Восточные славяне и их соседи 6 класс презентация и конспект

Обновлено: 05.07.2024

6. Работаем с картой!

1) Покажите на карте территории, на
которых в VI-VIII вв. расселились
восточные славяне.
2) Перечислите названия союзов племен
восточных славян.
3) Какие крупные реки впадают в Чёрное
море?
4) Какие из них протекают по территории
современной России? других государств?
5) На берегах каких рек жили восточные
славяне?

7. Расселение славян и их соседей в VI-IX вв.

Вопрос урока
Важным ли было для восточных
славян наличие соседей с
разнообразным
государственным и
экономическим устройством и
различными религиями?

Происхождение восточных славян
В
исторической
науке
проблема
происхождения
славянского народа была
поставлена в конце XVIII —
начале XIX в. В. Н.
Татищев,
исследуя
сочинения
средневековых
авторов, высказывал мысль,
что родиной всех народов
является Передняя Азия,
славяне же продвигались в
Европу через Малую Азию.
В. Н. Татищев.

12. Когда славянские племена выделились из индоевропейских?

Примерно во II тыс. до н.э. из
индоевропейских племён выделились
балтославянские племена
В V в. до н.э. эти племена разделились
на балтов и славян

Происхождение восточных славян
Приблизительно на рубеже V—VI вв. славяне разделились
на три большие группы.
Западные славяне (поляки,
чехи, словаки), продвигаясь
вслед за германскими
ВОСТОЧНЫЕ
племенами, достигли берегов
рек Эльбы, Майна и Дуная.
ЗАПАДНЫЕ
Южные славяне (болгары,
сербы, хорваты), заселили
значительную часть
Балканского полуострова.
Восточные (русские, украинцы,
ЮЖНЫЕ
белоруссы), заселили обширную
территорию Восточной Европы
– значительную часть Восточно-Европейской равнины.

Все три группы отличались друг от друга внешностью,
особенностями говора, традициями.
Восточнославянская семья. Реконструкция.

СЛОВЕНЕ
КРИВИЧИ
ПСКОВСКИЕ
КРИВИЧИ
ПОЛОЧАНЕ
ВЯТИЧИ
РАДИМИЧИ
ДРЕГОВИЧИ
ДРЕВЛЯНЕ
ВОЛЫНЯНЕ
ХОРВАТЫ
ПОЛЯНЕ
УЛИЧИ
ТИВЕРЦЫ
СЕВЕРЯНЕ
Кривичи
На
севере
(по
поселились
верхнему
Многие
историки
Южные
районы
Часть восточных
славян
словене
течению
(на
Волги,
озере
на
полагают,
что
восточные
занимали радимичи,
(летописцы
называют
Ильмень
Западной
возле
Двине
и у их
славяне
назывались
поляне (на
Днепре,
вятичами)
проникли
нав
Новгорода),
истоков
Днепра,
то есть
русами.
около Киева),
древляне
восток
и заселили
земли
окрестностях
Смоленска,
Есть
и
другое
мнение
(в Полесье), уличи и —
по Оке.
Витебска
и Пскова)
и
это
название
тиверцы
(на
Днестре),
полочане
первоначально
северяне (на
(на Западной
Десне,
Двине,
у Полоцка).
принадлежало
Сейме и
Суле),их
а также
северным
дреговичисоседям
(междуи
только
после
многих и
Припятью
и Двиной)
десятилетий
совместного
другие племена.
проживания стало
относиться и к восточным
славянам.

Хозяйство славян
Поселение славян. Современный рисунок.
Природноклиматические
условия Восточной
Европы, где
расселились
восточные славяне,
отличались рядом
особенностей, которые
сказались не только
на повседневной
жизни славян, но и на
организации
общества.

Основная часть ВосточноЕвропейской равнины
относится к умеренному
поясу. Значительные
площади её покрыты
лесами: на севере
простирается тайга, средняя
часть занята смешанными,
хвойно-лиственными
породами, а на юге
раскинулись лесостепи.

Не баловали восточных славян и погодные условия.
Климат восточной части Европы характеризуется
резкими перепадами летних и зимних температур.
Для центральной части современной России период,
когда можно заниматься земледелием, составляет
всего 150 дней в году.

30. Хозяйство славян

Земледельческие орудия труда
1. Соха; 2. Цеп; 3. Рало; 4. Палка; 5. Серп;
6. Коса; 7. Борона-суковатка

Хозяйство славян
Основные занятия
земледелие;
скотоводство;
бортничество
(собирание мёда)
рыболовство и охота
ремесло

36. Быт и нравы восточных славян

37. Быт и нравы восточных славян

Какие черты
характера славян
оказались
востребованными при
освоении ими
просторов равнины?
Используйте сведения
из сочинения
Маврикия Стратега
Охотник-славянин
Женщина-славянка.
Реконструкция М.М.
Герасимова

Какие черты характера славян
оказались востребованными при
освоении ими просторов равнины?
Используйте сведения из сочинения
Маврикия Стратега

39. Памятка по работе с историческим источником

1. Прочитайте заглавие (если оно есть).
2. Назовите вид исторического источника. При каких
обстоятельствах он был создан? Каковы цели создания?
3. Прочитайте имя автора документа, если оно имеется.
Узнайте или вспомните, известно ли вам что-либо о
нём.
4. Прочитайте текст. Объясните незнакомые понятия и
термины.
5. Прочитайте вопросы и найдите ответы в тексте
исторического источника.
6. Подтверждает ли этот документ то, что вам известно?
Если есть противоречия с тем, что вы уже знаете, то в
чём они?

МАВРИКИЙ СТРАТЕГ о славянах и антах (конец VI в.)
Племена склавов и антов одинаковы и по образу жизни, и по нравам;
свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни
повиноваться, особенно в собственной земле. Они многочисленны и
выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и
нехватку пищи. К прибывающим к ним иноземцам добры и
дружелюбны… Пребывающих у них в плену они не держат в рабстве
неопределённое время, как остальные племена, но, определив для них
точный срок, предоставляют на их усмотрение: либо они пожелают
вернуться домой за некий выкуп, либо останутся там как свободные
люди и друзья. Ведя разбойную жизнь, они любят совершать
нападения на своих врагов в местах лесистых, узких и обрывистых. С
выгодой для себя пользуются засадами, внезапными нападениями и
хитростями, ночью и днём, выдумывая многочисленные уловки. Они
опытнее всех людей и в переправе через реки… Они пользуются также
деревянными луками и небольшими стрелами, намазанными
отравляющим веществом…
Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 1 (I—VI вв.)/
Сост. Л. А. Гиндин и др. — М., 1994. — С. 369—371.

41. О каких чертах характера славян рассказывает византийский автор?

Прочитайте отрывок из
СОЧИНЕНИЯ ВИЗАНТИЙСКОГО ИСТОРИКА
ПРОКОПИЯ КЕСАРИЙСКОГО О СЛАВЯНАХ
и ответьте на вопросы:
1) Оцените, как относится автор к
славянам – уважительно, со страхом,
пренебрежительно или как-то подругому.
2) Определите, как назывался
верховный бог у славян.

ИЗ СОЧИНЕНИЯ ВИЗАНТИЙСКОГО ИСТОРИКА
ПРОКОПИЯ КЕСАРИЙСКОГО О СЛАВЯНАХ
Они считают, что один только бог, творец великий,
является владыкой над всем, и ему приносят в
жертву быков и совершают другие священные
обряды. Они почитают и реки, и нимф, и всякие
другие божества, приносят жертвы всем им и при
помощи этих жертв производят и гадания. Живут
они в жалких хижинах на большом расстоянии друг
от друга, и все они, по большей части, меняют места
жительства. Вступая в битву, большинство из них
идет на врагов со щитами и дротиками в руках,
панцырей же они никогда не надевают. Иные не
носят ни рубашек [хитонов], ни плащей, а одни
только штаны. и в таком виде идут в сражение с
врагами. Они очень высокого роста и огромной
силы.

44. Вопросы к документу

1) Оцените, как относится автор к
славянам – уважительно, со страхом,
пренебрежительно или как-то подругому.
2) Определите, как назывался
верховный бог у славян.

46. Духовный мир славян

Язычество (традиционные верования)
― верования, для которых характерно
почитание множества богов
Славянские боги:
• Ярило (бог солнца)
• Перун (бог грома и молнии)
• Стрибог (повелитель ветра)
• Велес (покровитель домашнего скота)
• Мокошь (богиня плодородия)
Вера в загробную жизнь, в духов (щур,
домовой, леший, водяной и т.д.)

Данная презентация составлена к учебнику А.В. Торкунова "История России", 6 класс. В презентацию включены схемы о происхождении восточных славян, рассматриваются вопросы религии, общественного устройства древних славян.

ВложениеРазмер
Презентация "Восточные славяне и их соседи", История России, 6 класс 1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Восточные славяне и их соседи.

Проверка домашнего задания Перечень народов, живших в Крыму с древнейших времен до IX века. Какие народы проживают на современной территории Крыма? Работа с документом: Почему описанные в тексте обряды являются языческими?

План изучения нового материала Происхождение восточных славян. Хозяйство и быт восточных славян. Религия восточных славян. Общины земледельцев. Восточные славяне и их соседи.

Индоевропейцы V в. н. э. Балтославяне 1. Происхождение восточных славян

Индоевропейцы V в. н. э. Балтославяне Славяне Балты Восточные Южные Западные 1. Происхождение восточных славян

1. Происхождение восточных славян Индоевропейцы VIII тысячелетие до н.э. южный берег Каспийского моря Кельты, германские и романские народы II тысячелетие до н.э., междуречье Вислы и Днепра Балтославяне II тысячелетие до н.э., южный берег Каспийского моря Иранские и индийские народы II тысячелетие до н.э., Западная и Южная Азия Славяне V век н.э., Центральная Европа Великое переселение народов II-VI вв. н.э. Западные славяне V – VIII вв. н. э., Центр. Европа Южные славяне V – VIII вв.н.э ., Балканский п-в. Восточные славяне V – VIII вв.н.э ., Восточ . Европа Поляне, древляне, северяне, дреговичи , полочане , кривичи, радимичи, вятичи, ильменские словене, бужане (с X в. Они назывались волынянами)

2. Хозяйство и быт восточных славян . стр.27 – 30. Главное занятие славян? Подсечно-огневая система земледелия у славян? Переложная система земледелия? использование земельного участка под пашню до его истощения с последующим восстановлением примитивная система земледелия – на освобожденных от леса (вырубка, выжигание) землях 2-3 года выращивали сельскохозяйственные растения, используя естественное плодородие почвы. После его утраты участок забрасывали и осваивали новый.

2. Хозяйство и быт восточных славян. стр.27 – 30. Чем обрабатывали землю? Двуполье и трехполье? Сельскохозяйственные культуры, которые возделывали славяне? Ремесла славян? Почему поселения располагались по берегам рек?

Жилище восточных славян: Полуземлянки с бревенчатыми стенами (характерны для лесостепных районов); Наземные жилища из бревен (характерны для северных лесных районов).

3. Религия восточных славян Язычество – вера в существование многих богов и духов (многобожие) Сварог бог вселенной Перун бог грома и молний Мокошь божество плодородия Велес покровитель скотоводства Ярило бог солнца

Славянские идолы Збручский идол Славянские боги Сварог и Мокошь Идол – деревянная или каменная статуя, изображение бога

Капище и идолы древних славян Историко-культурный и природный музей-заповедник Томская писаница Капище - языческое культовое сооружение, языческий храм

4. Общины земледельцев.

4. Общины земледельцев. Вервь - соседская община у древних славян Вече – народное собрание Народное ополчение - все мужское население общины, которое во время нападения сражалось с врагами. Народное вече

5. Восточные славяне и их с соседи торговля набеги колонизация набеги набеги торговля торговля Варяги Финно-угры (Чудь, Весь, Меря) Византийская империя Тюрки ( Авары, Булгары, Хазары) Восточные славяне

Домашнее задани е Выучить термины Главы I Стр. 34 ПОВТОРЯЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ Самостоятельное изучение параграфа 4 Стр. 39 Думаем, сравниваем, размышляем №1,2

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Восточные славяне и их соседи

Открытый урок по истории в 6-м классе по теме "Восточные славяне и их соседи". Ход урока: I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. III. Изучение нового материала.

Интегрированный урок истории и географии "Восточные славяне и их соседи"

Интегрированный урок истории и географии "Восточные славяне и их соседи". Во время урока ученики имеют возможность продемонстрировать полученные знания на уроке геграфии. В зависимости от .

презентация к уроку истории России в 6 классе по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. по теме: "Восточные славяне и их соседи"

презентация помогает сформировать у учащихся общее представление о предках славян, расселении восточнославянских племен и их соседей в древности, дает общее представление о религии древних славян. сод.


Технологическая карта урока Восточные славяне и их соседи

На уроке формируются предсавления обучающихся о соседях славян, их местонахождении, занятиях, уровне развития и отношениях со славянами.

Конспект урока по истории 6 класс "Восточные славяне и их соседи"

Данный урок соответствует требованиям ФГОС. Для разработки данного урока был использован материал методического пособия "Поурочные разработки" Е.Н. Сорокиной к УМК Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова.

урок Восточные славяне и из соседи

Разработка урока по федеральным стандартам. УМК под ред. Торкунова.


Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование знаний о жизни и быте древних славян, местах их расселения и о народах, живущих по соседству.

Задачи образовательные: формировать представления о занятиях, быте, управлении, религии древних славян; учить детей давать определения историческим терминам.

Задачи развивающие: продолжить формирование навыков работы с текстом, умение извлекать необходимую информацию, используя текст параграфа и иллюстративный материал, развивать у учащихся познавательный интерес к истории, творческие способности; умения отвечать на вопросы, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение.

Задачи воспитательные: формировать навыки и умения работать в коллективе, воспитывать уважительные отношения друг к другу; создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность; воспитывать интерес и глубокое уважение к истории Отечества, чувство патриотизма.

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, работа в группах, фронтальная

Основные понятия: бортничество, язычество, идолы, волхвы, вервь, вече, народное ополчение, три ветви славян: восточные, западные и южные; системы земледелия: подсечно-огневая, переложная, двуполье и трёхполье;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация .pptx

Тема: Восточные славяне и их соседи Автор: Якупова Д.В. учитель истории и общ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: Восточные славяне и их соседи Автор: Якупова Д.В. учитель истории и общ.

Тема: Восточные славяне и их соседи Автор: Якупова Д.В. учитель истории и обществознания МБОУ СОШ№ 8 г. Пензы им. Н.С. Павлушкина

Цель урока - узнать о происхождение и жизни восточных славян План урока Проис.

Цель урока - узнать о происхождение и жизни восточных славян План урока Происхождение восточных славян Занятия восточных славян Форма организации жизни восточных славян Верования восточных славян Восточные славяне и их соседи

Индоевропейцы Балты западные южные украинцев предки белорусов II тыс. до н.э.

Индоевропейцы Балты западные южные украинцев предки белорусов II тыс. до н.э. V век до н.э. Происхождение восточных славян

Индоевропейские племена Балтославянские племена Балты Славяне западные южные.

Индоевропейские племена Балтославянские племена Балты Славяне западные южные восточные украинцев предки белорусов русских II тыс. до н.э. V век до н.э. Происхождение восточных славян

Работа с исторической картой Восточные славяне заселили в VI-VIII вв. обширну.

Работа с исторической картой Восточные славяне заселили в VI-VIII вв. обширную территорию Восточной Европы

 По рисунку расскажите о занятиях восточных славян

По рисунку расскажите о занятиях восточных славян

Занятия восточных славян Занятия ремесло скотоводство рыболовство охота бортн.

Занятия восточных славян Занятия ремесло скотоводство рыболовство охота бортничество (собирание в лесах мёда диких пчёл) земледелие подсечно-огневая переложная

Работа с исторической картой

Работа с исторической картой

Верования восточных славян Ярило – бог солнца Мокошь–богиня плодородия Перун.

Верования восточных славян Ярило – бог солнца Мокошь–богиня плодородия Перун – бог грома и молнии, оружияи войны Велес – бог леса,покровитель домашнего скота и охоты

Верования восточных славян ЯРИЛО ПЕРУН ВЕЛЕС МОКОШЬ

Верования восточных славян ЯРИЛО ПЕРУН ВЕЛЕС МОКОШЬ

Язычество - ранняя форма религии, поклонение многим богам Религия – вера в св.

Язычество - ранняя форма религии, поклонение многим богам Религия – вера в сверхъестественные силы Для поклонения богам славяне использовали деревянные или каменные статуи божеств - идолы

Восточные славяне и их соседи

Восточные славяне и их соседи

Восточные славяне и их соседи Положительное влияние Отрицательноевлияние Заим.

Восточные славяне и их соседи Положительное влияние Отрицательноевлияние Заимствованиеназваний географических объектов Разорительные и разбойныенападения Пример:у финно-угорских плёнок славяне заимствовали названия много рек, озёр, селений Пример:нападениетюркоязычныхкочевников-аваров на славянское племя дулебов Использование в речи чужеземных слов Нахождение взависимости от другого государства Пример:влияние иранского- заимствование слов, сохранившиеся в современном русском языке (бог, собака, топор) Пример:поляне, северяне , вятичи, радимичи попали в зависимость от Хазарского каганата и платили ему дань

Лови ошибку (закрепление пройденного материала) Восточные славяне заселили в.

Лови ошибку (закрепление пройденного материала) Восточные славяне заселили в VI-VIII вв. обширную территорию Африки . Восточные славяне никогда не занимались бортничеством и земледелием. Восточные славяне были буддистами, совершали религиозные обряды, поклоняясь идолам. Жили восточные славяне в общине – вече. На общем совете – вервь, выбирали старейшин. С соседями восточных славян связывали как дружеские, так и враждебные отношения.

Лови ошибку (закрепление пройденного материала) Восточные славяне заселили в.

Лови ошибку (закрепление пройденного материала) Восточные славяне заселили в VI-VIII вв. обширную территорию Африки Восточной Европы. Восточные славяне никогда не занимались бортничеством и земледелием. Восточные славяне были буддистами, язычниками совершали религиозные обряды, поклоняясь идолам. Жили восточные славяне в общине – вече вервь. На общем совете – вервь вече, выбирали старейшин. С соседями восточных славян связывали как дружеские, так и враждебные отношения.

Подведем итоги Таким образом, в ходе расселения по Восточно-Европейской равни.

Подведем итоги Таким образом, в ходе расселения по Восточно-Европейской равнине в VI-VIII вв., являвшего собой завершающий этап Великого переселения народов, сложилась восточная ветвь славянства. Какие новые знания приобрели? Чему вы научились? Что было особенным интересным? Какой вопрос показался самым сложным?

Дом задание: пар. 3, поработать с текстом документа на стр. 33., ответить на.

Дом задание: пар. 3, поработать с текстом документа на стр. 33., ответить на вопросы.

Выбранный для просмотра документ Урок по истории России для 6 класса Восточные славяне и их соседи.docx

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ№ 8 г. Пензы им. Н.С. Павлушкина

Формирование ключевых компетенций, направленных на получение новых знаний о происхождении и жизнедеятельности восточных славян.

Личностные: формирование личностного отношения к содержанию темы, чувства гордости и уважения к жизни далеких предков и событиям прошлого своей страны.

Предметные: умение объяснять исторические понятия (язычество, вервь, вече), работать с исторической картой, письменным историческим источником, умение выявлять причинно-следственные связи и оценивать исторические событий, интерпретировать изображение иллюстрации по изучаемой теме.

Метапредметные:

познавательные УУД : умение работать с текстом: анализировать информацию, логически размышлять, делать выводы; умение систематизировать и представлять информацию схематически.

регулятивные УУД: целеполагание деятельности, планирование работы и определение методов и средств достижения цели, осуществление самоконтроля и самооценки;

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, аргументировать свою позицию, быть готовым к обсуждению, пониманию разных точек зрения, работа в парах, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Компьютер, проектор, экран.

Создать рабочую обстановку, направленную на активизацию познавательной деятельности;

формулирование темы урока, постановка цели и планирования ее достижения

Добрый день! Ребята послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Про историю свою

Чтобы помнили всегда

Как жила своя страна.

Далеко ушла Россия

От того, какой была.

Сильный, умный наш народ

Мудростью глядит вперед,

А преданья старины

Помнить с гордостью должны.

- О чем это стихотворении? Какую мысль выражает?

- Предлагаю вернуться в прошлое, обратиться к истории давних предков, узнать о восточнославянских племенах, которые много веков назад заселяли территорию нашей страны.

- Сформулируйте тему нашего урока (Слайд 1)

- Какова цель нашего урока? (Слайд 2)

- Для того, чтобы достичь поставленной цели на какие вопросы еще нужно ответить? (Слайд 2 )

Ученики включаются в беседу

- Рассказывает о том, что не нужно забывать историю страны, наших предков.

Формулируют тему, цель, осуществляют планирование

- Тема: "Восточные славяне и их соседи".

- Узнать о происхождении и жизни восточных славян

- Когда и при каких условиях происходило расселение восточных славян? Как они строили свою жизнь: чем занимались, вели быт, во что верили? Кто жил по соседству?

Личностные: формирование личностного отношения к изучаемым процессам и событиям

Регулятивные: умение постановки цели, планирование ее достижения.

Познавательные: развитие логического мышления.

Коммуникативные: умение формулировать свои мысли и излагать их в устной форме.

Этап актуализация знаний

Активизация уже имеющихся знаний, с целью поэтапного изучения нового материала.

– На прошлом уроке мы говори о том, что в конце IV - VII веков происходил процесс, получивший в исторической науке название Великое переселение народов. Поясните, чем характеризуется и какое значение имеет данный процесс?

- Совершенно верно, и как вы знаете, значительную территорию Европы и Азии издавна населяли народы, которые ученые называют индоевропейскими. Они находились в постоянном движении, осваивали новые территории, соприкасались с другими народами. И для понимания того, как же выделились восточнославянские племена, предлагаю обратиться к тексту учебника (п. 1, стр. 26-27), прочитайте, а затем вместе заполним пропуски в схеме. (Слайд 3/4)

- Теперь поработаем с исторической картой. Обратимся к легенде карты: рассмотрим расположение и территорию заселения восточных славян. (Слайд 5)

– Великое переселение народов – это массовое передвижение народов, приведшие к территориальным, политическим и культурным изменениям в жизни людей.

Ученики читают пункт учебника, устно заполняют пропуски в схеме

Работа с исторической картой, обращение к легенде карты изучение расселения славян

Личностные: формирование личностного интереса к изучаемым вопросам Познавательные: умение работать с текстом: анализировать и систематизировать информацию, работать с исторической картой, формирование категориально-понятийного аппарата.

Этап открытия новых знаний.

Получить новые знания, с помощью формируемых и используемых учениками универсальных учебных действий

Давайте рассмотрим картинку, Что на ней изображено? С опорой на рисунок определим и охарактеризуем занятия восточных славян. Составим кластер. ( Слайд 6/7)

– Чем отличается родовая община от соседской (территориальной) общины? Чем вызваны различия в управлении?

- Отдельные общины объединялись в племена. Племена, в свою очередь составляли племенные союзы. Существовало 12-15 племенных союзов. Обратимся к исторической карте и назовем их, обозначим места расселения. (Слайд 8)

Давайте подумаем как географическое положение племенных союзов, повлияло на их занятия?

Восточные славяне пытались обосновать происходящие события, объяснить природные явления, связанные с их жизнедеятельностью. Восточные славяне были язычниками, поклонявшиеся многим богам, наделяя их сверхъестественной силой.

Обратите внимание на слайд и соотнесите название изображения и богов. (Слайд 9/10)

- Для поклонения богам славяне использовали деревянные или каменные статуи божеств – идолов. ( Слайд 11)

– Продвижение славян по Восточной Европы и их освоение в основном носило характер мирной колонизации. Напомните, пожалуйста, что значит колонизация?

– Обратимся к карте, с какими племенами, государствами граничили восточные славяне? ( Слайд 12)

- Как вы считайте, какие отношения их связывали?

- Продолжаем работать в парах. С опорой на текст, укажите положительное и отрицательное влияние рассматриваемого соседства, приведите примеры (работайте в таблице). Какое значение это имело? (Слайд 13)

Рассматривают картинку, определяют занятия восточных славян: скотоводство, бортничество, ремесло, земледелие (характеризуют системы), составляют кластер .

Слушают выступление одноклассника.

Ученики указывают на отличия родовой общины от территориальной, объясняют, причины связанные с изменением в ее управлении.

Сегодня на уроке:
• Вспомните о расселении славянских
племен;
• Узнаете о хозяйственной жизни восточных
славян
• Познакомитесь с бытом и нравами
восточных славян.
• Узнаете о религии и общественном строе
восточных славян.
• Познакомитесь с соседями восточных
славян

3. План:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
Происхождение восточных славян.
Хозяйство славян.
Быт и нравы восточных славян.
Духовны мир славян.
Общины земледельцев.
Восточные славяне и их соседи.

Расселение славян
В VI веке славяне занимали
обширные пространства от
Лабы (Эльбы) на западе до
среднего течения Днепра
на востоке, от Балтийского
моря на севере до Дуная и
Черного моря на юге.

Расселение славян
Славянские племена
Западные
славяне
Чехи
Поляки
Словаки
полабские племена, жившие
к востоку от Лабы,
поморские племена
расселившиеся на восточном
побережье Балтийского моря.
Южные
славяне
Болгары
Сербы
Хорваты
и другие.
заселившие часть
Балканского
полуострова
Восточные
славяне
предки трех
родственных
народов:
Русского
Украинского
Белорусского.

Хозяйство славян
.
Первый год
Яровые
Озимые
Пар
Яровые
Озимые
Пар
Яровые
Второй год
Пар
Третий год
Озимые

Хозяйство славян
.
В чем преимущество
трёхполья перед
двупольем?
Первый год
Яровые
Озимые
Пар
Яровые
Озимые
Пар
Яровые
Второй год
Пар
Третий год
Озимые

Быт и нравы восточных славян
Славяне отличались
высоким ростом,
крепким
телосложением,
обладали
незаурядной
физической силой и
необыкновенной
выносливостью.

Быт и нравы восточных славян
Стены домов, скамьи,
столы, домашнюю
посуду делали из
дерева. Крышу крыли
ветвями, обмазанными
глиной. Топилось
жилище по-черному: из
глинобитного или
каменного очага дым
уходи не через трубу, а
в отверстие на крыше.

Общины земледельцев
Вспомните, что называют родовой общиной? Что такое соседская
община?
Соседская община у
восточных славян
называлась – ВЕРВЬ.
Члены верви совместно
владели сенокосами и
лестными угодьями, а
поля были поделены
между семейными
хозяйствами.

Общины земледельцев
Центром ильменских
словен стал Новгород
Вождь полян Кий стал
основателем города Киева –
центра полян.

Читайте также: