Семья как малая группа отношения между поколениями конспект огэ

Обновлено: 02.07.2024

Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

хозяйственно-экономическая – ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи;

духовно-эмоциональная – эмоциональное развитие личности, духовное взаимообогащение, любовь, поддержка;

социализирующая – формирование человека как личности подготовка младшего поколения к жизни в обществе;

функция социального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность;

Типы семей по семейным обязанностям и лидерству.

традиционная (патриархальная) – главенствующее положение у мужа, он же ответственен за материальное состояние семьи; жена занимается домашним хозяйство и воспитанием детей;

партнёрская (демократическая, коллективистская) – совместное выполнение домашних обязанностей, нет лидерства по половому признаку.

Психологический климат в семье – это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих совместной продуктивной деятельности, всестороннему развитию личностей в семье.

Типы психологического климата:

Благоприятный: тёплый и приятный климат (атмосфера);в семье царят любовь, доверие друг к другу, почитание старших, взаимное уважение, готовность понять друг друга, помочь; отношения заботы, внимания, сотрудничества в семье.

Неблагоприятный: тяжёлый, неприятный климат; отношения неуважения, безразличия между членами семьи; напряжённость отношений, ссоры, конфликты, дефицит положительных эмоций.

Авторитарный – преобладание диктата взрослых, чёрствость, жестокость, агрессивность по отношению друг к другу, нежелание прислушиваться к мнению детей.

Попустительский – отсутствие устойчивых, а иногда вообще каких-либо отношений, отстранённость, отчуждение, безразличие дуг к другу.

Демократический— преобладание подлинного равноправия, тепло, взаимоподдержка, прислушивание к мнению членов семьи, богатство чувств, сотрудничество.

Семейный долг – превращение нравственных требований в семейных отношениях в личные правила каждого члена семьи.

Долг родителей перед обществом – забота о детях, создание необходимы условий для их развития.

Долг родителей пред своими детьми: забота о детях, их здоровье, физическом, нравственном и духовном развитии, обучении, материальном обеспечении, защита детей во вех учреждениях.

Долг детей, особенно взрослых – заботиться о своих родителях, семье, её благополучии, быте, эмоциональной атмосфере.

Смена поколений: независящий от людей объективный фактор развития, приход на мену одного поколения другого. Процесс, обеспечивающий преемственность в развитии человеческого рода , то есть наследование детьми культуры, созданной предшествующими поколениями. Людей одного поколения сближает время их рождения, становления, реализации; они переживали одни и те же исторические события, а также действуют в одних социальных условиях.

Основные причины увеличения разрыва между поколениями: благодаря техническому прогрессу, обновление социальной среды обитания человека: большая часть новых средств связи, транспорта, получения и переработки информации, предметов домашнего обихода и многого другого появилась только в последние десятилетия. Возрастание социальной мобильности всех видов, многие молодые стремятся и часто имеют возможность переместиться в иное социальное окружение, чем то, которое было у их родителей. Общественная жизнь становится более сложной и разнообразной, возрастает возможность выбора в различных сферах: образовательной, профессиональной, досуговой. Преемственность поколений, восприятие молодыми всего ценного, накопленного предшественниками, являются необходимым условием развития общества.

Типы семей по количеству членов: нуклеарные (родители и дети), расширенные (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.), неполная семья – состоит из детей и только одного родителя или из брачной пары без детей, полная – есть оба родителей По количеству детей: бездетные семьи; однодетные семьи; малодетные семьи – количество детей недостаточно для обеспечения естественного прироста, не более 2 детей; среднедетные семьи – достаточное количество для прироста и возникновения динамики, 3-4 ребенка; многодетные семьи – намного больше, чем требуется для обеспечения естественного прироста, 5 и более детей.

Усыновление– прием ребенка в семью на правах родного по крови. В этом случае ребенок делается полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями.

Опека– прием ребенка в семью с целью воспитания и образования, а также для защиты его интересов. Ребенок сохраняет свою фамилию, его кровные родители не получают освобождение от обязанностей по его содержанию. Опекунство устанавливается для детей до 14 лет, а с 14 до 18 лет оформляется попечительство.

Патронат– воспитание ребенка в профессионально замещающей семье на основе трехстороннего договора между органами опеки, патронатной семьей и учреждением для детей-сирот.

Приемная семья – воспитание ребенка на дому у опекуна на основании договора, который определяет срок передачи ребенка в семью.


Самочувствие человека в семье (настроение, психологический комфорт) определяется психологическим климатом.


Основные стили семейных взаимоотношений


Семейные отношения с особой остротой ставят вопрос о соблюдении определённых нравственных требований.


Семья является первым и самым чувствительным социальным организмом, отражающим специфику отношения поколений.

Поколение — интервал времени между средним возрастом родителей и детей.

Сам факт существования в семье нескольких поколений предполагает наличие между ними определённых, в том числе и принципиальных, различий:


Образец задания

(Б) Супруги К. испытывают в отношениях между собой привязанность и поддерживают друг друга в сложных ситуациях. Любовь, понимание и взаимопомощь отличают их отношения. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт о семье?

1) ведение совместного хозяйства
2) малочисленный состав
3) общая деятельность
4) непосредственные личные контакты

Социальные отношения — это определённые устойчивые
связи между людьми как представителями социальных
групп.
Они бывают:
• межличностные,
• социально-профессиональные,
• социально-этнические,
• социально-профессиональные.

Социальная
структура
общества
Социальные
общности
Социальные
группы
Социальные
слои
Социальные
институты

6. Классификация социальных групп

По численности
• малые группы – небольшое число людей (от 2 до 30 человек),
которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим
делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой
(семья, школьный класс, экипаж самолёта и др.);
• большие группы – многочисленная совокупность людей,
занимающих одинаковое положение в структуре общества и
имеющих вследствие этого общие интересы (нация, класс, страта
и др.).

7. Классификация социальных групп

8. Социальная структура общества

Социальный статус – положение, занимаемое индивидом
или социальной группой в обществе.
Социальный
статус
Предписанный
(прирождённый)
Достигаемый
(приобретаемый)

9. Социальный статус

Предписанный статус — это
социальный статус, полученный в
силу независящих от носителя
факторов:
по закону,
рождению,
полу или возрасту,
расовой и национальной
принадлежности,
системе кровного родства,
социально-экономическому
положению родителей и т.д.
Достигаемый статус — это
социальный статус,
приобретенный его носителем
благодаря собственным усилиям и
заслугам.
Уровень образования,
профессиональные достижения,
карьера, звание, должность,
удачный в социальном
отношении брак

Национальная принадлежность человека является
характеристикой его
1) прирожденного статуса
2) социальной роли
3) достигаемого статуса
4) общественного престижа

11. Социальная структура общества

Социальная роль – это способ поведения, соответствующий
определённому статусу.
Каждой роли предписан круг прав и обязанностей,
определяющихся социальными нормами.

12. Социальные роли

Основные
Ситуационные
• семейно-бытовые
• профессиональные,
• общественно-политические
• пассажир,
• пешеход,
• зритель

13. Социальная структура общества

Социальная мобильность – совокупность социальных
перемещений людей в обществе, т.е. изменений ими
своего статуса.

14. Социальная мобильность

Горизонтальная
Вертикальная
Переход индивида из одной
социальной группы в другую,
расположенную на одном и том
же уровне
политическая,
территориальная,
религиозная и др.
Перемещение человека по
социальной лестнице вверх или
вниз
восходящая
нисходящая

Совокупность больших социальных групп, составляющих
общество, называют
1) социальными отношениями
2) социальной структурой
3) социальной нормой
4) социальной мобильностью

Структура общества представлена социальными
общностями и группами в многообразии их связей.
Какая социальная группа выделена по
профессиональному признаку?
1)пассажиры
2)демократы
3)горожане
4)инженеры

Структура общества представлена совокупностью
социальных общностей и групп. Какая социальная группа
выделена по территориальному признаку?
1) девушки
2) врачи
3) рязанцы
4) пассажиры

18. Семья как малая группа

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая
группа, связанная общностью быта, взаимной помощью,
моральной и правовой ответственностью.
Брак – совокупность формальных предписаний,
определяющих права, обязанности мужа и жены, а также
их двоих в отношении к своим детям, родственникам и
обществу в целом.

19. Виды семей

Нуклеарная семья – семья, состоящая из родителей
и их детей (тип современной семьи).
Многопоколенная семья – семья, где все
родственники (не только родители и их дети)
проживают вместе.
Неполная семья – семья с одним родителем,
образующаяся в результате развода или смерти
одного из родителей.

21. Функции семьи

1. Репродуктивная – это биологическое воспроизводство
населения в общественном плане и удовлетворение потребности в
детях – в личностном.
2. Социальная – подразделяется на множество конкретных
функций.
духовное взаимообогащение её членов;
организация рационального досуга;
предоставление определённого социального статуса её членам;
психологическая защита и эмоциональная поддержка.

22. Функции семьи

3. Воспитательная – социализация молодого поколения;
культурное воспроизводство общества.
4. Хозяйственно-бытовая – поддержание физического
здоровья членов общества, уход за детьми и
престарелыми членами семьи.
5. Экономическая – получение материальных средств
одних членов семьи для других, т.е. экономическая
поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных
членов.

23. Отношения между поколениями

Поколение – люди, родившиеся в один определённый
период времени.
Причины увеличения различий между поколениями:
1) обновление социальной среды обитания человека;
2) возрастание социальной мобильности всех видов;
3) общественная жизнь становится более сложной и
многообразной.

Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут
и воспитываются у бабушки. Их семья является
1) патриархальной
2) многодетной
3) неполной
4) малой (нуклеарной)

Верны ли следующие суждения о функциях семьи?
А. Основной функцией семьи является производственноэкономическая.
Б. Семья охраняет сферу личной жизни человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Развивающие: расширить словарный запас учеников при изучении новой темы, выработать умение делать самостоятельные выводы, аргументировать свою точку зрения, применять уже имеющиеся знания. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, речи учащихся, расширению их кругозора.

Воспитательные: сформировать отношение к процессу социализации, вырабатывать активную гражданскую позицию, воспитывать толерантное отношение к людям.

Форма урока : традиционная

Метод : печатно-словестный, с привлечением наглядно-иллюстративного метода.

Приемы : рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником.

Новые термины : Семья, моногамия, полигамия, полигиния, полиандрия, расширенная семья, нуклеарная семья, жизненный цикл семьи, семейное право, брак, развод, усыновление, опека и попечительство, приемная семья.

Оборудование : учебное пособие: Важенин, А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.образования / А.Г.Важенин- 10-е изд., стер. – M.: Академия, 2012. – 368 с. Доска на которой обозначена тема урока, план и основные понятия.

План урока :

Изучение нового материала

Запись домашнего задания.

План изучения новой темы :

Типы семей и стадии их развития. Жизненный цикл семьи.

Государственное регулирование семейных отношений.

Имущественные и неимущественные права супругов

Права ребенка в семье

Важенин, А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.образования / А.Г.Важенин- 10-е изд., стер. – M.: Академия, 2012. – 368 с

Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)

1. Орг. момент

Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих, просит ребят записать тему и план урока в тетрадь.

Записывают тему и план урока. Слушают учителя.

2. Изучение нового материала

Семья занимает особое место в жизни каждого человека. В ней мы растем, воспитываемся, именно в семье мы усваиваем моральные и нравственные нормы, приобретаем вкусы и манеры, привычки; в семье закладывается характер и идеалы человека. Многие вопросы нашей личной жизни решаются именно в семейном кругу. Благодаря той особой атмосфере доверия, доброжелательства, взаимного уважения, которые присуще семье, принесенная в дом радость становится радостью вдвойне, а случившаяся беда, покажется менее тяжелой. Скоро вы начнете свою самостоятельную жизнь, у вас будут свои дети, которые тоже построят свои семьи. Совершается извечный круговорот жизни, в котором семья занимает одно из главнейших мест.

Типы семей и стадии их развития. Жизненный цикл семьи .

Ученики предлагают свои варианты.

Прежде всего стоит определить, что семьяэто группа связанных отношениями брака и родства людей , которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности.

Хорошо, теперь, чтоб проверить правильно ли вы поняли определение, скажите, если два брата съехали от родителей и стали жить отдельно, их можно назвать семьей?

Правильный ответ: Да, т.к. их связывает родство.

По количеству партнеров (ученики могут включаться в работу и давать определения самостоятельно)

Моногамия , т.е брак одного мужчины с одной женщиной

Полигамия – одновременное существование более одного партнера в супружестве.

Полигамия бывает двух видов. Полигиния (многоженство). Как вы думаете, в каких странах разрешено многоженство? Запрет на полигамию в Турции наложен ещё в начале ХХ века, подобный запрет действует и в Тунисе, а в Иране и Алжире второй и все последующие браки мужчина может заключать, только если имеется письменное согласие его первой жены. Разрешено в Сирии, ОАЭ, Египет. Нигерия.

Полиандрия , когда одна женщина имеет несколько мужей. Официально многомужество, или полиандрия, разрешено в Непале и Тибетском автономном районе Китая. Бытует многомужество также в Шри-Ланке и некоторых горных районах Южной Индии, где распространён ортодоксальный буддизм.

По составу семьи :

Расширенные семьи (многопоколенные) состоят из супружеской пары с детьми и родственников мужа или жены, проживающих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Такие семьи были распространены в прошлом, когда дети после вступления в брак продолжали жить в родительском доме. Как правило , в таких семьях был распространен патриархат. Все знают значение этого слова? А может кто-нибудь проживает в расширенной семьей?

В современном же обществе дети стремятся жить отдельно. Появляется такое понятие, как нуклеарная семья . Когда совместно проживают два поколения – родители и дети .

Итак, мы узнали с вами какие бывают типы семей.

Но помимо типов, очень важно определить какие функции семья выполняет.

Репродуктивная – рождение потомства

Социально-статусная – связана с наследственной передачей ребенку статуса семьи и его ролевой подготовкой к овладению статусными нормами родителей. Как вы это понимаете? Передача по наследству некоторых статусов, например место в культуре, национальность, место в социальной страте и др

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Удовлетворение материальных и хозяйственно-бытовых потребностей членов семьи и ведение общего хозяйства. Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других. Связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета

Эмоциональная функция. Основана на потребности человека в любви, заботе, интимном общение.

Функция сексуального регулирования. Через семью упорядочиваются естественные сексуальные потребности людей, приобретая форму супружеских отношений.

Функция социализации детей. Что такое социализация? Подготовка детей к выполнению необходимых социальных ролей и адаптации в обществе.

Каждая семья имеет свою специфику развития и период существования. Выделяется так называемый жизненный цикл семьи – период от ее возникновения до прекращения ее функционирования. Он состоит из четырех периодов:

Период от заключения брака до рождения ребенка

Существование семьи в составе супругов и детей

Отделение детей и создание ими своих семей

Распад семьи вследствие смерти одного или обоих супругов

Возникает вопрос: Можно ли считать семьей мать с ребенком? Да, можно выделенные периоды относятся к полной семьи. Но не стоит забывать, что семьи бывают разные. И неполные семьи - тоже семьи .

Государственное регулирование семейных отношений.

Государство регламентирует семейные отношения. Конституция РФ в статье 38 устанавливает, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Например , государство устанавливает льготы многодетным семьям и малообеспеченным семьям.

Кроме Конституции семейные отношения регулирует еще один нормативный документ. Какой? Ответ: Семейный кодекс принятый в 1995 г. Этот закон основной в сфере семейного права. Что такое семейное право ? Выпишите из учебника, стр 212 и прочтите, пожалуйста, какие выделают принципы семейного права.

Добровольность брачных отношений (Никто не может быть принужден к вступлению в брак)

Равенство прав супругов. Мужчина и женщина, вступившие в брак, имеют равные права при разрешении всех жизненных вопросов семьи. Этот принцип изложен в ст.19 Конституции. В семье все граждане равны независимо от половой, национальной и иной принадлежности.

Приоритет семейного воспитания детей

Обеспечение безусловной защищенности интересов и прав детей и нетрудоспособных членов. Повзрослевшие дети также имеют обязанности перед своими престарелыми и нетрудоспособными родителей.

Как мы уже определили возникновение семьи начинается с заключения брака.

Брак - это равноправный, добровольный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, предусмотренных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий для супругов взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Условия действительности брака. Закон устанавливает несколько условий действительности брака.

Жених и невеста должны дать взаимное добровольное согласие на вступление в семейный союз. Это проявляется как в совместной подаче заявления в ЗАГС, так и во время самой церемонии бракосочетания, когда у жениха и невесты спрашивают, согласны ли они вступить в брак.

Следующее важное условие— это достижение брачного возраста, который установлен в России в18 лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления могут разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет. Как вы думаете, что подразумевается под уважительными причинами? Ответ: беременность, рождение общего ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон, призыв жениха на службу в Вооруженные Силы России и др. В каждом регионе, как правило, установлен свой перечень уважительных причин с учетом национальных, культурных и иных особенностей.

Не допускается заключение брака между близкими родственниками, под которыми понимаются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители, дети, бабушки, дедушки, внуки). Не допускается также заключение брака между усыновителем и усыновленным, так как они приравниваются к родителям и детям. Вопрос: В старину женились на кузинах или выходили замуж за кузенов (двоюродный брат). А в современной России закон разрешает подобный брак? Да , разрешено .

Запрещается заключение брака недееспособным вследствие душевной болезни и слабоумия лицом (дееспособность — это способность самостоятельно осуществлять свои права и обязанности; недееспособность устанавливается судом).

Брак может быть признан недействительным если нарушено какое-либо из этих условий, а также при сокрытие вступающим в брак наличия у него ВИЧ-инфекции(СПИДа) или венерического заболевания. А также заключение фиктивного брака, т.е. вступление в брак без намерения создать семью. Например, получение гражданства, льгот от государственных или муниципальных служб.

Решение о недействительности брака принимает суд. Стороны приводятся в первоначальное положение, как если бы брака не было вообще и между ними никаких прав и обязанностей не возникало (приобретенное имущество не считается общим, не возникает права на алименты и т..д).

От недействительного брака следует отличать развод. Если признание брака недействительным прекращает брачные отношения и на будущее, и на прошлое время, то развод прекращает супружеские отношения только на будущее время. Оба супруга имеют право на совместно нажитое имущество, в некоторых случаях — на алименты и др.

Расторжение брака (развод) осуществляется в органах ЗАГС или в судебном порядке. В органах ЗАГС брак расторгается, если супруги пришли к обоюдному решению о невозможности продолжения их семейной жизни, и если у них нет общих несовершеннолетних детей.

Если же такие дети есть и второй супруг против расторжения брака, то вопрос решается в суде. Одновременно суд решает вопросы о том, с кем будут проживать дети, о выплате средств на их содержание, о разделе совместного имущества и т.д. Брак считается расторгнутым с момента решения суда. Бывшие супруги лишь обязаны явиться в ЗАГС, чтобы поставить в паспорте штамп о разводе.

Имущественные и неимущественные права супругов

Вступившие в брак мужчина и женщина обладают личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями. Какими именно прочтите на стр. 214. Учитель спрашивает троих на выбор по темам: личные неимущественные права, личная собственность супругов, совместная собственность супругов.

Права ребенка в семье

С рождением ребенка у родителей возникают по отношению к нему права и обязанности.

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими

Статья 56. Право ребенка на защиту. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца 3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей

Статья 60. Имущественные права ребенка Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи

Алиментные обязательства .

Они обеспечивают получение средств на содержание нетрудоспособных и нуждающихся членов семьи от других ее членов. Эти обязательства носят строго личный характер и существуют, пока живы оба их участника— плательщик и получатель алиментов. Лишь со смертью одного из них алиментные обязательства прекращаются. Наиболее распространена уплата алиментов на содержание несовершеннолетних детей— в том случае, если их родители развелись. Но предусматривается также взыскание алиментов в пользу бывшего супруга, если тот, например, потерял трудоспособность во время пребывания в браке. При отсутствии соглашения об уплате алиментов они взыскиваются в судебном порядке, причем размер алиментов на несовершеннолетних детей установлен законом в процентном отношении к заработку и(или) иному доходу родителя: на одного ребенка — одна четверть, на двух детей — одна треть, на трех и более детей — половина дохода. Стороны могут самостоятельно определять способы и порядок уплаты алиментов. В качестве уплаты алиментов допускается предоставление имущества (квартиры, жилого дома, земельного участка и т.п.). Если лицо, обязанное по решению суда уплачивать алименты, не имеет заработка, достаточного для уплаты алиментов, исполнительный лист передается судебному исполнителю, который осуществляет взыскание алиментов из денежных средств лица, находящихся в банке или иных кредитных учреждения. Взыскание может быть обращено и на любое иное имущество лица, обязанного уплачивать алименты.

Российское семейное законодательство подробно рассматривает вопросы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Один из вариантов устройства таких детей — усыновление. Это юридический акт, в силу которого между усыновленным ребенком и усыновителем устанавливается комплекс отношений, в том числе правовых, существующих между кровными родителями и детьми. Семейное законодательство достаточно строго регламентирует порядок усыновления детей. При проведении этой процедуры наибольшее внимание уделяется вопросу о целесообразности усыновления и его соответствии интересам ребенка. При этом не допускается разлучение родных братьев и сестер.

Еще одной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являются опека и попечительство . В качестве опекунов и попечителей могут выступать родственники детей ил иные близкие люди. Опекунами и попечителями могут назначаться только дееспособные совершеннолетние граждане, не лишенные родительских прав. Решение о назначении того или иного лица опекуном (попечителем) принимается органами опеки и попечительства. При этом учитываются нравственные и иные личные качества претендента, его физическое здоровье, отношение к ребенку. В ряде случаев учитывается и мнение самого ребенка. Опека – принятие в дом ребёнка на правах воспитуемого. Опека может быть назначена на определённый срок или без срока.

Воспитание оставшегося без попечения родителей ребенка возможно и в приемной семье . Между органами опеки и попечительства и приемной семьей заключается договор, где оговариваются все существенные моменты (условия содержания, воспитания и образования детей, права и обязанности приемных родителей), а также основания и последствия прекращения этого договора. К лицам, желающим взять ребенка на воспитание в свою семью, предъявляются те же требования, что и к опекунам (попечителям).

Опекуны (попечители) и приемные родители выступают официальными представителями своих подопечных детей, имеют право и обязанность осуществлять их воспитание, заботиться об их нравственном и физическом развитии.

Как вы думаете, какая форма устройства лучше всего для ребенка?

Стоит отметить, что семейное законодательство устанавливает ответственность за нарушение норм семейного права. Так, за ненадлежащее воспитание детей предусматривается лишение родительских прав. Это происходит в случае уклонения от выполнения родительских обязанностей, отказа забрать ребенка из роддома, злоупотребления родительскими правами (например, принуждение ребенка к занятию попрошайничеством), а также если родители являются хроническими алкоголиками, наркоманами и если родители совершили умышленное преступление против жизни и здоровья ребенка.

Решение о лишении родительских прав принимает только суд. Родители, лишенные родительских прав, теряют весь комплекс прав по отношению к ребенку. Они не могут воспитывать ребенка и общаться с ним, не могут получать на него алименты и пользоваться другими льготами, наследовать его имущество. Лишение родительских прав не освобождает от обязанности содержать своего ребенка. Ребенок же сохраняет все имущественные права по отношению к родителям, например право получения наследства. Лишение родительских прав — санкция обратимая. Если родитель исправился, изменил свой образ жизни, суд по его просьбе может восстановить его в родительских правах.

Слушают учителя, записывают основные моменты себе в тетрадь, отвечают на вопросы учителя, работают с доской.

Подведение итогов

Учитель задает вопросы после параграфа.

Отвечают на вопрос

Оценивание и запись домашнего задания

Учебник, параграф 6.5, читать, анализировать, отвечать на вопросы после параграфа.

Читайте также: