Конспект урока законы ньютона 9 класс

Обновлено: 04.07.2024

Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении.

Технология: деловая игра.

Аудитория: 9 класс.

Тип урока: обобщающий урок.

Форма работы: групповая, фронтальная.

Развивающая задача: продолжить совершенствовать навыки решения задач, применять знания на практике.

Воспитывающая задача: развивать взаимоуважение, умение работать в команде, коммуникативные качества учащихся.

Оборудование:

- раздаточный материал: карточки с задачами и домашним заданием.

План урока:

1. Организационный этап…………………………………..2 мин.

4. Физическое дефиле.…………………………………….10 мин.

7. Экспериментариум……………………………………….5 мин.

8. Домашнее задание……………………………. 1 мин.

9. Рефлексия, подведение итогов…………………………..2 мин.

Ход урока:

1. Организационный этап.

Учащиеся разбиваются на 3 группы (команды) равные по силам.

Два учащихся – ассистенты, которые помогают учителю во время ведения игры.

Вопросы командам:

1. Сколько концов у четырех палок? (8 концов)

2. Сколько концов у пяти палок? (10 концов)

3. Сколько концов у пяти с половиной палок? (12 концов)

4. Сколько месяцев в году содержат 30 дней? (11 месяцев)

5. Единица измерения массы? (килограмм)

6. Прибор для измерения силы? (динамометр)

7. Всех на свете обшивает, а сама не надевает. (Иголка)

8. Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Пустой посуды)

9. Где край света? (Там где начинается тень)

10. Что практически невозможно найти в стоге сена? (Иголку)

11. Кто водится в тихом омуте? (Черти)

12. В этом Санкт-Петербургском учреждении звездное небо всегда безоблачно. (Планетарий)

1. Сколько ушей у трех старушек? (6 ушей)

2. Сколько ушей у пяти малышей? (10 ушей)

3. Сколько пальчиков у четырех мальчиков? (80)

4. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)

5. Единица измерения ускорения? (м/с2)

6. Прибор для измерения массы? (весы)

7. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного полотна)

8. Можно ли в решете воду принести? (Можно, если она замерзнет)

9. Он охотно пыль вдыхает, не болеет, не чихает. (Пылесос)

10. Чем вышибают клин? (Клином)

11. Какие животные ночью серы? (Кошки)

12. Планета, по которой путешествовал Незнайка? (Луна)

1. Сколько носов у двух псов? (2 носа)

2. Сколько хвостов у семи котов? (7 хвостов)

3. Сколько ручек у пяти подружек? (10 ручек)

4. В каком году люди едят больше обыкновенного? (В високосном году)

5. Единица измерения силы? (ньютон)

6. Прибор для измерения скорости? (спидометр)

7. Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. (Щука)

8. Как можно поместить два литра молока в литровую банку? (Надо из молока сварить сгущенку)

9. Без чего человеку жить нельзя? (Без имени)

10. На что не нужно разевать рот? (На чужой каравай)

11. Кого можно взять за рога? (Быка)

Вопросы викторины:

1. В каком году и в какой стране родился Исаак Ньютон?

(25 декабря 1642 года — 20 марта 1727 года по юлианскому календарю, действовавшему в Англии до 1752 года; или 4 января 1643 года — 31 марта 1727 года по григорианскому календарю, страна Англия);

2. В честь какого человека был назван Исаак Ньютон?

(Назван Исааком в честь покойного отца, который не дожил до его рождения);

3. В каком университете (колледже) учился Исаак Ньютон?

4. Какие ученые были научной опорой и вдохновителями Исаака Ньютона?

(Научной опорой и вдохновителями творчества Ньютона в наибольшей степени были физики: Галилей, Декарт и Кеплер. Ньютон завершил их труды, объединив в универсальную систему мира. Меньшее, но существенное влияние оказали другие математики и физики: Евклид, Ферма, Гюйгенс, Валлис и его непосредственный учитель Барроу);

5. Какие обстоятельства заставили Ньютона покинуть университет?

(В канун Рождества 1664 года на лондонских домах стали появляться красные кресты — первые метки Великой эпидемии чумы. К лету смертоносная эпидемия значительно расширилась. 8 августа 1665 года занятия в Тринити-колледже были прекращены и персонал распущен до окончания эпидемии. Ньютон уехал домой в Вулсторп, захватив с собой основные книги, тетради и инструменты);

7. Какие работы Исаака Ньютона и в каких областях науки Вы знаете?

8. Когда умер Исаак Ньютон и где он похоронен?

(В 1725 году здоровье Ньютона начало заметно ухудшаться, и он переселился в Кенсингтон неподалёку от Лондона, где и скончался ночью, во сне, 20 (31) марта 1727 года. Похоронен в Вестминстерском аббатстве);

9. Какое значение имеют знаменитые законы Ньютона?

(Законы Ньютона позволяют объяснить закономерности движения планет, их естественных спутников. Они позволяют предвидеть траектории космических кораблей и их координаты в любой момент времени. В земных условиях эти законы позволяют объяснить течение воды, движение автомобилей, кораблей, самолетов и других транспортных средств)

4. Физическое дефиле.

Учащиеся каждой команды по очереди демонстрируют домашнее задание - представление законов Ньютона. Выбор представляемого закона (первого, второго или третьего закона Ньютона) проводится жеребьевкой. Максимальный балл за представление – 5 баллов. Оценку выставляют ассистенты. Команде выставляется среднеарифметическое значение.

5. Физкультминутка.

Ассистенты проводят ряд упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, зрения и дыхательные упражнения.

Каждой команде выдаются три задачи. Все участники команды их решают, но команда в праве сама решить, кто какую задачу будет решать. Первый выполнивший одну из задач представляет ее на доске и получает баллы. Максимальный балл за каждую решенную задачу – 2 балла. Эти очки идут и в командный зачет.

Определить равнодействующую силу : а) построить ее на чертеже; б) вычислить ее модуль, если F1 = 2 H.

Смотри рисунок 1.


По горизонтальной поверхности перемещается груз массой 3 кг с ускорением 0,3 м/с 2 . Под действием какой горизонтальной силы перемещается груз, если сила трения скольжения равна 2 Н? Какой величины силы достаточно, чтобы груз стал двигаться равномерно? ( F1 = ma + Fтр., F1 = 2,9 Н, F2 = Fтр. = 2 Н)

Тело массой 2 кг движется под действием некоторой силы. Закон изменения скорости тела имеет вид: . Какова сила, действующая на тело? (F = ma, , a = 0,2 м/с 2 , F = 0,4 H)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе предложенного урока учитель сможет сформировать у учащихся умение распознавать механические явления и объяснять их, а также развивать логическое мышление, сформирует умение обобщать и делать выводы, используя новую информацию и имеющийся жизненный опыт, рефлексировать.

Цель урока: развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли,

отрабатывать умение делать выводы и обобщения.

Задачи урока:

- сформировать у учащихся умение распознавать механические явления и объяснять их.

- развивать логическое мышление, умение обобщать и делать выводы, используя новую информацию и имеющийся жизненный опыт, а также умение рефлексировать;

-развивать навыки практической работы.

- расширить представления о взаимосвязи объектов окружающего мира;

Методы обучения: проблемный, словесный, наглядный.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Целеполагание:

Сегодня мы продолжим с Вами открывать законы динамики, попробуем доказать самим себе, что и нам под силу то, что сделал Ньютон. Но прежде вспомним, что уже сделано.

3. Актуализация опорных знаний:

Фронтальная беседа по вопросам.

1) Почему, споткнувшийся о камень человек, падает вперед, а поскользнувшийся – назад?

(Это явление можно определить на основе первого закона Ньютона. Споткнувшись, ноги замедляют свое движение, тогда как тело сохраняет прежнюю скорость. Поскользнувшись, наоборот, ноги увеличивают скорость движения, а тело по-прежнему сохраняет свою скорость.)

2) Парашютист падает с постоянной по модулю скоростью. Чему равен модуль силы сопротивления воздуху при этом движении?

(Согласно первому закону Ньютона при равномерном движении силы, действующие на тело, уравновешивают друг друга. На парашютиста действуют сила тяжести и сила сопротивления воздуха, т. о. сила сопротивления равна силе тяжести.)

3) Отчего при сплаве леса бревна часто выносит на берег на поворотах реки?

4) Векторная сумма всех сил, действующих на самолет, равна нулю. Какова траектория движения самолета в инерциальной системе отсчета?

5) Какие тела могли бы считаться ИСО для мяча из предыдущего задания и почему? Приведите примеры таких тел.

(Все те, что находятся в состоянии покоя или движутся прямолинейно и равномерно.)

4. Усвоение новых знаний:

Итак, в чем суть первого закона ньютона? (из уст детей звучит формулировка закона)


Т. е., если F = 0, то v̄ = const, а̄ = 0.


А если F ≠ 0, то v̄ ≠ const. Как в таком случае будет вести себя тело? (двигаться неравномерно и криволинейно)

У тела будет изменяться скорость, т.е. появится ускорение. Отчего же зависит величина ускорения?

Проведем следующие эксперименты:

1) к разным по массе тележкам приложим одинаковую силу. Мы обнаружим, что тележка с меньшей массой пройдет большее расстояние до остановки, а тележка с большей массой напротив – меньшее. Вывод: чем больше масса, тем меньше ускорение;


2) на шары равной массы подействуем пружинами разной жесткости, т.е. приложим к нему разные силы: чем больше сила, тем больше ускорение


Из проведенных опытов можно сделать вывод, что а̄ = F/m

Сформулируем второй закон Ньютона: если равнодействующая сил, приложенных к телу не равна нулю, то у тела появляется ускорение, величина которого прямо пропорциональна равнодействующей и обратно пропорциональна массе тела.

5. Проверка понимания материала:

1) если силу, действующую на тело увеличить в 3 раза, как изменится при этом ускорение? (увеличится в 3 раза);

2) как изменилась сила, приложенная к телу, если ускорение тела уменьшилось в 4 раза? (уменьшилась в 4 раза);

3) как изменится ускорение тела, если масса тела и сила, приложенная к нему, увеличатся в 2 раза? (не изменится);

4) если равнодействующая всех сил не изменится, а масса тела уменьшится в 2 раза, как изменится при этом ускорение? (увеличится в 2 раза).

6. Закрепление материала:

1) Какие величины могут повлиять на изменение ускорения тела? (сила и масса).

2) Как зависит ускорение от массы и силы? (прямая и обратная пропорциональная зависимости соответственно).

3) Когда у тел появляется ускорение? (если равнодействующая всех сил отлична от нуля).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательная :сформировать представления о законах Ньютона, помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.

Развивающая: создать условия для развития исследовательских и творческих навыков; установить причинно-следственные связи между ускорением и равнодействующей сил, а также массой тела.

Воспитательная : способствовать пониманию развития, познания мира, взаимосвязи процессов, понятий и явлений через описание реальных ситуаций;

способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения.

Оборудование: иллюстрации, приборы для демонстраций (тележка, песок, два шарика разных масс), экран, проектор, слайды.

Тип урока : комбинированный.

"Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше".

И. Ньютон

1. Вводное слово учителя

Учитель: Как вы понимаете смысл данных слов, что хотел ими сказать учёный?

И.Ньютон был признан при жизни, его авторитет был непререкаем. Однако это было не всегда так.Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика - отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с лёгкостью затмил своего соперника. Разбуженного джина познания нельзя снова спрятать в тёмную заплесневелую бутылку. С того счастливого для науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого учёного.

2.Актуализация опорных знаний.

Относительность движения. Инерциальные системы отсчета.

Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? Можно ли однозначно ответить на вопрос : движется ли тело или находится в покое? Приведите примеры, когда тело одновременно может двигаться и находиться в покое в зависимости от тела отсчета.

3.Первичное усвоение материала .

Объяснение учителя с использованием экрана, слайдов, демонстраций и иллюстраций.

Первый закон Ньютона . Если на тело не действуют силы или их действие скомпенсировано, то данное тело находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения.

Свойство тел сохранять свою скорость при отсутствии действия на него других тел называется инерцией. Масса тела – количественная мера его инертности. В СИ она измеряется в килограммах.

Системы отсчета, в которых выполняется первый закон Ньютона, называются инерциальными. Системы отсчета, движущиеся относительно инерциальных с ускорением, называются неинерциальными.

Сила – количественная мера взаимодействия тел. Сила – векторная величина и измеряется в ньютонах (Н). Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил, называется равнодействующей этих сил.

hello_html_4ce62641.jpg

Второй закон Ньютона . Ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе:

hello_html_457e52e3.jpg

Если два тела взаимодействуют друг с другом, то ускорения этих тел обратно пропорциональны их массам.

Третий Закон Ньютона .При любом взаимодействии двух тел возникают силы, действующие на оба тела. Опыт показывает, что силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению:

hello_html_419437.jpg

Эта формула выражает третий закон Ньютона. Следует помнить, что силы и приложены к разным телам и поэтому не могут уравновешивать друг друга.

4. Применение, эксперимент

Давайте вспомним ее. Читаем басню вслух.

Скажите, ребята, на воз действуют силы? Можно найти для этих сил равнодействующую? Но сила - это причина ускорения. Значит, воз должен двигаться. Но Крылов утверждает "Воз и ныне там", т.е. он покоится.

Как быть? Кто не прав: Крылов или Ньютон, или есть какое-либо другое объяснение.

Ученики: Высказывают свои мнения. Равнодействующая всех сил в этом случае равна нулю.

Если F=0, значит a = 0, а значит, тело покоится, либо движется равномерно и прямолинейно (1 закон Ньютона)

5. Домашнее задание

§11 учебника , упр. 11 (2,4)

Ответить на вопросы в конце параграфа.

6. Подведение итогов урока

Ребята, что мы сегодня узнали нового? Пригодятся ли вам эти знания в жизни? Выставление оценок за участие на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый урок физики проводится в 9 классе. Обобщающий урок проводится после изучения основных законов динамики - законов Ньютона. Данный урок совпадает с окончанием первой четверти. Указанная тема изучается в курсе физики при использовании УМК под редакцией Пёрышкина А.В.

Тема урока: Законы Ньютона.

Цели урока:

Тип урока: Обобщение и систематизации знаний.

Форма проведения: Игра-путешествие.

Подготовка к уроку: Класс получает задание - подготовить презентации законов Ньютона. Ученики изучают литературу по истории жизни и деятельности Ньютона, приносят книги на урок.

Эпиграфы:

«Не знаю, чем я могу казаться миру,

но самому себе я кажусь мальчиком,

играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек,

Исаак Ньютон (1643-1727 гг.)

Ход урока:

1. Организационный этап.

Вступительное слово учителя.

Ребята! Я рада вас приветствовать на нашем авто и приглашаю совершить увлекательное путешествие по стране Динамики.

Учитель зачитывает и поясняет слова эпиграфа, отмечает, что, по мне­нию Ньютона, свои законы он открыл играючи, просто более внимательно отнёсся к окружающему миру, полному неизведанного.

Поэтому и урок, посвященный законам Ньютона, проводится в виде игры, которая позволит проявиться всем способностям учащихся, расширит их кругозор, научит видеть изученные на уроках закономерности в природе, поможет объяснить многие механические явления.

2. Этап актуализации опорных знаний.

Ребята получают красиво оформленные карточки-билеты.

Выполняем задание б).

Билеты с заданиями:

1. а) Почему стоящему в движущейся лодке человеку трудно сохранить прежнее положение, если лодка внезапно останав­ливается?

б) Определите массу футбольного мяча, если после удара он приобрел ускорение 500 м/с2, а сила удара равна 420 Н.

в) Почему автомобилю трудно тронуться с места на обледе­нелой улице?

2. а) Как объяснить опускание столбика ртути при встряхива­нии медицинского термометра?

б) С каким ускорением двигался при разбеге реактивный са­молет массой 60 т, если сила тяги двигателей 90 кН?

в) Что произойдет с космонавтом при свободном полете космического корабля, если он выпустит (без толчка) из рук массивный предмет?

3. а) Может ли автомобиль двигаться равномерно по горизон­тальному шоссе с выключенным двигателем?

б) Мяч массой 0,5 кг после удара, длящегося 0,02 с, приобре­тает скорость 10 м/с. Найти среднюю силу удара.

в) О ветровое стекло движущегося автомобиля ударился ко­мар. Сравнить силы, действующие на комара и автомобиль во время удара.

4. а) На столе лежит брусок. Какие силы действуют на него? Почему брусок покоится? Изобразите силы графически.

б) Определите силу, под действием которой тело массой 500 г движется с ускорением 2 м/с2.

в) Лежащая на столе книга давит вниз с некоторой силой. Стол действует на книгу с такой же силой вверх. Можно ли найти равнодействующую этих сил.

5. а) Шарик висит на нити. Какие силы действуют на шарик? Почему он покоится? Изобразите силы графически.

б) Сила 60 Н сообщает телу ускорение 0,8 м/с2. Какая сила сообщит этому телу ускорение 2 м/с2?

в) Что можно сказать о величине сил, возникающих при взаимодействии двух тел? Обоснуйте свой ответ.

6. а) Парашютист спускается, двигаясь равномерно и прямоли­нейно. Объяснить действие каких сил компенсируются. Сде­лайте чертеж.

б) Тело массой 4 кг под действием некоторой силы приобре­ло ускорение 2 м/с2. Какое ускорение приобретет тело мас­сой 10 кг под действием такой же силы?

в) Барон Мюнхаузен утверждал, что вытащил сам себя из бо­лота за волосы. Обосновать невозможность этого.

Ответы: №1 - 0,84 кг; №2 - 1,5 м/с2 ; №3 - 250 Н; №4 - 1 Н; №5 - 150 Н.

3. Этап защиты проектных работ.

Во время нашего путешествия нас будут сопровождать экскурсоводы.

Пожалуйста, Вам слово.

4. Этап практической работы.

Экспериментаторы команды получают экспериментальные задания и приступают к их выполнению. Через несколько минут они должны представить классу сам опыт и анализ его результатов.

V. Этап - Физкультминутка.

Вы – пассажиры автобуса и должны показать, как меняется положение тела пассажира относительно сиденья кресла, т.е. относительно Земли в разных ситуациях.

Автобус плавно отъезжает от остановки.

Автобус резко тормозит.

Поворот влево на большой скорости.

Поворот вправо на большой скорости.

Автобус плавно отъезжает от остановки.

Автобус резко тормозит.

Поворот влево на большой скорости.

Поворот вправо на большой скорости.

Автобус движется равномерно и прямолинейно.

VI. Этап контроля и самоконтроля.

Тесты с самопроверкой - 4 задания

1. Автомобиль движется с постоянной скоростью. Выберите правильное утверждение.

–А. Ускорение автомобиля постоянно и отлично от нуля.

+Б. Равнодействующая всех приложенных к автомобилю сил равна нулю.

–В. На автомобиль действует только сила тяжести.

–Г. На автомобиль действует только сила реакции опоры.

2. Как движется тело массой 0,5 кг под действием силы 2 Н? Выберите правильный ответ.

–А. С постоянной скоростью 0,25 м/с.

–Б. С постоянной скоростью 4 м/с.

+В. С ускорением 4 м/с2.

–Г. С ускорением 0,25 м/с2.

3. Как стала бы двигаться Луна, если бы в один момент прекратилось действие на нее силы тяготения со стороны Земли и других космических тел? Выберите правильный ответ.

+А. Равномерно и прямолинейно по касательной к первоначальной траектории движения.

–Б. Прямолинейно по направлению к Земле.

–В. Удаляясь от Земли вдоль прямой, направленной от центра Земли.

–Г. Удаляясь от Земли по спирали.

4. Тело движется по окружности с постоянной скоростью. Отметьте, какие из приведенных четырех утверждений правильные, а какие — неправильные.

–А. Ускорение тела равно нулю.

–Б. Равнодействующая всех приложенных к телу сил равна нулю.

–В. Равнодействующая всех приложенных к телу сил постоянна по направлению.

+Г. Равнодействующая всех приложенных к телу сил постоянна по модулю.

1. Самолет летит по горизонтали прямолинейно. Скорость самолета увеличивается прямо пропорционально времени. Выберите правильное утверждение.

–А. Самолет движется равномерно и прямолинейно.

+Б. Равнодействующая всех приложенных к самолету сил отлична от нуля.

–В. Ускорение самолета равно нулю.

–Г. Равнодействующая всех приложенных к самолету сил увеличивается со временем.

2. Тело массой 2 кг движется с ускорением 0,5 м/с2. Выберите правильное утверждение.

–А. Равнодействующая всех приложенных к телу сил равна 4 Н.

–Б. Скорость тела увеличивается прямо пропорционально квадрату времени.

+В. Равнодействующая всех приложенных к телу сил равна 1 Н.

–Г. Равнодействующая всех приложенных к телу сил равна нулю.

3. На рисунках изображены некоторые из сил, действующих на тело и опору. Выберите правильное утверждение.

–А. Сила — сила тяжести.

+Б. Сила — сила реакции опоры.

–В. Сила — вес тела.

–Г. Вес тела — это сила, действующая на это тело.

4. Два мальчика перетягивают канат, который выдерживает нагрузку в 150 Н. Отметьте, какие из приведенных четырех утверждений правильные, а какие — неправильные.

–А. Если каждый из мальчиков приложит силу, равную 100 Н, канат разорвется.

+Б. Если каждый из мальчиков приложит силу, равную 120 Н, канат выдержит нагрузку.

–В. Если каждый из мальчиков приложит силу, равную 50 Н, равно­действующая сил, действующих на канат, будет равна 100 Н.

+Г. Если каждый из мальчиков приложит силу, равную 50 Н, равнодействующая сил, действующих на канат, будет равна нулю.

Вариант 1 Вариант 2

VII. Этап закрепления.

Нас остановил контролёр.

Отвечаем ему на вопросы а) и в) своих билетов.

VIII. Этап решения задач.

В этом конкурсе участвуют все учащиеся класса, работая в своих рабо­чих тетрадях. Командам предлагаются для решения задачи из упражнения 11 и 12 учебника 9 класса/

IX. Подведение итогов урока.

Наше путешествие подошло к концу.

X. Этап информации о домашнем задании.

XI. Этап рефлексии.

Большое спасибо за приятное путешествие, хочу надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых знаний.

Великий океан по-прежнему расстилается перед вами и не исследован до конца.

Оцените свою работу на уроке выбором цветного квадрата:

Векленко Светлана Ильинична

Приложение №5

Предлагаемый урок физики проводится в 9 классе. Обобщающий урок проводится после изучения основных законов динамики - законов Ньютона. Данный урок совпадает с окончанием первой четверти. Указанная тема изучается в курсе физики при использовании УМК под редакцией Пёрышкина А.В.

Тема урока: Законы Ньютона.

содействовать развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать связь между элементами содержания ранее изученного материала на уроках физики;

воспитывать коллективизм, ответственность, умение работать в группе, прививать любовь к физике.

Тип урока: Обобщение и систематизации знаний.

Форма проведения: Игра-путешествие.

Подготовка к уроку: Класс получает задание - подготовить презентации законов Ньютона. Ученики изучают литературу по истории жизни и деятельности Ньютона, приносят книги на урок.

«Не знаю, чем я могу казаться миру,

но самому себе я кажусь мальчиком,

играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек,

Исаак Ньютон (1643-1727 гг.)

1. Организационный этап.

Вступительное слово учителя.

Ребята! Я рада вас приветствовать на нашем авто и приглашаю совершить увлекательное путешествие по стране Динамики.

Учитель зачитывает и поясняет слова эпиграфа, отмечает, что, по мне­нию Ньютона, свои законы он открыл играючи, просто более внимательно отнёсся к окружающему миру, полному неизведанного.

Поэтому и урок, посвященный законам Ньютона, проводится в виде игры, которая позволит проявиться всем способностям учащихся, расширит их кругозор, научит видеть изученные на уроках закономерности в природе, поможет объяснить многие механические явления.

2. Этап актуализации опорных знаний.

Ребята получают красиво оформленные карточки-билеты.

Выполняем задание б).

Билеты с заданиями:

1. а) Почему стоящему в движущейся лодке человеку трудно сохранить прежнее положение, если лодка внезапно останав­ливается?

б) Определите массу футбольного мяча, если после удара он приобрел ускорение 500 м/с2, а сила удара равна 420 Н.

в) Почему автомобилю трудно тронуться с места на обледе­нелой улице?

2. а) Как объяснить опускание столбика ртути при встряхива­нии медицинского термометра?

б) С каким ускорением двигался при разбеге реактивный са­молет массой 60 т, если сила тяги двигателей 90 кН?

в) Что произойдет с космонавтом при свободном полете космического корабля, если он выпустит (без толчка) из рук массивный предмет?

3. а) Может ли автомобиль двигаться равномерно по горизон­тальному шоссе с выключенным двигателем?

б) Мяч массой 0,5 кг после удара, длящегося 0,02 с, приобре­тает скорость 10 м/с. Найти среднюю силу удара.

в) О ветровое стекло движущегося автомобиля ударился ко­мар. Сравнить силы, действующие на комара и автомобиль во время удара.

4. а) На столе лежит брусок. Какие силы действуют на него? Почему брусок покоится? Изобразите силы графически.

б) Определите силу, под действием которой тело массой 500 г движется с ускорением 2 м/с2.

в) Лежащая на столе книга давит вниз с некоторой силой. Стол действует на книгу с такой же силой вверх. Можно ли найти равнодействующую этих сил.

5. а) Шарик висит на нити. Какие силы действуют на шарик? Почему он покоится? Изобразите силы графически.

б) Сила 60 Н сообщает телу ускорение 0,8 м/с2. Какая сила сообщит этому телу ускорение 2 м/с2?

в) Что можно сказать о величине сил, возникающих при взаимодействии двух тел? Обоснуйте свой ответ.

6. а) Парашютист спускается, двигаясь равномерно и прямоли­нейно. Объяснить действие каких сил компенсируются. Сде­лайте чертеж.

б) Тело массой 4 кг под действием некоторой силы приобре­ло ускорение 2 м/с2. Какое ускорение приобретет тело мас­сой 10 кг под действием такой же силы?

в) Барон Мюнхаузен утверждал, что вытащил сам себя из бо­лота за волосы. Обосновать невозможность этого.

Ответы: №1 - 0,84 кг; №2 - 1,5 м/с2 ; №3 - 250 Н; №4 - 1 Н; №5 - 150 Н.

3. Этап защиты проектных работ.

Во время нашего путешествия нас будут сопровождать экскурсоводы.

Пожалуйста, Вам слово.

4. Этап практической работы.

Экспериментаторы команды получают экспериментальные задания и приступают к их выполнению. Через несколько минут они должны представить классу сам опыт и анализ его результатов.

V. Этап - Физкультминутка.

Вы – пассажиры автобуса и должны показать, как меняется положение тела пассажира относительно сиденья кресла, т.е. относительно Земли в разных ситуациях.

Автобус плавно отъезжает от остановки.

Автобус резко тормозит.

Поворот влево на большой скорости.

Поворот вправо на большой скорости.

Автобус плавно отъезжает от остановки.

Автобус резко тормозит.

Поворот влево на большой скорости.

Поворот вправо на большой скорости.

Автобус движется равномерно и прямолинейно.

VI. Этап контроля и самоконтроля.

Тесты с самопроверкой - 4 задания

1. Автомобиль движется с постоянной скоростью. Выберите правильное утверждение.

–А. Ускорение автомобиля постоянно и отлично от нуля.

+Б. Равнодействующая всех приложенных к автомобилю сил равна нулю.

–В. На автомобиль действует только сила тяжести.

–Г. На автомобиль действует только сила реакции опоры.

2. Как движется тело массой 0,5 кг под действием силы 2 Н? Выберите правильный ответ.

–А. С постоянной скоростью 0,25 м/с.

–Б. С постоянной скоростью 4 м/с.

+В. С ускорением 4 м/с 2 .

–Г. С ускорением 0,25 м/с 2 .

3. Как стала бы двигаться Луна, если бы в один момент прекратилось действие на нее силы тяготения со стороны Земли и других космических тел? Выберите правильный ответ.

+А. Равномерно и прямолинейно по касательной к первоначальной траектории движения.

–Б. Прямолинейно по направлению к Земле.

–В. Удаляясь от Земли вдоль прямой, направленной от центра Земли.

–Г. Удаляясь от Земли по спирали.

4. Тело движется по окружности с постоянной скоростью. Отметьте, какие из приведенных четырех утверждений правильные, а какие — неправильные.

–А. Ускорение тела равно нулю.

–Б. Равнодействующая всех приложенных к телу сил равна нулю.

–В. Равнодействующая всех приложенных к телу сил постоянна по направлению.

+Г. Равнодействующая всех приложенных к телу сил постоянна по модулю.

1. Самолет летит по горизонтали прямолинейно. Скорость самолета увеличивается прямо пропорционально времени. Выберите правильное утверждение.

–А. Самолет движется равномерно и прямолинейно.

+Б. Равнодействующая всех приложенных к самолету сил отлична от нуля.

–В. Ускорение самолета равно нулю.

–Г. Равнодействующая всех приложенных к самолету сил увеличивается со временем.

2. Тело массой 2 кг движется с ускорением 0,5 м/с 2 . Выберите правильное утверждение.

–А. Равнодействующая всех приложенных к телу сил равна 4 Н.

–Б. Скорость тела увеличивается прямо пропорционально квадрату времени.

+В. Равнодействующая всех приложенных к телу сил равна 1 Н.

–Г. Равнодействующая всех приложенных к телу сил равна нулю.

3. На рисунках изображены некоторые из сил, действующих на тело и опору. Выберите правильное утверждение.



–А. Сила — сила тяжести.


+Б. Сила — сила реакции опоры.


–В. Сила — вес тела.

–Г. Вес тела — это сила, действующая на это тело.

4. Два мальчика перетягивают канат, который выдерживает нагрузку в 150 Н. Отметьте, какие из приведенных четырех утверждений правильные, а какие — неправильные.

–А. Если каждый из мальчиков приложит силу, равную 100 Н, канат разорвется.

+Б. Если каждый из мальчиков приложит силу, равную 120 Н, канат выдержит нагрузку.

–В. Если каждый из мальчиков приложит силу, равную 50 Н, равно­действующая сил, действующих на канат, будет равна 100 Н.

+Г. Если каждый из мальчиков приложит силу, равную 50 Н, равнодействующая сил, действующих на канат, будет равна нулю.

Вариант 1 Вариант 2

VII. Этап закрепления.

Нас остановил контролёр.

Отвечаем ему на вопросы а) и в) своих билетов.

VIII. Этап решения задач.

В этом конкурсе участвуют все учащиеся класса, работая в своих рабо­чих тетрадях. Командам предлагаются для решения задачи из упражнения 11 и 12 учебника 9 класса/

IX. Подведение итогов урока.

Наше путешествие подошло к концу.

X. Этап информации о домашнем задании.

XI. Этап рефлексии.

Большое спасибо за приятное путешествие, хочу надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых знаний.

Великий океан по-прежнему расстилается перед вами и не исследован до конца.

Оцените свою работу на уроке выбором цветного квадрата:

Читайте также: