Конспект про букву э для дошкольников
Обновлено: 06.07.2024
8. Уп ражнять в зву ковом анализе п рямых и обратных слогов.
Отгадать загадку , назвать перв ый зву к в слове - отгадке:
Взрослый показ ывает перед зе ркалом и объясняет ребе нку арти куляцию
- широкий кончик яз ыка касается н ижних зу бов, спинка язы ка приподнята ;
Символ зву ка [Э]: Котенок порвал тетра дь и девочка г розит котенку:
- его м ожно петь (яз ык, гу бы и зу бы не мешают свобо дному прохождению
2) эх ах ух эх ох эх их ох ых э х ах эх у х их эх ох эх а х ух эх;
3) Эмма Анна Эди к эхо Оля Уля эск имо А ня утка Экскават ор эму индюк
эскимос арбу з автобу с это Эдуард обу вь экипаж Ира Эл ла.
Какие дома ст оят на у лице? (Многоэта жные, двухэтажные, одноэтажные ).
Если в доме девять этажей, то как ой это дом ? (Девятиэтаж ный).
Задание 5. Под бор родствен ных сл ов и определени й к с уществительны м.
На каком транс порте на зв ук [Э] можн о поехать за г ород ? (Электричка)
Придумаем родстве нные слов а к этому сл ову.(Э лектровоз, электр опоезд,
электричество). Все слова проис ходят от сл ова электриче ство.
Где вырабатывает ся эл ектрический ток ? (На эл ектростанции).
По каким пр оводам идет элект рический ток? (П о электричес ким)
А искры от электр ическог о тока какие? (Электрические )
Что еще работа ет от электрическ ого ток а? (Бытовые приборы, ин струменты)
Кто устраняет п оломки, если нет электричества ? (Электри к)
Как избежать соприкосновен ия с эле ктрическим током? (Ответы детей)
Что может случиться, если не соблюдат ь осторожность? (Ответы детей)
Что будет если вез де отключат э лектричество ? (Рассужде ния детей)
Задание 6. На развитие внима ния, логич еского мышления.
Открой глаза и посмотри ка кой картинк и не стало. (Выл ожить 4 картинки,
ребенок закр ывает глаза, л огопед убира ет одну карти нку).
Выложить схему слова ЭМУ. Назвать п ервый и послед ний зву к в схеме.
Какой зву к по середине слова? Дать описание ка ждому з вуку.
1. А гранович З. Е. Сб орник дом ашних задани й для преод оления
недоразвития ф онематическ ой сторон ы речи у старших дошкольн ико в.
2. Коновал енко В. В. , Коновале нко С. В. Ф ронтальные логопедические
занятия в подгот овительно й группе для детей с Ф ФНР. – М., 2002.
3. Н овикова Е. В. Артикуляция зву ков в графиче ском изобра жении. – М.,
Цель: познакомить детей со звуком и буквой "Э".
Задачи: закрепить навыки различения и правильного произношения звука "э", в слогах, словах, фразах; упражнять в определении места звука "э" в словах, в проговаривании слов сложной слоговой структуры; учить определять самое короткое и самое длинное слово; совершенствовать навыки звукового анализа слова, печатания слогов, слов, предложений; формировать навык чтения предложений с разной интонацией; учить детей задавать вопросы к одушевлённым и неодушевленным предметам; закрепить зрительный образ буквы, развивать фонематический слух, память, внимание.
Оборудование: демонстрационный материал - предметные картинки со звуком "э", магнитная доска, цветные маркеры, буква "э", таблицы для чтения, мяч; раздаточный материал - верёвочки, тетради, ручки, цветные карандаши, карточки с буквой "э" и "с".
I. Организационный момент.
Садится тот, кто назовёт первый звук в слове: арка, осы, умница, уши, обруч и др. .
1. Повторение пройденного:
- уточнение артикуляции звуков "а", "у", "о" и их характеристика.
2. Знакомство с новым материалом. Логопед загадывает загадку:
Никто его не видывал,
А слышать - всякий слыхивал.
Без тела - а живёт оно,
Без языка - кричит оно. (Эхо)
- Какой первый звук мы слышим в слове "эхо"?
Педагог объявляет тему занятия.
3. Знакомство с артикуляцией звука "э". (При произнесении звука "э" губы "смеются").
4. Хоровое и индивидуальное проговаривание звука "э".
5. Характеристика звука "э". (Звук "э" - гласный, его можно петь и тянуть, обозначается красным цветом).
6. Дидактическая игра "Хлопай, не зевай!" Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов, а дети хлопают в ладоши, если услышат звук "э": э, а, э, у, о, э; эх, ах, ух, эх; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.
7. Игровое упражнение "Речевая зарядка" (дети повторяют цепочку слогов):
8. Дидактическая игра с мячом "Где спрятался звук "э"?" (определение позиции звука "э" в словах). Речевой материал: поэт, эльф, эмблема, этажерка.
9. Дидактическая игра "Чего не стало?" (опора - предметные картинки со звуком "э": эскимо, экскаватор, электричка, экран : . Логопед выставляет
5 предметных картинок на наборное полотно, дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку, дети открывают глаза и отвечают на вопрос: "Чего не стало?").
10. Проговаривание слов сложной слоговой структуры, деление слов на слоги, определение самого короткого и самого длинного слова: эквилибрист, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтёр, экипаж, электроприбор, эвкалипт.
- Кто это? Это девочка, бабочка, кошка :
- Что это? Это кукла, стул, мяч :
Встаньте дружно, потянитесь!
Пошагайте, покрутитесь.
Руки вправо, руки влево,
А потом присядьте смело.
Снова встаньте, потянитесь
И друг другу улыбнитесь.
13. Знакомство с буквой "э" (показ буквы). Логопед читает стихотворение:
Это - Э
С открытым ртом
И большущим языком.
14. Выкладывание буквы "Э" из верёвочек, прорисовывание "э" в воздухе.
15. Работа в тетрадях. Печатание букв "Э", "э"; слогов: "эм", "эп", "эт", "эк", "мэ", "пэ", "тэ", "кэ"; слов: "это", "эму", "Эмма".
Списывание предложений с доски: "Тут Эмма.", "Там эму.".
16. Звуковой анализ слова: эму (зарисовка звуковой схемы в тетрадях).
17. Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации:
Это кто? Это кот. Это кто? Это Эмма. Это кто? Это паук.
III. Итог занятия:
1. - С каким звуком и с какой буквой мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звука "э".
Учить ребенка выделять из ряда слово, отличающееся от остальных по слоговой структуре.
Учить различать одушевленные и неодушевленные предметы, учить задавать соответствующие вопросы: кто это? что это?
Научить ребенка четко произносить звук [Э].
Упражнять ребенка в произнесении слов сложной слоговой структуры.
Учить читать предложения, соблюдая повествовательную и вопросительную интонации.
Научить ребенка отражать вопросительную и повествовательную интонации на письме при помощи точки и вопросительного знака.
Задание 1. Взрослый произносит ряд слой, а ребенок слушает внимательно и называет слово, которое отличается от остальных по своей слоговой структуре:
мак — бак — так — банан;
сом — ком
— индюк —
дом; лимон — вагон —
кот —
бутон; мак — рак —
веник — бак.
Задание 2. Знакомство со звуком [Э]. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит. (Эхо)
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Э]:
— широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята;
Характеристика
звука [Э]: звук [Э] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Обозначение: красный кружок.
Задание 3. Фонетическое упражнение.
э, а, э, у, о, э…; эх, ах, ух, эх…; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.
Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов:
Задание 6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]):
автобус, эхо,
апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик,
усики.
Задание 7. Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук [Э] (Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма).
Задание 8. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Э].
Задание 9. Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с каждым словом предложение:
эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.
Задание 10. Объяснить ребенку, что все одушевленные предметы отвечают на вопрос: кто это?,
а неодушевленные предметы — на вопрос:
что это?
Учить задавать вопросы к одушевленным и неодушевленным предметам.
Кто это? Это девочка, кошка, собака…
Что это? Это машина, стол, куртка…
машина, самолет, стол, дедушка;
ворона, соловей,
стул,
корова.
Задание 11. Знакомство с буквой Э.
Буква Э открыла рот:
То ль зевает, то ль поет.
На что еще похожа буква Э?
Задание 12. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слова Эдик:
составление схемы из кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.
Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации. Запись предложений под диктовку с помощью взрослого с отражением вопросительной и повествовательной интонации на письме (употребление точки и вопросительного знака).
Это кто? Это кот. Это кто? Это Эдик. Это кто тут? Это муха.
Стихи про букву Э для детей
Экскаватор — крану брат. Ворошит такие глыбы, Что, пожалуй, сто лопат Их осилить не смогли бы. (Я. Аким)
Эта кнопка и шнурок — Электрический звонок. (С. Маршак)
Эму Я про страуса, Про ЭМУ, Написал бы вам Поэму, Но никак я не пойму: Эму он Или эму?! (Б. Заходер)
Неясно, зверь он или птица. Есть перья, а летать боится. Быть может, ты решишь проблему: Зверь или птица страус эму. (Е. Григорьева, И. Гамазкова)
Воспитатель: Васильева Сахаяна Петровна
Программное содержание:
- способствовать развитию звуко-буквенного анализа
- способствовать развитию фонематического слуха
- познакомить с гласным звуком Э и его условным обозначением – красный квадрат
- учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение
- познакомить с буквой Э, используя образец
- учить писать печатную букву Э, используя образец
- закреплять умение соотносить звук и букву, писать гласные буквы А, О, У, Ы
- учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно
- формировать навык самоконтроля и самооценки.
- Закончить предложение, подсказав нужное слово
Мороженое на палочке называется … (эскимо)
У этого дома пять … (этажей)
Самолет приземлился на … (аэродроме)
— Назвать первый звук в словах эскимо, этаж (Э)
— Есть ли звук Э в слове аэродром? (да)
— Где он находится? (В середине)
— Нарисовать красный квадрат в схемах – там, где этот звук находится в названии предмета.
Затем даю задание на листе:
— Буква Э написана в левом уголке, а в правом – ее шуточное изображение.
— Читаю стихотворение И. Блюмкина
С электричеством, друзья, Нужно осторожным быть, Потому что, как змея, Оно может укусить.
— написать букву Э сначала по точкам, а затем самостоятельно.
Провожу физкультминутку по желанию детей.
Читаю детям стихотворение И.А. Гусевой
Что за звуки – Словно песни, Нет преграды на пути. Голосисты, как артисты,
Ты их в слове назови.
Задания и вопросы детям:
— О каких звуках говорится в стихотворении? (О гласных)
— Определить первый гласный звук в названиях нарисованных предметов и написать соответствующую букву в квадрат.
— Какой гласный звук в слове бык? (Ы)
— Написать букву Ы в квадрат.
Примечание. Напоминаю детям, что в русском языке нет слов, которые начинаются на звук Ы.
Задание детям:
— Назвать слова с заданными звуками (А, О, У, Ы, Э)
А: арбуз, автобус, груша, зайка, шапка, апельсин, аист, аквариум, астры.
О: ослик, зонт, пальто, осы, ножик, почки, дочка, осень, озеро.
У: утюг, улитка, лягушка, ученик, лук, жук, муха, утка, ухо, урок.
Ы: дым, рысь, сыр, лыжи, рыба, мышь, мыло, тыква.
Э: экран, этаж, экскаватор, эхо, экспресс, электричество, аэродром.
В конце занятия делаем анализ работы.
LiveInternetLiveInternet
I. Организационный момент.
Садится тот, кто назовёт первый звук в слове: арка, осы, умница, уши, обруч и др. .
Знакомство с новым материалом. Логопед загадывает загадку:
Никто его не видывал, А слышать — всякий слыхивал. Без тела — а живёт оно, Без языка — кричит оно. (Эхо)
Педагог объявляет тему занятия.
эп-оп-ап
уп-эп-оп ип-уп-эп ип-эп-aп эп-aп-эп oп-уп-эп
Проговаривание слов сложной слоговой структуры, деление слов на слоги, определение самого короткого и самого длинного слова: эквилибрист, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтёр, экипаж, электроприбор, эвкалипт.
- Кто это? Это девочка, бабочка, кошка :
- Что это? Это кукла, стул, мяч :
Встаньте дружно, потянитесь! Пошагайте, покрутитесь. Руки вправо, руки влево, А потом присядьте смело. Снова встаньте, потянитесь И друг другу улыбнитесь.
Это — Э С открытым ртом И большущим языком.
Звуковой анализ слова: эму (зарисовка звуковой схемы в тетрадях).
Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации:
Это кто? Это кот. Это кто? Это Эмма. Это кто? Это паук.
Ход занятия
Этап
Деятельность логопеда
Деятельность детей
Откроем первый конверт!
Здороваются с педагогом!
Молодцы! (педагог поощряет лучшие ответы детей)
Дают характеристику звука. Произносят его.
3. Развитие фонематического слуха.
- э, а, о, м, п, у, т, э, э, и, у, э.
- ма, мэ, по, тэ, ко, эм, он, ол, ув, эл
- эхо, ток, лоток, ухо, эму, эскимо, стол
4. Определение места звука в слове (начале, середине, конце).
Откроем третий конверт. Здесь фея дает вам очень интересное задание. Она просит найти схему, которая подходит к слову ЭХО.
Дети, послушайте я произнесу это слово Э-ХО
Просигнальте, под каким номером эта схема.
1. Красный, синий, красный
2. Красный, зеленый, красный
3. Синий, красный, синий
– Правильно. А теперь произнесите это слово хором.
– Какой звук слышите в начале слова?
– Какой это звук? Почему вы так думаете?
Выкладывают из фишек слово
4.Развитие зрительного внимания, зрительной памяти.
Открывает 4-ий конверт.
Ребята, посмотрите на картинки, назовите их:
Эскимо, эму, эскалатор, экскаватор, эвкалипт, эклер, эмоции.
Запомните картинки. Закройте глаза. Откройте. Чего не стало?
Определяют исчезнувшую картинку.
Вы устали? Давайте немного отдохнем!
Поскачите, попляшите
Поскачите, помолчите (тссс),
Сядьте тихо, полежите.
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь.
Отдохнуло ваше тело
Продолжает наше дело!
Выполняют движения по подражанию
Ребята, чем звук обозначается на письме?
Звук на письме обозначается буквой.
Буква Э - как ни взгляни –
Увидишь клещи и клешни
Буква Э живет по соседству с буквами мягкий знак и Ю.
Теперь нарисуйте пальцем на парте. Теперь нарисуйте на спинах друг у друга.
Теперь напишем букву на манке.
Пишут букву в воздухе, на парте, на спине, на манке.
Следующее задание феи – чтение. Она хочет послушать как вы читаете. Откройте букварь . Обведите пальчиком букву Э. Найдите первую строку. Читаем все вместе. Теперь эту строчку прочитает Данил и т.д.
Теперь прочитаем рассказ. Первую строку прочитает Рафаэль. И т.д.
Читают слова и предложения по слогам.
8. Развитие графо-моторных навыков. Пропись большой и маленькой буквы Э.
Ребята, откройте тетради. Пропишите большую маму букву Э и ее дочку – маленькую букву э. Высота большой буквы – 2 клетки, высота маленькой – одна клетка. (следить за осанкой, положением рук).
Педагог проверяет ход выполнения задания.
Вы выполнили все задания, которые приготовила для вас фея! Молодцы. И за хорошие ответы и поведение на занятии она дает вам пригласительные билеты в волшебную страну, в которую мы отправимся с вами в следующий раз.
Прощаются с педагогом.
Комментарии
Контрольная работа по разделу «Психолого-педагогические основы развития ребёнка: основы детской…
Структура интегрированного занятия
Опытно-экспериментальная деятельность
Опытно-экспериментальная деятельность Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. И в старшей.
Комментарии
В блогах
Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО-конструктор, участвуя в постройки домов. Задачи: Образовательные : Формировать умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО. Закрепить профессий - строитель и строительством дома. Развивающие: Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию.
КОНСУЛЬТАЦИИ " Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях."
Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях. Нашим детям для правильного развития опорно- двигательного аппарата необходимо хотя бы раз в день выполнять комплекс физических упражнений. Наличие регулярной адаптированной нагрузки позволит ребенку вырасти здоровым и сильным. Родителям.
Конспект занятия по лепке "Ягодки рябины для птичек" в первой младшей группе
Цели: закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать их между ладонями круговыми движениями и прилеплять к плоской основе; совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них; учить различать и называть красный цвет, закреплять здание о форме предметов.
Читайте также: