Хачатурян танец с саблями конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Знакомство с музыкальными произведениями, написанными композиторами разной национальности, определение их характера и настроения.

ВложениеРазмер
urok_v_shkole_zakharova6fevralya.doc 66.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Дата: 06.02.2014 Захарова Анастасия, 30 группа

Класс: 3 Методист: Муталиева Лейла Суймбаевна

Учитель: Дударева Анастасия Владимировна

Цель: Знакомство с музыкальными произведениями, написанными композиторами разной национальности, определение их характера и настроения.

Воспитывающая: воспитывать интерес к музыкальным произведениям разных народов.

Обучающая: учить внимательно и заинтересовано слушать музыку, на слух определить характер и настроение музыки, вступать и заканчивать пение всем вместе, петь без напряжения.

Развивающая: развивать интеллектуальные и творческие способности (самостоятельность мышления, представление образа при слушание)

1)словесный (беседа, объяснение, рассказ)

2) сравнение (слушание разных по контрасту произведений)

3)наглядно-зрительный (рассматривание портретов, показ руководителем пения)

Оборудование: Фортепиано, ПК, записи мп3, наглядности: портреты композиторов: И.С. Бах, А. И. Хачатурян.

Здравствуйте ребята. Меня зовут Анастасия Евгеньевна. Тема нашего урока написана на доске.

На нашей большой планете живут разные народы, и каждый народ имеет свою (и народную, и композиторскую) музыку, иногда различную между собой, иногда настолько близкую, что нам бывает трудно определить, к какому народу она относится.

Сядьте удобно, во время слушания постарайтесь определить, в каком характере звучит произведение.

Д: В динамическом, властном.

Изменяется ли ритм на протяжении всего звучания?

Д: Да, он не предсказуемый.

Д: Монгольцы, Китайцы и т.д.

Са́бля — клинковое холодное оружие. Сабли были широко распространены в Восточной Европе и Азии в период с IX по XX века.

При повторном слушание, определите, какой оркестр исполняет произведение.

Какие инструменты вы слышали?

Д: Трубы, барабаны и тарелки…

Верно, ещё используются Валторны, Тромбоны и Туба- это группа медных духовых инструментов, большой и малый Барабан, Тарелки - группа ударных инструментов, альты и контрабасы – группа струнных инструментов – всё это составляет:

Д: Симфонический оркестр.

Игра оркестра буйная, неудержимая, мощная, твёрдая – какие прилагательные противостоят им. Посмотрите на доску и определите антонимы – противоположные по значению слова, по отношению к характеристики нашего произведения.

(Дети распределяют слова – выходя по очереди к доске)

Слова: спокойная, сдержанная, робкая, мягкая – какое произведение характеризуют?

(Исполнение всего произведения руководителем на фортепиано с аккомпанементом.)

Д: Про сверчка, про ночь.

Встаём и готовимся к пению:

- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;

- стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;

- корпус держать прямо, без напряжения;

Показ педагога первой строчки, повтор с детьми, играя мелодию.

  1. Работа над дикцией – проговаривание слов в убыстренном темпе.
  2. Работа над ритмом – сделать плавным, тягучим, протяжным.
  3. Работа над скачками в мелодии – показ звуко-высотности и сравнение прыжка в мелодии с перепрыгиванием ступеньки на лестнице.

Как мишки потопали (дети топают), В ладошки похлопали (дети хлопают в ладоши) Головой покрутили (крутят головой вправо, влево) Об усталости забыли (встряхнулись). Глазками вправо влево, вверх и вниз и наклоны в сторону, давай не ленись. (2-3 раза)

Кто напомнит мне тему нашего урока?

Чей портрет на доске?

Д: Армянского композитора - Арам Ильич Хачатурян.

Рядом с его портретом находится ещё один композитор, знаете его?

Портрет знаменитого немецкого композитора - Иоганн Себастьян Бах. Жил на стыке 17 и 18 века. Прожил 65 лет.

Сядьте удобно, закройте глаза – после слушания, расскажите, что вы представили.

Что вы себе представляли?

Д: Быстрый танец, бегают, суетятся люди и т.д.

Какая была музыка по темпу?

Д: Быстрая, суетливая, ловкая.

Вы правильно подобрали слова, ещё мне кажется, она звучала шутливо, верно?

Исходя из этого прилагательного, как можно назвать сюиту?

Верно, послушаем произведение и определим, какие инструменты исполняют сюиту.

Д: флейта и оркестр.

Это произведение было лёгким, радостным, торжественным. Смотря на портрет. Можно ли сказать, что судьба человека была весёлой, беззаботной?

Д: Нет, он смотрит сурово.

Сядьте прямо, спинки ровные, определите, к какому жанру относится это произведение.

Д: К жанру Колыбельная.

Какой характер песни?

Д: Плавный, спокойный, величавый.

Мне понравилось, как вы протягивали слоги песни. С произведениями, каких народов мы сегодня познакомились?

Д: с произведениями Армянского народа и Немецкого.

Д: Арам Ильич Хачатурян.

Д: Иоганн Себастьян Бах.

Верно. Наше занятие подошло к концу. Сегодня все постарались. До свидания!



Цель:
- обобщение представлений учащихся о личности и творчестве композитора А, Хачатуряна с использованием межпредметных связей (музыка, литература, изобразительное искусство).
Задачи:
- формировать навыки игры на музыкальных инструментах в оркестре, умение анализировать музыкальное произведение, овладевать элементарной нотной грамотой;
- развивать творческие способности учащихся, развивать память и воображение;
- воспитывать эстетический вкус учащихся на примере музыки Арама Хачатуряна, уважительное отношение к культуре разных народов.

Организационный момент.
Музыкальное приветствие.

Добрый день всем, добрый очень!
День пришёл и всех обнял!
Добрым быть, добрым очень,
Он с улыбкой пожелал.

Моделирование проблемной ситуации.
Постановка цели и задач урока.

Учитель –
Ребята, хотите ли вы успешно решить тест о российском и армянском композиторе Араме Хачатуряне и правильно выбрать его музыкальные произведения?
Ответ учащихся - хотим!
Учитель -
А как вы думаете, что нам для этого нужно сделать?
Предполагаемый ответ учащихся - повторить всё, что мы знаем об этом композиторе и послушать его музыкальные произведения.

Комментирование слайдов.
1 слайд


1 ученик –
Арам Ильич Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Тифлисе в семье переплётчика. С детства он любил импровизировать на фортепиано.
2 слайд


2 ученик –
В 19 лет Хачатурян переезжает в Москву и поступает в музыкальное училище, где занимается по композиции у Михаила Гнесина. Затем продолжил обучение в Московской консерватории. Его учителем был русский композитор Мясковский.



4 ученик –
В 30-е годы Арам Хачатурян сочиняет оркестровые произведения, и сам дирижирует оркестром.
5 слайд


(автор – Молокова А. В.)

Зал огнями сияет, слепит яркий свет.
Как стремительно кружатся пары.
И сверкает до блеска натёртый паркет,
Звуки флейт прерывают фанфары!

Волны музыки сладкой уносятся ввысь,
Словно птицы кружат над землёю!
И под пение скрипок спускаются вниз,
Увлекая опять за собою…

Маскарад! Бал в разгаре давно
В быстром темпе мелькающих масок.
И на небе, кружась, звёзды смотрят в окно,
В разноцветие звуков и красок!
Учитель –
Сейчас мы исполним с вами в оркестре Вальс Хачатуряна.

Выступление оркестра
Исполняется фрагмент 1 части вальса. Учитель играет на фортепиано, а учащиеся – на металлофонах, триолах, треугольниках и бубнах.
6 слайд


Учитель –
Главная тема балета – дружба армянского и русского народов, ведь заканчивается балет свадьбой армянской красавицы Гаянэ и русского воина. На небе восходит солнце, и его свет передает мажорное звучание арфы. В сиянии солнечных лучей танцуют свой изящный танец розовые девушки.


Карточка для работы в группах

1. Что вы можете сказать о характере танца?
2. Расскажите о звучании и темпе танца.
3. Сколько частей в танце?
4. Какие части повторяются?
5. В какой части звучит саксафон?
6. Как вы думаете, для чего Хачатурян использовал звучание ксилофонов в первой и третьей частях танца?

Работа с учебником.



7 ученик –
Последние годы жизни А. Хачатурян занимался педагогической деятельностью. Он преподавал в Московской консерватории. В это время появляется его вокальное произведение "Баллада о Родине".
10 слайд


8 ученик –
Арам Ильич Хачатурян умер 1 мая 1978 года в Москве, но похоронен в городе Ереване – столице Армении.

Рефлексия. Подведение итогов.

Учитель -
Теперь, ребята, я раздам вам карточки, и вы напишете ответы на 4 вопроса. Под цифрой 5 вы напишете всего одно слово, о вашем ощущении после урока (метод словесной ассоциации).

Индивидуальная карточка для учащихся

1. Чем тебе понравилась музыка А, Хачатуряна?
2. Какое музыкальное произведение тебе понравилось больше всего?
3. Хочешь ли ты снова услышать музыку этого композитора?
4. К какому музыкальному произведению Хачатуряна ты сделаешь рисунок?
5. Слово об уроке:

Домашнее задание - тест
(разработан учителем музыки Молоковой А. В.)

Вопросы.
1. В каком году родился Арам Хачатурян?
• 1840
• 1903
• 1873
• 1891

1. Где родился Арам Хачатурян?
• В Воткинске
• В Тихвине
• В Зальцбурге
• В Тифлисе

1. В какой семье родился А. Хачатурян?
• В семье горного инженера
• В семье переплётчика
• В семье придворного музыканта
• В семье военного моряка

1. У кого учился А. Хачатурян?
• У Зверева
• У Леопольда Моцарта
• У Мясковского
• У Танеева.

1. Кем был А. Хачатурян?
• Русским композитором
• Русским советским композитором
• Австрийским композитором
• Российским и армянским композитором

1. Фортепианная пьеса А. Хачатуряна
• Клоуны
• Болезнь куклы
• Скакалка
• Парень с гармошкой

1. Какой марш сочинил А. Хачатурян?
• Марш деревянных солдатиков
• Марш Чиполлино
• Марш Царя-Гороха
• Турецкий марш

1. Сколько лет прожил А. Хачатурян?
• 53
• 64
• 75
• 35

1. Где похоронен А. Хачатурян?
• В пригороде Вены в могиле для бедняков
• В столице Армении – Ереване
• В Америке
• В Петербурге

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План открытого занятия

ансамблевого класса детского образцового духового оркестра

МБУДО "Центр детского и юношеского творчества" г.Симферополя и

МБОУ " Школа-лицей" №3 им. А.С. Макаренко.

Руководитель – Белялова Л.Р.

Цель урока: Формирование музыкального образа и конкретизация исполнительских задач.

Задачи: образовательная – осознать содержание музыкального произведения на основе музыкально - теоретического анализа; выстроить общий исполнительский план произведения.

развивающая – содействовать развитию внимания и слухового контроля; стимулировать развитие метроритмической воли; активизировать фантазию и интерес.

воспитательная – формирования таких качеств как чувство партнерства, ансамблевой слаженности, ответственности и сопереживания; расширить музыкальный кругозор; содействовать формированию художественно-эстетического вкуса.

Тип урока: Комбинированный.

Вид урока: Групповой.

Методы: Словесный, наглядно-иллюстративный, творческо-поисковый, исполнительский.

Оборудование: DVD -проигрыватель, синтезатор, оркестровые партии (тетради).

Музыка есть сокровищница,

в которую всякая национальность

вносит свое, на общую пользу.

II. И. Чайковский

На уроке присутствуют учащиеся V года обучения: Глущенко Анна (сакс.тенор), Белозёров Александр (сакс.тенор), Баймуханова София (флейта), Мазилов Ростислав (труба), Баландин Максим (труба), Шалугина Анастасия (флейта), Зайцев Александр (удар.уст.). Урок традиционно начинаем с разыгрывания – играем гамму (у каждого инструмента своя тональность) и различные упражнения: упражнение на игру длинных нот, упражнения на стаккато. Заканчиваем разминку настройкой инструментов – неотъемлемой частью работы над произведением. Чем чище интонация, тем выше качество звучания.

Предшествующей частью работы над произведением было разучивание нотного текста на индивидуальных занятиях. На уроках специальности уделялось внимание звукоизвлечению, исполнительскому дыханию и работе над штрихами. На данном этапе работы моя задача – углублённое решение художественных задач, отработка технических приёмов. Приступаем к анализу произведения:

охватываем общее строение и характер;

характер частей и соотношение между ними;

основные моменты трактовки;

характерные технические приемы;

обращаем внимание на темп, тональность (знаки при ключе), размер, динамику

Начинаем соединять все разобранные партии, двигаясь не спеша, по цифрам. В процессе работы помогаю учащимся в воплощении исполнительских намерений. Все вместе стремимся к более точному исполнению штрихов, т.к. именно соответствие приёмов звукоизвлечения является важнейшим условием для совместной игры. Требую от учащихся более короткого исполнения стаккато. Игра в ансамбле требует от исполнителей так же умения передавать партнёру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани. Поэтому особое внимание уделяю более точному исполнению переходов из одной цифры в другую, из одной части в следующую. Темп для работы выбрали не быстрый, т.к. в произведении присутствует ритмический рисунок на мелкую пальцевую технику. На трудных местах останавливаемся и применяем тренировочный метод, добиваясь точной координации артикуляции языка и пальцовки. Чтобы учащиеся не теряли целостного представления о произведении, работу над деталями мы чередуем с проигрыванием больших отрывков.

Ни в коем случае не допускаю разучивания произведения по тактам, выучивая один такт за другим. Подобная механическая зубрежка отрицается современной педагогикой. Начало музыкальной фразы не всегда совпадает с началом такта, а ее окончание — с окончанием такта, потому, разрывая музыкальную фразу, ребенок теряет ощущение целого. Заучиваем музыкальный материал не тактами, а фразами, предложениями, периодами.

В средней части произведения появляется пленительная напевная мелодия (у саксофонов и кларнетов) – лейтмотив женского образа. Особую прелесть придают ей мягкие подголоски флейт. Появляются элементы полиритмии: сочетание двух- и трехдольности в разных голосах. В этой части произведения особое внимание я уделяю правильному интонированию. Постепенному становлению в развитии художественного образа служит процесс интонирования, т. е. высказывание мыслей в голосоведении. Музыкальное интонирование — это своеобразная музыкальная речь. Как и человеческая речь, она состоит из фраз, предложений. И чтоб речь не была монотонной, однообразной, объясняю детям, какие методы нужно использовать в исполнении своих партий. Обсуждаем с учащимися строение музыкальных фраз, в которых должна быть своя смысловая вершина и вокруг которой группируются окружающие звуки, объединяя их в одну музыкальную мысль. Работа над звуком считается самой тяжелой и кропотливой. Одной из главных предпосылок достижения качественного звучания является умение вслушиваться в музыку – с первого до последнего звука. Ученики должны глубоко вникнуть и понять все авторские указания, касающиеся артикуляции, фразировки, штрихов, динамики и т.п. Все это в комплексе поможет им раскрыть своеобразие стиля композитора и данного произведения.

В процессе работы постоянно находим неточности в приёмах игры и тут же устраняем недостатки. Сама работа над музыкальным произведением не имеет предела. Этот длительный процесс продолжается даже после концертного выступления.

Подводя итоги занятия, благодарю ребят за творческую работу и сотрудничество. Все поставленные задачи были выполнены.

Как педагог понимаю, что музыкальное воспитание ребят должно быть направлено прежде всего на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, а также на активизацию слуховых способностей и потребностей слушать музыку.

-Правильно, произведение будет связано с танцем и саблей.

- Это произведение "Танец с саблями", его написал удивительный композитор Хачатурян Арам Ильич.

- Я предлагаю вам послушать это произведение, а позже мы с вами посмотрим фрагмент этого танца.

c) Слушание произведения

d) Беседа с детьми о характере музыки и средствах выразительности

- Как вы думаете, какой характер передает это произведение?

- Что оно вам напоминает, возможно, какая-то картина представилась у вас в голове?

-Как вы считаете, какой темп у этой музыки?

- Что можно делать под эту музыку?

- Как вы считаете, что сподвигло композитора на то, чтобы он написал это произведение?

- Как вы думаете, какой народ использовал сабли в бою?

- Слышали ли вы раньше это произведение, если да то где?

e) Слушание фрагмента, обмен впечатлениями

- Ребята, мне очень понравилась музыка, она мне напоминает бой казаков на чистом поле. Знаете, мне настолько понравился танец, что я захотела заниматься балетом.

- А что напоминает вам это произведение?

- А вам понравилось это произведение?

- Как думаете, где можно его слушать?

- Хотели ли вы, начать заниматься балетом?

- На столе лежат две стопочки с сердечками, я предлагаю взять вам сердечко розового цвета, если вам очень понравилось произведение "Танец с саблями", если оно затронуло вашу душу и приклеить его на доску с правой стороны. Ну, а если вы считаете, что ваша душа и сердце еще закрыто для этого произведение и вам не понравилось, то возьмите сердечко белого цвета и приклейте его на доску с левой стороны.

- А теперь, давайте займемся не много творчеством и напряжем наши пальчики. Пересаживайтесь за столы.

- Возьмите листочки, карандашики и нарисуйте картину, на которую можно посмотреть и сказать: " Да, эта картина похожа на произведение "Танец с саблями".

- Для большего представления, я повторно включу вам произведение.

Каждое музыкальное произведение обязательно написано в каком-нибудь определённом размере: 2/4, 3/4, 4/4 и т. д. Однако размер редко совпадает с ритмическим рисунком музыки. Ритм обычно намного богаче и разнообразнее простой метрической пульсации.

В сочетании равномерной пульсации метра и постоянной изменчивости ритма, возможно, и заключён секрет завораживающей власти ритма над человеческим сердцем.

Своей яркой выразительностью эта музыка во многом обязана именно ритму. Его зажигательность, изменчивость, непредсказуемость сразу же вовлекают слушателя, в живое и яркое эмоциональное действие.

Иногда ритм или даже короткий ритмический оборот может стать основой яркого образа всего музыкального произведения. Таково, например, начало симфонии № 5 Л. Бетховена, которая является очень известным и значительным сочинением. При этом вырастает оно из короткого мотива, состоящего всего из нескольких нот.

Послушайте фрагмент из 1-ой части Симфонии № 5 Л. Бетховена.

Первые такты симфонии образуют главную ритмическую интонацию. Удивительная сила мощной музыкальной энергии, заключённая всего в четырёх нотах, пронизывает всё развитие произведения – от первых звуков до финала.

Вопросы и задания:

Читайте также: