Международное морское право конспект

Обновлено: 06.07.2024

Исторически международное морское право зарождается вместе с появлением мореплавания и торговли между странами. По этой причине оно может являться старейшей отраслью международного права. В то время появляется потребность регламентировать морские отношения, а с развитием морской торговли и мореплавания стало увеличиваться число морских правил, собранных в соответствующие кодексы.

Первый известный кодекс был представлен Родосским кодексом (III или II в. до н.э.). Его широко использовали в районе Средиземного моря. Создание такого кодекса представляло собой попытку кодифицировать правила и обычаи, постепенно приобретающие обязательный характер. Их признавали купцы и торговцы в экономически развитых морских регионах.

По большей части все сборники правил и обычаев относились к имущественным и административным вопросам, возникающим у мореплавателей и судовладельцев. Они не были призваны регулировать морские отношения между странами, хотя те учитывали в своей практической деятельности данные документы.

В дальнейшем появляются международные договоры между странами, сконцентрированные на регулировании узких областях мореплавания. Подобную направленность и разносторонность можно было наблюдать вплоть до середины XX в. Тогда была завершена Вторая мировая война и сформирована ООН, при этом внимание стран направилось на кодификацию норм международного права, включая морское. Огромный вклад в подготовительную работу в этом деле внесла Комиссия международного права Организации Объединенных Наций, созданная в 1947 году. На ней были вынесены рекомендацию Генеральной Ассамблее ООН на созыв специальной международной конференции.

НТП и изменение приоритетов развитых стран позволили многогранно использовать Мировой океан (например, осуществление разведки и эксплуатации ресурсов континентального шельфа, научно-исследовательской деятельности, разработки ресурсов морского дна, океанов за пределами континентального шельфа). Все это способствовало тому, что рекомендацию Комиссии международного права ООН восприняли положительным образом и в 1958 году была проведена I Конференция ООН в Женеве, касающаяся морского права. С ее проведением можно считать завершенным этап становления международного морского права в качестве отрасли международного права.

Международное морское право можно определить как отрасль современного международного права, представляющую собой совокупность международных правил и норм, посредством которых устанавливается правовой статус морских пространств и регулируются отношения между субъектами.

86 стран приняли участие в работе конференции, при этом ее мандат состоял в рассмотрении морского права с учетом юридического, технического, биологического, экономического и политического аспекта проблемы. Было необходимо использовать результаты проделанной работы в одной или нескольких международных конвенциях или прочих подобных актах.

В апреле 1958 года Конференцией были приняты 4 самостоятельные конвенции, открытые для подписи до конца октября 1958 года. Далее они были открыты для присоединения всех стран, являющихся членами ООН, и прочих стран и специализированных организаций, которые были приглашены Генеральной Ассамблеей. Другие документы в этой сфере представлены:

  • Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне (от 1964 года);
  • Конвенцией об открытом море (от 1962 года);
  • Конвенцией о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря (от 1966 года);
  • Конвенцией о континентальном шельфе (от 1964 года);
  • Факультативным протоколом подписания, который касается обязательного разрешения споров (от 1962 года);
  • резолюции, в том числе резолюция о созыве II Конференции ООН по морскому праву.

Роль первой Конференции ООН по морскому праву состояла в том, что она являлась первой глобальной стадией кодификации обычных норм, которые сформировались на то время. На ней в рамках прогрессивного развития международного права были приняты новые нормы, впоследствии получившие широкое признание и имеющие силу по сегодняшний день.

Еще одна важная Конференция ООН по морскому праву была проведена в Женеве в Европейском офисе ООН (17 марта — 26 апреля 1960 года). В ее работе принимали участие делегации 88 стран, включая делегацию от нашей страны, во главе которой стоял видный советский юрист Г. И. Тункин, занимающийся вопросами международного права. По приглашению Генеральной Ассамблеи ООН наблюдателями здесь были представители МОТ, ИКАО, ВОЗ, МСЭ, ВМО, ИМКО и др.

Цель II Конференции ООН заключалась в формировании международно-правовых норм по вопросам, не решенным в рамках I Конференции (например, определение ширины территориального моря и установка рыболовных зон за рамками территориального моря). По причине возникших политических разногласий не удалось найти решения этим вопросам.

При закрытии Конференции, ее председателем было высказано мнение, что отрицательный результат можно объяснить сложностью рассматриваемых вопросов, а не отсутствием доброй воли членов Конференции.

Итоговые результаты голосования на II Конференции ООН по морскому праву по вопросам определения ширины территориального моря, а также практика стран показали, что на то время была создана обычная норма международного права. Ее признавали если не все, то, по крайней мере, большая часть стран. Она гласила, что неправомерна установка ширины территориального моря более 12 морских миль. Наряду с этим, сразу после завершения Конференции, многие государства становятся на путь одностороннего расширения собственного территориального моря за указанные пределы. Часто значение стало достигать до 200 морских миль. Акты издавали некоторые латиноамериканских страны (Аргентина, Бразилия, Уругвай и Эквадор), ряд африканских стран (Либерия, Ангола, Конго).

Проблема ширины территориального моря и прочие не решенные вопросы международного морского права сформировали предпосылки для того, чтобы созвать новую Конференцию.

Особенности кодификации морского права

Кодификация международного морского права означает его прогрессивное развитие. Оно продолжается после II Конференции ООН, когда были приняты международные соглашения, частично кодифицирующие нормы международного морского права, включая:

  • Международные конвенции по охране человеческой жизни на море (от 1960 и 1974 года);
  • Договор о запрете на размещение на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (от 1971 года);
  • Международную конвенцию в области предотвращения загрязнения судов (1973 года), включая Протокол к ней, принятый в 1978 году;
  • Международную конвенцию о безопасности судов (от 1977 года) и др.

В 1982 году произошло важное событие в рамках совершенствования и кодификации международного морского права – III Конференция ООН по морскому праву (1973-1982 гг.). На ней приняли Конвенцию ООН по морскому праву, в чем участвовали более 150 стран.

Глобальный характер Конференции, включая ее нормотворческие задачи, характеризуют пакетный подход к рассмотрению всех вопросов в совокупности. Это основано на признании тесной взаимосвязи всех проблем, касающихся Мирового океана.

Конвенцию ООН по морскому праву открыли для подписания в декабре 1982 года. Она вступает в силу в ноябре 1994 года. Тогда же вступает в силу Соглашение об осуществлении XI части Конвенции, касающейся минеральных ресурсов Международного района морского дна. Все это повлияло на практически всеобщее принятие странами Конвенции. Сегодня уже все признали, что что любая деятельность, касающаяся океана, не должна противоречить положениям Конвенции, участниками которой уже являются более 140 стран. Остальные страны находятся в процессе ратификации или присоединения к Конвенции.

По своей структуре Конвенция включает 17 частей (320 статей и 9 приложений), в рамках которых расписан всеобъемлющий правовой режим океанов и морей. Эти положения устанавливают правила, с помощью которых регулируется вся деятельность в океанах, включая использование их ресурсов (судоходство, аэронавигация, разведка и добыча минеральных ресурсов, сохранение и предотвращение загрязнения и др.).

Конвенция воспроизводит основные положения Женевских конвенций 1958 года, касающихся открытого моря, территориальных вод, прилежащей зоны и др. В ней решаются глобальные и актуальные проблемы международного морского права (12-мильный предел, 200-мильная исключительная экономическая зона, режим морского дна за территорией действия национальной юрисдикции, право архипелажного и транзитного прохода через международные проливы и др.).

Принципы международного морского права

Международное морское право, представляя собой отрасль международного права, использует его общепризнанные принципы. Наряду с этим Конвенции закрепили специальные принципы международного морского права:

Международное морское право - представляет собой совокупность принципов и норм, устанавливающих правовой статус и режим морских пространств, регулирующих отношения между субъектами МП в связи с их деятельностью в Мировом океане.
Субъектами международного морского права являются:
1. государства;
2. международные организации и органы наделенные государствами определенными правомочиями в сфере действия международного морского права.
Основными источниками международного морского права выступают:
- международный договор;
- международный обычай.
Принципы международного морского права:
а) свободы открытого моря (ст.2 Конвенции об открытом море 1958г., ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982г.);
б) сохранения и рационального использования морских живых ресурсов;
в) свободы морских научных исследований (ст.87, 239, 246, 255 Конвенции ООН 1982г.);
г) охраны морской среды (ст. 192, 194 Конвенции ООН 1982г.);
д) использование Мирового океана в мирных целях (преамбула, ст. 19, 39, 54, 58, 88, 240 и 301 Конвенции ООН 1982г.).
Основным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982г,
Она внесла новые элементы в регулирование деятельности государств в Мировом океане:
- определен статус Международного района морского дна за пределами континентального шельфа и режим разработки его ресурсов;
- зафиксирован правовой режим исключительной экономической зоны и архипелажных вод;
- введен институт транзитного прохода судов через международные проливы, перекрытые территориальными водами;
- усилена защита морской среды и исследований в различных по правовому режиму частях Мирового океана;
- разработана система мирного урегулирования международных споров.
По своему правовому статусу и режиму морские пространства подразделяются:
1. Внутренние морские воды - являются частью территории государства, имеющего морское побережье, подчинены его суверенитету и определяются его законодательством.
К ним относятся:
- воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями (линия наибольшего отлива от берега), от которых ведется отсчет ширины территориального моря;
- воды морских портов;
- воды заливов, берега которых принадлежат одному государству (до линии, где ширина естественного входа в залив достигает 24 миль);
- воды "исторических заливов" (Петра Великого на Дальнем Востоке РФ, Гудзонов у берегов Канады);
2. Территориальное море - это примыкающий к берегу или внутренним морским водам морской пояс шириной до 12 миль на который распространяется суверенитет государства и которое устанавливает и определяет его правовой режим.
3. Открытое море - морское пространство за пределами границ территориального моря государств не подчиненное суверенитету какого-либо государства. Правовой статус и режим открытого моря определяется международным морским правом, и в, первую очередь, Конвенцией ООН по морскому праву 1982г.
4. Прилежащая зона - район открытого моря (до 24 миль от исходных линий), прилегающей к внешней границе территориального моря, устанавливаемый для осуществления контроля за соблюдением иностранными судами таможенных, фискальных, иммиграционных, санитарных правил во внутренних морских водах и территориальном море (ст.32,33 Конвенции ООН 1982г.).
5. Исключительная экономическая зона - район открытого моря, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 миль от исходных линий (ст. 5 7 Конвенции ООН 1982г.)
6. Континентальный шельф - морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря государства на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на 200 миль от исходных линий, когда эта граница не простирается на это расстояние (п. 1 ст. 76 Конвенции ООН 1982г.)
Правовой статус и режим шельфа регулируется Конвенцией о континентальном шельфе 1958г. И Конвенцией ООН по морскому праву 1982г.
Прибрежное государство осуществляется на континентальном шельфе суверенные права в отношении разведки и разработки природных ресурсов, которые являются исключительными (ст.77 Конвенции ООН 1982г.)
Разграничение шельфа производится по соглашению заинтересованных государств.
7. Международный район морского дна - морское дно за пределами континентального шельфа, являющееся общим наследием человечества.
Правовой статус и режим Района определен Конвенцией ООн по морскому праву 1982г.
- ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права и осуществлять их в отношении Района или же его части, а также его ресурсов;
- ни одно государство, Ф и ЮЛ не могут присваивать часть Района или его ресурсов;
- Район открыт для использования в мирных целях всеми государствами.
Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действуют специально созданные Международный орган по морскому дну и международное предприятие.
8. Международные проливы - узкие водные пространства, соединяющие два моря, море с океаном, части одного моря или океана.
Они открыты для свободного мореплавания и пролетов судами и самолетами всех стран, которые пользуются правом беспрепятственного, непрерывного и быстрого транзитного прохода (ст.37,3 8,39 Конвенции ООН 1982г.)
9. Архипелажные воды - это воды, находящиеся внутри государства - архипелага.
Эти воды отграничиваются от других частей моря вокруг государства - архипелага прямыми архипелажными линиями (до 100 миль длиной) Проведенные таким образом исходные линии вокруг всего архипелага образуют границу архипелажных вод.
Эти воды находятся под суверенитетом государства - архипелага, но при условии нормального осуществления международного судоходства, что означает право мирного прохода судов всех государств через архипелажные воды.
Государство - архипелаг может устанавливать морские и воздушные коридоры для непрерывного, быстрого прохода и пролета через архипелажные воды, территориальное море и воздушное пространство на ними (п. 1 ,ст.53 Конвенции ООН 1982г.)

2. Международное воздушное право (МВП)

3. Международное космическое право (МКП)

Международное космическое право - это совокупность международно-правовых норм, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства и устанавливающих его правовой режим.
К источникам МКП относят:
1) международные договоры, выработанные ООН или под ее руководством:
- Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967г.;
- Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975г.;
- Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979г.;
- Соглашение о спасении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968г.;
- Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972г.
2) международно-правовые акты, частично регулирующее деятельность в космосе:
- Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963г.
- Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977г. и др.
Основные принципы международного космического права:
1) исследование и использование космического пространства на благо и в интересах всех стран;
2) демилитаризация космического пространства;
3) ответственность государств за свою деятельность в космосе;
4) не нанесение ущерба;
5) всемерная помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки.
В 1988 году РФ, США, Канада, Япония и Европейское космическое агентство заключили соглашение о создании международной космической станции, которая сейчас работает в космосе.

Вопросы:

1. Дайте характеристику предмета регулирования международного морского права и его основных институтов.
2. Укажите роль международных организаций в формировании норм международного воздушного права.
3. Назовите основные принципы международного космического права.

Международное морское право - это система принципов и норм, регламентирующих режим морских пространств и деятельность государств (и иных субъектов международного права) по исследованию и использованию указанных территорий.

К принципам современного международного морского права необходимо отнести:

- принцип свободы открытого моря - все государства обладают равными правами по использованию открытого моря;

- принцип полного иммунитета военных кораблей, от иностранной юрисдикции - военный корабль государства в территориальных, внутренних водах и открытом море не могут быть подвержены вмешательству со стороны властей другого государства;

- принцип защиты и сохранения морской среды -государства при осуществлении деятельности на морских пространствах должны воздерживаться от действий, приносящих ущерб морским пространствам;

- принцип общего наследия человечества - открытое море, район морского дна являются достоянием всего человечества на равной основе вне зависимости от политического, социального и экономического строя в государстве;

- принцип ответственности государств за деятельность в Мировом океане - все государства в соответствии с международным правом обязаны нести ответственность за противоправную деятельность в Мировом океане.

К источникам международного морского права относятся:

1. Конвенция 1982 г. по морскому праву.

2. Брюссельская конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения (1976 г.).

3. Конвенция по предотвращению загрязнения сбросами судов (1973 г.).

4. Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.).

Международное морское право – отрасль международного права, представляющая собой совокупность норм и принципов, определяющих правовой статус морских пространств и регулирующих отношения между государствами в связи с их деятельностью в Мировом океане.

Принципы международного морского права

Источники международного морского права

  • Конвенция ООН по морскому праву;
  • Конвенция ООН по морской перевозке грузов;
    и др.

Исключительная экономическая зона

Исключительная экономическая зона – район, находящийся за пределами территориальных вод и составляющий вместе с ними не более 200 морских миль Исключительная экономическая зона в отличии от территориальных вод не находится под суверенитетом прибрежного государства

При этом прибрежное государство пользуется суверенными правами в целях разведки и управления природными ресурсами в данной зоне. Другие государства не могут использовать ресурсы экономической зоны без согласия прибрежного государства, даже если оно само их не использует.

Права других государств в исключительной экономической зоне:

  • Свободное судоходство и полеты (также возможно судоходство военных кораблей);
  • Свобода прокладки подводных кабелей, учитывая при этом права прибрежного государства;
  • Научные исследования осуществляются только с согласия прибрежного государства.

Континентальный шельф и архипелажные воды

Континентальный шельф – морское дно и его недра, простирающиеся до конца исключительной экономической зоны (в случае если окраина материка находится менее чем в 200 морских миль от берега) или до внешней границы подводной окраины материка (если подводная граница находится более чем в 200 морских милях от берега материка).

Континентальный шельф не находится под суверенитетом прибрежного государства.

При этом прибрежное государство пользуется суверенными правами в целях разведки и управления природными ресурсами в данной зоне. Другие государства не могут использовать ресурсы континентального шельфа без согласия прибрежного государства, даже если оно само их не использует.

Права других государств в исключительной экономической зоне:

  • Свободное судоходство и полеты (также возможно судоходство военных кораблей);
  • Свобода прокладки подводных кабелей, учитывая при этом права прибрежного государства;
  • Научные исследования осуществляются только с согласия прибрежного государства.

Архипелажные воды — воды, разделяющие или окружающие группы островов, составляющие единое географическое и политическое целое и подпадающие под суверенитет какого-либо одного островного государства.

Суверенитет государств-архипелагов распространяется на омывающие их территории воды, воздушное пространство над ними, их дно и недра, а также весь комплекс имеющихся там живых и неживых природных ресурсов.

Правовой режим международных проливов и каналов

Международные проливы – естественные морские сужения, проход судов через которые и пролет летательных аппаратов в воздушном пространстве над которыми регулируется нормами международного права

Виды международных проливов:

  • Проливы, в которых устанавливается режим мирного прохода;
  • Проливы, в которых устанавливается транзитный проход (осуществляя транзитный проход суда и военные корабли обязаны воздерживаться от угрозы силой и применения силы и соблюдать международно-правовые нормы).

Правовой режим международных проливов включает в себя:

  • Порядок прохода через проливы судов и военных кораблей;
  • Порядок взимания сборов;
  • Порядок прохождения проверок (чаще всего санитарный осмотр);
    и др.

Международные каналы – искусственные водные пути, проходящие по территории одного государства, находящиеся под его суверенитетом и используемые для международного судоходства

Читайте также: