Конспект про букву э для дошкольников

Обновлено: 06.07.2024

8. Уп ражнять в зву ковом анализе п рямых и обратных слогов.

Отгадать загадку , назвать перв ый зву к в слове - отгадке:

Взрослый показ ывает перед зе ркалом и объясняет ребе нку арти куляцию

- широкий кончик яз ыка касается н ижних зу бов, спинка язы ка приподнята ;

Символ зву ка [Э]: Котенок порвал тетра дь и девочка г розит котенку:

- его м ожно петь (яз ык, гу бы и зу бы не мешают свобо дному прохождению

2) эх ах ух эх ох эх их ох ых э х ах эх у х их эх ох эх а х ух эх;

3) Эмма Анна Эди к эхо Оля Уля эск имо А ня утка Экскават ор эму индюк

эскимос арбу з автобу с это Эдуард обу вь экипаж Ира Эл ла.

Какие дома ст оят на у лице? (Многоэта жные, двухэтажные, одноэтажные ).

Если в доме девять этажей, то как ой это дом ? (Девятиэтаж ный).

Задание 5. Под бор родствен ных сл ов и определени й к с уществительны м.

На каком транс порте на зв ук [Э] можн о поехать за г ород ? (Электричка)

Придумаем родстве нные слов а к этому сл ову.(Э лектровоз, электр опоезд,

электричество). Все слова проис ходят от сл ова электриче ство.

Где вырабатывает ся эл ектрический ток ? (На эл ектростанции).

По каким пр оводам идет элект рический ток? (П о электричес ким)

А искры от электр ическог о тока какие? (Электрические )

Что еще работа ет от электрическ ого ток а? (Бытовые приборы, ин струменты)

Кто устраняет п оломки, если нет электричества ? (Электри к)

Как избежать соприкосновен ия с эле ктрическим током? (Ответы детей)

Что может случиться, если не соблюдат ь осторожность? (Ответы детей)

Что будет если вез де отключат э лектричество ? (Рассужде ния детей)

Задание 6. На развитие внима ния, логич еского мышления.

Открой глаза и посмотри ка кой картинк и не стало. (Выл ожить 4 картинки,

ребенок закр ывает глаза, л огопед убира ет одну карти нку).

Выложить схему слова ЭМУ. Назвать п ервый и послед ний зву к в схеме.

Какой зву к по середине слова? Дать описание ка ждому з вуку.

1. А гранович З. Е. Сб орник дом ашних задани й для преод оления

недоразвития ф онематическ ой сторон ы речи у старших дошкольн ико в.

2. Коновал енко В. В. , Коновале нко С. В. Ф ронтальные логопедические

занятия в подгот овительно й группе для детей с Ф ФНР. – М., 2002.

3. Н овикова Е. В. Артикуляция зву ков в графиче ском изобра жении. – М.,

Цель: познакомить детей со звуком и буквой "Э".

Задачи: закрепить навыки различения и правильного произношения звука "э", в слогах, словах, фразах; упражнять в определении места звука "э" в словах, в проговаривании слов сложной слоговой структуры; учить определять самое короткое и самое длинное слово; совершенствовать навыки звукового анализа слова, печатания слогов, слов, предложений; формировать навык чтения предложений с разной интонацией; учить детей задавать вопросы к одушевлённым и неодушевленным предметам; закрепить зрительный образ буквы, развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование: демонстрационный материал - предметные картинки со звуком "э", магнитная доска, цветные маркеры, буква "э", таблицы для чтения, мяч; раздаточный материал - верёвочки, тетради, ручки, цветные карандаши, карточки с буквой "э" и "с".

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовёт первый звук в слове: арка, осы, умница, уши, обруч и др. .

1. Повторение пройденного:

- уточнение артикуляции звуков "а", "у", "о" и их характеристика.

2. Знакомство с новым материалом. Логопед загадывает загадку:

Никто его не видывал,
А слышать - всякий слыхивал.
Без тела - а живёт оно,
Без языка - кричит оно. (Эхо)

- Какой первый звук мы слышим в слове "эхо"?

Педагог объявляет тему занятия.

3. Знакомство с артикуляцией звука "э". (При произнесении звука "э" губы "смеются").

4. Хоровое и индивидуальное проговаривание звука "э".

5. Характеристика звука "э". (Звук "э" - гласный, его можно петь и тянуть, обозначается красным цветом).

6. Дидактическая игра "Хлопай, не зевай!" Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов, а дети хлопают в ладоши, если услышат звук "э": э, а, э, у, о, э; эх, ах, ух, эх; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.

7. Игровое упражнение "Речевая зарядка" (дети повторяют цепочку слогов):

8. Дидактическая игра с мячом "Где спрятался звук "э"?" (определение позиции звука "э" в словах). Речевой материал: поэт, эльф, эмблема, этажерка.

9. Дидактическая игра "Чего не стало?" (опора - предметные картинки со звуком "э": эскимо, экскаватор, электричка, экран : . Логопед выставляет

5 предметных картинок на наборное полотно, дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку, дети открывают глаза и отвечают на вопрос: "Чего не стало?").

10. Проговаривание слов сложной слоговой структуры, деление слов на слоги, определение самого короткого и самого длинного слова: эквилибрист, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтёр, экипаж, электроприбор, эвкалипт.

  • Кто это? Это девочка, бабочка, кошка :
  • Что это? Это кукла, стул, мяч :

Встаньте дружно, потянитесь!
Пошагайте, покрутитесь.
Руки вправо, руки влево,
А потом присядьте смело.
Снова встаньте, потянитесь
И друг другу улыбнитесь.

13. Знакомство с буквой "э" (показ буквы). Логопед читает стихотворение:

Это - Э
С открытым ртом
И большущим языком.

14. Выкладывание буквы "Э" из верёвочек, прорисовывание "э" в воздухе.

15. Работа в тетрадях. Печатание букв "Э", "э"; слогов: "эм", "эп", "эт", "эк", "мэ", "пэ", "тэ", "кэ"; слов: "это", "эму", "Эмма".

Списывание предложений с доски: "Тут Эмма.", "Там эму.".

16. Звуковой анализ слова: эму (зарисовка звуковой схемы в тетрадях).

17. Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации:

Это кто? Это кот. Это кто? Это Эмма. Это кто? Это паук.

III. Итог занятия:

1. - С каким звуком и с какой буквой мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звука "э".

Учить ребенка выделять из ряда слово, отличающееся от остальных по слоговой структуре.

Учить различать одушевленные и неодушевленные предметы, учить задавать соответствующие вопросы: кто это? что это?

Научить ребенка четко произносить звук [Э].

Упражнять ребенка в произнесении слов сложной слоговой структуры.

Учить читать предложения, соблюдая повествовательную и вопросительную интонации.

Научить ребенка отражать вопросительную и повествовательную интонации на письме при помощи точки и вопросительного знака.

Задание 1. Взрослый произносит ряд слой, а ребенок слушает внимательно и называет слово, которое отличается от остальных по своей слоговой структуре:

мак — бак — так — банан;

сом — ком
— индюк —
дом; лимон — вагон —
кот —
бутон; мак — рак —
веник — бак.
Задание 2. Знакомство со звуком [Э]. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

Говорит без языка.

Никто его не видит,

А всякий слышит. (Эхо)

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Э]:

— широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята;


Характеристика

звука [Э]: звук [Э] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Обозначение: красный кружок.

Задание 3. Фонетическое упражнение.

э, а, э, у, о, э…; эх, ах, ух, эх…; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.

Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов:

Задание 6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]):

автобус, эхо,

апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик,
усики.
Задание 7. Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук [Э] (Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма).

Задание 8. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Э].

Задание 9. Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с каждым словом предложение:

эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.

Задание 10. Объяснить ребенку, что все одушевленные предметы отвечают на вопрос: кто это?,

а неодушевленные предметы — на вопрос:
что это?
Учить задавать вопросы к одушевленным и неодушевленным предметам.

Кто это? Это девочка, кошка, собака…

Что это? Это машина, стол, куртка…

машина, самолет, стол, дедушка;

ворона, соловей,
стул,
корова.

Задание 11. Знакомство с буквой Э.

Буква Э открыла рот:

То ль зевает, то ль поет.

На что еще похожа буква Э?

Задание 12. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слова Эдик:

составление схемы из кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.

Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации. Запись предложений под диктовку с помощью взрослого с отражением вопросительной и повествовательной интонации на письме (употребление точки и вопросительного знака).

Это кто? Это кот. Это кто? Это Эдик. Это кто тут? Это муха.

Стихи про букву Э для детей

Экскаватор — крану брат. Ворошит такие глыбы, Что, пожалуй, сто лопат Их осилить не смогли бы. (Я. Аким)

Эта кнопка и шнурок — Электрический звонок. (С. Маршак)

Эму Я про страуса, Про ЭМУ, Написал бы вам Поэму, Но никак я не пойму: Эму он Или эму?! (Б. Заходер)

Неясно, зверь он или птица. Есть перья, а летать боится. Быть может, ты решишь проблему: Зверь или птица страус эму. (Е. Григорьева, И. Гамазкова)

Воспитатель: Васильева Сахаяна Петровна

Программное содержание:

  • способствовать развитию звуко-буквенного анализа
  • способствовать развитию фонематического слуха
  • познакомить с гласным звуком Э и его условным обозначением – красный квадрат
  • учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение
  • познакомить с буквой Э, используя образец
  • учить писать печатную букву Э, используя образец
  • закреплять умение соотносить звук и букву, писать гласные буквы А, О, У, Ы
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.
  • Закончить предложение, подсказав нужное слово

Мороженое на палочке называется … (эскимо)

У этого дома пять … (этажей)

Самолет приземлился на … (аэродроме)

— Назвать первый звук в словах эскимо, этаж (Э)

— Есть ли звук Э в слове аэродром? (да)

— Где он находится? (В середине)

— Нарисовать красный квадрат в схемах – там, где этот звук находится в названии предмета.

Затем даю задание на листе:

— Буква Э написана в левом уголке, а в правом – ее шуточное изображение.

— Читаю стихотворение И. Блюмкина

С электричеством, друзья, Нужно осторожным быть, Потому что, как змея, Оно может укусить.

— написать букву Э сначала по точкам, а затем самостоятельно.

Провожу физкультминутку по желанию детей.

Читаю детям стихотворение И.А. Гусевой

Что за звуки – Словно песни, Нет преграды на пути. Голосисты, как артисты,

Ты их в слове назови.

Задания и вопросы детям:

— О каких звуках говорится в стихотворении? (О гласных)

— Определить первый гласный звук в названиях нарисованных предметов и написать соответствующую букву в квадрат.

— Какой гласный звук в слове бык? (Ы)

— Написать букву Ы в квадрат.

Примечание. Напоминаю детям, что в русском языке нет слов, которые начинаются на звук Ы.

Задание детям:

— Назвать слова с заданными звуками (А, О, У, Ы, Э)

А: арбуз, автобус, груша, зайка, шапка, апельсин, аист, аквариум, астры.

О: ослик, зонт, пальто, осы, ножик, почки, дочка, осень, озеро.

У: утюг, улитка, лягушка, ученик, лук, жук, муха, утка, ухо, урок.

Ы: дым, рысь, сыр, лыжи, рыба, мышь, мыло, тыква.

Э: экран, этаж, экскаватор, эхо, экспресс, электричество, аэродром.

В конце занятия делаем анализ работы.

LiveInternetLiveInternet

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовёт первый звук в слове: арка, осы, умница, уши, обруч и др. .

Знакомство с новым материалом. Логопед загадывает загадку:

Никто его не видывал, А слышать — всякий слыхивал. Без тела — а живёт оно, Без языка — кричит оно. (Эхо)

Педагог объявляет тему занятия.

эп-оп-ап

уп-эп-опип-уп-эп
ип-эп-aпэп-aп-эпoп-уп-эп

Проговаривание слов сложной слоговой структуры, деление слов на слоги, определение самого короткого и самого длинного слова: эквилибрист, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтёр, экипаж, электроприбор, эвкалипт.

  • Кто это? Это девочка, бабочка, кошка :
  • Что это? Это кукла, стул, мяч :

Встаньте дружно, потянитесь! Пошагайте, покрутитесь. Руки вправо, руки влево, А потом присядьте смело. Снова встаньте, потянитесь И друг другу улыбнитесь.

Это — Э С открытым ртом И большущим языком.

Звуковой анализ слова: эму (зарисовка звуковой схемы в тетрадях).

Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации:

Это кто? Это кот. Это кто? Это Эмма. Это кто? Это паук.

Ход занятия

Этап

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Откроем первый конверт!

Здороваются с педагогом!

Молодцы! (педагог поощряет лучшие ответы детей)

Дают характеристику звука. Произносят его.

3. Развитие фонематического слуха.

  1. э, а, о, м, п, у, т, э, э, и, у, э.
  2. ма, мэ, по, тэ, ко, эм, он, ол, ув, эл
  3. эхо, ток, лоток, ухо, эму, эскимо, стол

4. Определение места звука в слове (начале, середине, конце).

Откроем третий конверт. Здесь фея дает вам очень интересное задание. Она просит найти схему, которая подходит к слову ЭХО.

Дети, послушайте я произнесу это слово Э-ХО

Просигнальте, под каким номером эта схема.

1. Красный, синий, красный

2. Красный, зеленый, красный

3. Синий, красный, синий

– Правильно. А теперь произнесите это слово хором.

– Какой звук слышите в начале слова?

– Какой это звук? Почему вы так думаете?

Выкладывают из фишек слово

4.Развитие зрительного внимания, зрительной памяти.

Открывает 4-ий конверт.

Ребята, посмотрите на картинки, назовите их:

Эскимо, эму, эскалатор, экскаватор, эвкалипт, эклер, эмоции.

Запомните картинки. Закройте глаза. Откройте. Чего не стало?

Определяют исчезнувшую картинку.

Вы устали? Давайте немного отдохнем!

Поскачите, попляшите

Поскачите, помолчите (тссс),
Сядьте тихо, полежите.
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь.

Отдохнуло ваше тело

Продолжает наше дело!

Выполняют движения по подражанию

Ребята, чем звук обозначается на письме?

Звук на письме обозначается буквой.

Буква Э - как ни взгляни –
Увидишь клещи и клешни

Буква Э живет по соседству с буквами мягкий знак и Ю.

Теперь нарисуйте пальцем на парте. Теперь нарисуйте на спинах друг у друга.

Теперь напишем букву на манке.

Пишут букву в воздухе, на парте, на спине, на манке.

Следующее задание феи – чтение. Она хочет послушать как вы читаете. Откройте букварь . Обведите пальчиком букву Э. Найдите первую строку. Читаем все вместе. Теперь эту строчку прочитает Данил и т.д.

Теперь прочитаем рассказ. Первую строку прочитает Рафаэль. И т.д.

Читают слова и предложения по слогам.

8. Развитие графо-моторных навыков. Пропись большой и маленькой буквы Э.

Ребята, откройте тетради. Пропишите большую маму букву Э и ее дочку – маленькую букву э. Высота большой буквы – 2 клетки, высота маленькой – одна клетка. (следить за осанкой, положением рук).

Педагог проверяет ход выполнения задания.

Вы выполнили все задания, которые приготовила для вас фея! Молодцы. И за хорошие ответы и поведение на занятии она дает вам пригласительные билеты в волшебную страну, в которую мы отправимся с вами в следующий раз.

Прощаются с педагогом.

Комментарии

Контрольная работа по разделу «Психолого-педагогические основы развития ребёнка: основы детской…

Структура интегрированного занятия

Опытно-экспериментальная деятельность


Опытно-экспериментальная деятельность Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. И в старшей.

Комментарии

В блогах

Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО-конструктор, участвуя в постройки домов. Задачи: Образовательные : Формировать умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО. Закрепить профессий - строитель и строительством дома. Развивающие: Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию.

КОНСУЛЬТАЦИИ " Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях."

Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях. Нашим детям для правильного развития опорно- двигательного аппарата необходимо хотя бы раз в день выполнять комплекс физических упражнений. Наличие регулярной адаптированной нагрузки позволит ребенку вырасти здоровым и сильным. Родителям.

Конспект занятия по лепке "Ягодки рябины для птичек" в первой младшей группе

Sample Image

Цели: закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать их между ладонями круговыми движениями и прилеплять к плоской основе; совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них; учить различать и называть красный цвет, закреплять здание о форме предметов.

Читайте также: