Виноградов детский фольклор конспект

Обновлено: 06.07.2024

Конспект урока по литературному чтению "Русский детский фольклор: детские народные песни, дразнилки и считалки, небылицы" для 5 класса с нерусским языком обучения.

Цель урока: продолжить знакомство с фольклором через освоение малых жанров.

1. Познакомить с русским детским фольклором: народными песнями, дразнилками, считалками, небылицами.
2. развивать навыки устной связной речи, технику чтения, орфоэпическую грамотность, диалогическую речь, умения сопоставлять, аргументировать ответы.
3. Воспитание сотрудничества, взаимопомощи в группе.

Эпиграф: “Начало искусства слова – в фольклоре” А. М. Горький

Оборудование: выставка детских книжек: потешки, загадки, прибаутки.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: рифмованный диалог, вопросы и задания, беседа.

Ход урока:
1. Организационный момент.

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?

Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок
Только дружно и только вместе,
Получить пятерки нужно.

2. Опрос домашнего задания.

3. Объяснение нового материала.

Эти милые стишки, которыми забавляют совсем маленьких детей, называются потешки. Они сопровождают самые первые игры родителей с ребенком. И слушая вроде бы немудреные стихи, малыш привыкает различать ритм и напевность поэтических строк,

вслушивается в звучание поэтического слова.

1. Детские русские народные песни

Русская народная песня славится своей силой и удивительной гармоничностью. Что касается русских народных напевов, то они представляют необыкновенное богатство и полноту звуков и, при этой музыкальной силе, выражают чувство во всем его многообразии. Становится ясным, какое могучее, воспитательное средство в них заключается, чтобы развить в ребёнке чувство близости к своему народу. Детские русские народные песни — часть оригинальной музыкальной сокровищницы. Пение — одно из главных потребностей детей. Круг любителей русских народных песен постоянно растёт.

В ночку воет и гудит
На дворе метелица;
Утром солнышко блестит,
Снег пушистый стелется.

Встала Маша ото сна,
Прыг – с своей кроваточки:
Поглядит – а у окна
Санки-самокаточки.

То-то радость! Ай, лю-ли!
И забила в ладошки.
Сели мы, и понесли
Нас с тобой лошадушки!

2. Дразнилки - в них нет пошлости, а есть потребность в здоровом, раскованном озорстве, смехе, юморе, порой грубоватом, без которого не может обойтись нормальная человеческая жизнь.

Андрей-воробей,
Не гоняй голубей!
Гоняй галочек
Из-под палочек!
Ах ты, Лешка-простота,
Купил лошадь без хвоста.

Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку
И упала в яму – бух,
Раздавила сорок мух!
Раз, два, три, четыре, пять.
Сорок первой – начинать.

За морями, за горами,
За железными дверями
На помосте царский трон,
А на троне царь сидит,
Он водить тебе велит.

4. Небылица - весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение. Рисует необычные, небывалые картинки жизни.

Долгоухая свинья
На дубу гнездо свила,
Народила поросят
Ровным счетом шестьдесят;

Распустила поросят —
На сучках они висят
И пронзительно визжат:
Полетать они хотят.

Полетели, полетели
И на облачко присели!
Косолапый медведь
С мухи шкуру содрал,

Сапоги с нее сточал,
В них пред волком щеголял,
Подскользнулся и упал,
В море си́не он попал!

Сине море все повыгорело,
Бе́ла рыба вся повылетела!
А на печке мужик
Рыбу-осетра поймал,

А жена его из пламени
Быстру щуку выхватила!
И пошли тут чудеса:
Там, где море, там – леса,

В небесах растут грибы,
А водою жгут дубы!

4. Закрепление материала.

Поиграем в рифмы:
Задание: вспомните, что такое рифма. Поддевки построены на рифме. В их основе рифмованный диалог.
- Скажи: оса.
- Оса.
- Цап тебя за волоса.
- Скажи: лук.
- Лук.
- Тебя по лбу стук.
Продолжите вы.
Скажи: стол…( У тебя в тетради кол.)
Скажи: тетрадь…( У тебя в тетради пять )
Скажи: чайник…( Твой отец начальник.)

Вопросы и задания

1. Приведи примеры известных тебе произведений детского
фольклора (считалки, дразнилки, заклички).
2. Что вызывает смех в небылицах?
3. Попробуй сочинить считалку.
5. Подведение итогов.

- Вам понравился урок? Что вам запомнилось больше всего на сегодняшнем уроке? Сможете назвать малые жанры фольклора?
- Глубокие нравственные и эстетические начала заложены в большинстве произведений фольклора. Через них маленький человек знакомится с окружающим миром природы, вещей, человеческих отношений, в которых преобладают доброта, красота, входит в сложный мир слов, поэзии.

6. Домашнее задание.
выучить наизусть детские народные песни, дразнилку и считалку, небылицу.

7. Оценки за урок.

Салмаева Сая Инирбаевна, Эмбинская средняя школа № 1, г. Эмба Казахстан, учитель русского языка и литературы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Детский фольклор

Детский фольклор – специфическая область устного художественного творчества, имеющего свою поэтику, свою форму бытования, своих носителей. Детский фольклор тесно связан с фольклором взрослых, зависим от среды его бытования, жанровой системы и все процессы которым подвержен фольклор взрослых так или иначе находит отражение в детском фольклоре. Общий признак детского фольклора – соотнесение художественного текста с игрой.

Детский фольклор — специфическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Общий, родовой признак детского фольклора — соотнесение художественного текста с игрой.

В 1921 г . в Русском географическом обществе (РГО) была учреждена комиссия по детскому фольклору, быту и языку. В 1920-х гг. появились первые исследования детского фольклора и сам термин, предложенный Г. С. Виноградовым. С 1960-х гг. русский детский фольклор Сибири изучал М. Н. Мельников. В современной науке о детском фольклоре обозначились два проблемных аспекта: фольклор и внутренний мир развивающейся личности ребенка; фольклор как регулятор социального поведения ребенка в детском коллективе. Исследователи стремятся рассмотреть произведения в естественном контексте, в тех ситуациях в общении детей, в которых распространяется и функционирует их фольклор.

Детский фольклор — часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки). Народная педагогика — древнее, сложное, развивающееся и не теряющее своей актуальности явление. Она всегда учитывала роль слова в формировании личности. Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времени.

Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре. Игра — элемент, психологически необходимый для детей. Детский фольклор полифункционален. В нем сочетаются разные функции: утилитарно-практическая, познавательная, воспитательная, мнемоническая, эстетическая. Он способствует привитию ребенку навыков поведения в детском коллективе, а также естественно приобщает каждое новое поколение к национальной традиции. Известны разные способы и пути передачи традиционного детского фольклора: сознательная передача взрослыми детям; стихийное перенимание от взрослых, сверстников или старших детей.

Классификация произведений детского фольклора может производиться по его функциональной роли, путям происхождения и бытования, художественной форме, способам исполнения. Следует отметить единство системы жанров детского фольклора, своеобразие которых определяется различием в мировосприятии ребенка и взрослого.

Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей (материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор). Материнский фольклор включает произведения, созданные взрослыми для игры с совсем маленькими детьми (до 5— 6 лет). Они побуждают ребенка к бодрствованию и физическим действиям (определенным движениям), вызывают интерес к слову. Фольклор, исполняемый самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедшие к детям, и произведения, сочиненные самими детьми. Границу между материнским и собственно детским фольклором провести не всегда возможно, так как с 4—5 лет дети начинают подражать взрослым, повторяя игровые тексты.

История изучения детского фольклора

В настоящее время выделяются следующие области фольклора для детей:

Поэзия пестования (материнская поэзия). Колыбельные, частушки, прибаутки…

Детский игровой фольклор. Считалка, жеребьёвка

Фольклор словесных игр. Сечки, молчанки,

Детский календарный фольклор. Заклички, приговорки.

Поэзия пестования – этот жанр относится к творчеству взрослых для детей. Сюда относятся колыбельные, прибаутки… Они связаны с воспитанием, заботой и уходом за ними. Колыбельные – помогают усыпить ребёнка. Происхождением они восходят к магическим заклинаниям и заговором. Что подтверждается типичным для заговора договором с иным миром. Им обещают подношение, а взамен просят сон и благополучие для ребёнка. В колыбельных присутствует такая особенность как обращение к животным: кошки, коты, курица. После принятия христианства появляется образы ангелов и святых, которых призывают для помощи и благословения. Существуют так же тексты, в которых ребёнку желают смерти. Объясняется это тем, что так пытаются обмануть болезни, мучающие ребёнка. Являются одной из традиционных форм охранительной магии.

Колыбельные имеют композицию: Баю-баю, потом сюжетная часть с упоминанием имени ребенка и логически завершает песню концовка. Традиционные колыбельные песни принято разбивать на 2 группы: повествовательны (о самом ребёнке, о предметах, животных, птица) в императивные (выражено пожелание (здоровья и т.д.))

Пестушки от слова пестовать, нянчить носить, воспитывать. Связаны с наиболее ранним периодом развития ребёнка (до года), помогают установить эмоциональный контакт со взрослыми. По форме пестушки представляют собой сложноподчинённое предложение или простое распространённое. Они лаконичны, используется парная или внутренняя рифма.

Потешки – песни сопровождающие игры ребёнка со взрослыми (ладушки, сорока-ворона)

Прибаутки – Это небольшое смешное произведение, высказывание или отдельное рифмованное выражение. Это маленькие элементарные сказки с элементарным сюжетом.

Детский игровой фольклор

Это очень объёмная группа словесных произведений, имеющих не самостоятельное значение, а входящее составными частями в такое сложное образование как детская игра. В детском игровом фольклоре можно выделить 2 группы словесных текстов: игровые прелюдии (считалки и т.д.) и группу текстов «вербальные игровые тексты: игровые приговорки (молчанки, сечки, голосянки) и припевки и т.д.

Жеребьёвая сговорка определяет деление играющих на 2 команды. Её роль – устанавливать порядок в игре. Это лаконичные, иногда рифмованные произведения, обращенные к лидерам групп. И вопрос, в котором предлагается выбор для команд игры. Создавая жеребьёвки, дети часто импровизировали на основе сказок, пословиц, поговорок и загадок.

Игровые приговорки и припевки – маленькие произведения для организации игры. В них были отголоски древних обрядовых игр. Игровое действие унаследовало свои формы, правило и порядок от древних языческих игрищ в честь Костромы, Коляды и Верила. В играх дети изображали семейный быт, трудовые занятия деревни. Отзвуки язычества сохранились в играх Костромушка, Курилка, Солнце-золотые ворота. К игровому фольклору относят фольклор словесных игр. Это сечки, молчанки, дразнилки, скороговорки.

Сечки –это стишки, сопровождающиеся ударом по дереву секущим предметом. В текстах сечек содержится зашифрованный счёт. Один из самых редких и древних жанров фольклора. Они связаны с процессом обучения счёту. Ритмические единицы – количество ударов по дереву.

Молчанка – небольшое стихотворное произведение для проведения игры. Один из детей начинает читать текст комического содержания. Обычно во время игры старался рассмешить или задеть участников, чтобы кто-то засмеялся и заговорил.

Голосянка. Суть игры в том, что дети соревнуются, кто дольше протянет звук не переводя дыхания. Тексты начинались с затравки (небольшое рифмованное произведение). Они исполнялись хором и без пауз. Первый замолчавший – проиграл

Нелепицы – песенки или стишки в которых всё поставлено с ног на голову. Благодаря перевёртышам у детей развивалось чувство комического. Смеясь над абсурдностью, ребёнок укрепляется в правильности уже полученном правильно представлении о мире.

Скороговорки – словесные упражнения на быстрое произнесение фонетически сложных фраз.

Дразнилки – короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество или просто привязанное к имени ребёнка. Полагают что они пришли из взрослый среды и выросли из прозвищ и кличек. Позднее к прозвищам добавлялись рифмованные строки и формировались дразнилки. Они высмеиваю трусость, лень, жадность, заносчивость, пьянство (для взрослых), но есть и беспричинные.

Существовали отговорки от дразнилки.

Календарный фольклор (заклички и приговорки) они были введены Виноградовым.

Заклички – закликать, звать. Это обращения выкрики детей к различным силам природы. Они обычно выкрикивались хором и на распев. Аналогичный жанр существовал во взрослой среде, но носил магический характер. Остатки магического сохранились в логической задаче и обозначают некоторый договор с силами природы.

Приговорки – обращения к живым существам, произносимое каждым ребёнком по одиночке. Для них характерно подражанию пению птицы или голосу животного. В ряде случаев это игра в обман с субъектом обращения, в других детская угроза или звуковая дразнилка. Или приговор на удачу.

Современные жанры детского фольклора. Они сформировались в середине 20 века под влиянием комплекса социальных факторов. Современные исследователь культуры детства пытаются объяснить причину их появления. Одна из причин - это то, что большинство детей стало городскими жителей, а в их развитии осталась неизменная потребность пройти через этап ярких переживаний необъяснимого и чудесного которое вызывает чувство страха и потребностью его преодолеть. Кругозор современных детей формируют городской быт и СМИ. Так появляется страшилка. Страшилки – это словесные игры детей 6-7 лет с элементами мистики и фантастики. В них используются мотивы смерти, покойники, приведений и т.д. Страшилки функционируют по всем правилам фольклора: закрепляются традиции и передаются из уст в уста. Их рассказывают дети всех возрастов. Наиболее характерно от 8 до 12 лет. Оригинален жанр страшных вызывалок (Как вызвать бабу ягу). Цель вызывалок – победить страх. В страшилках всё есть от фольклора.

Система образов страшилок распадается на: главного героя, его помощников и противников. В страшилках фантастика – злая. С ней связаны отрицательных образов.

Садистские стишки. В них используется элемент абсурда и гротеска. Даже в изображении семейных отношений, игр, будней.

Процесс систематизации детского фольклора начался в XX веке с разработки научно обоснованной методики сбора материала. Первыми к данной проблеме обратились ученые-этнографы, которые связали изучение детского фольклора с исследование^ других сторон народного быта. Одна из первых этнографических программ была составлена В.Г. Богоразом и помещена в "Сборнике программ для школьных наблюдений".

Федор Капица, Татьяна Колядич - Русский детский фольклор: учебное пособие

Г. С. Виноградов (1886–1942)

Детский фольклор стал одним из разделов программы. В сопроводительной статье ученый показал последовательность описания народного быта.

С аналогичных позиций подходит к собиранию и фольклорист А.И. Никифоров. В книге, посвященной изучению этнографии в школе, он рассматривает, методику фиксации отдельных сторон детского быта и в приложении приводит программу, посвященную собиранию различных жанров детского фольклора.

Особое значение для развития и изучения детского фольклора имело определение методики записи различных жанров. В книге Е.А. Звегинцева "Родиноведение и локализация в школе" (1923) содержатся методические указания по собиранию игр. Автор останавливается на формах привлечения самих детей к записи, считая, что игры необходимо "изучать с детьми и через детей".

В руководстве для собирания произведений устной словесности Б.М. и Ю.М. Соколовы отвели детскому фольклору специальный раздел. Они определили круг проблем, которые следовало учитывать при собирании материала. Основной из них они считали учет возрастных особенностей детей. Исследователи также указывают на важность выявления и фиксации отношений между возрастными группами детей в деревне, степень участия девочек и мальчиков в играх. Не менее важно выявить восприятие детских развлечений и песен взрослыми.

Выделяя виды детского фольклора, авторы характеризуют их, подчеркивая те стороны, которые представляют особый интерес для собирателя. Отмечая необходимость изучения этнографии детства, они писали в своей программе: "Вести изучение произведений устного творчества, оторвав его от этнографической основы, не только не целесообразно, но фактически невозможно". Они считали, что каждый собиратель должен руководствоваться следующими требованиями: 1) описывать предмет или явление в динамике, в процессе; 2) не увлекаться редкостями, собирать типичное, привычное; 3) не торопиться с выводами. Одновременно Б.М. Соколов выпустил специальную программу по изучению быта, где также указал на необходимость собирания детского фольклора.

Федор Капица, Татьяна Колядич - Русский детский фольклор: учебное пособие

О. И. Капица (1866–1937)

Первым ученым, посвятившим свою жизнь исследованию различных жанров детского фольклора, стал профессор Иркутского университета Г. С. Виноградов. В двадцатые годы с помощью многочисленных корреспондентов он собрал уникальный материал, которым не располагало ни одно научное учреждение того времени.

С 1915 года он начал печатать статьи и материалы по детскому фольклору. Первая статья ученого называлась "К изучению детских народных игр у бурят" (1915). Практически ежегодно выходят в свет его работы "Детская сатирическая лирика" (1924), "Русский детский фольклор: Игровые прелюдии" (1925), "Народная педагогика" (1926), "Детский фольклор в школьном курсе словесности" (1927), "Дiтяча казка" (1929), "Сечки" (1930).

На основании длительных наблюдений, проведенных в нескольких деревнях Иркутской губернии, Г.С. Виноградов составил "Детский народный календарь", где привел календарные песни, игры, прибаутки, загадки и другие виды детского фольклора в сезонной последовательности. В своих трудах ученый создал целостную концепцию мира детства. В книге "Детский фольклор и быт" (1925) Г.С. Виноградов намечает широкую программу наблюдений.

Используя собственные материалы, автор рассматривает различные стороны детского быта и выделяет основные виды детского фольклора (календарный фольклор, песенки, не прикрепленные к какой-нибудь дате, потешки, заклинания, стишки-небывальщины, дразнилки и поддевки, считалки, скороговорки, загадки, прозвища, прибаутки и остроты, сказки, колыбельные песни, заговоры, детский лубок). Некоторые идеи ученого стали основой для формирования особого научного направления – этнографии детства.

Г.С. Виноградов показал, что изучение детского фольклора имеет не только прикладное значение – для педагога и, в частности, для преподавателя-словесника, но и представляет собой важную научную проблему. Исследователь специально останавливается на фольклоре, созданном взрослыми для детей, вызванном "к жизни педагогическими надобностями". К ним он причисляет колыбельные, потешки, приговорки, забавы, небылицы и т. п. произведения, иллюстрирует примерами применение их взрослыми в общении с детьми.

В "Детской сатирической лирике" (1924) Виноградов исследует дразнилки, издевки и поддевки. Автор знакомит с происхождением этого жанра, устанавливает и характеризует как сами формы, так и их конкретные особенности. К статье приложен сравнительный материал из разных местностей Сибири. Особое внимание Виноградов уделяет играм. В книге "Игровые прелюдии" (1925) он дает детально разработанную программу их собирания.

Г.С. Виноградов останавливается на методике рассказывания, способе, "прекрасно разработанном и непрерывно используемом до наших дней в народной педагогике и совсем недавно перенесенным в педагогику научную". Приводя в качестве примера описание рассказывания сказки детям 60-летним стариком, автор анализирует влияние фольклора на формирование мира ребенка.

В статье "Детский фольклор в школьном курсе словесности" Г. С. Виноградов рассматривает возможности использования детского фольклора в качестве составляющей курса словесности. Он полагает, что предлагаемый детям материал не соответствует особенностям и запросам детского возраста. Отмечая возможности использования детского фольклора, автор дает ряд методических указаний и намечает основные вопросы, на которых следует

"Детский быт в целом, детские игры, забавы, развлечения, песни и труд, отношения к миру взрослых, к миру животных и растений и пр. не могут изучаться без знания общих условий детской жизни; их следует изучать не вырванными, а в условиях реальной жизни во всех ее проявлениях. Детская жизнь – не соединение разрозненных частей, а живое единство. Нужно целостное изучение детского быта". К такому выводу приходит исследователь.

Практически Г. С. Виноградов обосновал существование детской субкультуры, где традиционные нормы поведения, игровые правила, вербальные формулы и тексты передаются внутри группы от старших детей к младшим без посредничества взрослых. К сожалению, научная деятельность Г.С. Виноградова была насильственно прервана в середине тридцатых годов, когда его отстранили от преподавания и вынудили покинуть Иркутск.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предназначен для ознакомления с жанрами детского фольклора.

Тема: "Детский фольклор и его жанры."

познакомить с жанрами детского фольклора,

развивать творческие способности,

воспитывать интерес к изучению творческого наследия русского народа.

Оборудование: медиапроектор, презентация, карточки с пословицами, запись русской народной песни “Два веселых гуся”, кукла.

1. Оргмомент.

Проверка готовности к уроку. Настрой на работу.

2. Фронтальная беседа.

- Ребята, давайте вспомним, о чем говорили на прошлом уроке: что обозначает слово фольклор? СЛАЙД

(Народная мудрость, народознание)

- Из какого языка к нам пришел этот термин? (английского)

- Какой синоним есть в русском языке? ( Устное народное творчество)

- А как вы думаете, кто такой фольклорист? (Слово появляется на доке, СЛАЙД ) (Собиратель фольклора)

-Скажите, для кого были предназначены произведения УНТ? (для взрослых и детей)

-Учитывая, что вы школьники, как вы думаете, о каком фольклоре мы сегодня будем говорить? (для детей).

-Исходя из этого, давайте сформулируем тему нашего урока: о чем пойдет речь на нашем уроке? (Детский фольклор)

Запись темы в тетрадь.

- Как вы думаете, какие произведения устного народного творчества можно отнести к детскому фольклору?

- Оформим нашу запись постепенно, записывая в тетрадь.

(По ходу урока дети записывают в тетрадь название жанров). СЛАЙД

3. Знакомство с материалом.

Родился в семье ребенок,
Мама песню запоет,
И ребеночек под песню
Сладким, крепким сном уснет.

- Какие же песни поют мамы детям? (колыбельная) СЛАЙД

Не ложися на краю

Придет серенький волчок,
И ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.

- Но ребёнок подрастал, час пестушечек настал.

- Что такое пестушка? (От слова пестовать (нянчить), то есть забавлять, развлекать, развивать, чаще всего сопровождаются выполнением определенных движений). СЛАЙД

- Давайте с помощью куклы покажем, какие могли выполняться при этом движения (к доске выходят желающие и демонстрируют)

Потягунюшки, поростунюшки!
Роток-говорунюшки,
Руки-хватунюшки,
Ноги-ходунюшки.

Скок, скок-поскок!
Молодой дроздок.
По водичку пошел,
Молодичку нашел.

Молодичечка, невеличечка,
Сама с верошок,
Голова с горшок
Шу-вы! Полетели!
На головку сели.

Вот Ванюшки, Тани, Сани,
Пети, Миши, Гены, Ани
Прибежали на лужок
Приговорок есть мешок. СЛАЙД

- Объясните, как вы думаете, каково происхождение слова приговорки.

- Какова их роль в жизни детей?

Чтение приговорок.

Уж дождь – дождем,

Вот и дождик перестал
Час считалочек настал. СЛАЙД

- Зачем нужны считалки? (Дети объясняют)

- Какие русские народные игры вы знаете, в какие играете или играли? (Дети называют игры, если есть время можно сыграть в одну из известных игр или разучить новую)

Наигрались и устали.
В избу к Ваньке нас позвали,
Чтоб в избе нам не скучать,
Надо что-то рассказать.

- Что же могли рассказывать дети, сидя вечерком или в холодный день за столом или забравшись на теплую печку? (Сказки). СЛАЙД

- Какое произведение называют сказкой?

- Какие бывают сказки? (Бытовые, о животных, волшебные)

- Но есть еще один вид сказки - докучливые. Кто знает, почему они так называются? (выслушиваются предположения детей).

- Послушайте одну из таких сказок и сами дайте определение.

Сорока и рак. Слайд

Стоит над рекой дуб.
На том дубу сидит сорока -
в реку смотрит.
А рак вылез из воды и ползёт.
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт, а сорока смотрит.
Вот она смотрит, а рак лезет да ползёт
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт. А сорока смотрит.
Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползёт…

- Так какие же сказки называются докучливыми? (Сказка без конца , в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя ).

- Творческое задание. Придумать с соседом по парте докучливую сказку и рассказать.

6) Что еще могли рассказывать для развлечения дети?

- Скороговорки.

- Что такое скороговорка? СЛАЙД

Игра “Мешок скороговорок”.

Дети по желанию вытаскивают из мешочка карточку со скороговоркой и пробуют ее произнести.

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба в лесу дрова рубят.

Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.

Сидели свистели семь свиристелей.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Карл Кларе подарил кораллы.

Клара Карлу принесла клорнет.

7) Следующий жанр -прибаутки. Слайд

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

8) Небылицы. СЛАЙД

- Просмотр мультфильма из цикла «Веселая карусель. Выпуск №5.

Хватит, хватит, хватит врать
1) Пора загадку загадать. СЛАЙД

- Дайте определение загадки (дети отвечают)

2) К загадкам относят и шараду. Шарады - разновидность загадки СЛАЙД

Мой первый слог — на дереве,
Второй мой слог — союз.
А в целом я — материя
И на костюм гожусь. (сук-но)

Разновидность шарады - м етаграммы (СЛАЙД), в которых зашифрованное слово изменяется (булка/белка):

Меня ты не напрасно ценишь —

Тебя насытить я могу.

Я по деревьям побегу.

(Ис-пол-нит-ель) (

Эти три вида загадок называют головоломками.

- Какой смысл заключен в слове головоломка?

10) Поговорки и пословицы СЛАЙД

Без денег сон крепче.

Баба с возу — кобыле легче.

Дурака учить - решетом воду носить.

Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.

Повторенье - мать ученья.

Мы устали от загадок.
Лучше песенку споем. СЛАЙД

Как у наших у ворот муха песенки поет.
Ай, люли, вот поет, ай, люли, вот поет.

Стрекоза плясать пошла, муравья с собой звала.
Ай, люли, позвала, ай, люли, позвала.

Муравейко, милый мой! Попляши-ка ты со мной.
Ай, люли, ты со мной, ай, люли, ты со мной.

Я и рад бы поплясать, да устал я, мне не встать.
Ай, люли, мне не встать, ай, люли, мне не встать.

4 Итог урока.

- Ребята, подсчитайте сколько разновидностей детского фольклора записали в тетрадь.

- Что нового узнали? Что повторили?

- Что больше всего понравилось?

- Какое значение имеет детский фольклор в жизни ребенка?

Учитель отмечает самых активных, комментирует оценки.

5. Домашнее задание

Придумать короткую небылицу или докучливую сказку.

Детский фольклор и его жанры.

Детский фольклор и его жанры.

Фольклорист - это … фольклористика – это….

Фольклорист - это … фольклористика – это….

Колыбельная

Колыбельная

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Кто ты будешь такой?

Добрых и честных людей!

Сказки

  • Бытовые
  • о животных
  • волшебные
  • докучливые
  • Про сороку и рака Стоит над рекой дуб. На этом дубу сидит сорока - в реку смотрит А рак вылез из воды и лезет. Вот он лезет да ползет, лезет да ползет. А сорока смотрит. Вот она смотрит, да смотрит, а рак лезет да ползет. И так без конца!

Скороговорки.

  • Два дровосека, два дровокола, два дроворуба в лесу дрова рубят.
  • Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
  • Сидели свистели семь свиристелей.
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
  • Карл Кларе подарил кораллы.
  • Клара Карлу принесла клорнет.

Стучит, бренчит на улице —

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке —

Туда же по дорожке!

Потешка Даша варежку надела.

  • Даша варежку надела.
  • "Ой, куда я пальчик дела?"
  • Даша варежку сняла,
  • Посмотрите-ка, нашла!

От носочков до макушечки!

Маленькими не останемся!

Головоломки

Головоломки

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Потом вдруг убежала.

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки на нее воют, -

А достать не могут.

Шарада

Поговорки и пословицы

Без денег сон крепче.

Баба с возу — кобыле легче.

Дурака учить - решетом воду носить.

Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.

Повторенье - мать ученья.

Песни

  • Как у наших у ворот муха песенки поет. Ай, люли, вот поет, ай, люли, вот поет.
  • Стрекоза плясать пошла, муравья с собой звала. Ай, люли, позвала, ай, люли, позвала.
  • Муравейко, милый мой! Попляши-ка ты со мной. Ай, люли, ты со мной, ай, люли, ты со мной.
  • Я и рад бы поплясать, да устал я, мне не встать. Ай, люли, мне не встать, ай, люли, мне не встать.
  • Учительница жалуется Вовочкиному отцу: - Ваш сын нарисовал на парте муху, и я отбила об нее всю руку. - Это еще что! Он давеча крокодила в ванной нарисовал, так я через нарисованную дверь выскочил!
  • -Вовочка,допустим,у тебя есть 100 рублей.Ты попросил у отца ещё 100 рублей. Сколько всего у тебя будет денег? -100 рублей, Марь Иванна. -Плохо,Вовочка ты совсем не знаешь математику! -А вы Марь Иванна совсем не знаете моего отца!

школьный фольклор

  • Часть речи,которая упала с печи,ударилась о пол,называется глагол.
  • Для запоминания падежей:
  • Иван родил девчонку, велел тащить пеленку.

Фольклорные жанры: колыбельная пестушки и потешки приговорки считалочка сказка скороговорка прибаутка небылица загадка песни анекдоты страшилки дразнилки пословица

Первым ученым, посвятившим свою жизнь исследованию различных жанров детского фольклора, стал профессор Иркутского университета Г. С. Виноградов. В двадцатые годы с помощью многочисленных корреспондентов он собрал уникальный материал, которым не располагало ни одно научное учреждение того времени.

Используя собственные материалы, автор рассматривает различные стороны детского быта и выделяет основные виды детского фольклора (календарный фольклор, песенки, не прикрепленные к какой-нибудь дате, потешки, заклинания, стишки-небывальщины, дразнилки и поддевки, считалки, скороговорки, загадки, прозвища, прибаутки и остроты, сказки, колыбельные песни, заговоры, детский лубок). Некоторые идеи ученого стали основой для формирования особого научного направления – этнографии детства[36].

Практически Г. С. Виноградов обосновал существование детской субкультуры, где традиционные нормы поведения, игровые правила, вербальные формулы и тексты передаются внутри группы от старших детей к младшим без посредничества взрослых. К сожалению, научная деятельность Г.С. Виноградова была насильственно прервана в середине тридцатых годов, когда его отстранили от преподавания и вынудили покинуть Иркутск.

В двадцатые годы продолжалась деятельность О.И. Капицы (1866–1937), видного исследователя и педагога, профессора Педагогического института имени А.И. Герцена. Сразу же после Октябрьской революции О.И. Капица приступила к педагогической деятельности в Институте дошкольного образования[42]. Когда в 1925 году Институт дошкольного образования вошел в структуру Государственного педагогического института имени А.И. Герцена, О.И. Капица стала основателем и первым заведующим кафедрой детской литературы[43]. Одновременно она работала в Институте детского чтения, а позже совмещала работу на кафедре с деятельностью в Институте живого слова[44].

О.И. Капица добивается принятия решения о создании первой специальной детской библиотеки, основой которой стала библиотека Учительского общества, в которой было более 2000 томов детских книг. Студенты института помогали отбирать и перевозить книги из других собраний, конфискованных во время революции. Постепенно библиотека становится не только богатейшим хранилищем, но и центром, вокруг которого группировались все, кто интересовался детской литературой.

В ней собираются детские писатели, критики, педагоги. Так, С.Я. Маршак, создавая для Театра юного зрителя детские пьесы, подолгу засиживался в этой библиотеке, подбирая и просматривая нужную ему детскую литературу. В библиотеке работали В.В. Бианки, ЕЛ. Данько, Б.С. Житков, К.И. Чуковский. О.И. Капица предоставляла им материалы из своего обширного архива.

Ежегодно студенты и участники кружка разъезжались в экспедиции, из которых привозили записи новых текстов. Они должны были составить основу задуманного О.И. Капицей свода русского детского фольклора. Но данная идея не была осуществлена, хотя и в наши дни не утратила актуальности[46].

Читайте также: