Архитектура как вид изобразительного искусства конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока ИЗО 7 класс

Архитектура как вид искусства. Архитектурный образ

Цель: продолжать закреплять знания учащихся об архитектуре как вид визуального искусства, углублять знакомство с видами архитектуры; знакомить учащихся с выразительными средствами архитектуры; обогащать и закреплять у детей умение воспринимать, различать и анализировать характерные особенности архитектурной постройки; закреплять навыки изображения архитектурных объектов, передавать форму и строение зданий; развивать мелкую моторику руки; воспитывать у учащихся эстетическое восприятие окружающего мира; стимулировать развитие любознательности; воспитывать экологическую культуру.

Материалы и инструменты: альбом для рисования или цветной картон;

простой карандаш; ластик; гуашь, акварель, пастель или цветные карандаши; кисти № 4, 6; емкость для воды; салфетки для вытирания рук и кистей; палитра.

Тип: комбинированный урок.

Урок является первоначальным знакомством с архитектурой как видом визуального искусства. Иллюстрации и объем материала, предлагаемых для изучения, учитель выбирает самостоятельно. Для иллюстрирования желательно использовать изображения архитектурных сооружений, которые уже знакомы ученикам. Предпочтение следует отдавать сооружениям родного города (поселка).

И. Организационный момент

ИИ . Актуализация опорных знаний и умений

Беседа по вопросам

Учитель проводит общий опрос в приемлемой для себя форме с целью выявить знания учащихся об архитектуре как вид визуального искусства, которые учащиеся усвоили в предыдущих классах.

III. Изучение нового материала

Понятно, что первое место занимает польза, ведь мы уже говорили о том, что любое архитектурное сооружение строят для чего-то, с какой-то целью. Вот эта целесообразность и определяет ее внешний вид, материал, размер, декор, место в застройке и др. Итак:

1. Главное требование-польза, или функциональная сторона архитектуры, то есть для чего строится сооружение.

2. Второе требование Витрувия — прочность — содержит понимание конструкции, что находится в основе сооружения или конструктивного стороны архитектуры. Нам предстоит ознакомиться со стоечно-балочной, крестово-купольной и каркасной готической системами, системой

3. Третье требование — красота, или эстетическая сторона архитектуры. И полезность, и прочность должны воплощаться в красивой форме, а это и есть эстетическая сторона любого сооружения.

Эти три составляющие стали на многие века главным условием создания сооружений: современным языком польза — это функциональность, прочность — конструкция, а красота определяется многими факторами, в частности цветом и декоративными элементами. Архитектурные формы — это те первоэлементы, которые отражают в себе все особенности архитектуры: и функцию, и конструкцию, и эстетическую выразительность.

Знание архитектурных форм предоставляет нам возможность логически и четко рассмотреть сооружение, а анализ их эволюции позволяет ознакомиться со стилем. Еще одна сторона функциональности — учет климатических условий. Возведение стен и фундаментов зависит от климатических условий, определяется ими.

Существует три вида архитектуры: архитектурные сооружения, ландшафтная архитектура и градостроительство.

В каждом виде есть свои подвиды. Так, сооружения могут быть общественными, жилыми и промышленными.

Объектами ландшафтной архитектуры являются городские скверы, бульвары, сады и парки.

Градостроительство занимается проектированием городов, поселков.

(Учитель предлагает для просмотра изображения различных видов архитектуры вперемешку-ученики должны определить, к какому виду архитектуры относятся сооружения.)

IV. Закрепление изученного материала

Организация восприятия произведений искусства

Учитель предлагает ученикам рассмотреть изображение архитектурных сооружений различного назначения. Учащиеся должны самостоятельно определить функциональное назначение сооружений по их виду и конструкции.

Любите ли Вы город (поселок), в котором обитаете? Нарисуйте один миг из жизни вашего города. Материалы для работы выберите согласно вашему замыслу.

Индивидуальная работа по творческому заданию

V. Подведение итогов

Учителю нужно уделить особое внимание тем работам, в которых учащиеся проявили свою фантазию, а не только подражали предложенный образец.

VI. Домашнее задание

Ученикам предлагается подготовить реферативный рассказ о памятнике архитектуры по собственному выбору.

Модель урока изучения нового материала с применением ИКТ. На уроке организуется фронтальная работа по конструированию главных искусствоведческих понятий из области архитектуры и градостроительства, а затем предлагается групповая работа: оценить здание школы в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к архитектуре.




Целевая аудитория: для 8 класса

Качественный ресурс. СПАСИБО.
В работе прослеживается последовательность и взаимосвязь этапов урока, время урока целесообразно распределено по этапам. ММ-компонент способствуют решению дидактических задач урока и целесообразность его использования на уроке не вызывает сомнения. Урок получился интересный и продуктивный.

avatar

3 natistar • 22:08, 08.11.2015

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока изобразительного искусства для 6 класса при изучении темы "Архитектура. Московский Кремль". Разработка состоит из пояснительной записки, плана урока и технологической карты урока. На данном уроке использованы современные педагогические технологии, как информационные и коммуникационные технологии, проблемное обучение и метод проектов. На уроке использованы видеоролики о Московском Кремле, о памятниках архитектуры Московского Кремля, а также презентация об истории города Москвы. Обязательное условие для проведение урока - компьютеры и локальная сеть. Итогом урока является - создание презентации о Московском Кремле.

Конспект учебного занятия по ИЗО в 6 классе

с использованием современных средств обучения

Пояснительная записка

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, в некоторых случаях экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе компьютерных.

Известно, что компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы учителя, позволяя от авторитарной школы перейти к педагогике сотрудничества, когда учитель и ученик, находясь в равном отношении к информационным ресурсам, становятся партнерами при ведущей роли педагога.

Работа с презентациями заставляет учителя конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта. В ходе просмотра презентации у учащихся возникает познавательный интерес и задействованы все виды памяти, что способствует лучшему усвоению материала. Развивающий эффект зависит и от дизайна программы, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития.

Компьютерные технологии можно использовать на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

- современные компьютерные технологии действительно обладают достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы учителя и учащихся;

- выводят на качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения;

- использование ИКТ на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает интерес к обучению и творческий потенциал учащихся, вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют знания и умения;

- использование мультимедийного проектора позволяет более эффективно работать над текстом (наглядно, эстетично, экономит время);

- развивает самостоятельность учащихся (умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку, используя возможности сети Интернет).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Срок реализации проекта: 2017г. Интегрированный урок МХК и ИЗО в 8классе.

Использование современных образовательных технологий: Технология по ориентации на личностные структуры .

Актуальность проекта: недостаточно дифференцируют понятия об архитектуре;

дети неуверенно используют обобщающие понятия. Проблема: у детей слабо развит познавательный интерес к архитектуре, к её истокам, стилям, языку архитектуры;

- Способствовать формированию и развитию умений и навыков понимания значимости человека, его духовного мира и его потребностей; моделирования сложных объёмных композиций, используя необходимые средства. - Способствовать формированию представления о художественном языке архитектуры.

- Создать условия для понимания архитектуры как искусства, как части нашей духовной культуры.

Развивающая цель: - Способствовать формированию и развитию познавательного интереса уча­щихся к предмету. - Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).

- Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).

- Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы) - Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

Воситывающая цель: - воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении рисунков. - Способствовать воспитанию пра­вильного отношения к общечеловеческим ценностям. - Воспитывать уважение к профессии архитектор. Дидактическая задача урока: Обеспечение осознания и усвоения понятий, законов, правил, закономерностей. Усвоение = понимание + запоминание , правильное воспроизведение, выполнение. Задачи:

Образовательные : способствовать воспитанию нравственных отношений к Родине, традициям русского мира; способствовать формированию нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное, закрепление умений выделять главные характерные особенности архитектурных сооружений, применять полученные знания на практике при выполнении творческой работы ;

Развивающие : способствовать развитию творческих способностей и эмоциональной сферы.

Воспитательные: воспитывать уважение к обычаям и традициям своего народа, стимулировать интерес к русскому искусству, чувство ответственности за сохранение и развитие народных традиций.

Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов:

Прогназируемый результат.

1) стимулировать способность иметь собственные мнения.

2) сделать учебу такой интересной, полезной и увлекательной, чтобы хотелось продолжать учиться и после окончания школы

3) выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми и научиться ничего не принимать на веру.

4) самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

- овладеть опытом исследовательской деятельности в процессе самостоятельного изучения материала;

- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение);

общепредметных:

- уметь проводить наблюдения, выполнять рисунки, обрабатывать результаты выполнения своей работы, сравнивать и отличать стили в архитектуре; представлять результаты сравнения с помощью таблиц, объяснять полученные результаты и делать выводы;

- уметь применять теоретические знания по МХК на практике при выполнении рисунков;

3. Метапредметных:

в познавательной деятельности

- умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;

- исследовать несложные практические ситуации, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.

в информационно-коммуникативной деятельности

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

в рефлексивной деятельности

- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

- поиск и устранение причин возникших трудностей.

- осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

- владение умениями совместной деятельности: согласование и ко­ординация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива

Схема реализации проекта:

Темы: - Художественный язык архитектуры.

-Архитектура и её функции в жизни человека.

-Истоки архитектуры. Архитектурная композиция.

-Ордерная система и её соизмеримость с человеком .

-Стиль в искусстве – это мироощущение времени..

Виды деятельности. Пути реализации.

-экскурсии в храмы, музеи.

-ознакомление с окружающей архитектурой.

-развитие речи; умение выбрать главное; умение работать с дополнительным материалом;

-загадывание загадок, ребусов;

-аппликация, лепка, рисование, конструирование;

Этапы реализации проекта:

-определить результаты проектной деятельности.

Деятельность детей:

-вживаются в игровую ситуацию;

-принимают задачи проекта.

2-й этап - организация работы над проектом.

Деятельность педагога:

-помогает в решении задач;

-организует и планирует деятельность детей;

-консультации организует для детей, родителей по теме эстетического воспитания детей в семье;

Деятельность детей:

- объединяются в рабочие группы;

3-й этап – практическая деятельность

Деятельность педагога:

-оказание практической помощи;

-направляет и контролирует осуществление проекта

Деятельность детей:

-используют иллюстрации, дополнительный материал;

-работа над проектами, поделками, рисунками;

-в процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.

4-й этап- проведение уроков, использование презентации;

Деятельность педагога:

-выставка работ, поделок учащихся;

-приходит на помощь ребятам в случае затруднения;

Деятельность детей:

-готовят рисунки, поделки;

Планируемые результаты проекта:

-будут знать виды, истоки, первоэлементы, стили архитектуры;

-познакомятся со средствами композиции в изобразительном искусстве и архитектуре;

-познакомятся с архитектурой России; деревянным зодчеством;

-будут знать православные храмы и соборы;

Этапы урока:

I. Организационный этап (Самоопределение к деятельности).

включить учащихся в учебную деятельность;

определить содержательные рамки урока.

II. Этап постановки целей и задач урока (проблема – формулировка задачи)

организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

согласовать цель и тему урока

III. Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.(“Открытие” детьми нового знания).

организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

IV. Этап первичной проверки понимания изученного.

зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

V. Этап закрепления нового материала.

проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

VI. Рефлексия.

зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

оценить собственную деятельность на уроке;

поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

обсудить и записать домашнее задание.

« Урок – то зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства ,

Урок направлен на реализацию требований нового стандарта и концепции личностно-ориентированного обучения, на обеспечение формирования важнейшей компетенции личности – умения учиться. Учебный процесс на занятии организуется так, что в процессе самостоятельной познавательной деятельности, организованной учителем, учащиеся овладевают системой знаний и умений, значимых для ученика, востребованных в повседневной жизни при выборе профессий. Они наблюдают и объясняют виды, стили архитектуры, выполняют практическое задание из бумаги (архитектурные сооружения), лепят, выполняют рисунки.

Активизация учебно-познавательной деятельности достигается за счёт повышения уровня учебной мотивации, которая, в свою очередь, наблюдается при максимально возможном приближении темпа, направленности и других аспектов организации учебного процесса к индивидуальным стремлениям и возможностям учащихся. Новым смыслом урока является решение проблем самими учащимися в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность, т.е. образовательное пространство построено таким образом, чтобы эффективно развивать деятельностные способности учащихся.

К активным методам обучения можно отнести:

1. Применение информационных технологий

2. Использование исследовательских методов, создание проблемной ситуации:

определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

оформление конечных результатов;

анализ полученных данных;

подведение итогов, выводы.

3. Обучение в сотрудничестве

Обучение в сотрудничестве - это модель использования малых групп обучающихся. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Учитель оказывается свободным и способным к маневру на занятии. Он может больше внимания уделить отдельным группам.

Оборудование: проектор, экран и компьютер, рабочие тетради учащихся; материалы для выполнения практической работы учащимися (бумага , карандаш, альбомы).

Дидактические материалы к учебному занятию: иллюстрации видов архитектуры, храмов, стили архитектуры.

Виды деятельности на уроке – групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа

Ключевые слова урока - архитектура, зодчество, формула Витрувия, храм как образ космоса, деревня, изба, храм, апсида, неф, алтарь.

Конспект урока ; Целе - пологание

1. Мотивация к учебной деятельности

Организационный этап (Самоопределение к деятельности). I .Цели этапа: - включить учащихся в учебную деятельность; - определить содержательные рамки урока.

Добрый день и добрый час,
Я приветствую всех вас!
Наш урок мне бы хотелось начать словами великого русского классика

Учитель: Я рада вас видеть на уроке . Сегодня нас ждет интереснейший материал об архитектуре.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования

Постановки целей и задач урока.

Цели этапа:

-организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение

в учебной деятельности;

- согласовать цель и тему урока.

Учитель: Поставьте для себя личностную цель (запишите ее номер в тетради на полях)

1) стимулировать способность иметь собственные мнения.

2) сделать учебу такой интересной, полезной и увлекательной, чтобы хотелось продолжать учиться и после окончания школы

3) выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми и научиться ничего не принимать на веру.

4) самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Учитель: Итак, цель намечена. Теперь необходимо поставить ряд задач, решение которых приведет нас к конечной цели. Кто попробует сформулировать их?

1) Формирование интереса к изучению нового материала об архитектуре, видах, стилях.

2) Усвоить правила и средства композиции в изобразительном искусстве и архитектуре.

3) Научиться применять полученные знания на практике.

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);

контроль, коррекция (если актуализация осуществляется при проверке домашнего задания)

3.Выявление места и причины затруднения

Делает вывод: Каждому было проще слушать и воспринимать информацию об уже известном, знакомом памятнике архитектуры. Значит ( вывод):Архитектура, как и другой вид искусства, подразумевает общение с ней. Для этого нужно знать её язык.

Читайте также: