Имя существительное и его роль в речи 3 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.

Учебник Русский язык. Учеб. для 3 кл. в 2 ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2013.

Тип урока : урок-повторение

Цели : актуализировать представление об имени существительном как части речи, систематизировать знания о грамматических признаках, закреплять умения выделять существительные среди других частей речи; расширять запас словарных слов; формировать умение конструировать устные высказывания; развивать воображение; воспитывать осознание языка как средства общения.

1.Организационный момент . Настрой учащихся на успешную работу. Пожелание успеха.

2. Словарная работа.

На доске слова с пропущенными безударными гласными в корне:

С.бака, за.яц, к.рова, л.сица, ж.лтый

Дети показывают сигнальными карточками пропущенную букву.

- Ребята, какие орфограммы встретились вам в словах?

- Кто из вас не сделал ни одной ошибки? 1-2 ошибки?

- Посмотрите внимательно, все ли слова здесь существительные? Какое слово лишнее? Почему?

На доске появляется схема. Существительное Прилагательное

( в процессе работы учитель дополняет схему)

кто? что? предмет какой? признак предмета

↙ ↘ (в широком смысле) какая?

одушев- неодушев - какое?

ленные ленные какие?

-Как вы думаете, каких частей речи в русском языке больше всего? Правильно, именно существительные составляют самую большую группу.

- Вы догадались, какая тема нашего урока?

(Тема урока появляется на доске )

- Это новая для вас тема или вы уже о ней что-то знаете? ( с этой частью речи мы уже знакомы)

- А какие еще части речи вы знаете? ( имя прилагательное, глагол, предлог, местоимение)

- Сегодня на уроке мы будем повторять и закреплять все то, что уже знаем об имени существительном из второго класса.

4.Работа по теме урока.

Работа с учебником.

Упражнение 8 стр.8

-Какую картину вы представили, читая это стихотворение?

-Найдите в тексте имена существительные. По каким признакам вы их определили? Какую роль они выполняют в стихотворении?

-Спишите стихотворение. Подчеркните имена существительные.

Чтение правила (стр.8)

- Что такое имя существительное?

-Что обозначают имена существительные?

На доске запись:

(учащиеся приводят примеры)

Физкультминутка

5. Закрепление изученного материала.

а) Упражнение 9 стр.9 (устно)

-Прочитайте слова. Какой частью речи они являются? Докажите.

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что?

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто?

б) Словарная работа

Летит птица-небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит. (самолет)

Работа над лексическим значение слова (это вид транспорта)

в) Задание по группам .

Учащиеся делятся на группы. Группам раздаются карточки. Примерное содержание карточки:

1. Гроза, метель, стул , холод, ветер (явления природы)

2. Любовь, гром, радость, огорчение, счастье (чувства человека)

3. Праздник, парад, свадьба , юбилей, сирень (события)

- Среди данных слов на карточке найти лишнее, объяснить, почему.

-Допишите еще 2-3 своих слова. С любым словом составьте предложение.

Представитель от команды рассказывает о выполненном задании. (алгоритм работы в группах перед работой повторяется)

6. Рефлексия

Сегодня на уроке мы повторяли имя существительное.

Учащиеся вспоминают правило, приводят примеры.

-Оцените свою работу на уроке.

7. Домашнее задание

Правило на стр.8 Упражнение 9 письменно.

Придумайте свои примеры одушевленных и неодушевленных существительных, запишите их.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 739 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 06.11.2016 5892
  • DOCX 19.6 кбайт
  • 258 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Матина Анна Всеволодовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Тема: Имя существительное и его роль в речи.

Цель: Уточнить представление об обобщённом лексическом значении имён существительных, продолжить обучение в распознавании имён существительных по обобщённому лексическому значению и по вопросам.

Познакомить с обобщённом лексическом значении имён существительных.

Познакомить с признаками имени существительного.

Развивать орфографическую зоркость.

Формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.

Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Расширять словарный запас.

Воспитывать понимание важности изучения русского языка.

Воспитывать любовь, уважение к русскому языку.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

Улыбнитесь друг другу и гостям.

2. Формирование темы и цели урока.

Что за праздник у ворот?

Песни, игры, хоровод,

Сказка, чудеса и вот

-К какой группе частей речи относятся подчёркнутые слова?

-Как вы это определили?

-Тема урока… (Имя существительное и его роль в речи.)

Имя существительное на урок приглашаем, то что о нём знаем повторяем, и кое-что новое узнаем.

- А для чего нужно повторение? (Чтобы не забыть, чтобы грамотно писать, что-то новое узнать)

- А самое главное нам эти знания нужны для того, чтобы продолжить большую тему, где нас ждут новые открытия.

Будем свои знания представлять,

Новое правило изучать,

Работать и играть,

Новогоднюю ёлочку украшать

И как обычно оценочные листы заполнять.

- Тетради открываем дату помещаем, работу начинаем.

3. Каллиграфическая минутка.

Праздник (запись на доске)

-Внимательно посмотрите, слово найдите.

Что вы о нём можете сказать? (сущ., неодуш., ед. ч., 2 слога, в слове 8 б., 7 зв., д - непроизн.)

-Можно ли проверить это слово?

(Массаж пальчиков)

4. Орфографическая работа

-Ручки взяли слова в 2 столбика записали

- Тетрадями поменяемся с орфограммами справляемся.

- Про оценочный лист не забываем плюсики проставляем.

-Что можете сказать о всех словах?

- Почему слова записаны в 2 столбика?

- А чтобы точнее про имена существительные сказать надо правило прочитать.

Учебники открываем правило читаем.

(Аудио запись)

- Уточним по правилу смысл слов 1 столбика (явления природы)

2 столбика (конкретные предметы)

Как и положено в Новый год ёлочку украшаем, гирляндами по теме урока её наряжаем.

(Вырезанную из ватмана ёлочку вешаем на доску, на ёлочке звезда на ней написано - Имя существительное)

а) Ребята, продолжите:

(Ответы записаны на рисованных гирляндах, которые вешаются на ёлку)

- Имя существительное – это… (часть речи)

- Которая отвечает… (Кто? Что)

- Обозначает (предмет)

б) Ёлочку продолжаем украшать

Так как научимся имя существительное по смыслу распределять.

В правило внимательно смотрите

Группу слов мне подскажите.

(ответы записаны на шарах, которые вешаются на ёлку - растения, дни недели, названия месяцев, стороны горизонта, свойства, качества, конкретные предметы, географические названия)

6. Работа с интер. доской

Слайд (Олени)

- С северными оленями поиграйте,

Имя существительное по смыслу распределяйте.

7. Групповую работу начинаем,

Работу по заданию выполняем. (Работаем со словарём)

- На места идите, работу свою оцените.

- Имена существительные обозначают предметы в широком смысле, но каждое имя существительное имеет своё определённое значение.

- Какие группы имён существительных мы теперь можем добавить?

(добавляем ещё 3 шара- живые существа, явления природы, события)

8. Работа по учебнику

Учебники к себе придвигаем,

Предлагаю, тем кто желает задание учебника выполнять,

А другим только имёна существительные записать.

Дополнительное задание: по картине, записать имёна существительные. (карточки)

- На какой вопрос отвечают имёна существительные? (Что)

- Кто знает как называются такие имёна существительные? (неодушевлённые)

- А кто работал по карточкам назовите слова.

- На какой вопрос они отвечают? (Кто)

Кто знает как называются такие имёна существительные? (одушевлённые)

-Кто задания верно выполнил ставит себе +

9. Работа по картине.

-Полюбуйтесь красотой зимней природы и выразите свои чувства в предложении. (Дети зачитывают свои предложения)

- Чьё предложение понравилось (Одно предложение записывают)

Какой частью речи оно является?

Запомните, ребята, обычно подлежащее это имя существительное или местоимение (повесить шары-ответы)

-А теперь посмотрим на нашу ёлочку и подведём итог

Чему мы сегодня научились и что вспомнили.

- Я поняла, что вы многое повторили,

Много узнали и интересно поработали.

Соответственно набранным баллам поставьте себе отметку.

-Какой же праздник без подарков?

(Учитель достаёт 3 пакета с новогодними шарами, разных цветов и предлагает детям выбрать шар определённого цвета, который соответствует данной отметке)

Шарики новогодние от меня, соответственно отметки по цвету возьмите.

12. Домашнее задание ( по выбору: в 2 конвертах, в конверте с красным шаром задание сложнее)

-А сейчас к гостям повернитесь,

Настроением своим поделитесь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: закрепить полученные умения и навыки, совершенствовать навыки письма и орфографической зоркости; обеспечить развитие устной речи обучающихся, умение отличать имя существительное от других частей речи.

Планируемый результат

•познакомить с именем существительным, как частью речи;

• наблюдать за значением имён существительных;

•применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные:

•Извлекать необходимую информацию;

•Делать выводы на основе сравнения и наблюдения;

•Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

•Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

•Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

Тип урока: Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Оборудование: дифференцированные карточки, карточки самооценки, учебник и рабочая тетрадь.

Технологии: развивающие, метод дифференцированного обучения.

I. Организационный этап.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять

Буду грамотно писать.

II. Актуализация знаний.

1.Минутка чистописания

-А сейчас – чистописание. О каком времени года это стихотворение?

Проплясали по снегам

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся коньки,

Режут лед снегурки.

-Какой звук чаще всего вы слышали в этом стихотворении? С

-Какой он? (Согласный, глухой, твердый.)

-Может ли этот звук быть мягким?

-Какой буквой при письме обозначается?

-Пропишите, соединяя заглавную и строчную буквы в тетради. сСс СсС

2. Проверка домашнего задания.

Ученики находят знакомые части речи в предложении у доски.

(Клён роняет оранжевые звёзды. Гулял заяц в лунную ночь по снегу).

-Какие части речи вы знаете?

-Что такое имя существительное?

-Что такое глагол?

-На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

III. Мотивация к учебной деятельности

1. Коллективная работа. Работа над предложением.

-Прочитайте предложение на доске. Запишите его в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

(За)мел…кал (в)м. розном воздухе лё. кий сн. жок.

-Разберите по членам предложения и частям речи. Проверим.

-Назовите слово с безударной гласной, непроверяемой ударением. (Морозном.)

-Подберите однокоренное имя существительное. (Мороз.)

-Выполните звукобуквенный анализ слова мороз.

Мороз – марос - 5б., 5зв., 2сл.

( Одновременно идет анализ каждого звука.)

- Запишите и разделите слова на 3 группы. (Слова записаны на доске.)

Лежать, вечерний, трава, лететь, светает, зеленые, лиса, поля, спортивная.

- По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)

- Какие слова отнесли к первой группе? (Лежать, лететь, светает.)

- К какой части речи относятся эти слова? (Глаголы.)

- На какие вопросы отвечают эти слова? (Что делать? Что делает?)

- Какие слова вы записали во второй группе? (Вечерний, зеленые, спортивная.)

- К какой части речи относятся эти слова? (Прилагательные.)

- На какие вопросы отвечают слова со второй группы? (Какой? Какие? Какая?)

- Какие слова вы отнесли к третей группе? (Трава, лиса, поля.)

- К какой части речи относятся эти слова? (Существительные.)

- На какие вопросы отвечают существительные? (Кто? Что?)

- Какая орфограмма встретилась вам в словах? (Проверяемая безударная гласная в корне слова.)

- Как проверяли безударную гласную в словах? (Безударная гласная проверяется – ударением)

IV. Объявление темы и цели урока.

-Послушайте стихотворение и если правильно закончите его, то сможете сформулировать тему урока.

«Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты,

Называются ПРЕДМЕТЫ.

Шубы, шапки и зонты,

Гвозди, гайки и болты,

Сёла, города, планеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ.

АХ, какие все слова

Восхитительные,

Называются они…….

-Тема нашего урока:

Тема нашего сегодняшнего урока – имя существительное.

-Как вы предполагаете, чему мы будем учиться на уроке?

Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала.

1.Работа с учебником. (В парах)

-Выпишите имена существительные. Один ученик выписывает слова, которые отвечают на вопрос КТО?, а другой на вопрос ЧТО?

Молодцы! Все справились с заданием на отлично!

2.Коллективная работа. Упражнения в написании собственных и нарицательных слов

- Почему имена существительные написаны на доске с заглавной буквы?

Имена: Андрей, Иван, дядя Коля, дед Степан, Нина, Вера, Валентина, Маргарита и Марина.

Фамилии: Петров, Николаев, Снегирев.

Клички: Барсик и Пушок, Мурзик, Шарик и Дружок.

Города: Астана, Тюмень, Казань, Тула, Харьков и Рязань, Вашингтон, Париж, Ханой – пишут с буквы прописной. Вывод:

3.Творческая работа с текстом. Наблюдение над ролью имен существительных в речи.

-Прочитайте стихотворение на доске.

Прилетает к ней …

- Что ты ищешь там?

- А тебе не надоело?

- Не наскучило искать?

- Просто некогда скучать!

- О чем говорится в стихотворении?

- Можно понять его без имен существительных?

- Вставьте нужные слова, (комар, нектар, пчелка, делом, хоботок, цветок)

- Какова же роль имен существительных в речи?

Физминутка для глаз

4.Дифференцированная работа по индивидуальным карточкам.

-Перед вами лежат карточки (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), выберите себе ту, задания на которой вы сможете выполнить. Подчеркните те имена существительные, которые будут соответствовать значениям. Красная-высокий уровень, синяя-средний уровень, зеленая-низкий уровень.

Красная карточка:

Качества человека - доброта, красота, вежливость, быстрота, доброжелательность, трусость, высота.

Географические названия-море, Москва, гора, Россия, город, Волга, равнина, Байкал.

Синяя карточка:

Зерновые культуры - лен, пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес.

Профессии - штангист, водитель, повар, футболист, учитель, продавец, хоккеист, студент, врач.

Зеленая карточка:

Игрушки - штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла.

Мебель-диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло.

VI. Рефлексия.

-Что такое имя существительное?

-Приведите примеры существительных и скажите, что оно означает.

Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать глубокое представление об имени существительном как части речи.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Дата проведения : 20.01.2017 г.

Педагог: Щербинина Елена Юрьевна

I квалификационная категория

-развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость;

-воспитывать интерес к изучению родного языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: пластмассовые шарика, коврики (для физминуток), карточки со словами: морфология; фрукты, реки, города; снег, заяц, лисицы, дятел; изображение дома с фундаментом; 4 этажа с фундаментом и крышей для постройки дома имени существительного;

1. Орг. класса:

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!

-вводная беседа

Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы

-Ребята , а какое время года за окном?

- Назовите первую букву в этом слове. (З)

-Дайте характеристику звуку, который соответствует этой букве?

2. Минутка чистописания

- Пишем строчку буквы Зз

- Подберите однокоренные слова к слову зима. Как можно назвать зиму красиво? Выделите корень

(зима, зимний, зимовать, зимушка)

Составьте предложение с одним из этих слов, подчеркните основу предложения.

3.Актуализация ранее изученного материала.

– Ребята, вот мы сейчас записали предложение, общались, отвечали на вопросы.

– При помощи чего люди общаются друг с другом? (Речи, языка, жестов.)

– Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

– Из чего состоит речь? (Из предложений, слов, слогов, букв.)

– Что выражает предложение? (Законченную мысль.)

– Какие бывают предложения по цели высказывания?(Повествовательные, вопросительные, побудительные.)

– Какие предложения бывают по интонации? (Восклицательные и невосклицательные.)

– Из чего состоят предложения? (Из слов.)

- Зима прислала нам слова, но потерялись в них буквы, давайте вставим буквы и назовем орфограммы

З…ма, м..ро. пт…нцы, зам. тает, к..ньки, за..ц ,сне. сев..р,сне..гири, м..тель, в..юга, л..са.

- А посмотрите внимательно на слова. Не захватила ли Зимушка “лишнего” слова. Найдите “лишнее” слово. Почему вы решили, что оно не подходит к этой группе слов?

- На какой вопрос отвечает слово? А все остальные слова?

- Что это за слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

- Правильно, это имена существительные. А что такое имя существительное?

Всему название дано, - и зверю и предмету
Вещей вокруг полным полно, а безымянных нету,
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, -
Означено словами.

- У каждого слова своя работа, одни, - называют предметы, другие – их признаки, третьи –действия. Имя существительное – всё, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. А части речи живут в большой стране, которая называется МОРФОЛОГИЯ. У каждой части речи свой дом. И вот сегодня мы будем говорить имени существительном и построим дом для этой части речи. Готовы.

5.Работа по теме урока.


Каждый дом имеет фундамент.

- Для того, чтобы построить первый этаж дома, вернёмся к словам. На какие 2 группы их можно разделить? (слова, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?; одушевлённые и неодушевлённые)

- Это и будет первым этажом для дома имени существительного .

-Запишите данные слова в два столбика. В левый – одушевлённые существительные, в правый – неодушевлённые.


.

- Игра на внимание “Хлопок – молчок”

(игра проводится стоя). Девочки хлопают, если услышат одушевлённые имена существительные, а мальчики – неодушевлённые: кот, мяч, воробей, дом, карась, окно, дятел, лопата, книга, гусь, гром, гвоздь, доктор, муха, платок.

6. Классификация существительных.

- А что обозначают имена существительные? А только ли предметы?

Пёс, петух, корова, кошка - … животные.

Кукла, мячик и гармошка - … игрушки.

Лук, редиска, огурцы - … овощи.

Молоток, топор, щипцы - … инструменты.

Платье, юбка и рубашка - … одежда.

Бак, стакан, кастрюля, чашка -… посуда.

Василек, ромашка, роза -… цветы.

Ветер, дождик и морозы - … явления природы.

- Подбери ещё названья: (самостоятельно записать по рядам) фруктов, мебели и тканей, профессий, рек и городов. Кто работать сам готов?

Читайте также: