Тютчев 10 класс урок конспект с презентацией

Обновлено: 05.07.2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Фёдор Иванович Тютчев – поэт, в чьём творчестве общественно – политические, гражданские мотивы занимают не меньшее место, чем пейзажная и любовная лирика, а глубина философского осмысления каждой темы поистине уникальна.

К сожалению, не всё лирическое наследие Тютчева дошло до нас, но прав был Д. Фет, утверждая:

Но муза, правду соблюдая,
Глядит, - а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.

Каждая новая эпоха, каждое поколение сталкивается с необходимостью по-своему осмыслить поэтическое наследие этого уникального в русской литературе поэта.

В 10 классе мы работаем по программе под ред. В. Я. Коровиной (базовый уровень), которая предусматривает 102 часа в год (3 часа в неделю) на изучение литературы. Из этого количества времени на изучение творчества Ф. И. Тютчева мы выделяем 4 часа. Этого, конечно, недостаточно, чтобы дать максимально полное представление о личности и творчестве этого поэта, поэтому уже традиционно перед циклом уроков мы с десятиклассниками проводим литературный вечер, посвящённый Ф. И. Тютчеву. Это даёт возможность заинтересовать учащихся личностью поэта, наиболее широко представить его творчество, сформировать интерес к изучению лирики Тютчева. (Сценарий прилагается). После проведения внеклассного мероприятия проводим уроки по следующим темам:

1. Очерк жизни и творчества Ф. И. Тютчева. Основные темы творчества. Гражданская и патриотическая лирика поэта.

2-3. Человек и природа в творчестве Тютчева. Философская лирика поэта.

4. Любовная лирика Ф. И. Тютчева.

Произведения, изучаемые на уроках:

СИСТЕМА УРОКОВ

Очерк жизни и творчества Ф. И. Тютчева. Основные темы творчества. Гражданская и патриотическая лирика поэта.

…Тютчев был не только самобытный,
глубокий мыслитель, не только своеобразный,
истинный художник – поэт, но и один из малого
числа носителей, даже двигателей нашего
русского, народного самосознания.

Цели урока: познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта, представить основные темы поэзии Тютчева, обозначить особенности мировосприятия поэта – гражданина, поэта – патриота, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, дать понятие о стихотворной миниатюре.

I. Слово учителя.

Лекция учителя, запись учащимися основных положений лекции в тетради.

(Запись в тетрадях может быть оформлена так:

1. Родился 23 ноября (5 декабря) 1803 г. в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье.

3. В 1819-1821 гг. учится на словесном отделении Московского университета, который оканчивает со степенью кандидата словесных наук. Овладевает французским и немецким языками.

4. В 1821 г. начинает службу в Коллегии иностранных дел. С 1822 по 1839гг. находится за границей на дипломатической службе в Мюнхене и в Турине. Многолетнее пребывание за границей упрочило патриотические взгляды поэта. Тютчев был в приятельских отношениях с Гейне, знал Шеллинга. В 1826 г. женится на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон.

6. В 1838 г. после смерти Элеоноры Тютчев вновь женится – на Эрнестине Дернберг, урождённой баронессе Пфеффель. Тютчев так торопился на венчание со своей возлюбленной, что по дороге потерял документы и шифры, за что быо уволен со службы и лишён звания камергера.

7. В 1844 г. продолжает службу в России, в ведомстве иностранных дел. Возвращение звания.

9. В 1854 г. в свет выходит первый поэтический сборник Тютчева. Книга публикуется по инициативе И. С. Тургенева.

10. В 1858 г. назначен председателем комитета иностранной цензуры.

11. 4 августа 1864 г. умирает от чахотки Е. А. Денисьева.

12. В 1868 г. опубликован второй поэтический сборник Тютчева.

13. Скончался 15(27) июня 1873 г. в Царском Селе. Похоронен в Петербурге.

Своеобразие художественного мира Ф. И. Тютчева.

1. Художественный мир Тютчева представляет собой не целостную картину восприятия мира, а раздвоенную: противоречивость окружающего приводит к дисгармонии всего сущего между мятежным духом человека и действительностью.

2. Поэтические образы обладают космической масштабностью: это космос и хаос, жизнь и смерть и др.

3. Поэт проводит параллели между состояниями души лирического героя и явлениями природы. Тютчевской лирике присущи идеи пантеизма (природа отождествляется с Богом).

4. В стихотворениях позднего периода творчества усиливается интерес поэта к психологической конкретности.

II . Слово учителя.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить .

Перед вами стихотворная миниатюра – небольшое произведение строго законченной формы, отличающееся глубиной содержания и афористичностью выражения авторской мысли. (Запись определения в тетрадь)

Как вы понимаете содержание этого произведения? О чём оно?

(Россия для поэта такая же загадка (сфинкс), как и природа. И эта миниатюра – афоризм поэта посвящена трудным судьбам его великой Родины).

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймёт и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.

1). Прочитайте стихотворение выразительно.

2). Назовите ключевое слово первой строфы.

3). Какую картину рисует поэт? Какие художественные средства для этого использует?

4). Перечитаем вторую строфу. Как вы её понимаете?

5). Почему это огонёк веры?

6).Чьи традиции продолжает этим стихотворением Тютчев?

Ф.И.Тютчев – поэт патриот и гражданин. Общественно – политические мотивы занимают в его творчестве не меньшее место, чем пейзажная и любовная лирика. События российской и мировой истории, общественная жизнь страны – всё это проникало в душу поэта и находило воплощение в его стихах, выражающих мировоззрение поэта.

Человек и природа в творчестве Тютчева. Философская лирика поэта.

Стихи Тютчева о природе – почти
всегда страстные признания в любви.
Тютчеву представляется высшим
блаженством, доступным человеку,
- любоваться многообразными
проявлениями жизни природы.

Так проникнуться самоощущением,
чтобы почувствовать себя неотделимою
частью природы, - вот что удалось
Тютчеву более, чем кому-либо…

Цели уроков: познакомить учащихся с особенностями изображения природы в лирике Тютчева, обозначить натурфилософский характер лирики поэта, совершенствовать навыки анализа лирического произведения.

1. Слово учителя.

Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

(Повторение: стихотворная миниатюра)

1). Подготовить выразительное чтение стихотворения, подумав о том, какую мысль важно передать при выразительном чтении.

Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась…
Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты.
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега.
Или то женская любовь.

(Ответ: старое ещё живо, но появляется новое.)

2). Давайте разберёмся в особенностях композиции. Сколько частей можно выделить в стихотворении?

3). Чему посвящена первая часть?

4). В чём своеобразие изображения пробуждающейся природы?

5). Какой литературный приём завершает первую часть стихотворения?

6). Какова тема второй части?

(Во второй части говорится о пробуждении души).

7). А в чём особенности изображения этого пробуждения? Давайте найдём образы, которые являются центральными в строфе.

8). Какие приёмы использует Тютчев, показывая пробуждение природы?

(Он использует олицетворения, проводит параллели между явлениями природы и состоянием души человека).

9). Назовите стихотворения, в которых поэт тоже использует приём образного параллелизма.

1) Прочитайте стихотворение выразительно.

2) Какой предстаёт природа в стихотворении?

(Она несёт в себе тайны, в глубине её открывается хаос, грозящий всеобщей гибелью).

3). Какой приём использует поэт для выражения главной идеи в этом стихотворении?

4. Слово учителя.

5. Задание на дом: прочитать эти стихи и выбрать одно из них для самостоятельного анализа дома.

6. Слово учителя.

Д. Мережковский так объяснил трагедию человека в художественном мире Тютчева:

Вера и неверие – между ними бьётся человеческий разум, неспособный как примкнуть к истинному берегу веры, так и успокоиться в безверии.

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно – волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью – и молчи.

1) Сравните различные точки зрения об этом стихотворении . Почему так по-разному отзываются о нём? Чья точка зрения вам ближе? Как по-вашему, о чём это стихотворение?

(Для Толстого это стихотворение о благодатности человеческого одиночества перед лицом божественного мироздания. Для Бальмонта – о сущности творческого процесса. Для Вяч. Иванова – о невозможности высказать словом духовные помыслы).

2) Проследите, как развивается лирическая мысль поэта в стихотворении.

3) Перечитайте первую строфу. Что в интонации этой строфы обращает на себя внимание читателя?

4) Почему эта строфа построена как одно предложение?

(Так она произносится на одном дыхании, что придаёт ей энергию убеждения. Использование мужских рифм также придаёт твёрдости и убедительности звучанию).

(Чувства и мечты таить можно, а вот мысль – нет. Сам убеждающий не таит свою мысль, а энергично её высказывает, почти навязывая собеседнику – читателю).

7). Перечитайте вторую строфу. Как вы понимаете её смысл?

8) Какой художественный приём использует поэт?

(Опять, как в первой строфе, используется сравнение: жизнь души сравнивается с незамутнёнными ключами, чистейшей водой. (В первой строфе – чувства и мечты со звёздами). Кроме того в этой строфе появляется не только мир души, но и человеческий мир, который может нарушить мир внутренний, дешевный. Так возникает конфликт, который развивается в третьей строфе).

9). Перечитаем третью строфу. О каких двух мирах говорит поэт? Как они взаимодействуют? Каким предстаёт внешний мир?

10). Каким словом начинается и заканчивается стихотворение? Какой вывод можно сделать из этого наблюдения?

11). Слова какого стиля доминируют в стихотворении?

12). Каким стихотворным размером написано стихотворение? Каковы особенности ритмики?

Таким образом созданию музыкальной гармонии служит такой приём, как ассонанс.

13). Стихотворение Тютчева касается внутреннего мира поэта, но имеет и общечеловеческое значение. Обращение к риторическому собеседнику усиливает это впечатление.

8. Общий вывод. Какие ключевые понятия лирики Тютчева вы могли бы выделить?

(Космос и хаос, день и ночь, свет и мрак, радость и скорбь, гармония и бездна).

9. Слово учителя.

10. Проверочная работа.

(Работа взята из книги

Лебедев Ю.В. Литература. Практикум. !0 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. – М.: Просвещение,2010.

Стр.49-50 – задания с кратким ответом)

11. Задание на дом: самостоятельный анализ стихотворения (см выше), выполнить одно из заданий с развёрнутым ответом ограниченного объёма; прочитать стихотворения, относящиеся к любовной лирике поэта; на основе материалов литературной композиции и самостоятельно прочитанных материалов подготовить рассказ о любви в жизни Ф.И.Тютчева.

Любовная лирика Ф. И. Тютчева.

Жизни блаженство в одной лишь любви…

Цели урока: показать своеобразие изображения любовных переживаний человека в лирике Ф. И. Тютчева, совершенствовать навыки анализа лирического произведения.

1. Слово учителя.

Жизни блаженство в одной лишь любви…

2. Проверка домашнего задания: рассказ о любви в жизни Ф. И. Тютчева.

Выразительное чтение подготовленных учащимися стихотворений.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошёл – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слёзы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Её волшебный взор и речи,
И смех младенчески – живой?

И что ж теперь? И где всё это?
И долговечен был ли сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолётным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь её она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В её душевной глубине
Ей оставались вспоминанья,
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло..
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе её цвело.

И что ж, от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья ,
Боль без отрады и без слёз!

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.

1). Кому посвящено это стихотворение? Историю какой любви раскрывает?

(Это стихотворение о любви Ф. И. Тютчева и Е. А. Денисьевой).

2). Проследите по тексту стихотворения развитие этой любви.

3). Что вы можете сказать о лирических героях этого стихотворения?

4) Прочитайте стихотворение выразительно.

Я встретил вас - и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенётся в нас,-

Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты.
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…

Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь.

1). Расскажите историю этого стихотворения.

2). О чём это стихотворение?

(Поэт пишет не о любимой, а о себе, о том, какие радостные, молодые воспоминания породила эта встреча в его измученной, уставшей душе. Это стихотворение о памяти сердца, которая всего сильнее).

3). Давайте проследим движение поэтической мысли.

4). Какие художественные средства и приёмы использует поэт?

(В основе стихотворения – образный параллелизм. Звукопись стиха волшебна, превращает его в тихую певучую мелодию. Тютчев написал слова великолепного русского романса о неожиданно вернувшейся весне любви).

5). Выразительное чтение (или исполнение) стихотворения.

Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всём,
Созвучье полное в природе,-
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаём.

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поёт, что море,
И ропщет мыслящий тростник?

1). Расскажите историю этого стихотворения.

(Это стихотворение написано в тяжёлый, полный трагизма и тягостных воспоминаний период жизни: умерла Денисьева. Оно написано во время петербургской поездки Тютчева с сестрой Елены Денисьевой на острова, во время которой они, конечно со скорбью и слезами вспоминали о покойной).

2). О чём это стихотворение? Какой приём использует автор, раскрывая основную идею произведения?

3). Против чего или кого направлен этот протест?

(Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить обстоятельства, при которых написано это стихотворение. Вспомнить о том, как посреди гармоничной равнодушной природы немолодой одинокий человек в бессильном отчаянии великогогоря, вопреки всякой логике и догмам православной веры протестует против безвременной смерти самого дорого ему человека. Это бунт любви против смерти. И этот ропот скрыт в лирической глубине философской мысли, как бы сжат в трёх четверостишиях, и именно поэтому эта мысль так поэтична, точна и красива).

7. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворения Тютчева (по выбору из предложенного списка), проанализировать стихотворение из любовной лирики поэта (или провести сравнительный анализ стихотворений:

Литература, используемая при подготовке уроков .

1. Тютчев Ф. И. Стихотворения. Свердловск, Средне-Уральское кн. изд-во,1980.

2. Коровин В. И. и др. Литература. 10 кл.: Учеб.: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2008.

3. Лебедев Ю. В. Литература. 10 кл.: Учеб.: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2008.

4. Беляева Н. В. и др. Литература: 10 кл.: Метод. советы – М.: Просвещение, 2008.

5. Лебедев Ю. В. Литература. Практикум. 10 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Ю. В. Лебедев, А. Н. Романова. – М.: Просвещение, 2010.

6. Тодоров Л. В. Новая педагогия изящной словесности для грядущего. – М., 2003.

Загрузить презентацию (433 кБ)

Цели урока: познакомить с биографией Ф.И.Тютчева, пробудить интерес к его личности и творчеству; совершенствование предметной речи, развитие познавательного интереса; воспитание нравственного и эстетического сознания.

Оборудование: портреты Тютчева и его близких (Иван Сергеевич Аксаков – первый биограф поэта, Анна Ф.Аксакова – старшая дочь), сборник стихов поэта.

Эпиграфы:

Русский первостепенный поэтический талант.
Н.А. Некрасов

. Для Тютчева жить – значит мыслить.
И.С. Аксаков

Ты навсегда останешься любимцем избранных. Толпа никогда не будет понимать тебя.
А.А. Фет

Без него нельзя жить.
Л.Н. Толстой

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Кажется, что свой портрет Поэта Борис Пастернак писал с Ф.И. Тютчева. Каждая строфа о нем:

Быть знаменитым некрасиво.
Не это поднимает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе; а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Сегодня мы познакомимся с биографией Тютчева и поможет нам в этом Ив. Сер. Аксаков, биограф и зять поэта.

(Учащиеся записывают тему урока, эпиграфы, по ходу урока делают краткую запись его биографии.)

Первой биографической чертой в жизни Тютчева представляется невозможность составить его полную, подробную биографию. Большинство писателей еще при жизни заранее облегчают труд своих биографов подбором материалов. Тютчев – наоборот. Он не только не хлопотал никогда о славе между потомками, но не дорожил ею и между современниками, не позаботился о составлении списка хотя бы перечня своих сочинений. Если стихи его увидели свет, так только благодаря случайному постороннему вмешательству; в появлении их в печати бывали пропуски и в пять, и в 14 лет, хотя в поэтическом его творчестве и не было перерыва. Самая известность его как поэта начинается с 1854 года, т.е. когда ему пошел уже шестой десяток лет, именно со времени издания его первого сборника стихов при содействии И.С.Тургенева. Такое пренебрежение к своей авторской личности происходило у Тютчева не столько от врожденной беспечности и лени, сколько от особого рода скромности, смирения и иных нравственных причин, которые мы разъясним сегодня.

II. Повторение опорных знаний

Давайте вспомним, что вы узнали о Тютчеве в предыдущих классах?

Какие стихи читали, учили?

Весенняя гроза
Люблю грозу вначале мая,
Когда весенний, первый гром
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный –
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Геба – дочь Зевса и Геры, богиня вечной юности
Зевс – верховное божество у др. греков
Гера – покровительница брака

Зима не даром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора,
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит,
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.

Какое впечатление произвели на вас стихи?

(Природа у Тютчева одухотворена, очеловечена; многолика, насыщена звуками, красками; весенняя гроза передает красоту мира, при чтении стихотворения возникает ощущение весны, свежести.)

С лишком 22 года провел Тютчев на чужбине, и большая часть интересных подробностей его жизни потеряна. Однако, несмотря на скудость биографического материала, мы все же в состоянии наметить – и наметим сейчас – биографические рамки, внутри которых совершалось самовоспитание его таланта, его внутренняя духовная жизнь, которая заслуживает серьезного внимания.

III. Усвоение новых знаний

Однако же отец Федора Ивановича, Иван Николаевич, не только не наследовал этих семейных свойств, но, напротив, отличался необыкновенным благодушием, мягкостью, редкой чистотой нравов и пользовался всеобщим уважением. Окончив свое образование в Петербурге, в Греческом корпусе, основанном Екатериной, Иван Николаевич дослужился в гвардии до поручика и на 22 году жизни женился на Екатерине Львовне Толстой, которая была воспитана, как дочь, родной своей теткой , графиней Остерман. Затем Тютчевы поселились в орловской деревне, на зиму переезжали в Москву, где имели собственные дома и подмосковную. Дом Тютчевых – открытый, гостеприимный, литературный, и в особенности русской литературы. Радушный и щедрый хозяин был, конечно, человек рассудительный, с спокойным и здравым взглядом на вещи, но не обладал ни ярким умом, ни талантами.

2) Федор Иванович Тютчев и по внешнему виду (он был очень худ и малого роста), и по внутреннему духовному строю был совершенной противоположностью своему отцу; общего у них было разве одно благодушие. Зато он чрезвычайно походил на свою мать, Екатерину Львовну, женщину замечательного ума, сухощавого, нервного сложения, с наклонностью к ипохондрии, с фантазией, развитой до болезненности. Отчасти по принятому тогда в светском кругу обыкновению, отчасти, может быть, благодаря воспитанию Екатерины Львовны в доме графини Остерман, в этом вполне русском семействе Тютчевых преобладал и почти исключительно господствовал французский язык, так что не только все разговоры, но и вся переписка велась не иначе как по-французски. Это господство французской речи не исключало, однако, у Екатерины Львовны приверженности к русским обычаям и удивительным образом уживалось рядом с церковнославянским чтением псалтырей, молитвенников у себя, в спальной, и вообще со всеми особенностями русского православного и дворянского быта.

3) В этой-то семье родился Федор Иванович. С самых первых лет он оказался в ней каким-то особняком, с признаками высших дарований, а потому тотчас же сделался любимцем и баловнем бабушки Остерман, матери и всех окружающих. Это баловство, без сомнения, отразилось впоследствии на образовании его характера: ещё с детства стал он врагом всякого принуждения, всякого напряжения воли и тяжелой работы. К счастью, ребёнок был чрезвычайно добросердечный, кроткого, ласкового нрава, чужд всяких грубых наклонностей; все свойства и проявления его детской природы были скрашены какой-то особенно тонкий, изящной духовностью. Благодаря своим удивительным способностям, учился он необыкновенно успешно. Но уже и тогда нельзя было не заметить, что учение не было для него трудом, а как бы удовлетворением естественной потребности знания. Мы имеем дело не просто с человеком талантливым, но с исключительной натурой – натурой поэта.

4) Ему было почти 9 лет, когда настала гроза 1812 года. Родители Тютчева провели все это тревожное время в безопасном месте, именно в г. Ярославле; но раскаты грома были так сильны, подъем духа так повсеместен, что даже вдали от театра войны не только взрослые, но и дети жили общей возбужденной жизнью. Oнa-то, вероятно, и способствовала его преждевременному развитию, – что, впрочем, можно подметить почти во всем детском поколении той эпохи. Не эти ли впечатления детства как в Тютчеве, так и во всех его сверстниках-поэтах зажгли ту пламенную любовь к России, которая дышит в их поэзии.

Нечего и говорить, что Раич имел большое влияние на умственное и нравственное сложение своего питомца и утвердил в нем литературное направление. Под его руководством Тютчев превосходно овладел классиками. Ученик скоро стал гордостью учителя и уже 14-ти лет перевел послание Горация к Меценату, которое было одобрено в то время московским критическим авторитетом – Мерзляковым. Это был первый литературный успех.

В этом же 1818 году Тютчев поступил в университет.

В 1822 году Тютчев был отправлен в Петербург, на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Но в июне месяце того же года его родственник, знаменитый герой Кульмской битвы, потерявший руку на поле сражения, граф А.И.Остерман-Толстой посадил его с собой в карету и увез за границу, где и пристроил сверхштатным чиновником к русской миссии в Мюнхене.

Он никогда не становился ни в какую позу, не рисовался, был всегда сам собой, прост, независим, произволен.

Он уже и в России учился лучше, чем многие его сверстники-поэты, а германская среда была еще способнее расположить к учению, чем тогдашняя наша русская, и особенно петербургская.

Окунувшись разом в атмосферу стройного и строгого мышления, Тютчев быстро отрешается от всех недостатков, которыми страдало тогда образование у нас в России, и приобретает обширные и глубокие сведения. Тютчев ревностно изучал немецкую философию, часто водился с знаменитостями немецкой науки, между прочим с Шеллингом, с которым часто спорил, доказывая ему несостоятельность его философского истолкования догматов христианской веры.

7) Ленивый, избалованный с детства, не привыкший к обязательному труду, но при этом совершенно равнодушный к внешним выгодам жизни, он только свободно подчинялся влечениям своей в высшей степени интеллектуальной природы. Он только утолял свой врожденный, всегда томивший его, умственный голод. Его ум, непрерывно питаемый и обогащаемый знанием, постоянно мыслил. Каждое его слово сочилось мыслью. Но так как, вместе с тем, он был поэт, то его процесс мысли насквозь проникался художественно-поэтической стихией.

Учитель: Только поэтическое чувство было в нем цельно. Мы это увидим при подробной характеристике его как поэта. А вот новый для вас Тютчев:

Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой.
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые, –
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной.

Русской женщине
Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Край ты русского народа!
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Гордый взор иноплеменный,
Мечты развеются твои.
Что сквозит и тайно светит
В краю безлюдном, безымянном,
На незамеченной земле, -
Как исчезает облак дыма
На небе тусклом и туманном,
В осенней беспредельной мгле…

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.

Нерассуждай, не хлопочи.
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.
Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу,
Чего желать? О чем тужить?
День пережит – и слава богу!

– Какие стихи Тютчева привлекли ваше внимание.

IV. Итог урока.

– Что нового узнали о Тютчеве? В чем особенности его биографии?

(Он необычайно одарен, рано началась его карьера чиновника и поэта; поздно начали публиковаться его стихи, и поздно к нему пришла слава; необычайно длительное время находился вдали от родины; был знаком и общался с выдающимися деятелями русской и европейской культуры)

Поэт Афанасий Фет так написал о Тютчеве:

Вот наш патент на благородство, –
Его вручает нам поэт;
Здесь духа мощного господство,
Здесь утонченный жизни цвет.
В сыртах не встретишь Геликона,
На льдинах лавр не расцветет,
У чукчей нет Анакреона,
К зырянам Тютчев не придет.
Но муза, правду соблюдая,
Глядит, – а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.

Патент – свидетельство, грамота, документ;
Сырты – плоские возвышенности;
Анакреон – древнегреческий поэт;
Зыряне – устаревшее назв жителей респ. Коми

Задание на дом

Подготовить письменный анализ одного из стихотворений:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок рассчитан на 2 часа. Занятие является универсальным по содержанию и методам обучения для проведения урока литературы, а также может служить основой для проведения внеклассного мероприятия по литературе.

Цель: 1. познакомить учащихся с Тютчевым – поэтом, философом и певцом русской природы, раскрыть сложность и глубину его драматических переживаний, учить пониманию поэтической образности и особенностей стиля.

2. помочь увидеть творческий почерк поэта, вызвать интерес к лирике поэта;

3. обучить анализу лирического произведения;

4. приобщить к разным видам искусства: музыке, живописи.

Оборудование: презентация по уроку, сборники стихов Тютчева

Задачи: 1) образовательные – познакомить с лирикой Тютчева

2) развивающие - развивать у учащихся навыки интерпретации лирического произведения;
3) воспитательные - воспитывать на примере произведений Ф.И. Тютчева любовь к родной природе.

Подходы: личностно – ориентированный, проблемно-поисковый, технология проблемного обучения.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

1. Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем творческих успехов на уроке, так как нам предстоит плодотворно потрудиться (учителем объявляется тема, цель урока, слайд №1,2).

Учитель: Итак, ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о биографии Ф.И. Тютчева. Что мы узнали об этом поэте? (ребята отвечают) (слайд №3)

2. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня наше занятие посвящено лирике Тютчева. На прошлом уроке, когда говорили о жизни и творчестве поэта, мы отметили, что лирику Тютчева условно подразделяют на 4 блока. Каких?

(ученики отвечают: гражданскую, пейзажную, философскую и любовную).

Учитель: Какая мысль объединяет эти два стихотворения?

- Определите мотив стихотворения. (Мотив – сочувствие страданиям людей.)

- Найдите эпитеты, которые характеризуют отношение лирического героя к бедствиям, страданиям, горю: неистощимые, неисчислимые, бедные, скудная).

Учитель: что вы можете сказать о поэте, опираясь на эти стихотворения?

(ученики говорят о том, что Тютчев - гражданин, не сторонний наблюдатель, а человек-гражданин, искренне переживающий и сочувствующий своему народу, эти стихи мы отнесем к гражданской лирике).

Учитель: Как вы думаете, ребята, о море и утесе здесь идет речь? (создание проблемной ситуации), (ученики говорят, что нет). Как вы думаете, что имеется в виду под образом неприступного утеса? (ученики говорят ответы).

Учитель: А под образом волны? (ученики говорят свои ответы).

Стой же ты, утес могучий!
Обожди лишь час-другой —
Надоест волне гремучей
Воевать с твоей пятой…
Утомясь потехой злою,
Присмиреет вновь она —
И без вою, и без бою
Под гигантскою пятою
Вновь уляжется волна…)

Учитель: Верно, ребята! Молодцы! Каким вы видите Тютчева, если опираться на это стихотворение? (ученики отвечают, что Тютчев – это поэт-мыслитель, размышляющий о вопросах бытия, о смысле жизни человека, о его месте во Вселенной).

Учитель: Верно. Почему земля сиротеющая? (всё кругом пустеет, деревья сбрасывают свой летний убор, трава увядает, сохнет, поля тоже пустеют). Всё кругом умирает, земля сиротеет.

Учитель: Природа у Тютчева живёт, страдает, как и человек. Это стихотворение о природе, но не только. Подумайте, о чём ещё?(о человеческой жизни, о старости. Говорят, осень жизни наступила. Это когда человек прожил жизнь, всё позади, впереди только смерть. И тогда становится понятно, откуда эта щемящая грусть, откуда это страдание).

Учитель: Как вы думаете, от чего страдают старые люди? (от одиночества, от непонимания, от немощи, от того, что не хватает внимания, заботы…)

Учитель: В чём же особенность тютчевского изображения природы? Как он её показывает? (Он показывает её как живое существо, он пытается понять её душу, услышать её голос). В этом мы видим философский характер стихотворения. Оно о природе, и в то же время о человеческой жизни. Здесь проводятся параллели между человеческой жизнью и миром природы (осень-смерть, одиночество). Данное стихотворение мы отнесем к пейзажной лирике.

- О чем говорят строчки «остывшая зола? (ученики: любовь когда-то была горячей, теперь же осталась лишь остывшая зола).

Заключение: Ребята, какие выводы мы можем сделать по лирике Тютчева? (ученики: поэзия Тютчева-поэзия глубокой мысли, органически связанная с образами природы и душевного мира человека.

И наконец, предлагаемый ресурс могут использовать учащиеся как главу электронного учебника для поготовки и самостоятельной работы дома.



Целевая аудитория: для 10 класса

Отличный материал, включающий в себя конспект, презентацию, ряд приложений к уроку, а также файл в формате MP3. Презентация объемная, много иллюстраций, но и очень много текста, а размер шрифта гораздо меньше рекомендуемого 24ps.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: