Конспект на горке 2 класс школа россии фгос

Обновлено: 05.07.2024

Глоссарий по теме урока:

Чиркать — быстро, с резким звуком проводить чем-нибудь по чему-либо (в произведении — коньками по снегу).

Фанерка — тонкий лист древесины.

Дворницкая — помещение для дворника.

Четвереньки — поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Литературное чтение. 2 класс: Учебник для общеобразовательных организаций: В 2 ч. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. — 9-е изд. — М.: Просвещение, 2018. — 223 с.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Но как только горка была закончена, и двор опустел, Котька тут же вышел на улицу. Он решил покататься на коньках. Но по снегу кататься было неинтересно. Тогда Котька решил скатиться с новенькой горки. Однако, когда он попытался на нее подняться, то упал — было очень скользко. Тогда Котька стал думать и пришел к выводу, как ему подняться на горку.

Во дворе стоял ящик с песком, которым посыпали двор, когда становилось скользко. Вот Котька и засыпал всю горку песком, после чего спокойно поднялся на её вершину. Вот только скатиться у него не получилось — по песку коньки не ехали.

В этот момент во двор вышли ребята, строившие горку, и стали выяснять, кто её испортил. Узнав, что виновником является Котька, они заставили его засыпать песок на горке снегом, после чего заново полили её водой. А Котьке до того понравилось исправлять горку, что он дополнительно ещё сделал лопатой ступеньки, чтобы удобнее было подниматься.

В тексте нам встретились новые слова:

Чиркать — быстро, с резким звуком проводить чем-нибудь по чему-либо. (В произведении –коньками по снегу).

Фанерка — тонкий лист древесины.

Дворницкая — помещение для дворника.

Четвереньки — поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги.

Конспекты уроков литературного чтения во 2 классе по ФГОС. Школа России

УМК Л. Ф. Климановой

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; характеризовать героя, используя антонимы; соотносить смысл пословиц и содержание текста; составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.

Оборудование: портрет и выставка книг Н. Носова; аудиозапись рассказа; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока №1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Речевая разминка

Прочитайте стихотворение, выбрав подходящий способ чтения.

Коля Кнопкин проживает

В нашем доме пятый год.

Не скандалит, не хворает,

Не дерется, не ревет.

Подрастает этот мальчик

Не по дням, а по часам.

Не умеет этот мальчик

Ничего на свете сам.

Ни убрать свою кровать,

Ни башмак зашнуровать.

- Почему вы решили читать так?

- Нужно ли читать с осуждением?

- Какие качества ценятся в людях больше всего?

- А что вы умеете делать лучше всего?

- Прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Постановка целей урока

Проверим, подтвердятся ли ваши предположения.

V. Работа по теме урока

— Какое впечатление произвел на вас рассказ?

— Была ли в вашей жизни подобная ситуация? Расскажите об этом.

VI. Физкультминутка

Раз, два — выше голова.

Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — тихо сесть.

Семь, восемь — лень отбросим!

VII. Закрепление изученного

(Чтение текста учащимися.)

— Откройте с. 64. Ответьте на вопросы 1—4.

VIII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

IX. Подведение итогов урока

— Какой рассказ мы читали на уроке?

— Понравился ли вам Котька? Почему?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение рассказа.

Ход урока №2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

• Поспешишь — людей насмешишь.

• Семь раз отмерь, а один отрежь.

• Делаешь наспех — делаешь на смех.

III. Постановка целей урока

IV. Работа по теме урока

— На с. 65 учебника дан план из рисунков (рисуночный план). Проверьте, соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа.

- Каких рисунков не хватает?

Мы восстановили рисуночный план. Он поможет нам разлепить текст на части и составить другой план — цитатный.

Цитата - точная, дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания.

(Под руководством учителя ученики составляют цитатный план, затем читают каждую часть и выделяют главное предложение в ней.)

Примерный план

1. Целый день ребята трудились — строили горку во дворе.

2. А Котька Чижов из шестой квартиры - хитрый какой!

3. Только полез на горку — бух носом!

4. Он стал из ящика песок на горку таскать.

5. Коньки-то по песку не едут!

6. Тут прибежали ребята.

7. Бери сейчас же лопату!

V. Физкультминутка

В темном лесе есть избушка,

Стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка,

Там Баба-яга живет.

Нос крючком, глаза большие,

Словно угольки, горят.

Ух, сердитая какая!

Дыбом волосы стоят!

VI. Закрепление изученного

1. Подготовка пересказа по цитатному плану

2. Определение образа Котьки

- Каким был Котька? Подумайте и выберите нужные определения.

- Что бы вы ещё о нем сказали?

3. Кроссворд по рассказу

— Если вы правильно все разгадаете, то в выделенных клетках появится слово, относящееся к названию рассказа. (Горка.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические цели: способствовать развитию умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, выражать своё отношение к прочитанному.

Педагогические цели: способствовать развитию умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, выражать своё отношение к прочитанному.

Планируемые результаты образования.

Предметные: понимают смысл названия раздела и заглавия произведения; осознано, правильно, выразительно читают целыми словами; соотносят автора, учиться задавать вопросы по тексту, определять литературный жанр произведения.

Личностные: понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают; высказывают своё отношение, мнение и позицию к героям прочитанных произведений .

Метапредметные .

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности; составляют план действий по решению проблемы.

Познавательные: общеучебные - ориентируются в учебнике; извлекают информацию из текста и иллюстраций; ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания; логические- делают выводы в результате совместной работы всего класса; устанавливают причинно- следственные связи.

Коммуникативные: выразительно читают рассказ; умеют формулировать собственное мнение и позицию, допускать возможность существования различных точек зрения; строить понятные для партнёра высказывания, воспитывать умение дружно, согласованно работать с одноклассниками в парах и группах.

Оборудование: компьютер и проектор, маркерная доска, портрет писателя Н. Носова , выставка книг автора, учебник ,конверты с картинками (иллюстрации плохих и хороших поступков детей),карточки с лексическим значением слов.

1.Организационный момент.

Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня всё получится.

- Не жалейте сердца, не жалейте доброты и нежности своей !

И своих прозрений и открытий не держите в сердце для родных людей!

2. Актуализация знаний. Постановка цели и задачи урока.

Я приготовила для вас сюрприз. Он у вас в конвертах на партах. Откройте скорее конверты. Достаньте содержимое и рассмотрите. Что вы там видите. Что там изображено. Кто изображён. Что делают дети. Скажите, на какие группы можно разделить эти картинки.

Картинки, где дети совершают хорошие, добрые поступки и где совершают плохие поступки : ссорятся, дерутся, не прибирают за собой вещи, портят их.

2) По цвету: цветные, красочные и не цветные, чёрно- белые.

3) По форме: прямоугольные и круглые.

4 ) Карточки со словами.

5) Портрет писателя.

Как вы думаете, о ком пойдёт речь на нашем уроке.

О каких поступках героев .

А кто нам в этом поможет. Посмотрите на портрет и скажите, как зовут этого человека .(Н. Носов)

Где вы встречались с писателем . Какие произведения Н. Носова вы знаете?

У кого из вас есть дома книги Н. Носова. Эти книги вы можете найти в библиотеке и прочитать. Все они забавные и поучительные.

3. Формулирование темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым его произведением. А как оно называется, мы узнаем из анаграммы этого слова. Название состоит из двух слогов.( На горке. )

Положите перед собой Карточку № 1.

Давайте закончим эти слова, составим предложение. Узнаем, чему будем учиться на уроке. Попытаемся сформулировать цель урока и задачи.

На доску вывесить карточку с целями и задачами урока.

Цель урока: Будем развивать читательские умения работы с …

Отличать хорошие …от ..

Старайтесь запомнить цель урока и задачи.

Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов.

Посмотрите на картинки, и они помогут вам предположить содержание рассказа. ( Ребята пошли строить горку и позвали с собой мальчика, а он стоял за окном и разводил руками, он с ними не пошёл. )

Как вы думаете, может он болел.

А может мама не отпустила. Или не хотел.

В этом нам поможет разобраться произведение, давайте его послушаем.

4. Первичное усвоение знаний.

Беседа по первичному восприятию текста.

Кому понравилось произведение.

Какой момент вам

Перед тем, как читать нам текст, давайте определим, к какому литературному жанру он относится. особенно понравился? Почему?

Кто герой рассказа? ( Котька и ребята.)

Оправдались ли наши предположения. Болел ли Котька.

А кто знает, как будут звать Котьку, когда он станет взрослым.

5. Физкультминутка.

Покажите движения ребят, которые строили горку.

Они носили снег, кидали его лопатками, укладывали , притаптывали , а потом полили её водой .

Покажите , как Котька посыпает её песком.

Покажите, как удивились ребята, когда увидели , что горка в песке.

6. Первичное закрепление по логическим частям.

Работа над содержанием.

Как вы догадались? ( Небольшое произведение, написанное в прозе, герой которого мальчик и ребята.)

7.Словарная работа до чтения .

Как вы понимаете значение этих выражений?

Позже . А четвереньки ?

Четвереньки- поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги. Опуститься на четвереньки. На четвереньках стоять, ходить, подняться с четверенек.

7. Сейчас мы будем читать этот рассказ с остановками и работать над его содержанием.

Я приготовила много интересных вопросов по тексту, чтобы разобраться, зачем же автор рассказал нам про случай. Но я хочу, чтобы вы тоже придумывали свои вопросы. Ребята вы знаете, что вопросы бывают разные, условно назовём их толстые и тонкие.

Чтение по логическим частям.

1 часть: - Что строили ребята?

- Долго они работали?

- Что они сделали после работы?

2 часть: Каким вы представляете себе Котьку? (хитрый)

А ещё каким он вам представляется? ( ленивым )

Какой ещё Котька ? ( любопытный )

3 часть: Что сделал Котька. Когда ребята ушли?

Понравилась ему горка?

Получилось прокатиться с горки?

Что он придумал? А что у нас в городе посыпают песком? (дороги)

Почему? ( Чтобы люди не упали и машины в аварию не попали.)

4 часть: Когда ребята прибежали, какие чувства у них возникли? Посмотрите на иллюстрацию.

5 часть: - Что решили ребята?

- Как Котька исправил положение?

- Как вы думаете, изменился ли он ?

8. Физкультминутка для глаз.

9. Итоговая беседа.

Работа в паре. Карточка № 2

Прочитайте слова. Обведите в овал те слова, которые характеризуют Котьку в начале рассказа. А с верху над словом ( х ) отметьте те слова, которые характеризуют Котьку в конце рассказа. Показать на доске.

Лентяй, трудолюбивый, заботливый, хитрый, догадливый, добрый.

- Что вы думали о Котьке в начале рассказа?

- Теперь отметьте (Х),каким он стал в конце.

(Заполняют: догадливый, трудолюбивый, заботливый )

- А в чём проявилась догадка? А почему можно назвать его заботливым?

- А у вас были такие истории, когда вы кому-то помогали?

Вам нужно найти пословицу, которая выражает главную мысль рассказа. Какая пословица подойдёт к рассказу больше.

1.Поспешишь – людей насмешишь.

10. Итог урока .

Для кого Котька постарался?

Какие чувства он испытывал от работы?

Какие качества характера помогают человеку в жизни, чтобы жить в согласии с другими, иметь много друзей? К чему же вы будете стремиться? Какими вы себя видите в будущем? ( Старайтесь воспитывать в себе эти качества, и тогда в мире будет больше добрых и светлых людей.)

Вспомните картинки хороших поступков ребят. Уважать чужой труд.

11. Домашнее задание. Прочитать выразительно диалог Котьки с ребятами. Выполнить задание после текста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Продолжить работу над произведением Н.Н.Носова “На горке”.

Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения; желание читать художественные произведения о дружбе.

Урок литературного чтения

Ф.И.О учителя: Колесова И.И.

Место работы: МКОУ СОШ с. Нелькан

УМК: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. – 2. М.: Просвещение, 2018.

Цели урока: Продолжить работу над произведением Н.Н.Носова “На горке”.

Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения; желание читать художественные произведения о дружбе.

Задачи урока:

Образовательные:

Развивающие:

формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения, развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

Воспитательные:

способствовать сплочению детского коллектива, осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки, ценности совместной деятельности.

Планируемые результаты

- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;

- пересказывать текст, используя план;

- пересказывать текст от лица главного героя;

-формулировать правила дружеских отношений.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- проявлять желание читать произведения о дружбе;

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание по алгоритму;

- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Познавательные:

- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

- подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор;

- находить нужную информацию, используя несколько источников.

Коммуникативные:

адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

Средства обучения:

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. – 2. М.: Просвещение, 2012.

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс

Информационные источники. Рассказы Н.Н.Носова.

Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор

Презентация по теме урока

Карточки для индивидуальной и групповой работы. Материалы для самооценки учащихся.

Мотивация учебной деятельности. (Создание эмоционального настроя)

Здравствуйте, ребята. Скажите, с каким человеком приятно общаться? (Весёлым, доброжелательным). Итак, начнём урок с приветствия. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. На партах для вас приготовлены материалы для оценивания своей работы на уроке. Это лепестки цветов. На какие две группы их можно разделить? (На маленькие и большие). Так вот, после выполнения вами задания на уроке, вы будете оценивать себя лепестками. Будете создавать свой цветок-оценку.

Речевая разминка. (Формирование навыков владения дыханием, развитие органов артикуляционного аппарата)

Чтобы грамотно и выразительно читать, проведём дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе.

Отработка дикции

Ло – ло – ло - вновь на улице тепло.

Ра-ра-ра – во дворе стоит гора.

Ре-ре-ре – сидит Котька на горе.

- прочитайте шёпотом и медленно

- прочитайте громко и медленно

- прочитайте громко и быстро

Интонационная разминка

Ребята строили горку во дворе.

- Кто строил снежную горку? (Ребята)

- Что строили ребята? (Горку)

- Что делали ребята во дворе? (Строили)

- Где ребята строили горку? (Во дворе)

Поставьте себе первую оценку.

Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

- Внимание! Важное задание: зачеркните все буквы П и Е. Прочитайте слово.

- Догадайтесь, кто это? (Носов)

- Почему именно он? (Мы читаем его рассказы)

- Разгадайте анаграмму и узнаете тему урока

ан рокег (На горке)

- Восстановите последовательность слов в предложениях и узнаете, какие вопросы мы будем сегодня обсуждать.

совершённом, не признаться, признаться, проступке, или, в?

Носова не стареют почему рассказы? Работа в парах

Признаться или не признаться в совершённом проступке?

Почему рассказы Носова не стареют?

-Верно, а ещё сегодня мы будем играть, исправлять ошибки, проведём собственное расследование.

Работа по теме урока.

- Колька Ершов жил в седьмой квартире. (Котька Чижов жил в шестой квартире)

- Ребята полили горку водой и пошли поужинать. (Пообедать)

- Котька надел лыжи и выскочил во двор. (Коньки)

- Забираясь на горку, Котька падал раз восемь. (Десять)

- Котька таскал песок лопатой. (Фанеркой)

- Ребята прибежали и сразу стали кричать на Котьку. (Сначала спросили, не видел ли Котька, кто посыпал горку песком)

- Котька сначала отпирался. (Нет, сразу признался)

- Ребята ждали целую неделю, пока пойдёт снег. (Нет. Котька засыпал снегом горку сразу)

- Ребята залили горку и сделали сбоку ступеньки. (Котька сделал ступеньки сам)

- Молодцы! Вы справились с заданием! А теперь оцените свою работу.

2) Работа с текстом. Выборочное чтение.

- Откройте учебник на стр. 60-63. Сейчас от вас потребуется хорошее знание текста, внимательность и сноровка.

- Я буду предлагать вам синквейн. Вы должны будете сказать, о каком отрывке рассказа идёт речь, найти его в тексте и прочитать.

Трудились, строили, поливали

Хорошо работать дружно

Схватил, посыпал, взобрался

Думал, думал и придумал

Понравилось, проделал, взбираться

Котька всё правильно сделал

Полез, упал, поднялся

Нелегко по льду подниматься

Смотрел, выскочил, подъехал

Не работал, а кататься пошёл

Скачусь, оттолкнулся, лежит

По песку коньки не едут

Прибежали, возмущались, посоветовали

Нам сегодня кататься надо!

Оцените свою работу

Физкультминутка

Работа по теме урока

Характеристика главного героя

- Каждому в детстве приходится решать очень нелёгкий вопрос:

- Как поступил Котька?

- Как вы относитесь к этому поступку героя?

- Кто помог Котьке измениться?

- Как бы вы поступили в этой ситуации?

- Хотели бы вы иметь таких друзей?

- Чему нас учит этот рассказ? (Если сделал что-то плохое, не утаивай этого. Признайся, попроси прощения).

Работа в парах

- Какая пословица подойдёт к выражению главной мысли всего рассказа.

Поспешить людей насмешить.

Берись дружно, не будет грузно.

Ум хорошо, а два лучше.

Оцените свою работу

Исследовательская работа (Работа в группах)

ЦЕЛЬ: Поиск информации. Проанализировав источники информации, сделать вывод и ответить на поставленный вопрос.

- Итак, у вас есть возможность провести собственное расследование.

- Что нам для этого потребуется?

- Нам потребуются инструменты для нашего расследования. На столах у вас лежат произведения Н.Н.Носова. Как вы думаете, для чего? (ответы детей) Верно. Рассказы Н.Н.Носова послужат нам инструментами для расследования. Вам нужно будет проанализировать предложенную литературу и выяснить, кто является главными героями рассказов Н.Н.Носова? Книг много, поэтому, ребята, очень важно учиться работать с большим количеством информации.

Читайте также: