Конспект заключительного урока по роману герой нашего времени

Обновлено: 04.07.2024

Урок по литературе. На краю пропасти, или может ли человек жить без веры? (по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени")

Урок по литературе. На краю пропасти, или может ли человек жить без веры? (по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени")

Учебные проблемы :

- выделить в произведении приоритетные ценности главного героя

- определить характер отношений героя и единого образа мира и понять последствия данных отношений для личности

- помочь обучающимся целостно представить изучаемый аспект произведения

- формировать эмоционально – ценностное отношение к изучаемому вопросу

- организовать деятельность обучающихся по изучению данной проблемы романа

- создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать текст художественного произведения с использованием разных видов чтения (аналитическое, эмоциональное, функциональное)

Задачи для учеников:

-познакомиться с одним из ключевых вопросов романа - вопросом о вере и значимости его постановки для произведений русской литературы 19 века

-выяснить роль активной деятельности главного героя в раскрытии их истинной причины

-раскрыть философскую идею произведения в аспекте веры и безверия

-продолжить овладевать процедурами смыслового и эстетического анализа любого текста на основе понимания принципиальных отличий эстетического типа текста от нехудожественного; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, нарисованную в литературном произведении, не только эмоционально, но и рационально

-приобретать необходимый опыт коммуникации, ведение диалога с писателями различных исторических эпох, воплотившими на страницах своих произведений разные этнокультурные традиции, на основе знакомства с художественными ценностями осознавать художественную картину жизни, нарисованную в литературном произведении, не только эмоционально, но и рационально.

Тип урока по форме : диалогический

Тип урока по содержанию : практикум, исследовательский

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительное отношение к русской литературе, использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, интернет-ресурсы, произведения других авторов русской и зарубежной литературы).

Метапредметные:

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в высказываниях, формулировать выводы .

Предметные результаты:

Предтекстовой структурный элемент урока.

Этап 1 Вхождение в тему урока.

Этап 2 Подготовка для вхождения в текст произведения, актуализация ранее полученных знаний, проверка (частичная) домашнего задания .

Актуализация опорных знаний.

- Для того чтобы ярче представить личность главного героя, черты характера, взаимоотношения с окружающимися людьми, и последствия взаимоотношений, вам предлагается объединиться по группам и выделить черты характера Печорина, которые проявляются в каждой из повестей. После того как вы выполните задание, мы осуществим проверку. Проверка осуществляется с помощью сводной таблицы на интерактивной доске (ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ)

Поступки Печорина и черты его личности

Черты характера, проявленные в произведении

Непредсказуемость поступков, склонность к риску, эгоизм, мгновенное разочарование при достижении цели, неспособность к сочувствию, сопереживанию, разочарованность, скука

Равнодушие к прошлому, в том числе к старым знакомым, черствость, апатичность, отсутствие системы ценностей, касающихся взаимоотношений

Желание приключений, стремление познания тайн, авантюризм, романтизм, готовность к риску, быстрая смена интереса, равнодушие к происходящему.

Честолюбие, скептицизм, желание подчинить себе другого человека, отсутствие нравственного выбора

Неверие в высшие силы, скептицизм

Учитель: Теперь на материале таблицы попытайтесь провести наблюдения, которые помогут лучше представить «странности « личности Печорина. А затем сформулируйте вопросы (групповая работа), касающиеся поступков главного героя, их мотивации,

Ученики: В представленной таблице можно увидеть, что в личности Печорина доминируют отрицательные черты характера, причем они так многообразны и безнравственны, что кажется, ими не может обладать один человек. Среди многообразия отрицательных черт, проявленных в разных повестях, встречаются аналогичные. Это черты, связанные с апатией, равнодушием, безразличием, скукой. В связи с этим мы можем задать вопрос:

Такие преобладающие черты более характерны для человека не очень активного, наш герой, напротив, необычайно деятелен. Каким образом апатия, скука и активность могут совмещаться в одном человеке? Подумайте, при каких условиях человек проявляет максимум своей энергии?

Ответ: во-первых, в ситуации опасности, которая угрожает его жизни или жизни близких ему людей, во-вторых, когда человек ставит перед собой цель и достигает ее.

Учитель: Можно ли деятельность Печорина соотнести с одним из двух условий?

Ученик: частично, да. Но, как, мы знаем, Печорин разрушает, все, к чему он прикасается.

Учитель: Как герой дошел до такого состояния? Обратимся к воспоминаниям Печорина.

Ученик: Вот что он сам говорит о своей юности

В первой его молодости, с той минуты, когда он вышел из опеки родных, он стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти ему опротивели. Он пустился в большой свет: общество ему надоело; он влюблялся в светских красавиц, был любим, но их любовь раздражала только его воображение и самолюбие, а сердце оставалось пусто. Он стал учиться, и науки ему надоели. Тогда ему стало скучно: на Кавказе он хотел разогнать свою скуку чеченскими пулями, но ему стало ещё скучнее. Его душа, говорит он, испорчена светом, воображение беспокойно, сердце ненасытно, ему всё мало, а жизнь его становится пустее день ото дня…

Текстовой структурный элемент урока: Дома вы должны были поработать с повестями, (работа распределялась по группам) используя методику сканирования текста, и выделить фрагменты, в которых встречается упоминание о судьбе, предопределении по отношению к главному герою. *(Сканирование позволяет быстро просмотреть текст и отметить те места, в которых содержится информация, необходимая для ответа на вопросы. При работе с источниками большого объёма сканирование позволяет выделить фрагменты текста, требующие более внимательного чтения)

Напомним толкование этих слов (определения высвечиваются на экране).

Судьба ( мн.) 1.Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий 2. Доля, участь.

Предопределение (мн.)- судьба, рок (устар.) (С. И. Ожегов Словарь русского языка). Фатум (лат) - судьба, рок, неизбежность (Современный словарь иностранных слов)

“Когда он ушёл, ужасная грусть стеснила моё сердце. Судьба ли нас свела опять на Кавказе или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит. ”; “Мои предчувствия меня никогда не обманывали”. То же и с Грушницким: “…я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать”. О Вере: “Я знаю, скоро мы разлучимся опять и, может быть, навеки…” Попытка осознать свою судьбу — размышление Печорина перед балом: “Неужели, думал я, моё единственное назначение на земле — разрушать чужие надежды? С тех пор как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние. Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя. Какую цель имела на это судьба.

Есть и несбывшееся предсказание (“смерть от злой жены”), о котором Печорин говорит не без иронии, сознавая, однако, влияние этого предсказания на свою жизнь.

Но эта же деталь — неумение героя плавать — в контексте всего произведения по законам русской классической литературы должна нести в себе определённую художественную идею, многозначную идею. Попробуем выделить несколько её граней. Прокомментируйте состояние Печорина (О, тут ужасное подозрение закралось мне в душу, кровь хлынула мне в голову! Оглядываюсь — мы от берега около пятидесяти сажен, а я не умею плавать!")

Ученик: Героем овладел панический страх, он растерян. К тому же обращает на себя внимание такая деталь, как расстояние от берега это не очень далеко, а Печорин беспомощен перед водной стихией.

Учитель: Водная стихия - одна из основных стихий мироздания. В этой детали ярко проявляются противоречия натуры героя. Если в бытовом мире — в обывательской среде драгунских капитанов, княжон, романтических фразёров и пьяных казаков — он всех побеждает, испытывая наслаждение в самой борьбе (". я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь"), рискуя своей жизнью ("Пуля оцарапала мне колено"; "Выстрел раздался у меня над самым ухом, пуля сорвала эполет"), то в мире бытия Печорин — ребёнок, не умеющий "плавать", испытывающий непреодолимый страх перед смертью.

Учитель: Давайте обратимся к таблице, в которой заполнен пока один столбец. Это столбец с цитатами, в которых встречается сравнение Печорина с ребенком или же описывается ситуация, в которой герой ведет себя подобно ребенку (таблица выведена на экран). В процессе работы мы должны проанализировать текстовый материал и заполнить второй столбец таблицы, в который вы внесете понятия, которые соотносятся с тем или иным высказыванием

Выражение лица, улыбка

"В его улыбке было что-то детское"

"Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький. "

Когда я был ещё ребёнком, одна старуха гадала про меня моей матери; она предсказала мне смерть от злой жены; это меня глубоко поразило. "

Раз, для смеха, Григорий Александрович обещал ему дать червонец, коли он ему украдёт козла из отцовского стада. "

"После этого стоит ли труда жить? а всё живёшь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового. "

Детская избалованность, эгоизм

Таков уж был человек: что задумает, подавай; видно, в детстве был маменькой избалован. "

Детская чистота и непосредственность в восприятии природы

Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; солнце ярко, небо синее — чего бы, кажется, больше? зачем тут страсти, желания, сожаления. "

Прочитаем соответствия, подумаем, что из перечисленных понятий проявляется исключительно в детском возрасте, а по мере взросления либо отступает на задний план, либо осознается как недостойное поведение и исключается по внутренним убеждениям?

Ученик: обычно с возрастом люди перестают делать что-то исключительно из любопытства, по мере взросления исчезает эгоизм, избалованность, уходят детские страхи. В сознательном возрасте обычно нравственные ценности прочно укореняются. Это позитивное изменение по отношению к детскому периоду. Но с возрастом могут утрачиваться и хорошие черты, например, исчезает детская непосредственность восприятия, исчезает восторженное отношение к природе.

Учитель: Как вы считаете, почему главный герой сохранил в себе много детского - высокого и низкого?

Ученик: Как говорилось ранее, Печорин, пройдя через искушения страстями в юности и в молодости, не выдержал этих искушений, не нашёл высший смысл своего существования ("не угадал своего высокого назначения"; "увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных. как орудие казни упадал на голову обречённых жертв"), и его настигают тоска и отчаяние, а настоящее приятие жизни оказывается недоступным. Разум Печорина так и не окреп, остался, как у ребенка, об этом свидельствуют его поступки, его мысли. Он не может найти ответы на отвлеченные вопросы, разрешение таких вопросов не свойственно детскому уму.

Учитель: Вернемся к эпизоду. Море — это символ жизни. Печорин в конкретной ситуации добрался до берега на лодке с помощью одного весла, но в "море жизни" без веры в Бога он, не умеющий "плавать", обречён на духовную гибель. Для него нет света, нет надежды, а вся жизнь оказывается "тёмной ночью" и "бушующим морем", бездной, грозящей неизбежной смертью. И он не способен противостоять внутреннему злу, своим эгоистическим чувствам и страстям. В этой связи возникает вопрос: может ли Печорин внутренне “отстраниться” от той игры, которую ведёт? Свой ответ аргументируйте.

Учитель: Каков дальнейший ход мыслей героя (зачитывается отрывок), что меняется в рассуждениях?

Учитель: Получил ли Печорин ответ на свой вопрос, если не получил, то почему?

Ученик: Нет, не получил, рассуждения героя обрываются, потому что он споткнулся о разрубленную свинью. Писатель оставляет вопрос открытым.

Учитель: Действительно, рассуждения остались без ответа. Ответ – это весь роман М. Лермонтова. Что же, по мнению писателя, породило такого энергичного героя, совершившего массу поступков, даже не задумавшегося над их сутью?

Ученик: Лермонтов представил необычного героя, его судьбу, при этом во главу угла поставил не социальные предпосылки, которые сформировали такую личность, а вопрос веры. В герое отсутствуют абсолютные ценности, о чем мы говорили ранее, а если нет этих ценностей, материальная жизнь лишается смысла, возникает опустошенность, скука. Скука, уныние - самые невыносимые испытания для человека.

Учитель: Наш урок подходит к концу, мы лишь только прикоснулись к проблеме веры, ее значимости в жизни человека, давайте попробуем, записать, понятия, которые, по вашему мнению, отражают абсолютные ценности. Поработаем в парах (группах), при проверке будем дополнять понятия. Понятия, записанные учениками: мир, жизнь человечества; представления о справедливости, добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе и любви; родственные связи; ценности деятельности; ценности самосохранения; ценности самоутверждения, самореализации; ценности, характеризующие выбор личных качеств.

Учитель: Таким образом, в центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру. П. Менцер считал, что неоспоримые ценности- то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением.

Допишите одно-два предложения, осмыслите своё состояние на прошедшем уроке “Что было важно…”, “Когда было трудно…”, “Что понравилось…” (Записи прочитываются)

Итоги урока: просчитываются баллы в оценочном листе, которые соответствуют определенным отметкам, листы сдаются учителю.

Домашнее задание: напишите несколько тезисов в подарок человеку, пишущему сочинение на тему: «. Мне всё мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня…”(причины духовного состоянии Печорина).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_549d8514.jpg

Ибрагимова Луиза Бадрюдиновна,

учитель русского языка и литературы

3 . Акцентировать внимание на сюжете произведения (поиск экспозиции, завязки, развития событий, кульминации и развязки).

4 . Продолжить развивать умения выразительного чтения, памяти, логического мышления, устной и письменной речи учащихся, обогащение их словарного запаса.

Планируемые образовательные результаты:

• Предметные: Умение понимать тему, идею литературного произведения, учитывать родовую специфику

• Уметь пересказывать, отвечать на вопросы с использованием образных средств русского языка

• Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, формировать эстетический вкус

• Устанавливать связи литературного произведения с эпохой его создания

Метапредметные:

• Умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение

• Умение учащегося построить и продемонстрировать грамотно оформленный монолог;

• Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия

• Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

• Создание у учащихся представления о человеке как объекте и продукте воздействия обстоятельств и окружающих людей и человеке как творце обстоятельств;

Предоставление ученику пространства для самоопределения, принятия решений, самовоспитания с позиции представления о жизни, достойной человека, самоанализа.

Технологии, применяемые на уроке : информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, технология групповой деятельности.

1.Организационный момент.

Настрой. Деление класса на 5 групп. Знакомство с правилами работы в группе и распределение ролей.

Целеполагание (каждый учащийся ставит перед собой цель – запись в тетради и смайлик – настроение сегодня на уроке).

2.Формулировка цели и задач урока.

Вступительное слово учителя.

Печально я гляжу на наше поколенье.

Его грядущее иль пусто, иль темно.

Меж тем под бременем познанья и сомненья

В бездействии состарится оно….

- Как вы понимаете смысл этих строк.

(выслушиваются ответы учащихся) (слайд 2)

Попытаемся ответить на вопрос: Печорин герой своего времени?

Проследим, как на фоне жизни других людей выступает противоречивость

Печорина, выявим авторское отношение к своему герою.

3. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

- Что вы можете сказать о сюжете и фабуле романа? (слайд 3,4)

Выстраивание композиции романа по

Фабуле – (события в литературном произведении в их последовательной связи).

6. Предисловие к журналу Печорина. (Умер где-то в Персии).

Такое выстраивание композиции для создания психологического романа.

Эволюция героя не происходит, так как повествование о герое заканчивается смертью.

3. Работа над новым материалом.

Задача для групп . (слайд 5 )

1) Из текста повести выберите цитаты для характеристики Печорина или деталей его поведения.

2) Найдите объяснение мотивам его поведения (если возможно, процитируйте).

3) Проанализируйте его взаимоотношения с другими героями повести. Объясните мотивы или причины, которые им руководят.

4) Проследите, изменяется ли характер героя на протяжении повести. Если да, найдите объяснения или причины этих изменений.

5) Сделайте вывод: какая черта характера Печорина доминирует в этой повести; что повлияло на формирование именно такой черты.

 Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максима Максимыча?

 Каково социальное положение Печорина и его прошлое в понимании Максима Максимыча?

 В чем видит Максим Максимыч странность характера Печорина?

 За что Максим Максимыч резко осуждает Печорина?

Предполагаемые ответы учащихся.

 Кто описывает портрет Печорина? Почему?

 Почему Лермонтов не мог доверить портретную характеристику героя Максиму Максимычу?

 Какова роль портрета в раскрытии характера Печорина?

 Какими изобразительными средствами пользуется Лермонтов в описании портрета Печорина?

 Почему сцена встречи Печорина с Максимом Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину тоже?

Предполагаемые ответы учащихся.

МИНУТКА РЕЛАКСА ПОД КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ.

( Людвиг ван Бетховен — Piano Sonata №14)

Предполагаемые ответы учащихся.

Герой в повести еще молодой и неопытный, чувства его живые, пылкие и внезапные, он под влиянием каких-то мыслей или событий может не спать. Люди для Печорина являются интересными, жизнь зовет его навстречу опасности и неизвестному. Из-за своей доверчивости он попадает в ловушку, устроенную ундиной. Попытка сблизиться с контрабандистами становится безрезультатной не только потому, что они не могут признать Печорина своим человеком, но и потому, что разгадка тайны вызывает у него разочарование. Пылкий интерес к жизни сменяется отчуждением и равнодушием.

 Чем дорожит Печорин больше всего на свете?

 Докажите, что эгоизм и индивидуализм Печорина – это не врожденные качества, а сознательно выработанная система убеждений.

Предполагаемые ответы учащихся.

Просмотр видеороликов

 Чем объяснить, что Печорин на некоторое время поверил в предопределение?

 Как Печорин испытывал судьбу?

Предполагаемые ответы учащихся.

4. Слово учителя. Выводы.

Прочитав роман, мы с уверенностью можем сказать, что Лермонтов ставил перед собой цель не просто показать судьбу героя, а нарисовать портрет целого поколения. Каждая отдельная повесть имеет свой законченный сюжет. В эпилоге главный герой рассуждает о своём приключении и о своей несчастной судьбе — разрушать всё вокруг себя. То есть автор, через размышления главного героя выражает свое восприятие героя и ситуации, точка зрения автора не совпадает полностью с точкой зрения героя…

5. Самостоятельная работа учащихся.

Печорин – герой своего времени.

Печорин – не герой.

-Мог ли быть Печорин героем нашего времени?

Выступления учащихся, отстаивание своего мнения.

Запись выводов в тетрадь. (слайд 12)

Лермонтовский герой – сын иного времени (не жребия декабристов). Герой гибнет от тоски, от того, что не может найти применение своим способностям и реализовать свою активность. Лермонтов показал обусловленность, предопределенность своего героя временем и средой, он показал фатальность гибели лучших людей в условиях николаевской действительности. Вместо мрачного и пессимистического вывода, автор приводит читателя к убеждению в необходимости действовать, не склонять головы перед судьбою.

порождало горькое одиночество, а в результате - душевное ожесточение.

Основная идея произведения – проблема потерянного, поколения 30-х годов XIX века, но, несмотря на то, что фразе уже почти 200 лет, она часто используется как критика молодежи.

6. Рефлексия. Выставление оценок. (слайд 13)

- Я, оказывается, не знал… - теперь знаю…

- За что бы ты себя похвалил на уроке?

- Что тебе понравилось на уроке больше всего и достиг ли ты своей цели?

7. Домашнее задание .

Написать эссе. (слайд 14)

3. Акцентировать внимание на сюжете произведения (поиск экспозиции, завязки, развития событий, кульминации и развязки).

4. Продолжить развивать умения выразительного чтения, памяти, логического мышления, устной и письменной речи учащихся, обогащение их словарного запаса.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Умение понимать тему, идею литературного произведения, учитывать родовую специфику

Уметь пересказывать, отвечать на вопросы с использованием образных средств русского языка

Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, формировать эстетический вкус

Устанавливать связи литературного произведения с эпохой его создания

Умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение

Умение учащегося построить и продемонстрировать грамотно оформленный монолог;

Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия

Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

Создание у учащихся представления о человеке как объекте и продукте воздействия обстоятельств и окружающих людей и человеке как творце обстоятельств;

Предоставление ученику пространства для самоопределения, принятия решений, самовоспитания с позиции представления о жизни, достойной человека, самоанализа.

1.Организационный момент.

Настрой. Деление класса на 5 групп. Знакомство с правилами работы в группе и распределение ролей.

Целеполагание (каждый учащийся ставит перед собой цель – запись в тетради и смайлик – настроение сегодня на уроке).

2.Формулировка цели и задач урока.

Вступительное слово учителя

Печально я гляжу на наше поколенье.

Его грядущее иль пусто, иль темно.

Меж тем под бременем познанья и сомненья

В бездействии состарится оно….

- Как вы понимаете смысл этих строк.

(выслушиваются ответы учащихся) (слайд 2)

Попытаемся ответить на вопрос: Печорин герой своего времени?

Проследим, как на фоне жизни других людей выступает противоречивость Печорина, выявим авторское отношение к своему герою.

3. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

- Что вы можете сказать о сюжете и фабуле романа? (слайд 3,4)

Выстраивание композиции романа по

Фабуле – (события в литературном произведении в их последовательной связи).

Предисловие к журналу Печорина. (Умер где-то в Персии).

Такое выстраивание композиции для создания психологического романа.

Эволюция героя не происходит, так как повествование о герое заканчивается смертью.

3. Работа над новым материалом.

Задача для групп. (слайд 5)

1) Из текста повести выберите цитаты для характеристики Печорина или деталей его поведения.

2) Найдите объяснение мотивам его поведения (если возможно, процитируйте).

3) Проанализируйте его взаимоотношения с другими героями повести. Объясните мотивы или причины, которые им руководят.

4) Проследите, изменяется ли характер героя на протяжении повести. Если да, найдите объяснения или причины этих изменений.

5) Сделайте вывод: какая черта характера Печорина доминирует в этой повести; что повлияло на формирование именно такой черты.

Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максима Максимыча?

Каково социальное положение Печорина и его прошлое в понимании Максима Максимыча?

В чем видит Максим Максимыч странность характера Печорина?

За что Максим Максимыч резко осуждает Печорина?

Предполагаемые ответы учащихся.

Кто описывает портрет Печорина? Почему?

Почему Лермонтов не мог доверить портретную характеристику героя Максиму Максимычу?

Какова роль портрета в раскрытии характера Печорина?

Какими изобразительными средствами пользуется Лермонтов в описании портрета Печорина?

Почему сцена встречи Печорина с Максимом Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину тоже?

Кто выступает в качестве рассказчика в этой повести? Почему?

Предполагаемые ответы учащихся.

Герой в повести еще молодой и неопытный, чувства его живые, пылкие и внезапные, он под влиянием каких-то мыслей или событий может не спать. Люди для Печорина являются интересными, жизнь зовет его навстречу опасности и неизвестному. Из-за своей доверчивости он попадает в ловушку, устроенную ундиной. Попытка сблизиться с контрабандистами становится безрезультатной не только потому, что они не могут признать Печорина своим человеком, но и потому, что разгадка тайны вызывает у него разочарование. Пылкий интерес к жизни сменяется отчуждением и равнодушием.

Чем дорожит Печорин больше всего на свете?

Докажите, что эгоизм и индивидуализм Печорина – это не врожденные качества, а сознательно выработанная система убеждений.

Предполагаемые ответы учащихся.

Чем объяснить, что Печорин на некоторое время поверил в предопределение?

Как Печорин испытывал судьбу?

Предполагаемые ответы учащихся.

4. Слово учителя. Выводы.

Прочитав роман, мы с уверенностью можем сказать, что Лермонтов ставил перед собой цель не просто показать судьбу героя, а нарисовать портрет целого поколения. Каждая отдельная повесть имеет свой законченный сюжет. В эпилоге главный герой рассуждает о своём приключении и о своей несчастной судьбе — разрушать всё вокруг себя. То есть автор, через размышления главного героя выражает свое восприятие героя и ситуации, точка зрения автора не совпадает полностью с точкой зрения героя……

5. Самостоятельная работа учащихся.

Печорин – герой своего времени.

Печорин – не герой.

Мог ли быть Печорин героем нашего времени?

Выступления учащихся, отстаивание своего мнения.

Запись выводов в тетрадь. (слайд 12)

Лермонтовский герой – сын иного времени (не жребия декабристов). Герой гибнет от тоски, от того, что не может найти применение своим способностям и реализовать свою активность. Лермонтов показал обусловленность, предопределенность своего героя временем и средой, он показал фатальность гибели лучших людей в условиях николаевской действительности. Вместо мрачного и пессимистического вывода, автор приводит читателя к убеждению в необходимости действовать, не склонять головы перед судьбою.

6. Рефлексия. Выставление оценок. (слайд 13)

- Я оказывается не знал… - теперь знаю…

- За что бы ты себя похвалил на уроке?

- Что тебе понравилось на уроке больше всего и достиг ли ты своей цели?

7. Домашнее задание.

Написать эссе. (слайд 14)

2. Слово учителя: Уважаемая публика, мы собрались с вами сегодня на общественный суд над героем литературного произведения, в образе которого Лермонтов дал “портрет, составленный из пороков всего поколения” 30-х г. 19 века, к которому принадлежал и сам писатель. И автор, и его герой сами искали суда читателей. Не простого суда, а суда грядущих поколений. Печорин оставил записки о своей жизни на суд неведомому читателю. Лермонтов в Предисловии к роману также предлагает своего героя на суд, но не уголовный, а нравственный, надеясь, что приговор грядущих поколений не будет уничтожающим.

Наш суд общественный, литературный, по сути, мы по форме построим как суд присяжных. Представляю вам основных действующих лиц:

Ведет суд и выносит приговор на основании заключения присяжных заседателей судья____________________

Общественный обвинитель (прокурор) ______________________

Общественный защитник (адвокат___________________________

Роль обвиняемого-Печорина мы доверили____________________

На нашем суде мы выслушаем также свидетелей-героев произведения Лермонтова.

Обвинение намерено вызвать своих свидетелей: Азамата, Казбича, Максима Максимыча, Грушницкого, драгунского капитана, княжну Мери.

Защита намерена вызвать: Максима Максимовича, Бэлу, Вернера, Веру.

Итак, предаю слова судье. Встать, суд идёт!

3. Вступительное слово судьи: Господа присяжные заседатели! Слушается дело Печорина по обвинению по 4 основным статьям: 1. душевная чёрствость, жестокость. 2. подлость, сознательное причинение зла окружающим людям без достаточных поводов с их стороны. 3.эгоизм. 4.бесмысленность жизни. Ваша задача: выслушав выступление обвинения и защиты, прения сторон, вынести своё объективное, беспристрастное заключение по этим статьям обвинения. Вы не имеете права вмешиваться в течение процесса и задавать вопросы. Призываю вас к объективности и принципиальности к оценке полученной по делу информации.

4. Выступление прокурора

СУДЬЯ: Теперь предоставляю слово защите.

5. Выступление общественного защитника

СУДЬЯ: Теперь открываются прения сторон. Слово обвинению.

6. Обвинитель вызывает своих свидетелей. В это время адвокат может отводить некоторые вопросы или свидетелей.

Судья решает правомерность отвода вопросов или свидетелей.

СУДЬЯ: Слово защите. Приглашайте своих свидетелей.

7. Защитник ведёт опрос своих свидетелей. Теперь прокурор может отводить свидетелей или вопросы.

СУДЬЯ: Господа присяжные заседатели прения сторон выслушаны, предоставляю последнее слово подсудимому.

8. Выступление Печорина.

СУДЬЯ: Господа присяжные заседатели, слушания по делу закончены. Прошу вас высказаться по сути предъявленных Печорину обвинений и вынести свой вердикт отдельно по каждому пункту. Т.к. у нас не простой суд, а литературный, нам бы хотелось услышать и мотивы принятых вами решений.

9. Выступления каждого присяжного по основным пунктам обвинения с изложением мотивов принятого решения. Секретарь или судья ведет в это время подсчет голосов.

10. Заключительное слово судьи: Встать, суд идет. Объявляется приговор по делу Печорина. Решением присяжных заседателей Печорин по статье 1: душевная черствость, жестокость признан. по статье 2: подлость, предумышленное бессмысленное злодейство признан. по статье 3: эгоизм признан. по статье 4: бессмысленность жизни признан.

11. Заключительное слово учителя.

Материалы к уроку

Речь прокурора по делу Печорина

Господа присяжные заседатели, для доказательства виновности Печорина в предъявлённых обвинениях можно было бы взять любой эпизод из его богатой на приключения жизни. Я остановлюсь лишь на двух: на его поступке по отношению к Бэле и на истории с несчастным Грушницким. Возьмём историю с Бэлой. Зачем Печорин решил её похитить? Не от любви, а от скуки, ради приключений. На большие, полезные для общества или хотя бы близких людей дела Печорина нет, это всё недостойное приложение его выдающихся задатков. Он к этому просто не приучен. А на хитроумные интриги он большой мастак. Именно для удовлетворения этой низкой страсти к интригам, он и затевает похищение Белы. Как же он действует? Честно благородно, рискуя жизнью, похищает её у семьи? Нет. Это - не его стиль. Это было бы примитивно и скучно. Он подкупает брата Белы. Причем подкупает в обмен на чужого коня. Чудесного коня Казбича он помогает украсть Азамату с тем, чтобы Азамат помог ему без проблем похитить свою собственную сестру. В том, что ценой удовлетворения своей прихоти Печорин виновен в нравственной, а затем и физической гибели всей семьи Белы.

Всё его “лучшие” качества ярко проявляются и в эпизоде с Грушницким. Молодой, пусть не очень далёкий, пусть напустивший на себя наигранный фальшивый романтизм, Грушницкий влюбляется в княжну Мери и выбирает Печорина своим другом и поверенным. Но нашего героя раздражает Грушницкий и его манеры. Не тем, что он в нём видит соперника. Княжна Мери интересует Печорина не больше, чем муха на стене. Нет, в Грушницком он узнает слегка упрощённую, карикатуру на себя, своё подобие и теперь оно вызывает у него эстетическое неудовольствие. Поэтому он в своём излюбленном стиле из низкой мести (кому и за что, уж не самому ли себе?), начинает тонкую интригу, хитроумнейшим образом дискредитируя Грушницкого в глазах Мэри, фактически его морально уничтожая, При этом он ведёт себя оскорбительно и по отношению к самой княжне, и ко всему местному обществу, считая их достойным презрения.

Когда оскорбленное им общество уговаривает Грушницкого безобидно проучить зазнавшегося героя, Печорин случайно подслушивает немудреный заговор против него и решает ответить своим гораздо более изощрённым планом. Разве так поступил бы честный и благородный человек? Разве честный человек стал бы подслушивать? Разве случайно подслушав нечто нехорошее, благородный человек не заявил бы открыто обо всём?

За что Печорин убил Грушницкого? У него после выстрела было много вариантов более человечного поведения, хотя бы повторить то, что сделал Грушницкий. Но он свою несчастную жертв, убил из злобы и мести, из-за того, что тот посмел в чём-то равняться с ним. Господа присяжные заседатели, поступки Печорина красноречиво говорят о том, что он чёрствый, бездушный, эгоистичный, самовлюбленный, высокомерный человек, приносящий страдания и зло всем, кто с ним сходится хоть сколько-нибудь близко.

Речь адвоката по делу Печорина

Господа, присяжные заседатели, уважаемый обвинитель брал факты, только факты. Но верно ли он их объяснил? Ведь, в человеческих отношениях факты - речь противоречивая и неоднозначная, малодоказательная. Чтобы выяснить виновность или невиновность Печорина нужно рассмотреть факты всесторонне. А главное, нужно обратить внимание на мотивы его поступков, пристальнее вглядеться в его внутренний мир и душевные переживания. Благо перед нами – документ – дневник Печорина. Мне кажется, что прокурор слишком упрощённо описал внутренний мир нашего героя, выставив его в однозначно чёрном цвете. На самом деле человек противоречив. Сошлюсь на авторитетное мнение В.Г.Белинского, современника нашего героя: в Печорине он видит два человека: “ первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или, лучше сказать, осуждает их, потому, что они действительно достойны осуждения. Причины этого раздвоения, этой ссоры с самим собой очень глубоки, и в них же заключается противоречие между глубокостью натуры и жалкостью действий одного и того же человека”.

Теперь по существу взятых прокурором эпизодов. Чтобы обвинить Печорина в нравственной испорченности, мы должны установить хотел ли он сознательно причинить кому-либо зло, Беле, Грушницкому? Что им двигало? Чего он собственно хотел? Белу он украл, ища любви, и нашел ее, и он любил ее по-своему, заботливо и нежно. Но читаем его дневник: “. когда я увидел Белу в своем доме, когда я в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она - ангел, посланный мне сострадательной судьбой. Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни; невежество и простосердечие одной, также надоедают, как и кокетство другой”.

В случае с Грушницким, который сам по себе не вызывает ни у кого из нас симпатий, Печорина возмутила его подлость и мерзость ничтожества, изображающего из себя романтического героя. Печорин лишь защищал свою честь, не желая быть игрушкой, в руках негодяев. Он до последнего момента предоставлял возможность Грушницкому раскаяться и готов был его искренне простить. Но посмотрим, господа, глубже. Кто виноват в том, что Печорин вынужден вести такую жизнь, кто виноват в раздвоенности его души? Виновата общественная среда, его воспитавшая и погубившая, хотя и не до конца, его задатки выдающегося человека, который мог бы стать героем общественного или индивидуального человеколюбия. Он хотел бы быть таким героем, да не может. Можно ли осуждать человека за то, что он воспитан таким, а не иным. За то, что он одарён способностями, душевной силой, волей, умом, но дурно воспитан и живёт в затхлой общественной среде. Он не преступник, а жертва своего времени и воспитания. Об этом он сам же искренне пишет в своём дневнике: “Все читали на моём лице признаки дурных свойств, которых не было: но их предполагали - и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен”.

Главное обвинение Печорину в том, что он эгоист. Но разве эгоисты испытывают душевные страдания?

Заключая мою речь, задам главный вопрос: Можно ли считать жизнь Печорина пустой и никчёмной? Нет, ибо душевные страдания, составляющие его истинную внутреннюю жизнь, не могут быть бессмысленными и никчёмными. Они – признак сохранения живой души в затхлом общественном климате того времени, в котором выпало несчастье жить нашему герою. Виноват ли сам Печорин во внешней бессмысленности своей жизни? Обвинять его в этом – всё равно, что обвинять нищего в том, что у него нет золота.

ВОПРОСЫ ПРОКУРОРА К СВИДЕТЕЛЯМ

По эпизоду “Бэла”

  1. Помогал ли тебе Печорин похитить коня Казбича?
  2. Зачем он это делал?
  3. Трудно ли тебе было принять его предложение о похищении собственной сестры? Почему?
  4. Почему ты всё-таки принял предложение Печорина и помог ему похитить сестру?
  5. Понимал ли ты что совершаешь страшный грех по вашим обычаям?

ВЫВОД: Печорин совратил Азамата с пути праведного, принудил нарушить нравственные законы и обычаи.

  1. Дорог ли тебе был твой конь Карагез?
  2. Почему ты убил Бэлу?
  3. Почему ты убил отца Бэлы?
  4. Знали ты о роли Печорина в этом деле?
  5. Почему ты не убил Печорина?

ВЫВОД: Печорин явился непосредственным виновником гибели Бэлы и её семьи, а сам остался в тени и не пострадал.

    1. Зачем Печорин похитил Бэлу?
    2. Как он к ней относился сначала, в конце?
    3. Почему переменилось его отношение?
    4. Любил ли он её, по вашему впечатлению?
    5. Как он относился к вам, Максим Максимович?

    ВЫВОД: Печорин не любил Бэлу и загубил её жизнь, думая только о своих удовольствиях. Вообще, он чёрств и бездушен ко всем.

    Реплика прокурора на выступление адвоката перед началом прений:

    Я считаю, что защита опирается не на факты, а на личные предположения и истолкования, имеющие целью выставить Печорина в выгодном свете страдающего героя, приукрасить его личность.

    ВОПРОСЫ прокурора по эпизоду “Дуэль с Грушницким”

    1. Как у вас завязались отношения с Печориным?
    2. Доверяли ли вы ему? Любили вы Мери? Как к этому относился Печорин?
    3. Как он относился к вам в начале?
    4. Когда и почему, как изменились ваши с ним отношения?
    5. Издевался ли он над вами, оскорблял ли ваше самолюбие? Унижал ли вас публично?
    6. Кто втянул вас в историю с дуэлью?

    ВЫВОД: Грушницкий – добрый, но слабый молодой человек, втянутый в историю под давлением общества, и доведённый до крайней точки издевательствами Печорина, заплативший жизнью за свою доброту и слабоволие, чувство чести пусть и ложное.

    ВОПРОСЫ: к драгунскому капитану:

      Кому принадлежала идея дуэли?
    1. Почему вы избрали Грушницкого?
    2. Легко ли он согласился на ваше предложение попугать Героя?
    3. Считаете ли вы Печорина порядочным человеком?
    4. Какого вы мнения о Грушницком и его поведении на дуэли?

    ВЫВОД: Грязную игру вёл драгунский капитан и Печорин, а Грушницкий в самой дуэли вёл себя благороднее всех, почему и пал жертвой противоположных интриг бесчестных людей.

    ВОПРОСЫ к княжне МЭРИ:

    1. Вы полюбили Печорина с первого взгляда?
    2. Он оскорбил ваши лучшие чувства. Не правда ли, подло с его стороны домогаться признания, не любя?

    ВЫВОД: Печорин жестокий, бездушный человек, играющий чувствами людей. В нет ни сострадания, ни искренности.

    ВОПРОСЫ по эпизоду “Бэла”:

    1. Верно ли, что ты предлагал Казбичу свою сестру за его коня?
    2. Говорил ли ты, что за этого коня ты готов на всё?
    3. Верно ли. Что ты украл у отца козла для Печорина за 10 рублей? Ты верно любишь деньги?
    4. Мог бы ты убить человека за деньги или за коня Казбича?

    ВЫВОД: Азамат не совращённый Печориным честный горец, а испорченный тип, лихой разбойник ради денег готовый на что угодно. Не Печорину, так кому угодно он продал бы сестру, да и отца в придачу.

    1. Как к тебе относился Печорин?
    2. Любил ли он тебя?
    3. Как ты к нему относилась? За что ты его полюбила?

    Вывод: Печорин очень гуманно относился к Беле, пытался её полюбить и любил по-своему, хотел ей счастья, предлагая свободу выбора. Он не виноват в случившемся.

      1. Зачем Печорин похитил Бэлу? Только ли для приключения? Почему именно Бэлу.
      2. Считаете ли вы его чёрствым, бездушным подлецом?
      3. Какие хорошие качества вы можете назвать в нём? Замечали ли вы в нём страдания, душевные переживания?

      ВЫВОД: Печорин сложный, мучающийся, страдающий человек, а не хладнокровный злодей. Он и сам глубоко несчастен, желая добра, но не умея его делать, не веря в него.

      ВОПРОСЫ по эпизоду “Дуэль с Грушницким”

      1. Что вам известно об отношении Печорина к Грушницкому?
      2. Как Печорин относился к Мэри?
      3. Знал ли Печорин о затеянной против него “шутке” с дуэлью? Как к ней отнёсся?
      4. Объяснял ли Печорин мотивы и суть своей контригры? Что вы о ней думаете?
      5. Считаете ли вы, что Печорин вёл себя во всей истории с дуэлью как порядочный человек?
      6. Почему он всё-таки убил Грушницкого?
      7. Жалел ли Печорин Грушницкого? Раскаивался ли в своём поступке?

      ВЫВОД: Печорин защищал свою честь и жизнь, вёл себя порядочно, в отличие от противников. Он не хотел убивать и оказался невольным орудием судьбы, принуждён логикой ведущейся против него подлой интриги сделать то, чего совершенно не хотел.

        Кого Печорин посещал ночью вас или Мэри?
      1. Можете ли вы назвать его злодеем, или он глубоко несчастный человек?
      2. Виноват ли Печорин в гибели Грушницкого?
      3. Существовал ли конфликт между Печориным и “светом”?

      ВЫВОДЫ: Печорин - хороший в душе человек, жертва обстоятельств и недостойной среды.

      Я сам не знаю, кто виноват в том, что я такой: сам ли я, время ли, воспитание, судьба ли? Я сам мучаюсь и не вижу выхода из бесплодности и пустоты жизни. Я сам не знаю, что мне делать с собой. И ваш суд не помог мне решить мои роковые, проклятые вопросы о смысле моей жизни. У меня несчастный характер. Если я являюсь причиной несчастья других, то и сам не менее несчастлив.

      Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели мои “жертвы”: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне всё мало: к печали я также легко привыкаю, как и к наслаждению, и жизнь моя становиться пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Но что себя обманывать. Ведь никуда не уйти от вопросов: зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. А если я завтра умру? Одни скажут: он был добрый малый, другие мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? А всё живёшь из любопытства: ожидаешь чего-то нового. Смешно и досадно!

      Дальше читается стихотворение:

      “И скучно и грустно и некому руку пожать. ”

      Заключительное слово учителя

      Хотим мы этого или нет, о нас тоже будут судить по нашим поступкам, как мы сегодня судим о Печорине. Мы говорим сегодня о нравственной жизни человека, о добре и зле, о любви и ненависти, о подлости и порядочности, честности и предательстве. Эти истины не подвластны времени. И о нравственной стороне нашей жизни люди будут судить всегда. Давайте об этом не забывать. Я надеюсь, что нашему смутному времени придёт конец и наступит время достойных героев, людей, которые будут оправдывать высокое звание Человека!

      Читайте также: