталями, а изображать конструкцию как монолитное тело.

На рис. 3.3 изображен сборочный чертеж изделия, состоящего из сварного (включающего три детали: кожух, пластинку и втулку) корпуса (поз. 1), посаженного на вал (поз. 2) при помощи шпонки (поз. 3).

На разрезах изображают не рассеченными составные части, на которые оформлены сборочные чертежи.

Типовые, покупные, и другие широко применяемые изделия изображают с упрощенными внешними очертаниями, не изображая мелких выступов, впадин и т.п.

На сборочных чертежах применяют способы упрощенного изображения составных частей изделий. Н а п р и м е р: болты, винты, шпильки, шпонки, зубья зубчатых колес, непустотелые валы, оси, рукоятки и аналогичные части деталей в продольном разрезе (а шарики всегда) показывают не рассеченными (рис. 3.4).

Спицы зубчатых колес, тонкие стенки и т.п., если секущая плоскость направлена вдоль их оси или длинной стороны элемента, показывают разрезанными, но не заштрихованными (рис.3.4). Если в подобных элементах детали есть углубление или отверстие, то применяют местный разрез.


Рис. 3.4 - Пример изображения не рассекаемых деталей на сборочных чертежах

Крепежные соединения на круглых фланцах, не попавшие в разрез, условно вводят в плоскость разреза (рис. 3.5). При этом упрощенно изображают один элемент, а остальные показывают условно.


Рис.3.5 - Упрощенное изображение крепежных соединений на фланцах


Рис. 3.6 - Технологические указания на сборочных чертежах (примеры)

На сборочных чертежах пишут специальные технологические указания, если они являются единственными (рис. 3.6).

Шлицы головок, шурупов, винтов и т.п. показывают одной сплошной утолщенной линией, на виде сверху под углом 45 ° . Не изображают фаски, округления, проточки, углубления, выступы, накатки, насечки, оплетки и




другие мелкие элементы (рис.3.7, а, б). Не показывают зазоры между стержнем и отверстием (рис. 3.7, в).

Не изображают видимые составные части изделия или их элементы, расположенные за сеткой, а также частично закрытые впереди расположенными составными частями.

Не выполняют надписи на табличках, фирменных планках, шкалах и других подобных деталях, изображая только их контур.

Типовые, покупные и другие широко применяемые изделия изображают внешними очертаниями, которые выполняют с упрощениями - не изображают мелкие выступы, впадины и т. п. Болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные, шлицевые, сварные, клееные и клепаные соединения изображают на сборочных чертежах, как правило, упрощенно (рис. 3.7, а, б, в, г). Сварное, паяное, клееное изделие из однородного материала в сборе с другими изделиями в разрезах и сечениях штрихуют как монолитное тело (в одну сторону), изображая границу между деталями сплошными основными линиями (рис. 3.7, г).

Сборочные чертежи выполняют с упрощениями, излагаемыми ниже.

На сборочных чертежах можно не показывать:

- фаски, округления, проточки, углубления, выступы, рифления, насечки и другие мелкие элементы;

- зазоры между стержнем и отверстием;

- крышки, щиты, кожухи, перегородки и т.п., если необходимо показать закрытые ими составные части изделия, при этом над изображением делают соответствующую надпись, н а п р и м е р: "Крышка поз. 3 не показана";

- видимые составные части изделия и их элементы, расположенные за сеткой, а также частично закрытые расположенными впереди составными частями;

- таблички с надписями, фирменные планки, шкалы и другие подобные детали, изображая только их контур.

При наличии нескольких одинаковых мест соединений резьбовыми изделиями или заклепками показывают одно из них, а для остальных только обозначают их местоположение осевыми линиями.

Изделия из прозрачного материала изображают как непрозрачные. Составные части и их элементы, расположенные за прозрачными предметами, допускается изображать как видимые, например: шкалы, стрелки приборов, внутреннее устройство ламп и т. п.

Изделия, расположенные за винтовой пружиной, изображенной лишь сечениями витков, показывают до зоны, условно закрывающей эти изделия и определяемой осевыми линиями сечений витков (рис. 3.1).

Штриховку в разрезах для смежных деталей выполняют в соответствии с ГОСТ 2.306 68 * :

- штриховка одной детали на различных изображениях сборочного чертежа должна быть одинаковой;

- смежные детали в разрезах и сечениях выделяют разной по направлению и плотности штриховкой, одинаковой для каждой детали на всех изображениях, или сдвигают линии штриховки в одном сечении по отношению к другому. Другими словами, для смежных сечений двух деталей следует брать наклон линий штриховки для одного сечения вправо, для другого – влево (встречная штриховка).

Поверхности сопрягаемых деталей в местах соприкосновения выполняют одной контурной линией, без утолщения ее (рис. 3.2).

Сварное, паяное или клеевое изделие из однородного материала находящееся в сборке с другими изделиями, штрихуют в разрезах и сечениях как монолитное тело, показывая границу между деталями сплошной основной линией (поз. 1, рис. 3.3).


Рис.3.1 - Пример вычерчивания элементов изделия расположенных за пружиной


Рис.3.2 - Штриховка в смежных сечениях


Рис. 3.3 - Сборочный чертеж со сварным корпусом:

1 – корпус; 2 – вал; 3 – шпонка

Можно не показывать границы между деталями, а изображать конструкцию как монолитное тело.

На рис. 3.3 изображен сборочный чертеж изделия, состоящего из сварного (включающего три детали: кожух, пластинку и втулку) корпуса (поз. 1), посаженного на вал (поз. 2) при помощи шпонки (поз. 3).

На разрезах изображают не рассеченными составные части, на которые оформлены сборочные чертежи.

Типовые, покупные, и другие широко применяемые изделия изображают с упрощенными внешними очертаниями, не изображая мелких выступов, впадин и т.п.

На сборочных чертежах применяют способы упрощенного изображения составных частей изделий. Н а п р и м е р: болты, винты, шпильки, шпонки, зубья зубчатых колес, непустотелые валы, оси, рукоятки и аналогичные части деталей в продольном разрезе (а шарики всегда) показывают не рассеченными (рис. 3.4).

Спицы зубчатых колес, тонкие стенки и т.п., если секущая плоскость направлена вдоль их оси или длинной стороны элемента, показывают разрезанными, но не заштрихованными (рис.3.4). Если в подобных элементах детали есть углубление или отверстие, то применяют местный разрез.


Рис. 3.4 - Пример изображения не рассекаемых деталей на сборочных чертежах

Крепежные соединения на круглых фланцах, не попавшие в разрез, условно вводят в плоскость разреза (рис. 3.5). При этом упрощенно изображают один элемент, а остальные показывают условно.


Рис.3.5 - Упрощенное изображение крепежных соединений на фланцах


Рис. 3.6 - Технологические указания на сборочных чертежах (примеры)

На сборочных чертежах пишут специальные технологические указания, если они являются единственными (рис. 3.6).

Шлицы головок, шурупов, винтов и т.п. показывают одной сплошной утолщенной линией, на виде сверху под углом 45 ° . Не изображают фаски, округления, проточки, углубления, выступы, накатки, насечки, оплетки и

другие мелкие элементы (рис.3.7, а, б). Не показывают зазоры между стержнем и отверстием (рис. 3.7, в).

Не изображают видимые составные части изделия или их элементы, расположенные за сеткой, а также частично закрытые впереди расположенными составными частями.

Не выполняют надписи на табличках, фирменных планках, шкалах и других подобных деталях, изображая только их контур.

Типовые, покупные и другие широко применяемые изделия изображают внешними очертаниями, которые выполняют с упрощениями - не изображают мелкие выступы, впадины и т. п. Болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные, шлицевые, сварные, клееные и клепаные соединения изображают на сборочных чертежах, как правило, упрощенно (рис. 3.7, а, б, в, г). Сварное, паяное, клееное изделие из однородного материала в сборе с другими изделиями в разрезах и сечениях штрихуют как монолитное тело (в одну сторону), изображая границу между деталями сплошными основными линиями (рис. 3.7, г).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педагогический колледж имени Калугина

урока по черчению

Тема урока: «Общие сведения о сечениях. Правила выполнения и

Выполнила: Мошечкова В.С.

Создать благоприятные условия для изучения учащимися понятий о сечениях, как изображениях, научатся правила его выполнения и обозначения вынесенных сечений

Изучение нового материала

Предметные : познакомятся с понятием сечение, его видами, изображением и обозначением на чертежах;

Метапредметные : определяют и формулируют цель деятельности, составляют план действий по решению проблем.

Личностные : получат мотивацию к учебной деятельности; стремятся к достижению поставленной цели

- развивает аккуратность и четкость при выполнении чертежей.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, беседа, объяснение, индуктивный, фронтальная, индивидуальная.

Мультимедийный проектор, компьютер;

Основные понятия и термины

Сечение, виды сечений (вынесенные, наложенные)

Виды сечений (вынесенные, наложенные)

Таблицы “Образование сечения”,

Введение в тему урока. Целеполагание

Освоение новых знаний

Закрепление новых знаний

Подведение итогов. Рефлексия.

Обучающие и развивающие компоненты,

Задания и упражнения

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Приветствуют, проверяют наличие нужных материалов.

имеют желание учиться, проявляют готовность к уроку.

Ввод в тему урока

Учащимся предлагается определить внутреннюю форму изделия (в картофеле выполняются отверстия различного диаметра и глубины и т.д.) или найти способ для решения этой задачи.

Учитель: ребята посмотрите на картофель, что вы видите ?

Ответ: в картофели есть отверстие

Учитель: а как же нам понять внутреннею форму отверстия, как оно выглядит внутри? мы можем видеть?

Ответ: Нет, нужно разрезать

Учитель:ваша догадка верна, но мы будем не разрезать, а рассекать.

Учитель: Посмотрите, теперь мы видим как выглядит отверстие внутри картофеля ?

(гуашью закрашивается фигура сечения и делается оттиск на листе бумаги )

Учитель: Сегодня тема нашего урока сечение, а так будет выглядеть фигура сечения нашего картофеля на бумаге

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Личностные: понимают значения урока.

Коммуникативные: отвечают на вопросы. Проверяют задание, уважают мнения других учащихся.

Познавательные: осуществляют поиск существенной информации из рассказа учителя или из жизненного опыта.

Изучение нового материала

Учащимся предлагаются, ранние приготовленные, шаблоны изделий (выполненных на картофеле), под цифрами и оттиски фигур сечения этих шаблонов, под буквами. Учащиеся должны найти соответствующие шаблонам оттиски сечений и записать в тетрадь.

Учитель: Ребята, у меня есть шаблоны изделий выполненные на картофеле и нужно найти фигуры сечения каждого изделия. На доске представлены варианты.

Ответы вы пишите в тетрадке вот в такой таблице( на доске представлен образец)

hello_html_m7999020c.jpg

На выполнение задания дается 2-3 минуты, задание проверяются фронтально.

Учитель: итак, для чего нужно сечение?

Ученики: сечение нужно для того чтобы видеть внутреннее очертание предметов.

Учитель: верно. Давайте откроем тетрадки запишем тему и определение сечения.

Сечение – это изображение фигуры, полученной при мысленном рассечении предмета секущей плоскостью.

hello_html_m7acb6ae9.jpg

В начале урока вы скаали что нам нужно разрезать, но разрез и сечение это разные вещи. У вас есть предположения в чем их отличие?

Ученики: (предлогают свои варианты)

Учитель: посмотрите на слайд вам показанно два изображения одно разрез другое сечение. Так в чем их отличия?

Ученики: (предлогают свои варианты)

Учитель: итак разрез показывает нам что находиться в секущей плоскости и за ней. А сечение только то место где проходит секущая плоскость. Давайте запишем это чтобы не путать эти два понятия. Теперь когда мы можем узнать о сечении подробнее.

Сечение деляться на два вида это вынесенные сечения и наложные. Давайте запишем определение вынесенного сечения. Вынесенные сечения это сечение расположенные вне контура изображений детали. Наложенные сечения это сечения распооженные непосредственно на виде.

hello_html_619fdf48.jpg

Вынесенное сечение допускается располагать на любом месте поля чертежа. Оно может быть помещено непосредственно на продолжении линии сечения (рис. 190, б) или в стороне от этой линии, в частности на месте, предназначенном для одного из видов (рис. 190, в), а также в разрыве между частями вида (рис. 190, г).

hello_html_4bafe2b1.jpg

Вынесенным сечениям следует отдавать предпочтение перед наложенными, так как последние затемняют виды чертежа и неудобны для нанесения размеров.

На доске представлен чертёж и ученикам предлогается самостоятельно выбрать фигуры сечения, чтобы выявить форму вала (стрелки, буквенные обозначения выполнены отдельно, на магнитах).

Учитель: На сколько секущихся плоскостей нужно мысленно разделить вал?

Ответ: На три секущиеся плоскости

Учитель: Верно, назовём их А, Б, В

Учитель: а теперь выберите самостоятельно фигуры сечения

Учащиеся поднимают руку и отвечают

Учитель: Дает ли сечение представление о форме детали в местах рассечения?

Учитель: Что же мы можем сказать о детали сделав сечение ?

Ответ :( предположительный ответ)

на первой выявлена форма детали в том месте, где снята лыска и просверлено глухое отверстие; на второй видны поперечная форма и размеры шпоночной канавки; на третьей - расположение и глубина трех отверстий.

Фигуру сечения на чертеже выделяют штриховкой для того, чтобы отличить на детали мысленно образованные поверхности от существующих. Штриховку наносят тонкими линиями. Наклонные параллельные линии штриховки проводят под углом 45 к линиям рамки чертежа. Расстояние между линиями должно быть 1-10 мм (для металла) (рис. 189, б) и одинаковым для всех сечений одной детали на данном чертеже. Наклон штриховки допускается как влево, так и вправо (рис. 189, а).

hello_html_m71205478.jpg

Обозначение сечений. Чтобы определить, в каком месте деталь имеет форму, показанную на сечении, место, где находится секущая плоскость, и само сечение обозначают.

Положение секущей плоскости указывают на чертеже линией сечения. Ось симметрии наложенного или вынесенного сечения указывают штрихпунктирной тонкой линией без обозначения буквами и стрелками и линию сечения не проводят (рис. 190, а и б, 191, б). Во всех остальных случаях для линии сечения примеряют разомкнутую линию (рис. 191, а-е), начальный и конечный штрихи которой не должны пересекать контур соответствующего изображения. Толщина штрихов разомкнутой линии берется от s до 1,5s, а длина от 8 до 20 мм. На начальном и конечном штрихах, перпендикулярно им, на расстоянии 2-3 мм от конца штриха ставят стрелки, указывающие направление взгляда. Форма, соотношение размеров стрелок и взаимное расположение стрелок и разомкнутой линии показаны на рис. 192.

Размеры и расположение стрелок и разомкнутой линии

У начала и конца линии сечения ставят одну и ту же прописную букву русского алфавита. При этом выбирают последовательно начальные буквы алфавита (А, Б, В, Г, Д и т.д.). Буквы наносят около стрелок, указывающих направление взгляда с внешней стороны. Над сечением делается надпись по типу А – А, т.е. двумя одинаковыми буквами, через тире.

Если сечение находится в разрыве между частями одного и того же вида, то при симметричной фигуре линию сечения не проводят

Для несимметричных сечений, расположенных в разрыве или наложенных , линию сечения проводят со стрелками, но буквами не обозначают.

Сечение можно располагать с поворотом. Тогда к надписи должно быть добавлено условное графическое обозначение, располагаемое в строчку, с обозначением сечения.

Для нескольких одинаковых сечений, относящихся к одному и тому же предмету, следует линии сечения обозначать одной и той же буквой и вычерчивать одно сечение.

Слушают, отвечают на вопросы, рассматривают презентацию, заполняют маршрутный лист.

Личностные: понимают значение знаний и принимают его, проявляют интерес.

Познавательные: узнают для себя новую информацию.

Регулятивные: ориентируются в рассказе, образце, на маршрутном листе.

Закрепление полученных знаний

Учащимся раздаются карточки (каждому )

hello_html_m47465f1d.jpg

1.Нужно обозначить секущиеся плоскости и фигуры сечений

2.Заштриховать фигуры сечений (на доске есть памятка с правилами)

Внимательно слушают учителя Выполняют самостоятельную работу.

Познавательные: осуществляют поиск существенной информации из рассказа учителя.

Регулятивные: ориентируются в рассказе, образце, на маршрутном листе.

Личностные: проявляют интерес к теме.

Подведение итогов урока

Что общего между разрезами и сечениями?

- И разрезы, и сечения служат для выявления внутренней формы детали.

В чём их различие?

- На сечениях показывают только то, что попало в секущую плоскость, а на разрезах, то, что попало в секущую и то, что находится за ней.

Дайте классификацию сечений.

- Сечения бывают наложенные, вынесенные и расположенные в разрыве изображения.

Объясните особенности изображения каждого из них.

- Вынесенные сечения располагают на свободном поле чертежа, изображение обводят основной сплошной линией и сопровождают надписью А – А. Наложенные - располагают непосредственно на самом изображении и обводят контур изображения тонкой линией. Сечения, расположенные в разрыве изображения выполняют с учётом проекционной связи. Контур фигуры сечения – основная сплошная толстая линия.

hello_html_63dfb61a.jpg

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, уважают мнения других учащихся.

Регулятивные : проверяют себя на наличии знании тем.

Выдаю индивидуальные карточки – задания тем учащимся, которые допускают ошибки. Остальным предлагаю выполнить творческое задание – карточки для игры “Домино” по теме “Сечения.”

Задачи :1 РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие творческого, абстрактного мышления.

2 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитание познавательного интереса к предмету, формирование самостоятельности, аккуратности.

3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: научить правильному построению сечения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: предмет для демонстрации необходимости выполнения сечения (гаечный ключ) чертежные инструменты, тетрадь, учебник, мультимедиа.

I. Организационный момент

Приветствие, поверка готовности к уроку.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Вводная беседа.

В быту, технике часто встречаются предметы и детали, форму которых сложно передать на чертеже, представленном даже тремя видами и наглядными изображением.

- Посмотрите на этот предмет (гаечный ключ).

Как можно показать толщину, если она по всей длине предмета различается?

Попробуем выполнить эскиз трех видов данного предмета (на доске)

- Понятна ли форма середины ручки гаечного ключа?

На чертеже этого не видно. Увеличение количества видов не решает поставленной проблемы.

- Как же можно увидеть конструкцию предмета?

Представьте также, что нам нужно выполнить чертеж предмета, имеющего множество отверстий и выемок. На видах такого предмета будет присутствовать много невидимых линий, затрудняющих восприятие.

- Как поступит в данном случае? (Подвести учащихся к мысли о необходимости выполнить поперечный мысленный разрез предмета для показа формы его средней части).

В курсе черчения в подобных случаях используют изображения, которые называются сечениями и разрезами.

Рассмотрим сечения. Запишите в тетрадях тему урока ( Слайд 1 ) и определение ( Слайд 2 )

Сечение – это изображение фигуры, полученной при мысленном рассечении предмета секущей плоскостью.

Часть детали мысленно рассекают секущей плоскостью. Секущие плоскости всегда проводят перпендикулярно к общему направлению детали и к ее оси.

На чертеже сечение конкретизирует геометрическую форму детали и ее частей, четко раскрывая их поперечное строение. Поэтому сечение применяют в тех случаях, когда возникает необходимость выявить форму отдельных элементов деталей, имеющих отверстия, пазы и углубления.

- Обратите внимание на то, в каких плоскостях находятся сечения по отношению к виду, к которому они относятся. Это одна и та же плоскость? ( Нет, эта плоскость перпендикулярна плоскости вида)

Значит, секущие плоскости повернуты на 90 0 .

Отметьте важный момент : на сечении показывают только то, что находится в секущей плоскости (исключение составляют цилиндрические отверстия).

3. Обозначение и расположение сечений.

- Посмотрите на чертеж ( Слайд 3 )

- Что вы можете сказать о том, как обозначаются сечения? Как они выполняются? ( Фигура сечения заштрихована под углом 45 0 .)

- А где на чертеже по отношению к детали расположены сечения? В произвольном месте? ( Нет, строго под тем местом, к которому они относятся )

- А если нет места для такого расположения? Посмотрите на чертеж, что здесь обозначают буквы? ( Они обозначают место сечения на детали, н-р, А-А, и соотносят с ним изображенное сечение) .

Теперь запишем более подробно. Разделите страницу пополам.

Сечения делятся на наложенные и вынесенные. Запишите в левом столбце – наложенные, в право – вынесенные.

То, что мы сейчас рассмотрели, - это вынесенные сечения, т.е. находящиеся вне контура изображения детали (рис.1). Наложенные сечения изображаются непосредственно на видах.

Вынесенные сечения предпочтительней, т.к. не загромождают вид лишними линиями. Однако если фигура сечения простая и сама деталь простой формы, то можно выполнить наложенное сечение.

Контур вынесенного сечения обводят сплошной основной линией такой же толщины, как и линия, принятая для видимого контура изображения.

Контур наложенного сечения выполняется сплошной тонкой линией, причем контур в месте расположения сечения не прерывают (рисунок в учебнике)

Если секущая плоскость проходит через ось отверстия или углубления, ограниченного поверхностью вращения (цилиндрической, конической, сферической), то в сечении показывают то, что попало в секущую плоскость, и контур отверстия или углубления, расположенного за ней.

Запомните, что на сечении не может быть фигуры, распадающейся на части. Для этого контуры цилиндрических отверстий обозначаются. Если же отверстие имеет иную форму и необходимо показать их изнутри, то будет использоваться разрез, о котором мы будем говорить позже.

Рассмотрим, как обозначаются сечения. Запишите в тетради: секущая плоскость обозначается:

  1. Разомкнутой линией, которая не должна пересекать или касаться контура изображения детали.

- Напомните ее толщину. ( В полтора раза толще сплошной толстой основной )

2. Указание направления взгляда.

- С какой стороны мы можем смотреть на разрезанную деталь? ( Как слева, так и справа)

- А если сечение проходит горизонтально? (Для этого указывают направление взгляда. Оно обозначается двумя стрелками. Стрелки смещены к внешнему краю разомкнутой линии примерно на одну треть ее длины от края)

Если на чертеже несколько сечений, их нужно как-то пронумеровать. Стандартом принято обозначение сечений буквами.

3. Прописными буквами русского алфавита, которые располагаются с внешней стороны стрелки по отношению к детали. Для формата А4 размер букв – 5.

Н-р, фигура сечения может обозначаться А-А, Б-Б.

Если фигура наложенного сечения симметрична, она не обозначается.

Если несимметрична – всегда обозначается: проводят штрихи разомкнутой линии и стрелки, передающие направление взгляда.

Зарисуйте в тетрадях.

Что касается вынесенного сечения, то ее, как и при симметричной фигуре сечения, располагают на продолжении линии сечения (штрихпунктирной) и не наносят дополнительных обозначений.

Обратите внимание: осевая линия фигуры сечения лежит на продолжении линии сечения.

Если же фигура сечения несимметрична, то аналогично наложенному сечению проводят разомкнутую линию и указывают стрелками направление взгляда. В отличие от наложенного сечения вынесенные сечения также обозначаются буквами. Буквы (прописные, русский алфавит) наносят с внешних сторон стрелок. Над сечением пишут те же буквы через тире с тонкой чертой снизу.

4. Особенности выполнения сечений.

- Посмотрите на рисунок (Слайд 4)

- В каком масштабе по отношению к чертежу выполнены сечения? ( В таком же масштабе)

По большей части сечения выполняют в том же масштабе, что и изображение, к которому оно относится. Если масштаб изменен, то его указывают дополнительно.

Мы уже сказали, что фигура сечения заштриховывается, чтобы отличить сечение от вида. Согласно ГОСТу характер штриховки изменяется в зависимости от материала, из которого изготовлена деталь.

Рассмотрим основные виды штриховки. Разделите страницу пополам, слева будете записывать описание, а справа зарисовывать.

Обычная штриховка, состоящая из наклонных тонких линий по углом 45 0, обозначает металлы и твердые сплавы. Наклон может быть и влево, и вправо, но для всех сечений одной детали на чертеже он одинаков. Отметьте, если линии контура совпадают с углом 45 0 . То угол штриховки выбирают равным 30 0 или 60 0 . Эти линии не должны совпадать.

Штриховка в двух направлениях, перекрестная под углом 45 0 к горизонтали, расстояние между штрихами – 2-3мм, применяется для обозначения пластмасс и других неметаллических материалов (картона, резины).

Волнистые линии обозначают дерево, имитируя линии на его срезе.

Стекло и другие светопрозрачные материалы обозначаются короткими штрихами, расположенными по три рядом, средний из которых длиннее, чем крайние, в два раза. Угол наклона также 45 0 .

III. Практическое закрепление пройденного материала.

Выполните упражнение: учебник стр.135, рис 176 (Ответы: А -3, Б – 2, В – 1, Г – 4)

IV. Теоретическое закрепление пройденного материала.

- Для чего на чертежах применяют сечения?

- Что такое сечение?

- Какие сечения называются наложенными, а какие – вынесенными?

- В каких случаях вынесенные сечения не обозначаются?

- Как выполнить штриховку сечения детали, выполненной из чугуна? Стали? Меди? Пластмассы? Оргстекла?

V. Домашнее задание.

На следующий урок принести листы формата А4 и инструменты для выполнения графической работы. Обязательно нужно иметь циркуль.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сечение. обозначение сечения на чертежах.Выполнение опросы предыдуших тем.

Прежде чем перейти к изучению новой темы необходимо вспомнить основные сведения из проекционного черчения.

Сколько видов на чертеже может иметь предмет?

Перечислите эти виды.

С выбора, какого вида начинают построение чертежа?

Какой линией выполняется обводка видимых контуров детали?

А невидимых?

Перечислите плоскости проекций.

Какие на них выполняют виды?

Мы с вами вспомнили, что форма с помощью видов форма некоторых деталей не выявляется с достаточной полнотой и удобочитаемостью. По этим видам нельзя, например, установить поперечную форму детали и форму мелких элементов ступенчатого вала, т.к. на главном виде не определяется форма всех частей вала, а вид слева будет пересечен множеством линий, малопонятным и не разъяснит форму каждой части детали.

Чтобы показать поперечную форму детали, используют изображение, называемое сечением.

Для получения сечения деталь мысленно рассекают воображаемой секущей плоскостью в том месте, где нужно выявить ее форму.

Сечением называется изображение предмета, полученное при мысленном рассечении его плоскостью или несколькими плоскостями.

На сечении показывается только то, что рассекается, т.е. попадает в секущую плоскость.

Построение сечений.

Ступенчатый вал мысленно рассекают секущими плоскостями перпендикулярно оси вала. Каждая плоскость проходит в интересующем нас месте и показывает поперечную форму детали в этом месте. Проходя по мелким элементам, показывает их форму и размеры. Спроецировав на плоскость полученное изображение, получают сечение. Их выделяют штриховкой под 45* в любую сторону либо 30 * для несовпадения с другими линиями контура детали. Заштриховывают только рассеченный материал.

Задание. Каждой команде в тетради выполнить виды сечений предложенных деталей.

Виды сечений.

Сечения бывают вынесенные и наложенные. Вынесенные выполняют вне контура изображения на чертеже, а наложенные расположены на самом виде.

Вынесенные сечения более предпочтительны, т. к. не загромождают вид и удобны для нанесения размеров. Контур вынесенного сечения обводится основной сплошной линией, а наложенного – сплошной тонкой. Наложенное сечение располагают в том месте, где проходила секущая плоскость и на том виде, к которому оно относится, т.е накладывается на изображение.

Вынесенное сечение может располагаться:

- на продолжении линии сечения;

- на месте одного из видов;

- в разрыве между частями одного из видов.

Обозначение сечений.

Положение секущей плоскости указывается на чертеже разомкнутой линией или тонкой штрихпунктирной, если на ее продолжении выполняют симметричное сечение. На разомкнутой линии перпендикулярно ей ставят стрелки, указывающие направление взгляда. На стрелках проставляют одну и ту же букву русского алфавита. А над сечением делают надпись по типу А-А. Если сечение находится в разрыве, то линию сечения не проводят. Для наложенного сечения линию сечения показывают стрелками, но буквами не обозначают.

Правила построения сечений.

На чертеже одной детали может быть сколько угодно различных сечений, сколько нужно для выявления ее формы. Сечения выполняют в том же масштабе, что и сам вид, к которому оно относится. На сечениях наносят необходимые размеры. Сечение должно по построению соответствовать направлению, указанному стрелками.

Упражнение 1.групповое

Выбрать правильное сечение детали. Отметить ответ в карточке.

Упражнение 2.групповое

Подобрать к каждой секущей плоскости ее сечение. Отметить ответ в карточке.

Упражнение 3. групповое

По карточкам установить форму детали в секущей плоскости и собрать из конструктора эти сечения.

Графическое задание. индивидуальное

По деталям с указанными секущими плоскостями построить сечение в тетради, используя алгоритм построения сечений.

Алгоритм построения сечений:

а) проведение центровых линий фигуры сечения;
б) построение общего очертания фигуры сечения;
в) уточнение фигуры сечения;
г) штриховка фигуры сечения.

д) обозначение секущих плоскостей и фигур сечений, обводка.

Вопросы к чтению чертежа с сечениями.

Сколько видов детали показано на чертеже?

Сколько показано сечений?

Рассматривая сечения и главный вид определите форму каждой ступени

По сечениям установить наличие и форму мелких элементов.

Закрепление нового материала по тестам.

А. Сечения бывают:

1. простые

2. профильные

4. начерченные

5. сложные

Б. На сечении показывают

1. то, что лежит за секущей плоскостью

2.то, что лежит перед секущей плоскостью

3. то, что попадает в секущую плоскость

4.то, что попадает в секущую плоскость и лежит за ней.

5. вид спереди.

В.Сечения на чертеже обозначают:

1. буквами русского алфавита

2. цифрами

3. буквами латинского алфавита

Г. Сечения служат для

1. усложнения чертежа

2. заполнения свободного места на чертеже

3. выявления поперечной формы предмета

Д.Секущая плоскость на чертеже показывается

1. штриховой линией

2. разомкнутой линией

3. основной сплошной линией.

В конце урока подведем итоги. Каждая команда проставляет каждому ее члену баллы за участие в работе в оценочном листе команды. Преподаватель проставляет туда же баллы за графическую работу студентов и называет оценки за урок. Студенты заполняют лист рефлексии и озвучивают ее.

Читайте также: