Творчество беллы ахмадулиной конспект

Обновлено: 07.07.2024

Замечательная поэтесса Белла Ахмадулина вошла в русскую литературу на рубеже 1950-1960-х гг., когда возник беспримерный массовый интерес к поэзии, причем не столько к печатному, сколько к озвученному поэтическому слову. Во многом этот “поэтический бум” был связан с творчеством нового поколения поэтов – так называемых “шестидесятников”. Одним из наиболее ярких представителей этого поколения стала Белла Ахмадулина, сыгравшая наряду с А. Вознесенским, Е. Евтушенко, Р. Рождественским, Б. Окуджавой огромную роль в возрождении общественного

Начало литературного пути Беллы Ахмадулиной пришлось на время, когда были живы и активно работали Б. Пастернак, А. Ахматова и В. Набоков – корифеи русской литературы XX в. В эти же годы внимание общества было приковано к трагической судьбе и творческому наследию О. Мандельштама и М. Цветаевой. Именно Ахмадулиной выпала нелегкая миссия подхватить поэтическую эстафету из рук великих предшественников, восстановить, казалось бы, навечно распавшуюся связь времен, не дать прерваться цепочке славных традиций отечественной словесности. И если сейчас можно

смело говорить о существовании самого понятия “изящная словесность”, то это во многом является заслугой Б. Ахмадулиной перед русской литературой.

Поэтесса с редким постоянством пишет об окружающей ее повседневности, но эта повседневность не будничная, а облагороженная прикосновением ее пера, приподнятая над суетой, проникнутая высокой духовностью и, благодаря постоянным историческим экскурсам и реминисценциям из классики, приобретающая особое измерение. Из неприметных моментов жизни, оттенков настроения, обрывков мыслей и наблюдений поэтесса строит свой мир – мир нежности, доброты и доверия к людям.

Тенденция к осмыслению судьбы общества, судьбы личности, отечественной культуры, соотносимых с гуманистическими идеалами христианства, нашла выражение в новых произведениях Б. Ахмадулиной. Она стремится “поднять планку” поэтической культуры, соединить в своем творчестве традиции допушкинской, классической литературы и модернизма, приблизить современника к его собственным языковым особенностям, побудить мыслить, дорожа тай ной каждогFо слова. Стих поэтессы нередко напоминает одну огромную метафору, смысл которой “затемнен”, ибо включает в себя множество других смыслов, оттенков, образов, сцепленных между собой прихотливо, подчиняясь чувству, которое движет автором, следуя мучительным попыткам постичь и выразить сущность явлений адекватно, не упрощая и не искажая.

Б. Ахмадулина отказывается от сюжета: тема и идея не столько “задаются”, сколько “отыскиваются” в результате развертывания поэтической эмоции.

Главное для поэтессы присвоение – присвоение всего, что дорого, перед чем она преклоняется, что волнует, мучит, возвышает. Присвоение – значит любовь, восхищение, сопереживание, сострадание, столь полные и безоглядные, что без них Б. Ахмадулина не мыслит самое себя. Присвоенное – значит пропущенное через душу, глубоко потрясшее, облитое слезами, навсегда ставшее неотъемлемой частью внутреннего мира.

Открывая для себя кого-либо, Б. Ахмадулина как бы проживает его судьбу, входит в его художественный мир так глубоко, что неизбежно преобразует собственное творчество.

Повествуя о современности, Б Ахмадулина выступает как радетель “сирых” и убогих, слабых и беззащитных, как хранитель нравственно-религиозных устоев русского народа. С горечью пишет она об исковерканной жизни многих поколений, о грустном, запущенном виде родной земли. Картина оскудения и развала, ироническая и печальная, воссоздана в стихотворении “Так дружно весна начиналась: все други”.

Свои надежды на спасение России поэтесса связывает с утверждением религиозно-нравственного начала в душах людей с духовным возрождением общества.

Как бы мы ни относились к религиозно окрашенным произведениям Б. Ахмадулиной, нельзя не ощутить устремленности к высшему, вечному.

Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина (1937-2010) – советская писательница, переводчица, одна из выдающихся поэтесс ХХ столетия. Ее творчество было оценено не только на родине, но и во многих других странах. Биография Беллы Ахмадулиной была невероятно насыщенной, яркой, наполненной самыми интересными знакомствами и событиями.

Детство и юность

Будущая поэтесса родилась 10 апреля 1937 года в уважаемом столичном семействе: отец был большим начальником, а мать работала переводчиком в звании майора КГБ.

Экзотическая внешность Ахмадулиной связана с необычным сочетанием крови, поскольку в ее роду были русские, итальянцы и татары. В 30-е годы в СССР было модно называть детей испанскими именами, и такой участи не избежала и единственная дочь Ахмадулиных, которые решили назвать ее Изабеллой. Позже сама поэтесса укоротила его до более емкого и удобного – Белла.

Поскольку родители девочки были очень занятыми людьми, ее воспитанием занималась родная бабушка. Она обучила Беллу чтению и грамоте, привила ей большую любовь к литературе, с детства читая ей нетленные произведения классиков.

Учеба мало привлекала девочку, за исключением уроков литературы. Для своего возраста она отличалась большой начитанностью и грамотностью. Уже в школьные годы Ахмадулина начала писать стихи, сформировав к 15 годам свой собственный неповторимый стиль.

Творчество

Родители негативно отнесли к решению дочери посвятить себя литературе, и настояли на том, чтобы она поступила на факультет журналистики в МГУ. Однако Белле не удалось достойно выдержать вступительные экзамены, и спустя год она осуществила свою давнишнюю мечту, став студенткой Литературного института.

В краткой биографии Ахмадулиной был досадный инцидент в студенческие годы. После известия о том, что Борис Пастернак стал лауреатом Нобелевской премии, в институте началась травля писателя, в которой Белла наотрез отказалась участвовать. Дерзкую студентку отчислили, но спустя время восстановили.

Безусловный поэтический талант девушки был отмечен такими выдающимися мэтрами литературы как Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский. С их легкой руки она стала появляться перед широкой публикой на творческих вечерах, где декламировала свои стихи, имевшие большой успех. Впрочем, было немало критиков творчества Ахмадулиной, которые упрекали молодую поэтессу в излишне пафосном слоге.

Личная жизнь

Первым супругом юной поэтессы стал поэт Евгений Евтушенко, с которым она прожила 3 года.

В 1959 году Белла Ахмадулина повторно связала себя узами брака с писателем Юрием Нагибиным. Однако и этот союз оказался недолговечным.

Последним супругом легендарной поэтессы стал сценограф и театральный художник Борис Мессерер. У Ахмдулиной было двое детей: приемная дочь Аня и родная дочь Лиза.

Смерть

Настоящим испытанием для пожилой поэтессы стали последние годы ее жизни: она почти полностью утратила зрение, и была вынуждена передвигаться наощупь. Скончалась она от сердечного приступа 29 ноября 2010 года.

Сокровенные слова этой песни принадлежат неповторимой поэтессе, её имя - Белла Ахмадулина - "наследница" Цветаевой и Ахматовой, одна из лучших русских поэтесс ХХ века. 10 апреля 2017 года исполнилось бы 80 лет со Дня рождения выдающейся поэтессы ХХ века – Беллы Ахмадулиной, советской и российской поэтессы, писательницы и переводчицы, крупнейшего лирика двадцатого века.

"Сокровище русской поэзии" - так назвал Иосиф Бродский. "Как дышит, так и пишет. Это редкое качество, оно говорит о подлинности горения", — так оценил её поэтическое дарование Б.Окуджава. Её творчество стало одним из самых ярких и значительных явлений в русской словесности второй половины прошлого столетия.

ВложениеРазмер
ahmadulina.docx 36.33 КБ

Предварительный просмотр:

2 слайд - Сокровенные слова этой песни принадлежат неповторимой поэтессе, её имя - Белла Ахмадулина - "наследница" Цветаевой и Ахматовой, одна из лучших русских поэтесс ХХ века.

10 апреля 2017 года исполнилось бы 80 лет со Дня рождения выдающейся поэтессы ХХ века – Беллы Ахмадулиной , советской и российской поэтессы, писательницы и переводчицы, крупнейшего лирика двадцатого века.

3 слайд - "Сокровище русской поэзии" - так назвал Иосиф Бродский. "Как дышит, так и пишет. Это редкое качество, оно говорит о подлинности горения", — так оценил её поэтическое дарование Б.Окуджава. Её творчество стало одним из самых ярких и значительных явлений в русской словесности второй половины прошлого столетия.
4 слайд- Хрупкая красавица с ярким голосом, послушать который в шестидесятые годы в Лужники или Политехнический музей приходили сотни людей.
5 слайд - 60-е годы прошлого столетия – особая веха в литературной истории страны.

Начало литературного пути Беллы Ахмадулиной пришлось на время, когда были живы и активно работали Б.Пастернак, А. Ахматова и В. Набоков - корифеи русской литературы XX века.

Именно Ахмадулиной выпала нелегкая миссия подхватить поэтическую эстафету из рук великих предшественников, восстановить, казалось бы, навечно распавшуюся связь времен, не дать прерваться цепочке славных традиций отечественной словесности.

7 слайд - Поэтесса Белла Ахмадулина вошла в русскую литературу на рубеже 1950-1960-х годов, когда возник массовый интерес к поэзии, причем не столько к печатному, сколько к озвученному поэтическому слову.

В ней было слияние благородства и совестливости, в том числе и по отношению к собственному творчеству.

Она была высочайшим мастером, писала настолько тонкие стихи, что они словно таяли, будто иней на ладошке.

20 слайд - Излюбленные мотивы раннего творчества Ахмадулиной – поэтизация исключительного, ненависть к пошлости, самоуверенной ординарности, мещанскому благополучию, духовной ограниченности. Со временем одной из главных тем становится тема творчества. У всех поэтов есть стихи о творчестве, для одних оно священнодействие, для других – восторг, для третьих – мука. Для Беллы Ахмадулиной творчество – это незаслуженная, на её взгляд, допущенность к тайне.

27 слайд - Но она отдала предпочтение Евтушенко.
Влюбленные часами бродили по Москве, взявшись за руки. Читали друг другу стихи, легко ссорились, легко мирились. Евтушенко вспоминал, что то и дело забегал вперед, чтобы заглянуть в ее "бахчисарайские глаза". Однажды написал ей стихи на тетрадном листе и повесил его на ветку дерева. Евгений Александрович тогда несерьезно относился к своим стихам: мог написать и забыть. Так однажды во время ссоры с Беллой родились строчки: "Со мною вот что происходит - ко мне мой старый друг не ходит, а ходят в праздной суете разнообразные не те…". Евгений Александрович совершенно забыл про это стихотворение и был несказанно удивлен, когда услышал песню на свои стихи в фильме Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!".
Белла посвятила мужу поэму "Сказка о дожде". Ахмадулина и Евтушенко были прекрасной парой – оба молодые, талантливые, оба любили красиво одеваться. Евтушенко первым в Москве начал носить модный нейлоновый костюм. Ахмадулина с юности одевалась нестандартно с точки зрения советских людей. Мама, работавшая переводчиком в советском посольстве в Соединенных Штатах, присылала Белле посылки с одеждой. К тому же у студентки была особая по тем временам роскошь – автомобиль. Это очень раздражало окружающих.
Две яркие индивидуальности, Евтушенко и Ахмадулина, к сожалению, не смогли долго существовать вместе. Их брак продлился всего три года. Евгений будет винить себя за то, что, опасаясь за свою и ее творческую свободу, уговорил жену прервать беременность. И в наказание Бог послал потерю любви. Через два месяца тоски и отчаяния Евтушенко попытался повернуть время вспять и примчался к Белле ночью, захватив с собой шампанское и ананас. Но дверь Белла не открыла. Что переживала она в тот момент, остается лишь догадываться.

32 слайд - Но судьба распорядилась иначе. В последние годы Белла Ахмадулина тяжело болела, она практически ничего не видела и передвигалась на ощупь.

Урок-лекция

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Урок-лекция "Тайна Беллы" ( жизнь и творчество Беллы Ахмадулиной ). Разработка будет полезна прежде всего ученикам 10-11 классов, студентам филологам. Мы попытались описать творчество Беллы Ахатовны через призму её жизни, проследить ее творческий и жизненный путь, попытались раскрыть ее личность. Какая она была - Белла Ахатовна Ахмадулина.

Читайте также: