Семья обществознание 10 класс конспект

Обновлено: 02.07.2024

Интересный материал, который раскроет суть основных понятий по теме, а также поможет сделать выводы о типе своей семьи.

ВложениеРазмер
semya_i_byt.doc 484.5 КБ
semya_i_byt.pptx 2.1 МБ

Предварительный просмотр:

1.Рассмотреть семью как один из наиболее древних социальных институтов, познакомить с функциями семьи и особенностями их реализации в современном обществе, охарактеризовать существующие в обществе бытовые отношения.

2.Довести до понимания учащихся значимость культурного отношения каждого человека к своему ближайшему окружению

Задачи для учащихся:

1.расширить знания о семье, как основном институте общества,

2. научиться делать важные записи в ходе изучения нового материала.

Оборудование урока: мультимедийная установка, раздаточный материал с извлечением из Семейного кодекса РФ, тесты

Оформление доски: тема урока, цели урока, домашнее задание.

Изучение новой темы по плану:

1. Семья и её функции.

2. .Брак и развод . 3.Семья в современном обществе

I Семья и её функции.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт Семья как малая группа – это основанная на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

В качестве малой социальной группы семья удовлетворяет личные потребности людей, играет огромную роль в воспитании и становлении личности, её социализацию, является проводником тех ценностей и норм, которые приняты в обществе. В качестве института семья удовлетворяет социально значимые потребности общества. А именно –важнейшую потребность в воспроизводстве рода.

( премискуитет ( 40-50 тыс лет назад, ), кровнородственная семья , Семья пуналуа, , парная семья, моногамная семья.

Самыми распространёнными в современных урбанизированных городах являются так называемые нуклеарные семьи. Нуклеарная семья ( ( от лат. Nucleus –ядро) простая семья., состоящая из супружеской четы с детьми или без детей ( или одного родителя с детьми).

.Вопрос: Почему семью считают базовым социальным институтом?

Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов:

1. Вступление в брак

2. Начало деторождения -рождение первого ребёнка

3. Рождение последнего ребёнка

4.Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка

5. Смерть дного из супругов

Прекращение существования семьи

По числу детей семьи бывают многодетные, малодетные, бездетные

Биологическое воспроизводство населения -

Ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми родителями

Материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Оказание психологической поддержки членам семьи

Предоставление определённого социального статуса членам семьи (наделение наследственными статусами- национальность, религия и др.), воспроизводство социальной структуры общества

Первичного социального контроля

Определение норм поведения членов семьи в различных сферах

Развитие личности каждого члена семьи

Организация рационального досуга, взаимообогащение интересов членов семьи.

II Брак и развод.

Учитель: Понятие социального института, раскрывает специфику семьи и в её взаимосвязях с другими социальными институтами и с социальными процессами, происходящими в обществе. Одним из таких институтов является наиболее тесно связанный с семьёй институт брака. На странице № 197 учебника Обществознание под редакцией Л. Н. Боголюбова определение- брак. ( можно обратиться к школьному словарю по обществознанию или к энциклопедическому словарю). Брак – это семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.

В настоящее время различают три вида брака

Добровольный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением определённых правил, установленных законом. Союз, который порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов

Это брак, который в России не влечёт юридических последствий с точки зрения государства и регулируется только нормами внутрицерковного права.

Работа с источником: извлечение из Семейного кодекса РФ – Раздел II Заключение и прекращение брака ( статьи №:10-14, )

Задание 1 Определите позитивные условия вступления в брак.

Задание 2 Определите негативные условия вступления в брак.

Брак подразумевает взаимные обязанности. Рассмотрим права и обязанности родителей по воспитанию детей ..

IV. Бытовые отношения

Работа со словарем. Что такое БЫТ?

БЫТ – это уклад повседневной жизни, непроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей ( в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья) , так и освоение духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения.

Используя это определения сформулируйте , что такое бытовые отношения. БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - это непроизводственные повседневные отношения, возникающие между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных потребностей.

Обыгрывание бытовой сцены в семье ( муж, жена, старшая дочь).

Диалог после ужина:

- Муж ( отец )Спасибо за вкусный ужин.

- Дочь мне тоже очень понравилось

- Жена ( мать)Я рада, что вам понравилось. Но, кто сегодня будет мыть посуду?

- Муж точно не смогу, потому что мне сегодня на работе дали интересный журнал. Я должен его за сегодняшний вечер прочитать, а завтра его вернуть.

Мать Посуду мыть мне.?

Отец Ты жена и мыть посуду – это женская обязанность в семье. И потом, у нас есть взрослая дочь. Почему она тебе не помогает?

Доч ь Но вы же сами сказали, что главная моя обязанность –это хорошая учёба в школе, чтобы успешно сдать ЕГЭ.

Мать Относительно хорошей успеваемости в школе я не возражаю. Однако, я тоже ежедневно нахожусь на работе с 8 часов утра до 5 часов вечера. Каждый день я приобретаю продукты питания в магазине, приношу их домой и поддерживаю дома порядок.

Отец Бездельников среди нас нет. Кристина учится в школе,, я и ---------------------- работаем на производстве,

Задания и вопросы : 1. Прокомментируйте увиденную сцену. ( Семья тратит нерационально время на организацию домашних дел. ) Жена (мать) устаёт от перегруженности бытовыми заботами. Муж ( отец) игнорирует помощь жене по дому. Считая, что домашние дела – это женские обязанности. А дочь – старшеклассница занята только учёбой. )

  1. Нужно ли привлекать детей к участию в домашних делах? Каких? ( приготовление обеда или ужина, уборка квартиры, наведение порядка во дворе и т. п., то что посильно физическому развитию ребёнка. Взаимопомощь в процессе бытового труда даёт членам семьи ощущение общности, ответственности друг за друга и за семью в целом.
  2. Предположите, как могла эта сцена завершиться иначе .( А) муж вымыл посуду сам. А взрослая дочь по-прежнему будет заниматься только учёбой

Б) Организовать собрание семьи и распределить обязанности. Это решение поможет избежать конфликта на бытовой почве . Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для совместного отдыха: походы в кино, театр, экскурсии в музеи и выставочные залы и просто высвобождается время для духовного и физического совершенствования всех членов семьи. .)

  1. Известны ли вам средства, которые помогают современной семье, экономить затраты труда и времени , на удовлетворение бытовых потребностей ? ( современная бытовая техника, пользование услугами комбинатов бытового обслуживания, швейные ателье, химчистки, прачечные, фотоателье, приобретение полуфабрикатов для приготовления пищи.

Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для совместного отдыха на природе, для посещения культурных центров: театров, кино, выставок, а также повышение профессионального уровня.

Обратить внимание ! бытовые отношения подразумевают бытовое общение и совместные дела соседей, молодых людей, людей пожилого возраста, живущих в одном доме, подъезде.

Введём ёщё одно новое понятие КУЛЬТУРА ТОПОСА.

КУЛЬТУРА ТОПОСА – это культура нашего места жительства .

( Просмотр фотографий, на которых дома, квартиры, подъезды находятся в идеальной чистоте) Приятно находиться в таких помещениях.

Просмотр Фотографий из газеты , где запечатлены надписи на заборах и подъездах.

Учитель Мир вокруг может стать лучше, если каждый из нас станет заботиться о его красоте и нравственной чистоте. А начинается это с малого, создания порядка и уюта рядом с домом, в котором живёшь, бережного отношения к установленным в парке скамейкам. Посмотрите вокруг, вы можете увидеть, где нужны ваши заботливые руки

Психологический тест для подростков о типе семьи.

1. Представь себе такую ситуацию: ты решила заняться велосипедным спортом и для этого тебе, естественно, понадобился велосипед. Как ты будешь воздействовать на родителей, чтобы приобрести его?

А) Об этом даже заикаться не стоит: мои родители вряд ли это одобрят, так что о покупке велика смело можно забыть.

Б) Расскажу им о своем желании и попрошу и них часть денег на велосипед; остальные попытаюсь заработать сама.

В) В худшем случае все будет упираться в деньги, и если нужная сумма будет, то можно считать, что дело в шляпе.

2. Сегодня ты идешь на вечеринку и вернешься довольно поздно. Как реагируют на это твои родители, когда ты ставишь их об этом в известность?

А) Скорее всего, меня не пустят или назовут время (совсем непозднее), к которому я должна буду вернуться.

Б) Отпустят, с условием, что я попрошу кого-нибудь из молодых людей проводить меня до дома.

В) У меня никогда не бывает таких проблем: во сколько вернусь, во столько и вернусь.

3. Допустим (тьфу-тьфу!), что ты провалила итоговую контрольную по алгебре. Как ты думаешь, чем это может грозить тебе со стороны родителей?

А) Меня, скоре всего, сильно накажут, будут ругать и запретят гулять до тех пор, пока я ее не исправлю.

Б) Проведут со мной беседу на предмет выяснения того, как такое могло случиться.

4. Что ты думаешь о том, как тебя воспитывают?

А) Мне кажется, что мои родители могли бы давать мне больше самостоятельности: я ведь уже не ребенок!

Б) Ничего плохого сказать не могу. Единственное только: иногда так лень делать то, что родители говорят!

В) Уверена, если бы родители чаще помогали мне с уроками, я бы училась гораздо лучше.

А) А тут и предпринимать нечего, все ясно заранее: до свидания, лагерь, здравствуй, огород!

Б) Попробую в нейтральной обстановке, например, за обедом, обсудить эту тему. Если мне удастся доказать им, что от моей поездки пользы больше, чем от копошения в огородной земле, то, может быть, меня отпустят.

В) Проблем с лагерем не будет: мне достаточно будет просто рассказать про него родителям.

6. Какими словами и выражениями в общении с тобой родители чаще всего пользуются?

0-9 баллов: Скорее всего, тебя воспитывали по авторитарному типу. В твоей семье не принято открыто выражать свою соображения по какому-либо поводу, во всяком случае, до достижения тобой определенного возраста. А до того, как этот счастливый момент наступит, тебе приходится буквально во всем беспрекословно слушаться родителей…

Конечно, приятного в этом мало, но так сложилось, и ничего с этим не поделаешь. Так что попытайся принимать своих родителей такими, какие они есть, ведь несмотря на их многочисленные, на твой взгляд, недостатки, без них на этом свете не было бы и тебя. Постарайся несмотря ни на что никогда не забывать об этом.

10-20 баллов: в твоей семье особые порядки, и многие твои подруги, когда ты рассказываешь им о своих родителях, удивляются. Ведь далеко не каждый родитель способен общаться с двенадцатилетней дочерью как с равной, обсуждать с ней многие семейные вопросы и прислушиваться к ее (то есть к твоему) мнению.

Твой тип воспитания – демократический. Ты имеешь свой голос в семье , если не равный, то почти равный. И чтобы так оставалось и в дальнейшем, постарайся оправдывать оказанное тебе доверие.

Но, с другой стороны, согласись, ты не можешь знать всего в этой жизни, просто потому, что этого никто не может, но, вполне возможно, в чем-то твои родители разбираются лучше. И если ты покажешь им, что тоже так считаешь, можешь не сомневаться: ты будешь щедро вознаграждена участием и дружеским советом. Это наверняка не покажется тебе лишним.

Вот такой вот психологический тест для подростков . Выводы делайте сами.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов: 1. Вступление в брак 2. Начало деторождения -рождение первого ребёнка 3. Рождение последнего ребёнка 4.Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка 5. Смерть дного из супругов Образование семьи Прекращение существования семьи

СЕМЬЯ Семья-это малая группа людей, живущих вместе и связанных взаимной ответственностью и заботой. Функции семьи: Репродуктивная Экономическая Воспитательная Коммуникативная Организация досуга и отдыха Духовная (духовно-нравственная) Первичного социального контроля Социально-статусная Эмоциональная

БРАК Брак – это взаимный и добровольный союз мужчины и женщины. Вступление в брак порождает у супругов взаимные права и обязанности. Заключается в органах ЗАГС (запись актов гражданского состояния.)

Семейный кодекс Условия заключения брака: Взаимное добровольное согласие, вступающих в брак Достижение брачного возраста (18 лет, при наличии уважительных причин, с разрешения органов местного самоуправления, в 16 лет) Отсутствие других официальных браков Не возможен брак между кровными родственниками Не возможны браки между усыновителями и усыновленными Только между дееспособными людьми.

БЫТ БЫТ – это уклад повседневной жизни, непроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей ( в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья) , так и освоение духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения.

БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ Бытовые отношения-это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоначальных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми)

КУЛЬТУРА ТОПОСА КУЛЬТУРА ТОПОСА – это культура нашего места жительства .

ВЫВОД Мир вокруг может стать лучше, если каждый из нас станет заботиться о его красоте и нравственной чистоте. А начинается это с малого, создания порядка и уюта рядом с домом, в котором живёшь, бережного отношения к установленным в парке скамейкам. Посмотрите вокруг, вы можете увидеть, где нужны ваши заботливые руки

0-9 баллов: Скорее всего, тебя воспитывали по авторитарному типу. В твоей семье не принято открыто выражать свою соображения по какому-либо поводу, во всяком случае, до достижения тобой определенного возраста. А до того, как этот счастливый момент наступит, тебе приходится буквально во всем беспрекословно слушаться родителей… Конечно, приятного в этом мало, но так сложилось, и ничего с этим не поделаешь. Так что попытайся принимать своих родителей такими, какие они есть, ведь несмотря на их многочисленные, на твой взгляд, недостатки, без них на этом свете не было бы и тебя. Постарайся несмотря ни на что никогда не забывать об этом.

10-20 баллов: в твоей семье особые порядки, и многие твои подруги, когда ты рассказываешь им о своих родителях, удивляются. Ведь далеко не каждый родитель способен общаться с двенадцатилетней дочерью как с равной, обсуждать с ней многие семейные вопросы и прислушиваться к ее (то есть к твоему) мнению. Твой тип воспитания – демократический. Ты имеешь свой голос в семье, если не равный, то почти равный. И чтобы так оставалось и в дальнейшем, постарайся оправдывать оказанное тебе доверие.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок для детей тяжелыми с нарушениями интеллекта и сочетанной патологией.


Конспект урока в ТДМ. Тема: "Отношения. Отношение величин"
Быт и бытовые отношения.

Материал для практической работы в 11 классе после изучения темы "быт и бытовые отношения".

- определить, каким образом общество влияет на семью и какие эволюционные изменения происходят с семьей в современном обществе.

- развивать навыки анализа, синтеза и обобщения понятий и информации на примере работы с ЭОР информационного и практического типа;

- продолжить формирование умений работы с ЭОР, умения перенести известные аналогии в новую ситуацию;

- продолжить обучение школьников общеучебными умениям: рассуждению, применению полученных знаний на практике при решении познавательных задач;

- содействовать воспитанию культуры внутрисемейных отношений;

-продолжить формирование ценностного отношения к окружающему миру и стремления корректировать свои личностные качества.

Урок изучения нового материала

Учащихся в классе (аудитории): 8

Используемые учебники и учебные пособия:

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке рассматриваются вопросы: 1.Правовая связь членов семьи.2. Вступление в брак и расторжение брака. 3.Права и обязанности супругов. Рассматривается Семейный кодекс. Ученики работают с учебником, Семейным кодексом, решают правовые задачи.

Конспект урока обществознания в 10 классе.

Тема: Семейное право .

Цели урока: дать характеристику основ семейного права РФ и продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали;

совершенствовать коммуникативные умения и навыки, умение анализировать текст законов;

способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности, ответственного отношения к семье.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, учебник, тест.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: работа в парах, использование элементов технологии критического мышления.

1. Организационный этап.

эмоциональный настрой класса

2. Проверка домашнего задания:

-Мы изучили гражданское право.

-Какие правомочия порождают право собственности?(владеть, пользоваться, распоряжаться)

-Назовите виды вещей? (делимые и неделимые, движимые и недвижимые)

-Назовите личные неимущественные права (право на жизнь, имя, на защиту чести и достоинства)

-Что значит право не результат интеллектуальной деятельности?(Авторское и патентное).

-Что такое наследование?

-Виды наследования?(закону, завещание).

-Способы защиты гражданских прав? ( признание права, восстановление положения, возмещения убытков, компенсация морального вреда)

-Моральный вред-это ?

3. Изучение нового материала:

План:1. Правовая связь членов семьи.(на доске, слайд)

2.Вступление в брак и расторжение брака.

3. Права и обязанности супругов.

1. Учитель: Главным источником семейного права являются Семейный кодекс РФ, Конституция РФ.(слайд)

-ситуация о семейных отношений семьи :Родители водят в школу каждый день первоклассника, а после школы – домой. Бабушка едет летом с внучкой на дачу. Сын покупает мебель матери –пенсионерки. Это нормальные семейные отношения.

В.- Что такое семья?

Семья - первичное объединение людей, основанное на кровном родстве, любви и взаимной ответственности

Семья - общность супругов, родителей и детей

-Можно ли назвать семьёй мужчину и женщину живущих вместе? (нет., их брак не порождает правовых отношений).

С юридической точки зрения, семья это объединение людей, как правило, совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, кровного родства, усыновления.

Члены семьи – муж, жена, состоящие в браке, родители и дети, усыновители и усыновленные, мачехи и отчимы и др. – являются субъектами семейных правоотношений.

Объекты семейных правоотношений: действия членов семьи и их вещи.

Действия семьи могут быть: правомерными и неправомерными.

Вопрос : -Назовите , какие действия называются правомерными, а какие – неправомерные?(слайд)

2. Вопрос: Что такое брак? (ответы уч-ся)

(это добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, порождающий личные имущественные и неимущественные права и обязанности.( слайд)

Признаки брака:

Союз мужчины и женщины

Союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности

Вопрос: Назовите условия вступления в брак?

Условия вступления в брак: (слайд)

Присутствие обоих лиц, вступающих в брак

Достижение брачного возраста – 18 лет.

-работа с документом стр.262-263 Задание: Назовите уважительные причины вступления в брак лицам не достигшим возраста 18 лет? (беременность, рождение ребёнка, угорза жизни одной из сторон).

Вопрос: Какие обстоятельства препятствуют заключению брака?

2.Не допускаются браки между близкими родственниками.

3.Обе стороны должны быть дееспособными.

Не должны быть усыновителями и усыновлёнными.

Учитель: Порядок регистрации брака. (слайд)

Личная подача заявления будущими мужем и женой в ЗАГС.

Установление дня регистрации брака – через месяц после подачи заявления (срок может сокращён или увеличен).

Запись регистрации брака в книге актов гражданского состояния – подписи молодожёнов.

Отметка в паспорте жены и мужа.

Выдача супругам свидетельства о регистрации брака.

Поэтическая минутка. -? Что является главным принципом брака?

Слово о любви. Эдуард Асадов

Любить – это прежде всего отдавать.
Любить – значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.

Нет, если ты любишь, то вся она,
Бесспорно же, самая романтичная
Самая-самая необычная
Ну, словно из радости соткана

Любить – это только глаза открыть
И сразу подумать еще с зарею:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!

-работа в парах- решение правовых задач.(листы на партах)

Решение правовых задач

Валентину заставили под угрозой расправы зарегистрировать брак с Алексеем, которому нужна была прописка. В органах ЗАГС она высказала свое согласие на брак. Можно ли считать такой брак недействительным из – за нарушения принципа его добровольности?

(Нет, т.к. в ЗАГСе Валентина высказала добровольное согласие. Брак может быть признан недействительным по другому основанию в судебном порядке как регистрация по фиктивному основанию без намерения создать семью

Алексей скрыл от Елены, что состоит в браке, который не расторгнут. Прожив 3 месяца, Елена узнала о тайне мужа. Какой брак будет признан недействительным: первый или второй? Почему?

(Будет признан недействительным второй брак, т.к. нельзя заключать брак, если лицо уже состоит в браке) .

Но иногда случается так, что люди вынуждены разводиться.

-Как вы думаете, каковы причины?

Отсутствие общих взглядов

Любовь к другому человеку

Алкоголизм и связанные с ним грубость и побои

Отсутствие нормальных жилищных и материальных условий

Вмешательство родителей в семейные дела супругов

Основания для лишения родительских прав (ст.69 СМ РФ) (учебник, стр.108)

Жестокое обращение с детьми

Аморальное поведение родителей

Уклонение от воспитания детей

Злоупотребление родительскими правами

Являются хроническими алкоголиками или наркоманами

Совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей или супруга

Отказ от ребёнка

Развод или расторжение брака осуществляется через органы ЗАГС или через суд. В органах ЗАГС – если у супругов нет несовершеннолетних детей и они оба согласны на развод. Органы ЗАГС расторгнут брак и в том случае, если у супругов есть несовершеннолетние дети, но один из супругов осужден к лишению свободы на срок свыше 3 лет. В судах же расторгают браки, если один из супругов не согласен на развод (или уклоняется от расторжения брака) или в семье есть несовершеннолетние дети.

Брак недействителен:

Если один из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции.

Суд пытается примерить супругов, ели через 3 месяца примирения не происходит, то суд принимает решение о расторжении брака. Выдаются свидетельство о расторжении брака.

Решение правовых задач

Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество (невод, разбитое корыто, хижина) старика и старухи - героев “Сказки о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина. Объясните, почему.

(старику достался бы невод (предмет его профессиональной деятельности), старухе – разбитое корыто. Хижину поделили бы так: один из супругов, скорее всего старуха (как женщина) осталась бы в ней жить, а старику присудили бы половину ее стоимости в деньгах.)

3. Права и обязанности супругов.

-работа уч-ся с учебником стр.256-258.

Задание: 1 группа- права супругов. 2 группа -обязанности супругов?

Вопросы: Когда возникают права и обязанности супругов?

-Какими видами прав и обязанностей они обладают?

-Какие права относятся к личным? На что супруги имеют равные права? Виды имущественных прав?

Назовите обязанности супругов? Что такое брачный договор? (слайд)

-Какие условия заключения брачного договора?

4.Этап закрепления изученного материала :

Моряк, находившийся в 9-месячном плавании, узнал из телеграммы от своей возлюбленной, что у них будет ребёнок. Одновременно она просила ответить, согласен ли он на заключении брака. Он ответил телеграммой, что согласен. Собрав необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая мать пришла в загс и, объяснив ситуацию, просила брак зарегистрировать.

Как должны поступить работники загса?

Дмитриев Сергей, сын священнослужителя, и Марина Семенова решили пожениться. Будучи людьми верующими и прислушиваясь к совету своих родителей, они решили заключить брак с помощью церковного обряда. После этого они отправились в свадебное путешествие. По приезде в один из населённых пунктов молодожены обратились в гостиницу с просьбой предоставить им номер на двоих. Администратор гостиницы, не найдя в паспорте штампа о регистрации брака, поселила их в разные номера, сказав, что в соответствии с внутренними правилами гостиницы вместе могут быть поселены только супруги.

Правомерны ли действия администратора гостиницы?

Молодые супруги Светлана и Игорь, вступая в брак, поклялись друг другу в верности на всю жизнь. Свое обязательство никогда не расторгать брак и сопровождать друг друга пожизненно они зафиксировали на бумаге и, скрепив подписями, положили в шкатулку с фамильными ценностями.

Спустя год Игорь, приехав из отпуска, который он проводил на море, признался, что полюбил другую женщину. Светлана сказала, что она бы согласилась на развод, если бы они не заключили соглашение никогда не расторгать брак.

Разрешите данную ситуацию

Как разрешить данную ситуацию?

При заключении брака Сергей Павлов сразу признался жене, что он с детства не любит мыть посуду, и попросил Женю взять раз и навсегда эту обязанность на себя. В период эпидемии гриппа Женя тяжело заболела, и посуда несколько дней оставалась немытой. На просьбу жены навести порядок, Сергей отвечал, что это не его обязанность, да и не умеет он мыть посуду, поскольку в их семье этим занималась мама.

Оцените эту ситуацию с точки зрения личных прав и обязанностей супругов.

Оцените ситуацию с точки зрения закона.

Семиклассница Ирина (13 лет) получила ко дню рождения от бабушки и дедушки подарок 1000 рублей. Они хотели, чтобы их внучка купила в подарок то, что ей больше по душе. Ирина обрадовалась и сказала, что ей очень нравится тяжелый рок и на все деньги она накупит дисков.

Оцените ситуацию с точки зрения закона.

Задача 1. В соответствии со ст.11 СК РФ брак производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак.

Да. В соответствии со ст. 1 п. 2. СК РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

Согласно ст. 19 СК РФ препятствий для расторжения брака нет, т. к. имеется взаимное согласие на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей. Расписка не может служить препятствием для расторжения брака.

В соответствии со ст.34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью… независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено.

В соответствии со ст. 31 СК РФ

п. 2 … вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

п. 3 Супруги должны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи…

В соответствии со ст.57 СК РФ Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учёт мнения ребёнка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

В соответствии со ст.60 СК РФ ребёнок имеет право собственности на доходы полученные им, имущество полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребёнка.

Тест.1.Брачный возраст в России определён:

а. 16 лет; б. 18 лет. +

2. Брак не может быть заключён между…

а. близкими родственниками; + б. несовершеннолетними; +

в. лицами без определённого места жительства.

3. Какое из обстоятельств делает невозможным вступление в брак?

а. различие национальностей; б. одна из сторон уже состоит в браке; +

в. отсутствие денежных средств.

4. Согласно принципам семейного права

а. главой семьи является мужчина; б. вопрос решается по общему согласию супругов;

в. супруги обладают равными правами. +

5. Брак в РФ заключается…

а. в суде; б. в церкви; в. в органах ЗАГС. +

-Составьте синквейн со словом семья.

Крепка семья - крепка держава

5.Подведение итогов урока.

Рефлексия.- Чему учились на уроке? Что наиболее запомнилось?

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!

• способствовать воспитанию уважительного отношения к семье, как важнейшему социальному институту.

Эпиграф урока (на слайде) : Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Л. Н. Толстой.

Ход урока

Доброе утро, ребята! Сегодня наш урок будет проходить в необыкновенной обстановке. На нашем уроке присутствуют гости. Поприветствует гостей.

Ребята! Как вы думаете, что станет предметом нашего сегодняшнего обсуждения? семья

Плохо человеку, когда он один. Горе одному, один не воин. Подавляющее большинство людей согласятся с В. В. Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества и обретения счастья, люди создают семьи. Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

Важнейшим элементом социальной структуры - социальным институтом - является семья. Что такое социальный институт? (исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе)

Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития. Семья исследуется социологами в двух аспектах : как малая социальная группа, объединяющая, в первую очередь, детей и родителей, и как социальный институт. В рамках нашего урока мы рассматриваем семью как социальный институт. Прошлое, настоящее и будущее семьи.

?является ли семья необходимой современному обществу?

Согласитесь, что для того, чтобы ответить на этот вопрос, нашего житейского опыта мало. Для того, чтобы больше узнать о семье предлагаю провести наш урок в виде диалога, с представителями разных социально-гуманитарных наук. Каждая группа ученых представит нашему вниманию материалы, которые позволят нам вернуться к решению проблемы еще раз и более полно попытаться ответить на вопрос: является ли семья необходимой современному обществу?

На нашей встречи присутствуют представители следующих наук:

Историки, социологи, психологи, юристы, политологи.

У вас на столах лежат материалы, с которыми будете работать.

Формат урока позволит всем представителям наук обменяться знаниями и достижениями по своей проблематике с другими учеными, обсудить важные спорные вопросы и составить общее понятие о семье на современном этапе развития общества.

У вас лежит рабочий лист урока, в нем вы должны оценивать свою работу в ходе урока.

Сейчас я попрошу вас ознакомиться с материалами, содержащими необходимую информацию по вашей теме. Работая с материалами, ответьте на вопросы и представьте ответы и ещё оформить на листах 3 минуты. Прошу вас быть активными и работать слаженно и продуктивно.

1 группа историки. Выделите основные этапы исторического развития семьи как социального института. Как вы думаете отчего зависело появление новой ступени в развитии семьи?

2 группа социологи Каковы основные функции семьи? Какие из функций по вашему мнению утратили большее значение в современной семье? Почему?

Какие функции наиболее характерны современной семье?

3 группа психологи Какие виды семей выделяются? Какие современные виды семей появились? Почему это произошло, с какими изменениями это может быть связано?

4 группа юристы В чем разница понятий семья и брак? Какой брак называют гражданским?

Стабильность брака, семьи связывают с наличием в ней устойчивой системы ценностей, которые передаются от родителей к детям. Настоящей семьи не может быть без взаимопонимания, общих интересов, любви.

Прочность дома зависит от фундамента, от крепости стен, надежности крыши. Так и семья зависит от того, какие ценности лежат в её основе.

Сформулируйте каждая группа ценности семьи, запишите их на листах.

Безусловно, что одна из главных ценностей – это любовь. 8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Днём праздника выбрано число, когда все вспоминают святых благоверных князей Петра и Февронию Муромских - святых, чья супружеская любовь и верность преодолела все житейские преграды. 15 мая празднуется Международный день семьи.

Работа с ценностями у доски; Ценности - любовь, понимание, уважение, терпение, взаимоподдержка, доверие.

Семья как социальный институт – это комплекс социальных норм, образцов поведения, прав и обязанностей, которые регулируют отношения между супругами, родителями и детьми и воздействуют со стороны общества на семейные отношения. Основа отношений – семейные роли. Исполнение семейной роли зависит от правильного формирования ролевого образа, включающего ответы на вопросы:

• Что соответствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению друг к другу?

• Что значит быть женой или мужем, старшим в семье или младшим?

• Какого поведения от вас ждут?

• Какие правила, нормы диктует вам общество?

Попробуйте охарактеризовать семейные роли:

• 1-2 группа - супружеские (жена, муж)

• 3-4 группа- родительские (мать и отец)

• 5 группа - детские (сын, дочь, сестра, брат и т. д.)

Каково ваше мнение, для современного молодого человека семья - важный элемент?

Семья – важнейшая часть современного общества. Ее ценности позволяют передавать важнейший духовный, эмоциональный опыт от поколения к поколению. Именно в семье происходит полноценное развитие человека, его первичная социализация, это понимают и на государственном уровне

Современные ученые продолжают споры по данному вопросу. Однако большинство склоняется к тому, что семья продолжает развиваться, взамен отмирающих функций, актуализируются новые, появляются другие виды семей, о которых не приходилось говорить ранее. Все выше изученное - теория, а так ли все на практике?

А теперь слово 5 группе– политологам

Какие меры поддержки семьи, проводятся сегодня?

А какие бы вы предложили дополнительные меры для укрепления семьи и брака? Ответ аргументируйте

У вас на столах лежат листочки, с фразой которую предлагаю продолжить 1 минута

«Идеальная семья для меня - это… продолжите фразу. Комментарии

Так все же вернемся к проблеме, поставленной в начале урока. Ответьте на этот вопрос снова. Семья как социальный институт – развивается или умирает?

Сейчас я попрошу оценить работу в группах каждого и прокомментировать свои оценки

Рушатся идеалы, распадаются державы, летят с пьедесталов памятники. Но есть ценности, которые остаются вечными и незыблемыми, и к ним принадлежит семья.

У меня есть стеклянная банка и я наполняю её камнями при вас.

полна ли банка? да, полна.

У меня есть горох, я его тоже высыпаю в банк? полна ли банка?да, полна.

У меня есть песок, и я его тоже насыпаю его в банку.

полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.

Молча достаю кружку с водой и выливаю её в банку до последней капли, размачивая песок.

— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь.

Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, родители,, здоровье, друзья — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется.

Горох — это вещи, которые лично для вас стали важными: учеба, компьютер, мобильный телефон

Песок — это всё остальное, мелочи.

А что случится, если наполнить банку песком изначально?

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей.

Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: любите и уважайте своих родителей, помогайте близким, встречайтесь с друзьями.

Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.

?А вода, опуская песок на дно доказывает, что камни-ценности, они вечны, мелочи ничего не значат в нашей жизни и только зря отнимают наше время.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в мир с добром.

Любите и цените счастье

Оно рождается в семье

Что может быть ещё дороже

На этой сказочной земле?

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

• Сегодня я узнал…

Домашнее задание: Давайте попробуем нарисовать модель идеальной семьи. Что, по – вашему мнению, необходимо, чтобы семья была источником счастья? Напишите об этом эссе.

Оформите результаты работы на листах А3 (вертикально)

В чем разница понятий семья и брак?

Какой брак называют гражданским?

Семья – это малая группа и особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Основой семьи является брак. Под институтом брака, как правило, понимают социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений, институционализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства.

Брак имеет санкционированный характер, то есть признаваемый обществом, которое берет на себя определенные обязательства по его защите и налагает на вступающих в брак ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а тем самым за будущее семьи. Общество, признавая в определенной культурной форме законность брака, оказывает материально-финансовую помощь семье, проводя соответствующую семейно-демографическую политику, особенно в тех случаях, когда семья является многодетной или в ней отсутствует один из родителей.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

По определению гражданский брак является совместным проживанием мужчины и женщины, которые находятся в отношениях. Характерными чертами такого брака являются совместное проживание, совместное ведение хозяйства, совместные покупки движимого и недвижимого имущества, но при этом, они не имеют свидетельства о заключении брака и штампов в их паспортах о семейном положении.

Группа социологов

Оформите результаты работы на листах А3 (вертикально)

Каковы основные функции семьи?

какие из функций по вашему мнению утратили значение в современной семье? Почему?

Какие функции наиболее характерны современной семье?

Семья как социальный институт имеет две особенности. Отметим, что семья это саморегулирующаяся система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи; это неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи.

И еще важно подчеркнуть такую особенность: семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами : государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью. Семья как социальный институт выполняет важнейшие функции:

1) воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

2) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

3) экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

4) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми,

5) духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

6) социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

7) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

8) эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

9)Репродуктивная - воспроизводство людей

Оформите результаты работы на листах А3 (вертикально)

Какие виды семей выделяются?

Какие современные виды семей появились? Почему это произошло, с какими изменениями это может быть связано?

Из форм семьи наиболее распространенной, например, в современном российском обществе является нуклеарная семья, то есть семья, состоящая из супругов (они - ядро семьи, лат. nucleus означает ядро) и их детей. Наряду с такой семьей распространена также сложная семья, включающая, кроме родителей и детей, родственников мужа или жены, проживающих вместе с ними, то есть состоит из представителей нескольких поколений

Эгалитарная семья - это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. В такой семье признаются права личности ребенка, его права на свободу, автономию и инициативу. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости.

Нуклеарная (двухпоколенная) семья, где живут вместе супруги, состоящие в браке и их дети. Многопоколенная (расширенная) семья, где проживают совместно более двух поколений родственников.

По количеству детей: Семья бездетная. Семья малодетная и многодетная

Семья полная - наличие обоих родителей. Семья неполная -наличие одного из родителей.

Семья патриархальная - мужчина главный. Мужчина принимает все решения, без его ведома в доме не делается ничего. При патриархальном типе семьи именно муж заведует финансами, независимо от доходов его и жены. Женщина в данной семье – классическая хранительница очага. Семья партнерская - отношения строятся на полном равноправии и взаимном доверии. Семейный бюджет составляется общими усилиями, домашние обязанности тоже делятся пополам.

Тип семьи по характеру воспитания1. Авторитарная- основывается на авторитете родителей. 2. Либеральная – строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек. 3. Демократическая- характеризуется формированием у ребёнка такой черты как сопричастность.

Оформите результаты работы на листах А3 (вертикально)

Какие меры поддержки семьи, проводятся сегодня?

А какие бы вы предложили дополнительные меры для укрепления семьи и брака? Ответ аргументируйте

Государственная поддержка семьи в России :

• дополнительные отпуска при рождении ребёнка, по уходу до 4,5 лет, и больными детьми;

• денежные пособия по беременности и родам;

• льготы для беременных женщин и имеющих детей в возрасте до 3-х лет;

• выделение кредитов, ипотека для молодых семей (до 35 лет);

• льготное выделение земельных участков для строительства жилья;

• Налоговые льготы для работающих, имеющих детей до 18 лет

государство в РФ оказывает поддержку семье.

увеличение размера пособий по уходу за ребенком до полутора лет.

введение компенсации затрат на детское дошкольное воспитание;

разработка программы по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

увеличение стоимости родовых сертификатов (пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет)

ежемесячные пособия на детей для многодетных семей

учреждение материнского капитала в размере 453 тыс. рублей (на 2017 г)

- улучшение демографической ситуации ;

- создание условий, способствующих формированию репродуктивного поведения супружеских пар на осознанное рождение двух и более детей;

- всестороннее укрепление института семьи как наиболее рациональной формы жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;

- максимальное использование трудового и творческого потенциала семьи в развитии общества;

- совершенствование системы социальных гарантий, направленных на повышение благосостояния и стабильности семей с детьми;

- обеспечение состоявшейся семье возможностей для ее стабильного функционирования и полного выполнения своих функций;

- создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства;

- обеспечение условий для роста воспитательного, духовно-нравственного потенциала семьи;

- повышение роли государства за создание условий по жизнеобеспечению, воспитанию, образованию и развитию детей;

Выделите основные этапы исторического развития семьи как социального института.

как вы думаете отчего зависело появление новой ступени в развитии семьи?

Оформите результаты работы на листах А3 (вертикально)

Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану)

Морган Льюис Генри— американский этнограф и археолог, историк первобытного общества, прогрессивный общественный деятель.

Л. Морган (1818—1881)считал, что семья в своем развитии прошла через следующие этапы: первобытная семья, кровнородственная семья, и моногамная семья. Общей характеристикой этого развития являются укрепление связей, объединяющих членов семьи.

1. Первобытная семья характерна для низшей ступени дикости. Это такая форма совместной жизни, когда отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы и семейная жизнь была идентична общественной.

2. Кровнородственная семья характеризуется групповым браком. Все те, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени.

3. Моногамная семья отличается тесной связью между одним мужчиной и одной женщиной. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было стремление обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "10.2. Семья и брак"

Семья – сравнительно небольшое объединение людей, основанное на браке или кровном родстве, общности быта и взаимной моральной ответственности. Пожалуй, в это определение стоит внести небольшое уточнение. Иногда членов семьи связывают отношения, основанные на усыновлении или удочерении.


Брак – один из институтов семьи. Основная его задача – регулирование отношений между мужчиной и женщиной, как представителями биологического пола, упорядочивание интимной жизни. А также закрепление прав и обязанностей членов семьи: супругов, родителей, детей, усыновителей и усыновлённых.

Ни один социальный институт не является чем-то вечным и неизменными. Общество развивается, отношения и взаимодействия между составляющими его элементами усложняются. Какие-то нормы и правила устаревают, уходят в прошлое, появляются новые. Это касается и семьи. Выделим её основные исторические формы.


При этом будем употреблять некоторые термины, необязательные для запоминания. Пусть вас не пугают трудновыговариваемые слова. Главное – усвоить общие тенденции.


У всех народов, каким бы примитивным ни был их общественный строй, существуют достаточно жёсткие нормы, регулирующие половые отношения. Они основаны на двух основных принципах: экзогамии и эндогамии. Эти термины впервые были использованы в девятнадцатом веке шотландским исследователем семьи и брака первобытного общества Джоном Мак-Леннаном.


Джон Мак-Леннан (1827–1881)

Экзогамия – запрет брачных отношений между членами рода или внутри сравнительно немногочисленной территориальной общины. Эндогамия определяет ту группу, в которой следует искать партнёров для брака.

Но само наличие подобного рода табу косвенным образом подтверждает существование промискуитета до того, как они были введены. Если сексуальные связи между кровными родственниками никогда не существовали, какой смысл их запрещать?

Учёные дают разные ответы на вопрос о причинах этих запретов. Возможно, наши предки интуитивно связывали частые близкородственные половые контакты и рождение нежизнеспособного потомства. Но более вероятным представляется другое.


Свадебные традиции племени масаи

Отсутствие норм, регулирующих отношения между полами, приводило к конкуренции, стычкам между членами общины. Они могли заканчиваться ранениями и смертью и наверняка мешали организации совместных действий. Выживание первобытного коллектива в первую очередь зависело от его единства и сплочённости. Впрочем, не только первобытного.

Первые запреты касались межпоколенных половых связей: между родителями и детьми, дядями/тётями и племянниками или племянницами, между бабушками/дедушками и внуками. Таким образом возникла кровнородственная семья – форма группового брака. В сексуальные отношения допустимо было вступать с любым представителем своего поколения, включая единоутробных братьев и сестёр.

Следующий этап – исключение кровнородственных связей в групповом браке. Так называемая пуналуальная семья.


Парная семья – брак, исключающий наличие общих мужей или общих жён. Пара – это один мужчина и одна женщина. Но семьи эти были непрочными. Пара легко, без каких-либо сложных формальностей могла разойтись. Дети в этом случае оставались с матерью, в её роде. Мужчина возвращался в свою общину.


Парный брак существовал на том этапе развития, когда основной хозяйственной ячейкой была не семья, а община. Обратите внимание, что в Новое время упрощение процедуры развода происходило параллельно с вытеснением семейных предприятий общественным производством, когда семья переставала быть основной хозяйственной ячейкой.

Парная семья была матрилинейной. Счёт родства вёлся по женской линии. А как могло быть иначе, если дети при распаде брака оставались с матерью?

В процессе разложения родоплеменных отношений, развития семейного хозяйства и обособленной семейной собственности парная семья сменялась моногамной.


Это гораздо более прочная форма брака мужчины и женщины. Разрыв семейных уз был затруднён и осуществлялся преимущественно по воле мужа. (Подумайте: какими экономическими процессами это было вызвано?) То есть моногамная семья формировалась как патрилинейная: наследование родового имени, собственности и социального статуса происходило по мужской линии.

Встречается и такая форма семьи, как полигамия. Чаще в виде полигинии – брака одного мужчины с несколькими женщинами.


Но известна и полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами.


Обратите внимание: речь идёт не о любовных отношениях и связях, а о браке – санкционированной обществом форме отношений, которая порождает определённые права и обязанности.

Читайте также: