Конспект измерительные приборы и контроль стандартизированных характеристик продуктов труда

Обновлено: 02.07.2024

ПОЛУЧЕНИЕ, ПЕРЕДАЧА, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ Электростанции Гидроэлектро-станция Приливная станция Атомная электростанция Солнечная установка Тепловая электростанция Ветроэлектро-станция Подстанции (повышающие трансформаторы) Высоковольтные линии электропередач Подстанции (понижающие трансформаторы) Потребители Заводы Фабрики Дома Транспорт

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ Амперметры Вольтметры Ваттметры Счетчики Используют магнитное, тепловое и механическое действия электрического тока. Позволяют измерять разнообразные величины.

ПРИБОРЫ амперметр вольтметр омметр гальванометр мегомметр авометр счетчик

ПРИБОРЫ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СИСТЕМЫ Неподвижная катушка, намотанная медным проводом имеет отверстие, в которое входит сердечник, укрепленный на оси, на которой закреплена также стрелка с грузиками и спиральная пружина. При возникновении тока в катушке происходит намагничивание сердечника и он втягивается в катушку. При этом поворачивается ось и закручивается пружина. Чем больше сила тока, тем сильнее втянется сердечник и стрелка прибора повернется на больший угол. Электромагнитные приборы просты по устройству, устойчивы к перегрузкам и надежны в работе. Это миллиамперметры, амперметры и вольтметры.

ПРИБОРЫ МАГНИТО-ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Около полюсных наконечников постоянного магнита неподвижно укреплен стальной цилиндрический сердечник. В зазоре между полюсными наконечниками образуется сильное магнитное поле. В этом зазоре находится подвижная катушка. На ее торцовых сторонах укреплены полуоси, упирающиеся в подпятники. На одной полуоси укреплена стрелка. Конец стрелки может свободно перемещаться над шкалой с делениями. Применяются в гальванометрах, вольтметрах и амперметрах постоянного тока. Эти приборы являются более чувствительными, мало расходуют энергии, имеют большую точность.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ резисторы R = U / I Где: R – сопротивление проводника; U – напряжение; I – сила тока Непосредственное измерение электрического сопротивления удобнее производить с помощью омметров и мегомметров. О значении измеряемого сопротивления можно судить по значениям силы тока, показываемого миллиамперметра, находящегося в омметре. Сила тока наибольшая тогда, когда внешнее сопротивление равно нулю.

АВОМЕТР Простой и универсальный прибор, находящий наибольшее применение в практике. Он объединяет три прибора: амперметр, вольтметр и омметр. Авометр позволяет измерять ток до 500 мА и напряжение до 500 В в цепях постоянного и переменного тока, сопротивление от 1 до 1000000 Ом.

Как вы думаете, почему такие разные вещи, как платье, дыня и телефон, называют продуктом труда? Подумайте, что такое взаимозаменяемость, и зачем она нужна? Могли бы вы запросто купить себе новое платье, если бы каждая швейная фабрика выпускала платья с разным обхватом талии, не придерживаясь эталона?



Конечным результатом производства является продукт труда, который может использоваться сразу или передаваться для дальнейшей обработки. Характеристики продуктов туда задаются стандартами. На уроке вы узнаете, что такое продукты труда и каких они бывают видов; каким требованиям должны соответствовать продукты труда. Вы научитесь распознавать виды и предназначение измерительных инструментов, проводить измерения различных параметров производства и самих продуктов труда.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока технологии

Класс: 8 Дата:
Учитель: Филиппова В.А.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Познакомить учащихся с современными методами и средствами контроля качества продуктов труда, ознакомить с измерительными приборами для контроля качества продуктов.

Метапредметные (УУД): совершенствовать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Способствовать формированию умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Личностные: формировать и развивать экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Методы и формы обучения

Эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная работа, исследование

проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, план-конспект урока.

презентации по теме урока.

Эталон, контроль, калибр, измерительный прибор.

Организационная структура урока

Приветствие детей. Получение сведений об отсутствующих. Подготовка к занятию ( учебник, тетрадь, ручка, дневник)

- Как и с помощью каких приспособлений определяют линейные размеры, величину углов, массу, силу давления и тому подобное?

- Как вы думаете, о чем мы будем разговаривать сегодня на уроке?

Слушают учителя, участвуют в диалоге

3.Изучение нового материала

Измеряя, оценивая или контролируя какой-либо объект, его сравнивают с характеристиками какого-нибудь другого объекта, взятого за образец. Например, массу яблока можно сравнить с массой апельсина и прийти к заключению, что апельсин легче яблока. Если массу томата сравнить с массой томата, то апельсин может оказаться более тяжелым. Это примеры субъективного, неточного контроля массы объектов, зависящего еще от способностей человека, который проводит контроль.

Для того, чтобы контроль, основанный на сравнении, носил объективный, не зависимый от отдельного человека характер, нужен общий, принятый всеми и единый для всех образец для сравнения. Такой образец называется эталоном.

Эталон – это точная мера, средство измерения или измерительное устройство. эталон как измерительное устройство предназначен для воспроизведения, хранения и передачи шкалы измерений или размера единицы измерений.

С помощью эталона обеспечивается единство измерений в различных областях деятельности людей. Например, без эталонов невозможна торговля, поскольку покупателю и продавцу нужна мера, понятная каждому из них. Поэтому во всем мире приняты одинаковые эталоны длины, массы, времени и других величин. Эталоны делятся на международные и государственные.

Первыми в мире были приняты эталоны массы и длины.

За единицу массы принят 1кг. Эталон этой массы был выпущен Генеральной конференцией по мерам и весам в 1889 году на основе решений Метрической конвенции. Он отдал по надзор Международного бюро мер и весов в Париже, которое хранит его. Этот эталон представляет собой цилиндр диаметром и высотой 39,17 мм из платино-иридиевого сплава, в котором 90 % платины и 10 % иридия.

Первый международный эталон длины 1м был сделан 1799 году. Его размер был определен как 1/40 000 000 часть длины земного меридиана, на котором находится Париж. Этот меридиан измерили с помощью геодезических замеров. Первый эталон представлял собой платиновую линейку заданной длины, шириной 25 мм и толщиной 4 мм. Между концами линейки и была установлена длина эталона в 1 м.

В 1983 г введено новое определение метра на основе скорости света. Метр теперь считается равным отрезку, который проходит луч света в безвоздушном пространстве в течение 1/299 792 458 доли секунды. Длина метра не изменилась, но определение стало более универсальным и точным.

Эталон 1 секунды как эталон единицы времени тоже менялся несколько раз. С 1644 года за 2 секунды принимали полное колебание маятника длиной 39,1 дюйма (0,994 м); 1с – отклонение в одну сторону, 1с – движение в другую сторону.

В настоящее время за эталон секунды принято время, определяемое на основе излучение химического элемента цезия. Это время, за которое атомы этого элемента при переходе из одного состояния в другое совершают при излучении 9 192 631 770 колебаний. Для измерения этого процесса созданы специальные установки.

Запись в тетрадях, беседа,

объяснение непонятого материала вместе с учителем.

Отвечают на вопросы учителя, выявляют причинно-следственные связи в учебном материале

4. Практическая работа

Работа по учебнику & 2.4 стр. 22 – 23 по вариантам (с рисунком). После представить свой вариант.


  • Индивидуальная работа с каждым
  • Объективная оценка знаний
  • Дисциплина на уроке
  • Свободное время учителя и родителя

С какими сложностями сталкивается учитель в практической части урока?


Создание или подбор разнообразных заданий в своё личное время


Использование бумажной распечатки и других раздаточных материалов


Желание учеников мгновенно получить оценку своей работы


Необходимость проверки некоторых работ после уроков

Электронная тетрадь онлайн поможет вам провести практическую работу более эффективно

У вас готовы все интересные разнообразные задания.

Компьютер по первому желанию ученика мгновенно проверяет решения.

Программа проверяет верно или неверно выполнено задание.

Каждый ученик работает в удобном для себя темпе.

Ведётся учёт и оценка результативности выполненной работы.


Что такое электронная тетрадь онлайн и как с ней работать?

Электронная тетрадь онлайн — это инструмент для закрепления изученного материала с автоматической проверкой, при выполнении которых возле каждого ученика как будто стоит персональный учитель. Он отвечает, правильно или неправильно ответил ученик, подбадривает его и мотивирует выполнять работу.

Раздайте упражнения из электронной тетради онлайн в личные кабинеты ученикам и полностью контролируйте их работу. Благодаря автоматической проверке у вас будет детальная статистика выполненных учениками упражнений. Вы увидите, ответил ученик правильно или нет, сколько заданий он выполнил или пропустил, какое количество ошибок совершил, а также примерную оценку работе учащегося.

Урок 8. Технологии материального производства. Технологии сельскохозяйственного производства и земледелия


Уметь пользоваться простейшими измерительными приборами.

Уметь проводить простейшие измерения и оценивать результат измерения с учётом погрешностей.

  1. Плакаты (2 шт) “Простейшие измерения”/
  2. Коллекция различных измерительных приборов (барометр, термометр (медицинский, уличный, комнатный) , манометр (жидкостный) , мерные цилиндры, часы, линейка, измерительная лента и т. д. ) .
  3. Коллекция различных приборов, изготовленных самими учащимися в ходе изучения данной темы (астролябии, термометры, измерительные линейки) .

Мотивация познавательной деятельности учащихся: На сегодняшний день нет ни одной профессии и даже школьного предмета где ничего не нужно измерять с помощью приборов или на глазок, то есть без приборов. В жизни бывают ситуации, которые хотелось бы поточнее контролировать. “Невооружённого глаза” (уха, носа) для этого бывает недостаточно. Тогда и помогают измерения.

ТИП УРОКА: УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗЕЦИИ ЗНАНИЙ.

  1. Мотивация познавательной деятельности учащихся.
  2. Анализ содержания изученного.
  3. Выделение главного.
  4. Обобщение и систематизация ЗУН.
  5. Установление внутрипредметных и межпредметных связей.
  6. Организация рефлексивного пространства.
  7. Подведение итогов урока.
  8. Информация о домашнем задании.

Стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приёмами учения и самообразования.

Выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях и откорректировать их.

1. Организационный этап.

Дидактическая цель этапа: Подготовить учащихся к работе на уроке.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку служат слова А. Эйнштейна:

“То, что мы называем физикой,
охватывает группу естественных наук,
основывающих свои понятия
на измерениях…”

Сегодня на уроке мы организуем нашу совместную работу, используя системный подход. В чём он заключается? В применении той схемы, по которой строится любая деятельность человека:

ВХОД – ПРОЦЕСС – ВЫХОД

На “входе” мы зададим цель занятия.

В процессе урока её реализуем.

На “выходе” подведём итог и проверим полученные знания.

  • Обобщить и систематизировать ваши знания по теме “Измерительные приборы. Простейшие измерения”.
  • Включить эти знания в общую систему знаний, умений и навыков.

2. Подготовить учащихся к активной деятельности на основном этапе урока.

Дидактическая цель этапа: Стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приёмами учения и самообразования.

Выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях и откорректировать их.

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализацию опорных знаний и умений.

  1. Что называется измерительным прибором?
  2. Что значит измерить физическую величину?
  3. Что такое шкала? (Шкала – метки с цифрами на приборе, вдоль которых перемещается указатель) . Деление – это не штрих, а промежуток между штрихами.
  4. Чем характеризуется шкала измерительного прибора?
  5. Что называется ценой деления прибора?
  6. Что называется пределом измерения прибора?
  7. Как определить цену деления прибора?

Работа с таблицей “ПАРАД ПРИБОРОВ”.

На прошлом уроке мы начали с вами заполнять таблицу и вспомнили 8 приборов, рассмотрели величину которую измеряет данный прибор, меру измерения, пределы измерения, цену деления. Дома вы должны были подумать и внести ещё измерительные приборы, которые есть у вас дома или на работе у родителей.

Пожалуйста, поднимите и покажите ваши таблицы с места. Укажите, какие ещё измерительные приборы вам удалось добавить в таблицу.

Молодцы, я вижу, с этим заданием вы справились.

  • Назначение,
  • Схема,
  • Принцип действия.

В жизни бывают ситуации, которые хотелось бы поточнее контролировать. “Невооружённого глаза” (уха, носа) для этого бывает недостаточно. Тогда и помогают измерения.

  1. Выбрать единицу измерения.
  2. Придумать способ сравнения измеряемой величины с выбранной единицей.
  3. Сконструировать (или взять готовый) прибор, который поможет это сделать.

Сейчас умеют измерять густоту тумана, уровень осадков, степень облачности. Приборы эти просты, вы сами можете додуматься, как их сделать. Вы легко назовёте приборы, измеряющие здоровье человека и его физические качества. За измерение качества ума и характера физика пока не берётся.

Итак, какие же приборы вам удалось создать?

Молодцы те, кто проявил смекалку, находчивость и творческую инициативу. Вы получаете “ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ”, который позволит считать ваше изобретение вашей интеллектуальной собственностью.

Подведение итогов этапа.

3. Обобщение и систематизация знаний.

Дидактическая цель этапа: Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.

Я напомню вам, что задача физики – изучить явления, то есть выяснить закономерности их протекания. Но устанавливать их можно двояко: на качественном и на количественном уровне.

Качественный уровень изучения явлений – это их словесное описание их протекания (больше – меньше, выше – ниже, быстрее – медленнее) .

Количественный уровень изучения явлений – математическое описание их протекания с помощью формул, графиков, таблиц.

Физическая величина – измеряемые свойства тел или явлений, то есть то, что можно измерить.

Чтобы изготовить авиационный двигатель, нужно выполнить более 100 тысяч технологических операций. Почти половина из них связана с измерениями. Измерения неотъемлемая часть современного производства. Ежедневно только в нашей стране выполняются несколько миллиардов измерений, которыми заняты миллионы человек. Уровень развития измерительной техники является одним из важнейших показателей НТП.

С давних пор измерения служат основным источником объективной информации об окружающем нас мире.

Д. И. Менделеев: “Наука начинается там, где начинают измерять”.

  • “Семь раз отмерь, а один раз отрежь”.
  • “Семь пядей во лбу”.

Итак, измерить – значит найти с помощью специальных технических устройств значение некоторой физической величины. При этом её сравнивают с одноимённой величиной, принятой за единицу.

  • Угловые
  • Оптические, механические
  • Акустические
  • Электрические теплофизические
  • Физико-химические
  • Радиоизмерения и т. д.
  • Прямые (V тела при помощи мензурки, мл) .
  • Косвенные (V = abc) .
  • Прямого действия (термометр, циферблатные весы) .
  • Сравнения (рычажные весы) .

Следует помнить, что численное значение любой величины зависит от единицы измерения.

  • Цифровые (электронные часы, счётчик электроэнергии, счётчик пройденных км на спидометре автомобиля) .
  • Шкальные (линейка, транспортир, термометр, стрелочные часы) .

Измерения любой физической величины никогда не бывают абсолютно точными. Всегда возникают небольшие ошибки или, как говорят погрешности измерений. Если вы возьмёте две линейки и приложите их вплотную друг к другу, то обнаружите, что деления их шкал не точно соответствуют друг другу. Поэтому, пользуясь различными измерительными приборами, мы получаем не точные, а лишь приближённые значения измеряемых величин.

Запомните, что при пользовании большинством измерительных приборов наибольшая погрешность правильно выполненных измерений составляет половину цены деления шкалы этого прибора.

Если мы обратимся к нашей таблице “Парад приборов”, то какова же погрешность измерений перечисленных приборов?

В дальнейшем при изучении физики и выполняя любые измерения, значения измеренных величин вы должны записывать с указанием погрешности

Подведение итогов этапа.

  1. В чём состоит задача физики?
  2. На каких уровнях можно устанавливать физические закономерности?
  3. Что такое качественный и количественный уровень изучения явлений?
  4. Что такое физическая величина?
  5. Что следует помнить в отношении численных величин?
  6. Какие виды измерительных приборов ты знаешь?
  7. Шкала …
  8. Деление …
  9. Какой опыт вам предложили проделать в классе, чтобы убедиться, что любое измерение является приближённым.
  10. Чему равна наибольшая погрешность правильно выполненных измерений?

4. Контроль и самопроверка знаний.

Дидактическая цель этапа: Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию.

А теперь попробуйте выполнить следующие задания, используя теоретический материал нашего урока.

1. Диаметр проволоки меньше одного мм. Как простыми средствами измерить этот диаметр как можно более точно?

Задание: Измерьте толщину листа книги вашего учебника.

Как вы это делаете?

Почему нельзя измерить толщину отдельно взятого листа?

Как вы думаете, почему размер маленьких предметов следует измерять методом рядов, а не приложив их к линейке?

2. Чем обусловлено неизбежные неточности при измерении размеров тел (глазомер, большая цена деления прибора) .

3. У вас есть мензурка с большой ценой деления. Можно ли повысить её точность? Предложите способ.

4. Определите цену деления измерительной ленты и линейки, медицинского и комнатного термометров. В чём отличие?

5. Часы являются измерительным прибором, а циферблат – шкалой этого прибора. Имеет ли эта шкала одно определённое значение цены деления? (Цена деления различна в зависимости от того, за какой стрелкой мы наблюдаем. Полный оборот: сек. стрелка – 1 мин,

мин. стрелка – 1 час,

час. стрелка – 12 час.

Таким образом “шкале” циферблата соответствует три различные цены деления, у каждой стрелки своя.

Задание (см рис) : Предположим, что это не настенные часы, а будильник, и зелёная стрелка не секундная, а управляет звонком. В каком часу звенит наш “будильник”?

Твои наручные часы цифровые или шкальные?

Как ты считаешь, какими приборами удобнее пользоваться - цифровыми или шкальными?

6. Задание по вариантам:

1 вариант: Нарисуйте шкалу мензурки с ценой деления 2,5 мл.

2 вариант: Нарисуйте шкалу термометра с ценой деления ) ,25 градусов С.

(заготовки рисунков мензурки и термометра на столах) . Работы сдать. Сделать проверку (на доске рисунки) .

Подведение итогов этапа.

Молодцы! Я вижу вы хорошо справились с заданиями и усвоили материал темы, который вы будете использовать при дальнейшем изучении физики.

Начнём подведение итогов нашей совместной работы.

5. Организация рефлексивного пространства.

Дидактическая цель этапа: Мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения) . Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

На имеющихся у вас на столах карточках изображена окружность, в ней 4 радиуса. На ОА – по 3-х бальной системе отметьте точкой степень сложности предлагаемых заданий, на ОВ – степень интереса материала на уроке, на ОС – степень вашей самостоятельности при выполнении заданий, на ОД – уровень усвоения материала. Соедините 4 точки, вы получили многоугольник. Чем больше площадь, тем продуктивнее вы работали на уроке . Покажите мне ваши многоугольники!

6. Подведение итогов урока.

Дидактическая цель этапа: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Я вижу вы достаточно продуктивно потрудились и это подтверждается оценками за урок.

7. Информация о домашнем задании.

Дидактическая цель этапа: Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверить соответствующие записи.

Домашнее задание: Как измерить (примерно) , сколько зёрен риса помещается в стакане? Что вам для этого понадобиться?

Читайте также: