Зона пустынь 4 класс пнш конспект урока и презентация

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок окружающего мира 4 класс

Тип урока: открытие новых знаний.

Познавательные:

- организовать учебно - поисковую деятельность по формированию представления о природной зоне пустыни, об особенностях климата и поверхности, её растительного и животного мира;

- формировать умения работать с географической картой, дополнительной литературой;

- составлять цепи питания между обитателями зоны пустыни.

Развивающие:

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД: представлять особенности неживой природы, растительного и животного мира, находить зону пустынь на карте природных зон России, пользоваться дополнительной литературой, называть цепи питания, составлять самостоятельно цепи питания между обитателями зоны пустынь.

Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.

осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Коммуникативные УУД:

- осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог;

- грамотно задавать вопросы и строить ответы;

-слушать и понимать речь других.

Воспитательные:

- воспитывать экологической культуры, потребность бережного отношения к окружающему миру.

Оборудование: учебник О.Н.Федотова, Г.В.Трофимова, печатные тетради, конверты с дополнительными источниками и заданиями, тестовые задания, план изучения темы (лист А4),цветные кружки и флажки для деления на группы, презентация

I . Организационный этап.

Проверьте, все готовы к уроку.

- Возьмитесь за руки, ощутите поддержку друг друга и пожелайте себе и своим одноклассникам хорошей и плодотворной работы на уроке.

2. Проверка домашнего задания.

- Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России. Но сначала мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо.

О какой природной зоне идет речь в стихотворении:

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь!

Неоглядный простор!

-Конечно же, это стихи о степи.

-Проверим ваши знания о зоне степей – выполнив тест с помощью интерактивной системы голосования. (После выполнения каждого вопроса теста проводится проверка на экране: вопрос и правильный ответ)

И так, подведём итог. Каковы главные особенности степи?

(Степь – обширное безлесное пространство, густо покрытое травянистыми растениями. В степи чётко выражены 4 времени года: холодная зима, тёплая весна, жаркое лето, сухая осень. Почвы плодородные, поэтому хорошо развито в степи земледелие.)

3.На столе у вас лежат тестовые работы на листах, возьмите их и ответьте на вопросы.

(Обведи кружком правильный ответ)

1. Каким цветом на карте природных зон обозначена зона степей?

а) голубым б) коричневым в) жёлтым

2. Выдели главную особенность этой зоны.

а) чётко выражены четыре времени года б) два времени года в) три времени года

3. Влаги в степи хватает лишь для:

а) деревьев б) кустарников в) травянистых растений

4. Почвы в этой зоне:

а) глинистые б) богаты перегноем в) мало плодородные

5. Каких животных большое разнообразие в степи?

а) хищников б) насекомоядных в) растительноядных

6. Какое животное из зоны степей занесено в Красную книгу?

а) дрофа б) куропатка в) волк

7. Какую экологическую проблему нам нужно решать, чтобы сохранить зону степей?

а) не сажать на полях лесополосы б) прекратить распахивать степи

-На доске вы видите ответы к тесту, обменяйтесь работами, проверьте и оцените друг друга. Оценку поставьте справа.

3. Открытие новых знаний.

Формулирование темы и постановка учебных задач урока.

- Слайд 1. Наше путешествие по природным зонам России продолжается, разгадайте ребус и узнаете, какая природная зона сегодня раскроет нам свои тайны. (Пустыни)

- Какая же тема нашего урока?

Работа над новой темой в группах.

(Учитель выполняет роль консультанта)

( На столе у вас есть цветные кружочки: красные, жёлтые, синие и зелёные)

- Образуйте группы по цветам.

На столах, в кейсах у вас есть дополнительная информация, которую вы можете использовать для своих проектов.

Работа в группах. Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.

А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой природной зоны.

Организация работы с кейсами.

На столах у вас лежат учебник и несколько источников информации. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления, выбрав в своей группе одного выступающего.

Географы (красный)

Участники расскажут нам о климате зоны пустыни.

Ботаники (зелёный)

Эта группа поможет разобраться с особенностями растений.

Зоологи (синий)

Познакомят нас с особенностями животных, которые обитают в пустынях.

Экологи (жёлтый)

Погрузят нас в проблемы, которые существуют в зоне пустынь.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам.

Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

IV . Презентация выступлений.

Каждая группа представляет свой материал в виде презентации, плакатов, рисунков.

V . Подведение итогов работы групп. Оценивание.

VI . Закрепление.

Выберите высказывания, характеризующие пустыню

(работа на листах с самопроверкой с доски и самооценкой)

+1. Природная зона со скудной растительностью.

-2. Под небольшим слоем почвы вечная мерзлота.

+3. Сухой, жаркий климат - барханов просторы.

-4. Там обитают волки, лисы, орлы.

+5.Безлюдное место, здесь мало осадков.

+6.Песок, нет колодцев.

-7. Северное сияние.

+8.Здесь пусто, мёртвое место.

_9.В пустыне растут кустарники: черника и брусника.

+10. Тут змеи, верблюды и ветер.

VII . Домашнее задание.

2. Прочитать с.104-109, составить две цепи питания.

3. Тетрадь для самостоятельной работы на печатной основе с.35 у.57 (1 вариант), у.58 (2 вариант)

Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.

Задачи урока: познакомить с зоной пустынь, ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; умение принимать самостоятельные решения, выдвигать идеи и отстаивать свои суждения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

  • Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
  • Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.
  • Познавательные УУД: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание.
  • Предметные УУД: получить представление о зоне пустынь; познакомиться с ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны, хозяйственной деятельности человека.

Оборудование: учебник О.Н.Федотова, Г.В.Трофимова, печатные тетради, конверты с дополнительными источниками и заданиями, тестовые задания, план изучения темы (лист А4),цветные кружки и флажки для деления на группы, таблицы для рефлексии, презентация, видеофильм с музыкальным сопровождением о зоне пустынь.

I. Организационный этап.

Я и наши гости приветствуем вас, ребята. Проверьте, все готовы к уроку.

- Посмотрите на солнышко, возьмитесь за руки и так же как оно улыбнитесь друг другу, ощутите поддержку друг друга и пожелайте себе и своим одноклассникам хорошей и плодотворной работы. (Слайд 2)

Снова пришел долгожданный миг -
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы. (Слайд 3-7)

- Посмотрите на слайды, здесь вы видите иллюстрации, где изображены 20 загадочных и таинственных мест природы.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

1. Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю. У нас определён четкий маршрут, мы с вами путешествуем, изучая природные зоны России. В ходе наших исследований мы с вами познакомились с четырьмя зонами России. Назовите зоны в порядке их изучения. (Арктическая или ледяная зона, тундра, лесная зона, степи).

2. Ребята, посмотрите, что вы видите на слайде? (карту природных зон) (Слайд 8)

- Скажите, пожалуйста, о какой природной зоне мы говорили на прошлом уроке?

- Сейчас мы проверим, как вы усвоили пройденный материал.

3. На столе у вас лежат тестовые работы на листах, возьмите их и ответьте на вопросы.

Тест по теме “Зона степей”

(Обведи кружком правильный ответ)

1. Каким цветом на карте природных зон обозначена зона степей?

а) голубым б) коричневым в) жёлтым

2. Выдели главную особенность этой зоны.

а) чётко выражены четыре времени года б) два времени года в) три времени года

3. Влаги в степи хватает лишь для:

а) деревьев б) кустарников в) травянистых растений

4. Почвы в этой зоне:

а) глинистые б) богаты перегноем в) мало плодородные

5. Каких животных большое разнообразие в степи?

а) хищников б) насекомоядных в) растительноядных

6. Какое животное из зоны степей занесено в Красную книгу?

а) дрофа б) куропатка в) волк

7. Какую экологическую проблему нам нужно решать, чтобы сохранить зону степей?

а) не сажать на полях лесополосы б) прекратить распахивать степи

- На доске вы видите ответы к тесту, обменяйтесь работами, проверьте и оцените друг друга. Оценку поставьте справа.

Работа в парах. Взаимопроверка. Взаимооценка.

- Кто справился на “5”? на “4”? Молодцы!

Составление цепи питания.

- Скажите, пожалуйста, существует ли связь между природной зоной, растительностью и животным миром?

- Как это доказать? Приведите примеры.

- Является ли цепь питания доказательством взаимосвязи? Пользуясь разворотом учебника, где изображена степная зона, с соседом по парте приведите примеры цепей питания. (У1 с.96-97)

- Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природных зонах и познакомимся с новой зоной.

III. Создание проблемной ситуации.

- Послушайте описание. (Читают: учащийся стихотворение, учитель текст)

Солнечный, жаркий желтый поток
Льется в пустыне на желтый песок,
В воздухе жарком и желтом, как мед,
Желтая птица неслышно поет.

Это было удивительно! Вдруг поднялся ветер. Солнце померкло и превратилось в мутный, еле заметный кружок; стало темно. Мы испугались. Песок летел в глаза, рот, уши. Когда ветер успокоился, мы увидели, что рельеф вокруг совершенно изменился – где были холмы, теперь появились впадины, а в бывших впадинах возникли новые холмы. Кругом было пусто. Местность казалась мертвой.

- Как вы думаете, можно ли отнести это описание к одной из изученных зон?

- Следует вывод, что с этой зоной мы не знакомы, и нам сегодня предстоит познакомиться.

- О какой зоне идёт речь? Как узнали?

IV. Чтение темы урока. Постановка целей урока.

Значит тема нашего урока звучит как. “Зона пустынь” (Слайд 9)

- Ставьте цели урока. А поможет вам в этом учебник с.104-109

Мы узнаем. где находится зона пустынь, значение слова пустыня, какие бывают пустыни.

Мы познакомимся. с климатом, растительным и животным миром зоны пустынь.

Мы научимся. определять местоположение зоны пустынь на карте.

Мы будем . рассматривать экологические проблемы зоны пустынь, бережно относиться к природе.

V. Составление плана работы.

(Расставить порядок пунктов на листе, по которому будем изучать тему урока)

  • Используя знания о взаимосвязи в природе, восстановите алгоритм изучения природной зоны.
  • Приспособленность животных пустыни.
  • Расположение зоны пустынь.
  • Приспособленность растений пустыни.
  • Климат.

VI. Проверка работы.

Правильный план вывешивается на доску.

1. Расположение зоны пустынь.

3. Приспособленность растений к условиям жизни в пустыне.

4. Приспособленность животных к условиям жизни в пустыне.

1. Работа по карте. Нахождение на карте зоны пустынь.

- Каким цветом она обозначена? Какую площадь занимает?

2. Работа в тетради.

Найдите в конце тетради карту природных зон и раскрасьте зону пустынь.

3. Работа со словарями.

- Кто работал со словарями и узнал значение слова пустыня? (учащиеся готовили инд. зад. дома)

VII. Работа над новой темой в группах.

Учитель выполняет роль консультанта.

(На столе у вас есть цветные кружочки: красные, жёлтые, синие и зелёные)

- Образуйте группы по цветам. (Слайд 11)

Работа в группах. Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.

А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой природной зоны.

Организация работы с кейсами.

На столах у вас лежат учебник и несколько источников информации. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления, выбрав в своей группе одного выступающего.

Участники расскажут нам о климате зоны пустыни.

Эта группа поможет разобраться с особенностями растений.

Познакомят нас с особенностями животных, которые обитают в пустынях.

Погрузят нас в проблемы, которые существуют в зоне пустынь.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам.

Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

VIII. Презентация выступлений. (Слайды 12-21)

Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята, учёные, выступают на конференции, а остальные попробуют представить себя в роли научных сотрудников, которым не знакома эта проблема (природная зона). И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы учёным.

IX. Подведение итогов работы групп. Оценивание.

Итоги подводятся после выступления каждой группы.

Выберите высказывания, характеризующие пустыню (работа на листах с самопроверкой с доски и самооценкой) (Слайд 22)

+1.Природная зона со скудной растительностью.

-2.Под небольшим слоем почвы вечная мерзлота.

+3. Сухой, жаркий климат - барханов просторы.

-4. Там обитают волки, лисы, орлы.

+5.Безлюдное место, здесь мало осадков.

+6.Песок, нет колодцев.

-7. Северное сияние.

+8.Здесь пусто, мёртвое место.

_9.В пустыне растут кустарники: черника и брусника.

+10. Тут змеи, верблюды и ветер.

X. Рефлексия. (Слайд 23)

Чтение текста со слайда.

Наш урок подошел к концу.

– Закончилось наше исследование пустыни. Мы дома, а пустыня всё так же далеко. Где-то за горизонтом. Эта жёлтая страна ждёт своих новых исследователей.

– Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?

+ всё понял, - есть затруднения, интересно - какой момент на уроке заинтересовал

XI. Домашнее задание.

2. Прочитать с.104-109, составить две цепи питания.

3. Тетрадь для самостоятельной работы на печатной основе с.35 у.57 (1 вариант), у.58 (2 вариант)

XII. Украсим пустыню бабочками (на доске картина “Пустыня”)

Если вам понравился урок, украсьте пустыню бабочками. Для каждого из вас я приготовила картинку с красивой бабочкой. Если вы считаете, что хорошо поработали и у вас хорошее настроение, то украсьте ею пустыню.



Предмет: Окружающий мир

Целевая аудитория: для 4 класса

Ресурс содержит подробный конспект и презентацию к уроку. Интересные иллюстрации помогают в восприятии материала. Материал соответствует возрасту.

avatar

3 zhaga • 07:41, 09.02.2022

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока окружающего мира по УМК "Перспективная начальная школа". 4 класс. Тема: "Зона пустынь". Урок №9 в разделе "Путешествие по природным зонам России". урок предъявления новых знаний.

Технологическая карта урока

Голодникова Елена Константиновна

Наименование учебно-методического комплекта (УМК)

Перспективная начальная школа

Предмет, класс, автор учебника

Окружающий мир. 4 класс. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов.

М. Академкнига/Учебник. 2013

Место урока в системе уроков

Урок первичного предъявления новых знаний .

1.Ознакомить с климатическими условиями зоны пустыни.

Формировать представления учащихся об особенностях животного и растительного мира пустыни.

2. Учить приемам сравнения и анализа.

3.Развивать умения работать с географической картой, дополнительной литературой.

4. Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Узнавать природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны

Уметь объяснять особенности природных зон

Умение обобщать и анализировать информацию путём наблюдения, сопоставления

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Слушать и понимать речь других

Оформлять свои мысли в устной форме

Уметь работать в парах, в группе

Работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, групповая, работа в парах

Природная зона, полупустыня, пустыня, оазис, барханы.

1.Мотивация к учебной деятельности

и целеполагание и мотивация

-Снова пришел долгожданный миг-

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы. (слайд 1)

-Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России. А что это за зона мы узнаем когда разгадаем ребус. (слайд 2)

Совершая виртуальные экскурсии по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны.

- Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?

-Наша задача – узнать об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, определить местоположения зоны пустынь на карте. (слайд 4)

- А как вы думаете, для чего нам нужны знания о природных зонах нашей страны?

- Познакомьтесь с планом урока. (слайд 5)

Настраиваются на работу.

Определяют тему урока.

Определить цель урока.

положительное отношение к уроку;

следование в поведении моральным и этическим требованиям.

учебное сотрудничество с учителем

Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

1.Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь.

2.Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения.

3. Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду.

Проверим (слайд 7)

О какой природной зоне идет речь в стихотворении:

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор!

-Конечно же, это стихи о степи.(слайд3)

-Проверим ваши знания о зоне степей – выполнив тест.

1. Зона степей расположена на …нашей страны:

а) севере; б) востоке; в) юге

2. На карте природных зон зона степей закрашена…цветом:

а) розовым; б) желтым; в) зеленым; г) коричневым.

3. Характерный признак зоны степей- это…

а)сплошной травянистый растительный покров;

б) отсутствие сплошного растительного покрова;

в) обилие лесов, лишайников, кустарников.

4. Для растений степи характерны:…

а) стелющиеся корни, крупные листья;

б) длинные корни, мясистые стебли, листья колючки;

в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.

5. Основным занятием населения степей является:

6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;

б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей;

в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.

(После выполнения теста проводится проверка на экране: вопрос и правильный ответ) (слайд 4-9)

Вступают в диалог с одноклассниками, распределяются по группам. Обсуждают алгоритм действий для решения поставленной задачи, используют его в практической деятельности

Записывают ответы на вопросы. Объясняют, доказывают правильность выбранных вариантов.

Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы и отчете о проделанной работе.

умение соотносить определение и термин

- формирование начальных форм рефлексии: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

-Покинув бескрайние (слайд 10) степные просторы, мы с вами оказались на юго-западе нашей страны , на берегах Каспийского моря. (слайд 11) Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона. (слайд 12)

Льется в пустыне

На желтый песок.

В воздухе желтом

И плотном, как мед,

Желтая птица неслышно плывет.

- В пустыне все непривычно и непонятно. (слайд 13-16) Гряды золотистых песков – барханы, белые болота, засыпанные солью, солончаки. Рощицы кривых полузасохших деревьев, саксаульники, и такыры – глинистые лысины, гладкие и крепкие как асфальт. Ручьи и озера там без воды, деревья без тени, на них нет листьев. Ветры не освежают, они горячие как огонь. Дожди высыхают, не успев долететь до земли. Даже хорошей погодой в пустыне называют не сухую и солнечную, а пасмурную и сырую! Только весной да осенью можно увидеть в пустыне зеленую траву.

Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях. Работа в группах (географы, ботаники, зоологи).

Изучите особенности климата, расположения на карте зоны пустынь.

Изучите растения зоны пустынь.

Как они приспособились?

Изучите животных зоны пустынь.

Как они приспособились?

Чтение текста с. 104 - 107 в учебнике.

-Итак, какие особенности климата в пустыне? (много солнца, мало осадков, высокая температура, зимой сильные морозы)

Отвечают на вопросы учителя, развивают фантазию. Работают картинками и информацией данной учителем.

Вступают в диалог, работают с учебником.

Вступают в диалог с одноклассниками, работают в парах.

Высказывают свои предположения

Объясняют, доказывают правильность своих утверждений.

Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль.

умение работать с информацией и обмениваться ею;

умение сравнивать, сопоставлять, обобщать,

делать выводы , умение работать с информацией и обмениваться ею.

сотрудничество со сверстниками;

осознанно строят речевые высказывания,

сотрудничество с учителем и со сверстниками,

аргументация своего мнения;

умение слушать оппонента.

осознание ответственности за общее дело,

следование в деятельности нормам эстетики.

умение контролировать свою деятельность

исследуют условия учебной задачи;

анализируют собственную работу и работу соседа;

умение контролировать свою деятельность.

5.Работа по теме урока

Рассмотрите иллюстрации животных в учебнике.

-Какие животные обитают в пустыне?

-Какие особенности они имеют?

Животный мир пустыни своеобразен. Все они имеют желтоватую окраску. Днем многие животные прячутся в норах или зарываются в песок, а по ночам выходят на поиски пищи.

- А я вам хочу рассказать про ящериц. (слайд 21)

Ящерицы устраивают короткие перебежки с остановкой в тени какого – нибудь предмета ( камня, кустика), приподнимают по очереди лапки над раскаленным песком или взбираются на вершины барханов, на ветки саксаула или кустарников, где их обдувает ветер.(Видео про ящерицу)

Те животные которые кормятся днем, держатся в тени растений. Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют, им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.

Насекомые и грызуны удовлетворяют потребность в питье за счет поедания корма: мелкие животные поедают семена и корни растений, а более крупные животные –этих мелких. Ни одна капля воды не пропадает в пустыне.

-Итак, животный мир пустыни своеобразен. Все они имеют желтоватую окраску. Днем многие животные прячутся в норах или зарываются в песок, а по ночам выходят на поиски пищи. Те животные, которые кормятся днем, держатся в тени растений. Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют, им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.

Отвечают на вопросы учителя, развивают фантазию. Работают картинками и информацией данной учителем.

умение работать с информацией и обмениваться ею,

умение сравнивать, сопоставлять, обобщать,

делать выводы , умение работать с информацией и обмениваться ею.

сотрудничество со сверстниками,

осознанно строят речевые высказывания,

сотрудничество с учителем и со сверстниками,

аргументация своего мнения,

умение слушать оппонента.

осознание ответственности за общее дело,

следование в деятельности нормам эстетики.

умение контролировать свою деятельность,

исследуют условия учебной задачи,

анализируют собственную работу и работу соседа,

умение контролировать свою деятельность.

6.Закрепление изученного материала.

Сколько важности в походке!

По пустыне – сковородке,

По колючкам босиком

Кто идет с горбом – мешком?

Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва.

Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок.

Мой ствол – как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы.

- Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина – солнце и ветер?

Учащиеся: солнце – хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует. (слайд 26)

Регулятивные: освоение доступных способов изучения (наблюдение, сравнение, классификация и др.) с получением информации;

Коммуникативные: умение слушать, грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;

умение работать с информацией, развитие операций мышления: сравнения, выделение нужного, обобщения, классификации;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

-формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

Читайте также: